Закон об увеличении пенсии


В. Путин подписал закон об увеличении пенсионного возраста

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Документом предусмотрено поэтапное начиная с 1 января 2019 г. увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), а также возраста, по достижении которого члены семьи умершего кормильца могут быть признаны нетрудоспособными в целях приобретения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), предоставляется право на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения установленного возраста выхода на пенсию.

Законом пенсионный возраст для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях увеличивается на пять лет. На такой же срок предусмотрена поэтапная прибавка возраста, при достижении которого у педагогических, медицинских и творческих работников наступает право на досрочную пенсию с учётом специального стажа.

Гражданам, которые в 2019 и 2020 гг. достигнут пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством, предусмотрена возможности выйти на пенсию на полгода раньше, чем это устанавливается настоящим ФЗ.

Многодетным матерям предоставлено право на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трёх детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырёх детей, – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии по-прежнему будут назначаться в 50 лет).

Законом также предусмотрено увеличение с 1 января 2019 г. фиксированной выплаты к страховой пенсии (на 25%) пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет.

Документ был принят Государственной думой 27 сентября и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 г.

www.eg-online.ru

Закон о повышении пенсионного возраста с 2019 года: что изменится

Закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года еще находится в стадии рассмотрения депутатами, но уже вызывает бурные споры и никого не оставляет равнодушным. О том, какие изменения ждут будущих пенсионеров, читайте в далее.

Предпосылки повышения пенсионного возраста

По мнению чиновников, совершенствование пенсионной системы РФ — острая необходимость, продиктованная отрицательной демографической ситуацией в 90-х годах прошлого столетия, а также увеличением жизни трудоспособного населения.

В июне 2018 года законодателями был предложен новый законопроект № 489161-7, который предлагает совокупность мер по изменению пенсионного законодательства в РФ. По замыслам авторов проекта, нововведения снизят дефицит бюджета Пенсионного фонда и увеличат пенсионные выплаты действующим пенсионерам.

С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Изменения затронут следующие формы пенсионного обеспечения:

  • по старости;
  • социальные выплаты нетрудоспособным гражданам;
  • «северные» и льготные выплаты.

Проект предусматривает постепенный рост нормативного возраста ухода на заслуженный отдых в срок до 2034 года: до 63 лет для женской половины населения РФ и 65 лет — для мужской. Таким образом, в случае узаконивания нововведений переход в пенсионную категорию для мужчин сдвинется на 5 лет, а для женщин — на 8 лет (по сравнению с действующими сегодня сроками).

Рассмотрим предполагаемые законодательные корректировки более детально.

В каком возрасте выходят на пенсию в других странах

Рост возрастных нормативов для ухода на пенсию, по мнению чиновников, продиктован увеличением средней длительности жизни россиян. В период с 2000 по 2017 годы, по данным Росстата, длительность жизни увеличилась: у женской части населения на 5,5 лет (с 72,2 до 77,7), а у мужской — на 8,5 лет (с 59 до 67,5).

По прогнозным статистическим сведениям, длительность жизни к 2024 году достигнет: 82 лет у женщин и 72,3-72,5 — у мужчин. А к периоду завершения пенсионной реформы жизненный срок ориентировочно увеличится до 75 лет у мужчин и до 85,2 — у женщин.

Большинство стран также увеличили возраст выхода на пенсию для своих граждан. В таблице ниже приведен сравнительный анализ продолжительности жизни и срока выхода на заслуженный отдых в нашей стране и в других государствах:

Возраст получения права выхода на пенсию Продолжительность жизни Страна
Мужчины Женщины
63 58 70,5-71 Казахстан
60 55 70,5-71 Россия
60 60 82,5 Франция
65 65 80 Великобритания
65 65 83,7 Япония
67 67 81 Германия
65 65 79,3 США
60 55 76,1 Китай
65 65 82,2 Канада
65 60 75 Бразилия
65 60 77 Аргентина

Данные приведены из отчета ВОЗ.

Также см. “Самые большие пенсии в мире“.

Таблица выхода на пенсию по старости в РФ

Итак, с 2019 года ежегодно к утвержденному в РФ возрастному пенсионному нормативу в 55 и 60 лет (женщин и мужчин соответственно) будет прибавляться 1 год.

Определиться с годом выхода на заслуженный отдых по старости поможет наша таблица:

Год перехода на гособеспечение по действующему в 2018 г. закону Мужчины Женщины Год выхода на пенсию по законопроекту № 489161-7
Год рождения Возраст Год рождения Возраст
2019 1959 61 1964 56 2020
2020 1960 62 1965 57 2022
2021 1961 63 1966 58 2024
2022 1962 64 1967 59 2026
2023 1963 65 1968 60 2028
2024 1964 и младше 1969 61 2030
2025 1970 62 2032
2026 1971 и моложе 63 2034

ВАЖНО!

Изменения для получателей социальной пенсии

Получателей соцпенсий также ожидают некоторые изменения:

  • Граждане, которые не отработали нужный для установления пенсии стаж, приобретают возможность уйти на заслуженный отдых позднее на 5 лет, отсчитываемых от новых возрастных лимитов. Это значит, что после 2019 года возможность получать соцпенсию наступит в 68 и 70 лет соответственно (для сравнения — в 2018 году это 60 и 65 лет).
  • При утрате кормильца родственники приобретут возможность оформить пенсию по исполнению общенормативного возраста 63 и 65 лет (в 2018 году срок перехода на такое госсодержание установлен на 55 и 60 лет).
  • Родители погибших военнослужащих получат право получать пенсионные выплаты по достижению 58 и 60 лет (прежде — 50 и 55 лет), а их вдовы — после исполнения 63-летнего возраста.
  • Повышен нормативный возраст и для малочисленных народностей Севера на 8 и 5 лет —до 58 и 60 лет (женщины/мужчины).

Коснется ли пенсионная реформа лиц, выходящих на пенсию досрочно?

Как заверяют законодатели, возможность выхода на преждевременное пенсионное обеспечение у населения и работников из областей Крайнего Севера и равнозначных регионов, а также педагогов, медиков и других «льготников» сохранится. А вот пенсионный возраст для данных категорий граждан ввиду всеобщего его роста тоже увеличится.

Так, сотрудников из регионов крайней северной части нашей страны и аналогичных территорий ожидает повышение возраста выхода на гособеспечение на 5 и 8 лет: законопроектом предполагается 60-летний порог для мужчин и 58-летний — для женщин (действующие сегодня нормативы — 55 и 50 лет соответственно). И точно также будет применяться поэтапный рост нормативных лет для оформления пенсии для достижения новых предельных возрастных рубежей.

Государство считает, что для жителей северных местностей снижение пенсионного возраста в свое время было обусловлено чрезвычайно осложненными условиями жизни в 50-х годах прошлого столетия. Но предпринятые меры по улучшению демографической обстановки значительно повлияли на длительность жизни северян.

Медицинских сотрудников, граждан творческих профессий и учителей также ждет поднятие нормативов пенсионного возраста. Но подсчитывать срок ухода на заслуженный отдых будут, отталкиваясь от периода выработки спецстажа. По действующим в 2018 году законодательным нормам, возможность ухода на преждевременный отдых медики и педагоги получают при наличии стажа в 25-30 лет. Люди творческих специальностей должны обладать спецстажем от 15 до 30 лет в зависимости от категории.

Изменение алгоритма выхода на досрочную пенсию представлено в таблице:

Год, в котором получен специальный стаж Год, в котором появляется право выхода на пенсию
2019 2020
2020 2022
2021 2024
2022 2026
2023 2028
2024 2030
2025 2032
2026 и после 2034

Мы рассмотрели, кого затронет пенсионная реформа, однако некоторые категории граждан ее не почувствуют. Кто именно — читайте далее.

Льготные категории пенсионеров

Пенсионные преобразования не коснутся:

  1. Исполняющих трудовые обязанности в небезопасных (вредных) условиях:
  • сотрудников, обслуживающих локомотивы и поезда, а также работников, которые создают условия безопасности передвижения ж/д транспорта и метрополитена;
  • водителей грузовиков, работающих в рудниках;
  • тех, кто трудится в горячих цехах под землей;
  • занятых в текстильном производстве (только женщин);
  • участников экспедиций, геолого-разведочных, топографических, геодезических, лесоустроительных, поисковых работников;
  • сотрудников плавсоставов речфлота и морфлота, а также рыбной промышленности;
  • летный состав и инженеров, обслуживающих гражданские самолеты;
  • горноспасательный и аварийно-спасательный персонал;
  • тех, кто добывает природные богатства на горных работах, строит шахты и рудники;
  • работников, исполняющих уголовные санкции в виде тюремного заключения;
  • сотрудников, работающих на лесосплаве и лесозаготовках;
  • трактористов сельхозугодий, а также машинистов дорожных, строительных и погрузочно-разгрузочных автомобилей (только женщин);
  • тех, кто управляет пассажирским автотранспортом.
  1. Лиц, пенсия которым по состоянию здоровья или социальным мотивам устанавливается раньше общеутвержденного времени:
  • мам, родивших 5 и более детей и воспитавших их до возраста 8 лет;
  • получивших военные телесные повреждения;
  • матери или отца инвалида с младенчества, воспитавших его до 8 лет;
  • опекунов инвалидов с детства, воспитавших их до 8 лет;
  • инвалидов 1-й группы по зрению;
  • женщин, имеющих необходимый страховой стаж работы в местностях крайних северных районов, родивших 2 и более детей;
  • лилипутов и карликов;
  • оленеводов, охотников, рыболовов, постоянно живущих в регионах, относящихся к Крайнему Северу.
  1. Потерпевших в техногенных или радиационных трагедиях, в т. ч. на Чернобыльской АЭС.
  2. Летчиков испытательной и серийной парашютно-десантной, воздухоплавательной и авиационной техники.

Будет ли повышение пенсионного возраста в 2018 году

На территории РФ уже работает закон об увеличении пенсионного возраста № 143-ФЗ от 23.05.2016. Он вступил в действие в 2017 году и предусматривает ежегодное увеличение на полгода пенсионных лет для госработников. Согласно данному нормативно-правовому акту, муниципальные и госслужащие получают право выйти на заслуженный отдых в следующем порядке:

Год, в котором приобретено право ухода на пенсионное довольствие Возраст, при достижении которого появляется право выхода на пенсию
Женщины Мужчины
2017 55 + ½ года 60 + 6 мес.
2018 56 61
2019 56 + ½ года 61 + 6 мес.
2020 57 62
2021 57 + ½ года 62 + 6 мес.
2022 58 63
2023 58 + ½ года 63 + 6 мес.
2024 59 64
2025 59 + ½ года 64 + 6 мес.
2026 60 65
2027 60 + ½ года 65
2028 61 65
2029 61 + ½ года 65
2030 62 65
2031 62 + ½ года 65
2032 и после 63 65

Рассматриваемый в этой статье законопроект № 489161-7 предполагает иную динамику — повышение ежегодного возрастного норматива для ухода на пенсионное содержание на 12 месяцев. Исходя из этого, госслужащие перейдут на новые сроки выхода на пенсию до 2023 года — мужчины и до 2026 года — женщины.

План выхода на пенсию для граждан, занимающих государственные должности, согласно новому законопроекту, выглядит так:

Год, в котором получено право выхода на пенсию Возраст, при достижении которого появляется право выхода на пенсию Год выхода на заслуженный отдых по новому законопроекту
Женщины Мужчины
2017 55 + 6 мес. 60 + 6 мес. 2018
2018 56 61 2019
2019 56 + 6 мес. 61 + 6 мес. 2020-2021
2020 57 62 2022
2021 58 63 2024
2022 59 64 2026
2023 60 65 2028
2024 61 2030
2025 62 2032
2026 и последующие годы 63 2034

Таким образом, вопрос о том, будет ли увеличение пенсионного возраста, пока решен только для государственных и муниципальных сотрудников (соответствующий закон действует с 2017 года). Для остальных категорий граждан по состоянию на июль 2018 года данный вопрос находится в стадии законопроекта. Но воплощение этих планов в жизнь более чем вероятно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

buhguru.com

Правительство России рассмотрело вопрос об увеличении пенсионного возраста

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства России

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим ряд очень важных для дальнейшего развития нашей страны решений. Речь идёт об изменениях пенсионной системы и о корректировке налогов. Соответственно, рассмотрим законопроекты.

Мы понимаем, насколько все эти решения непростые, поэтому мы шли к ним длительное время. У нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все за и против. Но точно так же мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно, они необходимы. Без этих решений мы не можем двигаться вперёд ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Сначала – о пенсионной системе. Ключевая задача, которая поставлена Президентом, – повысить пенсии. Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем. Но демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти – и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Всё это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причём на долгосрочный период.

Принимая эти решения, мы должны руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, нынешний порог окончания трудовой деятельности был установлен для части категорий в 1930-е годы, а окончательно был утверждён в 1956 году для рабочих и служащих, в 1964 – для членов сельскохозяйственных предприятий. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда. А сроки выхода не пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть.

Во-вторых, в последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности жизни – она достигла почти 73 лет. Это результат системной работы, которую мы ведём последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал, и различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была одна – чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше.

Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы «80+». Но сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Человек пенсионного возраста лет 30 назад и сегодня – это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли. Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов человек. Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться. И с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться.

В-третьих, на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причём начали это делать ещё в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст выхода на пенсию один из самых низких – и по сравнению с нашими партнёрами по СНГ, и с европейскими странами. Скажем, после распада СССР пенсионный возраст был увеличен во всех странах ЕАЭС, в других странах СНГ, кроме России и Узбекистана. Белоруссия сделала это некоторое время назад, а Казахстан и Молдавия – ещё 20 лет назад. Более того, наши коллеги в разных государствах из Евразийского союза сейчас делают уже следующий шаг в повышении границ пенсионного возраста. И мы тоже в общем и целом приступили к этой проблеме – к повышению пенсионного возраста, но пока это коснулось только гражданских и муниципальных госслужащих, а также депутатов. Там, как известно, в действующем законодательстве предусмотрена граница в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Не буду говорить общеизвестные вещи. В Европе люди завершают работу ещё позже – и в 67, и в 70 лет. Иными словами, по этому пути идут все страны. Тем не менее, несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году, и в 63 года для женщин в 2034 году. Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсии сверх уровня инфляции. И в целом переходный период даст возможность синхронизировать изменение пенсионного возраста и дальнейшее, более активное развитие социальной сферы.

фДля большинства людей, которые готовились выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными, повышение пройдёт постепенно. Например, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году – соответственно в возрасте 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – соответственно в возрасте 62 и 57 лет. А у молодого поколения впереди ещё достаточно времени для адаптации к новым границам.

В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж (40 лет – для женщин, 45 лет – для мужчин), выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения. При этом предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве (так называемые списки); у женщин, которые имеют пять и более детей; у инвалидов по зрению I группы и военной травмы; у одного из родителей или опекунов инвалидов с детства; у чернобыльцев; у некоторых других категорий, которые имеют такие льготы по социальным мотивам.

Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовывать это право и назначать досрочную пенсию можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и тех переходных положений, которые предусмотрены. Для тех, кто проработал в особых климатических условиях, в районах Крайнего Севера, приравненных местностях, пошагово выход на пенсию будет осуществляться для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 58 лет.

Ещё один важный момент, который я хочу особо подчеркнуть. Он касается нынешних пенсионеров. Во-первых, в отношении них никакие правила, естественно, не меняются. Во-вторых, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.

Хотел бы в этом контексте обратиться к профессиональным союзам, работодателям, с тем чтобы они оперативно организовали проведение необходимых процедур, рабочую группу. И чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание Российской трёхсторонней комиссии.

Также сегодня мы рассмотрим ратификацию 102-й Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Её положения позволят привести к международным стандартам законодательное регулирование пенсионной сферы. Это назревший вопрос. Конвенция достаточно долго обсуждалась, пора её ратифицировать. Она устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком.

Наши социальные партнёры по объединению независимых профсоюзов обращались в Правительство с предложением о ратификации этой конвенции. Давайте это сделаем.

Коллеги, принимаемые меры позволят не только повысить пенсии, они дадут возможность дополнительно сбалансировать рынок труда. У нас уже сейчас рекордно низкая безработица. В среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает. Поэтому старшее поколение, а это люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификацией, которые умеют работать, ещё многое смогут сделать.

Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приёме на работу людей, уже достигших определённого возраста, чего наши люди давно требуют. Поэтому я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами. Если граждане хотят работать, они должны работать, тем более что доход от такой работы всегда выше пенсии. И нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность. Это понимание должно быть не только у государства (почему я на этом акцентирую внимание), но и у работодателей – они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения.

Уважаемые коллеги, все законопроекты, все сопроводительные документы должны быть направлены в Государственную Думу в самое ближайшее время, чтобы наши коллеги-депутаты могли до конца весенней сессии рассмотреть их в первом чтении. Поэтому прошу всех профильных министров, заместителей Председателя Правительства, Аппарат Правительства заняться этим в приоритетном порядке, плотно и конструктивно работать с парламентом.

Отдельно хочу обратиться к коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации – прежде всего к коллегам из фракции «Единая Россия», но и к другим тоже: рассчитываю, что парламент эти инициативы поддержит, рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих законопроектов.

И ещё один важный момент. Я уверен, вы все понимаете (мы с вами об этом говорили совсем недавно): времени для дальнейших теоретических дискуссий нет, нам необходимо заниматься практической работой по выполнению национальных целей развития. Это единственно возможный путь к успеху. Это принципиальная позиция Правительства, это принципиальная позиция Президента.

Пресс-конференция Антона Силуанова, Татьяны Голиковой и Максима Топилина по завершении заседания

Вопрос: Мария Кудрявцева, «Россия 24». Сегодня обозначили ряд очень важных мер. Как эти меры могут повлиять на основные макроэкономические показатели, в частности инфляцию и рост экономики?

А.Силуанов: Принятые Правительством Российской Федерации предложения направлены в первую очередь на решение задач, которые нам поставил Президент в указе и послании, а именно: увеличение реальных доходов населения, увеличение пенсий выше инфляции, а также ускорение темпов экономического роста. Безусловно, для этого нужны ресурсы и структурные преобразования, структурные изменения.

Если мы говорим о ресурсах, то основные из них – это изменения в налоговом законодательстве, изменение подходов при формировании бюджета в части определения расходов федерального бюджета. Часть изменений, которые касаются пенсионного законодательства, будут направлены на повышение реальных пенсий. Ваш вопрос: как повлияют эти изменения на основные макропоказатели? Действительно, повышение налога на добавленную стоимость – это инфляционное решение. Тем не менее мы видим, что в текущем году мы будем иметь инфляцию значительно меньше, чем в прогнозе. По нашим оценкам, она будет составлять около 3%, поэтому повышение налога на добавленную стоимость до 20%, по нашим оценкам, может внести вклад в инфляцию максимум до 1,5%. Таким образом, мы в следующем году можем получить инфляцию порядка 4 – 4 с небольшим процента в год.

Тем не менее эти меры позволят саккумулировать в бюджете ресурсы для инфраструктурного развития, для поддержки экспорта, для поддержки малого и среднего предпринимательства, для реализации проектов в области образования и здравоохранения. По сути дела, это инвестиции в инфраструктуру и в человеческий капитал, которые дадут рост и ускорение темпов экономического роста за счёт перераспределения ресурсов, которые у нас сегодня есть, и направления их в те секторы экономики, которые обеспечат экономическое развитие. Мы рассчитываем на дополнительные темпы роста экономики.

Вопрос: Антон Германович, Татьяна Алексеевна! Сегодняшний вариант увеличения пенсионного возраста считается одним из наиболее жёстких из обсуждавшихся. Предусмотрена ли некая компенсация гражданам за подобное сложное решение?

А.Силуанов: Не могу согласиться, что вариант наиболее жёсткий. Мы повышаем пенсионный возраст постепенно, поэтапно. Для мужчин повышение возраста будет в течение 10 лет, для женщин – в течение 16 лет. Достаточно, считаю, продолжительный промежуток времени. Основной компенсацией, как вы говорите, будет увеличение реальных пенсий. Если бы мы не принимали решений по возрасту, то мы бы имели в 2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, нежели тот, который мы сейчас ожидаем. Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что ориентировочно повышение пенсии мы планируем в размере порядка тысячи рублей исходя из расчёта среднегодовой пенсии пенсионеров. Поэтому основная задача будет заключаться в том, чтобы обеспечить повышение пенсии. Постепенно мы будем повышать уровень так называемого пенсионного замещения заработной платы. Такие задачи у нас стоят в концепции реформирования пенсионной системы. Эти задачи отвечают основным нуждам пенсионеров в повышении пенсий, повышении их реальных доходов.

Т.Голикова: Наверное, требуется дополнительное разъяснение, что значит 10- и 16-летний переходный период соответственно для мужчин и женщин.

Позволю себе зачитать, как это будет выглядеть. Мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году – в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – в возрасте соответственно 62 года и 57 лет. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения получат право выхода на пенсию в 2024 году – в возрасте соответственно 63 года и 58 лет. Мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения – в 2026 году в возрасте 64 года и 59 лет. Мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения получат право выхода на пенсию в 2028 году – в возрасте соответственно 65 и 60 лет. Женщины 1969 года рождения – в 2030 году в возрасте 61 год, женщины 1970 года рождения – в 2032 году в возрасте 62 года, и женщины 1971 года рождения получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

Вот в чём заключается переходный период.

Если вы обратили внимание, выход на пенсию происходит через год. Это не значит, что никто не выходит на пенсию в те годы, которые пропускаются. Выходят те категории, которые сегодня были озвучены, которые являются досрочниками и по которым ничего не меняется, пенсионеры, у которых есть социальные основания для выхода на пенсию, и ряд других категорий.

Должна добавить к тому, что сказал Антон Германович, с точки зрения нагрузки на экономику и пенсионную систему – некоторые отдельные цифры.

В 1970 году у нас на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего. Сейчас мы подходим (в 2019 году) к черте практически 1,8. То есть объём средств, который зарабатывается пенсионной системой посредством уплаты страховых взносов, сокращается. Соответственно, это существенно сокращает возможности для выплаты пенсий уже тем пенсионерам, которые находятся на пенсии, и для её увеличения.

Цель всех решений, которые принимаются, – увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Безусловно, в первые годы мы не получим значимых, существенных плюсов по пополнению пенсионной системы, но постепенно, по мере продвижения вправо, ресурсы пенсионной системы будут накапливаться. Это будет давать нам возможность увеличивать пенсии больше, чем это происходило в предыдущие годы и чем это будет происходить в первые годы.

И ещё один, наверное, компенсационный механизм, на который нужно обратить внимание. Он сегодня прозвучал в выступлении Дмитрия Анатольевича. Мы сохраняем возможность раннего выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а для мужчин 60, – соответственно 40 и 45 лет стажа. Это делается всегда, когда принимаются решения по поэтапному повышению пенсионного возраста. И мы в этой части не являемся исключением.

Вопрос: По статистике, сейчас 30% мужчин не доживают до 60 лет, 40% не доживают до 65 лет. Как это увязывается с планами по повышению пенсионного возраста? Второй вопрос – возрастная дискриминация на рынке труда. Что будет делаться, чтобы люди старшего возраста могли нормально трудоустраиваться?

М.Топилин: Что касается продолжительности жизни и того, что у нас происходит в этой сфере в последние годы. Я бы хотел сказать, что мы кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, ещё динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии. Чтобы быть точным, вот цифры. 2000 год, продолжительность жизни мужчин – 59 лет. Сегодня продолжительность жизни – уже 67,5 года. То есть мы на восемь с лишним лет увеличили продолжительность жизни мужчин за достаточно короткий промежуток времени. Задачи, которые перед нами поставлены – увеличение продолжительности жизни для мужчин к 2030 году до 75 лет.

Я могу сказать, что темпы, которые мы в последнее время фиксируем, беспрецедентны и для других стран, и для Российской Федерации, для Советского Союза. Когда мы говорим о точке, с которой начинали: это 2000 год, 59 лет, мужчины. 75,8 – к 2030 году, это на 16,5 года больше. Если мы посмотрим на период Советского Союза, продолжительность жизни колебалась в пределах 63–65 лет, она оставалась на одном и том же уровне в 1980-е, 1990-е годы, не было кардинальных изменений. Когда принимались решения по пенсионному возрасту, об этом неоднократно говорили, – это 1930-е годы (при продолжительности жизни чуть более 40 лет). Стандартные пенсионные системы, похожие на нынешнюю, – это закон о пенсиях 1956 года, классическое законодательство Советского Союза. С этого времени произошло достаточно много изменений, тектонические изменения в структуре производства, в условиях труда, вообще в сферах приложения труда. То есть труд сегодня по сравнению с тем, как трудились наши соотечественники в 1930-е годы, – это несопоставимые понятия. Как трудились, когда осваивали северные территории, целинные земли. Это совершенно разный труд. Сегодня гораздо в бóльшем сегменте условия труда нормальные, люди работают в офисах, работают удалённо, это работа с компьютерами и так далее. Всё поменялось. Поэтому мы исходим из того, что серьёзнейшие кардинальные изменения с точки зрения продолжительности жизни, уровня жизни, с точки зрения здоровья наших граждан как раз в том числе и являются основанием и необходимостью для того, чтобы повышать пенсионный возраст. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что нельзя сравнивать то, что мы делаем, с нынешним временем, нужно смотреть на то, какой же будет продолжительность жизни в тех 2028 и 2034 годах, когда переходный период изменится, а это ещё плюс шесть-семь лет продолжительности жизни, которые мы должны достичь. Для этого есть все основания.

Что касается рынка труда, мы здесь тоже не видим каких-то серьёзных проблем, хотя, безусловно, предпринять дополнительные усилия здесь потребуется. Сегодня были даны соответствующие поручения Федеральной службе по труду и занятости. Мы недавно приняли законодательство антидискриминационное, которое запрещает публикацию объявлений – нельзя публиковать объявления, где написаны какие-либо ограничения по возрасту. На самом деле, это, конечно, не все соблюдают, в том числе те, кто печатает это объявление. Поэтому давайте вместе поработаем в этом направлении. Мы считаем, что рабочие места, которые занимают граждане в возрасте, близком к пенсионному, и рабочие места, которые занимают молодые люди, – это всё-таки разные рабочие места, они требуют разного опыта, разных компетенций, разных знаний. Люди, которые уже имеют большой опыт, которые трудились многие годы на производстве, в других отраслях, очень важны для нас с точки зрения передачи навыков, своих знаний молодым людям. И нам кажется, что путём таких действий мы сможем эту проблему тоже решить.

Т.Голикова: Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных 2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года, в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице составляют лица этого возраста. Статистические наблюдения, которые есть в нашей стране, не содержат данные о заболеваемости и смертности в возрасте 55–60 лет у женщин и 60–65 лет у мужчин. Таких статистических данных нет. Тем не менее я хочу вам привести другую статистику, она косвенно будет свидетельствовать о некоторых тенденциях, которые есть. По итогам 2017 года в круглосуточные стационары было госпитализировано 10,4 миллиона лиц старше трудоспособного возраста, при этом умерло в стационарах 393,8 тысячи человек. То есть это где-то 3,7% от той численности, которая была госпитализирована, по лицам старшего возраста (женщины после 55, мужчины после 60). 

Вопрос: Антон Германович, не могли бы Вы с цифрами рассказать, как повышение пенсионного возраста скажется на пенсионной системе? Правильно мы поняли, что в первые годы просто будет обеспечиваться её сбалансированность? С какого года будут накапливаться ресурсы системы? Как изменится трансферт на ОПС и что будет с пенсионными накоплениями граждан, уже сформированными, на сумму свыше 3 трлн рублей?

А.Силуанов: Первое. Мы не отказываемся от построения страховой пенсионной системы, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы пенсионная система аккумулировала в себе больше ресурсов, больше доходов, и эти средства пойдут на увеличение пенсий нашим пенсионерам. Решение о повышении пенсионного возраста – это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам. Это наша основная задача.

Что касается пенсионных накоплений. Мы договорились, что будем развивать добровольные системы пенсионного страхования, добровольные системы так называемого пенсионного капитала. Мы вместе с Центральным банком подготовили концепцию и законопроекты по созданию системы индивидуального пенсионного капитала, с тем чтобы наши граждане могли в ходе трудовой деятельности иметь возможность накапливать себе дополнительные ресурсы на пенсию. Такая система должна быть запущена в ближайшие годы. Мы подготовили концепцию такой системы, обсудим её и представим в Правительство и парламент. Поэтому считаем, что нынешняя страховая система будет развиваться, и за счёт неё будет обеспечиваться увеличение пенсионного обеспечения.

И второе: мы создадим возможность надёжной накопительной составляющей системы. Это будет гарантированная система, это будут системы, которые, по сути дела, будут иметь такие страховые механизмы, как это сегодня обеспечивается при вкладах граждан в банках. И мы будем стимулировать наших граждан к участию в таких накопительных системах, поскольку, повторю, это будет дополнительный ресурс к пенсионной системе, которая действует сегодня и которую мы будем совершенствовать.

Т.Голикова: Трансферты в пенсионную систему пока будут оставаться, потому что трансферты в пенсионную систему связаны не только с увеличением индексации. Трансферты в пенсионную систему связаны с теми нормами законодательства, которые сегодня действуют и которые в перспективе ещё придётся обсуждать. Речь идёт о льготных пенсиях, о сниженных тарифах по отдельным отраслям, которые компенсируются федеральным бюджетом в виде межбюджетного трансферта для того, чтобы не снижать пенсионное обеспечение граждан, работающих в этих отраслях. То есть те расчёты, которые мы сегодня осуществляем, и тот прогноз, который мы сегодня озвучиваем, исходят из проекта прогноза социально-экономического развития, который есть на май 2018 года. Сейчас мы входим в активный бюджетный процесс, и по мере продвижения в рамках этого бюджетного процесса будет меняться прогноз социально-экономического развития.

На этот прогноз помимо тенденций, которые складываются, будут оказывать влияние и те меры, которые будут реализованы в законе о бюджете – трёхлетний мы дали, за трёхлетним горизонтом – по тем приоритетным проектам и программам, которые обозначил Президент в своём послании, поскольку показатели будут носить целевой характер. И исходя из тех мер, которые будет разрабатывать Правительство, – а первые проекты должны появиться в начале июля 2018 года, – будет скорректирован прогноз. В зависимости от того, как он будет скорректирован, будут рассчитаны в том числе и бюджеты государственных внебюджетных фондов, всех трёх, и трансферт в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Сейчас предвосхищать и называть какую-то конкретную цифру с нашей стороны было бы неправильно, поскольку эта работа связана с формированием бюджета, и уже на стадии формирования бюджета мы эти цифры озвучим.

При этом цифра, которую мы назвали, – тысяча рублей… Дмитрий Анатольевич назвал это как рост пенсии в среднем за год, но это означает, что механизмами, которые сегодня заложены в пенсионном законодательстве, внутри, скажем, 2019 года будет обеспечиваться индексация пенсий. Сначала так, как это было положено ранее, – с 1 февраля по фактической инфляции года, предшествующего тому, в котором осуществляется индексация, и затем с 1 апреля – уже по всем факторам, которые в том числе связаны с получением доходов в связи с увеличением возраста. При этом я обращаю внимание, что граждане должны были выходить в течение всего года и, безусловно, средства накапливаются в течение всего года, но индексация будет осуществляться с некоторым опережением, если можно так сказать, и, соответственно, граждане будут получать эту тысячу, расчёт которой исходит из того майского прогноза, который мы на сегодняшний день имеем, уже непосредственно ежемесячно.

А.Силуанов: И эта тысяча – это мера, которую мы можем реализовать благодаря в том числе и тем структурным преобразованиям в пенсионной системе, которые мы сегодня обсуждали.

Хочу сказать, что у нас есть трансферт на сбалансированность пенсионного фонда, и трансферт этот останется. Мы сегодня в Правительстве рассмотрели законопроект о снижении ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 26 до 22% уже на постоянной основе. Если раньше из федерального бюджета на пониженную ставку выделялся специальный трансферт, то этот трансферт останется и будет выделяться уже на общий баланс Пенсионного фонда.

Вопрос: Сегодня уже было озвучено, что льготы сохранятся для некоторых категорий граждан по выходу на пенсию. Эти льготы сохраняются только на переходный период или они будут действовать всегда? И второй вопрос. Какой механизм будет действовать для отдельных категорий медработников и педагогических работников?

Т.Голикова: Первое, что я хочу сказать: у нас достаточно большое количество льготных категорий граждан, которые сегодня специальным образом прописаны в пенсионном законодательстве. Их можно разделить на четыре части. Пенсии, которые назначаются по профессиональным категориям, – это так называемые Список 1, Список 2, малые списки (я сейчас скажу, что это такое) и педагоги, медики и творческие работники независимо от возраста, то есть у них стажевая формула установления пенсии.

Вторая категория – досрочников. Это пенсии, которые назначаются в связи с работой в особых климатических условиях. Это, как правило, севера.

Следующая категория – это пенсии, назначаемые по социальным мотивам. Здесь достаточно много категорий. Практически все из них, большинство из них, Дмитрий Анатольевич назвал во время заседания Правительства. Если будет необходимость, мы их повторим.

И пенсии, назначаемые в связи с радиационным воздействием. Это Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск.

Что такое Список 1 – это подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

Список 2 – это тяжёлые условия труда, химическая, нефтехимическая, металлургическая промышленность. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

Если есть необходимость, я могу озвучить все категории, что такое малые списки, кто к этому относится. Это очень большой объём. Их достаточно много.

Что касается медицинских и педагогических работников, то стажевые требования по ним не меняются. Стажевые требования, которые для них установлены в зависимости от того, на каких рабочих местах они работали от 15 до 30 лет, фиксируются при отработке этого стажа. Но выплата пенсии начинается точно так же, с таким же шагом, как и всем обычным пенсионерам, которые получают страховые пенсии.

Вопрос: Антон Германович, будет ли повышение пенсионного возраста в дальнейшем затрагивать военнослужащих и сотрудников силовых структур?

А.Силуанов: Пенсионный возраст для военнослужащих. Мы говорили, что сегодня есть стаж, который должны отслужить военнослужащие, стаж выслуги для получения права выхода на пенсию. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас с Министерством обороны есть, и это будет один из элементов наших предложений.

Т.Голикова: Но сейчас это не учитывается. В пакете, который вносится, всё остаётся пока как есть.

rosmintrud.ru

Будет ли принят закон об увеличении пенсионного возраста в России в 2018/2019 году

Специалисты Центра стратегических разработок (ЦСР) ведут работы в плане разработки стратегии, нацеленной на дальнейшее развитие страны. В соответствии с программой планируется постепенное прибавление пенсионного возраста для жителей России.

Будет ли одобрена прибавка к пенсионному возрасту в 2018 году

Текущая программа рассчитана на 2018-2024 годы. Она включает список перспективных мер, которые должны работать на повышение уровня жизни сограждан. Согласно этой стратегии, если трудиться на пять лет больше, то размер пенсии вырастет на 1/3.

Сейчас установлен возрастной лимит в размере 56 лет для женщин. Этот показатель у мужчин составляет 61 год. Законопроект предусматривает постепенный рост этого значения для начисления страховой пенсии. Например, у госслужащих показатель должен ежегодно увеличиваться на 6 месяцев.

Трудящимся в условиях Севера повышать возрастной показатель предложено в общем порядке. С 50 до 55 лет возраст увеличивается у работниц, тогда как у работников показатель возрастает с 60 до 65 лет.

Переход коснется именно тех граждан, которые должны получить статус пенсионера в 2019-2023 годах. Если считать по датам рождения, то включительно:

  • с 1959 по 1963 год (мужчины);
  • с 1964 по 1968 год (женщины).

На сограждан, которые не попадают в эти возрастные категории, распространяются новые нормы.

Таблица расчета сроков по годам

Годы назначения пенсий по прежним нормамНовый показатель возраста мужчинНовый показатель возраста женщинГоды назначения пенсий согласно актуальному законопроекту
201960.5*55.5*2019-2020
202061.5*56.5*2021-2022
202163582024
202264592026
202365602028

Примечание *. На полугодие раньше, чем это предусмотрено законопроектом, смогут оформить документы те пенсионеры, уход которых с работы должен состояться в 2019 и 2020 году. Данная льгота предоставлена тем трудящимся, кому остается ждать пенсии два года до завершения 2018 года.

Выдержки из обращения В. В. Путина

Глава государства внес предложение о принятии ряда мер, ориентированных в сторону смягчения выносимых решений в рамках текущей реформы.

Пенсии для россиянок

Реформа предусматривает принятие ряда мер с той целью, чтобы матери, имеющие несколько детей, получили пенсионные выплаты раньше срока. Нововведение коснулось только тех работниц, которые имеют не менее трех детей.

Простая арифметика: если у матери трое детей, то выход на пенсию состоится на 3 года раньше. Если в семье имеется четверо детей, то, соответственно, на 4 года раньше.

Для тех гражданок, у которых имеется 5 детей и более, ничего не меняется, и оформить свою пенсию они могут в соответствии с прежним законом – в 50 лет.

Введение особой льготы

Сограждане, которые подходят к пенсионному рубежу в самые ближайшие годы, имеют право на исключительную льготу. Россияне, которые станут пенсионерами в течение двух наступающих лет, смогут осуществить это досрочно.

Пример. Гражданин должен получить статус пенсионера в январе 2020 года. Если применить льготу, этот момент наступит раньше – в июле 2019 года.

Неоднократно обсуждалась и доплата в размере 25% для жителей сельской местности. Чтобы приплюсовать эту прибавку к страховой части, необходимо заработать 30 лет стажа. Реформа позволяет начать выплаты уже с начала 2019 года.

Прежние льготы для различных категорий тружеников остаются неизменными, включая порядок расчета пенсионных выплат для немногочисленных народов Севера.

Можно ли получить пенсию досрочно

Некоторые граждане начали трудиться раньше остальных. Реформа дает труженикам возможность стать пенсионерами раньше положенного срока – с учетом наработанного стажа.

Важно! Закон оказывается справедливым в том, что пенсионеров, претендующих на выплаты «по вредности», он не затрагивает. Также пенсионный возраст не будет увеличиваться для некоторых категорий лиц. К ним относятся: участники техногенных катастроф, служащие авиации, «социальные» пенсионеры (получающие выплаты по медицинским показаниям).

Согласно актуальному законодательству можно выходить на заслуженную пенсию раньше, чем положено. Чтобы оформить пенсию раньше, женщинам необходимо иметь 40 лет выслуги. Мужчинам нужно заработать еще больший стаж – 45 лет. Граждане из этой категории имеют право выйти на пенсию на 2 года раньше.

В рамках преобразований показатели стажа, возможно, понизятся еще на три года. Таким образом, необходимый стаж для женщин составит 37 лет, тогда как для мужчин – 42 года. Если стаж имеется в наличии, то женщины смогут оформить документы в 55 лет, а мужчины – в 60 лет.

Сохранность всех льгот

Принципиальный вопрос – оставить в сохранности льготы. Это касается льгот, которые остаются действующими на 31 декабря 2018 года.

Поскольку сограждане рассчитывали на их получение, льготы будут назначаться в момент наступления определенного возраста. Этот показатель составляет 55 лет для женщин. Аналогичные льготы для мужчин будут предоставляться в 60 лет.

В частности, льготы затрагивают налоговые платежи и выплаты за владение недвижимым имуществом. Таким образом, еще до назначения пенсий потенциальные пенсионеры не будут оплачивать собственное жилище и садовый домик.

Основные поправки уже внесены в Госдуму

Речь идет о предложениях президента, высказанных по поводу новой реформы. Поправки касаются раннего начисления страховой пенсии тем лицам, которые наработали многолетний стаж. Таким образом, мужчинам необходимо отработать 42 года, а женщинам достаточно иметь 37 лет выслуги, чтобы раньше оформить пенсию.

Сроки назначения к выплате накопительной части сохраняются при условии, что работники принимали участие в ее формировании. Представитель «Единой России» заверил, что одобрение изменений законопроекта состоится в ходе второго чтения.

В комплект поправок включены важные меры. Они касаются диспансеризации «предпенсионеров», а также действующих оснований назначения пенсий для малых народов Севера. К тому же отменяются преференции для пенсионеров из депутатского корпуса.

Роструд отправил в регионы рекомендации, разъясняющие порядок трудоустройства предпенсионеров. Администрации субъектов обязаны вести учет компаний-работодателей, выявлять количество потенциальных пенсионеров и ежеквартально отправлять эти сведения в Москву. Сбор сведений, отправленных из субъектов, и их анализ завершился к окончанию сентября.

Выводы

  1. Закон о прибавлении пенсионного возраста, вероятно, будет одобрен, но не в первоначальной редакции. Последующее прибавление возрастного показателя будет происходить поэтапно – к 2034 году.

По намеченному плану возраст пенсионера будет увеличиваться с 2019 года на один год в каждый последующий год. А итоговый показатель будет определен в 2023 году. Срок «переходного периода» в рамках реформирования составляет 5 лет.

  1. В отношении педагогов и медиков действует прежний закон. Для этих категорий работников сохраняется правило наработанного стажа. Необходимо иметь 25 и 30 лет выслуги, чтобы оформить пенсию раньше, чем это предписано законодательством. Но этот момент предложено отложить на 8 лет, учитывая сложности «перехода» в 2019-2026 годы.
  2. В актуальном контексте разрабатываемого проекта показатели пенсионного возраста не превышают 60 и 65 лет. К тому же предусмотрена возможность досрочного получения статуса пенсионера.
  3. Одобрить реформу на законодательном уровне должны уже в октябре 2018 года. А до 24 сентября должны быть собраны все поправки с целью представления их в Госдуму.
  4. Согласно новому законодательству трансформировалось понятие «пенсия по старости». Теперь она именуется «страховой пенсией». Критерии для ее оформления те же – 60 и 65 лет, то есть на общих основаниях.

opensii.info


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.