За счет каких средств финансируется выплата базовой части пенсии


За счет каких средств финансируется выплата базовой части пенсии

Начиная с 1 июля 2012 года российские пенсионеры, имеющие по закону право на получение накопительной части пенсии, смогут получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. Их будет осуществлять как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, в зависимости от того, где гражданин формировал свои пенсионные накопления.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» определяет несколько видов выплат средств пенсионных накоплений. Гражданин, чья накопительная часть составит 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, сможет получить все свои пенсионные накопления единовременно. Под эту категорию в первую очередь подпадают мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

На единовременную выплату также могут рассчитывать граждане, получающие социальную пенсию или трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, которые не приобрели права на трудовую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет).

Пенсионные накопления можно будет получать в виде срочной пенсионной выплаты. Срочная пенсионная выплата может включать в себя только выплаты из средств дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в рамках программы государственного софинансирования пенсии (взносы как гражданина, так и государства), и средств материнского капитала, если мама-владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.

Другими словами, срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования.

Важной особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования, будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал – отцу ребенка или непосредственно самому ребенку/детям.

Наконец, пенсионные накопления будут получать в наиболее привычном виде – в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2012 году ее размер будет рассчитываться исходя из ожидаемого периода выплаты в 18 лет. То есть, чтобы получить ежемесячный размер выплаты накопительной части пенсии в 2012 году, надо общую сумму пенсионных накоплений (с учетом дохода от их инвестирования) поделить на 216 месяцев.

Следует отметить, что срочная пенсионная выплата и накопительная части трудовой пенсии по старости будут ежегодно – 1 августа – корректироваться с учетом поступивших на накопительную часть пенсии взносов.

Причем эти два вида выплат пенсионных накоплений при определенных условиях можно будет комбинировать. К примеру, пенсионные накопления гражданина формировались за счет взносов работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования, но при этом гражданин был участником программы госсофинансирования пенсии и/или направил на накопительную часть пенсии средства материнского капитала. В этом случае у гражданина есть два варианта. Первый – получать всю сумму пенсионных накоплений в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. Второй – часть, сформированную за счет взносов работодателя, гражданин будет бессрочно получать в виде накопительной части трудовой пенсии по старости, а взносы от участия в программе софинансирования и средства материнского капитала, при желании, – в виде срочной пенсионной выплаты, самостоятельно определив ее срок, не менее 10 лет.

Несмотря на то, что закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» вступает в силу с 1 июля 2012 года, положения, которые касаются получения срочной пенсионной выплаты и накопительной части трудовой пенсии по старости, распространяются на граждан, имеющих право на получение накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 года. В настоящее время Пенсионный фонд России проводит организационные подготовительные мероприятия для осуществления со второго полугодия 2012 года выплат средств пенсионных накоплений граждан, у которых возникло право на их получение.

www.pfrf.ru

Базовая пенсия - что это такое, размер

Цель российской пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году, состоит в повышении благосостояния граждан, закончивших трудовую деятельность и не имеющих более источников дохода.

Помимо этого, — уменьшить бюджетные расходы государства за счет развития накопительных методов формирования пенсионного фонда, с тем, чтобы будущие пенсионеры вносили отчисления в свою копилку.

Учитывая международный опыт, была предложена структура пенсионных выплат, состоящая из 3 составляющих частей: базовой, страховой и, в дополнение, накопительной.

Что это такое

Базовая — так назвали разработчики нового закона долю трудовой пенсии, являющуюся первичным элементом пенсионных выплат. Имелось в виду, что это пособие гарантируется государством даже при наличии минимального стажа работы гражданина.

Первоначально базовая часть была определена в размере 450 рублей. Для ее получения было достаточно, чтобы суммарная продолжительность трудового периода не была меньше 5 лет.

Некоторым категориям пенсионеров (инвалидам, содержащим иждивенцев, имеющим северный стаж) установили повышающие коэффициенты к базе. Ежегодно базовая пенсия индексируется, чтобы компенсировать уровень инфляции, рост коммунальных платежей и цен на продукты.

По крайней мере, так было до 2017-го, когда прибавка оказалась в 3 раза меньше официальной инфляции. В любом случае базовая составляющая пенсии была существенно меньше страховой, которая учитывает величину заработка и продолжительность трудового стажа.

Поначалу были серьезные планы по накопительной системе. Будущим пенсионерам — мужчинам с 1952, женщинам с 1956 года рождения, открыли личные накопительные счета для формирования накопительной пенсии.

Но уже в 2005-м правительство, видимо, испугавшись, что Российский Пенсионный Фонд и независимые пенсионные фонды (НПФ) могут не выполнить своих обязательств, свернуло эту программу.

Сегодня накопительные отчисления идут на счета будущих пенсионеров, год рождения которых позднее 1967-го, если они подтвердили свое согласие остаться в этой программе. Срок подтверждения, кстати, истек в конце 2015 года.

В 2010-м базовая пенсия была включена в страховую часть под названием — фиксированный базовый размер (ФБР). А закон № 400-ФЗ, принятый в 2013-м, еще раз переименовал ее.

Теперь ее название — фиксированные выплаты к страховой пенсии (ФВ). На 2017 год ФВ установлены в размере 4559 рублей. Термина «трудовая» сейчас не существует, пенсия называется по названию основной составляющей части — страховая.

Когда можно ее получать

Если вначале для получения базовой части пособия требовалось соблюдение двух условий: достижение установленного возраста выхода на пенсию и минимальная продолжительность трудовой деятельности 5 лет, то новое законодательство расширяет список предъявляемых требований.

Фиксированные выплаты (базовая пенсия по-старому) выплачиваются вместе со всей страховой пенсией, куда они входят как одна из составных частей.

Страховая пенсия включает в себя: ФВ (фиксированная выплата) × ПК 1 (повышающий коэффициент 1) плюс ИПК (индивидуальный коэффициент пенсионера) × СПК (денежное обеспечение пенсионного балла) × ПК 2 (повышающий коэффициент 2).

Получить ее можно в случае соблюдения следующих требований:

 Возраст гражданина соответствует требуемому: мужчины — 60, женщины — 55 лет  Для отдельных групп работающих устанавливается льготный возрастной порог: вредные работы (Список № 1), тяжелые работы (Список № 2), работа в условиях Крайнего Севера, железнодорожники и некоторые другие
 Минимальный страховой стаж  Следует уточнить, что он не обязательно совпадает с трудовым, поскольку не все случаи трудовой деятельности могут быть подтверждены отчислением страховых взносов. На сегодня (2016-й) минимальный стаж равен 7 годам. В последующем он будет возрастать: до 15 лет в 2024-м. Как видно — условия ужесточились
  Наличие минимального ИПК  Личный пенсионный коэффициент, измеряемый в баллах, напрямую зависит от величины отчислений (а не от зарплаты гражданина). Не секрет, что последняя часто выдается в конвертах. Поэтому имеется опасность не получить страховой пенсии вообще, если не наберется минимального количества баллов. В 2017 году минимум ИПК — 9, с последующим повышением до 30 — в 2025-м (на 2,4 балла в год)

Из каких средств формируется

ФВ формируются за счет отчислений страхователя в пенсионную систему РФ. Конкретнее, от некоторой доли этих взносов.

Вначале на базовую часть пенсии направлялась половина от единого денежного налога (ЕДН), который составлял тогда 28%. С 2005-го эти взносы были уменьшены: 6% от ЕДН, который был также снижен до 20%.

Сейчас вместо единого налога действуют страховые взносы в Обязательную Пенсионную Систему (ОПС), составляющие на 2017 год 22%, 6 из которых поступают в ПФР на формирование фиксированной выплаты (ранее — базовой пенсии).

Эту выплату можно назвать еще солидарной, поскольку она предназначена другим пенсионерам. Остальные 16 идут на финансирование своей страховой или накопительной составляющей, в зависимости от желания работающего, то есть на индивидуальный лицевой счет.

Максимальный фонд зарплаты, который подлежит обложению взносами, после индексации 2017-го установлен в размере 796 тысяч рублей. Сверх этой суммы предприниматель платит 10%. Для работодателей существуют еще дополнительные тарифы.

Вредные и опасные работы подлежат увеличенному налогообложению: по Списку № 1 — на 9, № 2 и остальным — на 6% (если предприниматель не проводит переоценку условий труда). При проведении экспертизы взносы увеличиваются в меньшей степени.

Некоторые страхователи пользуются льготами, смысл которых — содействовать приоритетному развитию некоторых регионов: Крым и Севастополь, как свободные экономические зоны, свободный порт Владивосток, некоторые другие территории опережающего развития.

Поскольку президент и правительство стремятся максимально поддержать жизненный уровень пожилых людей, система ОПС не справляется с возложенными на нее задачами. Фактически государственный бюджет подпитывает нехватку финансирования ПФР.

Размер базовой пенсии

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (общая — 4383 рубля) по данным на январь 2015 составляет:

 Граждане, содержащие иждивенцев 5844–8767
 Инвалиды I группы и дожившие до 80 лет  8767
 Те же, но содержащие иждивенцев  1022–13150
 Отработавшие на Крайнем Севере 15 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет — для мужчин и 20 — для женщин  6575
 Те же, достигшие 80 лет или будучи инвалидами I группы  13150
 Отработавшие не менее 15 лет на Крайнем Севере, имеющие страховой стаж 25 лет — мужчины и 20 — женщины, содержащие иждивенцев  8767–13150
 80-летним или инвалидам I группы, содержащим иждивенцев  15342–19726
 Отработавшим в областях, приравненных к Крайнему Северу 20 лет, заработавшим страховой стаж 25 лет — мужчинам и 20 — женщинам  5698
 Этой же категории при достижении 80 лет, а также инвалидам I группы 11397
 Отработавшие в условиях, приравниваемых к Крайнему Северу 20 лет, имеющие страховой стаж 25 лет — мужчины и 20 — женщины, содержащие иждивенцев 7598–11397
 Им же при достижении 80 лет или инвалидам I группы, в случае содержания иждивенцев 13296–17096

Пенсионерам по инвалидности:

 I и II группы  4383
 III группы  2191 рубль

Размер пенсии по инвалидности с надбавками:

 Инвалиды I группы  8767
 С иждивенцами  10228–13150
 II группы  4383
 С иждивенцами  5844–8767
 III группы с иждивенцами  3653–6575
 Инвалидам I группы, имеющим 15 лет трудового стажа на Крайнем Севере, из них страхового: 25 лет — для мужчин и 20 — для женщин  13150
 Имеющим иждивенцев  15342–19726
 II группы, при тех же условиях  6575
 С иждивенцами  8767–13150
 III группы, при тех же условиях  3287
 С иждивенцами  5479–9863
 Инвалидам I группы, 20 лет проработавшим в районах, приравненных к Крайнему Северу, имеющим страховой стаж 25 лет — мужчины и 20 — женщины  11397
 Имеющим иждивенцев  13296–17096
 II группы, при тех же условиях  5698
 С иждивенцами  7598–11397
 III группы, при тех же условиях  2849
 С иждивенцами  4748–8548

Получающим пособие по потере кормильца базовая часть составляет половину от ФВ по старости (4383 рубля) — 2191 рубль на каждого неспособного к труду члена семьи.

Несмотря на ежегодную индексацию, базовая пенсия остается недостаточной для того, чтобы выполнять социальную функцию, а в результате последних изменений становится еще и менее доступной.

Так что молодому поколению нужно больше рассчитывать на приобретение страхового стажа, трудоустройство с получением белой зарплаты, а также на дополнительные виды страхования (в том числе и накопительное).

Про льготы афганцам при выходе на пенсию читайте здесь.

Из чего состоит пенсия по старости, описывается в этой статье.

vkadry.com

механизм финансирования

На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране.

Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Первоочередная задача Пенсионного фонда – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- участники Великой Отечественной войны;

- нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих частей:

- базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;

- страховой

- дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете;

- накопительной

- части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая.

Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников (табл. 11.1).

Таблица 11.1 – Источники финансирования Пенсионного фонда РФ

Источник финансирования

Характеристика источника

1

2

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

работодателей и

лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством(-основной источник формирования доходов Пенсионного фонда Российской

Федерации)

Объектом обложения страховыми

взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и

налоговая база по единому социальному налогу, однако, в отличие от ставок

единого социального налога тарифы страховых взносов для

страхователей, производящих выплаты физическим лицам, дифференцируются

не только в зависимости от размера облагаемой базы, но и от возраста

застрахованных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии;

Отчисления от единого социального налога

Плательщиками единого

социального налога являются юридические и физические лица, производящие

выплаты гражданам, индивидуальные предприниматели и адвокаты; объектом

налогообложения являются вознаграждения физическим лицам по

трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской

деятельности граждан; ставки единогосоциального налога дифференцированы

по регрессивной шкале в зависимости от размера выплат,

производимых в пользу застрахованных работников.

Доходы

от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

К активам, разрешенным для размещения пенсионных

накоплений, отнесены государственные федеральные ценные бумаги, и субъектов

Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные

ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная

валюта, на счетах в кредитных организациях.

Средства федерального бюджета

За счет средств федерального бюджета, передаваемых

Пенсионному фонду РФ, производится финансирование выплат государственных пенсий

и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей;

участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам

и некоторые другие виды расходов.

Прочие источники

Добровольные взносы физических лиц и организаций; доходы от

размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного

пенсионного страхования; суммы пеней и иных финансовых санкций; другие

источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации).

Размер взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд определяется ежегодно правлением фонда и утверждается законодательными органами власти.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых начисляется пенсия. Срок оплаты страховых взносов для работодателей и граждан – 1 раз в месяц.

Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на следующие выплаты:

- по обязательному пенсионному страхованию – это выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.);

- по государственному пенсионному обеспечению (пенсии государственным служащим, военнослужащим, социальные пенсии);

- на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации);

- на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда (расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы);

- прочие расходы. Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда – банк – управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер.

studfiles.net

www.nk61.ru

ВЫПЛАТА СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

С 01.07.2012 вступил в силу Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», которым в Федеральный  закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в части установления накопительной части  трудовой пенсии по старости.

Пенсионные накопления учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица  и формируются из следующих источников:

а) страховых взносов, поступивших на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, и дохода от их инвестирования;

б) дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования;

в) взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и дохода от их инвестирования;

г) взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования;

д) средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.        

Виды выплат, осуществляемых за счет средств пенсионных накоплений застрахованным лицам:

               ▬    единовременная   выплата   средств   пенсионных                 

                       накоплений      (далее   - единовременная выплата);

               ▬    срочная пенсионная выплата;

               ▬    накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплаты за счет средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, которые на день обращения за назначением указанных выплат  формируют пенсионные накопления в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Размер выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ИЛС ЗЛ на день, с которого назначается соответствующий вид выплаты.

 Варианты выплат средств пенсионных накоплений:

Первый вариант. Гражданин, чья накопительная часть составит 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, сможет получить все свои пенсионные накопления единовременно. Под эту категорию в первую очередь подпадают мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (позже эти взносы прекратили брать с россиян старше 1967 года рождения). Размер их пенсионных накоплений в среднем составляет чуть более 5000 рублей. И эту сумму можно будет получить сразу.

На единовременную выплату также могут рассчитывать граждане, получающие социальную пенсию или трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, которые не приобрели права на трудовую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет).

Второй вариант. Пенсионные накопления можно будет получать в виде срочной пенсионной выплаты. Срочная пенсионная выплата может включать в себя только выплаты из средств дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в рамках программы государственного софинансирования пенсии (взносы как гражданина, так и государства), и средств материнского капитала, если мама-владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. То есть вся накопленная пенсионером сумма делится для выплат на тот срок, который определил пенсионер (но не менее 120 месяцев). Важной особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств накопительной части пенсии вправе получить его наследники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования, будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал – отцу ребенка или самому ребенку. Напомним, что ранее наследники могли получить средства пенсионных накоплений застрахованного лица только в том случае, если он умер до назначения ему трудовой пенсии.

Третий вариант. Пенсионные накопления будут получать в наиболее привычном виде – в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2012 году ее размер будет рассчитываться исходя из ожидаемого периода выплаты в 18 лет. То есть, чтобы высчитать ежемесячный размер выплаты накопительной части пенсии в 2012 году, надо общую сумму пенсионных накоплений конкретного пенсионера (с учетом дохода от их инвестирования) поделить на 216 месяцев.

Варианты выплат пенсионных накоплений при определенных условиях можно будет комбинировать. К примеру, пенсионные накопления гражданина формировались за счет взносов работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования, но при этом гражданин был участником программы госсофинансирования пенсии и/или направил на накопительную часть пенсии средства материнского капитала. В этом случае у гражданина есть два варианта. Первый – получать всю сумму пенсионных накоплений в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. Второй – часть, сформированную за счет взносов работодателя, гражданин будет бессрочно получать в виде накопительной части трудовой пенсии по старости, а взносы от участия в программе софинансирования и средства материнского капитала, при желании, – в виде срочной пенсионной выплаты, самостоятельно определив ее срок, не менее 10 лет.

Подготовлено:

ГУ - Главным Управлением ПФР №7

по г.Москве и Московской области

izmaylowo.mos.ru

Статья 13. Финансовое обеспечение выплаты накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в негосударственном пенсионном фонде

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Источником финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии является выплатной резерв, формируемый негосударственным пенсионным фондом из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена накопительная пенсия, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, являются частью средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда.

3. Средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, передаются негосударственным пенсионным фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с договором доверительного управления средствами выплатного резерва и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

4. Договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

5. Типовой договор доверительного управления средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией, типовой договор об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, типовой договор об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также требования, которые должна соблюдать управляющая компания в период действия указанных договоров, утверждаются Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Источником финансового обеспечения срочной пенсионной выплаты являются средства пенсионных накоплений, сформированные за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Формирование, корректировка и доведение до управляющей компании плана передачи средств пенсионных накоплений, предназначенных для формирования выплатного резерва, а также средств пенсионных накоплений застрахованных лиц для осуществления срочных пенсионных выплат и плана передачи средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, необходимых для осуществления выплат накопительной пенсии и (или) срочных пенсионных выплат, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Негосударственный пенсионный фонд обязан вести обособленный учет обязательств по выплате накопительной пенсии, средств выплатного резерва, средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Статья 8. Средства на выплату пенсий / КонсультантПлюс

Документ утратил силу или отменен

Финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. При внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем федеральном законе определяется источник финансового обеспечения дополнительных расходов.

(в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4232-1; Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть 2 исключена. - Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

(см. текст в предыдущей редакции)

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям, а также социальных пенсий осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть 4 исключена. - Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Законов РФ от 27.12.1991 N 2121-1, от 25.12.1992 N 4232-1, от 06.03.1993 N 4618-1, от 30.03.1993 N 4695-1, от 08.06.1993 N 5136-1)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

1.2. Финансирование трудовых пенсий

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

• компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

• компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

• предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

• работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

• работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

• иных категорий граждан.

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Следующая глава

econ.wikireading.ru

Статья 6. Финансирование трудовых пенсий. 1. Порядок финансирования частей трудовых пенсий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений и дополнений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. 3. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.Комментарий к статье 61. Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях для мужчин с 1953 г.р., а женщин с 1957 г.р. трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а для лиц, родившихся ранее указанных дат, из двух частей: базовой и страховой (ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании). Пенсии по случаю потери кормильца состоят из двух частей: базовой и страховой. Более подробно о составных частях трудовых пенсий см. коммент. к ст. 5 Закона о трудовых пенсиях. Финансирование выплаты базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), перечисляемого работодателями в федеральный бюджет. Определение порядка его перечисления относится к компетенции Минфина России.

Так, совместным письмом Минфина России N 17н и ПФР N МЗ-03-25/2237 от 12.03.02 (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.02 N 3343) утверждено Положение о порядке перечисления в 2002 году средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии . --------------------------------

БНА. 2002. N 15.Финансирование выплаты страховой части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ПФР в порядке, установленном Законом об обязательном пенсионном страховании (см. коммент. к этому Закону). Размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определены в ст. 22 указанного Закона. Согласно положениям названной статьи применяется регрессивная шкала для взимания страховых взносов как для страховой части трудовой пенсии, так и накопительной (см. коммент. к ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Правила учета страховых взносов на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.02 N 407 . --------------------------------

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2311.ПФР письмом от 01.07.02 N КА-16-27/5835 дано разъяснение о порядке распределения по ИЛС страховых взносов в ПФР при недостаточности денежных средств для уплаты страховых взносов в полном объеме в целом по организации. --------------------------------

Налоги. 2002. N 27.Согласно указанному письму поступившие суммы взносов подлежат распределению по ИЛС всех работников организации, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования, пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.

Совместным письмом МНС России от 14.06.02 N БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.02 N МЗ-16-25/5221, согласованным с Минфином России 11.06.02 N 04-04-02/2-51 , определен порядок уплаты страховых взносов в бюджет ПФР страхователями - организациями, в состав которых входят обособленные подразделения. --------------------------------

Налоги. 2002. N 27.Также следует иметь в виду, что письмом ПФР от 13.05.02 N СД-09-27/4254 разъяснено, что общественным организациям инвалидов действующим законодательством предоставляются льготы лишь по уплате единого социального налога в соответствии со ст. 239 НК. Льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанным организациям не предоставляются. --------------------------------

Финансовый вестник. 2002. N 8.По вопросам уплаты страховых взносов см. коммент. к Закону об обязательном пенсионном страховании. Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется согласно ст. 9 указанного Закона за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ИЛС застрахованного лица в ПФР. Пенсионными накоплениями в соответствии со ст. 3 Закона об инвестировании средств признаются суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в ПФР и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов ПФР и порядок расчета которого в целях указанного Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. В настоящее время не приняты федеральные законы, определяющие порядок возмещения средств федерального бюджета и бюджета ПФР, выделяемых на выплату пенсий согласно нормам п. 2 ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании (возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном этим Федеральным законом), по сравнению с требованиями Закона о трудовых пенсиях. Вместе с тем следует учитывать, что вопросы, связанные с индексацией трудовых пенсий, находятся в ведении Правительства РФ. Расходы на индексацию трудовых пенсий предусматриваются в бюджете ПФР на текущий год. О порядке индексации частей трудовой пенсии, коэффициенте индексации и ее периодичности см. коммент. к ст. 17 Закона о трудовых пенсиях. В 2002 г. проведены две индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий: с 1 февраля 2002 г. пенсии увеличены в 1,065 раза и с 1 августа 2002 г. - в 1,09 раза. 3. На каждое застрахованное лицо в территориальном отделении ПФР заводится ИЛС, в котором отражаются все необходимые для установления пенсии сведения, в том числе о перечисленных страховых взносах. Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах установлены Законом об индивидуальном учете.

Глава II. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

www.zonazakona.ru


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.