Page 2
Page 3
Page 4

Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу.

Этот факт неподвластен ревизиям и переоценкам.

Во имя наших отцов и дедов, во имя живых и павших, мы заявляем, - Победа священна. Мы, дети и внуки воинов, имеем право на эти слова.

2010 – год 65-летия великой Победы. Мы отметим ее всем миром - многомиллионным Русским миром, чтящим своих героев. Отметим заботой о ветеранах. Отметим памятью о войне, - каждом дне и сражении, каждом ее участнике.

Мы вспомним всех поименно. Это наш долг и веление наших сердец.

По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, люди Русского мира, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии. Создаем музеи и поисковые отряды.

Мы бережем нашу общую память, овеществленную в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.

Давайте расскажем об этом друг другу и миру!

Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно.

И низко поклонимся всем Русским миром их высокому подвигу.

В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» объявляет международную акцию «Русский мир – память сердца».

Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках ее участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях Русского мира, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на своих информационных ресурсах, и это станет уникальной летописью Русского мира, летописью мужества и беспримерной стойкости.

Наша акция будет бессрочной, ее первый этап мы приурочим к юбилею Великой Победы.

Мы призываем к участию в акции всех представителей Русского мира – студентов и школьников, ветеранов и членов их семей, исследователей и журналистов, организации соотечественников, поисковые отряды, университетские и школьные музеи, религиозные общины, православные приходы и русские центры.

Это наше общее дело. Это память наших сердец.

Фонд «Русский мир»

В целях сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и в ознаменование 65-летия Победы фонд «Русский мир» проводит международную акцию «Русский мир – память сердца».

landsmann.norge.ru

Обзор пенсионной системы Норвегии: до, во время и после реформы

31 (463) - 2011

Зарубежный опыт

Удк 369.542.4

обзор пенсионной системы норвегии: до, во время и после реформы

о. В. ТЕЛЯКОВА, аспирант кафедры управления рисками и страхования E-mail: [email protected] Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В статье рассматривается характеристика пенсионной системы Норвегии до реформы 2001-2009 гг. и во время ее проведения. Раскрываются основные результаты проведенной реформы с акцентом на ее положительные и отрицательные последствия. Делается обзор перспектив пенсионной системы Норвегии, а также основных проблем, с которыми, предположительно, столкнется норвежское общество, двигаясь по пути дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионное страхование, пенсионная система, социальные гарантии, реформа пенсионной системы, пенсионный возраст, мировой опыт.

Введение

За последние 10 лет пенсионная система Норвегии пережила значительные изменения. Начало процесса реформирования было положено в 2001 г. с созывом специальной пенсионной комиссии, в задачи которой входило проанализировать существующую на тот момент пенсионную систему и разработать предложения по ее совершенствованию. Весной 2009 г. Стортинг1 одобрил и принял положения, характеризующие новую пенсионную систему, и она была запущена в действие.

Основными элементами нововведения стали: новая модель аккумулирования пенсионных взносов, теоретически обоснованные расчеты возраста

1 Парламент Норвегии.

дожития и величины страховых взносов, возможность планирования выхода на пенсию после 62 лет, а также новые правила индексации пенсий.

В целях контроля за будущими затратами национальной страховой системы Норвегии NIS по выплате пенсий по старости комиссией было предложено отойти от распределительной системы пенсионного обеспечения, которая обеспечивала достаточно слабую связь между трудовыми доходами пенсионеров и размером получаемой ими пенсии. Вместо распределительной системы планировалось использовать так называемый квазиактуарный подход, позволяющий элиминировать эффекты роста продолжительности жизни населения. Так, вместе с планируемым снижением объема пенсионных льгот было предложено стимулировать предложение на рынке труда.

Пенсионная система норвегии до реформы

Когда в Норвегии в 1967 г. была введена действовавшая до реформы 2001—2009 гг. пенсионная система, одного пенсионера в среднем «обеспечивали» 4 работающих гражданина. В 2008 г. этот показатель снизился в среднем до 2,7 человек на одного пенсионера. По прогнозам статистического управления Норвегии2, без проведения реформы к 2050 г. уже лишь двое работающих в среднем обеспечивали бы одного пенсионера.

2 Официальный сайт статистического управления Норвегии. URL: http://www.ssb.no/en/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2001 г., когда была созвана пенсионная комиссия, пенсионная система Норвегии основывалась на выплате тех пособий, права на которые работающий человек «приобретал» в процессе своей трудовой деятельности. Для подсчета объема данных пособий использовалась величина BPU (Basic Pension unit)3 — некая базовая сумма, позволявшая определять величину индивидуальной пенсии с учетом инфляции и уровня роста экономики.

Пенсия PB состояла из базовой пенсии BP и специального дополнения к пенсии SS (или дополнительной пенсии SP). Таким образом: PB = BP + max (SS;SP).

Принципы исчисления размеров базовой пенсии и специального дополнения к пенсии по старости для гражданина Норвегии, в зависимости от социального положения до проведения реформы пенсионной системы 2002—2009 гг., представлены в таблице.

При этом всем пенсионерам была гарантирована минимальная пенсия в размере BP+SS.

Размер дополнительной пенсии устанавливался на основании величины доходов во время трудовой деятельности. Трудовой заработок лица в возрасте от 17 до 69 лет ежегодно переводился в так называемые «пенсионные очки» PP, которые подсчитывались с использованием величины BPU соответствующего года: Г0, I < BPU;

Условия начисления пенсии по старости в Норвегии (до 2009 г.)

PP =

I - BPU

BPU 5 + (I - 6 BPU)

BPU < I < 6 BPU;

6 BPU < I < 12 BPU;

ври

7, I > 12 ВРи, где I — годовой трудовой доход.

Итоговое количество «пенсионных очков» FPP подсчитывалось как среднее 20 самых больших положительных величин РР. Количество лет, в течение которых зарабатывались «пенсионные очки» РРУ, являлось количеством лет, в течение которых доходы лица превышали соответствующую величину ВРи. В результате, размер дополнительной пенсии рассчитывался следующим образом:

5р = 8Кр. тт(РР^;40). ври . РРР, 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где SPR — предельное отношение величины пенсии к величине заработной платы. Указанная система представляла собой следующее: лицо, ежегодный доход которого превосхо-

Размер базовой пенсии Размер специального дополнения Размер минимальной пенсии Женат (замужем) Супруг (супруга) также пенсионер

0,85BPU 0,7933BPU 1,6433BPU Да Да

1BPU 1,7933BPU Нет -

3 В 2006 г. ВРи составляла около 62 161 норвежских крон, что приблизительно равнялось 7 500 евро.

дил величину 12 BPU, не имел права на получение дополнительной пенсии. Данное обстоятельство серьезно ослабляло связь между доходами работающего человека и величиной причитающейся ему пенсии. В дополнение к этому для получения полной пенсии гражданину обязательно необходимо было «приобрести» 40 лет трудового стажа, а стимулов он имел лишь на 20.

Что касается пенсионного возраста, официально он был установлен на уровне 67 лет. Тем не менее успешно действовала схема раннего ухода на пенсию AFP, которая позволяла в общей сложности для 60 % работающего населения уйти на пенсию в 62 года. Данная схема работала при поддержке как профсоюзов, так и работодателей, а также государства. Участник схемы AFP получал субсидии в виде льготного налогообложения, а также возможность увеличить основу для будущей пенсии в течение лет, оставшихся до наступления возраста в 67 лет. Таким образом, граждане при выходе на пенсию не имели особо серьезных проблем, так как ощущали на себе значительную поддержку государства и работодателей.

Предпосылки к реформе пенсионной системы

По прогнозам управления статистики Норвегии, общее количество людей в возрасте 67 лет удвоится к 2050 г. по сравнению с 2009 г. Растущая доля пожилых людей приведет к резкому росту расходов государства на пенсионное обеспечение. Нагрузку на бюджет увеличит еще и предполагаемый рост среднего размера пенсии относительно среднего размера заработной платы, что является непосредственным результатом функционирования дореформенной пенсионной системы. Растущая доля женщин в объеме рабочей силы в целом повлияет на рост размеров пенсионных выплат «новым» пенсионерам по сравнению с пенсиями, выплачиваемыми ранее.

Прогнозы свидетельствуют о том, что в рамках старой, дореформенной пенсионной системы расходы на содержание пенсионеров и инвалидов возрастут с 9 % ВВП в 2009 г. до 18 % ВВП в 2050 г. Старение

населения не только увеличит размер пенсионных выплат, но и внесет изменения в бюджеты структур здравоохранения и социального обеспечения.

В таких условиях пенсионная реформа и другие меры, стимулирующие пожилых людей продолжать трудовую деятельность в течение как можно более длительного времени, не только облегчат процесс финансирования пенсионных выплат, но и помогут поддержать систему здравоохранения и социального обеспечения на должном уровне.

Дореформенная система одним из своих недостатков имела то, что люди с одинаковыми доходами могли получать различные по величине пенсии, в то время как граждане, имеющие сильно различающиеся доходы, получали пенсию одинакового размера. Так происходило из-за уже упомянутой слабой связи, которую пенсионная система обеспечивала между доходами работающего и величиной его пенсии.

Система AFP (раннего выхода на пенсию) покрывала лишь 60 % работающего населения, в то время как остальные 40 % вообще не имели возможности досрочного получения пенсии по старости (только по инвалидности). На этом фоне у 60 % работающего населения отсутствовал стимул продолжать трудовую деятельность после 62 лет, так как размер «ранней» пенсии практически не зависел от результатов трудовой деятельности в возрасте от 62 до 66 лет.

Завершающим «слабым звеном» дореформенной пенсионной системы являлось полное отсутствие актуарной оценки процедуры, устанавливающей пенсионный возраст на уровне, превосходящем 67 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действующая пенсионная система норвегии

Согласно введенным в 2009 г. нормам пенсионного законодательства для получения полной пенсии по старости гражданину Норвегии необходимо работать и получать заработную плату в стране, как и до реформы, не менее 40 лет.

Пенсионный возраст в Норвегии был оставлен на уровне 67 лет, однако, если лицо предпочтет продолжить трудовую деятельность после 67 лет, то оно имеет право зарабатывать себе на пенсию вплоть до 70 лет. Граждане в возрасте от 16 до 66 лет включительно, безвыездно находящиеся в стране не менее 3 лет, имеют право на получение минимальной пенсии, которая состоит из базовой части и специального дополнения к пенсии. Если стаж работы гражданина от 40 лет и более, он имеет

право на получение еще и дополнительной пенсии. Все составляющие изменяются пропорционально времени, в течение которого гражданин Норвегии получал в стране заработную плату.

Базовая часть пенсии рассчитывается на основе страхового периода и не зависит от дохода лица или уплаченных им взносов в национальную страховую систему.

Объем большого количества социальных пособий, выплачиваемых в рамках национальной страховой системы4, определяется с использованием величины G5, которая на 01.01.2010 составила 72 881 норвежских крон (примерно 5 829,55 евро).

Гражданин имеет право на получение дополнительной пенсии, если его годовой доход в течение 3 лет превосходил любое среднегодовое значение G после 1966 г. Максимальное количество «пенсионных очков»6 присваивается лицам с годовым доходом до 6G. Далее, 1/3 дохода в сумме между 6G и 12G считается доходом с правом на пенсию за период расчета. Ежегодный доход, превышающий 12^ не рассматривается.

4 Национальная страховая система является краеугольным камнем страхования в Норвегии. Большинство людей, живущих или работающих в стране, независимо от национальной принадлежности являются участниками национальной страховой системы. Данная система является гарантом экономической безопасности для своих участников. Участники национальной страховой системы имеют право на получение пенсии по старости, пенсии по инвалидности и иждивенческой пенсии. Также предусмотрено предоставление компенсаций в связи с производственными травмами, а также другие выплаты и пособия (см. The Norwegian Social Insurance Scheme, Survey January 2010, Norwegian Ministry of Labour, p. 4). В процессе выплат участвует и Норвежский общественный пенсионный фонд, хотя существует огромная разница между пособиями, предоставляемыми фондом, и пособиями, предусмотренными национальной страховой системой. Первое важное отличие состоит в том, что членство в фонде должно быть обязательно подкреплено наличием рабочего места. Лишь те граждане Норвегии, которые работают (или работали) в сферах, связанных с деятельностью фонда, имеют право на получение его социальных выплат. Таким образом, главной целью выплат фонда является обеспечение собственных работников дополнительными пенсиями. Работники фонда оказываются в лучшем экономическом положении, чем те граждане, которые получают пенсию лишь в рамках национальной страховой системы.

5 G — минимальная пенсионная основа. Рассчитывается Парламентом Норвегии исходя из изменений общего уровня доходов населения. Обычно расчет величины G осуществляется 1 мая. По материалам министерства труда Норвегии (URL: http://www. regjeringen.no), в 2009 г. среднее значение величины G составило 70 006 норвежских крон (примерно 5 599,58 евро). По информации из того же источника, на 01.01.2010 G=72 881норвежских крон (примерно 5 829,55 евро).

6 При расчете дополнительной пенсии используется система Creclit («пенсионные очки», рассчитываемые на основе объема получаемого дохода).

Итак, размер дополнительной пенсии определяется на основе количества лет, в течение которых лицо получало доход с правом на пенсию, а также ежегодного количества «пенсионных очков». Как правило, для получения дополнительной пенсии в полном объеме необходимо проработать 40 лет. Для лиц, имеющих трудовой стаж менее 40 лет, дополнительная пенсия уменьшается пропорционально трудовому стажу.

Большое количество пожилых людей не могут заработать себе на дополнительную пенсию в полном объеме. Поэтому была введена система специальных временных схем для граждан, которые родились до 1937 г. Основным условием участия в таких схемах является завершение страхового периода до 1967 г. Также ежегодный доход данных лиц не должен превышать 5 G.

Пенсионеры, имеющие дополнительную пенсию малого размера или вовсе ее не имеющие, могут получить специальное дополнение к своей пенсии. Данное дополнение выплачивается в полном объеме, если страховой период составляет 40 лет. Уменьшение страхового периода пропорционально уменьшает размер специального дополнения к пенсии.

Суммарно дополнительная пенсия и специальное дополнение к ней не должны быть меньше 1,94G. Данное правило распространяется и на граждан, состоявших в браке или имеющих общих детей.

При налогообложении пенсий по старости действуют следующие нормы: если доход пенсионера ниже определенного минимума, то данное лицо освобождается от уплаты налога на доход, а также от страхового взноса. Если пенсионер получает доход, превосходящий определенный минимум, то сумма налога на доход и страхового взноса не должна превышать 55 % от получаемого пенсионером дохода. Данная категория пенсионеров также имеет право на налоговый вычет, который в 2010 г. составлял порядка 5 423 норвежских крон (примерно 433,77 евро). В дополнение к этому пенсионеры уплачивают страховые взносы в меньшем размере, чем работающие граждане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках новой пенсионной системы продолжает функционировать и система AFP. Важно отметить, что для участия в программе лицо должно работать в одной и той же организации не менее 3 последних перед выходом на пенсию лет (или быть участником программы AFP не менее 5 лет). Более того, на момент выхода на пенсию ежегодный доход лица должен быть равен текущей величине G

либо превышать ее. Годовая заработная плата лица должна быть как минимум равна величине G на протяжении 10 или более лет с момента достижения лицом возраста 50 лет. Ежегодный доход в течение самых успешных для лица десяти лет за период с 1967 г. и до года, предшествующего году выхода на пенсию, должен быть равен как минимум 2G или превосходить эту величину.

Финансирование национальной страховой системы осуществляется посредством взносов со стороны работающих по найму, индивидуальных предпринимателей, работодателей, а также за счет взносов государства. Размер взносов определяется парламентом. Расчет взносов наемных работников и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основе объема доходов с правом на пенсию. Если размер такого дохода составляет менее 39 600 норвежских крон (примерно 3 167,49 евро), то взносы в рамках Национальной страховой системы не осуществляются. Взносы, в свою очередь, не должны превышать 25 % от дохода.

Взносы для наемных работников составляют 7,8 % от дохода с правом на пенсию (валовой заработной платы). Взносы для индивидуальных предпринимателей составляют 11 % от дохода с правом на пенсию (дохода от предпринимательской деятельности). Размер взносов для других видов личного дохода составляет 3 %.

Взносы со стороны работодателей рассчитываются исходя из выплачиваемой заработной платы. Также на размер этих взносов влияет местоположение предприятия. Существуют региональные зоны, различаемые по географическому и экономическому признаку. Размер взносов работодателей в этих зонах варьирует от 0 до 14,1 %.

По итогам 2009 г. объемы затрат национальной страховой системы составили 289 172 млн норвежских крон (примерно 23 130 млн евро). Эта сумма составляет около 34 % от государственного бюджета и национального страхового бюджета вместе взятых и 12,4 % от ВВП страны. В 2009 г. государство перечислило в национальную страховую систему 72 332 млн норвежских крон (примерно5 786 млн евро), что составило 25 % от ее общих затрат7.

Результаты проведенной пенсионной реформы

Одной из целей проведенной пенсионной реформы являлось укрепление финансовой устойчивости национальной страховой системы и

7 По материалам министерства труда Норвегии (URL: http:// www.regjeringen.no).

увеличение фактического пенсионного возраста. По этим причинам новая пенсионная система Норвегии базируется на модели с установленными взносами. Реформа установила гибкий возраст выхода на пенсию начиная с 62 лет. При этом размер будущей пенсии зависит от ежегодных трудовых доходов (и индексируется по отношению к среднему трудовому доходу пенсионера). Размер страховых взносов рассчитывается на основе предположений о продолжительности жизни на момент выхода на пенсию и составляет 18,1 % от годового трудового дохода, но не может превышать 51 7455 норвежских крон (примерно 42 397 евро) в год. Данная схема обеспечивает коэффициент замещения в размере 54 % от среднего за 40 лет работы трудового дохода. До выхода на пенсию размер будущих пенсионных выплат индексируется в зависимости от получаемой заработной платы, а после выхода на пенсию индексация происходит пропорционально 3/4 среднегодового заработка. Граждане, уже получившие статус пенсионера, могут продолжать работу как по полной ставке, так и по ставке 0,5 с сохранением всех положенных пенсионных пособий.

Новая пенсионная система будет охватывать все население постепенно. Так, лица, рожденные в 1954 г., будут участвовать во вновь введенной схеме лишь на 10 %, в то время как граждане 1962 г. рождения — на 90 %. Анализ дореформенной пенсионной системы позволил спрогнозировать затраты на пенсионное обеспечение граждан в 2050 г. в объеме 14 % от ВВП, тогда как подсчеты 2010 г. наглядно показывают, что вновь введенная пенсионная система позволит снизить данные расходы к 2050 г. до 11 % ВВП.

Реформа предусматривает введение частичных изменений и в систему раннего выхода на пенсию. В настоящее время Стортинг рассматривает вопрос о работе граждан пенсионного возраста в компаниях, участвующих в программе AFP. Предлагается заменить выплачиваемое досрочно вышедшим на пенсию гражданам фиксированное пособие на пожизненную доплату к пенсии по старости, которая будет индексироваться в зависимости от размера трудового дохода до выхода на пенсию, и пропорционально сумме среднегодового дохода за вычетом 0,75 % после выхода на пенсию. Нововведение постепенно охватит все население, рожденное в период с 1944 по 1962 г С 2011 по 2050 г. государство планирует потратить на новую программу 95 млрд норвежских крон (примерно 7 598 784 194,53 евро).

Внедряемая в Норвегии с 2009 г. новая пенсионная система стала первым шагом на пути сти-

мулирования работающего населения по отсрочке времени выхода на пенсию по старости. После долгих лет подготовки пенсионная реформа набрала в 2010 г. «основные обороты», хотя ее осуществление в полной мере произойдет лишь в 2011 г. Хотя процесс реформирования в целом проходит без видимых проблем, для его завершения необходимо разрешить еще достаточно много противоречивых ситуаций, в частности требует адаптации к новым условиям система раннего выхода на пенсию, а также то, что работники бюджетных учреждений охвачены реформой не в полной мере.

Система раннего выхода на пенсию в частном секторе давала огромные стимулы его сотрудникам не продолжать трудовой деятельностм после 62 лет. В 2008 г. было достигнуто соглашение, в рамках которого большинство работников, достигших возраста 62 лет, стали иметь право лишь на надбавку к пенсии, размер которой зависит от трудового дохода и индексируется по мере продолжения лицом своей трудовой деятельности. Государство согласилось финансировать 1/3 такой схемы, остальное финансируется частным работодателем. На фоне договоренности 2008 г. появляются надежды на то, что работники частного сектора проявят инициативу по продолжению трудовой деятельности после достижения возраста 62 лет, хотя надежды на это довольно слабые. Необходимо добавить, что требуется и дальнейшая адаптация системы раннего выхода на пенсию к целям пенсионной реформы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По стандартам ОЭСР, в Норвегии коэффициент замещения для работников с низким уровнем дохода остается достаточно высоким, хотя этот уровень ниже, чем в других странах ОЭСР. Подводя итоги первого года проведения пенсионной реформы, необходимо отметить, что в целом коэффициент замещения в экономике снизился меньше, чем в других странах ОЭСР, проводящих пенсионные реформы (это касается и лиц с высокими доходами). С одной стороны, это положительный эффект от реформы. С другой — на фоне роста ВВП и доходов работающего населения предложение на рынке труда за счет увеличения продолжительности трудовой деятельности может снизиться, так как люди будут выходить на пенсию достаточно рано и в твердой уверенности, что разница между прошлым трудовым доходом и причитающейся пенсией невелика.

Пока еще рано говорить о видимом положительном влиянии, которое вновь введенная пенсионная система оказывает на уровень жизни населения Норвегии, но постепенно, на фоне

продолжающейся тенденции старения населения, перераспределение расходов на пенсионное обеспечение между государством, гражданами и работодателями, несомненно, принесет желаемые результаты в виде снижения нагрузок на бюджет и повышения устойчивости пенсионной системы в целом.

Список литературы

1. NAV (2010): New National Insurance Retirement Pension. More flexible for you (English version). URL: http://www.nav.no.

2. NAV EURES (2007): Living and Working in Norway. Arbeids-og Velferdsdirektoratet, Oslo. ISBN 978-82551-2020-9. URL: http://www.nav. no.

3. OECD Economic Surveys: Norway. Vol. 2010/3, March, 2010. ISBN 978-92-64-07712-6. URL: http ://www. oecd. org/

4. OECD Publishing (2008): Private Pensions Outlook. ISBN 978-92-64-00438-8. URL: http:// www.oecd.org/.

5. OECD Publishing (2010): Making Reform Happen. Lessons From OECD Countries. ISBN 978-92-6408628-9. URL: http://www.oecd.org/.

6. Pensions at a Glance 2009: Retirement — Income Systems in OECD Countries. Online country profiles, including personal income tax and social security contributions. URL: http://www.oecd. org/els/social/pensions/PAG.

7. The Norwegian Public Service Pension Fund. Official site: URL: http://www.spk.no/English.

cyberleninka.ru

Пенсионный возраст в Норвегии | Политика, экономика, общество (без банов)

67 лет – миф, реальная цифра значительно ниже.

Норвегия – одна из самых богатых стран мира.

В рейтингах уровня жизни она все последние 10 лет была в топе, а в прошлом году стала лидером.

Пенсионную реформу здесь провели не так давно: в 2011 году.

Главное изменение – повышение пенсионного возраста до 67 лет и мужчинам, и женщинам.

Так пишут у нас, в русскоязычном сегменте интернета, и очень сильно ошибаются.

Если бы про 67 лет писали какие-нибудь блогеры, я не стал бы заострять на ошибке внимание.

Но эти цифры дает РИА Новости – одно из главных официальных СМИ России.

 

Право работать, а не обязанность

67 лет – НЕ пенсионный возраст в Норвегии, а всего лишь одна из цифр, используемых для расчета пенсии.

Здесь стимулируют людей работать как можно дольше, желательно – до 70 лет, чтобы пенсия была более высокой.

Размер выплаты после реформы считают, учитывая три основных параметра:

  1. год рождения,
  2. профессия,
  3. последняя зарплата перед выходом на пенсию.

 

Размер пенсии

Например, для тех, кто родился в 1973 году, выплаты составят в процентах от последней зарплаты, в зависимости от профессии:

  • 47-53% при выходе на пенсию в 62 года;
  • 62-68% при выходе на пенсию в 67 лет;
  • 77-81% при выходе на пенсию в 70 лет.

Руководители высшего звена на государственной службе могут работать и дольше – до достижения 72 лет.

Если они воспользуются этим правом, пенсия составит 85% от последней зарплаты.

В отдельных отраслях можно работать и до 75 лет, если есть желание получать большую пенсию.

Все вышесказанное НЕ значит, что люди обязаны работать до последнего.

Они ИМЕЮТ НА ЭТО ПРАВО, а государство стимулирует норвежцев этим право пользоваться, увеличивая пенсию.

 

Можно и раньше, чем в 62 года

Да, уйти на пенсию в Норвегии можно и раньше.

Такое право отстояли профсоюзы для тех, кто НЕ может работать до 62 лет по состоянию здоровья или другим уважительным причинам.

Фактически, человек сам выбирает, работать ему для получения максимальных выплат в будущем, или завершить карьеру в 62 и довольствоваться скромной пенсией.

maxpark.com

Во сколько лет уходят на пенсию в норвегии


Возраст выхода женщин на пенсию в Норвегии в #

×

Была ли информация Вам полезна?

Последние данные

26.03.2019 62 62
07.03.2018 62 67
31.12.2017 67 67
11.08.2017 67 0
31.12.2016 67 67
31.12.2015 67 67
31.12.2014 67 67
31.12.2013 67 67

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

JP Morgan

CAD/JPY Покупка

Morgan Stanley

AUD/JPY Покупка

Bank of America

EUR/CHF Продажа

Morgan Stanley

USD/CHF Продажа

Reuters IFR

AUD/USD Продажа

take-profit.org

Дания и Норвегия давно «играют на повышение» пенсионного возраста

Россиянам не нравится идея повышения пенсионного возраста. А как обстоят дела с пенсионным возрастом в других странах Европы?

Еврокомиссия еще в 2010 году выступила с рекомендацией странам ЕС рассмотреть возможности повышения пенсионного возраста до 65 лет. При этом в качестве цели ставилось достижение того, чтобы число пенсионеров не превышало одной трети от трудоспособного населения.

«75% жителей Европейского союза в возрасте от 18 до 64 лет должны иметь работу», – заявлял тогда глава Еврокомиссии Баррозу. А если говорить о более отдаленной перспективе, то у ЕК оказались весьма радикальные планы: странам Евросоюза рекомендовали увеличивать пенсионный возраст до 70 лет к 2060 году.

Тем не менее, с самого начала было очевидно, что повышение возраста, с которого можно выходить на заслуженный отдых, отдано на усмотрение каждой отдельно взятой европейской стране.

Правительство Франции в октябре 2010 года одобрило законопроект о пенсионной реформе. Возраст выхода на пенсию был повышен с 60 до 62 лет (при этом трудовой стаж должен быть не менее 42 лет), а возраст, с которого французы могут получать полную государственную пенсию, — с 65 до 67 лет (трудовой стаж в этом случае не влияет на размер пенсии). Есть, конечно, и исключения – например, люди, получившие инвалидность в результате трудовой деятельности, или те, кто начал работать до достижения восемнадцатилетнего возрасте, имеют возможность уйти на пенсию пораньше, с 60 лет.

Принятию закона о повышении пенсионного возраста предшествовали ожесточенные дискуссии, вылившиеся на улицы. Сотни тысяч, если не миллионы французов участвовали в протестных акциях, демонстрациях и стачках. Бастующие блокировали крупный нефтеперерабатывающий завод неподалеку от Парижа, что привело к дефициту топлива, возникла даже угроза закрытия столичного аэропорта имени Шарля де Голля. Однако протесты не убедили политиков – и реформе был дан зеленый свет.

В 2011 году о повышении пенсионного возраста сообщили власти Дании: в следующем десятилетии граждане королевства будут выходить на пенсию не в 65, а в 67 лет. А в дальнейшем предполагается повышать пенсионный возраст еще дальше. К 2035 году он может достичь 72 года. Одновременно решено было увеличить и возраст для выхода датчан на досрочную пенсию – с 60 до 66 лет.

В Норвегии, где мужчины выходят нам пенсию в 67 лет, а женщины в 64 года, предполагается к 2030 году уравнять оба пола в правах – и сделать единый пенсионный возраст с 67 лет.

Необходимость изменения возраста выхода на пенсию обсуждается и в Германии. Сейчас пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет и 7 месяцев, а к 2029 году он должен увеличиться до 67 лет.

Еще в 2007 году германский парламент принял закон, который предполагает поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2012 года, как для женщин, так и для мужчин с 65 до 67 лет. В 2016 году блок ХДС/ХСС выступал с предложениями привести пенсионный возраст в зависимость от предполагаемой продолжительности жизни.

Согласно этой идее, возраст выхода на пенсию по старости должен автоматически повышаться на полгода с каждым добавленным годом предполагаемой средней продолжительности жизни.

В Швейцарии в сентябре прошлого года состоялся референдум по пенсионной реформе. И большинство его участников отклонили предложения властей, предполагающие повышение пенсионного возраста для женщин с 64 до 65 лет (также планировалось повышение пенсионных взносов из заработных плат и сборов от НДС).

На сегодня трудоспособный возраст в России составляет 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. Этот показатель - один из самых низких в Европе. Несмотря на увеличение продолжительности жизни, его не меняли уже многие десятилетия.

Пенсионный возраст в России начнут повышать с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году, сообщает информационный портал kareliyanews.ru.

www.kompravda.eu

Норвегия-Пенсионный возраст Размер пенсии

Средняя продолжительность жизни в Норвегии на 2018 год равна семидесяти девяти годам.

Граждане мужского и женского полов уходят на заслуженный отдых в возрасте шестидесяти семи лет, но есть и возможность, это сделать в шестьдесят два года.

Средняя пенсия составляет около двадцать одной тысячи крон в месяц. В случае, когда эта сумма ниже, то медицинские услуги будут предоставляться бесплатно.

Для граждан, работающих в негосударственных компаниях, выплаты в пенсионный фонд производятся индивидуально самим гражданином и его работодателем и от этих выплат будет зависеть размер пенсии. А для граждан, работающих в государственных учреждениях, размер пенсии будет не менее шестидесяти шести процентов от их заработной оплаты труда ежемесячно.

Будущая пенсия работающих норвежцев составляется из двух основных ежемесячных отчислений в пенсионный фонд: индивидуальной частной и государственной. Но если ежемесячный доход гражданина очень маленький, то государство на его счет в пенсионном фонде начисляет пособие.

В этом государстве всевозможные льготы, уникальные меры социальной защиты и медицинское обслуживание находятся на высочайшем мировом уровне. Пенсионный фонд Норвегии самый крупный в мире и пополняется не только выплатами граждан, но и налогами с продажи нефти и газа.

После выхода на пенсию норвежцы начинают вторую жизнь. Они могут себе позволить безбедную старость во многих теплых и солнечных странах нашей планеты.

sferra.eu

Пенсионная реформа в Норвегии

ГОТОВЬ САНИ С ЛЕТА!

Норвежские пенсии! Законы, оп­ределяющие их, и раньше были ки­тайской грамотой для иностранцев, проживающих в Норвегии, а теперь-то уж и подавно! Стариков вот-вот станет слишком много. Огромная армия шестидесятников, всё военное и послевоенное поколение, готовят­ся уходить на пенсию. A работать на пенсионный фонд будет всё меньшая часть населения. Поэтому правитель­ство спешит с пенсионными реформа­ми: пирог скоро уменьшится, а едоков станет больше.

Пенсионный возраст в Норвегии – 67 лет и для женщин, и для мужчин. Если очень хочется или очень нужно, можно остаться на работе до 70-ти. И пока что можно, начиная с 62 лет, уйти на пенсию по специальному договору с работодателем. Этот вид пенсии на­зывается AFP, Avtalefestet pensjon.

Пенсии в Норвегии выпла­чиваются из пенсионного фонда, folketrygden, и базируются на так на­зываемой минимальной пенсионной основе, folketrygdens grunnbeløp (G). Величина этой суммы каждый год ус­танавливается Стортингом.

Чтобы быть членом пенсионного фонда, необходимо иметь постоянный вид на жительство в Норвегии. Время постоянного проживания называется временем пенсионного обеспечения, trygdetid. Те, у кого набирается ми­нимум 3 года времени пенсионного обеспечения, имеют право на пенсию по старости. Она гарантируется даже если вы не работали это время. Разу­меется, это будет совсем кроxотная пенсия. Чтобы получить пенсионную основу, minstepensjon, полностью, надо прожить в стране 40 лет. Если же вы хотите вернуться на родину и сохранить при этом за собой право получать там от норвежского госу­дарства свою какую-никакую мини­мальную пенсию, вам необходимо предварительно прожить в Норвегии 20 лет.

Всё остальное в норвежской пен­сии – это прибавки к минимальной пенсионной основе. Одна из них так и называется: прибавка к пенсии, tilleggspensjon. Она рассчитывает­ся, исходя из т.н. пенсионных очков. Чтобы получить их, надо, как мини­мум, проработать 3 года на зарплате, дaющей очки. Сумма очков за год рассчитывается следующим образом: из вашего годового дохода вычита­ется минимальная пенсионная осно­ва за этот год, а оставшаяся сумма делится на всё ту же пенсионную основу, grunnbeløpet. Если зарплата маленькая, как это часто случается с эмигрантами, у которых остают­ся непризнанными их образование и квалификации, приобретённые на родине, и которые какое-то время вы­нуждены пробиваться случайными заработками, то никаких очков и ни­какой прибавки к минимальной пен­сионной основе из этой арифметики не выходит.

Прибавка к пенсии рассчитыва­ется исходя из «лучших» 20 лет. Пока что. Скоро это положение изменится. Расчёт будет вестись по последним 20 годам работы. Если вы проработали меньше, чем 20 лет, прибавка рассчи­тывается как среднее из всех лет ра­боты.

Пенсионные очки можно полу­чить также за работу дома, т.е. за не­оплачиваемую работу, если вы при этом ухаживаете за беспомощными стариками, маленькими детьми или инвалидами. Tакая работа даёт в год до 3-х очков, которые называются omsorgspoeng.

Существуют и другие прибавки к пенсии. Если вы содержите суп­руга/у моложе 67 лет или детей, не имеющиx собственных средств к су­ществованию, вам полагается при­бавка к пенсии, которая называется forsørgingstillegg.

Тот, кто никаких прибавок к пен­сии не заработал, может рассчитывать на особую прибавку. Но её могут по­лучить только одинокие или те, кто является единственным кормильцем своего/й супруга/и или несовершен­нолетних детей.

Пенсии облагаются налогом. Правда, он несколько ниже, чем налог с зарплаты. Избежать налога могут только те, кто не имеет другого дохо­да кроме минимальной пенсии.

Вот так вкратце выглядит нор­вежская пенсионная система. Я бы посоветовала всем вновь прибывшим в Норвегию, не откладывая дела в долгий ящик, обратиться в NAV (так теперь называется инстанция, веда­ющая пенсиями) и по телефону 815 81 000 попросить назначить себе консультанта по месту жительства и записаться к нему на приём. Этот консультант станет вашим куратором. Именно он расскажет вам, хватает ли вашей зарплаты на временной ра­боте на пенсионные очки, он будет знать всё о ваших трудовых доходах, о времени проживания в Норвегии, о перспективах на получение пенсии. Он выпишет и покажет вам, что вам уже причитается. И ему можно будет задать любые вопросы.

Очень часто приходится слышать, что я, де, там была и спрашивала, но ничего путного мне не ответили. Мы часто забываем о том, что спрашиваем человека, выросшего в другой культу­ре. Что он так же мало понимает наши вопросы, как и мы его ответы. Пойди­те с мужем, с норвежской подругой, с соседкой, со свекровью. Но предва­рительно разъясните и им, что явля­ется для вас привычным, из чего вы исxодите. Вы и они росли в разных мирах, основанных на разных пред­ставлениях. Они по-прежнeму живут в своём. Перестраиваться придётся вам. Очень важный шаг на этом пути: уяснить себе, что аргумент «А мне не говорили!» в этой стране не работа­ет! Здесь действует только «А вы не спрашивали». Так что спрашивайте! И поскорее! 40 лет пролетают быстро. Очень быстро.

Татьяна Владимировна Алтермарк

Содержание номера 

Редакционная колонка

ВЫДАЮЩИЕСЯ НОРВЕЖЦЫ

      70-летие короля Норвегии Харальда V

      Григ и Чайковский

ВРЕМЯ И МЫ – ВРЕМЯ НОРВЕЖСКОЕ

      Норвежские корни А.С. Пушкина (PDF-file)

      Международный фестиваль русской поэзии и культуры

      Есть ли этническая дискриминация в Норвегии?

ВРЕМЯ И МЫ – ВРЕМЯ РОССИЙСКОЕ

      Русские стереотипы

      Софья Ковалевская – женщина и математик (продолжение)

ЮБИЛЕИ

      К 190-летию Г.Р.Державина

      Великая история Малого театра

ДУХОВНОСТЬ И ВЕРА

      10 лет приходу св. Ольги в Осло

      Светлая заутреня (рассказ)

ПОД ЛАСКОЙ ПЛЮШЕВОГО ПЛЕДА

      Поэтическая страница

ЭТОТ ВЕЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

      «Слабая» женщина (рассказ)

ДЕТСКАЯ

      Сказка на ночь

      Урок рисования

ПОРТРЕТ В НОРВЕЖСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

      Художник и сказка (Ирина Баумейер)

ПОДСКАЗКИ У ДОСКИ

      Урок норвежского

КЛУБ СЕРЬЕЗНЫХ ШУТНИКОВ

      Рассыпанные мысли

      Из копилки «курьезов русского языка»

НАШИ ПАРТНЕРЫ – РЕКЛАМА

1. ВРЕМЯ И МЫ

    • Время Российское

       1. Страницы российской истории «Сколько стоила победа 1945 года»

                     Татьяна Дале

       2. Календарь знаменательных дат 2007  «Чтобы помнили ...»

                     Юрий Кружнов

       3. Русские стереотипы, часть 2, продолжение.

                     Сергеева А.В.

       4. Год русского языка « ...  И  чиновники сели за парты!»

                     Наталья Полат

    • Время Норвежское

              1. Деловой Берген встречает Билла Клинтона

                          Александр Петров

              2. Гуманитарный Фонд Нансена

              3. «Знакомьтесь, норвежский театр»

                          Татьяна Дале

              4. Nyttige råd til utlendinger som planlegger å jobbe i Russland –

                           Russiske stereotyper, tradisjoner og mentalitet      

3. ЮБИЛЕИ  И ЮБИЛЯРЫ

              1. Неистовый полярник Руаль Амундсен

                           Аркадий Алфимов

              2. Наш добрый дедушка Корней – к 125 летию со дня рождения

                           Галина Эидскрем

4. ДУХОВНОСТЬ И ВЕРА     

              Объединение двух частей русской церкви

5. ОБЩИНА

              1. Общенорвежская конференция соотечественников в Осло

              2. Новости Координационного Совета -  информация о посольской школе

              3. Община - адреса и контакты

6. ВЫДАЮЩИЕСЯ НОРВЕЖЦЫ.

              Григ и Чайковский –Da Tsjaikovskij møtte Edvard  Grieg

                          Klaus Mann

7. ПОД ЛАСКОЙ ПЛЮШЕВОГО ПЛЕДА 

              1. Эмигрантские рассказы 

                          Людмила Коль.

              2. Стихи

                          Лидия Колотова

8. ДЕТСКАЯ 

              1. Сказка про профессора

                          Юрий Кружнов

              2. Стихи

                          Аркадий Илин

9. КЛУБ  СЕРЬЕЗНЫХ ШУТНИКОВ 

              Афоризмы и фразы

                          Мамчич

10. РЕКЛАМА


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.