Page 2

studme.org

§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях

Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается в России: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Как видим, возрастной ценз и продолжительность общего трудового стажа для мужчин и женщин различны. Для женщин пенсионный возраст и общий трудовой стаж ниже на 5 лет, чем для мужчин.

Указанный выше общий пенсионный возраст — это предельный возраст, по достижении которого ныне в нашей стране устанавливается трудовая, страховая пенсия по старости. Он используется как критерий для распределения населения страны по укрупненным возрастным группам. При этом население старше общего пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным. Все население (около 147 млн. человек) подразделяется на три возрастные группы.

Первая — в возрасте моложе трудоспособного (общая численность населения за минусом населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного). Таких наших соотечественников примерно 24%, их доля в структуре населения падает.

Вторая — в трудоспособном возрасте (общая численность населения за минусом части населения моложе трудоспособного возраста, т. е. до 16 лет, и части населения в возрасте старше трудоспособного). Их около 56%, их доля в структуре населения также снижается.

Наконец, третья группа — население старше трудоспособного возраста, их 20%. Доля граждан такого возраста возросла примерно на 2,5%, но не в связи с тем, что старые люди ныне дольше живут, чем 5—6 лет назад. Просто сократилась рождаемость, численность детей и людей трудоспособного возраста.

Если сравнивать эти данные с данными 1990 г., то можно сделать следующие малоутешительные выводы. Население России не увеличивается, а уменьшается, естественный прирост отрицательный — рождается людей значительно меньше, чем умирает; падение численности населения частично компенсируется миграцией в Россию из других стран, в основном, из бывших союзных республик, входивших в СССР (в Россию за эти годы переселилось около 5 млн. человек); сокращается в возрастной структуре населения доля детей, а также граждан в трудоспособном возрасте и несколько увеличивается доля людей в нетрудоспособном возрасте. В последующие 5—6 лет численность граждан старшей возрастной группы немного сократится, учитывая, что рубежа пенсионного возраста достигнет сравнительно немногочисленная когорта наших соотечественников, рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сократилась. Однако доля их в структуре населения не изменится.

В последние годы демографические тенденции явно неблагоприятны. Основная причина этого ясна и не вызывает сомнений: резкое, беспрецедентное в мирное время снижение за короткий срок уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, психологические стрессы, неуверенность в своем будущем и будущем детей.

Положение существенно осложняется значительным сокращением занятого населения среди трудоспособной его части и соответственным увеличением неработающих граждан (примерно 10 млн. человек).

Оптимальный ли пенсионный возраст установлен в России, обосновано ли его повышение? Этот вопрос поставлен не случайно, также как не случайно приведены данные о структуре населения страны.

Дело в том, что предложение о повышении пенсионного возраста содержится в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством. Авторы Концепции одну из главных целей реформы трудовых (страховых) пенсий видят в изменении условий назначения пенсий, полагая, что именно таким путем «может быть оптимизирована экономическая нагрузка пенсионной системы». Решающим фактором нагрузки, как указывается в Концепции далее, «является пенсионный возраст, поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве». Согласиться с таким безапелляционным утверждением нельзя. Оно абсурдно, ибо не учитывает многие другие факторы, не менее значимые, например уровень рождаемости и уровень занятости молодежи, граждан среднего, предпенсионного и даже пенсионного возраста и т.д. Кстати, увеличение пенсионной нагрузки в последние годы произошло в связи с сокращением рождаемости и уменьшением общей численности граждан допенсионного возраста, а также со снижением доли работающих граждан в трудоспособной части населения, а отнюдь не вследствие того, что люди пенсионного возраста стали жить дольше (продолжительность жизни людей пенсионного возраста в России резко сократилась, как и продолжительность жизни граждан во всех других возрастных группах).

Ныне наши соотечественники, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других развитых странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).

Вывод очевиден. Решать проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе, как это предлагается в Концепции, нельзя. Это не выход из положения. При сохранении сложившейся ситуации (снижении рождаемости, все возрастающей смертности, сокращении численности занятого населения и т.п.) повышение возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом — в незамедлительном устранении указанных выше социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.

Что касается реализации идеи повышения пенсионного возраста, то это, на наш взгляд, весьма отдаленная перспектива. Она осуществима лишь в случае значительного повышения уровня и качества жизни 2—3-х поколений. Проживут эти поколения в условиях, хотя бы примерно близких к тем, в которых уже давно живут люди в развитых странах, вот тогда и появится реальная возможность для некоторого повышения пенсионного возраста. К тому же надо заблаговременно (лет за 10 как минимум) объявить о намерении повысить пенсионный возраст, обосновать объективные причины для этого (возросшая продолжительность жизни, в том числе в трудоспособном периоде, улучшение здоровья народа и т.п.) и повышать его цивилизованным путем, так, как это делается в других странах: в каждом наступающем году на 1 месяц, а за 12 лет всего на один год.

Итак, низок ли пенсионный возраст в России? Ведь в других развитых странах пенсионный возраст выше: во Франции, например, 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Германии 65 лет, а с учетом возможности досрочного выхода на пенсию 62 года; такой же пенсионный возраст в США, однако там намечается его некоторое повышение. В Западной Европе пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин лишь в Италии, но также предполагается его некоторое повышение (на два года).

Ответ на поставленный вопрос однозначен: в нашей стране установлен действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так как жизнь у нас короче и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися за десятилетия и особенно современными неблагоприятными условиями их жизни.

Возраст назначения пенсии, т. е. возраст, при котором оформляется пенсия, может отличаться от установленного законом пенсионного возраста. В настоящее время граждане обращаются за пенсией, как правило, сразу же по достижении пенсионного возраста. Объясняется это тем, что назначенная пенсия выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме (но без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев). Других стимулов к более позднему выходу на пенсию в нашей стране пока еще нет.

Различия (дифференциация) общего пенсионного возраста по признаку пола — характерная особенность России, а в прошлом — СССР. Это традиция страны, соблюдаемая со времени введения пенсионного обеспечения по старости.

Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола — не повсеместное явление в мире. В большинстве развитых стран пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковый, женщины не пользуются какими-либо привилегиями в отношении возрастного ценза для выхода на пенсию по старости. Однако есть немало стран, где затронутый вопрос решается так же, как в России, т. е. для женщин предусматривается пониженный пенсионный возраст, правда, не всегда на 5 лет. Пять лет — это максимальное его снижение.

Если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании, то различий в возрасте не должно быть: все на равных основаниях «зарабатывают» себе пенсию. К тому же продолжительность предстоящей жизни у женщин выше, чем у мужчин, особенно в нашей стране. Кроме того, женщины находятся на пенсии значительно больший срок, чем мужчины, их «пенсионный период жизни» более длительный, в том числе и после 60 лет — мужского пенсионного возраста. Не случайно в общей структуре пенсионеров по старости преобладают женщины. В возрасте 70 лет и старше, к примеру, на 1000 мужчин приходится 3130 женщин, а в возрасте старше трудоспособного (60 лет и старше мужчины, 55 лет и старше женщины) на 1000 мужчин приходится 2615 женщин.

С другой стороны, можно привести много общечеловеческих доводов для объяснения целесообразности введения для женщин пониженного пенсионного возраста, а там, где он уже введен, — для его сохранения (женщина — мать, на нее падает основная нагрузка по воспитанию детей, а подчас и внуков, ведению домашнего хозяйства и т. д.).

Данная проблема затронута здесь не случайно, как не случайно приведены некоторые данные, характеризующие структуру контингента пенсионеров по признаку пола. Отмечалось, что главный рычаг, с помощью которого, по мнению авторов Концепции, можно облегчить пенсионные нагрузки, — это повышение пенсионного возраста. Наибольший эффект даст, как нетрудно заметить, увеличение пенсионного возраста именно для женщин, так как их значительно больше, чем мужчин. Хотя в одобренной Правительством Концепции о выравнивании пенсионного возраста для женщин и мужчин прямо не говорится, однако не исключается, что это имеется в виду.

По нашему мнению, подобный шаг без достаточных оснований нарушит многолетнюю традицию нашей страны, населяющих ее народов и вряд ли будет одобрен гражданами.

Трудовая пенсия по старости — это стажевая пенсия, она устанавливается, как отмечалось, тем гражданам, которые достигли пенсионного возраста и имеют в то же время определенный общий трудовой стаж.

Российский пенсионный закон сохранил давнюю традицию нашей страны — понижение для женщин на 5 лет не только пенсионного возраста, но и трудового стажа, необходимого для назначения пенсий по старости.

Велик ли общий трудовой стаж, необходимый для получения полной страховой пенсии по старости? Напомним, что он определен в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. По мировым стандартам — не велик; во многих странах он такой же, как у нас, в отдельных — несколько ниже или выше. Для женщин стажевые требования, как правило, не снижаются (также как и возрастной ценз).

Требуемый общий трудовой стаж составляет в России всего лишь немногим более половины трудоспособного периода в жизни человека (он составляет у мужчин 44 года (60 лет минус 16 лет), а у женщин 39 лет (55 лет минус 16 лет). Надо учитывать, что в нашей стране в общий трудовой стаж засчитываются некоторые другие периоды, помимо работы, когда работник подлежал обязательному пенсионному страхованию142.

studfiles.net

Условия назначения пенсии по старости на общих основаниях


Пенсия по старости на общих основаниях (стр. 1 из 2)

Выполнила:

Пашкевич А. В.

Факультет права

IV-ый курс

Гр. ЮР-98-2

ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ (ПО ВОЗРАСТУ) НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ

1. Понятие и отличительные признаки пенсии по старости (по возрасту)

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:

1) право на нее обуславливается трудовым стажем;

2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Пенсия устанавливается пожизненно (статья 20 Закона 1990 года).

2. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 устанавливает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

Ст. 10 данного Закона: «Пенсия на общих основаниях устанавливается:

Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

Женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 года): по предложению органа службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости и уволенным по п.1 ст. 33 КЗоТ (в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности штата), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Размеры трудовых пенсий по старости (по возрасту)

Существует два порядка исчисления пенсии по старости (по возрасту):

1. с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП);

2. без применения ИКП.

По Закону 1990 года трудовая «пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии» (статья 16). При этом «размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка» (исчисление пенсии без ИКП).

Законом установлены минимальный и максимальный размеры трудовой пенсии по старости (по возрасту).

Статья 17 Закона 1990 года: «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Статья 18 того же Закона: «максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1998 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 119-ФЗ, с 1 февраля 1998 года пенсия по старости исчисляется с применением индивидуального коэффициента и максимальным размером не ограничивается. Пенсионерам, получающим пенсии по Закону 1990 года, расчет пенсии по новым правилам производится только при наличии заявления.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет (статья 15 Закона 1990 года).

В соответствии со статьей 19 данного Закона «размер пенсии при неполном трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 Закона).

Исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии (пункт «б» статьи 114 Закона)».

4. Надбавки к пенсии по старости и повышение пенсии

Надбавки устанавливаются статьей 21 Закона 1990 года.

«К пенсии устанавливаются следующие надбавки:

а) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшего возраста 80 лет;

б) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам;

в) участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен минимальному размеру пенсии.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, а также надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен размеру социальной пенсии, а на нетрудоспособного иждивенца – инвалида III группы – половина минимального размера пенсии.

Надбавка участникам Великой Отечественной Войны устанавливается в следующих размерах:

а) достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной Войны – одной минимальной пенсии по старости».

Повышение пенсии (независимо от надбавки) относятся ко всем видам пенсий и устанавливаются для следующих категорий пенсионеров (статья 110 Закона 1990 года):

а) героям социального труда и гражданам, награжденным орденом Славы всех 3-х степеней; пенсия повышается на 50 процентов и не меньше минимального размера пенсии по старости;

б) участникам Олимпийских игр;

в) гражданам, награжденным орденами трудовой Славы или за службу в Вооруженных силах СССР; повышение на 15 процентов;

в) участникам великой Отечественной Войны; повышение на один минимальный размер пенсии;

г) гражданам, бывшими несовершеннолетними узниками лагерей ГЕТТО; повышение на размер минимальной пенсии по старости;

д) гражданам, которые работали в тылу во время Великой Отечественной Войны, а также военнослужащие, проходившие службу в тылу в это время; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии;

е) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, а затем реабилитированным; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии.

5. Порядок назначения пенсии по старости досрочно

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию по старости (по возрасту) осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с полным возмещением затрат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Основными условиями для оформления гражданам пенсии по старости досрочно являются:

· Признание граждан в установленном порядке безработными;

· Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

· Наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту);

· Достижение безработными определенного возраста;

· Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

· Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.

Пенсия по старости на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до принятого законодательством срока выхода на пенсию:

Женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет;

Мужчинам – по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Оформление безработным гражданам пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера.

Направление для оформления пенсии по старости досрочно производится с согласия безработного гражданина по его письменному заявлению. Орган службы занятости на основании личного заявления безработного гражданина выдает ему письменное предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно в двух экземплярах и справку о периодах, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включаются в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение.

Выдача такого предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно. Дата, подпись».

mirznanii.com

Условия назначения и размеры трудовой пенсии по старости на общих основаниях

Трудовая пенсия по старости на общих основаниях предусматривается в 7 статье Закона о трудовых пенсиях, а также обуславливается такими условиями:

  • 60 лет — планка пенсионного возраста для мужчин, для женщин же 55 (далее также — пенсионный возраст общего характера);
  • требуется иметь не меньше пяти лет страхового стажа.
Замечание 1

Если же рассматривать объем пенсии по возрасту, которая в свое время начисляется за трудовую деятельность, то он определяется исходя из определенных правил 14 статьи трудового Закона о пенсиях. Пенсия трудового характера по возрасту П в свое время она состоит сразу из нескольких частей — страховой части СЧ и накопительной части НЧ, а также подсчитывается основываясь на определенной формуле

П=СЧ+НЧ.

В свое время размер страховой части трудовой пенсии по возрасту можно узнать исходя из конкретной формулы

СЧ=ПКТ+Б.

Где через ПК обозначается расчетный пенсионный капитал, лица которое было ранее застраховано; Т — обозначает определенное количество месяцев периода, который ожидается для выполнения выплаты трудовой пенсии по возрасту, при это стоит отметить, что значение Т будет каждый год меняться до 2013 года (например, в 2010 году Т = 192, в 2011 году Т = 204, а в 2012 году Т = 216, теперь с 2013 года Т = 228); Б — является специальным фиксированным размером базового характера страховой части пенсии по возрасту, которая начисляется за трудовую активность. Размер страховой части фиксированный базы определяется специальным законом в твердом значении. В большинстве случаев размер Б = 3278,58 рублей.

На повышение такого базового объема, которые при этом является фиксированным оказывают влияние такие факторы:

  • первая группа инвалидности
  • достижение пенсионером 80 — летнего возраста и старше;
  • наличие членов семьи, которые являются нетрудоспособными;
  • достаточно долгое проживание, а также определенная работа в каких-либо районах Крайнего Севера и местностях, которые являются приравненными к районам Крайнего Севера;
  • проживание в районах Крайнего Севера и местностях, которые являются приравненными к нему.

Сумма расчетного пенсионного капитала

Расчетная сумма пенсионного капитала лица, которое была застрахованного определяется по конкретной формуле

ПК=ПК+СВ+ПК,

в данной формуле в роли ПК, – выступают определенные права пенсионного характера в денежном выражении, о чем говорится в 30 статье Закона о трудовых пенсиях, СБ является суммой валоризации 30.2 статья трудового Закона о пенсиях, ПК — сумма общего характера страховых взносов, а также других поступлений в ПФР за лицо, которое было застраховано начиная с 2002 года 1 января (Закон о страховых взносах).

ПК=(РП-450)·Т,

тут РП является размером расчетной направленности трудовой пенсии; 450 рублей является базовым размером трудовой части пенсии по состоянию и старости на 2002 год 1 января; Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который в свое время равен аналогичному значению в расчетной формуле страховой части пенсии.

Размер расчетного характера трудовой пенсии определяется по такой формуле

РП=СК·ЗРЗП·СЗП или РП=ЗР·СК.

где в роли ЗР выступает заработок среднемесячного характера определенного лица, который стоит отметить является застрахованным еще в 2000-2001 году, по определенным индивидуальным сведениям конкретного учета в системе обязательного пенсионного страхования или же за 60 месяцев подряд на основании документов, которые подлежат выдачи лишь в установленном порядке соответствующими работодателями, или органами муниципальной власти; через ЗП выражается среднемесячная зарплата в Российской Федерации за такой же период (СЗП за 2000-2001 год = 1494,5 рублей); СЗП является зарплатой среднемесячного характера в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года и составляет 1671 рубль); СК — это стажевый коэффициент, который для какого-либо застрахованного лица составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год трудового стажа общего характера сверх необходимого (25 лет — именно столько составляет трудовой стаж для мужчин, для женщин же 20), СК же в свое время не может более 0,75.

Отношение средней зарплаты лица, которое является застрахованным к среднемесячной плате за работу в Российской Федерации ЗРЗП учитывается в определенном объеме, которые составляет не более 1,2. Для тех лиц, которые проживают в районах Крайнего Севера, а также приравненных к нему местностях, где находятся специальные коэффициенты районного назначения установленные к оплате за трудовую деятельность, отношение заработка среднемесячного характера застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗРЗП учитывается в определенных более увеличенных размерах.

Замечание 2

Стоит помнить, что расчетный объема выплат по пенсии трудового характера не может быть менее 660 рублей.

Расчетная величина капитала пенсионной направленности при неполном трудовом стаже общего характера определяется основываясь на величинах расчетного капитала пенсии, при полном общем трудовом стаже, который у женщин составляет 20 лет, а у мужчин 25, также такая расчетная величина делится на количество месяцев общего стажа трудового характера, а также умножается на количество месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Сумма валоризации, как величина расчетного капитала пенсии

Определение 1

Валоризационная сумма, которую обычно называют сумма валоризации (СВ). Является величиной расчетного пенсионного капитала (ПК) подлежит валоризации (увеличению).

В свое время данная сумма составляет 10% от расчетной величины пенсионного капитала (ПК) и, помимо этого, еще 1% сверх того от расчетной величины капитала пенсии за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1991 года 1 января.

Замечание 3

Данные о сумме общего характера взносов страхования, а также иных поступлений в ПФР за лицо, которое было застраховано (ПК) предоставляются ПФР.

Объем страховой индексации части пенсии трудового характера по старости (включая определенный размер базы, которая является фиксированной страховой части трудовой пенсии по возрасту) происходит в таком порядке:

  • когда происходит увеличение цен за каждый отдельный квартал календаря не меньше чем на 6% – один раз в период трех месяцев с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем следующего квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;
  • когда происходит меньший уровень роста цен, но не меньше чем на 6% за каждое полугодие — один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, в случае если в течении соответствующего полугодия не было произведено индексаций в соответствии с подписью 1 статьи 17 пункта 6 Закона о трудовых пенсиях;
  • в ситуации, когда происходит рост цен за соответствующее полугодие меньше чем на 6% – один раз в год с 1 февраля, в случае если на протяжении года не было произведено индексации в соответствии с подписью 1 статьи статьи 17 пункта 6 Закона о пенсиях трудового характера;
  • Индексационный размер части страхового характера трудовой пенсии, имеет определенный коэффициент, который в свое время определяется по старости Правительством Российской Федерации основываясь на уровне роста цен за определенный промежуток времени;
  • в ситуации, если индекс за год роста среднемесячной заработной платы в России превышает коэффициент суммарного характера, индексации которая была произведена в размере страховой части трудовой пенсии по старости за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части пенсии трудового характера по старости на определенную разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в стране и указанным коэффициентом. При этом увеличение дополнительного характера размера страховой части трудовой пенсии по старости, учитывая ранее произведенные индексации, которые не могут индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, которые в свое время направлены на выплату страховой части пенсий трудового характера по старости.

Годовой индекс роста зарплаты среднемесячного характера в России, а также индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера определяется Правительством Российской Федерации.

Часть имеющая накопительный характер трудовой пенсии по возрасту вычисляется по определенной формуле

НЧ=ПН/Т,

в которой ПН является суммой пенсионных накоплений, лица которое было застраховано; Т – количество месяцев периода, когда ожидается выплата трудовой пенсии по возрасту.

Часть трудовой пенсии имеющая накопительную направленность по возрасту на данный момент времени пенсионерам не устанавливается. Такая часть пенсии будет устанавливать только тем лицам, которые 1967 года рождения, а также моложе (взносы страхового характера за граждан 1966 года рождения и старше поступают только на финансирование страховой части пенсии по старости). Право на пенсию по старости у лиц, которые родились в 1967 году появится не ранее 2012 года 1 января, именно с этого момента и будет устанавливаться часть пенсии накопительного характера.

Изменение накопительного размера пенсии

Определенное изменение объема части накопительного характера пенсии трудовой направленности по возрасту проводятся с 1 августа каждого года, основываясь на сумме взносов страховой направленности относительно накопительной части пенсий трудовой деятельности по возрасту, а также дополнительных взносов страхования на накопительную часть трудовой пенсии по старости, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования накоплений пенсионного характера, дохода от их инвестирования, средств или же какого-то части средств материального капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, которые не учитывались во время определения величины суммы накоплений пенсионного характера для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или прошлой корректировке.

zaochnik.com

42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения

Источники: ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата, производимая гражданам из числа лиц, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию, достигшим установленного законом возраста, с целью предоставления источника средств существования, а застрахованным лицам – с целью компенсации или минимизации возможного риска изменения их материального или социального положения вследствие достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, предусмотренными законом.

Признаки:

  • ежемесячная выплата

  • только в денежной форме

  • наступление нетрудоспособности – предполагается и не требует доказательств, а презюмируется с достижением возраста

  • закон закрепляет условия, порядок, размер и сроки выплаты

Общие основания назначения:

Для страховой пенсии по старости:

  • достижение возраста (60 для мужчин и 55 для женщин)

  • страховой стаж 15 лет (в 2016 – 7 лет и постепенное увеличение до 15 лет к 2024 г.)

  • индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30

ИПК - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Исчисляется как сумма годовых пенсионных коэффициентов, исчисленных на основе соотношения зарплаты работника, с которой уплачивались страховые взносы, с максимальной величиной облагаемого страховыми взносами заработка в соответствующем календарному году.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК – индив. пенс. коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП - коэффициент повышения индив. пенс. коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости

Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению назначается:

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и раждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения – по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет

  • граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – по достижении возраста 50 и 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

  • граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготными соц-эконом статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительств из зоны проживания с правом на отселение – трудовой стаж не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне в соответствии с Законом РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Социальная пенсия по старости:

  • граждане РФ достигшие 65 и 60 лет, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ не менее 15 лет

  • не выплачивается в период выполнения указанными лицами работы или иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию

studfiles.net

28. Понятие назначения пенсии по старости :общие и льготные основания ее назначения

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата из пенсионного фонда гражданам, достигшим определённого возраста при наличии страхового стажа в целях компенсации им заработка или иного дохода.

Особенности: возраст и бессрочность.

Пенсия по старости назначается на общих основаниях, на льготных основаниях или на льготных условиях.

На общих основаниях пенсия по старости назначается при наличии одновременно двух условий:

  1. Возраст. 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

  2. Страховой стаж не менее пяти лет.

ФЗ «О занятости населения в РФ» предусматривает возможность установления трудовой пенсии по старости на 2 года раньше установленного возраста лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций или по сокращению численности штата. Снижение пенсионного возраста на 2 года производится и в том случае, если лицо имеет право на пенсию на льготных условиях или на льготных основаниях.

Пенсия по старости может назначаться на льготных основаниях со снижением общеустановленного возраста. Эти основания не связаны с условиями труда и местностью, где протекала работа, а касаются только личности гражданина. Эти основания предусмотрены статьёй 28 пункт 1, подпункты 1, 3, 4 и 5 (выучить подпункты 1 и 3 – они в практике встречаются чаще) ФЗ «О трудовых пенсиях».

29. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами

профессиональной деятельности

Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда устанавливается досрочно трудовая пенсия по старости на 5 или 10 лет раньше общеустановленного возраста.

Назначается при наличии одновременно трёх условий:

1) Достижение определённого возраста.

2) Наличие страхового стажа.

3) Наличие стажа на соответствующих видах работ (или с особыми условиями труда).

ФЗ «о труд. пенсиях» Ст. 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии.

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам:

1) муж. по дост-и 50 лет и жен. по дост-и 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

2) муж. по дост-и 55 лет жен. по дост-и 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

3) жен. по дост-и 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) жен. по дост-и 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) муж. по дост-и 55 лет, жен. по дост-и 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

studfiles.net

Условия назначения страховой пенсии по старости

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — 55 лет (с 1 января 2017 г. за исключением государственных служащих, см. ниже).

В связи с принятием Закона о страховых пенсиях общеустановленный пенсионный возраст в нашей стране остался прежним, а требования к стажу для определения права на страховую пенсию увеличены. Такой подход подтверждает, что повышение пенсионного возраста не панацея от всех «бед», и урегулирование вопросов, связанных с поощрением длительной легальной занятости, полной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величиной страхового стажа имеет важнейшее значение при обеспечении сбалансированности пенсионной системы.

Обратим внимание на вопрос различия в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин с точки зрения его взаимосвязи с материнством. Эта тема является актуальной, принимая во внимание сформировавшуюся в последние годы общеевропейскую тенденцию уравнивания мужского и женского возраста выхода на пенсию. Во многих странах Западной Европы пенсионный возраст одинаков для обоих полов. Принимают подобные решения и некоторые наши бывшие «собратья» по социалистическому лагерю и Советскому Союзу. Не выдержала и Украина, в которой с 1 октября 2011 г. началось постепенное повышение возраста выхода на пенсию женщин — до 60 лет[1]. Такой подход объясняется различными причинами (экономической целесообразностью, сокращением трудоспособного населения, определенным образом понимаемой борьбой за равноправие, необходимостью увеличения размеров пенсий женщин и др.), но нельзя не заметить, что указанная тенденция совпадает с еще одной, а именно снижением рождаемости в этих странах.

Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин был установлен в нашей стране еще в 1930-х гг. и до настоящего времени не претерпел изменений. При принятии решения об установлении разного пенсионного возраста для мужчин и женщин важную роль сыграл фактор осуществления женщиной физиологической функции деторождения, а также воспитательной функции. Безусловно, что женщина, которая одновременно работает и воспитывает детей, несет значительную дополнительную нагрузку. И в дальнейшем разница в пенсионном возрасте мужчин и женщин обосновывалась с помощью данных возрастной физиологии о более быстром увядании женского организма по сравнению с мужским, о его большей подверженности неблагоприятным производственным факторам. По словам Е. Г. Азаровой, «игнорирование этих обстоятельств при установлении пенсионного возраста для лиц разного иола свидетельствовало бы именно об их неравноправии, о предъявлении к женщине более высоких требований, чем к мужчине»[2].

Примечательно, что Конституционный Суд РФ в Определении от 21.12.2000 № 276-0 затрагивал эту тему и пришел к выводу, что установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства, и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает — по смыслу ст. 19 Конституции РФ — достижение подлинного, а не формального равенства. Тем самым конституционные права мужчин нельзя считать затронутыми данным законодательным подходом.

Законом о страховых пенсиях введено принципиально новое условие, которого никогда не существовало, для определения права на страховую пенсию по старости — наличие у заинтересованных граждан величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК) не менее 30.

Таким образом, с 1 января 2015 г. право на страховую пенсию по старости может быть реализовано гражданами при выполнении следующих требований:

  • • достижение общеустановленного пенсионного возраста;
  • • наличие необходимого страхового стажа;
  • • наличие необходимой величины ИПК — не менее 30.

Страховой стаж в ст. 3 Закона о страховых пенсиях определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Содержание этого понятия конкретизируется в ст. 11 и 12 указанного Закона, в которых называются периоды, образующие страховой стаж.

Согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. В этой формулировке Закона учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, о правомерности исчисления страхового стажа лиц, работавших по трудовому договору, исходя из начисленных страховых взносов. Таким образом, для образования страхового стажа достаточно факта начисления страховых взносов.

Из данного правила имеется исключение, согласно которому при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР (ч. 3 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами нашей страны включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Например, на основании ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. для установления права на пенсию учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств.

Под работой, включаемой в страховой стаж, понимается в первую очередь работа по трудовому договору. Иной деятельностью в целях исчисления этого стажа признается предпринимательская, адвокатская и другие виды деятельности.

Рассмотренные периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование. Даже в случае включения в страховой стаж лица на основании положений международных договоров периодов работы за границей априори предполагается, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в компетентный орган соответствующего государства1.

Содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа. В Законе о страховых пенсиях они именуются «иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж». Также эти периоды на профессиональном языке именуются «нестраховыми», хотя такого понятия указанный Закон не содержит. Принципиально, что нестраховые периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа, а носят по отношению к периодам, связанным с уплатой страховых взносов, сопутствующий, подчиненный характер. На основании ч. 2 ст. 12 Закона о страховых пенсиях эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности). Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из нестраховых периодов.

Исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, закреплен в ст. 12 Закона о страховых пенсиях (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (нестраховые периоды)

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж

Условия зачета в целях определения права на пенсию

Ограничение

продолжительности

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК)

1. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы

Если данному периоду предшествовали и(или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды)

Не имеется

Да

2. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности

Не имеется

Нет

1 К примеру, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав 1раждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 трудовой (страховой) стаж определяется как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж

Условия зачета в целях определения права на пенсию

Ограничение

продолжительности

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК)

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лег

Если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы (страховые периоды)

Не более шести лег в общей сложности

Да

4. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства

То же

Нс имеется

Нет

5. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке

it

11е имеется

Пет

6. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет

it

Не имеется

Да

7. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства

I •

Не более пяти лет в общей сложности

Да

8. Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти,

V •

Нс более пяти лет в общей сложности

Да

Наименование периода, засчитываемого в страховой стаж

Условия зачета в целях определения права на пенсию

Ограничение

продолжительности

Учет периодов при исчислении размера пенсии (ИПК)

государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ

Нс более пяти лет в общей сложности

Да

9. Период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

о

Нс имеется

Нет

Перечень указанных периодов, засчитываемых в страховой стаж, в целом соответствует перечню нестраховых периодов, определенных Законом о трудовых пенсиях (Федеральным законом от 29.06.2015 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан» перечень дополнен периодом сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, подтверждается этот период на основании сведений названных органов). Это же относится к отдельным нестраховым периодам, которые учитываются при исчислении размера страховой пенсии. При этом продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличена до 6 лет в общей сложности (вместо 4,5 лет по нормам Закона о трудовых пенсиях).

Как видим, в страховой стаж засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Это относится и ко времени получения пособия по беременности и родам, т.е. отпуск по беременности и родам, предусмотренный для женщин ст. 255 ТК РФ, учитывается при исчислении страхового стажа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, которую он неоднократно высказывал в своих решениях[3], нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства. В связи с этим в Законе о страховых пенсиях предусмотрено следующее положение.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Рассматривая вопросы исчисления страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент.

В законодательстве РФ с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, закрепленный Законом об обязательном пенсионном страховании. Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в ПФР в целях формирования своих пенсионных прав. Ранее взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитывались при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимались во внимание при определении права на пенсию. Благодаря изменениям, внесенным в Закон об обязательном пенсионном страховании, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подп. 1, 2, 3 и 5 п. 1 ст. 29 указанного Закона, засчитываются в страховой стаж.

К этим лицам относятся следующие категории граждан, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

  • 1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
  • 2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке (например, муж, который уплачивает страховые взносы за свою жену, которая занимается домашним хозяйством);
  • 3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов этими лицами, относящимися ко второй и четвертой категориям, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. Тем самым часть страхового стажа, требуемого для определения права на страховую пенсию, фактически можно «купить». Принимая во внимание, что соответствующие лица уплачивали страховые взносы в ПФР в добровольном порядке и до 1 января 2015 г., учитывая конституционный принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан (если самими актами не установлено иное), в страховой стаж могут быть засчитаны и периоды добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имевшие место до 1 января 2015 г.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в календарном году составила полный год.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. Данная норма необходима для исключения ситуаций, при которой граждане могут получать пенсию за один и тот же стаж от разных государств, что возможно в условиях отсутствия между государствами договора в области пенсионного обеспечения.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР, с иными периодами при установлении пенсии в страховой стаж гражданина включается период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) определение величины ИПК в более высоком размере.

При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Подтверждение периодов страхового стажа за периоды до регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования на основании названных сведений является новеллой Закона о страховых пенсиях. Это связано с тем, что ПФР провел работу но сбору от работодателей сведений о стаже за указанные периоды, оценил и проверил их, а затем включил соответствующие данные в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, за которых такие сведения были представлены страхователем.

Подсчет страхового стажа за периоды после регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Следующее условие для определения нрава на страховую пенсию по старости — наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента, под которым в ст. 3 Закона о страховых пенсиях понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина ИПК складывается из суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. (далее — ИПКс), и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, которые будут иметь место с 1 января 2015 г. (далее — ИПКн).

Принципиально важно, что новые уточненные условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода.

Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 и 2), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины ИПК. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии но старости, в 2015 г. составит 6 лет и начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год до достижения 15 лет в 2024 г. (табл. 3.2). Требуемая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Таблица 32

Продолжительность страхового стажа, необходимого для определения права на страховую пенсию

Год назначения страховой пенсии по старости

Необходимый стаж, лет

Год назначения страховой пенсии по старости

Необходимый стаж, лег

2015

G

2020

И

2016

7

2021

12

2017

8

2022

13

2018

9

2023

14

2019

10

2024 и последующие годы

15

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 г. величины ИПК — 30 (табл. 3.3). Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно — на день установления этой страховой пенсии.

Таблица 33

Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости

Год

Требуемая величина ИНК для определения права на страховую пенсию

Год

Требуемая величина ИПК для определения права на страховую пенсию

2015

6,6

2021

21

2016

9

2022

23,4

2017

11,4

2023

25,8

2018

13,8

2024

28,2

2019

16,2

2025

30

2020

18,6

В Законе о страховых пенсиях сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости всем категориям граждан, которым данное право было гарантировано Законом о трудовых пенсиях и законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.

Фактически досрочные страховые пенсии представляют собой пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при выполнении определенных законодательством условий.

С 1 января 2015 г. вопросы установления досрочных страховых пенсий регулируются ст. 30—33 Закона о страховых пенсиях.

Названные пенсии можно классифицировать по основаниям их установления на следующие четыре группы.

  • 1. Пенсии, назначаемые в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда (п. 1 —15 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). В частности, к лицам, которым может быть установлена такая пенсия, относятся: граждане, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах; женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов; женщины, работавшие в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; граждане, работавшие непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; граждане, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и др.
  • 2. Пенсии, назначаемые в связи с длительным выполнением профессиональной деятельности (п. 16—21 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Данные пенсии назначаются спасателям, работавшим в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций; лицам, работавшим с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России; гражданам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России; лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, творческую деятельность, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Также к этой категории можно отнести досрочные страховые пенсии гражданам из числа работников летно-испытателыюго состава (ст. 31 Закона о страховых пенсиях).
  • 3. Пенсии, назначаемые в связи с работой в особых климатических условиях (п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Такие пенсии устанавливаются лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • 4. Пенсии, назначаемые по социальным мотивам и состоянию здоровья (п. 1, 3—5 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Право на данную пенсию имеют женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до указанного возраста, либо опекун инвалидов с детства; инвалиды вследствие военной травмы; инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности; граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики.

Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой во вредных условиях труда, длительным выполнением профессиональной деятельности, а также работой на Севере лица приобретают при наличии страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого определяется ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях. Для назначения досрочной страховой пенсии по социальным мотивам требуется наличие соответствующего страхового стажа.

При исчислении страхового стажа не имеет значения наименование профессии (должности), в которой протекала работа, в том числе предусмотренная ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях, или иная деятельность.

Для определенной категории работников страховая пенсия по старости может назначаться досрочно независимо от страхового стажа, например, женщинам, отработавшим в текстильной промышленности на соответствующих работах 20 лет, страховая пенсия по старости назначается досрочно по достижении ими 50 лет без требования страхового стажа.

Лица, выработавшие необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, реализуют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с того момента, когда достигнут необходимого возраста, установленного законодательством для конкретной категории работников.

Некоторым гражданам досрочная страховая пенсия может назначаться независимо от возраста и от продолжительности страхового стажа. В таком случае достаточно отработать определенное количество лет на соответствующих работах. Например, страховая пенсия по старости назначается досрочно независимо от возраста и страхового стажа лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых; лицам, осуществляющим педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствующих учреждениях.

Обязательным условием для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, связанной с выполнением той или иной работы, является наличие у застрахованного лица стажа на соответствующих видах работ, предусмотренного ст. 30—32 Закона о страховых пенсиях.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы на определенных производствах в профессиях и должностях или на отдельных видах работ.

Определение стажа на соответствующих видах работ носит особый характер. В связи с этим порядок исчисления периодов такой работы регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым регулируются обозначенные вопросы. В частности, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Правила регулируют общие вопросы порядка исчисления отдельных периодов трудовой деятельности всех категорий работников, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона о страховых пенсиях. Вместе с тем, учитывая особенности характера и организации работы отдельных категорий работников, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с указанными статьями, порядок исчисления периодов их работы может устанавливаться отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Так, с 1 января 2015 г. по-прежнему применяется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Закон о страховых пенсиях, сохраняя круг лиц, пользующихся правом на досрочную пенсию по старости, необходимую продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также другие условия назначения досрочной пенсии, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях, также устанавливает дополнительное требование для приобретения права на нее, как и для обычной страховой пенсии по старости — наличие величины ИНК в размере не менее 30 (в данном случае также действуют упомянутые выше переходные положения).

На основании ч. 3, 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях по выбору застрахованного лица в стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 г. и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Тем самым периоды работы граждан могут включаться в стаж последовательно с учетом положений пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсий в период выполнения этой работы, независимо от того, выработан стаж полностью либо частично на день отмены соответствующего правового регулирования. Это, например, означает, что периоды работы, протекавшие до 1 января 2002 г. во время действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил названного Закона и иных нормативных правовых актов, согласно которым исчислялся стаж до указанной даты.

Также следует иметь в виду, что с 1 января 2014 г. в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях периоды работы, предусмотренные подп. 1 —18 п. 1 указанной статьи и имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным законодательством об уплате страховых взносов в ПФР, и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, определенному по результатам специальной оценки условий труда. Это же правило закреплено и Законом о страховых пенсиях.

Обратим внимание на преимущества лицам, имеющим детей, которые традиционно закрепляются в отечественном пенсионном законодательстве. Имеются они и в Законе о страховых пенсиях. Наличие детей является одним из признаков, по которому осуществляется субъектная дифференциация пенсионного обеспечения.

Основной пенсионной льготой для женщин, родивших детей, является возможность назначения страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет — женщины). Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, предоставляется право на досрочное назначение пенсии но старости но достижении возраста 50 лет. Для приобретения права на этот вид пенсии женщине необходимо иметь не менее 15 лет страхового стажа.

Основополагающими условиями назначения такой досрочной пенсии является факт многодетности матери (рождение пятерых и более детей) в совокупности с фактом воспитания ею детей до установленного возраста (8 лет). При невыполнении одного из этих условий женщине не может быть назначена пенсия со снижением пенсионного возраста. Если женщина родила пятерых детей, один из которых не дожил до 8-летнего возраста, то право на досрочную пенсию не возникнет. Не могут приобрести право на эту пенсию и женщины, лишенные родительских прав.

Многодетными матерями в целях пенсионного обеспечения признаются мамы, имеющие пять и более детей. Не предусматривается снижения пенсионного возраста при наличии у лица менее пяти детей, не существует градации этого возраста в зависимости от количества детей. Если женщина родила и воспитала, к примеру, четверых детей, то право на пенсию по старости ей может быть предоставлено по достижении 55 лет, как и любой бездетной женщине.

Также имеются пенсионные льготы, которые предоставляются не просто в связи с наличием детей и страхового стажа, а в сочетании данных фактов с иными юридически значимыми обстоятельствами. В первом случае этим обстоятельством является инвалидность ребенка. Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, имеют право на назначение трудовой пенсии в том же возрасте и при выполнении тех же стажевых требований, что и женщины, родившие и воспитавшие до 8 лет пять и более детей. Во втором случае — это работа женщины, имеющей детей, в северных регионах нашей страны, о чем будет сказано ниже.

Норма о предоставлении права на досрочное пенсионное обеспечение матерям инвалидов с детства была дополнена в связи с Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-0, в котором положения Закона о трудовых пенсиях о досрочном назначении пенсии по старости только матерям инвалидов с детства, но не отцам, были признаны неконституционными. В связи с этим теперь досрочная страховая пенсия назначается одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчинам — но достижении возраста 55 лет, женщинам — но достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет), а также опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Этой категории граждан страховая пенсия по старости назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста на 1 год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.