studme.org

Актуальные вопросы пенсионного обеспечения лиц осужденных к лишению свободы

В статье раскрыты виды пенсионного обеспечения, существующие в РФ в настоящее время, основные требования для назначения пенсии по старости, инвалидности и по потере кормильца, а также особенности назначения и выплаты пенсии, осужденным к лишению свободы.

Пенсионное обеспечение является основной составляющей социального обеспечения, важной социальной гарантией, в первую очередь – стабильного и безопасного развития нашего государства в сегодняшнем мире.

Пенсионное обеспечение решает основные проблемы граждан, утративших трудоспособность в связи со старостью и инвалидность, либо потерявших кормильца.

Система пенсионного обеспечения, охватывающая всех нетрудоспособных граждан, вовлекает в свою орбиту на современном этапе свыше 43,7 млн. пенсионеров среди более 146 млн. постоянных жителей. А думать о том, как заработать хорошую пенсию, должен каждый работающий гражданин России.

В настоящее время в Российской Федерации действует три вида пенсионного обеспечения:

  1. Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законом от 12 февраля 1993 г. № 4468–1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166–фз). Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.
  2. Обязательное пенсионное страхование, в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400–фз), включающее в себя страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и страховую пенсию по случаю потери кормильца, финансируемое за счет обязательных страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами России, если они зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования.
  3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение, в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424 «О накопительной пенсии» (далее – Закон 424–фз) негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Нахождение гражданина в местах лишения свободы не лишает его права на вышеперечисленные виды пенсионного обеспечения. Данное положение закреплено в ст. 98 действующего Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1–ФЗ.

Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, в т.ч. и обязательному пенсионному страхованию, соответственно при определенных условиях имеют право на страховую и накопительную пенсии. В соответствии с ч. 2 данной статьи осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца.

В соответствии со ст. 8 Закона № 400–фз осужденные имеют право на страховую пенсию по старости по достижению возраста 60 лет мужчины и 55 лет женщины, при наличии страхового стажа не менее 15 лет, и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Требования к минимальному стажу и пенсионным баллам:

  • 2016 г. страховой стаж – 7 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 9;
  • 2017 г. страховой стаж – 8 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 11,4;
  • 2018 г. страховой стаж – 9 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 13,8;
  • 2019 г. страховой стаж – 10 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 16,2;
  • 2020 г. страховой стаж – 11 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 18,6;
  • 2021 г. страховой стаж – 12 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 21;
  • 2022 г. страховой стаж – 13 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 23,4;
  • 2023 г. страховой стаж – 14 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 25,8;
  • 2024 г. страховой стаж – 15 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 28,2;
  • 2025 г. страховой стаж – 15 лет, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов – 3.

В случае полного отсутствия у осужденного страхового стажа или недостаточного его количества устанавливается социальная пенсия по старости при достижении возраста 65 и 60 (соответственно мужчины и женщины) в соответствии с Законом 166–фз (п.1 п.п.8 ст.4; п.6 ст.5; п.1 п.п.5 ст.11; п.1 п.п.1.ст.18).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом, установление группы инвалидности производят федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом № 166-фз (п.1 п.п.8 ст.4; п.6 ст.5; п.1 п.п.1,2 ст.11; п.1 ст.18).

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается и выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

  1. дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  2. один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца и не работают;
  3. родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
  4. дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти.

В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом № 166-ФЗ (п.1 п.п.8 ст.4; п.6 ст.5; п.3 ст.11; п.1 п.п.1 ст.18).

На осужденного, находящегося в местах лишения свободы, как и на любого гражданина, имеющего право на пенсионное обеспечение, распространяются правила утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 885н определяющие порядок:

  • выплаты всех видов пенсий;
  • осуществления контроля за выплатой пенсий;
  • проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсий;
  • начисления сумм пенсии за текущий месяц в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством РФ;
  • определения излишне выплаченных сумм пенсий,

а так же правила утвержденные приказом ГУИН МВД России от 6 ноября 1997 г. № 18/13–204 определяющие порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Как применяются на практике положения этих нормативных документов, рассмотрим на примере УФСИН России по Вологодской области.

Обязанности по оформлению документов для назначения пенсий, как правило, возложены на специалистов социальной группы из состава администрации колоний, так в исправительном учреждении № 17 – на старшего специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных.

Специалисты по социальной работе в исправительных учреждениях:

  1. Осуществляют подготовку необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, их перечень утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н и включает в себя заявление осужденного, паспорт, трудовую книжку, копию свидетельства о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, справку о нахождении его в исправительном учреждении, а также другие документы в зависимости от вида пенсии. Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом. Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ. Справка МСЭ хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки после освобождения из исправительного учреждения.
  2. Своевременно представляют их в территориальный орган ПФР, по месту нахождения исправительного учреждения.
  3. Ведут списки осужденных получающих пенсии, своевременно вносят в них изменения и информируют об этом территориальный орган ПФР.

Помимо этого в обязанности социального работника входит получение пенсионного удостоверения осужденного, которое хранится в его личном деле и выдается осужденному на руки в день освобождения.

Для обеспечения выплаты назначенных пенсий территориальный орган ПФР, перечисляет полагающиеся суммы на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет их на лицевые счета осужденных. Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 г. и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

Если осужденный пенсионер, выбывает из исправительного учреждения, социальный работник в этот же срок представляет в территориальный орган ПФР, соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия. При этом возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а так же при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, социальный работник учреждения также информирует территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий пенсионное обеспечение.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы - пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу территориального органа ПФР, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. И после того, как будут собраны и оформлены все необходимые документы, отбывший наказание пенсионер снова будет получать пенсию. Доставка пенсии будет осуществляться организацией, которую выбрал пенсионер по своему желанию.

Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний определяются ст. 107 УИК РФ. Из пенсий осужденных, к лишению свободы, производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Осужденные, получающие пенсию, ежемесячно возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды, в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в ПФР и иных обязательных отчислений. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

При необходимости специалисты территориальных органов ПФР, осуществляющих пенсионное обеспечение, проводят консультации с представителями исправительных учреждений по вопросам, связанным с назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий осужденным. 24 декабря 2014 г. состоялась встреча специалистов отделения ПФР по Вологодской области с социальными работниками тринадцати исправительных учреждений, находящихся на территории области, на которой были обсуждены вопросы пенсионного обеспечения осуждённых, находящихся на территории области.

Представители ПФР отметили важность обсуждаемого вопроса, т.к. в колониях всех профилей в настоящее время находится более семи тысяч осуждённых, среди них почти все категории получателей пенсий и пособий по линии ПФР и выразили свою заинтересованность во взаимодействии с УФСИН России по Вологодской области, для того чтобы исполнять свои функции не только в отношении законопослушных граждан, но и опасных преступников.

Некоторые исправительные учреждения области заключили соглашения с территориальными органами ПФР о сотрудничестве, примером может служить следственный изолятор № 3. Администрация учреждения и Управление ПФР в г. Череповце и Череповецком районе в начале 2011 г. заключили соглашение о сотрудничестве в сфере организации просветительской работы. За это время проведено 14 встреч с осужденными.

В процессе назначения пенсий осуждённым возникают следующие проблемы:

  1. Большое количество заключённых имеют пустые пенсионные счета. Это значит, что необходимо вести огромную работу по поиску данных о местах их работы и трудовом стаже, а также разъяснять осужденным о необходимости трудиться, в период нахождения в исправительном учреждении.
  2. Восстановление трудовых книжек заключённых. Эту проблему совместно решают специалисты ПФР и социальные работники УФСИН. На предприятия и организации, в том числе и зарубежные, где они работали, рассылаются запросы. Если предприятия уже не существуют, обращения идут в архивы.
  3. В соответствии со ст. 8 Закона № 400–фз увеличение страхового стажа.

В качестве примера, можно привести следующие данные, в исправительной колонии № 17 на 01.11.2016 г. содержится 1444 осужденных, из них 49 человек получают пенсию по инвалидности, 41 человек имеет право на пенсию по старости, но получают данный вид пенсии только 4 человека.

В заключении на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на граждан, осужденных к лишению свободы, в полной мере распространяется пенсионное законодательство РФ, исключение составляет способ получения пенсии, а именно, пока осужденные находятся в местах лишения свободы, администрация учреждения переводит денежные суммы на их лицевые счета. Осужденные в период отбывания наказания могут расходовать получаемые ими пенсии на приобретение продуктов питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету без ограничения.

novainfo.ru

Пенсионное обеспечение осужденных

Пенсионное обеспечение осужденных

В ст. 98 УИК РФ закреплены принципы пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины – 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. В отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ИУ, действие добровольного медицинского страхования не приостанавливается до окончания срока пребывания в ИУ. Это обеспечивается соответствующими правовыми актами, к которым следует отнести Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» и другие нормативные акты.

В законодательстве установлено право на возмещение ущерба осужденному в случае утраты им трудоспособности в период отбывания лишения свободы. Причем это право реализуется сразу, по факту наступления нетрудоспособности.

Осужденные по прибытии в ИУ продолжают получать пенсии и пособия, которые они получали до осуждения. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ, перечисления их на лицевые счета осужденных. Если право на пенсию наступило в период отбывания наказания, она оформляется администрацией ИУ через местные органы социальной защиты населения.

Из пенсий осужденных производятся различные виды удержаний, в том числе и по исполнительным документам. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий осужденных определяются ст. 107 УИК РФ.

В случае смерти осужденного в результате профессионального заболевания или увечья, наступившего в связи с производственной деятельностью, нетрудоспособные члены его семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

На граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, распространяются все положения законодательства о трудовых пенсиях по старости и инвалидности.

Следующая глава

law.wikireading.ru

Статья 98 УИК РФ. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы (действующая редакция)

1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

www.zakonrf.info

Трудовая пенсия осужденным отбывающим уголовное наказание


УИК РФ Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы / КонсультантПлюс

1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Ст. 98 УИК РФ. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы

www.consultant.ru

Порядок выплаты пенсий осужденным гражданам

Порядок выплаты пенсий осужденным к лишению свободы гражданам регулируется Уголовно – исполнительным кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 08.01.1997г. № 2-ФЗ, и Правилами выплаты пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правлением  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  от  16.02.2004г.  № 15п/18.

Согласно действующему законодательству выплата пенсий осужденным осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет сведения о них в Управление ПФР, которое  запрашивает пенсионные дела с  прежнего места жительства осужденных. После поступления пенсионных дел пенсия осужденных ежемесячно перечисляется на счета исправительных учреждений.

Доставка пенсий осужденным к лишению свободы производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного с соблюдением условий статьи 107 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статьи в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов пенсии.

В связи  с особенностями выплаты пенсий осужденным исключается возможность выплаты пенсии через организации почтовой связи, кредитные учреждения, а также получение пенсии родственниками по доверенности в этих учреждениях.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. Доставка пенсии будет осуществляться организацией, которую выбрал пенсионер по своему желанию.

www.pfrf.ru

Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы. Определение стажа, необходимого для назначения пенсий

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодательства РФ о налогах и сборах, федеральных законов от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1], от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также из иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» застрахованными являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь». Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством РФ. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые закреплены федеральными законами «О трудовых пенсиях», «О страховых пенсиях» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Осужденные имеют право на общих основаниях на следующие виды пенсионного обеспечения: по старости, но инвалидности, в случае потери кормильца, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. В связи с этим из заработной платы работающих осужденных согласно ст. 107 УИК РФ производятся обязательные отчисления в ПФР, а также иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые (трудовые) пенсии с 1 января 2015 г. регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 г. — Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Страховые пенсии представляют собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения выступает трудовая деятельность. Обязательным условием при определении права на трудовую пенсию является наличие у лица страхового стажа, который представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Следовательно, в страховой стаж на общих основаниях засчитывается время оплачиваемой работы осужденных в период лишения свободы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Время выполнения осужденными работ, предусмотренных Списками производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, также засчитывается в специальный льготный стаж.

В соответствии с и. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке засчитываются в страховой стаж для определения права на страховую пенсию. Данное положение, как видим, касается двух очень близких по своему статусу категорий граждан:

  • 1) необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
  • 2) необоснованно репрессированных.

Общим для них является юридический факт необоснованного применения уголовной ответственности или меры наказания с последующей за этим реабилитацией. Само понятие необоснованного применения репрессии предполагает обязательное наличие реабилитации. При отсутствии официального акта реабилитации (документа об индивидуальной реабилитации) нет никаких оснований говорить о необоснованном привлечении к уголовной ответственности или необоснованном применении иной репрессии.

Реабилитацией считается прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления.

Под понятие «содержание под стражей» подпадают периоды содержания под стражей во время предварительного следствия. К местам лишения свободы относятся тюрьмы, лагеря, тюремные больницы, иные подобные учреждения. Понятием «ссылка» охватываются меры уголовного и административного наказания.

Находясь в местах лишения свободы или ссылке в результате необоснованного применения к данным гражданам репрессии, они по вине государства лишались своего страхового стажа и тем самым понесли определенный ущерб в части будущих пенсионных прав. Тем более что в эти периоды необоснованно репрессированные лица привлекались к принудительному труду, порой к наиболее тяжелому. При этом за них страховые взносы не уплачивались. В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает зачет в страховой стаж лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, следующих трех периодов:

  • — периода содержания под стражей;
  • — периода отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • — периода отбывания наказания в ссылке.

Применительно к периоду лишения свободы данной нормой имеет смысл воспользоваться только за время до 1 сентября 1992 г., поскольку в соответствии с Законом РФ от 12.06.1992 № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» с 1 сентября 1992 г. за период работы всех осужденных (т.е. как обоснованно, так и необоснованно осужденных) во время отбывания ими наказания в виде лишения свободы отчисляются страховые взносы в ПФР и, соответственно, эти периоды с указанной даты засчитываются в страховой стаж. С 1 июля 1997 г. названный закон утратил силу, однако с той же даты вступил в силу УИК РФ, ст. 98 которого предусматривает, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Если по каким-либо причинам необоснованно привлеченный к уголовной ответственности гражданин, находясь в исправительном учреждении, не работал, то ему время отбытия наказания будет засчитано в страховой стаж на основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». Необходимо также учитывать, что время необоснованного отбытия наказания может превышать время непосредственной работы в период пребывания в исправительном учреждении. С учетом этого и следует засчитывать соответствующие периоды в страховой стаж.

Может возникнуть вопрос: почему в п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» выделены две категории граждан, а не единая категория — необоснованно репрессированных лиц? Эти категории имеют свои особенности: к первой относятся лица, необоснованно привлеченные к ответственности за уголовные преступления, ко второй — репрессированные по политическим мотивам.

Лишение свободы, согласно ст. 56 и 58 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Определение политических репрессий дано в Законе РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Политичесними репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других наделенных судебными функциями органов либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Таким образом, Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» содержит более широкое понятие видов применяемых репрессий, однако в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» засчитываются периоды применения репрессий, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 12 этого закона, потому что именно в эти периоды репрессированный был лишен возможности — по рассмотренным выше причинам — приобрести страховой (трудовой) стаж.

Говоря о репрессированных лицах, нужно иметь в виду и репрессированные народы, хотя в и. 5 ч. 1 сг. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» данная категория напрямую не обозначена. Согласно Закону РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» период пребывания этих лиц в спецпоселениях рассматривается как ссылка. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений. Время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в страховой стаж в календарном порядке независимо от возраста.

Сведения о времени нахождения в местах лишения свободы по общему правилу подтверждаются справкой из управления внутренних дел того субъекта РФ, где реабилитированный гражданин освобожден из мест лишения свободы. Материалы исправительно-трудовых учреждений хранятся в архивах органов внутренних дел. Справка о реабилитации выдается в одном экземпляре. Нотариально заверенная копия этой справки имеет такую же юридическую силу, как и подлинник.

Социальные пенсии, являясь также одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, устанавливаются нетрудоспособным осужденным. Следует пояснить, что социальные пенсии — это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве.

Впервые социальные пенсии вошли в пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Основная цель введения социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П, где было указано на целесообразность приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий[2].

Под термином «нетрудоспособные граждане» ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» понимает граждан, которые, будучи престарелыми или инвалидами, либо потеряв кормильца, нс приобрели право на страховую (трудовую) пенсию. Данная норма корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 9 и ч. 11 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которым гражданам, нс имеющим по каким-либо причинам права на страховую (трудовую) пенсию, устанавливается социальная пенсия.

В практической деятельности после вступления в силу норм закона о социальных пенсиях возник вопрос о том, что означает отсутствие права на трудовую пенсию. Такой вопрос достаточно актуален, поскольку для отдельных категорий граждан, в первую очередь инвалидов I группы, в некоторых случаях размеры социальных пенсий оказались выше, чем трудовые.

Такое положение связано прежде всего с тем, что нормы указанных законов рассчитаны на развитую пенсионную систему, когда экономические и правовые условия позволят сформировать достаточную по размеру трудовую пенсию, которая (учитывая, что она может состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной), по определению не может быть меньше социальной пенсии, устанавливаемой в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии (но всегда не больше 100%).

Однако чтобы не ухудшить материальное положение граждан, на первоначальном этапе пенсионной реформы, который по существу является переходным периодом от старой пенсионной системы к новой, Минтруд России издал постановление от 07.05.2002 № 34 «Об утверждении разъяснения “О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”». Согласно этому разъяснению вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.

В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии иод лицами, не имеющими но каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:

  • — граждане, которые не отвечают условиям назначения различных видов трудовых (страховых) пенсий;
  • — граждане, которые отвечают условиям назначения различных видов трудовых (страховых) пенсий, однако не обращались в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении трудовой (страховой) пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию;
  • — граждане, которые обращались за назначением трудовой (страховой) пенсии с указанными заявлением и документами, но до дня вынесения решения о ее назначении отозвали это заявление, либо которые после назначения трудовой (страховой) пенсии официально отказались от нее.

Социальные пенсии могут выплачиваться в период работы за одним исключением. В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы. В то же время выплата социальной пенсии в период работы гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), может осуществляться в рамках п. 3 ст. 27 указанного закона.

В соответствии с УИК РФ с 1 июля 1997 г. осужденные к лишению свободы имеют право на получение пенсии по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на их личные счета.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в территориальный орган ПФР, соответствующий список и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении, а также сведения о вновь прибывших осужденных по установленным формам.

Территориальный орган ПФР проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие требуемые документы для открытия выплаты пенсии. Оформление и представление документов для выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией соответствующего исправительного учреждения, В практической деятельности они руководствуются письмом Главного управления исполнения наказаний МВД России от 06.11.1997 № 18/13-204, определяющим порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Администрация исправительного учреждения в пятидневный срок сообщает территориальному органу ПФР об изменениях списочного состава пенсионеров, информирует о привлечении осужденного лица к оплачиваемому труду и о других обстоятельствах, влияющих на размер пенсии. В случае выбытия пенсионера из исправительного учреждения, администрация в этот же срок представляет соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия. При этом возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Осужденному лицу, находящемуся на длительном лечении в стационарном учреждении системы здравоохранения, пенсия выплачивается в порядке, установленном для лица, находящегося в соответствующем стационарном учреждении.

В целях осуществления социальной работы в структуре исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России создаются группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Основными задачами указанных групп являются: решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных; выявление лиц, у которых в личном деле отсутствуют трудовая книжка, пенсионное удостоверение и паспорт, а также тех, у кого срок действия паспорта истек, и принятие мер по их получению; подготовка совместно с другими службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным.

Учитывая, что исправительное учреждение не является местом жительства осужденных, а многие из них утрачивают регистрацию по месту жительства па территории РФ в связи с помещением в исправительное учреждение на основании судебных решений, у практических работников территориальных органов ПФР возникает вопрос: могут ли пенсионные дела таких лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства быть поставлены на учет территориальным органом ПФР по месту нахождения исправительного учреждения для организации выплаты пенсии?

Если иностранные граждане и лица без гражданства до помещения в исправительные учреждения на территории РФ являлись получателями российской пенсии, то оснований для прекращения ее выплаты в связи с осуждением данных лиц к лишению свободы не имеется, даже если указанные лица утратили регистрацию по месту жительства на территории РФ.

Данное положение касается также граждан Российской Федерации, которые являются получателями социальной пенсии.

Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий, а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения. Основными задачами ответственного представителя является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

Ответственный представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

При назначении государственной пенсии, кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении.

Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом[3].

В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения. Бухгалтерия исправительного учреждения в трехдневный срок зачисляет па лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. В этих целях при поступлении денежных средств на депозитный счет бухгалтерия исправительного учреждения составляет расчетную ведомость для зачисления средств на лицевой счет, которую подписывает начальник учреждения и главный бухгалтер. Удержания из пенсий производятся бухгалтерией исправительного учреждения с лицевого счета осужденного в установленном законом порядке.

Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 г., и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

Ежегодно, по состоянию на 1 января, администрация исправительного учреждения производит сверку лиц, получающих пенсию в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту нахождения учреждения.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или пребывания по запросу территориального органа ПФР на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета[4].


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.