Социальная защита пенсионеров


Социальное обеспечение пенсионеров

Осуществление пенсионных выплат – это одно из главных направлений в общей системе социального обеспечения. В целом, все социальное обеспечение пенсионеров относится именно к пенсионному праву, поэтому на него распространяются универсальные законы и нормы. Есть и те специалисты, которые относят пенсионное право к общности институтов права, а есть и те, кто считает их подотраслью права социального обеспечения. Тем не менее, все специалисты отмечают, что сегодня пенсионное право является одним из наиболее распространенных, и имеет ряд особенностей, когда речь идет о защите такой социальной категории, как пенсионеры.

Сегодня социальное обеспечение и социальная помощь пенсионерам – это приоритетное направление, которое определено социальной политикой государства. Безусловно, эта помощь не всегда может быть оказана нуждающимся гражданам в полном объеме, но это направление постепенно развивается, а благодаря реформам удалось достичь действительно значимых результатов в указанной области. По-прежнему специалисты высказывают надежду на то, что количество граждан, чей уровень жизни будет расти, также увеличится, и Россия займет достойное место в мировой классификации социально защищенных стран, и уровень бедности будет неуклонно падать.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Помощь, которую получают пенсионеры, может быть разного вида: это и льготы, и услуги, или денежные выплаты. Согласно законодательству, если пенсионер отказывается от денежного эквивалента стоимости набора некоторых льгот или услуг, то он имеет возможность получить:

  1. Некоторые жизненно необходимые лекарственные препараты или медицинские средства, за которые может не платить из собственных средств;
  2. Санаторное или курортное лечение в соответствии с тем, какие заболевания у него имеются, и какое заболевание является основным;
  3. Бесплатный проезд на пригородных электричках и всех видах муниципального транспорта на территории Российской Федерации, а также оплачиваемые поездки к месту лечения (например, проезд в поликлинику или стационар).

В России очень развита государственная поддержка пенсионеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральными льготниками признаются ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, вдовы или вдовцы ветеранов Великой Отечественной войны. Сюда же относятся и работающие пенсионеры, а остальные категории следует объединить в одну общую группу – региональные пенсионеры.

Замечание 1

Адресную материальную помощь могут получить абсолютно все пенсионеры, которые по тем или иным причинам оказались в трудной жизненной ситуации. Но, в зависимости от места проживания пенсионеров, величина адресной помощи может в значительной степени отличаться.

Предоставляемые услуги в виде одежды и обуви, продуктов питания и медицинских препаратов определяются исключительно на местном уровне.

Адресная социальная помощь пенсионерам

Многие аспекты социального обеспечения полностью или частично зависят от возможностей регионов. Поэтому, при обращении за адресной помощью, пенсионеры должны ознакомиться с нормативными и правовыми актами, которые будут регулировать оказание такой помощи в конкретном субъекте. Так, на получение адресной помощи сегодня имеют право такие категории, как:

  • Одинокие неработающие пенсионеры, чей ежемесячный доход ниже двух прожиточных минимумов. В этом случае, они не могут позволить себе удовлетворить потребности в самых необходимых продуктах или услугах, поэтому нуждаются в помои со стороны государства или уполномоченных органов, которые также несут ответственность за осуществление деятельности в рамках сферы социального обеспечения;
  • Безработные инвалиды и пенсионеры, чей общесемейный доход также ниже двух прожиточных минимумов на одного человека. В таком случае, очень важно выявить причины, по которым граждане оказались безработными. Государство и уполномоченные органы могут способствовать не только в помощи по материальному обеспечению, но также помочь в поиске дополнительного заработка, что позволит уравновесить социальное и материальное положение гражданина и членов его семьи;
  • Пенсионеры, которые получают пенсионные выплаты со стороны ведомственных отделов. При этом они должны иметь при себе справки о величине тех или иных пенсионных выплат. Социальная адресная помощь будет предоставляться в том случае, если гражданин представит документы, в которых будет указано, что даже выплачиваемые ему средства не позволяют вести полноценную жизнедеятельность, и их не хватает на самые первичные потребности.

Замечание 2

Адресная помощь предоставляется исключительно по заявительному принципу, а ее оформление производится в территориальных отделах социальной защиты населения.

Со стороны государства присутствуют собственные меры поддержки, которые применимы в отношении пенсионеров. Например, их освобождают от имущественного налога, а после достижения 80 лет увеличивают размер пенсий. Что касается работающих пенсионеров, то они имеют право на отпуск за свой счет без объяснения руководству причин. Государство также гарантирует несколько видов выплат гражданам, которые уехали на постоянное место жительства заграницу: страховые пенсионные выплаты, пенсии по государственному обеспечению, доплаты представителям некоторых профессий за особые заслуги перед обществом и государством (например, летчикам, шахтерам, ядерщикам).

Ранее мы уже отметили, что пенсионные выплаты также предоставляются Ветеранам Великой отечественной войны, которые имеют особые заслуги перед Отечеством. Для оформления пенсионных выплат необходимо обращаться с заявлением непосредственно в отделение Пенсионного фонда, или обратиться к услугам законного представителя.

spravochnick.ru

Социальная защита пожилых людей: как она организована в нашей стране и за рубежом

Когда наступает старость, тем более отягощенная инвалидностью, взаимоотношения с окружающим миром коренным образом меняются. Появляется необходимость адаптироваться к новым условиям на психологическом и бытовом уровнях. Поэтому сегодня защита пожилых людей требует специальных технологий и новых методов решения возникающих задач. Подготовка общества к неуклонному росту среднего возраста может быть реализована только путем последовательной работы по совершенствованию социальных служб, развития способов избавления от всего спектра злободневных для стариков проблем – от психологических до бытовых.

Защита пожилых людей: из истории

Защита представителей преклонного возраста – это правило, известное еще с древних времен. В Древней Руси пожилые люди пользовались огромным уважением всей общины и были окружены заботой и поддержкой всех членов поселения независимо от родственных связей. Для стариков, как правило, сообща выделялся наиболее доступный участок земли для заготовки сена и другого хозяйства. Уже тогда, во времена язычества, взяли свое начало традиции милосердия к слабым и немощным.

Одно из проявлений этих устоев – статус старцев. Рядом с каждой общиной было место – погост – где селились старые, немощные люди. Они проживали там за счет опеки и подаяний от сородичей. Что характерно, понятие «сирота» тогда толковалось и как «старый, дряхлый», то есть требующий ухода и защиты. В сознании людей тех времен осиротевшие дети и старшее поколение относились к одной категории и подлежали опеке и присмотру. Таким образом, забота о представителях преклонного возраста была частью менталитета, само собой разумеющимся.

С приходом христианства в средние века естественная традиция заботы о стариках стала приобретать свойства социальной политики. Теперь не только родственники и соседи участвовали в судьбе старшего поколения. Поддержка от государства и помощь состоятельных граждан также стали ощутимыми. Но ключевым элементом в вопросах социальной защиты пожилых людей и инвалидов в те времена являлась церковь. Выражаясь современным языком, развитая инфраструктура (храмы, монастыри, часовни) – позволяла охватить заботой всех нуждающихся, а милостыня как богоугодное дело становится основным инструментом помощи.

Сформировавшаяся система благотворительности и принятия подаяния в целом служила для перераспределения материальных благ в обществе и имела обоюдное значение как для дающего, так и для нуждающегося. Страждущий получал средства к существованию, а жертвующий реализовывал потребность заботы о слабых и благополучии всего сообщества. Кроме того, иметь репутацию известного благотворителя было очень престижно.

С течением времени во многих странах церковь лишилась автономии, стала частью государства. В результате основная роль в вопросах социальной защиты и ухода за пожилыми людьми перешла к правительству. В России по указу Петра I были созданы богадельни, куда определяли стариков, негодных к военной службе.

Затем императрица Анна Иоанновна распространила государственную опеку на женщин: пожилые вдовы получили возможность жить на склоне лет в монастырях. Не обошлось, конечно, без перегибов: указ следующей монархини, Анны Леопольдовны, направленный на расселение нищих по монастырям, изгнал из Санкт-Петербурга практически все население.

В начале XX века, в период революций, система помощи старым и немощным в нашей стране пришла в упадок. Защита пожилых людей и инвалидов, созданная вековой монархией, после отречения последнего самодержца осталась без государственного содействия.

В 1917 году вопрос социальной поддержки населения стоял как никогда остро: шла Первая мировая война, нарастали внутренние вооруженные конфликты. Следствием всего этого стали сотни тысяч раненых и покалеченных, беженцев и сирот. Новой власти требовались время и силы для решения более насущных проблем. Тем не менее, в 1918 году был организован Наркомат социального обеспечения – структура в правительстве страны, созданная специально для помощи нуждающимся. Возобновляются социальная помощь, пенсии по старости, но уже по классовому признаку.

Новая система защиты пожилого человека формировалась постепенно. В начале 1930-х годов выплаты пенсий стали стабильными. В 1956 году Верховный Совет принял закон о государственных пенсиях, положив начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

Защита прав пожилого человека в нашей стране достигла расцвета в так называемые годы застоя. Материальные блага в тот период распределялись согласно принципу «понемногу, но гарантированно всем». Социальной защитой были охвачены все слои населения. Было налажено стабильное финансирование как из государственных, так и из общественных средств. Сегодня стабильность тех времен и ощущение равноправия пожилые люди вспоминают как «социалистический рай».

Действительно, ощущение поддержки, уверенности в завтрашнем дне, основанное на реализуемой правительством социальной программе, превосходило стремление к улучшению материального состояния. Также значительную роль сыграла пропаганда уважения к старости. Регулярные церемонии поздравления ветеранов, статьи в газетах и другие мероприятия оказывали пожилым людям не меньшую помощь, чем стабильная пенсия.

В период с 1990-х по 2000-е годы страна вновь претерпела серию мощнейших политических и социальных катаклизмов, но защита граждан преклонного возраста получила дальнейшее развитие. Знаковым событием стало учреждение Дня защиты пожилых людей.

Была издана серия законов и сопутствующих документов, регламентирующих и уточняющих процедуру социальной поддержки недееспособной части населения. Введенные изменения стали основой дельнейшего совершенствования нормативной базы и даже на фоне отсутствия финансов у государства оказали серьезную поддержку населению.

Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России

Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

  1. Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.

  2. Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.

  3. Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.

Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей.

Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание.

Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт.

Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение.

К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного.

Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно.

Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории.

Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.

В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна.

Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.

Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Качественные изменения в соотношении возрастных групп населения значительно повлияли на методы защиты интересов пожилых граждан.

Резкое увеличение числа пенсионеров исчерпало возможности существующих систем социальной поддержки в первую очередь развитых государств. Рост безработицы дополнительно усугубил положение. Правительства стран, где ситуация наиболее острая, попытались найти решение проблемы, мотивируя сотрудников уходить на пенсию в более раннем возрасте. Эта мера была призвана освободить рабочие места для молодого поколения, тем самым снизив уровень безработицы и увеличив производительность труда.

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

  1. Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

  2. Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Граждане Бельгии могут воспользоваться пенсией уже в 50 лет. А если ранний уход совершен в интересах работодателя, ежемесячные выплаты составят 80 % зарплаты. При этом большая часть пенсии идет из средств фонда страхования от безработицы, и пенсионеру разрешено ограниченно подрабатывать.

На освободившиеся места бельгийского работодателя обязали принимать только молодых людей. В результате ожидается существенное омоложение трудящихся.

Французские граждане по принципу «Пенсия раньше» могут получить 70 % зарплаты при условии, что на освободившееся место принят человек не старше 26 лет. Финансирование осуществляется из фонда страхования от безработицы, а также из бюджета.

В Германии можно выйти на пенсию по своему желанию в 57 лет при условии наличия достаточных накоплений. Выплаты составят 65 %. Если на освободившееся место принят безработный, то наниматель может рассчитывать на специальный грант.

Перечисленные меры дали ожидаемые результаты: на пенсию стали уходить раньше, освободились рабочие места. Подобная практика стала применяться и в других странах. Но эффект от внедрения принципа «Пенсия раньше» оказался неоднозначным. Наряду с улучшением ситуации имеет место и негативная тенденция для работодателей. Одно из отрицательных последствий – снижение общего уровня квалификации сотрудников. Специалисты, обладающие требуемым опытом и знаниями, оказались не у дел.

Для «ранних» пенсионеров тоже не все хорошо: резкое уменьшение круга общения, изменение образа жизни отрицательно сказались на моральном состоянии большого количества еще достаточно активных людей. Это в целом ухудшило социальный климат государств, идущих по пути реализации данного принципа.

Возможно, поэтому наметился обратный процесс – возвращение к прежнему возрасту выхода на заслуженный отдых. Пенсионные реформы последних лет в развитых странах допускают увеличение возраста, позволяющего получить выплаты.

В сфере социальной защиты пожилого человека дискуссии ведутся также по сопутствующим направлениям. В частности, о правах на пенсию супруга. Здесь мнения разделились. В Германии ввели эту процедуру, в Дании отменили.

Но есть и единые для всех стран тенденции: оптимизация пенсионных выплат. Для этого изменяют методики расчета пенсий, порядок взносов и т. п. Например, в 1986 году Великобритания сократила пенсию на 5 %, в Люксембурге был увеличен период взносов.

Выводы

Сегодня положение дел в сфере социальной защиты людей преклонного возраста нельзя оценить однозначно. В нашей стране наряду с хорошо наработанной базой нормативных и правовых документов, гарантирующих пожилым членам общества достойные условия жизни, имеет место тенденция неисполнения предписанных требований.

Очевидным является и ощутимое отставание российского законодательства от европейского уровня правовой защиты стариков в вопросах охраны здоровья, имущественных и семейных отношений.

Данные исследований свидетельствуют: подавляющее большинство граждан в возрасте 55–80 лет считают, что законы либо не действуют, либо их эффективность недостаточна. Одной из причин низкой результативности является слабая конкретизация установленных норм. В значительном числе случаев принятые в законах положения по защите пожилых граждан не имеют разъяснений, привязки к реальным жизненным ситуациям, что затрудняет, а порой и делает невозможным реализацию социального обеспечения людей преклонного возраста.

pansionat-osen.ru

2.2. Социальная защита пенсионеров.

Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях». Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.

Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В начале практической реализации пенсионной реформы с 1 января 2002 г. базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы осуществления пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»13 и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»14. Соответственно утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являвшийся основным источником пенсионного права до указанной даты.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»15. Трудовые пенсии финансируются из так называемого страхового бюджета (часть единого социального налога и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями и самозанятым населением). Трудовая пенсия может устанавливаться гражданам, за которых (или которыми) в течение определенного срока уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под действие данного источника пенсионного права попадает преобладающее количество пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий отдельным категориям граждан, к которым относятся: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не охватывает всех возможных случаев пенсионного обеспечения граждан за счет средств федерального бюджета. Положения, регулирующие вопросы осуществления государственного пенсионного обеспечения, содержатся и в иных нормативных правовых актах. Так, по отношению к кадровым военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам положения этого Федерального закона носят общий характер, а непосредственно условия и нормы их пенсионирования содержатся в ином источнике пенсионного права - Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»16.

Впервые на законодательном уровне дается определение трудовой пенсии, под которой понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Из данной дефиниции можно вычленить основные признаки природы трудовой пенсии, такие как: периодичность, компенсационность, возмездность, имущественный и страховой характер выплаты и др.

Сама трудовая пенсия отныне может состоять из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной. В связи с этим введены понятия расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений.

Расчетный пенсионный капитал определяется как общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года. Из этого следует, что данный капитал может состоять из двух частей. Только у граждан, которые начали работать после указанной даты, расчетный пенсионный капитал формируется из страховых взносов. У застрахованных лиц, начавших свою трудовую деятельность до 1 января 2002 г. и продолжающих работать, расчетный пенсионный капитал складывается как из страховых взносов, поступивших в ПФР после 1 января 2002 г., так и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных ими до указанной даты. Пенсионный капитал граждан, которые на момент начала реализации пенсионной реформы уже являлись пенсионерами и не работали, и вовсе состоит только из указанных пенсионных прав.

Все документы издаются как в целях разъяснения действующего законодательства, так и установления новых норм права в развитие федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, то есть с их помощью осуществляется своеобразная детализация вышестоящих источников права.

В рамках административной реформы 2004 г. Минтруд России был ликвидирован. В этой связи необходимо иметь в виду, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. К полномочиям Минздравсоцразвития России относится издание разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Тем самым в настоящее время функцию по принятию соответствующих приказов и разъяснений осуществляет Минздравсоцразвития России.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область) могут издавать нормативные правовые акты по вопросам пенсионного обеспечения, не противоречащие букве и духу федерального законодательства.

Надо сказать, что практика принятия на региональном уровне указанных актов достаточно широко распространена. Как правило, органы власти субъектов Федерации устанавливают отдельным категориям граждан какие-либо дополнительные выплаты к пенсии, установленной по нормам федеральных законов.

Пенсионные вопросы достаточно часто являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П названный Суд признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Как обратный пример можно привести Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. № 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08), устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

studfiles.net

Социальная защита пенсионеров в условиях социального государства

с использованием похожей формы кредитования. В этих европейских странах положение экономики было еще хуже - совокупный долг домохозяйств в Испании в 2007 году достиг 124 %, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и вовсе рекордного значения в 130 % ВВП. Очевидно, что такая ситуация с закредитованностью населения долго продолжаться не могла, и рано или поздно она все-таки должна была обостриться.

Со временем большинство кредитных контрактов заключались на условиях плавающей процентной ставки. Такие условия займа способствовали привлечению клиентов, однако эти же условия играли пагубную роль в процессе обслуживания займов. Только по этой причине более 40 % заемщиков так и не смогли выполнить свои договорные обязательства и были лишены заложенного имущества. Таким образом, ситуация в сфере накопления становилась крайне сложной и неустойчивой.

В условиях активного роста цен на жилую недвижимость снижающаяся платежеспособность реального сектора экономики не представляла какой-либо угрозы для финансовой системы. Тем не менее, следуя экономическим законам, любой рынок развивается циклично, и в то время когда рост цен на жилую недвижимость сначала остановился, а затем начал снижаться, платежеспособность домохозяйств стала важнейшим фактором балансирования экономической системы.

Но, с учетом действующей на тот момент политики распределения доходов, контроль над управлением финансовой системой был потерян, что в последующем привело к глобальному экономическому кризису.

Список литературы:

1. Торстейн Веблен. Теория праздного класса / Экономическая мысль Запада. - 1984.

2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.

3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_ RQ=R01235&date_req1=01.01.2008&date_req2= 01.04.2009&rt=1&mode=1.

List of literature:

1. Thorstein Veblen. Theory of the Leisure Class / Economic Thought West. - 1984.

2. The official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://www. cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.

3. The official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL: http://cbr.ru/ currency_base/dynamics.aspx?VAL_NMRQ = R0 123 5 &date_req 1 = 01.01.200 8&date_req2 = 01.04.2009&rt=1&mode=1.

Беззубко Л.В.

доктор наук по государственному управлению, профессор, Донецкий национальный технический университет, Украина, г. Красноармейск

УДК 368.9

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПЕНСИОНЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы социальной защиты пенсионеров в Украине. Демографическая ситуация в Украине характеризуется увеличением абсолютного и относительного числа лиц пожилого возраста в общей структуре населения. Целью данного исследования является анализ существующих проблем в системе социальной защиты пенсионеров. В статье рассматриваются возможные основные модели в области социальной защиты населения. Выбрав определенную модель, необходимо осуществлять поэтапное реформирование существующей системы социальной защиты.

В статье предлагаются следующие направления развития социальной защиты пенсионеров: - создавать кластерные модели системы «социальное государство для лиц преклонного возраста»;

- проведение реформы пенсионной системы по трем уровням: солидарная система выплат пенсий, системы накопления индивидуальных пенсионных счетов в рамках общеобязательного государственного пенсионного страхования, система негосударственного пенсионного страхования;

- создание в домах-интернатах отделений для временного проживания лиц преклонного возраста. Автор отмечает необходимость уделять особое внимание социальной защите пенсионеров Донецкой

области.

Ключевые слова: пенсионная система, социальная политика, социальная защита, демография, социальное обеспечение.

THE SOCIAL PROTECTION OF PENSIONERS IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL STATE

In the article the questions of perfection of system of social protection of pensioners in Ukraine. Demographic situation in Ukraine is characterized by an increase in the absolute and relative number of elderly persons in the total population. The aim of this study is to analyze the existing problems in the system of social protection of pensioners. The article discusses the possible basic models in the field of social protection of the population. Selecting a specific model, you must implement a phased reform of the existing system of social protection.

The article suggests the following areas of development social protection of pensioners:

- create a clustered system model of the welfare state for the elderly;

- the reform of the pension system on three levels: the solidarity system of pension payments, the accumulation of individual pension accounts under the mandatory state pension insurance system state pension insurance;

- creation of in nursing homes offices for temporary residence for the elderly.

The author notes the need to pay special attention to the social protection of pensioners in Donetsk oblast.

Key words: pension system, social policy, social protection, demography, social security.

Постановка проблемы. Социальная защита на- тия, согласно прогнозам демографического депар-селения является неотъемлемой частью социальной тамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет политики государства. Одной из целей социально- и более достигнет 17,8 % всего населения. Демо-го развития государства является усиление помощи графическая ситуация в Украине характеризуется пенсионерам и слабозащищенным группам населе- увеличением абсолютного и относительного числа ния. Эти задачи становятся все более актуальны- лиц пожилого возраста в общей структуре населе-ми в современных условиях. В начале XXI столе- ния (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Количество пенсионеров в Украине в расчете на 1 000 чел. населения (на начало года) [1; 2]

1996 2006 2014

Украина 284 301 299

Донецкая область 308 322 323

В ближайшей перспективе удельный вес людей будет приходиться 438 пенсионеров. Данные о каче-старше 60 лет достигнет 23 % от общей численности ственном составе пенсионеров рассмотрены на при-населения. На 1 000 лиц трудоспособного возраста мере Донецкой области (табл. 2).

Таблица 2

Количество пенсионеров по Донецкой области (на 1 января) [2]

Показатели 1991 2011 2013

всего пенсионеров, тыс. человек 1 445,8 1 429,1 1 392,4

по возрасту 1 119,3 1 102,5 1 067,2

по инвалидности 131,5 142,3 141,2

в случае потери кормильца 133,7 128,6 127,5

по выслуге лет - 41,2 45,0

получают социальные пенсии 30,6 14,4 11,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количество пенсионеров в расчете на 1 000 чел. населения 272 323 321

Украина становится обществом людей пожилого возраста. В связи с этим разработка системы мер социальной защиты граждан преклонного возраста приобретает особую актуальность.

Анализ последних исследований. Проблемам социальной защиты граждан посвящено много исследований отечественных (В. Скуратовский, О. Палий, Е. Либанова и другие) и зарубежных (Е. Баумхайер, А. Шорр, Т. Гансли и др.) исследователей. Модели социального обеспечения исследовались Ф. Уильямсом, Г. Еспинг-Андерсеном, С. Лейбфридом.

Однако комплексному исследованию проблем социальной защиты лиц преклонного возраста посвящено значительно меньше литературы. Данной проблематикой занимаются ученые различных научных специальностей: медики, правоведы, психологи. Значительно меньше исследуются экономический и управленческий аспекты проблемы. В основном имеющуюся литературу представляют учебные пособия, предназначенные для подготовки работников системы социального обеспечения.

В Украине сложившаяся ситуация вызывает оправданное беспокойство. В государстве существует ряд законов, в которых рассмотрены отдельные аспекты социальной защиты граждан преклонного возраста [3; 4]. За последнее время был принят ряд документов, в которых поставлены задачи улучшения демографического потенциала страны. Однако анализ данных документов показал, что в основном они направлены на улучшение демографических показателей - увеличение рождаемости, снижение уровня смертности. В этих документах не содержится комплексная программа по улучшению социальной защиты лиц преклонного возраста.

Целью данного исследования является анализ существующих проблем в системе социальной защиты пенсионеров.

Результаты исследования

В настоящее время для Украины характерно отставание развития нормативов и стандартов правового регулирования от повседневных потребностей общества. Это отставание наиболее значительно в сравнении с социальными стандартами (нормативами) европейских стран.

Анализ существующей ситуации свидетельствует, что в условиях переходной экономики в обществе проходят два параллельных процесса:

1. Разрушение старых экономических, социальных и правовых институтов социальной защиты лиц преклонного возраста, которые остались в наследство от Советского Союза.

2. Создание новых, прежде неизвестных обществу институтов социальной защиты, основанных не только на рыночных отношениях, приоритете частной собственности, но и на более развитом уровне демократии, свободы экономического выбора, новой роли государства и т. п.

Можно выделить несколько подходов к организации системы социального обеспечения:

- сохранение всех социальных завоеваний социализма;

- частичное сохранение социальных гарантий социализма (сохранение бесплатного медицинского обслуживания);

- переход на создание социальной системы по образцу промышленно развитых стран Запада.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется более перспективным постепенный (поэтапный) переход на создание социальной системы по образцу промышленно развитых стран Запада. На первых этапах реформирования целесообразно осуществить частичное сохранение социальных гарантий социализма.

Перед Украиной стоит выбор модели создания социальной защиты в обществе. Возможные основные модели в области социальной защиты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные направления в области социальной защиты населения [5; 6]

Ценности Роль государства в предоставлении социальной помощи Принципы распределения государственной социальной помощи Связь между экономической и социальной политикой

Антиколлективизм

Индивидуальный выбор, свобода личности Минимальная Чрезвычайная избирательность, всем другим предоставляются шансы самореализоваться на рынке Доминирует рыночная свобода

Социальный реформизм

Несоциалистический коллективизм общего благосостояния

Индивидуальная свобода в границах эффективного, «сочувственного» капитализма Умеренная, объединенная с предоставлением помощи частными и добровольными организациями Некоторая помощь -универсальная, некоторая -выборочная Социальная политика компенсируется и поддерживается политикой экономической

Ценности Роль государства в предоставлении социальной помощи Принципы распределения государственной социальной помощи Связь между экономической и социальной политикой

Фабианский социализм

Равенство, коллективизм, социальная гармония Большая Универсальность, базирующаяся на потребностях Социальная политика влияет на то, чтобы экономическая политика более отвечала потребностям

Радикальное социальное администрирование

Равенство, гуманизм, коллективизм Большая, децентрализация, местный контроль Универсальность, базирующаяся на потребностях Унификация социальной и экономической политики через социальное планирование для преодоления неравенства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политическая экономия «общего благосостояния»

Ценности должны определяться характером экономического производства Большая Универсальность, базирующаяся на потребностях Непримиримые конфликты между социальной и экономической политикой при капитализме. При социализме экономика обслуживает человеческие потребности

Выбрав определенную модель, необходимо осуществлять поэтапное реформирование существующей системы социальной защиты.

В систему социальной защиты лиц преклонного возраста должны входить следующие элементы: медицинское обслуживание, пенсионная система, системы социальной помощи, социального обеспечения, охраны здоровья.

Рассмотрим состояние и направления социальной защиты граждан преклонного возраста в Украине.

1. Медицинское обслуживание

Сегодня состояние медицинского обслуживания в Украине лиц преклонного возраста можно назвать проблемным. Формально бесплатная государственная медицина не способна обеспечить потребности граждан преклонного возраста в качественном медицинском обслуживании, а частные предприятия в сфере здравоохранения выставляют за свои услуги счета, которые не могут оплатить большинство пенсионеров.

Предложения. Одна из задач будущего - это обеспечить доступ всех граждан к социальным стандартам высокого качества. В настоящее время необходимо создавать кластерные модели системы «социальное государство для лиц преклонного возраста». При такой модели создается система элементов для объединения общих усилий в достижении единой цели. То есть кластеры выступают вертикальными и горизонтальными структурами, которые создают в данном случае социальную защиту для лиц преклонного возраста. Можно выделить следующие элементы кластеров:

1) кластеры социальной защиты через бюджетные и небюджетные фонды (Пенсионный фонд и со-

циальные выплаты; Фонд добровольного медицинского страхования; Фонд обязательного государственного медицинского страхования);

2) кластеры организации системы здравоохранения (геронтология, реабилитация).

Для укрепления правовой и финансовой основы всей системы здравоохранения населения очень важным шагом к повышению эффективности социальной защиты данных слоев населения может стать принятие специального Закона Украины «Про общеобязательное социально-медицинское страхование».

2. Пенсионное обеспечение

Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной и тогда, когда он наделен юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или другого блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилья и т. д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, потери кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, который отвечает установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких-нибудь других факторов.

Предложения. Первоочередной задачей в контексте социальной защиты населения является проведение полномасштабной реформы пенсионной системы, которая должна осуществляться по трем уровням: солидарной системы пенсионных выплат (первый уровень), системы накопительных индивидуальных пенсионных счетов в рамках общеобязательного государственного пенсионного страхования (второй уровень)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и системы негосударственного пенсионного страхования, которая будет обеспечивать выплату дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан (третий уровень).

В настоящее время необходимо осуществлять реформирование пенсионной системы. Один из путей реформирования заключается в создании личного пенсионного фонда по принципу депозита с возможностью ежемесячного пополнения. Этот фонд будет формироваться на основе обязательного фиксированного процента отчислений от заработной платы, причем процент отчислений должен быть одинаковым. Государство, в свою очередь, должно ежегодно увеличивать эту сумму на коэффициент инфляции.

Получить отложенные деньги работник может после выхода на пенсию. Выплачивать их будут пропорционально каждый месяц на протяжении последующих двадцати лет, после истечения которых функцию выплаты пенсий на себя должно взять государство. Если работающий умирает до достижения им пенсионного возраста, то деньги передадут наследникам как обычный депозитный вклад.

Обеспечение домами-интернатами и инвалидов (взрослы:

3. Социальное обеспечение

Одним из проявлений заботы государства о гражданах преклонного возраста является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни. Названия они имеют разные: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов войны и труда, хосписы и др. В Украине есть немало старых людей, которые не создали семей или потеряли близких. Немало и тех, кто имеет родственников, но по разным причинам утратил связь с ними. Для таких граждан и необходимо создавать специальные учреждения.

В то же время следует отметить, что в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставленных в данной сфере, все еще относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты общего числа мест в этих учреждениях (табл. 4).

Таблица 4

для граждан преклонного возраста í и детей) в Украине [1]

2000 2010 2013

Количество домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов-взрослых 275 323 323

Количество мест для граждан преклонного возраста и инвалидов-взрослых, тыс. 53 58,4 58,4

Предложения. Необходимо создавать в домах-интернатах отделения для временного проживания лиц преклонного возраста. Они могут проживать в этом учреждении от 2 до 6 месяцев в связи, например, с отъездом их родственников в продолжительную командировку или с продолжительной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие, преклонного возраста люди, которые прошли курс лечения в больнице, но еще недостаточно окрепли, и для полного выздоровления их требуется уход и медицинское наблюдение.

В дома-интернаты для престарелых принимаются граждане, которые достигли пенсионного возраста, не имеют трудоспособных детей, обязанных по закону содержать их. Отдельные лица, которые имеют трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты только в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Поэтому необходимо организовать в Украине, с предоставлением налоговых льгот, платные государственные и частные пансионаты для граждан преклонного возраста, в которых стационар-

ную специализированную медпомощь предоставляют лечебные учреждения органов здравоохранения. Затраты на содержание таких граждан в пансионате покрывают за счет внесенной в установленном размере ежемесячной оплаты. Обычно финансирование осуществляют родственники или лица, обязанные по закону содержать их.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Социальное обслуживание и реабилитация Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения данных групп населения к полноценной жизни в обществе.

Социальное обслуживание - система социальных мероприятий, предусматривающая содействие, поддержку и услуги, которые предоставляют социальные службы отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей.

В Законе Украины «О социальных услугах» [8] дается такое определение социальных услуг - это комплекс правовых, экономических, психологических,

образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивиды, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и требуют посторонней помощи (далее - лица, которые требуют социальных услуг), с целью улучшения или воспроизведения их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.

Социальное обеспечение преимущественно определяют как систему помощи, которая имеет целью поддержку уровня доходов, хотя в разных странах значение термина может кое в чем отличаться. Например, в США оно относится к пенсиям по возрасту, в Великобритании - ко всей системе денежной помощи, в развитых странах Европы, в некоторых других странах означает большей частью социальное страхование [5]. Так, в Великобритании социальное обеспечение - это система выплат, которые осуществляются при условиях социального страхования, оценки средств для существования (тех, кто требует финансовой помощи вследствие безработицы, низких доходов, нетрудоспособности или обязательства присматривать), а также в других случаях, не связанных с взносами в систему социального страхования или оценки средств существования, которые преимущественно касаются инвалидности [6].

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, различных видов помощи); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания - важное значение придается новым формам адресной социальной помощи остронуждающимся гражданам Украины.

Социальное обеспечение должно осуществляться государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов из заработной платы работающих. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В основе формирования бюджета должны быть не социальные минимумы, как это имеет место сегодня, а разработанные и введенные в бюджетную практику социальные стандарты для каждой категории населения, в том числе и для лиц преклонного возраста.

Составным элементом социальной защиты людей преклонного возраста и инвалидов на современном этапе является предоставление социальной помощи, то есть обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, оказываемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и одно-

разовых доплат к пенсиям, натуральных выдач и оказания услуг в целях предоставления адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызванных неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Выводы и рекомендации. Наряду с существованием Центров социальных служб для молодежи необходимо создавать специальные Центры для лиц преклонного возраста.

К основным формам организации социальной помощи гражданам преклонного возраста относятся:

- индивидуальная работа, суть которой состоит в осуществлении социальной помощи, социальных услуг и социальной реабилитации соответственно потребностям личности;

- групповая работа, назначение которой - организация социально значащих инициатив, участия личности в социально направленной деятельности общественных объединений и организаций;

- социально значащая деятельность, в том числе общественное движение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальное обучение, которое осуществляется в разных типах государственных, частных образовательных учреждений и связано с получением определенного уровня социального образования;

- социально-психологическая, педагогическая и юридическая поддержка, назначением которой является предоставление профессиональной помощи и посредническая деятельность профессионалов по социальной работе в решении разнообразных проблем;

- консультирование, в процессе которого обнаруживаются и очерчиваются основные направления выхода из проблемы, которая волнует личность.

Одним из направлений усовершенствования социальной защиты граждан преклонного возраста может стать повышение роли неправительственных общественных организаций в развитии все охватывающей системы социальной помощи. Для улучшения их деятельности в направлении социальной защиты населения необходимо разработать юридические, нормативно-правовые основы благотворительности, предусмотреть определенные налоговые льготы при внедрении в жизнь социальных проектов и программ, осуществление которых сегодня не обеспечено или недостаточно обеспечено правительством страны.

Особую тревогу вызывает в настоящее время социальное обеспечение пенсионеров Донецкой области, которые оказались в зоне проведения антитеррористической операции (АТО). С 1 декабря 2014 года пенсионный фонд Украины не работает на территории ДНР. При этом последние пенсионные выплаты были произведены в Донецке в августе 2014 года. Многие граждане, чтобы выйти из положения, стали перерегистрироваться в Днепропетровске, Запорожье

и других городах Украины. Пенсию получают только зарегистрированные в Миграционной службе переселенцы. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 79, принятому 18 марта 2015 года, внесены изменения в Порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции. Теперь к заявлениям пенсионеров о назначении или продлении выплаты пенсий и социальных выплат от лиц, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины, прилагается справка переселенца с отметкой о регистрации места проживания, проставленной территориальными подразделениями Государственной миграционной службы. Но большинство пенсионеров Донецкой области, которые оказались в зоне АТО, не могут это осуществить фактически из-за отсутствия пропусков, позволяющих выехать из зоны АТО на украинскую территорию. Это вызывает необходимость пересмотра принятых положений с целью установления минимальной системы защиты пенсионеров из зоны АТО.

Социальное общество должно проводить социально ответственную политику по отношению к пенсионерам, выбрать путь проведения инновационной социальной политики.

Список литературы:

1. Статистический ежегодник Украины за 2013 год. - К.: Государственная служба статистики Украины, 2014.- С. 441.

2. Статистический ежегодник Донецкой области за 2013 год. - Донецк: Главное управление статистики 302 в Донецкой области, 2014. - С. 302.

3. Закон Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» // Законы Украины. Т. 6. - К.: Институт законодательства Верховной Рады Украины, 1996. - С. 217-229.

4. Закон Украины «О пенсионном обеспечении» // Законы Украины. Т. 2. - К.: Институт законодательства Верховной Рады Украины, 1996. - С. 254-285.

5. Стоун Д. Парадокс политики: Искусство принятия политических решений. - К.: Вид. дом «Альтернативы», 2000. - 304 с.

6. Социальная защищенность населения Украины / А.Ф. Новикова, О.Г. Осауленко, И.В. Калачова и др. -Донецк: ИЭП НАН Украины; Киев: Госкомстат Украины, 2001. - 360 с.

7. Иванова О.Л. Социальная политика: теоретические аспекты / Курс лекций. - К.: КМ Академия, 2003. - 105 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Законодательство Украины о социальном обеспечении. - Львов: ЛНУ им. И. Франко, 2001. - 366 с.

List of literature:

1. Statistical Yearbook of Ukraine for 2013. - K.: State statistics service of Ukraine, 2014. - P. 441.

2. Statistical Yearbook of the Donetsk region for the year 2013. - Donetsk: Directorate-General of statistics 302 in the Donetsk region, 2014. - P. 302.

3. The law of Ukraine «On basic principles of social protection of labour veterans and other elderly citizens in Ukraine» // the Laws of Ukraine. T. 6. - K.: Institute of Legislation of Verkhovna Rada of Ukraine, 1996. P. 217-229.

4. The law of Ukraine «On pension provision» // the Laws of Ukraine. Vol. 2. - K.: The Institute of Legislation of Verkhovna Rada of Ukraine, 1996. - P. 254-285.

5. Stone D. Policy Paradox: The Art of political decision making. - K.: Typ. home «Alternative», 2000. - 304 p.

6. Social protection of the population of Ukraine / A.F. Novikova, O.G. Osaulenko, I.V. Kalachova, etc. -Donetsk: the IEP the national Academy of Sciences of Ukraine; Kyiv: state statistics Committee of Ukraine, 2001. - 360 p.

7. Ivanova O.L. Social policy: theoretical aspects / Lectures. - K.: KM Academy, 2003. - 105 p.

8. The legislation of Ukraine on social security. - Lviv: Lviv national University n. Franko, 2001. - 366 p.

cyberleninka.ru


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.