www.ku66.ru

Пенсии гастарбайтерам будут выплачивать из российского бюджета

Фото из открытых источников

11 июня 2019 20:42:21

2059

Россия начнет выплачивать пенсии приезжим трудящимся из стран Евразийского экономического союза – Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Сообразное решение готовится в рамках соглашения о пенсионном обеспечении в ЕАЭС

Об этом сообщает РБК.

Согласно документу, который был подготовлен в марте и должен быть ратифицирован странами-членами союза до конца года, страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и после возвращения на родину. Если мигрант, например, из Казахстана по достижении пенсионного возраста получил право на страховую пенсию по старости в России, то даже при возвращении в Казахстан пенсию ему должна будет выплачивать РФ. Дополнительные расходы Пенсионного фонда России для начала потребуют 166 млн рублей, подсчитали в Минтруде.

С одной стороны, подобную заботу государства российского о гастарбайтерах можно объяснить нехваткой рабочих рук. Но как это соотносится с тем, что пенсии для самих россиян остаются мизерными, повышается пенсионный возраст, а работающим пенсионерам пенсия не индексируется уже который год? Выходит, что страна, которая еле-еле тянет своих собственных пенсионеров, теперь еще и берет на баланс иностранных.

Эксперты отмечают, что основная задача данной инициативы – вывести трудовую миграцию из тени, а заодно возобновить приток экономически необходимых гастарбайтеров, поток которых из-за ухудшающейся ситуации в стране пошел на убыль. По информации Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в 2018 году число приехавших в РФ иностранцев сократилось на 4%, составив 124,9 тысячи человек. Количество выехавших из России иностранцев, напротив, увеличилось на 16,9%.

«Мера вполне разумна. Если мы хотим легализовать трудовых мигрантов, чтобы они не демпинговали на рынке труда, а реально конкурировали, платя все положенные отчисления в социальные фонды, то мы, соответственно, должны предоставить им и все полагающиеся в связи с этими отчислениями права. Если мы хотим, чтобы страны ЕврАзЭС сотрудничали с нами в вопросах выявления нелегальных мигрантов, мы не должны вешать на них социальные расходы или социальную напряженность, связанную с использованием нами этой рабочей силы. В противном случае у мигрантов не будет вообще никаких причин для легализации, они будут более конкурентоспособны по сравнению с россиянами. В итоге ни налогов, ни соцотчислений мы не увидим. При этом надо понимать, что данное решение затрагивает лишь четыре страны, из которых вообще не так уж много трудовых мигрантов в России, в то время как самые массовые потоки – из Таджикистана, Узбекистана и Украины, под действие этих законов не попадают», – сказал «Гражданским силам.ру» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ».

Однако далеко не факт, что даже приманка в виде пенсии побудит занятых в теневом секторе мигрантов выйти в легальное поле.

«Цели правительства понятны. Новые меры призваны помочь восстановить приток трудовых мигрантов, который в том числе обеспечивает рост ВВП, вследствие возрастающего потребительского спроса, а также перекрывает естественную и миграционную убыль населения. Также текущий законопроект призван укрепить союз ЕАЭС. В условиях изменения «правил игры» в мире, которую начал Трамп, России необходимо искать новых партнеров и укреплять дружбу со старыми. При этом расходы по выплате пенсии дополнительно лягут на бюджет. Сейчас по расчетам Минтруда выплаты составят 166 млн рублей. С притоком мигрантов эта сумма будет увеличиваться. Однако далеко не факт, что законопроект, действительно, сработает, как планируется. В большинстве своем трудовые мигранты работают за «черный нал», то есть получают деньги в конверте. Большинство из них даже после законопроекта предпочтут получить деньги сейчас в конверте, чем меньше, но легально», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Исмаилов Анар, ведущий аналитик ООО «Бизнес Инсайдер».

«Здесь вопрос состоит в том, чтобы мигрант, работающий на территории России, получал зарплату в белую, соответственно работодатель делал отчисления в Пенсионный Фонд, а это означает, что при достижении пенсионного возраста гастарбайтер может получить определенные выплаты. Пока речи о полном пенсионном обеспечении не идет. Соглашение только готовится и, скорее всего, будет принято. Скорее всего, государство хочет стимулировать работодателей платить зарплату в белую и, в свою очередь, чтобы мигрантам не было выгодно работать с черными зарплатами. По идее сейчас каждый россиянин обеспечивает себе пенсию сам, путем перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Чтобы не выплачивать пенсию иммигрантам, надо просто не брать их на работу, а нанимать своих соотечественников и не гнаться за дешёвыми неквалифицированными специалистами, которым можно заведомо снижать оплату труда», – сказал «Гражданским силам.ру» Денис Лисицын, директор департамента управления активами компании ERARIUM Group.

Сергей Путилов

Теги: ЕАЭС, пенсии

gr-sily.ru

Смогут ли таджики в России заработать себе пенсию?

Власти Таджикистана обещают нашим мигрантам, работающим в России, наконец-то решить вопрос с их будущим пенсионным обеспечением. Пока же страна, где мигранты работают, не заботится об их старости, а страна, где они живут, не учитывает трудовой стаж за границей. Подробности - в материале «АП».

Заместитель министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Нурулло Махмадуллозода на прошлой неделе заявил СМИ, что подготовка проекта соглашения между Таджикистаном и Россией об урегулировании пенсионного обеспечения таджикских трудовых мигрантов завершена, и сейчас эксперты двух стран согласовывают механизмы выполнения данных договоренностей.

По его словам, за последние два года количество таджикских трудовых мигрантов в России увеличилось, и к концу 2015 года их число достигло 500 тысяч человек. В случае подписания этого соглашения у полумиллиона мигрантов появится возможность получать пенсии. Кстати, также следует напомнить: по данным Миграционной службы России, там в конце прошлого года находилось на заработках миллион граждан Таджикистана.

Нурулло Махмадуллозода заявил, что российские власти проект этого соглашения для согласования направили в правительство Таджикистана.

- У нас больше нет серьёзных противоречий с Россией по вопросу пенсионного обеспечения, - заявил чиновник.

Взаимный трансферт

Споры вокруг этих договоренностей в рамках рабочих групп двух стран шли не один год. Проектом нынешнего соглашения предусматривается, что сумму пенсионных выплат для мигрантов будут назначать и выплачивать российские социальные фонды.

Комментируя данный документ, начальник управления миграции Минтруда РТ Моеншо Махмадбеков в интервью «АП» заявил, что пенсионными выплатами будут обеспечены те лица, которые официально работают на территории РФ и обеспечены социальным страхованием. То есть, по новому соглашению, официально работающие мигранты обязаны выплачивать социальный налог. В таком случае, таджикская сторона в пенсионный период этого гражданина получит обратно эти средства у России и будет их выплачивать трудовому мигранту в качестве пенсионного обеспечения. С учетом образовавшейся суммы российские власти определят размер пенсии таджикским мигрантам.

- Несмотря на принимаемые меры и достигнутые договоренности, в вопросах трудовой миграции существуют определенные сложности. После прошлогоднего ужесточения миграционного законодательства России в 2015 году более 30 тыс. трудовых мигрантов было выдворено за пределы РФ или для них был закрыт въезд на определенный срок. Бывают случаи, что трудовые мигранты возвращаются на родину инвалидами, так как работодатели не заботятся о технике безопасности своих рабочих, и за это никто не отвечает. Но самый больной вопрос для нас сейчас - это пенсионное обеспечение наших трудовых мигрантов. Многие из них работают в России десятки лет, платят там налоги и делают взносы, но рассчитывать на пенсию не могут. И вот, согласно подготовленному проекту соглашения, этот вопрос будет урегулирован. Такого рода механизмы для иностранцев предусмотрены во многих странах мира, - говорит М.Махмадбеков.

Однако дата подписания документа пока неизвестна. За подробностями мы обратись в Агентство социального страхования и пенсий при правительстве РТ, где нам в ближайшее время пообещали предоставить подробный комментарий.

Рисков для мигрантов нет?

Ряд экспертов придерживается мнения, что власти обоих государств вряд ли заинтересованы в подписании договоренностей по социальной защите трудовых мигрантов, в том числе - создании накопительных пенсионных и страховых фондов, а если даже оно будет подписано, результатов все равно вряд ли можно ожидать.

Эксперт Хайруллобек Шарифкулов считает, что для самих мигрантов процесс перехода на новую систему будет проходить безболезненно, так как система на них никакого дополнительного налогового бремени не окажет. «Здесь, скорее, нужно говорить о готовности Агентства соцстрахования и пенсий, а не мигрантов, так как у него прибавится работы: ведение дополнительного учета, перевод части пенсий в Россию и из России, обмен информацией с Пенсионным фондом России и так далее»,  - считает эксперт.

Другие специалисты, говоря о необходимости решения пенсионного вопроса трудовых мигрантов, прогнозируют, что подписание не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым, в первую очередь, из-за высокого уровня нелегальной трудовой миграции и неопределенности механизмов реализации соглашения.

- Практика применения таких соглашений не затруднительна. Взять, к примеру, пенсионеров, которые работали в Таджикистане и уехали в РФ. На основании справок из Таджикистана им выплачивают пенсии. Но все же это будет больше работать на бумаге, нежели на практике. Из всех работающих мигрантов, максимум, 5% официально оформлены и получают «белую» зарплату с соответствующими удержаниями и выплатами социальных налогов со стороны работодателей, - сообщил экономист Самиджон Носирджонов.

Собеседник считает, что может возникнуть вопрос: как трудовые мигранты работают нелегально, если они имеют патенты?

- Патент - это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются. Потому что российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог. Поэтому частный сектор или бизнес заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, - считает эксперт.

Часть «пакета ЕАЭС»

Между тем, кризис российской экономики, по мнению некоторых специалистов, может привести и к такому сценарию, что даже российские граждане потеряют свои пенсионные накопления. В такой ситуации даже такое хорошее начинание «на бумаге», как межгосударственное соглашение, основные последствия которого отложены во времени, не может стать гарантированным решением.

Независимый экономист Константин Бондаренко, позитивно отзываясь о подготовленном соглашении, отмечает, что будущие пенсионные выплаты находятся в прямой зависимости от экономической ситуации в России и Таджикистане, причем, в гораздо большей степени, нежели от доброй воли правительств.

- Подписание соглашения дает, скорее, некие надежды, нежели гарантии решения проблемы. Деньги, поступающие в бюджет или государственные пенсионные фонды, расходуются по принципу: «здесь и сейчас», а настоящей и надежной накопительной системы ни в России, ни, тем более, в Таджикистане не существует.

По мнение эксперта, более выгодным решением было бы не увеличение налоговой нагрузки на мигрантов, впрочем, как и на другие категории граждан, а предоставление им возможности самим распоряжаться своими средствами.

- При этом важно объяснять гражданам о необходимости создавать свои накопления и не рассчитывать на государственное обеспечение в старости. Тем не менее, такой подход не выгоден как раз другой стороне. Правительства многих стран стремятся получить средства граждан именно сегодня, чтобы закрыть свои текущие обязательства. А накопление будущих обязательств для них является меньшей проблемой. В краткосрочной перспективе также существует риск иного рода: то, что пенсионное соглашение станет частью «пакета ЕАЭС», и его имплементация будет поставлена в зависимость от решения Таджикистана о вступлении в данный союз, - считает К.Бондаренко.

Источник: Азия Плюс

www.dialog.tj

Россия будет платить пенсии таджикским гастарбайтерам


Как Россия будет выдавать пенсии гастарбайтерам

Первым о несправедливости РФ к его народу заговорил президент Таджикистана

Идея властей России о выплате пенсий трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) несет в себе множество рисков, считают эксперты. В первую очередь с проблемами могут столкнуться сами россияне, которые в разные годы работали в странах бывших социалистических республик. Вполне возможно, что пенсии таких граждан не будут дотягивать до минимального прожиточного минимума.

На серьезные риски для граждан РФ указывает эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова. «Реальной представляется ситуация, при которой россияне, заработавшие трудовой стаж в других странах ЕАЭС, будут получать пенсию принципиально ниже той, что могли бы заработать в России. Мы не так давно жили в одной большой стране — Советском Союзе. Сейчас же существует реальная опасность столкнуться с дискриминацией. Человек, проработавший в соседней республике, окажется у нас „второсортным“. Но почему? Разве они работали хуже или меньше?» — говорит в разговоре с «URA.RU» Желтова. Она не исключила, что у некоторых пенсия может оказаться даже ниже прожиточного минимума, и тогда государству придется «дотягивать» ее до этого показателя.

По его словам, уровень пенсий внутри стран ЕАЭС сильно различается. При этом в соседних республиках нет такой же, как в нашей стране, системы, предполагающей, что у граждан формируется определенное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов — баллов. «Это порождает путаницу и дискриминацию», — уверен Ермолаев.

Ключевая проблема — разные пенсионные системы стран-участниц союза, объясняет «URA.RU» директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев, входивший в рабочую группу ЕАЭС. По словам эксперта, в частности, определенные возражения высказывала армянская сторона.

«Вообще эту проблему [выплату пенсий мигрантам] поднял еще несколько лет назад президент Таджикистана. Он обратил внимание на то, что таджики работают в России, платят взносы, однако потом возвращаются домой, и пенсии в полном объеме им выплачивает бюджет Таджикистана. Он посчитал такой подход несправедливым», — пояснил Болдырев.

Эксперт также указал на то, что выплаты будут переводиться сначала Пенсионному фонду той страны, где проживает пенсионер, а уже потом — на счет конкретного гражданина.

«Теоретически здесь существуют риски неполучения пенсии, либо получения ее в сокращенном размере. Однако, на мой взгляд, это маловероятно — участники соглашения побоятся скандалов и социальных протестов. Им и так новый порядок — только в плюс», — заключил Болдырев.

В то же время, по его словам, подобной практики нет почти нигде в мире — схожее соглашение существует только между Германией и Турцией: работающие на территории Германии турки вправе претендовать на получение пенсии. «В США все мигранты тоже платят отчисления, но пенсии им никто не платит. Между тем ежегодно бюджет Америки зарабатывает на этом около 30 миллиардов долларов. Объясняется это тем, что сборы взимаются „на всякий случай“ — если вдруг мигрант со временем захочет оформить американское гражданство и остаться там жить», — сказал Поставнин.

Соглашение о пенсионном обеспечении между странами ЕАЭС предполагает, что страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в Пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и по его возвращении на родину. По данным РБК, в середине мая Минтруд России направил на рассмотрение Экспертного совета при правительстве соответствующий пакет документов, попросив согласовать их «в возможно короткий срок». В конце мая президент России Владимир Путин на заседании Высшего экономического евразийского совета заявил о подготовке соглашений между государствами-участниками ЕАЭС, которые позволят учитывать трудовой стаж их граждан в любом из этих государств при начислении пенсий.

migrant.ru

Смогут ли таджики в России заработать себе пенсию?

Власти Таджикистана обещают нашим мигрантам, работающим в России, наконец-то решить вопрос с их будущим пенсионным обеспечением. Пока же страна, где мигранты работают, не заботится об их старости, а страна, где они живут, не учитывает трудовой стаж за границей. Подробности - в материале «АП».

Заместитель министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Нурулло Махмадуллозода на прошлой неделе заявил СМИ, что подготовка проекта соглашения между Таджикистаном и Россией об урегулировании пенсионного обеспечения таджикских трудовых мигрантов завершена, и сейчас эксперты двух стран согласовывают механизмы выполнения данных договоренностей.

По его словам, за последние два года количество таджикских трудовых мигрантов в России увеличилось, и к концу 2015 года их число достигло 500 тысяч человек. В случае подписания этого соглашения у полумиллиона мигрантов появится возможность получать пенсии. Кстати, также следует напомнить: по данным Миграционной службы России, там в конце прошлого года находилось на заработках миллион граждан Таджикистана.

Нурулло Махмадуллозода заявил, что российские власти проект этого соглашения для согласования направили в правительство Таджикистана.

- У нас больше нет серьёзных противоречий с Россией по вопросу пенсионного обеспечения, - заявил чиновник.

Взаимный трансферт

Споры вокруг этих договоренностей в рамках рабочих групп двух стран шли не один год. Проектом нынешнего соглашения предусматривается, что сумму пенсионных выплат для мигрантов будут назначать и выплачивать российские социальные фонды.

Комментируя данный документ, начальник управления миграции Минтруда РТ Моеншо Махмадбеков в интервью «АП» заявил, что пенсионными выплатами будут обеспечены те лица, которые официально работают на территории РФ и обеспечены социальным страхованием. То есть, по новому соглашению, официально работающие мигранты обязаны выплачивать социальный налог. В таком случае, таджикская сторона в пенсионный период этого гражданина получит обратно эти средства у России и будет их выплачивать трудовому мигранту в качестве пенсионного обеспечения. С учетом образовавшейся суммы российские власти определят размер пенсии таджикским мигрантам.

- Несмотря на принимаемые меры и достигнутые договоренности, в вопросах трудовой миграции существуют определенные сложности. После прошлогоднего ужесточения миграционного законодательства России в 2015 году более 30 тыс. трудовых мигрантов было выдворено за пределы РФ или для них был закрыт въезд на определенный срок. Бывают случаи, что трудовые мигранты возвращаются на родину инвалидами, так как работодатели не заботятся о технике безопасности своих рабочих, и за это никто не отвечает. Но самый больной вопрос для нас сейчас - это пенсионное обеспечение наших трудовых мигрантов. Многие из них работают в России десятки лет, платят там налоги и делают взносы, но рассчитывать на пенсию не могут. И вот, согласно подготовленному проекту соглашения, этот вопрос будет урегулирован. Такого рода механизмы для иностранцев предусмотрены во многих странах мира, - говорит М.Махмадбеков.

Однако дата подписания документа пока неизвестна. За подробностями мы обратись в Агентство социального страхования и пенсий при правительстве РТ, где нам в ближайшее время пообещали предоставить подробный комментарий.

Рисков для мигрантов нет?

Ряд экспертов придерживается мнения, что власти обоих государств вряд ли заинтересованы в подписании договоренностей по социальной защите трудовых мигрантов, в том числе - создании накопительных пенсионных и страховых фондов, а если даже оно будет подписано, результатов все равно вряд ли можно ожидать.

Эксперт Хайруллобек Шарифкулов считает, что для самих мигрантов процесс перехода на новую систему будет проходить безболезненно, так как система на них никакого дополнительного налогового бремени не окажет. «Здесь, скорее, нужно говорить о готовности Агентства соцстрахования и пенсий, а не мигрантов, так как у него прибавится работы: ведение дополнительного учета, перевод части пенсий в Россию и из России, обмен информацией с Пенсионным фондом России и так далее»,  - считает эксперт.

Другие специалисты, говоря о необходимости решения пенсионного вопроса трудовых мигрантов, прогнозируют, что подписание не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым, в первую очередь, из-за высокого уровня нелегальной трудовой миграции и неопределенности механизмов реализации соглашения.

- Практика применения таких соглашений не затруднительна. Взять, к примеру, пенсионеров, которые работали в Таджикистане и уехали в РФ. На основании справок из Таджикистана им выплачивают пенсии. Но все же это будет больше работать на бумаге, нежели на практике. Из всех работающих мигрантов, максимум, 5% официально оформлены и получают «белую» зарплату с соответствующими удержаниями и выплатами социальных налогов со стороны работодателей, - сообщил экономист Самиджон Носирджонов.

Собеседник считает, что может возникнуть вопрос: как трудовые мигранты работают нелегально, если они имеют патенты?

- Патент - это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются. Потому что российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог. Поэтому частный сектор или бизнес заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, - считает эксперт.

Часть «пакета ЕАЭС»

Между тем, кризис российской экономики, по мнению некоторых специалистов, может привести и к такому сценарию, что даже российские граждане потеряют свои пенсионные накопления. В такой ситуации даже такое хорошее начинание «на бумаге», как межгосударственное соглашение, основные последствия которого отложены во времени, не может стать гарантированным решением.

Независимый экономист Константин Бондаренко, позитивно отзываясь о подготовленном соглашении, отмечает, что будущие пенсионные выплаты находятся в прямой зависимости от экономической ситуации в России и Таджикистане, причем, в гораздо большей степени, нежели от доброй воли правительств.

- Подписание соглашения дает, скорее, некие надежды, нежели гарантии решения проблемы. Деньги, поступающие в бюджет или государственные пенсионные фонды, расходуются по принципу: «здесь и сейчас», а настоящей и надежной накопительной системы ни в России, ни, тем более, в Таджикистане не существует.

По мнение эксперта, более выгодным решением было бы не увеличение налоговой нагрузки на мигрантов, впрочем, как и на другие категории граждан, а предоставление им возможности самим распоряжаться своими средствами.

- При этом важно объяснять гражданам о необходимости создавать свои накопления и не рассчитывать на государственное обеспечение в старости. Тем не менее, такой подход не выгоден как раз другой стороне. Правительства многих стран стремятся получить средства граждан именно сегодня, чтобы закрыть свои текущие обязательства. А накопление будущих обязательств для них является меньшей проблемой. В краткосрочной перспективе также существует риск иного рода: то, что пенсионное соглашение станет частью «пакета ЕАЭС», и его имплементация будет поставлена в зависимость от решения Таджикистана о вступлении в данный союз, - считает К.Бондаренко.

news.tj

camonitor.kz

Пенсия в Таджикистане

Пенсия – это награда за трудовую жизнь каждого человека. Во многих странах назвать пенсионные выплаты наградой очень сложно из-за мизерности суммы. Пенсия в Таджикистане принадлежит именно к такой «награде»: если распределить выплату на каждый день, получается приблизительно 6 сомони. На эти деньги можно купить пару хот-догов или 3 лепешки (уровень жизни в Таджикистане). Трудно сказать, что такая система является справедливой.

Более того: каждый работодатель, будь это частная компания, организация, индивидуальный предприниматель, все они проводят отчисления в фонд соцзащиты за своих сотрудников и при этом выплачивают суммы, гораздо больше, чем те в дальнейшем получают.

Куда же уходит остаток социальных отчислений? Их тратят на пособия и пенсии для граждан, бывших сотрудников бюджетного сектора. Это представители таких профессий, как учителя, врачи, спортсмены, коммунальные рабочие, деятели культуры.

В это число входит и огромное количество госчиновников – депутатов, силовиков, милиция, прокурорские работники, льготники и т. д. Их работодателем являются государственные структуры, которые не выплачивают взносы в социальный фонд.

Такой подход к пенсионным накоплениям выгоден только монополии государства. Данная ситуация сегодня очень волнует народ, поэтому власти решили внести изменения в пенсионный закон.

Вернуться к оглавлению

Что ожидает пенсионеров

Чтобы урегулировать пенсионные выплаты, задействовано 6 законов, которые имеют непосредственное отношение к этому вопросу. Главный из них тот, что касается обязательного пенсионного страхования. В подписанном в 1993 году документе говорилось о том, что работодатели в обязательном порядке вынуждены оформлять страхование своих сотрудников для пополнения отчислениями государственного резерва, а само государство собирает средства, накапливает их и далее распределяет на социальные выплаты:

  1. Пенсии гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.
  2. Пенсии по инвалидности.
  3. Пенсии при потере кормильца.

В законе о государственных и страховых пенсиях (Порядок назначения и выплаты страховых и государственных пенсий в Таджикистане.) даются разъяснения относительно каждого вида выплат. Для получения страховой пенсии каждому отдельному гражданину рассчитывают сумму индивидуально. При этом учитывается его стаж (с применением коэффициента), индивидуальные пенсионные накопления и другие показатели.

К сожалению, ни в одном документе не указан точный механизм начисления пенсии. Соответственно, пенсионерам приходится безоговорочно соглашаться с той суммой, которую им предъявили к получению, так как не имеется никаких критериев проверки.

Страховые пенсии могут получать не только лица, достигшие пенсионного возраста, но и лица с инвалидностью, потерявшие кормильца несовершеннолетние граждане (если у кормильца был нужный страховой стаж). При отсутствии нужного стажа, потерявшие родителя дети могут претендовать только на социальную пенсию. Это минимальные выплаты, которые получают также те, кто по достижении пенсионного возраста не имеет нужного стажа и лишен возможности получения страховой пенсии.

Вернуться к оглавлению

Страховая или трудовая пенсия

Отвечая на вопросы корреспондента газеты Asia-Plus Назокат Одиназова, которая является первым заместителем директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве, сказала, что для того чтобы узнать размер страховой пенсии, нужно умножить сумму пенсионного капитала на коэффициент его страхового стажа. Полученную цифру необходимо разделить на количество месячных выплат.

Первый заместитель директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве Таджикистана Назокат Одиназова

В законе указано точное количество месяцев: 180. Для определения коэффициента страхового стажа делят количество общего трудового стажа (в месяцах) на показатель норматива.

Для женщин нормативный показатель составляет 240 месяцев, а для мужчин на 60 месяцев больше.

В среднем жители Таджикистана живут около 76 лет. Это правительственная оценка, а согласно международным оценкам таджики живут минимум на 2–3 года меньше.

Для получения пенсии каждый мужчина должен отработать самое малое 20 лет. Если весь период с его зарплаты будут отчисляться социальные выплаты, коэффициент пенсии составит только 0,8. Это происходит потому, что за 20 лет человек отработает только 240 месяцев из необходимых 300, поэтому будет получать меньше пенсию, чем его же сверстники, но отработавшие весь положенный срок.

Кстати, если мужчина отработает меньше 20 лет, права на получения трудовой пенсии при достижении возраста 63 года он не имеет. Для женщин обязательный минимальный трудовой стаж – 15 лет. Если отработано будет меньше, женщины также могут претендовать только на социальную пенсию.

Период дожития – это термин, упоминается в пенсионном законе Таджикистана. Речь идет о количестве лет (в среднем) которые живут граждане после достижения пенсионного возраста.

До 01.11.2017 «период дожития» составлял 120 месяцев, но с первого января был увеличен на 50%. Это значит, что теперь законодательно утвержден новый срок, на который государство «растягивает» выплаты каждому пенсионеру.

Реалистично ли каждому пенсионеру прожить столько лет после выхода на заслуженный отдых? Какой может быть пенсия, если бы пенсионные выплаты не принадлежали государственной системе?

Согласно тому, что мужчины в Таджикистане в среднем живут около 72–74 лет, получить все предназначенные для них деньги они не смогут, (74-63=11 лет) так как их пенсия растянута на 15 лет. Продолжительность жизни женщин больше, поэтому они обычно проживают не меньше – а то и больше определенных правительством 15 лет.

Проведя простые вычисления легко определить конкретную сумму выплаты для каждого таджикского пенсионера, если бы все деньги, которые выплачивает его работодатель, шли не в государственный, а в пенсионный фонд, принадлежащий частному лицу, или на личный счет в банке.

Кроме того, что с работодателя сегодня отчисляют 25% заработка работника в Фонд соцзащиты, удерживают на счет также дополнительно и с самого работника 1% его зарплаты. Поэтому желая сэкономить средства, сегодня работодатели в РТ неохотно принимают систему, при которой отчисления переводят на карточки.

Они даже нашли выход: официально указывают в документах не полную зарплату, а ее часть, а остальное (причем чаще всего это большая часть зарплаты) выплачивают неофициально, в «конвертах».

Но выход есть: если работодатель станет отчислять средства в счет страхового пенсионного накопления, как поощрение за добросовестный труд – это было бы ему выгоднее, так как работники старались бы работать на полную силу, зная, что от этого зависит размер их пенсии в будущем. Кроме того, сами работники, скорее всего, заинтересованы в легализации заработка и так называемые серые схемы отпадут сами собой.

Согласно поданной первым заместителем руководителя Агентства пенсий и соцстрахования Назоката Одиназова информации, на сегодняшний день минимальная пенсия таджиков составляет 156, а максимальная – 746 сомони. До января 2016 года существовало ограничение на размер пенсионных выплат, из-за чего больше 746 сомони никто не получал.

В начале прошлого года данные ограничения были отменены, благодаря чему размер максимальной пенсии возрос до 15 000 сомони – именно столько получали в 2017 году 9 человек, достигших пенсионного возраста. Всего же за 2017 год было выплачено 2 миллиарда 194 миллионов сомони в качестве пенсионного обеспечения.

Эта сумма не окончательна, так как количество пенсионеров каждый год возрастает. Так, например, в 2016 году армия пенсионеров увеличилась почти на 3 процента и составляла около 643 тысячи человек. Размер средней пенсии зависит от ее типа. Так, в 2017 году средняя трудовая пенсия составляла около 280 сомони, страховая – 290, а социальная – 150 сомони.

Вернуться к оглавлению

Пенсионный возраст: когда выходить на заслуженный отдых

Во всех странах постсоветского пространства ранее был установлен единый возраст для выхода на пенсию: для женщин 55 лет, для мужчин 60. За прошедшие после распада Союза годы в разных государствах был изменен этот показатель. Так в Таджикистане женщины теперь выходят на пенсию после достижения 58-летнего возраста, а мужчины в возрасте 63 лет.

Коснулись эти изменения и военнослужащих, им тоже повысили уровень трудового стажа. Так, ранее, чтобы выйти на пенсию, военные должны были отработать 20 лет. Сегодня для получения пенсии нужно иметь стаж в 25 лет. Был поднят и предельный возраст военнослужащих.

Теперь генерал-полковник может выйти на пенсию после достижения не 60, а 63 лет, полковник – 53 лет (а было 50), имеющие другие военные звания могут получать пенсионные выплаты не в 45, а в 48 лет.

В начале текущего года начали проводиться переговоры между Министерствами труда Таджикистана и России о судьбе мигрантов, которые на протяжении многих лет трудятся на территории РФ. Речь идет о тех гражданах Таджикистана, которые легально устроились на работу в России, платят налоги, имеют социальную страховку и официально получают заработную плату. Вопрос решается о том, чтобы и пенсию им выплачивала страна, где они трудятся легально многие годы, и отработали необходимый для получения пенсионных выплат стаж.

Планируется завершить решение вопроса и подготовку окончательного проекта соглашения к следующему, 2019 году. Не только Таджикистану, но и России выгодно такое сотрудничество: ухудшение демографической ситуации уже сейчас сказывается на экономике. Работающие легально мигранты смогут восполнить недостаток рабочей силы, а отчисления с их зарплат заметно пополнят социальные фонды. Чтобы закон представить на утверждение необходимо уладить несколько пунктов, противоречащих российскому законодательству. Один из них – размер зарплат граждан РТ: они получают меньше за ту же работу, чем представители других стран СНГ.

visasam.ru

Как Россия будет выдавать пенсии гастарбайтерам. В мире такого не было - 13 Июня 2019 - Каменск-Уральский Городской интернет-портал KU66.RU

Идея властей России о выплате пенсий трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) несет в себе множество рисков, считают эксперты. В первую очередь с проблемами могут столкнуться сами россияне, которые в разные годы работали в странах бывших социалистических республик. Вполне возможно, что пенсии таких граждан не будут дотягивать до минимального прожиточного минимума.

На серьезные риски для граждан РФ указывает эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова. «Реальной представляется ситуация, при которой россияне, заработавшие трудовой стаж в других странах ЕАЭС, будут получать пенсию принципиально ниже той, что могли бы заработать в России. Мы не так давно жили в одной большой стране — Советском Союзе. Сейчас же существует реальная опасность столкнуться с дискриминацией. Человек, проработавший в соседней республике, окажется у нас „второсортным“. Но почему? Разве они работали хуже или меньше?» — говорит в разговоре с «URA.RU» Желтова. Она не исключила, что у некоторых пенсия может оказаться даже ниже прожиточного минимума, и тогда государству придется «дотягивать» ее до этого показателя.

Экономический аналитик Артем Ермолаев также считает, что подобная практика является неверной. «На мой взгляд, это ущербная система. Думаю, что платить взносы должны только те, кто желает в перспективе оставаться для проживания в России и получать здесь пенсию. То есть человек должен получить гражданство, а лишь потом рассчитывать на российскую пенсию», — пояснил «URA.RU» эксперт.

По его словам, уровень пенсий внутри стран ЕАЭС сильно различается. При этом в соседних республиках нет такой же, как в нашей стране, системы, предполагающей, что у граждан формируется определенное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов — баллов. «Это порождает путаницу и дискриминацию», — уверен Ермолаев.

Ключевая проблема — разные пенсионные системы стран-участниц союза, объясняет «URA.RU» директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев, входивший в рабочую группу ЕАЭС. По словам эксперта, в частности, определенные возражения высказывала армянская сторона.

«Вообще эту проблему [выплату пенсий мигрантам] поднял еще несколько лет назад президент Таджикистана. Он обратил внимание на то, что таджики работают в России, платят взносы, однако потом возвращаются домой, и пенсии в полном объеме им выплачивает бюджет Таджикистана. Он посчитал такой подход несправедливым», — пояснил Болдырев.

Эксперт также указал на то, что выплаты будут переводиться сначала Пенсионному фонду той страны, где проживает пенсионер, а уже потом — на счет конкретного гражданина.

«Теоретически здесь существуют риски неполучения пенсии, либо получения ее в сокращенном размере. Однако, на мой взгляд, это маловероятно — участники соглашения побоятся скандалов и социальных протестов. Им и так новый порядок — только в плюс», — заключил Болдырев.

Впрочем, президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель директора ФМС России Вячеслав Поставнин заявил «URA.RU», что речь идет о «цивилизованной практике». «Мигранты работают в нашей стране, платят взносы, почему же они не могут получать потом пенсии? Мы давно должны были к этому прийти, ведь долгое время мы фактически забирали их средства», — пояснил Поставнин.

В то же время, по его словам, подобной практики нет почти нигде в мире — схожее соглашение существует только между Германией и Турцией: работающие на территории Германии турки вправе претендовать на получение пенсии. «В США все мигранты тоже платят отчисления, но пенсии им никто не платит. Между тем ежегодно бюджет Америки зарабатывает на этом около 30 миллиардов долларов. Объясняется это тем, что сборы взимаются „на всякий случай“ — если вдруг мигрант со временем захочет оформить американское гражданство и остаться там жить», — сказал Поставнин.

Соглашение о пенсионном обеспечении между странами ЕАЭС предполагает, что страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в Пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и по его возвращении на родину. По данным РБК, в середине мая Минтруд России направил на рассмотрение Экспертного совета при правительстве соответствующий пакет документов, попросив согласовать их «в возможно короткий срок». В конце мая президент России Владимир Путин на заседании Высшего экономического евразийского совета заявил о подготовке соглашений между государствами-участниками ЕАЭС, которые позволят учитывать трудовой стаж их граждан в любом из этих государств при начислении пенсий.


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.