Проверки пенсионеров переселенцев


Пресс-центр

10.07.2018

Перемещенное лицо, состоящее на учете, имеет право на все социальные выплаты, предусмотренные законодательством для граждан Украины, а также на специальные социальные выплаты, установленные для переселенцев – ежемесячную адресную помощь.

Однако при этом условием получения таких выплат является успешное и своевременное прохождение всех видов проверок, предусмотренных для переселенцев.

Одной из таких проверок является проверка фактического места проживания переселенца по адресу, указанному при получении справки переселенца.

Документы, определяющие порядок проверки места жительства

Постановлением Кабинета Министров Украины № 365 от 08.06.2016 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» утверждены два Порядка:

  1. «Порядок назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам», который определяет порядок действий переселенцев и государственных органов для назначения и получения социальных выплат.
  2. «Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания», который устанавливает механизм осуществления контроля за проведением выплат внутренне перемещенным лицам, в том числе проведение проверки места жительства переселенцев.

Кто осуществляет контроль за проведением выплат переселенцам

Контроль за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам осуществляют структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов (Управления труда и социальной защиты населения, сокращенно УТСЗ)

Как осуществляется контроль за проведением выплат переселенцам

Контроль за проведением социальных выплат переселенцам осуществляется путем посещения фактического места проживания переселенца и составления акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Периодичность проведения проверки места проживания переселенцев

УТСЗ осуществляет очередные и дополнительные проверки места проживания переселенцев.

Очередные проверки места проживания переселенца

Постановлением № 365 предусмотрено, что очередная проверка места проживания переселенца проводится 1 раз в 6 месяцев.

Важно: С февраля 2018 года произошли изменения порядка проведения очередных проверок места жительства переселенцев! Теперь очередная проверка места жительства не производится, если внутренне перемещенное лицо своевременно прошло физическую идентификацию в ПАО «Ощадбанк».

Информацию о получателях социальных выплат, прошедших физическую идентификацию и дату ее проведения ПАО «Ощадбанк» еженедельно предоставляет Министерству социальной политики для внесения соответствующей информации в Единую информационную базу данных о внутренне перемещенных лицах.

Указанные изменения были приняты еще в сентябре 2017 года (постановление Кабинета Министров Украины от 13.09.2017 № 689), однако только сейчас заработали на практике. 02.02.2018 года Министерство социальной политики Украины объявило на своем сайте о том, что между Минсоцполитики и ПАО «Ощадбанк» было заключено соглашение об обмене и передаче информации относительно внутренне перемещенных лиц, прошедших физическую идентификацию в ПАО «Ощадбанк».

Таким образом, можно говорить о прекращении практики проведения очередных проверок места жительства переселенцев при условии их своевременной физической идентификации в ПАО «Ощадбанк».

Дополнительные проверки

Дополнительная проверка места жительства переселенцев проводится в течение десяти рабочих дней со дня получения УТСЗ  следующей информации:

  1. об остановке ПАО «Ощадбанк Украины» расходных операций по счету из-за того, что лицо в установленный срок не прошло физическую идентификацию.

В случае непрохождения физической идентификации получателем социальных выплат ПАО «Ощадбанк Украины» останавливает расходные операции по текущему счету и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении:

- о получателях пенсий – Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов;

- о получателях других социальных выплат – структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения (УТСЗ).

Рекомендация: во избежание проверок не пропускать срок для физической идентификации в ПАО «Ощадбанк».

  1. о возможном изменении внутренне перемещенным лицом фактического места пребывания без уведомления об этом в десятидневный срок УТСЗ по новому фактическому месту пребывания (такая информация может быть предоставлена УТСЗ территориальными органами Пенсионного фонда Украины, рабочими органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Центра занятости);
  2. : при изменении места проживания уведомлять в 10-дневный срок УТСЗ по новому адресу проживания хотя бы в телефонном режиме.
  3. о возвращении внутренне перемещенного лица на оккупированную территорию Украины (на срок свыше 60 дней) или его выезда за границу (такая информация может быть предоставлена МВД, СБУ, Госпогранслужбой, Национальной полицией, Государственной миграционной службой, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, волонтерскими организациями и другими юридическими и физическими лицами).
  4. : не находиться на оккупированной территории Украины более 59 дней подряд.
  5. рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.
  6. : при оформлении социальных выплат предоставлять уполномоченным государственным органам только достоверные данные.

Результаты проведения проверки места проживания переселенца

В случае отсутствия переселенца во время проверки по указанному адресу фактического пребывания представитель УТСЗ:

  1. Делает соответствующую запись в акте обследования материально-бытовых условий семьи и оставляет сообщение о необходимости в течение трех рабочих дней появиться в УТСЗ для прохождения физической идентификации.
  2. В случае если внутренне перемещенное лицо в течение трех рабочих дней не явилось в УТСЗ, ему направляется заказным письмом повторное уведомление о необходимости в течение трех рабочих дней явиться для прохождения физической идентификации.

В это же время УТСЗ делает запрос в Госпогранслужбу относительно выезда внутренне перемещенного лица за границу или на оккупированную территорию Украины. Госпогранслужба в течение пяти рабочих дней подает УТСЗ по его запросу информацию о выезде внутренне перемещенного лица за границу или на временно оккупированную территорию Украины с указанием количества дней такого отсутствия в течение 90 дней, предшествующих дате подачи соответствующего запроса.

  1. При подтверждении информации о нахождении лица свыше 60 дней на оккупированной территории или выезде за границу руководитель УТСЗ принимает решение об отмене действия справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, прекращает социальные выплаты и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.

Социальные выплаты прекращаются также в случае если лицо находится на территории Украины, однако во время проверки не оказалось по указанному адресу и в последствии не явилось в УТСЗ, несмотря на отправленные ему уведомления.

Возобновление и повторное назначение социальных выплат

В случае если выплаты были прекращены из-за того, что во время проверки переселенца не оказалось дома, их выплата может быть возобновлена через два месяца с месяца принятия решения о прекращении таких выплат. Однако если лицо находится в сложных жизненных обстоятельствах и по уважительным причинам не явилось в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения,  выплаты могут быть возобновлены с месяца прекращения таких выплат. Для возобновления выплат  переселенцу необходимо обратиться в УТСЗ и заново пройти всю процедуру назначения социальной выплаты. 

В случае прекращения социальных выплат из-за отмены действия справки повторное назначение социальных выплат возможно лишь через шесть месяцев после такого прекращения и исполнения всех процедур, необходимых для их назначения.

www.fdu.org.ua

Проверки переселенцев на дому – еще далеко не худший вариант…

На исходе февраля в Украине довольно неожиданно всплыла тема, которая, как многим казалось, полностью себя исчерпала еще в прошлом году. Речь о проверках работниками социальных служб внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) по месту их проживания.

Проверок больше нет!

Еще 5 июля прошлого года Украинский Хельсинский союз по правам человека (УХСПЧ) радостно сообщил, что Киевский апелляционный административный суд своим решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие переселенцев проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки ВПЛ на дому.

«Ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», –  заявили тогда в УХСПЧ, подводя итоги двухлетних судебных тяжб с правительством по поводу законности печально известного Постановления №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года.

Не скрывал своего восторга от случившегося и глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря. «Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил он.

Хроники битвы №365

В основном речь шла о постановлении №365. Именно оно, среди прочего, утвердило порядок контроля за всеми социальными выплатами (включая пенсии, которые чиновники, как известно, также считают социальными выплатами). Вкратце суть порядка была такова: все переселенцы, имеющие справку ВПЛ для получения социальных выплат должны регулярно проходить проверку по месту постоянного проживания на контролируемой Украиной территории.

Проверку проводят как представители органов социальной защиты, так и представители других органов власти или учреждений. Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания. Ну или его отсутствие по тому месту. Если переселенец отсутствует, он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат.

В виду явного дискриминационного характера документа, правозащитники почти немедленно (в сентябре 2016 года) оспорили некоторые его положения в суде. Медленно, но верно был получен закономерный результат. Сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск правозащитников и отменил нормативные акты правительства, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение.

Были отменены четыре пункта (п.7, 8, 9 и 13) Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ, утвержденных постановлением №365. Все эти пункты касались как раз обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания.

Тезис о решении, вступившем в силу, тогда оказался слишком поспешным. Правительство еще раз обжаловало решение суда в вышестоящей инстанции. Но результат оказался тем же. 20 декабря прошлого года Верховный суд поставил в деле жирную точку, оставив все как есть. То есть – оспариваемые пункты Постановления №365 так и остались незаконными и подлежащими отмене.

Но, как выяснилось чуть позже, точка оказалась и не жирной, и не точкой…

«Проверки Шредингера». Их нет, но они – есть

«И разных регионов поступает информация, что чиновники социальных служб продолжают дискриминационную практику проверок переселенцев по месту проживания/пребывания и останавливают социальные выплаты, если ВПЛ в это время не было дома», – сообщил пару недель назад председатель Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан (Громадський комітет захисту конституційних прав та свобод громадян) Николай Козырев.

В этой связи правозащитник дал некоторые рекомендации переселенцам, к которым пришли с такой проверкой. Прежде всего, он посоветовал сообщить пришедшим, что «согласно Постановления (Верховного суда по делу № 826/12123/16) от 20 декабря 2018 года проверка незаконна, а решение суда госслужащим нужно выполнять. После этого, он порекомендовал… подписать составленный акт проверки, но сфотографировать его, а также выяснить данные проверяющего.

«Наш юрист на основании этих данных подаст заявление о возбуждении уголовного дела в интересах ВПЛ», – резюмировал правозащитник.

В этом совете есть, как минимум, один существенный изъян. Если проверяющие застали переселенца дома, о чем и составили соответствующий акт проверки, то этому переселенцу особенно не о чем переживать. Социальные выплаты ему на основании того, что его не застали по месту проживания, не остановят. Все закончилось благополучно. Смысла лезть на рожон, выяснять данные проверяющих и фотографировать акт проверки, собственно нет никакого.

Основные проблемы (в виде остановки социальных выплат) возникают у переселенца как раз тогда, когда проверяющие не застают его по месту проживания. О чем опять-таки составляют соответствующий акт. Как в случае своего отсутствия можно сфотографировать акт и выяснить данные проверяющих? Вопрос, конечно, интересный.

Спрашивали? Отвечаем

Интересно, что буквально несколько дней назад ситуация стала куда занимательнее. Как глава общественной организации Николай Козырев направил по поводу продолжающихся, не смотря на решения судов трех инстанций об их незаконности, проверках ВПЛ по месту проживания в правительство, министерство юстиции и министерство труда и социальной политики.

И, на исходе февраля, он получил ответ из Минсоцполитики. В письме за подписью заместителя министра труда и социальной политики Николая Шамбира, сообщается, что профильное министерство давно в курсе всех проигранных правительством судов по поводу проверок ВПЛ по месту проживания. Кстати, проигранных ему. Более того, оно еще 19 июля прошлого года разослало письма в свои областные управления. В этих письмах оно дало им все необходимые разъяснения по этому поводу. Так сказать, «с целью обеспечения выполнения судебного решения и реализации социальных выплат ВПЛ в соответствии с действующим законодательством».

Попутно в ответе сообщается, что Минсоцполитики совместно с Пенсионным фондом «ведет работу по подготовке проекта нормативно-правового акта о внесении изменений к постановлению правительства №365». И после соответствующих согласований со всеми заинтересованными сторонами «акт будет подан на рассмотрение правительства в соответствии с регламентом».

По сути, последний абзац – самая скучная, но самая важная часть ответа. Это завуалированное объяснение того, почему, не смотря на все решения судов, проверки переселенцев на дому все равно продолжаются. Постановление №365 и Порядок, им утвержденный, действуют.

Преодоление коллапса

Впрочем, о том, что проверки все равно будут продолжены, не смотря на решения судов, некоторые чиновники говорили с самого начала.

«Получилась такая правовая коллизия, когда проводить проверки (по месту проживания ВПЛ) мы уже не можем, но все социальные выплаты ВПЛ могут быть назначены только по решению комиссии. При этом комиссия может принимать решение только на основании акта обследования жилищно-бытовых условий семьи. То есть, акт – отменили, а без него комиссия никак не может принять решение, поэтому мы попали в такой коллапс, когда люди подают заявление – обращаются за назначением социальных выплат, но при этом не могут ничего получать, потому что комиссия не может принимать никакого решения без этого акта», – заявила еще в конце июля прошлого года начальник отдела социальных инспекторов департамента соцзащиты населения Минсоцполитики Татьяна Климова.

При том она сообщила, что и в Пенсионном фонде аналогичная история. После отмены ряда пунктов Постановления №365 судом, фонд уже не может присылать в подразделения Минсоцполитики запросы на проверку переселенцев. Однако, остается неотмененным п.15 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. Согласно этому действующему пункту, выплаты могут назначить только по решению комиссии, которое выносится на основании запроса на проверку нахождения ВПЛ по месту пребывания. Но запрос невозможен, так как сами проверки признаны незаконными судом.

Кроме того, проверки ВПЛ по месту проживания фигурировали еще в ряде неотмененных судом пунктов Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. К примеру, в п.9.1 и 10. И эти пункты суд также не отменял…

Накрывший государственные структуры «когнитивный диссонанс» длился две недели, после чего подразделения на местах, по сути, обязали… снова проводить проверки. Официальная формулировка – для преодоления возникшего правового коллапса.

Что «разъяснили» на места

Случилось это после официальных разъяснений (тех самых, упоминаемых в ответе на запрос Николая Козырева) министерства труда и социальной политики. Их суть вкратце такова. Решение суда будет выполнено (ну, а как иначе?). И выполнено оно будет так…

«Пункты Порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ пункты 7, 8, 9 и 13 – отменены, но в пункте 10 того же порядка предусмотрено, что структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения (УТСЗН) в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела передает на рассмотрение комиссий документы для принятия решения о назначении (возобновлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты. Пункт 10 решением Окружного административного суда Киева не отменен, а значит он действует», - буквально говорилось в разъяснении министерства.

Находясь перед дилеммой – самим отменить п.10 (и некоторые другие пункты Порядка, упоминающие проверки на дому ВПЛ) или признать его действующим (и базовым), министерство выбрало второй вариант. И, как уже было сказано, проверки были возобновлены. И с тех самых пор, по сути, и не прекращались…

«Проверки были отменены решением суда в июле нынешнего года. Но назначение выплат делается только по акту обследования жилищных условий. Поэтому Минсоцполитики проверки не прекратило…», – сообщила два месяца назад бывший советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько.

И тот факт, что 20 декабря 2018 года Кассационный административный суд Верховного суда подтвердил решения двух судов предыдущих инстанций по этому вопросу, ничего тут, по существу, не изменило. Да и измениться не могло.

Варианты возможного решения

На самом деле сложившуюся ситуацию могут изменить только несколько вещей. Во-первых, это полная отмена Постановления №365 (и его «хвостов» в других официальных документах) в суде. Как минимум в ближайшие два года такой исход невозможен по техническим причинам.

Во-вторых, правительство само не отменит оставшиеся в действии (после решения суда) пункты Правил и реально прекратит проверки ВПЛ по месту проживания. Подобное крайне маловероятно, поскольку Минсоцполитики, как уже было сказано, приняло альтернативное решение.

И, в третьих, правительство разработает и примет новое постановление о порядке выплат и порядке контроля за социальными выплатами ВПЛ, в котором отойдет от практики проверки переселенцев по месту проживания. Или комплексно изменит свое постановление №365.

Судя по ответу, который дало Минсоцполитики Николаю Козыреву, это вариант правительство как бы прорабатывает. Но сколько это будет длится и чем в итоге закончится, пока не может сказать никто.

А тем временем, проверки ВПЛ по месту их проживания продолжаются. И это не самый худший исход. Потому, что там, где нет проверок, нет и решений комиссий о назначении социальных выплат. Так, что проверки в данном случае, как бы меньшее из зол…

Хотя, всегда есть альтернативный вариант. «Обратите внимание, что министерство еще в июле 2018 года направило в УТСЗН разъяснения по причине судебных решений. Указаны реквизиты этого циркуляра. Поэтому, если где-то проверки продолжаются, стучите им по голове этой инфой», – советует Николай Козырев. Ну…

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

Подпишись на наш Telegram и следи за самым важным!

dnews.dn.ua

Замкнутый круг: Почему переселенцев продолжают проверять по месту жительства

В Украине продолжается своеобразный поединок между правозащитниками и Министерством труда и социальной политики по поводу проверок переселенцев по месту их проживания. Правозащитники изо всех сил пытаются заставить профильное министерство выполнить судебные решения и полностью прекратить проверки. Чиновники, не теряя олимпийского спокойствия, не устают им отвечать, что суд, в сущности, не отменял проверки переселенцев. Во всяком случае, полностью…

Кто в лес, кто – по дрова

Тем временем сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) по месту их задекларированного проживания на контролируемой Украиной территории продолжаются в большинстве украинских городов. Это буквально несколько дней назад в очередной раз подтвердила импровизированная «перекличка городов», устроенная переселенцами по интернету.

Впрочем, оказалось, в стране все же есть города и населенные пункты, где такие проверки уже не проводят. Их не так уж много, но тем не менее. Как утверждают сами переселенцы, их уже не проверяют по месту проживания в Харькове, Одессе и Львове.

Тем не менее, в большинстве городов и регионов страны проверки продолжаются. К ним относятся города и населенные пункты Донецкой и Луганской областей.

При ближайшем рассмотрении ситуация выглядит еще более странно. Так, есть общее правило, когда не проверяются по месту проживания ВПЛ, которые находятся на государственной службе. Также практически нигде не проверяют на дому тех переселенцев, которые вообще не получают никаких финансовых выплат от государства. И, наконец, как правило, не проверяют (есть исключения) переселенцев, которые предоставили справки с места постоянной работы.

Это, пожалуй, и все общее, что присуще всем городам и населенным пунктам Украины. В остальном на местах практикуют индивидуальный подход к проверкам переселенцев на дому.

Так, если ВПЛ получают хоть какие-то социальные выплаты от государства (в трактовке этого термина правительством) то, тут возможны варианты. В одних регионах к переселенцам приходят с проверкой домой, в других – их раз в полгода вызывают в местные Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) и просто составляют там соответствующий акт.

Опять же в некоторых регионах пенсионеров-переселенцев оставили в покое и не проверяют на дому совсем. Причина – в этих регионах признают, что пенсия не является социальной выплатой. Однако, в остальных областях страны пенсию (по примеру правительства) признают социальной выплатой и активно проверяют пенсионеров-переселенцев по месту жительства.

Но в общем и целом можно констатировать, что проверки ВПЛ по месту проживания в Украине продолжаются.

Не должны, но проверяют

«Из разных регионов идет информация, что чиновники социальных служб продолжают дискриминационную практику проверок переселенцев по месту проживания и останавливают социальные выплаты, если ВПЛ в это время не было дома», – прокомментировал происходящее пару месяцев назад председатель Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.

«Подчиненные Мисоцполитики на местах в некоторых регионах Украины до сих пор проводят безосновательные проверки домов переселенцев. А потом – незаконно лишают их выплат. Фактически это – незаконные действия. Ведь еще в июне 2017 года Окружной административный суд города Киева вынес постановление по делу № 826/12123/16, которым признал недействительными ряд положений некоторых подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение проверок ВПЛ органами социальной защиты населения. В декабре 2018 года апелляционная инстанция оставила это решение без изменений», – заявил несколько дней назад юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Евгений Чекарев.

В связи с происходящим правозащитники регулярно бомбардируют Министерство труда и социальной политики письмами и запросами, общий смысл которых сводится к одному слову: «Доколе?». В смысле, сколько еще времени украинская государственная структура будет откровенно игнорировать решение украинского же суда?

И все время «как под копирку» получают один и тот же ответ. Последний такой довольно пространный ответ несколько дней назад обнародовали в УХСПЧ.

Полдокумента осталось действующим

Суть ответа (как и всех других подобных ему), если опустить ничего не значащее жонглирование словами, сводится к нескольким довольно простым тезисам. Вот они:

Действительно, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года оставил без изменений постановление Окружного административного суда Киева от 29 июня 2017 года по делу № 826/12123/16.

В оставленном без изменения решении в самом деле признаны не имеющим законной силы пункты 7, 8, 9 и 13 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания (пребывания). Также судом признан незаконным 10-й абзац 1-го пункта Постановления Кабмина №637.

Однако, остались действующими другие пункты того же Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ, в частности пункты 10, 11, 12 и 15. Эти пункты Порядка «оставляют необходимым условием для назначения или восстановления социальных выплат ВПЛ принятие соответствующего решения комиссией с учетом Акта материально-бытового обследования условий семьи».

Вот собственно и все. Насколько это объяснение соответствует реальному положению дел?

Что пишут?

Согласно отмененному п. 7, для назначения социальных выплат подразделение УТСЗН проверят достоверность заявленных данных о фактическом проживании ВПЛ.

Согласно отмененному п. 8, по результатам проверки в п. 7 составляется Акт обследования материально-бытовых условий семьи.

Согласно отмененному п. 9, ВПЛ обязан в 10-дневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства.

И, наконец, согласно отмененному п. 13, комиссия может отказать в назначении или возобновлении социальной выплаты, в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении.

А согласно отмененному 10-му абзацу п. 1 постановления Кабмина №637, возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется «Ощадбанком» на основании решения комиссии…

Все это так, но в соответствии с оставшимся в силе п. 10 Порядка, «структурное подразделение УТСЗН в течение трех рабочих дней со дня составления Акта обследования материально-бытовых условий семьи… передает на рассмотрение комиссий ходатайство о назначении или возобновлении, или об отказе в назначении или возобновлении соответствующей социальной выплаты.

Также неотмененный п. 11 гласит, что комиссия рассматривает это ходатайство в течение 5-ти рабочих дней.

И наконец, самое главное. Согласно работающему пункту 12, по результатам рассмотрения ходатайства с учетом Акта обследования материально-бытовых условий семьи комиссия принимает решение о назначении или восстановлении, или отказе в назначении или восстановлении социальной выплаты.

Последнее означает, что комиссия не имеет права назначить социальную выплату без наличия Акта обследования материально-бытовых условий семьи ВПЛ. Но этот акт составляется по итогам отмененной проверки данных о фактическом проживании переселенца. Получился замкнутый круг.

Исполнение на собственное усмотрение

Первые две недели после решения Киевского апелляционного административного суда проверки ВПЛ на дому были полностью остановлены. Как следствие отсутствия актов обследования материально-бытовых условий семьи ВПЛ, комиссии решений о назначении или восстановлении социальных выплат переселенцам не выносили. Вообще.

19 июля 2018 года Министерство труда и социальной политики разослало своим подразделениям разъяснение по этому поводу. Результат разъяснений получился крайне интересный.

Одни УТСЗН не проводят проверки ВПЛ на дому, а вызывают их к себе и уже там составляют акт обследования. Процедура исключительно формальная по очевидным причинам. Другие УТСЗН начали требовать от переселенцев дополнительные заявления с просьбой проверить место их фактического проживания. Причина согласия ВПЛ на такие действия также вполне очевидна. Им нужны выплаты…

И, наконец, третьи УТСЗН, вообще не стали заморачиваться и просто возобновили проверки переселенцев на дому. Кстати, таких было явное большинство.

Таким образом, получилось, что одна часть УТСЗН фактически заблокировала назначение и возобновление социальных выплат, но выполняет решение суда. Другая часть – составляет акт обследования прямо в офисе УТСЗН, но, по сути, нарушает Порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. А третья – продолжает проверки переселенцев, но не выполняет решение суда.

До новых документов будут действовать старые

Правозащитники хотят, чтобы проверки переселенцев по месту проживания были полностью прекращены. Но в этом случае правительство должно полностью изменить механизм назначения социальных выплат ВПЛ. Иначе все ВПЛ банально останутся без социальных выплат. В принципе, что-то подобное сейчас готовится.

Еще в середине января нынешнего года заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука сообщил, что идет подготовка к изменению законодательства о проверках ВПЛ.

«Верховный суд ликвидировал такую норму как верификация, когда комиссии постоянно проверяли наличие переселенца на месте регистрации. Потому, сейчас Минфин предложил новую редакцию этого законопроекта. Она сейчас находится во всех органах центральной исполнительной власти на согласованиях. К ней есть некоторые замечания. После согласования документ поступит в Верховную Раду», – сообщил он. Сам проект закона – до сих пор широкой общественности неизвестен.

Также, по некоторым данным, Минсоцполитики вместе с Пенсионным фондом готовит изменения в Постановление КМУ от 08.06.2016 № 365 «Порядок назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам». О чем именно там будет идти речь и когда правительство их примет – также неизвестно.

Таким образом, пока проверки переселенцев на дому в большинстве регионов Украины продолжаются и будут продолжаться, несмотря на нарастающее возмущение правозащитников и самих ВПЛ. К примеру, пару недель назад пресс-служба Волновахской райгосадминистрации Донецкой области сообщила, что «по состоянию на 5 апреля, на проверку фактического места проживания были предоставлены списки на 62 990 ВПЛ, фактически проверено 62 694 граждан (99,9%). В течение последней недели специалистами управления проверено 287 человек».

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

Подпишись на наш Telegram и следи за самым важным!

Читайте также:

dnews.dn.ua

Проверки переселенцев на дому отменены? Вы это серьезно?

Примерно неделю назад, а именно 5 июля пресс-служба Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) сообщила, что Киевский апелляционный административный суд решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие внутренне перемещенных лиц проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) на дому.

Это – победа!

«С учетом требований ч.2 ст.19 Конституции Украины, это означает, что ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», – резюмировали в УХСПЧ.

Не скрывали своего торжества и другие правозащитные общественные организации. «4 июля 2018 года без преуменьшения стоит переименовать в День справедливости. Практически два года судебных разбирательств, но результат того стоит», – заявили по этому поводу в организации «Донбасс-SOS».

В принципе, эпическая судебная битва правозащитников с правительством была больше известна переселенцам как судебная тяжба за отмену печально известного постановления правительства №365* «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года. Хотя в комплекте с ним были приняты и другие документы, регулирующие процесс.

Самое нелюбимое постановление

Постановление №365 утверждает два действительно спорных с правовой точки зрения механизма. Первый – порядок назначения переселенцам всех социальных выплат (включая пенсии, которые почему-то чиновники также относят к таким выплатам), второй – порядок контроля за этими самыми выплатами. Если коротко и по сути, то смысл в том, что все выплаты переселенцам, включая пенсионные, юридически привязываются к справке ВПЛ. Отмена этой справки автоматически означает потерю переселенцем права получать такие выплаты.

Дальше все очень просто: украинцы, имеющие справку ВПЛ, получают одноименный статус и (если говорить совсем прямо) поражение в некоторых гражданских правах. Одно из таких поражений – необходимость регулярно проходить проверки по месту постоянного проживания, которые проводятся представителями органов социальной защиты, других органов власти или учреждений.

Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания или его отсутствие. Если переселенец отсутствует, то он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат. Основание – то самое знаменитое постановление №365.

С момента явления миру этого документа в отношении него было много недовольных. Переселенцев раздражали немалые неудобства и проблемы, создаваемые им. Правозащитников – дискриминационный характер и спорный юридический статус. Но если из-за рубежа ограничились в основном вербальной критикой, то отечественные общественные организации подали на правительство в суд. Это случилось еще в сентябре 2016 года.

По понятным причинам, суд неоднократно откладывался, переносился и затягивался всеми иными способами. Судьям с одной стороны не хотелось ссориться с правительством (и легко угадывающимся в этом вопросе за их спиной президентом), а с другой – не хотелось подписываться под откровенно незаконными действиями.

Что сказал суд? На самом деле…

Однако, так или иначе, но сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск и отменил нормативные акты Кабмина, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А затем, после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение. И, по словам правозащитников, оно вступило в законную силу.

Что же признано судом незаконным и «не соответствующими правовому акту высшей юридической силы» в действиях правительства? Все же термин «суд отменил», мягко говоря, несколько некорректный.

Были признаны не соответствующими закону четыре пункта Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам (утвержден постановлением №365). По сути, все четыре пункта касаются обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания. А именно:

  • п.7. Для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица;
  • п.8. По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними внутренне перемещенными лицами и в определенных законодательством случаях – их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
  • п.9. Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения информирует внутренне перемещенных лиц об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства/пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту проживания/пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности;
  • п.13. Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановлении) социальной выплаты.

Одновременно судом признан неправомерным и 10-й абзац п.1 Постановления КМУ №637** «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014. Звучит он так: возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк») на основании решения комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, образованной районными, районными в гг. Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов в соответствии с Порядком осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 2016 года N365 (абз. 8 п. 1 Постановления № 637).

Ну, и… что?

В этом месте у многих переселенцев логично возникает вопрос: «Ну и что теперь будет»? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Потому, что однозначного ответа на него… пока нет.

«Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил пару дней назад глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря.

Попутно он напомнил, что «в 16-й раз» в повестку дня парламента не включен законопроект №6692, который касается права на получение пенсий, в первую очередь, переселенцами и гражданами Украины, которые находятся в зоне конфликта.

Здесь обращает на себя внимание юридически правильная постановка вопроса: не суд уже все отменил своим решением, а само правительство на основании решения суда должно изменить или отменить. Ну, или… не менять и не отменять.

В этой связи обращает на себя внимание комментарии независимых (от данного судебного дела) юристов. Почти никто из них не берется однозначно говорить о том, как именно дальше будут развиваться события.

В теории, ситуация выглядит интересно. С одной стороны, суд признал проверки по месту жительства ВПЛ незаконными, с другой – без таких проверок те же самые ВПЛ не имеют права получать никакие социальные выплаты и пенсии. Ведь согласно действующим постановлениям правительства, переселенец обязан постоянно подтверждать свое реальное место жительства. О-как!

Варианты без вариантов

По мнению юристов, события могут развиваться в нескольких возможных направлениях:

  • правительство быстро утвердит новый порядок выплат переселенцам без постоянных проверок по месту жительства и сотрудники управлений труда и социальной защиты населения будут руководствоваться уже этим новым порядком. Вариант идеальный, но совершенно фантастический;
  • правительство начинает, не спеша, разрабатывать новые правила и процедуры пенсионных и социальных выплат переселенцам. До введения новых правил в действие все выплаты ВПЛ… приостанавливаются. Подобный шаг вполне в духе нынешнего правительства. Кроме того, что-то похожее уже было, когда произошла отмена обновляемого каждые полгода штампа в справке ВПЛ. Как известно, тогда все выплаты тогда были блокированы несколько месяцев. Вариант самый жесткий, но вполне возможный;
  • правительство не будет лишний раз «дразнить собак» всеобщей остановкой выплат. Оно примет новый порядок и процедуру выплат… очень похожие по сути на те, которые суд признал незаконными. Правозащитники «взвоют» и снова подадут на них в суд, который опять может продлиться несколько лет. Все это время будет действовать то, что они приняли. Самый вероятный вариант;
  • правительство просто проигнорирует решение суда и все оставит как есть. А почему нет?

Ключевой момент здесь в том, что все же выплаты осуществляет правительство, а не суд. Как бы цинично это не звучало. А настроения правительства угадываются легко. 

Проверки лучше… проходить

«Отмена Киевским апелляционным административным судом проверок внутренне перемещенных лиц – большая победа гражданского общества. Однако государство, вероятнее всего, обжалует его в кассационной инстанции. Однако, это решение уже вступило в силу, и пока что оно будет оставаться в силе, даже если будет оспариваться в высших судебных инстанциях», – заявил программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

Но куда интереснее другое. Отменены ли обязательные проверки переселенцев по месту постоянного проживания? Не будет мудрствовать лукаво. Послушаем представителя истца, выигравшего суд против правительства по этому поводу.

«С точки зрения верховенства права, если какой-то нормативный акт был отменен решением суда, то он не работает и органы соцзащиты уже не имеют права проводить эти проверки. Но мы еще не живем в правовом государстве, и для чиновника решение суда не имеет силы. Пенсионерам из числа ВПЛ все же следует… проходить проверки, если органы власти будут требовать их прохождения. Однако, если все же пенсия будет заблокирована в связи с не прохождением проверки, то граждане имеют все основания обращаться в суд с «выигрышным иском», – сообщил юрист Центра Стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Чекарев.

Ну что тут можно добавить?

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

*Постановлением КМУ от 08.06.2016 № 365 «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам» определяется процесс назначения выплат, а также требования проверки переселенцев по месту регистрации как ВПЛ. На основании таких проверок переселенцев лишают выплат, прежде всего, пенсий.

**Постановление КМУ №637 от 05.11.2014 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам», которое предусматривает обслуживание и прохождение физической идентификации переселенца исключительно в Ощадбанке, а также привязку выплат к справке ВПЛ.

Подпишись на наш Telegram и следи за самым важным!

Читайте также:

dnews.dn.ua

Суд признал проверки переселенцев незаконными. Что это значит сейчас? :: Новости Донбасса

В начале июля украинские правозащитники заявили, что теперь переселенцы из Донбасса для получения пенсий и социальных выплат вовсе не обязаны проходить верификацию и ожидать проверок со стороны работников органов соцзащиты. Киевский апелляционный административный суд 4 июля поддержал позицию Окружного админсуда, который отменил некоторые нормы из актов Кабмина. Суд выиграли юристы Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ). Именно после проверок переселенцев по месту жительства соцслужбы выносили вердикт: кому платить, а кому – нет. Правда, некоторые переселенцы в разных областях страны безосновательно лишаются выплат.

Правозащитники напоминают, что пенсии (в отличие от социальных выплат) – это имущество, которого нельзя лишить человека, а проверки переселенцев являются поводом для отмены таких выплат. Юристы отмечают, что проверки обязывающие переселенцев находиться по месту проживания, нарушают их конституционное право на свободу передвижения. Они добивались, чтобы суд признал эту норму дискриминацией, однако из-за процессуальных деталей, решение было отклонено. Суд постановил, что в вопросе дискриминации переселенцев нужно обращаться в суд общей юрисдикции, а не в административный.

Не стоит забывать также и о других решениях суда, принятых в Украине. Верховный Суд 3 мая принял образцовое решение, признав проверки переселенцев незаконными, и удовлетворил иск пенсионерки-переселенки против Кабинета министров Украины в полном объеме. Юристы поясняют, что на основании этого решения каждый пенсионер имеет право обратиться в суд, и суд будет обязан вынести решение в пользу истца. Июльское решение Окружного админсуда отменило нормативный акт, на основании которого проводились незаконные проверки.

Правозащитники УХСПЧ говорят, что работники органов социальной защиты могут не заниматься проверками, потому что они не имеют на это права. Они также не должны выполнять преступные приказы своего начальства. А значит ли это, что пенсионер-переселенец может игнорировать проверки соцработников?

«Означает ли, что с этого дня пенсионеры переселенцы будут получать пенсии без проверок? С точки зрения верховенства права – да. Конечно, если какой-то нормативный акт отменен судом, то он не работает. Органы социальной защиты на данный момент уже не имеют права проводить эти проверки. Но пока, к сожалению, для чиновника решение суда не имеет такое значение. Мы только идем к тому, чтобы стать правовым государством. Потому я рекомендую на данный момент переселенцам все же проходить такие проверки. Но, если все же пенсию заблокировали на основании того, что человек не прошел проверку, он может обращаться в суд. И это дело будет выигрышным», - считает юрист Центра Стратегических дел УХСПЧ Евгений Чекарев. Он подчеркивает, что решение апелляционного суда вступило в законную силу, но Кабмин может обжаловать его еще в течение 30 дней. Пока этого не произошло, и суд временно не заморозил решение, проверки переселенцев являются незаконными. Стоит учитывать, что суд первой инстанции вынес решение в конце июня прошлого года. А кассация может затянуться еще на год-два. Юрист говорит, что удивляться не чему – это нормальная практика. «Какое решение примет суд кассационной инстанции, никто не знает, но я хочу обратить внимание на то, что представители ООН и ЕС не один раз призывали Украину отменить подобные бюрократические процессы. Если кассационный суд примет решение не в пользу переселенца, мы будем вынуждены подать иск в Европейский суд по правам человека. Но мы должны понимать, что пройдут еще, к примеру, два года и правительство примет нормативные акты, которые отменят одни проверки, но создадут другие», - говорит юрист.В то же время работники Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) говорят, что пока не видели полный текст решения суда, потому проверки продолжаются. Так происходит в Краматорске. Как рассказала начальница Управления труда и социальной защиты населения Краматорского городского совета Ольга Игнатенко, они пока по-прежнему руководствуются полным текстом постановления Кабмина №365. «Мы на данный момент проверяем. Руководствуемся порядком 365. С полным текстом решения ознакомиться на данный момент невозможно и никакие разъяснения от вышестоящих органов в УТСЗН города Краматорска на данный момент не заходили», - рассказала Игнатенко в эфире сюжета телеканала «Донбасс».

Как платить пенсии жителям неподконтрольной территории Донбасса?

Представитель Украины в Европейском Союзе Николай Точицкий на днях заявил, что Украина не отказывается от идеи восстановления пенсионных выплат и иных социальных пособий жителям неподконтрольных правительству территорий. Общаясь с журналистом «Новостей Донбасса», он не уточнил, какими могут быть механизмы выплат, но заверил, что идеи есть.

«Вопрос выплат пенсий и предоставления помощи нашим гражданам обсуждался и будет предметом в поиске необходимых форм для того, чтобы это осуществлялось на постоянной основе», - отметил дипломат.Точицкий подчеркнул, что Украину «никто не заставлял» принимать совместное с ЕС заявление, в котором, в том числе, указывается на необходимость восстановления пенсий жителям территорий, не контролируемых властями.«Это было нашей доброй волей. Поэтому это и наша добрая воля выполнять то, что мы на себя взяли», - добавил представитель Украины в ЕС.Программный директор УХСПЛ Максим Щербатюк считает, что большинство идей слишком сложные, в то время как существует законопроект №6692, способный решить проблему. Но этот документ упорно не рассматривают в Раде. «Есть разные идеи, но они из мира фантастики пока. Если бы там была международная организация, которая бы вызывала доверие с нашей стороны и с их стороны. Например, Красный крест... Есть разные организации. Если бы эта организация взяла на себя обязанность идентификации или часть функций по передаче выплат конкретным лицам. Но пока ни одна из таких организаций не хочет брать на себя такую ответственность», - говорит Щербатюк.Правозащитники подчеркивают: даже если высшие суды будут оспаривать решение, пока оно остается действующим. И все же пенсионеры-переселенцы вряд ли в ближайшее время ощутят больше собственных свобод и прав. У них остается еще ряд проблем. По-прежнему не отменены нормы, согласно которым переселенцы должны проходить идентификацию в Ощадбанке. Подлило масла в огонь и майское решение Кабмина о том, что задолженность по выплате «замороженных» пенсий будет погашена согласно механизму, которого еще не существует.

Не стоит также забывать еще одну важную деталь, о которой «Новости Донбасса» писали ранее: более 60% украинцев считают, что выплата пенсий жителям неподконтрольных территорий Донбасса – это приемлемый шаг к долгожданному миру. Результаты исследования «Кальмиусской группы» говорят о том, что «скорее за» и «полностью за» выплату пенсий жителям неподконтрольной части Донбасса выступили 24,6% и 37,7% соответственно.

novosti.dn.ua

Об отмене очередных проверок переселенцев на дому

Согласно Постановлению 689, которое было принято ещё осенью прошлого года, проверки на дому не должны проводиться для тех внутренне перемещенных лиц, которые прошли физическую идентификацию в Ощадбанке. Однако для того, чтобы полностью реализовать эти нововведения на практике, Минсоцполитики должно было подписать договор с Ощадбанком про передачу и обмен информации относительно ВПЛ, которые прошли физическую идентификацию.И вот наконец это случилось — Минсоцполитики подписало договор с Ощадбанком и согласовало процедуру передачи информации о прохождении физической идентификации от Ощадбанка в Единую информационную базу внутренне перемещенных лиц. Минсоцполитики уже выдало поручение структурным подразделениям по вопросам социального обеспечения в регионах с целью обеспечения выполнения Постановления 689, а именно — непроведения очередных проверок.

С соответсвующим поручением Минсоцполитики вы можете ознакомиться по ссылке.

Напоминаем, что внутренне перемещенные лица, у которых есть электронное пенсионное удостоверение должны проходить идентификацию в Ощадбанке раз в пол года в первый год получения такой карточки, а далее — раз в году. Тем, у кого обычная банковская карточка — раз в три месяца.Внимание! Физическая идентификация в Ощадбанке является бесплатной процедурой. Для этого Вам нужно обратиться к сотруднику Ощадбанка.

© Донбасс SOS

doneck-news.com


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.