Постановление 365 о пенсиях переселенцах


Постановление 365 о пенсиях переселенцах

Члены правительства приняли Постановление № 365 8 июня 2016 года. Представители общественных организаций подвергли критике некоторые положения документа. При Министерстве социальной политики была создана рабочая группа с участием общественников по усовершенствованию постановления. 

«Однако на практике всё это время Министерство социальной политики просто игнорировало предложения как общественности, так и представителей управления соцзащиты, которые присоединились к процессу предоставления предложений. Мы не желаем быть теми, кто легитимизирует «косметические» правки к Постановлению № 365, которое сейчас пытается протолкнуть Минсоцполитики, вместо существенных исправлений положений, которые нарушают права переселенцев», — заявили 22 августа в общественной организации «Донбасс-SOS».

Представители «Донбасс-SOS», «Восток-SOS», «КрымSOS», благотворительного фонда «Право на защиту» и БФ «Свои» обнародовали открытое обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. По их мнению, наиболее существенными требованиями были и остаются:

  • восстановление всех видов социальных выплат, в том числе — пенсий, внутренне перемещённым лицам. Министерство социальной политики Украины не возобновило социальные выплаты, которые были приостановлены для переселенцев начиная с февраля 2016 года в сроки, определённые Правительством (в чём министр смог убедиться во время своей мониторинговой поездки в Краматорске). Вместо коренного изменения процедуры проведения проверок и порядка возобновления выплат перемещённым лицам — в новом проекте постановления просто предлагается продлить срок проверок еще на 2 месяца — до 20 сентября 2016 года, оставляя людей без средств к существованию более 7 месяцев.
  • отмена «наказания» внутренне перемещённых лиц в виде лишения их социальных выплат и пенсий в дальнейшем. Несмотря на принципиальную позицию всех участников рабочей группы, которые акцентировали внимание на недопустимости применения в качестве «наказания» за нарушение процедуры регистрации переселенцем лишения возможности получения пенсий и других социальных выплат на срок от двух до шести месяцев, Министерство социальной политики Украины в проекте оставляет эту дискриминационную норму. Это значит, что в дальнейшем, государство лишает лицо права на социальную защиту, гарантированного Конституцией Украины, без всякого опредёленного законодательством основания.
  • использование дополнительных данных для принятия решений о назначении (приостановлении) выплат. Поскольку существующие процедуры назначения и возобновление выплат ВПЛ предусматривают предварительное проведение проверки места проживания переселенцев, общественными активистами неоднократно отмечалась необходимость учитывать данные о лицах из числа ВПЛ, которые официально трудоустроены, получают образование в учебных заведениях и находятся на стационарном лечении, что бы помогло более качественно и безошибочно принимать решения о назначении выплат в случае, если лицо отсутствует по месту жительства во время проверки по уважительной причине.

«МедиаПорт» адресовал вопросы, поднятые общественниками, министру социальной политики Андрею Реве во время его визита в Харьков 25 августа. Он считает, никакой дискриминации в постановлении правительства нет, а физическая идентификация — единственная возможность остановить мошенничество со стороны тех, кто выдаёт себя за переселенцев. 

«Позиция первая. Кто такие внутренне перемещённые лица? Это люди, которые были вынуждены оставить свои дома в силу определённых обстоятельств, о которых мы все знаем, и переместиться в города, подконтрольные центральной власти. Они регистрируются в органах социальной защиты (а регистрация очень проста — показал паспорт и тебе выдали справку). И начинают получать выплаты по упрощённой процедуре. Потому что для того, чтобы получить пенсию, пенсионное дело должно быть запрошено из предыдущего места, там оно должно быть закрыто. Поскольку этого сделать нельзя, достаточно заявления гражданина, который является внутренне перемещённым лицом, и справки, что он таким лицом является.

Единственное, что нас волнует в этой ситуации, это не его место проживания, а его физическая идентификация. То есть этот упрощённый порядок распространяется только на людей, которые имеют такой статус и связан именно со статусом. Если человек теряет этот статус, он теряет право на упрощённый порядок получения этих выплат. То есть он выплат не лишается. Они должны быть сделаны в другом порядке — в общем. А общий порядок предусматривает, что по месту его проживания, там, где он находится, ему должны выплачивать органы Пенсионного фонда и социальной защиты. Почему их нет в Донецке и Луганске, я думаю, вам понятно.

Возникает вопрос. В феврале 2016 года компетентные органы, которые отвечают за безопасность, передали в органы Пенсионного фонда и социальной защиты списки на 460 тысяч лиц, которые зарегистрированы как внутренне перемещённые лица и ни разу (подчёркиваю, ни разу!) не пересекали линию разграничения. Как же им платилась пенсия? Как же им платились социальные выплаты? Кто их получал? Вот представьте себе ситуацию — завтра украинская армия приходит в Донецк, Марья Ивановна идёт в районное управление, просит в заявлении выплатить ей пенсию с августа 2014 года по август 2016. А ей говорят: Марья Ивановна, а вам вообще-то пенсия платилась, вы же внутренне перемещённое лицо. Она: как платилась? И ей показывают заявление. А заявление написано не её рукой. Как быть? Понимаете, что происходит? Поэтому мы стали наводить порядок.

Потерять статус можно в каком случае? Когда человек более двух месяцев (так в законе написано!) находится на неподконтрольной территории. В определённых случаях он может написать заявление и находиться на неподконтрольной территории до трёх месяцев. Если он находится там больше — выплаты ему прекращаются. Почему? Потому что, извините меня, человек может умереть. Как узнать о том, что человек умер? Может быть, его родственники из Енакиево позвонят и скажут, он умер, прекращайте пенсию платить? А, может, его боевики схватили, посадили в подвал, забрали карточку и получают деньги. Как прекратить это всё? Только путём физической идентификации. Да, мы сказали, что будем её проводить. Это не значит, что человек должен сидеть здесь, как, извините, пёс на цепи. Но мы должны его видеть хотя бы раз в полгода. А нам говорят, что это нарушение прав человека. В чём? Объясните! Чтобы я тоже понял», — заявил Рева. 

По данным Департамента социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации по состоянию на 3 августа, в Харьковской области 103 200 внутренне перемещённых лиц. До проверок Службы безопасности Украины и Министерства социальной политики в регионе были зарегистрированы около 204 тысяч переселенцев.

www.mediaport.ua

Основные проверки вынужденных переселенцев в Украине

Переселенцы, которые хотят получать социальные выплаты и/или пенсию, сталкиваются с проверкой места жительства, физической идентификацией в «Ощадбанке», верификацией Минфина, проверкой на пребывание на неподконтрольной территории более 60 дней, проверкой СБУ (т. н. «списки»). Какая законодательная база этих проверок, в чем их суть и какие права внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) при этом нарушаются — юристы организации «Право на защиту» систематизировали информацию. 

Проверка места проживания

Законодательная база: Постановление Кабинета министров Украины № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016. Как долго существует: с момента вступления в силу постановления — 14.06.2016. Суть проверки: проверку должно проходить каждое ВПЛ, которое получает пенсию или другие виды социальных выплат (социальную помощь, ежемесячную адресную помощь и т. д.). Проверка проводится раз в 6 месяцев представителями органов социальной защиты. При наличии дополнительного основания представителями органов социальной защиты или рабочими группами, которые состоят из представителей разных органов власти (МВД, ГМС, СБУ, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и Пенсионного фонда Украины) могут быть проведены дополнительные проверки. По результатам обычной или дополнительной проверки, а также наличии других данных о пребывании ВПЛ, специально созданная комиссия по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ имеет право прекратить социальные выплаты ВПЛ.

Проблемы для ВПЛ:

  • проверки совершаются с опозданием, что приводит к задержкам назначения социальных выплат ВПЛ;
  • ВПЛ постоянно должны находиться по месту проживания;
  • отсутствие ВПЛ во время проверки может привести к остановке всех социальных выплат, если такое ВПЛ вовремя не появится в органе социальной защиты;
  • возобновление выплат нередко занимает несколько месяцев;
  • из-за проверок в арендованных помещениях ВПЛ иногда отказывают в дальнейшей аренде жилья. 

Нарушение прав:

  • на частную и семейную жизнь;
  • на свободу передвижения;
  • на неприкосновенность жилья.
Физическая идентификация в «Ощадбанке»

Законодательная база: Постановление КМУ № 637 «Об осуществлении социальных выплат ВПЛ» от 05.11.2014. Как долго существует: с начала эмиссии электронный пенсионных удостоверений (ЭПУ) — 01.08.2016; с 04.01.2017 вступили в силу правила о физической идентификации ВПЛ пенсионеров, которые еще не получили ЭПУ. Суть проверки: Физическую идентификацию (ФИ) в «Ощадбанке» должны проходить все ВПЛ, которые получают пенсию на карточные счета: обычные карточки или ЭПУ. ВПЛ, которые еще не получили ЭПУ, должны проходить ФИ каждые 3 месяца до получения ими ЭПУ. После получении ЭПУ первые два раза ФИ проводится каждые 6 месяцев, а в дальнейшем — раз в год. Для прохождения ФИ ВПЛ должно лично обратиться в «Ощадбанк», предъявить работнику банка платежную карточку или ЭПУ и паспорт или другой документ, подтверждающий личность, и провести операцию получения наличных или просмотра остатка через ПОС-терминал с использованием самой платежной карты или ЭПУ. В случае непрохождения ФИ в определенные сроки расходные операции по карточному счету автоматически останавливаются, о чем «Ощадбанк» направляет ВПЛ соответствующее СМС-сообщение. До прохождения пенсионером ФИ снятие средств со счета невозможно.

Проблемы для ВПЛ:

  • очереди в отделениях «Ощадбанка»;
  • необходимость ехать в другой населенный пункт (если в населенном пункте проживания нет отделения «Ощадбанка»);
  • навязывание платных операций/услуг;
  • блокирование карты в случае несвоевременно прохождения ФИ;
  • сложность прохождения ФИ лицам с ограниченной мобильностью в случае отсутствия мобильных терминалов или неосведомленности, или нежелания работников «Ощадбанка» осуществлять визиты по месту проживания;
  • длительное ожидание на ФИ на дому.
  • Нарушение прав: собственности, дискриминация по признаку принадлежности к определенной социальной группе (ВПЛ могут получать пенсию только в «Ощадбанке», только ВПЛ-пенсионеры должны регулярно проходить указанную ФИ).
Верификация Министерства финансов Украины

Законодательная база: Постановление правительства № 136 «Об утверждении Порядка осуществления верификации и мониторинга достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработной платы, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования» от 18.02.2016. Как долго существует: со дня вступления в силу постановления — 04.03.2016. Суть проверки: Это — верификация и мониторинг достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения выплат, указанных в постановлении. Верификацию осуществляет Министерство финансов Украины путем сбора информации от компетентных органов власти.

Проблемы для ВПЛ: 

  • вследствие несовершенства порядка назначении ежемесячной адресной помощи ВПЛ, 
  • правомерность назначения переселенцам ежемесячной адресной помощи нередко обжалуется с требованием вернуть выплаты, например, если ВПЛ имеет мизерную часть недвижимости на подконтрольной территории или имеет средства на депозитном счету, сумма которых превышает 10-кратный размер прожиточного минимума для работоспособных лиц (по состоянию на август — 16 840 грн). И то, и другое расценивается как подача перемещенным лицом недостоверной информации.
Нарушение прав:
  • Формально эта верификация не нарушает права ВПЛ.
Законодательная база: ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ», постановление КМУ № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016. Как долго существует: БФ «Право на защиту» фиксирует такую практику с конца 2016 года. Суть проверки: органы социальной защиты населения готовят запрос в Государственную пограничную службу Украины (ГПСУ) относительно ВПЛ, которые отсутствовали во время проверки места проживания. В ответ на указанные запросы ГПСУ предоставляет информацию о пребывании ВПЛ на неподконтрольной территории. В случае пребывания ВПЛ на неподконтрольной территории больше 60 дней, считается, что ВПЛ вернулось туда на постоянное место проживания, и орган социальной защиты населения отменяет его справку ВПЛ.

Проблемы для ВПЛ:

  • Вследствие отмены справки ВПЛ прекращаются все социальные выплаты и помощь ВПЛ.
  • Восстановить их можно только через 6 месяцев в соответствии с требованиями постановления № 365.
Юристы отмечают, что не единожды получали информацию об отмене справок ВПЛ лицам, которые вообще не выезжали на НКТ.

Нарушение прав:

  • на социальную защиту,
  • на пенсионное обеспечение,
  • права собственности.
Законодательная база: письмо Министерства социальной политики Украины № 672/0/10-16/081 от 16.02.2016 «Об усилении контроля относительно учета ВПЛ»; в дальнейшем п. 7-1 постановления КМУ № 509 «Об учете ВПЛ» от 01.10.2014; п. 12 Порядка осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденного постановлением КМУ № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016; ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ». Как долго существует: с февраля 2016 года. Суть проверки: В УТСЗН поступают списки переселенцев, составленные будто бы СБУ и ГПСУ, которые содержат информацию о лицах, будто бы проживающих на НКТ. Существование таких списков весной 2016 года подтвердил министр социальной политики Украины. На основании этих списков происходит незаконная, как отмечают юристы, отмена справок ВПЛ и/или прекращение социальных выплат ВПЛ. Сейчас в соответствии с действующими подзаконными актами, которые не соответствуют действующим законам Украины, СБУ может передавать информацию о местонахождении лиц органам социальной защиты.

Проблемы для ВПЛ:

  • Вследствие отмены справки ВПЛ прекращаются все социальные выплаты и помощь ВПЛ.
  • Восстановить их можно только через 6 месяцев в соответствии с требованиями постановления № 365. Возобновление выплат (в случае, когда справка ВПЛ не отменена) нередко занимает несколько месяцев.
Юристы отмечают, что не единожды получали информацию об отмене справок ВПЛ лицам, которые вообще не выезжали на НКТ, но попали в списки СБУ.

Нарушение прав:

  • на социальную защиту,
  • на пенсионное обеспечение,
  • права собственности.
Источник

zi.dn.ua

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕ ПЕРЕМІШЕНИХ ЛИЦ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Определение данного понятия содержится в статье 1 Закона Украины от 20.10.2014 № 1706 «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» (далее – Закон № 1706), так к внутренне перемещенным лицам относятся граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, которые пребывают на территории Украины на законных основаниях и имеют право на постоянное проживание в Украине, которых заставили оставить или покинуть свое место проживания во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, проявлений насилия, нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Следовательно, каждая совершеннолетнее лицо или ребенок считается внутренне перемещенной лицом, если имело регистрацию места жительства на территории, где возникли выше указанные обстоятельства. Интересы малолетнего ребенка представляют родители или законные представители, а в случае их отсутствия родственники (бабушка, дедушка, совершеннолетние брат или сестра, тетя, дядя). Студенты, которые получали образование и имели регистрацию места проживания в общежитиях, после снятия с регистрации, если не желают вернуться к предыдущему месту проживания, а именно на неподконтрольную украинской власти территорию, имеют право на получение статуса внутренне перемещенного лица. Такие условия предусмотрены ст. 4 Закона № 1706.

На сегодня распоряжением Кабинета Министров Украины от 18.06.2014 № 1085-р определено 162 населенных пункта Донецкой и Луганской областей, на территории которых украинская власть временно не осуществляет свои полномочия. Ознакомится с перечнем населенных пунктов можно в приложении 1 к настоящему распоряжению.

Факт внутреннего перемещения подтверждается справкой о взятии на учет внутренне перемещенного лица. Форму справки закреплено Порядком оформления и выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенной лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.10.2014 № 509 «Об учете внутренне перемещенных лиц» (далее – Порядок № 509). Эта справка в настоящее время действует бессрочно.

Основанием для постановки на учет является проживание на территории, где возникли обстоятельства, которые заставили покинуть свое место проживания во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, проявлений насилия или нарушений прав человека. В случае отсутствия в паспорте отметки о регистрации места жительства на территории населенного пункта, из которого осуществляется внутреннее перемещение, заявитель предоставляет доказательства, подтверждающие факт проживания на день возникновения обстоятельств, повлекших внутреннее перемещение это могут быть: военный билет, трудовая книжка с записями об осуществлении трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество, документы об образовании, медицинские справки и тому подобное.

2. Может ли гражданин получить отказ в присвоении статуса перемещенной лица.

Следует отметить, что п. 10 ст. 4 Закона № 1706 и п. 8 Порядка № 509 заявителю может быть отказано в выдаче справки, если:

1) отсутствуют обстоятельства, повлекшие внутреннее перемещение, например, лицо изменило место жительства в пределах подконтрольной украинской власти территории, тогда выплата пенсии таким пенсионерам производится в общем порядке;

2) у государственных органов имеются сведения о представлении заведомо ложных сведений для получения справки;

3) заявитель потерял документы, удостоверяющие личность. В таком случае справку выдадут после их восстановления.

4) у заявителя нет отметки о регистрации места проживания на территории, с которой осуществляется внутреннее перемещение, и отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проживания на день возникновения обстоятельств, повлекших внутреннее перемещение;

5) доказательства, предоставленные заявителем для подтверждения факта проживания на территории с которой осуществляется внутреннее перемещение, не доказывают факт такого проживания на день возникновения обстоятельств, повлекших внутреннее перемещение.

Вместе с этим, лицо имеет право обратиться с заявлением повторно если у него появились основания для выдачи справки или устранены основания для отказа в выдаче справки, определеных ст. 1 Закона № 1706, а также обжаловать решение об отказе в выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица в суд.

3. Какой сегодня действует порядок возобновления пенсионной выплаты в случае первичного обращения человека по этому вопросу.

Первое, что нужно сделать гражданам, это оформить статус перемещенного лица, который закрепляется справкой установленного образца.

Порядок восстановления пенсионных выплат регулируется Законом № 1706 Порядком № 509, постановлением Кабинета Министров Украины от 05.11.2014 № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» (далее – Постановление № 637), постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» (далее – Постановление № 365).

Исходя из требований перечисленных выше нормативных документов лицу, которое впервые обращается за восстановлением пенсионных выплат, после получения справки установленного образца, в управлении социальной защиты населения по месту фактического проживания, необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда Украины соответствующего города или района, которое обслуживает эту территорию. При этом существует обязательное условие – личного обращения. При обращении за восстановлением выплаты, пенсионер должен предоставить следующие документы:

- паспорт;

- идентификационный номер;

- справку внутренне перемещенного лица;

- пенсионное удостоверение;

- заявление об открытии счета в отделении Сбербанка.

Восстановление выплаты пенсии происходит не сразу, а только после проверки органом социальной защиты населения факта проживания внутренне перемещенного лица по указанному адресу. Акт, составленный по результатам такой проверки, направляется на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (возобновления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, созданным при райгосадминистрациях или горсоветах, которая принимает окончательное решение. По результатам этого решения управления Пенсионного фонда назначает пенсию или возобновляет ее выплату.

4. В какое именно учреждение пенсионер должен обращаться в первую очередь – в органы социальной защиты или в управление Фонда.

Любая социальная выплата зависит от актуальности статуса внутренне перемещенного лица. Этот статус подтверждает, исключительно управление социальной защиты населения при личном обращении гражданина, которому выдается справка внутренне перемещенного лица. Подтверждение статуса дает возможность человеку обратиться в управление Пенсионного фонда за первичным назначением пенсии, достигнув пенсионного возраста, то за перерасчетом пенсии по стажу и заработной платой или назначить пенсию по потере кормильца, предоставив необходимые документы.

5. Если пенсионер-переселенец уже восстановил и получает пенсию на подконтрольной территории, но переехал и хочет перевести ее в другой города или района области или других областей. Каков порядок действий в этом случае?

Пенсионер-переселенец имеет право выехать на проживание в другой район города или нашей или других областей. Это закреплено ст. 9 Закона № 1706 и п. 9 Порядка № 509. Надо обратиться в управление социальной защиты населения по новому месту жительства для закрепления факта своего перемещения, что фиксируется в справке внутренне перемещенного лица. Ранее выданная справка изымается. В дальнейшем необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства и предоставить следующий пакет документов:

- паспорт;

- идентификационный номер;

- справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица;

- номер счета, открытый в отделении Сбербанка;

- собственноручно написанное заявление на запрос пенсионного дела по новому месту жительства.

Не позднее следующего рабочего дня после получения заявления документы передаются в структурное подразделение социальной защиты населения для проверки факта проживания пенсионера-переселенца по его новому адресу. По результатам проверки комиссия по вопросам назначения социальных выплат внутренне перемещенным лицам принимает решение о назначении или отказе в назначении пенсионных выплат и направляет копию решения в управление Пенсионного фонда Украины.

6. Существуют ли ограничения в переводе выплат с одного места жительства к другому.

Ограничений для перевода пенсий внутренне перемещенным лицам в другое управление Пенсионного фонда не установлено. Однако следует отметить, что при каждой смене места жительства пенсионером-переселенцем, процедуры возобновления выплаты пенсий, будут выполняться подразделениями социальной защиты населения в полном объеме. Пенсионная выплата при этом будет начата только тогда, когда все предусмотренные действия будут выполнены, а документы, дающие право на выплату пенсии, полученные управлением Пенсионного фонда.

7. Каковы причины приостановки выплат и аннулировании справки.

Основания приостановления выплат и аннулирования справок внутренне перемещенным лицам предусмотренные действующим законодательством. Случаи аннулирования справок внутренне перемещенным лицам определены статьей 12 Закона № 1706, если внутренне перемещенное лицо:

- само подало заявление об отказе от справки;

- совершило преступление;

- вернулось на неподконтрольную территорию для постоянного проживания;

- уехало на постоянное место жительство за границу;

- подало заведомо недостоверные сведения.

Решение об аннулировании справки принимается органом социальной защиты населения и выдается внутренне перемещенному лицу в течение 3 дней со дня принятия этого решения. Если внутренне перемещенное лицо вернулось на неподконтрольную территорию для постоянного проживания, находится там более 60 дней и не сообщило о своем возвращении, это является основанием для аннулирования справки. Информацией, которая дает основания полагать, что внутренне перемещеное лицо вернулась на свое постоянное место жительства, являются сведения, полученные из соответствующих государственных реестров, а также полученные в результате обмена информацией с различными организациями, которые оказывают помощь внутренне перемещенным лицам.

Аннулирование справки является не единственной причиной приостановки выплат внутренне перемещенным лицам. Постановлением № 365 определены и другие основания приостановления выплат: установление факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту жительства, которое зафиксировано в акте обследования, а также информация, полученная от органов внутренних дел, Пограничной службы, Службы безопасности Украины, Национальной полиции, Государственной Миграционной Службы, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Комиссия в течение следующего рабочего дня принимает решение о приостановлении социальной выплаты, о чем соответствующим решением извещаются органы, которые проводят социальные выплаты.

8. Каков порядок возобновления выплаты пенсии по нормам Постановления № 365 через Комиссии.

Если по каким-либо причинам было приостановлено выплату пенсии, гражданину для выяснения причин приостановки необходимо обратиться в управление социальной защиты населения, где он зарегистрирован как внутренне перемещенное лицо. Если социальная выплата приостановлена по причине аннулирования справки, то такое обращение возможно только через шесть месяцев. А если социальные выплаты приостановлены по причине отсутствия внутренне перемещенного лица на момент проверки, и он в течение 60 дней обращается в управление социальной защиты населения, то ему возобновляются выплаты с момента приостановления. В таком случае, внутренне перемещенное лицо имеет право обратиться в управление Пенсионного фонда города или района для подачи заявления о возобновлении выплаты пенсии, предоставив справку внутренне перемещенного лица и документ, удостоверяющий личность.

В течение 15 рабочих дней проводится проверка достоверности указанной информации о фактическом месте проживания. По результатам проведения проверки составляется акт, который выносится на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения, восстановления социальных выплат внутренне перемещенным лицам. Комиссия рассматривает ходатайства о назначении или отказе социальных выплат в течение 5 рабочих дней и выносит решение, которое направляется в управление Пенсионного фонда для исполнения.

Согласно Постановлению № 637 внутренне перемещенные лица должны периодически проходить физическую идентификацию в любом отделении Сбербанка. В случае не прохождения идентификации физического лица, банк приостанавливает расчетные операции по текущим счетам пенсионера, о чем информирует управление социальной защиты населения для соответствующего реагирования.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании решения Комиссии.

9. Какова последовательность шагов для оформления пенсионерам-переселенцам электронного пенсионного удостоверения, которое одновременно является платежной картой?

Для получения платежной карточки, которая одновременно является пенсионным удостоверением, пенсионерам-переселенцам необходимо осуществить следующие шаги:

- обратиться в управление Пенсионного фонда, где они состоят на учете;

- подать заявление на изготовление удостоверения вместе с оригиналами паспорта, идентификационного номера, справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица и фотографии размером 3х2,5 см.

Необходимо учитывать, что установленный срок для изготовления электронного пенсионного удостоверения – 30 рабочих дней.

Чтобы получить изготовленное электронное пенсионное удостоверение необходимо обратиться в отделение Сбербанка, которое указал пенсионер в заявлении на изготовление удостоверения.

10. В какой срок должна проводиться физическая идентификация пенсионеров-переселенцев в учреждениях Сбербанка?

В случае получения физическим лицом электронного пенсионного удостоверения, которое является одновременно и платежной картой, и учитывая, что срок действия карты устанавливается до трех лет, физическая идентификация проходит первые два раза каждые шесть месяцев, а в дальнейшем каждые 12 месяцев.

Физическая идентификация пенсионера-переселенца, который еще не получил электронное пенсионное удостоверение, которое одновременно является платежной картой, осуществляется каждые три месяца до момента его получения.

11. Существуют ли особенности обращения граждан, которые проживают на временно неподконтрольной территории за назначением или перерасчетом пенсии?

Порядок обращения граждан Украины за назначением или перерасчетом пенсии единый, и регулируется Законами Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 05.11.1991 № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» от 28.02.1991 № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», от 10.12.2015 № 889-VIII «О государственной службе», а также Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 № 22-1 и других нормативно-правовых актов.

Внутренне перемещеное лицо может назначить пенсию, предоставив необходимые документы (паспорт, идентификационный номер, трудовую книжка, документы об образовании, военный билет). Если пенсионер продолжает работать, произвести перерасчет пенсии за 24 месяца. В случае увольнения с работы и своевременного уведомления территориального органа Пенсионного фонда, его пенсия может индексироваться и при повышении прожиточного минимума размер пенсии пересчитывается.

Для удобства в получении информации, внутренне перемещенное лицо, может воспользоваться электронными ресурсами Пенсионного фонда, а именно услугами веб-портала, где размещена информация:

- для работающих: страховой стаж, размер заработной платы;

- для пенсионеров: вид пенсии, сумма назначенной пенсии, стаж и заработная плата, которая учитывается для расчета пенсии и так далее.

Процедура регистрации достаточно проста. Для этого необходимо обратиться лично в управление Пенсионного фонда по месту фактической регистрации, предъявив документ удостоверяющий личность, заполнив заявление установленного образца, или с использованием электронной цифровой подписи по электронному адресу: portal.pfu.gov.ua.

donpfu.gov.ua

www.nk61.ru

Правительство «позаботилось» о пенсионерах-переселенцах

Правозащитники заявили о грубом нарушении Кабинетом министров прав граждан Украины – внутренне перемещенных лиц.

По данным БФ «Право на защиту», 25 апреля Кабмин принял постановление №335 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 №365».

«Казалось бы, после сотен судебных решений, в том числе Верховного Суда, о незаконности использования пресловутого постановления №365 от 08.06.2016 г., которым правительство нарушило права пенсионеров-ВПЛ, чиновники должны начать приводить его в соответствие с Конституцией и Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Однако под циничным лозунгом очередного «усовершенствования» и «усилением социальной защиты» Кабинет министров Украины в очередной раз грубо нарушил права граждан Украины», - пишут представители БФ.

Так, ключевым нововведением, которое вступит в силу в ближайшее время, является то, что пенсионные выплаты будут восстанавливаться по заявлению пенсионера исключительно с месяца обращения, а не с момента прекращения такой выплаты.

Старший стратегический юрист БФ «Право на защиту» Олег Тарасенко разъясняет, как именно это будет выглядеть на практике:

«Представим ситуацию, что, начиная с апреля 2018-го, на основании очередных «списков» лицу была незаконно прекращена выплата пенсии. Пенсионер обратится с заявлением о возобновлении выплаты пенсии в июне. После прохождения незаконной проверки, предусмотренной постановлением КМУ №365, пенсию ему восстановят только с июня 2018 года. Выплаты за апрель и май пенсионеру выплачиваться не будут.

Или лицо, по состоянию здоровья никогда не выезжавшему с неконтролируемой правительством Украины территории (НКПУТ), наконец, с помощью общественных организаций или неравнодушных людей, удалось прибыть на территорию, где органы власти выполняют свои полномочия, получит справку ВПЛ и обратится с заявлением о выплате пенсии. В таком случае получать пенсию этот человек начнет только с месяца обращения, то есть выплаты за последние 4 года будут заморожены на неопределенный срок (напомним, пенсионные выплаты на НКПУТ были приостановлены в июне-июле 2014)».

Стоит отметить, что согласно отчету УВКПЧ ООН, ориентировочно 200 000 пенсионеров с НКПУТ никогда не выезжали на контролируемую правительством Украины территорию для обновления пенсионных выплат.

В свете вновь принятого постановления №335, «задолженность» ПФУ перед такими гражданами Украины будет выплачена в будущем на основании порядка, неизвестно, когда определенного КМУ (сроков разработки порядка пока не определены).

«Сумы социальных выплат, не выплаченные за прошедший период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом Министров Украины», - цитирует документ БФ, подчеркивая, что в смысле незаконного постановления №365 пенсия приравнена к социальным выплатам.

«Такие положения постановления прямо противоречат статьям 46, 92 Конституции Украины, а также статьи 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которое определяет, что пенсии, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, - отмечают представители БФ «Право на защиту». - Даже если кто-то из чиновников считает, что переселенец не получил пенсию по собственной вине, поскольку, пользуясь своим конституционным правом на свободу передвижения, выехал на НКУУТ на некоторое время, то такие выплаты должны быть выплачены за 3 года до момента обращения, как предусмотрено этой же статьей 46».

Правозащитники напоминают многочисленные заявления членов правительства о том, что все пенсии сразу будут выплачены, как только лицо обратится с соответствующим заявлением, и органы власти смогут быть уверены, что эти выплаты не присвоят мошенники.

«Правительство в очередной раз пытается уменьшить расходы бюджета, экономя на собственных гражданах, перебирая на себя полномочия парламента, что является недопустимым в демократическом обществе, которое провозглашает ориентацию на европейские ценности. Такие действия, дискриминируя переселенцев, только раскалывают общество и вскоре повлекут за собой многочисленные иски, приведя к финансовым и репутационным потерям», - подчеркивает БФ «Право на защиту».

www.06236.com.ua

Кабмин борется за Постановление 365 по соцвыплатам переселенцам

Кабинет министров Украины подал апелляционную жалобу на постановление Окружного административного суда Киева, которым отменено постановление правительства №365 от 8 июня 2016 года «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам». Об этом сообщили в пресс-службе Министерства социальной политики Украины в ответе на информационный запрос «УНН».

«Кабинетом министров Украины 11 января 2018 года подана апелляционная жалоба», – отметили в пресс-службе ведомства.

В министерстве добавили, что ответчиком по этому делу является Кабмин, а третьими лицами – Министерство юстиции, омбудсмен и Минсоцполитики.

Напомним, 14 декабря 2017 года Окружной административный суд Киева признал противоправным и решил отменить постановление правительства от 8 июня 2016 №365 о порядке назначения социальных выплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно решению суда, порядок и основания назначения социальных выплат всем пенсионерам или их определенным категориям должен быть предусмотрен непосредственно в законе и не может вводиться подзаконными нормативно-правовыми актами.

В постановлении отмечается, что это постановление принято за пределами полномочий ответчика и без соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, которые должны предшествовать его принятию.

Отметим, что постановление правительства №365 предусматривало новый порядок назначения и контроля за проведением социальных выплат ВПЛ. В частности, порядком предполагалось, что структурные подразделения по вопросам соцзащиты должны осуществлять проверки места проживания переселенцев и составлять акт обследования бытовых условий семьи переселенцев.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Читайте также:

dnews.dn.ua

Суд признал неправомерность Постановления 365, которое предусматривало проверки жилья переселенцев

Суд первой инстанции отменил Постановление Кабмина № 364 / Фото из открытых источников

Также документ предусматривал отказ в выплатах в том случае, если переселенца не оказывалось дома в момент проверки.

Активисты и правозащитники обратились в суд с требованием признать Постановление Кабмина противоправным и дискриминирующим и на этом основании отменить, сообщает общественная организация «Донбасс-SOS».

Суд длился больше года и постановил удовлетворить требования активистов.

«Требования истца удовлетворить, - говорится в решении суда. - Признать противоправным и отменить Постановление Кабинета Министра Украины №365 от 08.06.2016 года «О некоторых вопросах социальных выплат внутренне перемещенным лицам».

Активисты сообщают, что это еще не окончательная победа, поскольку еще предстоит апелляция. Однако они уверены, что им удастся добиться отмены дискриминационного документа.

«Мы увидели реальную правовую ситуацию в нашей стране — у нас есть шанс, - говорится в сообщении. - Мы выиграли первую инстанцию, это, конечно, еще не окончание процесса (будет апелляция), но мы на правильном пути».

суд, ВПЛ, переселенцы

vchasnoua.com


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.