Пенсия спасателям муниципального учреждения


О льготном пенсионном обеспечении спасателей субъектовых (муниципальных) служб спасения Российской Федерации

Крупномасштабные чрезвычайные ситуации конца XX века (катастрофа на ЧАЭС, землетрясение в Армении) подтвердили назревшую в Российской Федерации необходимость решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС,  защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на государственном уровне. Возникла необходимость создания федерального ведомства, имеющего свои силы, средства, полномочия, которое бы объединило профессионалов этой области. 27 декабря 1990 года в РСФСР был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета, который впоследствии был преобразован в МЧС России.

Министерством была проделана огромная работа по созданию нормативно-правовой базы в области предупреждения и ликвидации ЧС, а так же по вопросам терминологии, правовому определению понятия «спасатель» и его статуса.

Так, в 1995 году был разработан и введен в действие Федеральный закон №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В соответствии с п.7 ст. 25 данного закона «спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1]. Закон не делал различий между спасателями, так как кроме мобильного отряда ГКЧС и территориальных подразделений больше никого и не было. Финансирование территориальных аварийно-спасательных подразделений в это время шло через МЧС России. В этот период в Российской Федерации действовал Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. «л» ст. 12. ч.1 которого предусматривал спасателям досрочную пенсию по достижению 40 лет в связи с особыми условиями труда, если они постоянно трудились в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях  не менее 15 лет [2]. Как мы видим, никакого разделения спасателей по ведомственной принадлежности в этом Законе не было.

Но время, как известно, имеет свойство меняться. Непростая экономическая обстановка, реорганизация Министерства -  все это привело к тому, что большая часть территориальных аварийно-спасательных подразделений  МЧС была передана на баланс регионов. Соответственно, с 1999 года краевые (областные) службы спасения стали финансироваться из средств регионального бюджета, а муниципальные службы спасения  – непосредственно из средств бюджета органа местного самоуправления.

Изменилось и законодательство в области пенсионного обеспечения. Краеугольным камнем сложившейся впоследствии непростой и даже обидной ситуации стал  ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. 16 п.1. ст.27 гл. 6 которого установил, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста» [3].

Российское законодательство в одночасье разделило по правам спасателей МЧС России и всех остальных спасателей и решило судьбу льготного пенсионного обеспечения десятков тысяч региональных профессионалов. С чем это было связано и справедливо было ли данное решение спасатели не знают до сих пор.

Что в итоге? Сегодня спасатель субъектовой (муниципальной) службы спасения может получить трудовую пенсию по старости, как и большинство граждан нашей страны – по достижении 60 лет. Как спасатель будет работать на оперативной службе годов так в 50-55, проходить ежегодно медицинскую комиссию – не важно. Да, придется увольняться, если хочешь жить и не покалечить других. Найдет ли специалист такой специфической профессии работу, которая устроит и его и общество? Примут ли его в 40-50 лет на достойную должность?

Спасатели субъектов нашей страны живо отреагировали на подпункт статьи данного закона. Впервые попытку спасти пенсионную льготу для спасателей предприняла Курганская областная Дума в 2005 году. Депутаты вышли в Госдуму с законодательной инициативой внести поправку в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изъяв из него ограничение – принадлежность к МЧС России.

В результате обращения, Курган получил однозначный ответ от заместителя Председателя Правительства РФ А. Д. Жукова (ныне – первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ), формулировка которого и по сей день используется всеми государственными инстанциями. В заключении А. Д. Жукова от 25.10.2005 г. №3415п-П12 содержится вывод, что,  так как спасатели аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России предназначены для выполнения задач по предназначению на всей территории Российской Федерации, а региональные службы спасения выполняют задачи только в пределах субъекта, то формирования МЧС России имеют «более высокую загруженность»[4].

«Регионалы» серьезно задумались над данной формулировкой и попросили дать аргументированный ответ, на основании каких статистических материалов был сделан вывод о большей загруженности подразделений федерального министерства, ведь объективно, межрегиональные и федеральные ЧС в России происходят, слава Богу, не так часто, как ежедневная рутина, которая и ложится на плечи спасателей муниципальных и региональных аварийно-спасательных формирований.

«Спасатели МЧС России имеют более высокую напряженность работы  в экстремальных условиях». Эта фраза кочует из ответа в ответ на все запросы региональных спасателей, которые связывают такое устоявшееся мнение о более напряженной работе подразделений Министерства в связи с тем, что вся статистическая информация о количестве выездов проходит через территориальные органы МЧС России. На уровне субъекта еще есть градация по результатам работы каждого подразделения. Однако на последующих этапах статистика обезличивается и МЧС России отчитывается за работу всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения. Представители же федеральных СМИ в вопросах структуры РСЧС не слишком искушены и во всех сюжетах на федеральном уровне фигурирует формулировка «спасатель МЧС». В свою очередь гражданское население, большая часть которого в принципе не разбирается в составе сил и средств экстренных служб России, эту формулировку принимает и запоминает.

Стоит сказать, что ответ А.Д. Жукова не был последним в данном вопросе. Пензенская поисково-спасательная служба с иском о нарушении конституционных прав дошла до Конституционного суда РФ, который в своем заключении пошел еще дальше и сделал вывод «о существенных отличиях деятельности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации» на основании того, что подразделения МЧС России так же участвуют в ликвидации ЧС и доставке гуманитарной помощи на территорию иностранных государств [5]. Но за рубеж на резонансные ЧС вылетает  довольно небольшая группа спасателей МЧС — ЦАМО «Центроспас». Это профессионалы высокого класса, их работа связана с частыми командировками.  А остальные региональные поисково-спасательные отряды  МЧС России несут дежурство в обычном режиме, так же, как и спасатели регионов, у которых подчас случается до 25 выездов в сутки.

Пенсионный фонд РФ так же дал свой официальный ответ, суть которого снова в «…более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью спасателей МЧС России, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций» [6]. Опять же, возникает вопрос – на основании каких нормативно-правовых документов Пенсионный фонд делает такой вывод? Следуя логике, выходит, что аттестовываясь на право ведения аварийно-спасательных работ по одним правилам, дальнейшая деятельность подразделения МЧС России априори сложнее? Можно сказать, что спасатель МЧС, работающий на ликвидации ЧС бок о бок со спасателем субъекта, находится в более опасных условиях, чем второй? Даже на бумаге эти строки выглядят абсурдно и намекают на неправомерное установление для граждан, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от принадлежности учреждения, в котором осуществлялась профессиональная деятельность к федеральному или региональному уровню.

Все это ни в коем случае не умаляет заслуг спасателей МЧС России, но государство поставило спасателей субъектов в такие условия, что они вынуждены сравнивать свою деятельность с деятельностью коллег из Министерства. Спасатели регионов вынуждены бороться за свои права и смотреть «в кошелек» к коллеге «федералу», искать информацию о его работе, заглядывая через плечо, чтобы в различных инстанциях доказывать, что условия работы, количество работы, цели, задачи и функции и всех спасателей, будь ты из МЧС России или из областной службы спасения — одинаковы. Если же различия и есть, то разве могут они приводить к такому существенному дисбалансу мер социального обеспечения специалистов, ежедневно рискующих жизнью и часто работающих плечом к плечу?

Впрочем, скорее всего, вопрос реализации данного права на льготное пенсионное обеспечение спасателей субъектов РФ стоит не только в плоскости каких-либо различий в деятельности федеральных и местных спасателей. Мы снова упираемся в одну из самых серьезных проблем государства – нехватку бюджетных средств и большую нагрузку на Пенсионный фонд России. Об этом говорил в 2005 году А.Д. Жуков, об этом даже не стоит лишний раз говорить сегодня в условиях сложной политической обстановки и не менее сложной экономической.

Неужели совсем ничего нельзя сделать? Ведь должен быть какой-то компромисс. И попытки его найти есть. В настоящее время в нескольких субъектах Российской Федерации (Вологодская и Свердловская область) действуют собственные законы о социальной поддержке спасателей, в соответствии с которыми спасателям и пожарным в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата  в размере 200 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного п. 2 ст. 14 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Это чуть более 5 тысяч рублей. Данная выплата осуществляется спасателям до момента наступления пенсионного возраста в 60 лет (при отсутствии других условий, препятствующих назначению выплаты)[7]. Но что значат 2 субъекта в нашей многомиллионной стране?

Многие региональные власти хотят помочь своим спасателям, но кто поможет в этом регионам, кто хотя бы подтолкнет их следовать за вологодскими коллегами? Где-то не хватает средств, где-то решимости. Проблема, которая тянется с 2002 года, требует сегодня серьезного рассмотрения именно на федеральном уровне.

В связи с этим, инициативной группой крупного сообщества «Спасатели» одной из социальной сетей уже сделаны определенные шаги. На сайте change.org идет сбор подписей в поддержку петиции о возвращении спасателям регионов льготного пенсионного обеспечения, права на которое их лишили в 2002 году[8]. Разработана и проходит предварительную экспертизу инициатива федерального уровня для помещения ее на сайт российских общественных инициатив.

Многие скажут – зачем все это? Вопрос уже закрыт, на него Конституционным судом РФ дан окончательный ответ. Но десятки тысяч спасателей вполне обоснованно не могут смириться с тем, что такая проблема социального сегмента была рассмотрена поверхностно. 

Государство должно обратить самое пристальное внимание на эту проблему. В конце концов, наступает время, когда самому сильному в лице спасателя тоже нужна защита и поддержка.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148644 (дата обращения 19.04.2015 г.).

2.                  Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=34222;dst=0;ts=4F7B2AC227439662C0BA002C674C4EE9;rnd=0.9178338611964136 (дата обращения 19.04.2015 г.).

3.                  Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156911;fld=134;dst=100395;rnd=0.7133087199181318 (дата обращения 19.04.2015 г.).

4.                  Спасатели и МЧС. Разница? Разница – есть! [Электронный ресурс] http://territoriaprava.ru/topics/33160 (дата обращения - 18.04.2015 г.).

5.                  Пенсионное обеспечение. Сайт спасателей МЧС России. [Электронный ресурс] http://www.rescuer.ru/forum/topic/2832?page=4 (дата обращения – 18.04.2015 г.).

6.                  Все о пенсиях – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, п. 32. [Электронный ресурс] // http://2014.pfrf.ru/ot_karel/all_pens/ (дата обращения – 19.04. 2015 г.).

7.                  Закон Вологодской области от 04.12.2009 г. №2169-ОЗ «О социальной поддержке работников  противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области» [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/895236651 (дата обращения - 19.04.2015 г.).

8.                  Верните спасателям регионов право на досрочную пенсию! [Электронный ресурс] // https://www.change.org/p/верните-спасателям-регионов-право-на-льготную-пенсию (дата обращения - 19.04.2015 г.).

lawinrussia.ru

О льготном пенсионном обеспечении спасателей, не относящихся к МЧС России

После ликвидации последствий землетрясения в Армении всем, кто там работал, стало ясно, что необходима спасательная структура, которая бы объединила всех профессионалов в этой области. Необходимо было, во что бы то ни стало не растерять опыт и знания, которые были приобретены, чтобы, случись чего, быть готовыми.

Уже в 1990-м году состоялся первый съезд Российского корпуса спасателей (где собрались, в том числе, и те, кто работал в Армении), на котором были представители из разных регионов и самых разных направлений. Уже к 1991 году в стране оформилось два направления спасательного движения: российский корпус спасателей — организация, родившаяся на волне энтузиазма, костяком которой стали прошедшие через ликвидацию последствий землетрясения в Армении, и относительно небольшая группа людей, имевших отношение к государственной системе, которые, впрочем, хорошо понимали, что в ней есть проблемы и эти проблемы надо решать.

27 декабря 1991 года был создан Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). С тех пор именно этот день отмечается как день спасателя. Несколько лет спустя вступил в силу Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», где были регламентированы, помимо всего прочего, обязанности спасателей, а также право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижению стажа работы спасателем 15 лет. Тем самым профессия спасателя была приравнена к профессиям с особыми условиями труда.

Срок, равный 15 годам, казался оптимальным сроком выхода спасателя на пенсию. Для пожарных аналогичный срок составлял 20 лет, т.е. изначально закладывался лёгкий диссонанс (профессию спасателя посчитали более сложной и опасной, чем профессия пожарного), но ведь, если посмотреть на ситуацию объективно, в 90-х годах и чрезвычайных ситуаций (не пожаров, а, так сказать, общего профиля) было множество: каждую неделю что-нибудь, да происходило.

Первое время спасатели из ГКЧС летали по всей стране и фактически затыкали собой все дыры. Потом стали создаваться другие федеральные и местные службы, и острая потребность в одном едином высокопрофессиональном отряде постепенно сошла на нет, появились подзаконные акты, которые регламентировали, что местные власти должны создавать свои собственные спасательные отряды. ГКЧС был преобразован в министерство (МЧС), время шло, проблемы в экономике множились, с целью сокращения государственных расходов заработала программа реорганизации ведомств, и, помимо всего прочего, произошла передача отрядов, состоявших на балансе министерства, на баланс регионов.

В первый момент казалось, что для всех это благо: готовый боеспособный отряд федерального подчинения, работает уже много лет, люди есть, оборудование, обмундирование, наконец, опыт. Сотрудники остаются в тех же зданиях, на тех же машинах, в той же форме, даже документы, подзаконные акты, правила аттестации и работы — всё остается тоже самое. Зарплата чуть поменялась, но и тут были плюсы: в какой-то момент она стала даже чуть выше, чем в министерстве…

Всё было хорошо до тех пор, пока не вышел Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, ставший спустя почти десятилетие после образования ГКЧС, точкой отсчёта для судеб тысяч спасателей.

Согласно закону трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: «…лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста».

Таким образом, для спасателей других аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации (это спасатели областных службы спасения. служб спасения городов, муниципальных районов, которые находятся на бюджете местного органа власти) право на досрочное назначение трудовой пенсии оказалось не предусмотрено, а выход на заслуженный отдых и право на получение пенсии должен происходить на общих основаниям, т.е. по достижении 65 лет, как, скажем, для дворника или представителя любой другой «мирной» профессии. И это при том, что согласно № 151-ФЗ от 22.08.1995 спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных как в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации имеют одинаковый статус, выполняют одни и те же аварийно-спасательные работы, наделены одинаковыми правами и обязанностями.

Игнатий Орловский, спасатель 1 класса, старший смены ОР №10 ПСО № 204 ГКУ ПСЦ, экс-сотрудник МЧС России:

В Москве расположены несколько подразделений „Центроспаса“ (экипажи по 5 человек), плюс  военный Центр специального назначения „Лидер“: это ещё один экипаж из 5 человек. Все они относятся к МЧС, т.е. имеют федеральное подчинение. Получается, что на 17 млн. населения Москвы по неофициальной статистике или на 11 млн. по официальной статистике приходится всего несколько федеральных спасательных подразделений. Если считать ещё и пожарных Федеральной противопожарной службы, которые тоже относятся к  МЧС России, будет несколько больше.Если же считать только спасателей, то получается до смешного мало. Однако на эти несколько спасательных подразделений МЧС России приходится 50 муниципальных спасательных подразделений. Работа у всех абсолютно одинаковая. Есть, правда, кое-какие отличия, регламентированные действующим законодательством. В поисках утонувшего трупа экипаж подразделения МЧС, стоящий на Золоторожке, может поехать в Московскую область, а мы, подчиняющиеся Московскому правительству, но базирующиеся в Зеленограде, не можем поехать искать труп в область, потому что не имеем права. Мы отвечаем только за город, т.е. зона нашей работы — это сам город Зеленоград и две большие трассы.

В целом же на территории России согласно реестру аварийно-спасательных формирований, имеют право на аварийно-спасательную деятельность более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»). И из этих служб только чуть более 30 входит непосредственно в МЧС.

Геннадий Васильевич Кабанов, заместитель начальника ГБУ «Пензенский пожарно-спасательный центр», заслуженный спасатель, спасатель международного класса, вице-президент Российского корпуса спасателей:

У меня сохранилась давняя переписка, из которой следует, что первый ответ на обращение в Правительство готовил Александр Жуков. Именно он впервые употребил ту самую злосчастную формулировку «спасатели ПАСФ МЧС России». И вот с тех самых пор она повсеместно и кочует, хотя любому спасателю (в том числе и сотруднику МЧС) понятно, что объективно нагрузка лежит больше на муниципалах, чем на федералах.Но пенсионный фонд, Конституционный суд и прочие упорно используют именно эту формулировку. Мы пробовали выяснить, на какой пункт какого закона они ссылаются, говоря, что нагрузка у сотрудников МЧС больше. Ответа так и не последовало. Мы задаём вопрос, а в ответ получаем: „она больше и всё“.Налицо откровенное нежелание вникнуть в законы и проблему, за которыми последует необходимость останавливать огромный неповоротливый бюрократический механизм, заставив его потом крутиться по-другому. Я лично Жукову писал: „Не дай Бог что-то случится с Вами или с Вашей семьей, к Вам приедет команда престарелых спасателей 60-ти лет. Что Вы будете делать? Ответа, разумеется, не последовало…Согласно одному закону спасателя могут уволить после 15 лет стажа, например, за профнепригодность (фактически за то, что 15 лет, вкалывал, спасал людей), а согласно другому — лишь с 65 лет он начнёт получать общегражданскую пенсию по старости. Т.е. и работать по специальности ему уже нельзя, но и выйти на заслуженный отдых тоже. А чем кормить семью? Ответ напрашивается сам собой: искать другую работу. Но будет ли спасатель вообще способен работать по завершении службы? Проблема совсем не в том, чтобы во что бы то ни стало получать льготную пенсию, ведь по размерам она такая, что прожить на нее все равно невозможно. Дело в другом: ни один человек не доработает в должности спасателя до 60 лет, а если и дотянет, то толку от него, как от спасателя, уже не будет.

Андрей Владимирович Гаркави, доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии, ортопедии и хирургии катастроф Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, спасатель международного класса:

15-летний стаж у спасателей, как правило, достигается к 35 годам. А это тот пороговый возраст, после которого происходит замедление восстановительных реакций организма после интенсивных, а иногда и запредельных нагрузок. Конечно, у разных людей все происходит по-разному, но общая тенденция такова. Поэтому использование таких, преодолевших этот возрастной порог, спасателей на конкретной полевой работе на местности, когда нагрузки могут длиться зачастую несколько дней подряд, практически невозможно.Даже если человек сохранил хорошую физическую форму и ещё может эффективно работать и сутки, и двое, по всем законам физиологии после наступления истощения организм очень долгое время не восстанавливается в полном объёме. И нагружать такого человека снова и снова может быть просто опасно как для него самого, так и для спасаемых им людей. Рвётся там, где тонко». С физической точки зрения с годами мы теряем ловкость, скорость реакции, координацию, выносливость. Мне сорок и я уже не могу дать фору двадцатипятилетнему парню, пришедшему из армии. И дело не столько в физической нагрузке. Основная проблема — это сильнейший стресс.Пожарный и спасатель испытывает больший стресс, чем боец спецподразделения.Дело в том, что когда происходит захват объекта террористами, сотрудники спецслужб долго готовятся к его штурму. Изучают планы, разрабатывают тактику и продумывают различные варианты действий и работы команды. И только, когда все подготовят, идут в наступление. Мы же лишены этой возможности. Спасатель и пожарный сталкиваются с ЧС в условиях неопределенности. Мы стоим перед дверью и не знаем, что нас там ждет: агрессивная собака, психически неуравновешенный человек с ружьем, баллон с газом… всё, что угодно. И так каждый раз!К шестидесяти годам такой работы происходит профессиональное выгорание. 45-50 лет — порог, когда мы должны идти либо в инструкторы, передавать опыт, либо в руководители. Это при условии, что система реабилитации спасателей работает как часы, и мы можем нормально доработать до этого возраста.

Так как же быть людям, которые, отдав здоровье и лучшие годы жизни делу спасения других людей, вдруг остаются ни с чем? Не все из них способны и готовы идти работать дворниками или перепрофилироваться. Да, и правильно ли с точки зрения расходования государственных средств отказываться от применения способностей и знаний таких людей на руководящих или инструкторских должностях?

В Европе и США этот вопрос давно и успешно решен. Пенсионное законодательство США и европейских стран в целом похоже на наше, но везде делаются исключения для представителей опасных профессий, представители которых выходят на пенсию значительно раньше остальных. Выходя на пенсию, спасатели получают достойное финансовое обеспечение, которое позволяет им безбедно существовать. Более того, их опыт и знания пользуются спросом у государства, которое старается по максимуму использовать специалистов, в обучение которых когда-то вложило деньги.

Одни, имея большой управленческий опыт, уходят в командный состав, занимают более высокие посты и, соответственно, получают в итоге более солидную пенсию. Значительное количество бывших пожарных находят себя в преподавательстве (благо система образования за рубежом намного более гибкая, чем у нас), а также подрабатывают стресс-консультантами и консультантами по пожарной безопасности в частных компаниях. Кто-то уходит в структуры, занимающиеся разработками пожарной и спасательной техники.

Вроде бы, всё логично и понятно, однако, у нас в стране подобное применение интеллектуальных кадров вышедших на пенсию специалистов пожарной охраны и спасательной службы, к сожалению, практически отсутствует, а исключения только подтверждают правило: в России нет стройной и понятной системы ротации кадров, нет системы аккумулирования и использования наработанного профессионального опыта. Объясняется это довольно просто.

Во-первых, работодатели крайне неохотно берут к себе в штат пенсионеров. Во-вторых, сама система МЧС России, видимо заботясь о качественном уровне подготовки, предполагает успешное функционирование только развитых и узкоспециализированных структур — как образовательных, так и производственных. Подобный подход не очень стимулирует массовое появление и производителей пожарно-спасательной техники, и негосударственных учебных центров по подготовке пожарных и спасателей. Таким образом, не стимулируется сама возможность потенциального трудоустройства бывших работников пожарных и спасательных служб, имеющих навыки, знания, вынесенные с самых низов службы.

С формальной точки зрения отставные спасатели (а это, как правило, мужчины 35-40 лет или немного старше) могут быть просто выкинуты на улицу, ведь когда они по каким-то причинам не участвуют в оперативных выездах, они становятся сплошной головной болью, ведь их надо содержать, а «изнашиваются» они быстро. Как представитель любой опасной профессии спасатель — продукт скоропортящийся. Получается, что такая ситуация провоцирует спасателей на скрывание проблем со здоровьем, что зачастую порождает коррупцию при прохождении медкомиссий, а это, в свою очередь, приводит к тому, что спасатели работают даже тогда, когда физически уже не способны это делать, работают на износ, работают из последних сил, поскольку государство, опираясь на действующее законодательство, просто не оставляет им другого выхода, лишая честно заработанного ценой собственного здоровья гарантированного пенсионного обеспечения.

Игорь Поливаный, начальник ГБУ Архангельской области «Служба спасения»:

Нам льготная пенсия не положена, так как мы не относимся к МЧС. Наша единственная льгота — это, как и полагается по закону № 173-ФЗ, более ранний выход на пенсию (на 5 лет по сравнению с обычным пенсионным возрастом, так как мы работаем на севере), что, однако, сути вопроса не меняет. Я не думаю, что что-то изменится в лучшую сторону. Скорее, наоборот, списки льготников будут нещадно сокращать, уж слишком большой дефицит пенсионного фонда, а при нынешней экономической ситуации этот дефицит будет только расти. Хотя, ситуация более чем парадоксальная — идёт не реформирование пенсионной системы с целью сделать её более гибкой и логичной, а наоборот, недопущение количественного роста пенсионного контингента с целью сохранения самого Пенсионного Фонда.

Геннадий Васильевич Кабанов:

Пензенская спасательная служба была создана одной из первых в России в 1992 году, поэтому и пенсионный возраст у нас наступил раньше, чем в других регионах. В результате мы и «бодаться» начали первыми. Всё началось с обращения в Пенсионный фонд, который нас благополучно отфутболил, сказав, что в законе № 173-ФЗ чёрным по белому написано, что вы не являетесь спасателями МЧС, а значит пенсия вам не положена. Потом были поданы иски в суды общей юрисдикции по месту жительства каждого из сотрудников. Кто-то попал к нормальному судье, а кто-то к человеку, который не совсем правильно трактует букву закона. В итоге из общего числа подавших иски выиграло 3 человека, а остальные проиграли.Почему? Как так может быть? Неужели закон можно трактовать двояко? Затем было обращение в вышестоящий суд — областной. Там ответили, что, дескать, да, вы правы, и мы на вашей стороне, но, увы, ничего сделать не можем. Мы обращались и в Конституционный суд РФ, где нам сказали, что «разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счёт включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, который заявители фактически ставят перед Конституционным Судом Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации».Простыми словами это означает, что, дескать, данный вопрос не в нашей юрисдикции, этими вопросами занимается Госдума».Однако, несколько лет назад так называемая «чужая юрисдикция» не помешала Конституционному суду вынести постановление по результатам проверки законности некоторых пунктов в № 173-ФЗ, проведенной по фактам обращений граждан и субъектов РФ. Мне 49 лет, совсем скоро мой стаж достигнет 20 лет, и я имею право выйти на пенсию, только в реальности на пенсию я не уйду, как, впрочем, и никто, будучи в моём положении, не уходит. Люди судятся за получение пенсии, но пока не было ни одного прецедента удовлетворения иска, а уходить на пенсию, а на деле ее не получать — безумие.Минздравсоцразвития против, Пенсионный фонд тоже, а МЧС через них не прыгнет. Но мы же не по своей вине поменяли подчинение и из федеральных спасателей стали региональными? Нас перевели на баланс республики и убрали приставку „спасформирования в структуре МЧС“. Всего-то убрали волшебные три буквы МЧС, и мы теперь никто. Получается, что с одной стороны мы есть, а с другой — нас как бы и нет. Обращение непосредственно к тогда еще главе МЧС Шойгу тоже ни к чему не привело. Он ответил примерно следующее: «Согласен, есть проблема, дано соответствующее поручение бывшим сотрудникам МЧС, нынешним депутатам Госдумы, те работают, но дело двигается очень медленно».Последовало обращение к Владимиру Путину как к лидеру партии «Единая Россия» и премьер-министру с просьбой привести два закона в соответствие друг другу. Но Правительство либо на эти письма не отвечало, либо штамповало отписки: «Отсылаем Ваше письмо в Пенсионный фонд» или «с целью устранения противоречия двух ФЗ обращайтесь в Государственную думу РФ». Впрочем, из Госдумы в результате обращения пришёл ответ не лучше: «В Государственной думе РФ не заложен бюджет на рассмотрение Вашего вопроса». И везде красной нитью проходила мысль «ввиду существующих объективных различий и разной суточной загруженности спасателей МЧС и спасателей муниципального подчинения…».

Однако, имея положительный опыт судебных решений, пензенские спасатели решили биться дальше. По их запросу было проведено внесудебное лингвистическое исследование (экспертиза) спорных формулировок, которое установило, что языковые конструкции «в профессиональных аварийно-спасательных службах» и «профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России» являются не чем иным как однородными обстоятельствами, разделенными запятой, т.е. в предложении речь идет о двух категориях граждан.

Лингвистическая экспертиза сделала однозначный вывод, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, двум группам лиц:

— лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста»;

— «лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.

Некоторые судьи закон именно так и прочли и утвердили иски трех Пензенских ребят. Эти судьи правильно оценили, что аварийно-спасательные службы любого подчинения (как федерального, так и муниципального) входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а значит и разделение их прав в части получения пенсии не имеет под собой никаких оснований. Тем более, если посмотреть первоисточник — №151-ФЗ, то там МЧС вообще ни разу не упоминается. Закон написан не для МЧС, а для спасателей и аварийно-спасательных служб и формирований.

Конституционный суд заявил, что «субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счёт средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона „Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“, согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации».

Иначе говоря, ничто не мешает законодательным органам на местах устанавливать собственные нормы, уточняющие федеральное законодательство, что кое-где и было сделано: например, в Казани, а пару месяцев назад — в Курске. Там приняли решение ежемесячно выплачивать спасателям местного (т.е. регионального) подчинения денежные средства в объёме пенсии до тех пор, пока людям не исполнится 65 лет, когда они начнут получать пенсию по старости на общих основаниях.

Но следует обратить внимание на то, что выплачиваются деньги, но не выравнивается статус, т.е. люди получают некую доплату, которая равняется сумме той самой пенсии, однако при этом ещё не становятся пенсионерами, но уже не являются спасателями. Говорят, вероятность появления подобной региональной нормы существует и в Москве, и что Мосгордума имеет право установить спасателям добавку к пенсии, но не определены ни механизмы, ни фонды, откуда эти деньги возьмутся, ни кому это положено. Поэтому такая вероятность, увы, из разряда гипотетических возможностей.

Поскольку государство отказывается решать проблему, а чиновники на местах всячески от неё открещиваются, спасатели, к сожалению, вынуждены сами отстаивать свои права. И идти на крайние меры. В настоящий момент готовится коллективный иск в Страсбургский суд: спасатели против Российской Федерации, хотя звучит это очень неправильно! Безусловно, если дело дойдет до суда, информация об отношении к определенной группе спасателей нашей стране будет, мягко говоря, некстати.

Страсбургский суд — перспектива, возможно, очень отдалённая. Уже сейчас очевидно, что самим спасателям себя не спасти. На настоящий момент в пенсионном обеспечении нуждаются около пятисот спасателей-ветеранов, стоявших у истоков создания спасательной службы в России. Однако с каждым годом и даже месяцем это число будет множиться, проблема будет накапливаться как снежный ком, пока ситуация не выйдет из-под контроля.

Именно сейчас необходима всесторонняя поддержка общественности. категорически необходима помощь профильных общественных организаций и публичных деятелей, медийных персон и простых людей, способных организовать обсуждение проблемы на просторах рунета, с которым, как показывает практика, в последнее время власть всё больше считается.

Ведь по большому счету эта проблема имеет отношение ко всему обществу, а не только к спасателям. Ведь, если им не помочь , то очень скоро некому будет спасать вас.

[моё] Спасатели Пенсия Проблема МЧС Льготы Длиннопост Власть

pikabu.ru

Досрочное пенсионное обеспечение спасателям — Официальный сайт органов власти МО "Селенгинский район"

В соответствии с подпунктом 16, пунктом 1, статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г № 173, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено лицам, проработавшим не менее 15 лет в должности «спасатель» в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (по желанию обратившегося за пенсией). При наличии указанных условий трудовая пенсия по старости работникам, занятым в должности «спасатель», назначается досрочно по достижении 40 лет либо независимо от возраста (по желанию обратившегося за пенсией).

Согласно Федеральному закону от 21 декабря1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Документом, подтверждающим участие в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета его участия в этих работах.

Для досрочного пенсионного обеспечения лицо должно работать спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России. К ним относятся: Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы; поисково-спасательные службы в областях; государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения».

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 28 не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

Все вопросы, связанные с установлением должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России, устанавливаются этими службами и формированиями в соответствии Постановлением Минтруда России от 20 апреля1993 г. N 84. Статус спасателя граждане приобретают на основании решения аттестационных органов по результатам аттестации.

Круг лиц, пользующихся правом на указанную пенсию, содержится в Перечнях должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября2001 г. N 702.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» профессиональная аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и непосредственно выполняющие работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России необходимо учитывать следующее.

Включенная в указанные перечни должность «спасатель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) относится к категории специалистов. Должностные обязанности для спасателя утверждены Постановлением Минтруда России от 20 апреля1993 г. N 84, в соответствии с которым функции спасателя предусмотрены в Единой тарифной сетке и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных МЧС России. В обязанности спасателя входят работы по выполнению поисково-спасательных и первоочередных спасательных работ и другие обязанности, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера на всей территории Российской Федерации, в том числе в экстремальных условиях природной среды (в горах, тайге, на Крайнем Севере и т.д.). Специалист, которому установлена должность «спасатель», должен иметь профессиональное образование, специальную подготовку, владеть двумя — тремя специальностями, а спасатель международного класса должен владеть иностранным языком.

Должностные обязанности спасателя существенно отличаются от тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих горноспасательных частей (наборщиков проб, респираторщиков), газоспасательных подразделений (бойцов, газоспасателей) и других спасательных служб предприятий и организаций, которые в основном занимаются предупреждением аварий, несчастных случаев на предприятиях (организациях), контролем состояния безопасности на производстве и т.д.

Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной им в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Например, по Списку N 1 (подразд. 5 разд. I) трудовая пенсия по старости назначается досрочно респираторщикам, наборщикам проб, командирам взводов горноспасательных частей (станций), по Списку N 2 (подразд. 3 разд. XII) — инструкторам, бойцам 1 и 2 классов газоспасательной службы в нефтегазоперерабатывающей промышленности и т.д.

Работники аварийно-спасательных формирований могут приобретать статус спасателя, но это не является основанием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с указанными перечнями, так как статус спасателя присваивается более широкому кругу лиц, чем право на досрочную трудовую пенсию по старости, установленную подп. 7 п. 1 ст. 28.

тр_���� ? � �нсиях в Российской Федерации» ———— Недействующая редакция {КонсультантПлюс}»>подп. 1 — 10 и 16 — 18 п. 1 ст. 27 комментируемого Закона в порядке, определяемом Правительством РФ (см. комментарий к ст. 28.1). При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности (см. п. 19Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

Более подробно остановимся на исчислении стажа при работе вахтовым методом.

Трудовой кодекс РФ характеризует вахтовый метод работы следующим образом.

Вахтовый метод — особая форма трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями и др.

Исчисление стажа при работе вахтовым методом производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля2002 г. N 516.

Согласно п. 8 этих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 мая2006 г. N 266) периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

Подсчет продолжительности стажа при вахтовом методе организации работ за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица производится на основании справок организаций, в трудовых отношениях с которыми состоял работник. В этих справках указывается продолжительность работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в годах, месяцах, днях, при подсчете которых учитывается средневзвешенная продолжительность месяца — 30 дней.

В стаж на соответствующих видах работ засчитываются и периоды плавания на различных судах. Территориальная принадлежность судна определяется по порту его приписки, и по этому же факту оценивается территориальность трудовой деятельности члена экипажа судна.

Таким образом, если порт приписки судов находился в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам, то работа членов экипажа подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ. При этом не имеет значения, в каких водах суда плавали.

admselenga.ru

О льготном пенсионном обеспечении спасателей служб спасения Российской Федерации

     Крупномасштабные чрезвычайные ситуации конца XX века (катастрофа на ЧАЭС, землетрясение в Армении) подтвердили назревшую в Российской Федерации необходимость решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на государственном уровне. Возникла необходимость создания федерального ведомства, имеющего свои силы, средства, полномочия, которое бы объединило профессионалов этой области. 27 декабря 1990 года в РСФСР был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета, который впоследствии был преобразован в МЧС России.      Министерством была проделана огромная работа по созданию нормативно-правовой базы в области предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам терминологии, правовому определению понятия «спасатель» и его статуса.

     Так, в 1995 году был разработан и введен в действие Федеральный закон №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В соответствии с п.7 ст. 25 данного закона «спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1]. Закон не делал различий между спасателями, так как кроме мобильного отряда ГКЧС и территориальных подразделений больше никого и не было. Финансирование территориальных аварийно-спасательных подразделений в это время шло через МЧС России. В этот период в Российской Федерации действовал Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. «л» ст. 12. ч.1 которого предусматривал спасателям досрочную пенсию по достижению 40 лет в связи с особыми условиями труда, если они постоянно трудились в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях не менее 15 лет [2]. Как мы видим, никакого разделения спасателей по ведомственной принадлежности в этом Законе не было.

     Но время, как известно, имеет свойство меняться. Непростая экономическая обстановка, реорганизация Министерства - все это привело к тому, что большая часть территориальных аварийно-спасательных подразделений МЧС была передана на баланс регионов. Соответственно, с 1999 года краевые (областные) службы спасения стали финансироваться из средств регионального бюджета, а муниципальные службы спасения – непосредственно из средств бюджета органа местного самоуправления.

     Изменилось и законодательство в области пенсионного обеспечения. Краеугольным камнем сложившейся впоследствии непростой и даже обидной ситуации стал ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. 16 п.1. ст.27 гл. 6 которого установил, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста» [3].

     Российское законодательство в одночасье разделило по правам спасателей МЧС России и всех остальных спасателей и решило судьбу льготного пенсионного обеспечения десятков тысяч региональных профессионалов. С чем это было связано и справедливо было ли данное решение спасатели не знают до сих пор.      Что в итоге? Сегодня спасатель субъектовой (муниципальной) службы спасения может получить трудовую пенсию по старости, как и большинство граждан нашей страны – по достижении 60 лет. Как спасатель будет работать на оперативной службе годов так в 50-55, проходить ежегодно медицинскую комиссию – не важно. Да, придется увольняться, если хочешь жить и не покалечить других. Найдет ли специалист такой специфической профессии работу, которая устроит и его и общество? Примут ли его в 40-50 лет на достойную должность?      Спасатели субъектов нашей страны живо отреагировали на подпункт статьи данного закона. Впервые попытку спасти пенсионную льготу для спасателей предприняла Курганская областная Дума в 2005 году. Депутаты вышли в Госдуму с законодательной инициативой внести поправку в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изъяв из него ограничение – принадлежность к МЧС России.

     В результате обращения, Курган получил однозначный ответ от заместителя Председателя Правительства РФ А. Д. Жукова (ныне – первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ), формулировка которого и по сей день используется всеми государственными инстанциями. В заключении А. Д. Жукова от 25.10.2005 г. №3415п-П12 содержится вывод, что, так как спасатели аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России предназначены для выполнения задач по предназначению на всей территории Российской Федерации, а региональные службы спасения выполняют задачи только в пределах субъекта, то формирования МЧС России имеют «более высокую загруженность»[4].

     «Регионалы» серьезно задумались над данной формулировкой и попросили дать аргументированный ответ, на основании каких статистических материалов был сделан вывод о большей загруженности подразделений федерального министерства, ведь объективно, межрегиональные и федеральные ЧС в России происходят, слава Богу, не так часто, как ежедневная рутина, которая и ложится на плечи спасателей муниципальных и региональных аварийно-спасательных формирований.

     «Спасатели МЧС России имеют более высокую напряженность работы в экстремальных условиях». Эта фраза кочует из ответа в ответ на все запросы региональных спасателей, которые связывают такое устоявшееся мнение о более напряженной работе подразделений Министерства в связи с тем, что вся статистическая информация о количестве выездов проходит через территориальные органы МЧС России. На уровне субъекта еще есть градация по результатам работы каждого подразделения. Однако на последующих этапах статистика обезличивается и МЧС России отчитывается за работу всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения. Представители же федеральных СМИ в вопросах структуры РСЧС не слишком искушены и во всех сюжетах на федеральном уровне фигурирует формулировка «спасатель МЧС». В свою очередь гражданское население, большая часть которого в принципе не разбирается в составе сил и средств экстренных служб России, эту формулировку принимает и запоминает.

     Стоит сказать, что ответ А.Д. Жукова не был последним в данном вопросе. Пензенская поисково-спасательная служба с иском о нарушении конституционных прав дошла до Конституционного суда РФ, который в своем заключении пошел еще дальше и сделал вывод «о существенных отличиях деятельности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации» на основании того, что подразделения МЧС России так же участвуют в ликвидации ЧС и доставке гуманитарной помощи на территорию иностранных государств [5]. Но за рубеж на резонансные ЧС вылетает довольно небольшая группа спасателей МЧС — ЦАМО «Центроспас». Это профессионалы высокого класса, их работа связана с частыми командировками. А остальные региональные поисково-спасательные отряды МЧС России несут дежурство в обычном режиме, так же, как и спасатели регионов, у которых подчас случается до 25 выездов в сутки.      Пенсионный фонд РФ так же дал свой официальный ответ, суть которого снова в «…более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью спасателей МЧС России, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций» [6]. Опять же, возникает вопрос – на основании каких нормативно-правовых документов Пенсионный фонд делает такой вывод? Следуя логике, выходит, что аттестовываясь на право ведения аварийно-спасательных работ по одним правилам, дальнейшая деятельность подразделения МЧС России априори сложнее? Можно сказать, что спасатель МЧС, работающий на ликвидации ЧС бок о бок со спасателем субъекта, находится в более опасных условиях, чем второй? Даже на бумаге эти строки выглядят абсурдно и намекают на неправомерное установление для граждан, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от принадлежности учреждения, в котором осуществлялась профессиональная деятельность к федеральному или региональному уровню.      Все это ни в коем случае не умаляет заслуг спасателей МЧС России, но государство поставило спасателей субъектов в такие условия, что они вынуждены сравнивать свою деятельность с деятельностью коллег из Министерства. Спасатели регионов вынуждены бороться за свои права и смотреть «в кошелек» к коллеге «федералу», искать информацию о его работе, заглядывая через плечо, чтобы в различных инстанциях доказывать, что условия работы, количество работы, цели, задачи и функции и всех спасателей, будь ты из МЧС России или из областной службы спасения — одинаковы. Если же различия и есть, то разве могут они приводить к такому существенному дисбалансу мер социального обеспечения специалистов, ежедневно рискующих жизнью и часто работающих плечом к плечу?      Впрочем, скорее всего, вопрос реализации данного права на льготное пенсионное обеспечение спасателей субъектов РФ стоит не только в плоскости каких-либо различий в деятельности федеральных и местных спасателей. Мы снова упираемся в одну из самых серьезных проблем государства – нехватку бюджетных средств и большую нагрузку на Пенсионный фонд России. Об этом говорил в 2005 году А.Д. Жуков, об этом даже не стоит лишний раз говорить сегодня в условиях сложной политической обстановки и не менее сложной экономической.

     Неужели совсем ничего нельзя сделать? Ведь должен быть какой-то компромисс. И попытки его найти есть. В настоящее время в нескольких субъектах Российской Федерации (Вологодская и Свердловская область) действуют собственные законы о социальной поддержке спасателей, в соответствии с которыми спасателям и пожарным в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 200 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного п. 2 ст. 14 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Это чуть более 5 тысяч рублей. Данная выплата осуществляется спасателям до момента наступления пенсионного возраста в 60 лет (при отсутствии других условий, препятствующих назначению выплаты) [7]. Но что значат 2 субъекта в нашей многомиллионной стране?

     Многие региональные власти хотят помочь своим спасателям, но кто поможет в этом регионам, кто хотя бы подтолкнет их следовать за вологодскими коллегами? Где-то не хватает средств, где-то решимости. Проблема, которая тянется с 2002 года, требует сегодня серьезного рассмотрения именно на федеральном уровне.      В связи с этим, инициативной группой крупного сообщества «Спасатели» одной из социальных сетей уже сделаны определенные шаги. На сайте change.org идет сбор подписей в поддержку петиции о возвращении спасателям регионов льготного пенсионного обеспечения, права на которое их лишили в 2002 году[8]. Разработана и проходит предварительную экспертизу инициатива федерального уровня для помещения ее на сайт российских общественных инициатив.

     Многие скажут – зачем все это? Вопрос уже закрыт, на него Конституционным судом РФ дан окончательный ответ. Но десятки тысяч спасателей вполне обоснованно не могут смириться с тем, что такая проблема социального сегмента была рассмотрена поверхностно.

     Государство должно обратить самое пристальное внимание на эту проблему. В конце концов, наступает время, когда самому сильному в лице спасателя тоже нужна защита и поддержка.

     Литература:      1. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148644 (дата обращения 19.04.2015 г.).      2. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=34222;dst=0;ts=4F7B2AC227439662C0BA... (дата обращения 19.04.2015 г.).      3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156911;fld=134;dst=100395;rnd=0.713... (дата обращения 19.04.2015 г.).      4. Спасатели и МЧС. Разница? Разница – есть! [Электронный ресурс] http://territoriaprava.ru/topics/33160 (дата обращения - 18.04.2015 г.).      5. Пенсионное обеспечение. Сайт спасателей МЧС России. [Электронный ресурс] http://www.rescuer.ru/forum/topic/2832?page=4(дата обращения – 18.04.2015 г.).      6. Все о пенсиях – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, п. 32. [Электронный ресурс] //http://2014.pfrf.ru/ot_karel/all_pens/ (дата обращения – 19.04. 2015 г.).      7. Закон Вологодской области от 04.12.2009 г. №2169-ОЗ «О социальной поддержке работников противопожарной службы Вологодской области и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вологодской области» [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/895236651 (дата обращения - 19.04.2015 г.).      8. Верните спасателям регионов право на досрочную пенсию! [Электронный ресурс] // https://www.change.org/p/верните-спасателям-регионов-право-на-льготную-пенсию (дата обращения - 19.04.2015 г.). Михаил Шарафутдинов, зав. учебной частью ФРС АГЗ МЧС России

Источник: http://www.lawinrussia.ru/node/345236

пенсия о профессии

uk-cert.ru

Пенсия для спасателей

Государство всевозможными способами поддерживает граждан, работающих в опасных для здоровья сферах. Для них устанавливаются социальные льготы, доплаты к ежемесячным выплатам, особые условия расчета стажа и т.д. Лицам, рискующим жизнью при выполнении должностных обязательств, из года в год индексируют регулярное пособие. Повышается и пенсия спасателям регионов. Последние новости в этой области говорят о намерении повысить пенсионный возраст сотрудникам МЧС, но окончательное решение пока принято не было.

Пенсионный возраст для сотрудников МЧС

После вступления в силу закона об увеличении пенсионного возраста в РФ особенно остро встал вопрос о том, во сколько лет уходят на пенсию служащие МЧС, МВД и других ведомств. Согласно действующему законодательству минимально необходимый возрастной порог для оформления пенсионных выплат служащим Министерства составляет:

  • 45 лет – для спасателей с установленной категорией;
  • 50 лет – для всех остальных.

При этом важно, в чьем подчинении находится подразделение. Если оно относится к муниципальным или добровольным организациям, а не к федеральным, то его сотрудникам не положены льготы относительно пенсионного возраста, и выход на пенсию таких пожарных работников осуществляется на общих основаниях: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин

Стаж для получения пенсии

Недостаточно просто достичь определенного возраста для назначения пенсии МЧС, нужно еще иметь выслугу лет в этой структуре:

  • 20 лет – при непрерывной службе в подразделении МЧС;
  • 12,5 лет – при общем стаже минимум 25 лет.

В общий стаж входит как работа в должности спасателя, так и:

  • прохождение обучения в вузах на данной специальности (максимальный зачитывающийся срок – 5 лет);
  • служба в армии;
  • дополнительные годы, которые прибавляются при работе в субъектах РФ с высоким региональным коэффициентом (Крайний Север).

Можно ли уйти досрочно

По своему статусу спасатели приравнены к военнослужащим, поэтому им предоставляется возможность досрочного оформления пенсионных выплат при соблюдении следующих условий:

  • гражданин достиг нужного возраста (45 или 50 лет в зависимости от звания, категории, подразделения, в котором служил);
  • у него есть требуемая для выхода на пенсию сотрудников МЧС выслуга лет.

Если служащий МЧС во время выполнения служебных обязанностей получил инвалидность, то ему положено ежемесячное пособие даже без наличия установленной выслуги лет.

Планируется ли повышение пенсионного возраста

Принятая Правительством пенсионная реформа коснулась и МЧС: по причине общероссийского повышения пенсионного возраста минимально необходимый стаж для оформления регулярных выплат для спасателей ведомства будет увеличен на 5 лет. И хотя законопроект еще не был принят, он уже получил одобрение со стороны чиновников и прошел этап подготовительного слушания. Аналогичным изменениям будет подвержена выслуга лет для служащих муниципальных и государственных учреждений.

Поднятие стажа на 5 лет будет происходить постепенно из расчета несколько месяцев в 1 календарный год. Точные цифры пока неизвестны, однако нормативный акт планируется выпустить уже в 2019 году, где пенсия МЧС будет описана со всеми подробностями и нюансами.

Особенности предоставления обеспечения бывшим сотрудникам МЧС

Если у бывшего служащего ведомства нет стажа, установленного на отметке 20 лет, то ежемесячное пособие назначается ему на общероссийских условиях – на основе набранных пенсионных баллов и количества накопленных средств при достижении возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

На будущую пенсию спасателя оказывают влияние такие обстоятельства:

  • наличие звания в момент выхода на заслуженный отдых, занимаемая должность;
  • размер регулярного довольствия;
  • районные коэффициенты;
  • награды;
  • наличие инвалидности и характер ее приобретения (травмы получены на работе или нет);
  • количество отработанных сверх нормы лет.

Формула для расчета

Размер регулярного пенсионного довольствия вычисляется по формуле:

П = ЗП*69,45%*ВЛ*РК+И,

где:

П – пенсия;

ЗП – размер средней заработной платы сотрудника за последний расчетный период;

69,45% – коэффициент, использующийся для определения пенсии;

ВЛ – процент от выслуги лет;

РК – региональный коэффициент;

И – надбавки к пособию за инвалидность.

Размер доплаты

Доплаты служащим Министерства предусмотрены законом и назначаются:

  • по стажу сверх 20 лет;
  • по инвалидности.

За каждый год, проработанный после 20 летней выслуги, гражданин получает 3% от оклада, они прибавляются к положенным 50%. Максимально возможная надбавка по стажу – 85%.

Такая же доплата полагается тем, кто вследствие рабочей травмы нанес серьезный вред своему здоровью и получил инвалидность. Награды, звание, региональные коэффициенты также влияют на итоговую сумму ежемесячных выплат.

Пенсия пожарного

До конца 2001 года пожарная служба МЧС именовалась Государственной противопожарной службой МВД РФ и имела отличный от современного порядок назначения материальных выплат. Все отработанные до смены названия годы также будут относиться к специальному стажу пожарных, минимальное значение которого для получения пенсионного пособия составляет 25 лет. Данное правило распространяется только на федеральных служащих, к муниципальным и добровольным оно отношения не имеет.

Досрочный выход на заслуженный отдых положен:

  • пожарным;
  • водителям пожарных машин;
  • диспетчерам;
  • начальникам насосных станций;
  • всем лицам, занимающим должности на пожарных кораблях и поездах.

Во сколько лет пожарные уходят на пенсию, зависит от выслуги лет и наличия категории. Но сделать это можно только при достижении 50 лет.

Документы для оформления

Органом, занимающимся пенсионным обеспечением сотрудников МЧС, является УМВД, чьи обязанности прописаны в государственном Постановлении N 941. В это ведомство необходимо принести основные документы, к которым относятся:

  • заявление по образцу;
  • гражданский паспорт;
  • трудовая книжка или справка с места работы о стаже;
  • заключение медицинской комиссии (при наличии увечий, ставших причиной увольнения и присвоения инвалидности);
  • бумаги, подтверждающие наличие специальных наград, знаков отличия.

Перечень служащих, которые могут досрочно выйти на пенсию при достижении 50 лет, определен Постановлением N 437, где также регламентируются необходимый трудовой стаж для каждого подразделения и отдельно взятой категории спасателей.

В Указе Президента РФ N 604, вышедшем в 2012 году, описываются причины и размеры ежегодного повышения выплат лицам, чья работа связана с высокой ответственностью и риском для жизни и здоровья:

  • фиксированное увеличение пенсии на 2% каждый год;
  • индексация в соответствии с прошлогодним уровнем инфляции.

Таким образом, сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям обладают правом на досрочный уход на пенсию при достижении возраста 45 или 50 лет и установленной выслуги. В связи с пенсионной реформой государство планирует повысить минимально необходимый стаж, однако законопроект пока не принят.

zavtrapensiya.ru

Вопросы досрочного пенсионного обеспечения спасателей, приуроченные ко Дню спасателя – 27 декабря 2016 года

Вопрос задаёт гражданин, возраст которого 37 лет. В течение 17-ти лет работал в должностях «Спасатель» и «Начальник поисково-спасательной группы» областной поисково-спасательной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), однако собирается перейти на другую работу. При каких условиях он сохранит право на пенсионные льготы по достижении 40-летнего возраста?

Ответ. Сообщаем, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» право на пенсионные льготы установлено “лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 применяются перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702.

Таким образом, при наличии 17-ти лет работы в должностях спасателя и начальника поисково-спасательной группы в соответствующем подразделении МЧС и при документальном подтверждении участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций гражданин приобретёт права на пенсионные льготы по достижении 40-летнего возраста независимо от того, продолжает ли работать заявитель в структурах МЧС (такое требование законодательство не содержит). Сведения об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций содержатся, как правило, в «Книжке спасателя».

Вопрос. При каких условиях может быть предоставлено право на пенсионные льготы работнику профессионального аварийно-спасательного формирования независимо от возраста?

Ответ. Назначение досрочной пенсии по старости независимо от возраста установлено только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям между-народного класса, для которых основными условиями являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях по Перечню должностей и специальностей работников, дающему право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702.

www.pfrf.ru


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.