iyurkova.ucoz.ru

Социальные группы, их роль в жизни общества

Понятие «социальная группа» — одно из наиболее важных для социологии, и, с этой точки зрения, его можно сопоставить с такими социологическим понятиями, как социальная структура и социальный институт. В то же время широкое распространение, которое получило это понятие, делает его весьма размытым. Оно используется в различных смыслах, которые далеко не всегда могут быть сведены к общему знаменателю. Тем не менее, можно попытаться дать следующее определение: социальная группа — объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку.

Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

· в социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;

· социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;

· социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции:

1) они участвуют в социализации, т. е. способствуют тому, что человек усваивает навыки, необходимые для социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;

2) они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;

3) они также могут выполнять поддерживающую функцию в случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для решения проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;

4) группы выполняют эмоциональную функцию, дают своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности (потребности в тепле, уважении, понимании, доверии, общении и т. д.).

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и др. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, общность групповых ценностей норм и образцов поведения, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т. д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т. д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы являются футболисты, деятельность которых и все то, что с ней связано (ценности, нормы и т. д.) ориентирована на получение высокого спортивного результата.

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Максимальная численность малой группы может доходить до 2–4 десятков человек.

Малые группы, чаще всего, — это те же первичные группы: семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т. д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов.

Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между всеми ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьшается возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляется групповая самоидентификация. Люди перестают осознавать свою принадлежность к единой общности. Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие большой социальной группы. Большие социальные группы или общности — это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно, солидарно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т. д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности социально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социальная группа может быть как первичной, так и вторичной, большая социальная группа может быть только вторичной.

В зависимости от наличия или отсутствия официально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. В формальной группе положение и поведение отдельных членов регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т. д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так, школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т. д. Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников.

Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп, они возникают чаще всего стихийно. Для них характерны дружеские доверительные отношения между их членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиций, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Иначе эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителей. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для групп признаки и способы действия еще до того, как он вступил во взаимодействие с ее членами.

Объективные и субъективные социальные группывыделяются по заданности положения: объективные группы — это группы, объединяющие людей независимо от их желания и воли, например, социально-демографическое общности: дети, женщины и т. д. Субъективные группы — это группы людей, которые возникают на основе их сознательного выбора. Если человек решает пойти учится в институт, то естественно он добровольно и сознательно вступает в студенческую группу.

Долговечныеискоротечные социальные группы. По времени существования социальные группы делятся на долговечные группы — группы, существующие долгое время, и скоротечные — группы, которые существуют короткий срок времени.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать на следующие типы:

· по типу основной деятельности и основной функции— производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые;

· по социальной направленности — социально-полезные, социально-небезопасные;

· по мере организации — неорганизованные, случайные группы, целевые, внешне организованные, внутренне организованные;

· по типу степени упорядоченности и нормирования отношений — формальные, неформальные;

· по уровню непосредственного воздействия на личность — первичные–вторичные, основные–неосновные, референтные;

· по мере открытости, связи с другими группами — открытые, закрытые;

· по уровню силы и стойкости внутренних связей — объединенные, малообъединенные, разъединенные;

· по продолжительности существования — кратковременные, долговременные.

Таким образом, общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.

Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.

Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.

В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем, распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. «Ядро» группы формируют те члены, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д.

Социальные группы — своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент.

От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.

Рис. 5. Типология социальных групп

studopedia.su

Молодежь женщины пенсионеры это социальные общности


Контрольно-оценочные средства по теме: "Социальная роль и стратификация."

Контрольные работы № 6 «Социальная роль и стратификация»

ВАРИАНТ №1

ЧАСТЬ А:

1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

3. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

4. Социальная роль это –

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

7. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям  природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация – это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

9. Приобретенным является статус-

А) сын

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

ЧАСТЬ В:

В1. Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры

Б) единый экономический механизм

В) хозяйственная сплоченность

Г) общность исторического пути

Ответ: _____________

В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

Понятия

А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом

1)  социальная мобильность

Б) перемещения из одной социальной группы в другую

2)  социальная дифференциация

В) руководящее начало, требование, образец

3) социальная роль

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

4) социальная норма

Запишите полученную последовательность.

В3. Задание с подстановкой слова.

______________ - люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

Ответ: __________________

В4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность.

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

Ответ: ______________________

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ №1

 «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ВАРИАНТ №2

ЧАСТЬ А:

1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

7. Нации и народности – это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы        

8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

ЧАСТЬ В:

В1. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление  об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала её победа в конкурсе «Учитель года».

А) брак

2. Менеджер, поступивший на работу после окончания учебного заведения, женился на дочери директора фирмы и получил значительное повышение по службе.

Б) профессиональная деятельность

3. После окончания престижного учебного заведения молодой специалист был приглашен на работу в очень известную фирму по продаже компьютеров.

В) образование

4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Запишите полученную последовательность.

В2. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: ________________

В3. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном  и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ: ___________________________

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Полученные данные запишите.

Ответ:______________________________

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ №2

 «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнено не менее 90 % предложенных   заданий        ;

оценка «хорошо»… если выполнено не менее 80 % предложенных заданий

оценка «удовлетворительно»        выполнено  не менее 70 % предложенных заданий;

оценка «неудовлетворительно» если выполнено не менее 60 % предложенных заданий

infourok.ru

Социальная структура общества. социальная стратификация. нации и межнациональные отношения

Социальная структура общества.

Социальная стратификация.

Нации и межнациональные отношения

1. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость…»

2. Соотнесите понятия и их определения (ответы внесите в таблицу):

А. Социальная роль.

Б. Социальный статус.

В. Социальное положение.

Г. Социальные страты.

Д. Социальная структура.

Е. Социальная группа.

1) это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

2) манера, или способ поведения, в связи со своим статусом.

3) совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов.

4) обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

5) Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.

6) социальные слои, различающиеся доступом к социальным благам, доходам, богатством, уровнем образования, престижем, властью, профессиями.

3. Соотнесите понятия и их определения:

А. Социальный престиж.

Б. Стратификация.

1) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношения между ними.

2) Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.

3) Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

4) Социальные слои, различающиеся доступом к социальным благам, доходами, богатством, уровнем образования, престижем, властью, профессиями.

5) Социальное положение, позиция человека в обществе, совокупность его прав и обязанностей.

6) Выделение групп, занимающих различное положение в обществе.

7) Оценка, которую общество дает статусу или должности.

4. Вам предлагается художественный текст с описанием героя. Определите его социальное положение по следующим характеристикам:

– территориальный статус – горожанин, сельский житель, бомж, беженец;

– пол (муж., жен.);

– возраст (ребенок, взрослый, пожилой);

– раса;

– национальность;

– здоровье (инвалид, здоров);

– профессия;

– образование;

– политические взгляды (либерал, консерватор, радикал, демократ…);

– религиозные взгляды (атеист, верующий).

«Пост губернатора штата Иллинойс в это время занимал некий Суонсон, человек несколько необычной наружности, темноволосый, сухопарый, склонный к углубленным размышлениям и вследствие этого имевший за плечами пеструю и нелегкую жизнь. Родился он в Швеции, но еще ребенком был привезен в Америку, где ему пришлось пробивать себе дорогу в условиях крайней нищеты. Благодаря своему твердому, настойчивому и непреклонному нраву, он, занимая различные судебные и общественные должности, приобрел себе довольно много почитателей среди чикагских шведов, которые его почти боготворили. Мистер Суонсон был поочередно сборщиком налогов, городским инспектором, районным прокурором и в течение шести или семи лет – судьей выездного суда штата. На каждой из этих должностей он обнаруживал стремление быть честным и поступать так, как считал справедливым, чем чрезвычайно расположил к себе все бескорыстные умы. Он и в самом деле был честен, исполнен скорбного сочувствия к тяжкой участи бедняков и в бытность свою районным прокурором, а потом судьей штата вынес несколько решений, которые сделали его весьма непопулярным среди сильных мира сего. Иски по обвинению крупных компаний в мошенничестве или незаконном присвоении городского имущества в виде земельных участков, занятых под железнодорожными путями, пристанями и т. п., иски о возмещении городу убытков и прочие иски такого же рода судья Суонсон всегда решал в пользу города, и простой люд, читая в газетах сообщение о его деятельности и слушая его выступление по самым разнообразным поводам, проникался к нему симпатией. Он был мягкосердечен, доброжелателен, вспыльчив, обладал блестящим ораторским даром и производил впечатление человека весьма незаурядного. А в дополнение ко всем этим особенностям своей натуры губернатор Суонсон был горячим, но робким поклонником женского пола, что, как мы знаем, так часто присуще неказистым, застенчивым интеллигентным аскетам всего мира, расплодившимся на этой планете к великому стыду нашего лицемерного века, оболгавшего в угоду ханжеской догме свою самую яркую мечту, самую нежную печаль, самую большую радость. Все это, вместе взятое, восстановило против губернатора ультраконсервативные элементы общества, и он прослыл человеком опасным. Тем временем путем удачного помещения имевшихся у него средств и самой суровой бережливости ему удалось сколотить довольно порядочный капитал. Совсем недавно, впрочем, губернатор попал впросак: всеобщее увлечение небоскребами заставило его вложить почти все деньги в одно неудачно спроектированное и потому малодоходное здание, предназначавшееся для различных учреждений и контор. Этот коммерческий промах грозил ему разорением. Губернатор уже начал обивать пороги кредитных обществ.»

Т. Драйзер «Титан»

В о п р о с ы к д а н н о м у з а д а н и ю:

– Типичны ли данные характеристики для человека американского общества?

– А для российского общества этой же эпохи?

5. Соотнесите различные виды статусов с их характеристиками:

А. Главный статус.

Б. Личный статус.

В. Социальный статус.

Г. Прирожденный статус.

Д. Приписываемый статус.

Е. Достигаемый статус.

1) Это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Этот статус является социально приобретенным (теща, свекровь, падчерица, пасынок).

2) Это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессия, класс, национальность, возраст, религия).

3) Это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору либо благодаря везению или удаче.

4) Это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

5) Это положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения (пол, национальность, раса).

6) Наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе (домохозяйка, научный сотрудник, милиционер, учитель).

6. К какому одному статусу принадлежат следующие социальные позиции:

А. чемпион мира.

Б. безработный.

В. академик.

Г. украинец.

(укажите в бланке ответов вид статуса по каждой позиции.)

7. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности:

1) территориальные;

2) этнонациональные;

3) демографические;

4) профессиональные.

8. Социальное расслоение свойственно обществу:

1) только средневековому;

2) только патриархальному;

3) только индустриальному;

4) любому.

9. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, – это:

1) социальная роль;

2) семейное положение;

3) социальный статус;

4) социальная стратификация.

10. К основным признакам нации относится:

А. Общность исторического пути.

Б. Язык.

В. Историческая память.

Г. Культура.

Варианты ответов:

1) АБ;

2) БВ;

3) АБГ;

4) всё перечисленное.

11. Назовите науку:

1) о социальных отношениях;

2) изучает социальную структуру;

3) рассматривает социальное неравенство;

4) анализирует социальную адаптацию индивида.

Ответ: ____________________________________________________.

12. Для выделения высшего класса в современном западном обществе может быть использован критерий:

1) наиболее крупные размеры собственности и доходов;

2) больший объем политических прав;

3) профессиональная принадлежность;

4) расовая принадлежность.

13. Критерием выделения страт может быть:

1) уровень дохода;

2) отношение к религии;

3) отношение к политической идеологии;

4) уровень развития личных способностей.

14. Назовите фамилию социолога, стоявшего у истоков создания теории стратификации. Некоторые биографические данные:

1) родился в России;

2) создал кафедру социологии;

3) после октября 1917 года жил за границей;

4) разработал понятия «социальная мобильность» и «социальные лифты».

Ответ: ____________________________________________________.

15. Социальная стратификация – это:

1) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой;

2) совместная деятельность людей в различных группах;

3) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей;

4) система признаков социального расслоения, неравенства.

16. Приобретенным является статус:

1) сын;

2) русский;

3) флегматик;

4) учитель.

17. Наиболее развитая историко-культурная общность – это:

1) народность;

2) нация;

3) гражданское общество;

4) общественный класс.

18. Геноцид – это:

1) дискриминация отдельных групп населения по половозрастному признаку;

2) лишение людей избирательного права;

3) уничтожение групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам;

4) ограничение в получении образования по национальному признаку.

19. О каком понятии идет речь:

Совокупность действий, которые должен выполнять человек в обществе:

1) усвоение и выполнение социальных функций;

2) поведение, которое ожидается от индивида (ученика, работника, отца и т. д.);

3) взаимодействие человека и общества;

4) требования общества к личности.

О т в е т: __________________________________________________.

20. О каком типе этноса идет речь:

Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

1) общность исторического пути;

2) единство языка и культуры;

3) хозяйственная сплоченность;

4) единый экономический механизм.

О т в е т: __________________________________________________.

21. Основанное на родственных связях объединение людей, осуществляющих совместную хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих единые обычаи и традиции. Совокупность нескольких подобных объединений людей составляет первую историческую форму этноса:

1) народность;

2) нация;

3) род;

4) племя.

22. Приведите в соответствие типы социальных общностей с их характеристиками:

А. Касты.

Б. Сословия.

В. Классы.

Г. Толпа.

Д. Маргиналы.

Е. Страты.

1) Это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях и законах правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

2) Замкнутые общественные группы, связанные происхождением и правовым положением своих членов, передаваемым по наследству. Подобное положение может иметь религиозное обоснование.

3) Это большие группы людей, различающиеся своим положением в системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

4) Социальные группы людей, выделяемые по единому, общему статусному признаку (имущество, профессия, образование и др.).

5) Неустойчивая социальная общность, объединенная сиюминутными настроениями и разрушительными установками.

6) Группы, состоящие из лиц, находящихся в процессе перехода из одного социального слоя в другой.

О т в е т: __________________________________________________.

23. О каком понятии идет речь:

Это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

О т в е т: __________________________________________________.

24. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками:

А. Экономическое неравенство.

Б. Идеологическая несовместимость.

В. Политическое противостояние.

Г. Межнациональные распри.

Д. Межконфессиональные конфликты.

1) Ущемление прав какой-то нации, рост национализма или шовинизма.

2) Столкновение различных взглядов, идей.

3) Неравное обладание собственностью, доходами, благами.

4) Борьба за власть.

5) Столкновение носителей различных религий.

25. О каком виде конфликта идет речь:

1) Силовой, как правило, вооруженный конфликт между государствами и народами.

2) Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю.

О т в е т: __________________________________________________.

26. О каком понятии идет речь:

Мировоззренческое направление и соответствующее ему движение, отвергающее любую войну как средство разрешения спорных вопросов.

О т в е т: __________________________________________________.

27. О каком понятии идет речь:

Общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение Второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.

О т в е т: __________________________________________________.

28. Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.

По нашему мнению, необходимо внести определенные изменения в самые принципы проведения международной политики, последовательно подчинив все конкретные цели и местные задачи основной задаче активного предупреждения обострения международной обстановки, активно проводить и углублять до уровня сотрудничества политику мирного сосуществования, планировать политику таким образом, чтобы её ближайшие и отдаленные последствия не обостряли международную обстановку, не вызывали бы ни у одной стороны таких трудностей, которые могут вызвать усиление сил реакции, милитаризма, национализма, фашизма, реваншизма…

Международная политика двух ведущих мировых сверхсил (США и СССР) должна основываться на повсеместном применении единых общих принципов, которые в первом приближении мы бы сформулировали следующим образом:

1) Все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением. Это право гарантируется международным контролем над соблюдением всеми правительствами Декларации прав человека. Международный контроль предполагает как применение экономических санкций, так и использование вооруженных сил ООН для защиты «прав человека».

2) Все военные и военно-экономические формы экспорта контрреволюции и революции являются незаконными и приравниваются к агрессии.

3) Все страны стремятся к взаимопомощи в экономических, культурных и общеорганизационных проблемах в целях безболезненного устранения внутренних и международных трудностей, для предупреждения обострения международной напряженности и усилении сил реакции.

4) Международная политика не преследует целей использования местных конкретных условий для расширения зоны влияния и для создания трудностей другой стране. Цель международной политики – обеспечить повсеместное выполнение Декларации прав человека, предупредить обострение международной обстановки, усиление тенденции милитаризма и национализма.

«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.).

В о п р о с ы:

1) Какова, с точки зрения Сахарова, основная задача международной политики?

2) В чем заключаются общие принципы международных отношений? Как вы их понимаете? Актуальны ли эти положения сегодня?

3) Какие новые принципы вы могли бы добавить к сформулированным в документе?

29. Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.

Несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, социальные противоречия, национализм и шовинизм, возведенные в ранг официальной политики, сохраняющиеся национальные и религиозные различия, груз прошлых национальных обид являются питательной почвой многочисленных межнациональных конфликтов.

При этом можно выделить две тенденции в их разрешении:

1. Первая, проявляющаяся преимущественно в развитых странах Запада, хотя и бывает сопряжена со вспышками насилия на этнической почве, проявлением расовой нетерпимости, все же в целом характеризуется ориентированностью на компромисс, диалог.

Большая часть требований связана со стремлением улучшить положение отдельных групп этнических меньшинств в рамках существующих образований и политической системы или же изменить эти рамки на базе консенсуса и компромисса. Так, в 70–80 гг. XX века большинство индустриальных стран Запада столкнулось со значительным обострением этнорасовых проблем. В таких полиэтнических странах, как Бельгия, Канада, Испания, Франция, Великобритания, на почве неравномерности социально-экономического и политического развития национальных регионов усилилось стремление меньшинств к достижению или углублению различных форм автономии. (Так, баски в Испании выступают за создание собственного независимого государства, ирландцы-католики требуют воссоединения Северной Ирландии (Ольстера) с основным ядром нации, вновь нарастает тяготение к поиску новых форм национального самовыражения в Шотландии, Уэльсе, Квебеке и т. д.)

Внимание общественности в возрастающей степени стали привлекать и вопросы положения коренного населения ряда государств, оказавшихся на обочине современного развития цивилизации (индейцы и народы севера США и Канады, аборигены Австралии). И хотя в США, Великобритании и ряде других стран Запада приняты законы, осуществление которых позволило довольно существенно повысить уровень жизни ряда этнорасовых меньшинств, ограничить дискриминационную (т. е. ущемляющую права по национальному или расовому признакам) практику при трудоустройстве, выборе места жительства, в сфере образования и создать ситуацию «равных возможностей», следует констатировать, что результатом такой политики явилось значительное повышение социально-политического статуса афроамериканцев. Так, 1/3 черных семей имеют прочный доход среднего класса, увеличилось число представителей этой расы на выборных должностях, заметно возросло их положение в других областях общественной жизни.

Значительно были расширены права франкоязычного меньшинства в Квебеке (Канада), региональная автономизация начала проводиться в Испании. После длительного противоборства двух общин Бельгии (валлонов и фламандцев) в начале 1989 г. страна перешла от унитарной к федеральной форме правления. Примером успешного решения национально-региональных проблем может служить опыт малых стран (Швеция, Финляндия, Люксембург, Швейцария), правительства которых придают важное значение сохранению специфики регионов, проявляют особую заботу по защите самобытности этнических групп, проживающих на их территории. Высокий уровень политической культуры, большой исторический опыт по преодолению национальных трений и конфликтов, отсутствие существенных различий в социально-экономическом развитии регионов – все это способствует достижению своеобразного консенсуса между различными национально-территориальными общностями.

2. Вторая тенденция дает о себе знать в афро-азиатском регионе и на территории бывшего СССР, отчасти в Восточной Европе, хотя и допускает компромиссное политическое решение, в большей мере связана с насилием, конфликтами.

Требования носят намного более радикальный характер, вплоть до формирования новых национальных государств. (Большинство государств «третьего мира» не смогли уйти от действия разобщающих факторов как субъективного, так и объективного порядка. Споры из-за границ создали ряд постоянных очагов напряженности: Индия – Пакистан, Марокко – Мавритания – Алжир из-за проблем бывшей Испанской Сахары, Иран – Ирак, Палестино-Израильский конфликт и другие.)

Идеология и практика политики в СССР в течение нескольких десятилетий фактически подготавливала взрыв этнических чувств и регионального сепаратизма (стремление к отделению, обособлению). Утверждалось, что СССР – добровольное объединение «свободных республик», на словах признавалось право выхода республик из Союза, но на деле он управлялся как жесткое централизованное, унитарное государство, которым руководили союзные органы власти под эгидой ЦК КПСС из Москвы. Границы республик перекраивались волевым решением, создавались и упразднялись автономии, естественный процесс миграций «дирижировался» путем насильственных депортаций или же призывов-приказов «осваивать» те или иные земли в союзных интересах. Насильственными депортациями было охвачено 7 млн 109 тыс. человек (немцы, крымские татары, карачаевцы, осетины, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши, калмыки, кабардинцы, турки-месхетинцы, поляки, эстонцы, латыши, литовцы, карелы, финны), из них каждый третий погиб.

В условиях перестройки, когда происходило реформирование политической системы, в частности, путем ее децентрализации, перераспределения компетенции центральных и местных органов власти, особенно в сочетании с развитием рыночной экономики, взрыв «нового национализма» был неизбежен.

Союзный «центр» сам поставил вопрос о пересмотре союзного договора, что повлекло за собой дебаты об обстоятельствах вхождения в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии.

Серьезной проблемой, в основе которой лежал этнический конфликт, стал Нагорный Карабах. Вопрос о его принадлежности к Азербайджану был решен в 1921 году Бюро ЦК РКП (б) по Закавказью без учета того факта, что большинство населения этой области считало себя армянами. В 1988 году Совет ИКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) обратился к Верховному Совету Армении с просьбой о вхождении ИКАО в состав этой республики. Азербайджан выступил категорически против. Конфликт между обеими республиками из-за Нагорного Карабаха вылился в крупномасштабную войну, «Центр» же показал свою несостоятельность в решении национального вопроса.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) националистические силы взяли курс на отделение от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингушский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе территории, отобранные у них еще в годы Великой Отечественной войны и не возращенные до сих пор.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается Чеченский кризис. Еще в 1991 году республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство, но долгое время не принимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 года в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федералов яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого «ближнего зарубежья». Оставшееся на территории бывших союзных республик, а ныне независимых государств, русскоговорящее население (более 25 млн чел.) оказалось на положении национального меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются дискриминационные законы о гражданстве, о государственном языке, направленные против некоренного населения.

Большую проблему составляют многочисленные беженцы из Средней Азии, Закавказья, Казахстана, вернувшиеся на Родину из районов военных конфликтов и национальной нетерпимости.

В о п р о с ы:

1) Какие причины порождают конфликты?

2) Что понимается под национальным вопросом?

2) Каковы способы разрешения межнациональных конфликтов?

30. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу одного (на выбор) из приведенных ниже высказываний и поднятой в нем проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А. «Когда идешь в чужую страну, надень такую шапку, которую там носят» (армянская пословица).

Б. «Гордиться принадлежностью к какой-либо нации – все равно, что гордиться тем, что родился во вторник» (современный фольклор).

В. «Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями» (Вольтер).

31. О каком понятии идет речь:

Это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа:

1) безработица;

2) нищета;

3) сиротство;

4) бедность.

32. Верны ли следующие утверждения (да/нет)?

А. Богатые занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии.

Б. Бедные имеют более высокий уровень образования и больший объем власти.

В. Если доходы очень высоки, то, накапливаясь, превращаются в богатство (дом, автомобиль, яхта, ценные бумаги, сокровища и др.).

Г. Богатых, кто накапливал свое состояние десятилетиями, передавая его из поколения в поколение, иначе называют «новые богатые».

Д. Отличительная черта «старых богатых» – роскошь и расточительный образ жизни.

Е. Приличествующий уровень жизни – это уровень жизни, при котором имеющееся количество материальных благ позволяет человеку вести достаточно комфортный, достойный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным, удовлетворяя все разумные потребности.

Ж. Под абсолютной бедностью понимают невозможность поддерживать приличествующий уровень жизни или некоторый стандарт жизни, принятый в обществе.

З. Под относительной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.

И. Прожиточный минимум – это набор товаров и услуг, выраженный в ценах реальных покупок, который позволяет человеку удовлетворить минимально допустимые с научной точки зрения потребности.

Ключи:

2 – А – 2; Б – 1; В – 4; Г – 6; Д – 3; Е – 5;

3 – А – 7; Б – 6;

5 – А – 6; Б – 4; В – 2; Г – 5; Д – 1; Е – 3.

6. Чемпион мира – достигаемый, безработный – социальный, академик – главный, украинец – прирожденный;

7 – 3; 8 – 4; 9 – 3; 10 – 4;

11 – социология;

12 – 1; 13 – 1;

14 – Сорокин.

15 – 4; 16 – 4; 17 – 2; 18 – 3;

19 – социальная роль;

20 – нация;

21 – 4;

22 – А – 2; Б – 1; В – 3; Г – 5; Д – 6; Е – 4;

23 – конфликт;

24 – А – 3; Б – 2; В – 4; Г – 1; Д – 5;

25 – война;

26 – пацифизм;

27 – холокост;

31 – 4;

32 – А – да, Б – нет, В – да, Г – нет, Д – да, Е – да, Ж – нет, З – нет, И – да.

pandia.ru

ЕГЭ+Тема+СОЦИАЛЬНЫЕ+ОТНОШЕНИЯ

Тема СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Социальные отношения»:

  • Социальные отношения и взаимодействия.
  • Многообразие социальных групп.
  • Социальный статус. Социальные роли.
  • Неравенство и социальная стратификация.
  • Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
  • Социальный контроль и самоконтроль.
  • Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.
  • Молодежь как социальная группа.
  • Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика.
  • Социальный конфликт и пути его разрешения.
  • Социальные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения, социальная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль.

Задания уровня А

Выберите один прав ильный ответ из четырех.

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

А3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними - это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

А7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в пользуцентра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А                2) верно только Б

3) оба суждения верны        4) оба суждения неверны

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А                   2) верно только Б

3) оба суждения верны           4) оба суждения неверны

А13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А                    2) верно только Б

3) оба суждения верны           4) оба суждения неверны

А14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий,

1) верно только А                    2) верно только Б

3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны

A15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально-значимого признака?

1) дети

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

А16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

А18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А                 2) верно только Б

3) оба суждения верны         4) оба суждения неверны

А19. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

А20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

Задания уровня В

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется ...»

Ответ:__________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли ………….. »

Ответ:__________________

В3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила, требования общества к человеку, в которых более или менее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении»,

Ответ:__________________

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной дифференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.

Ответ:_______________

В7. Вставьте пропущенное слово: «Социальная ………. - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».               Ответ:___________________

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Какие социальные санкции существуют?

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности - мужчины и женщины, и еще - семьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.

У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.                        

И.М. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

С4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (A.C. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф )

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж. Ренан)

Ответы по теме: Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

1

2

8

4

15

3

2

2

9

4

16

2

3

3

10

1

17

1

4

4

11

3

18

4

5

4

12

2

19

2

6

2

13

3

20

3

7

3

14

3

УРОВЕНЬ В

№ задания

Ответ

1

Социальная мобильность

2

Нация

3

Социальные нормы

4

1Г   2В   3Б   4А

5

1Б  2В   3А

6

1   4   5

7

Страта

8

1Б   2А   3Е   4В   5Д   6Г   7Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2. 1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.   2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей. Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат антропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность. Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его воспроизводство. Могут быть приведены любые другие формулировки, не противоречащие суждению.      3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.    4) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.  В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.  ФУНКЦИИ семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние; подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональное общение, защищенность своих членов. Семья была единственным социальным институтом в первобытном обществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном все свои основные функции. В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла проблемы.

С3. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В традиционных обществах молодежь не востребована - «потерянное поколение», т.к, «традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений» и опасаются «стихии молодежи». В динамичных обществах молодежь используется как «интеллектуальный и энергетический резерв», т,е. резерв обновления общества.         2) Основную социальную функцию молодежи автор видит в осуществлении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных старшим поколением.             3) Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошлому, а отсюда - открытость к переменам.  4) Российская молодежь живет в динамичном обществе – обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.  Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с суждениями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:  1) «политика ... направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».    2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обществоведческого курса, например: «достойная жизнь» и «свободное развитие» предполагают наличие правового государства т.е, верховенство закона. единого для всех; защиту старости, детства; социальную справедливость и т.д.      3) Могут быть названы:  обеспечение политической и экономической  независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом; приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятельности; налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.         4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоятельные примеры , отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению дел в социально-экономической сфере; межнациональные конфликты;  социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социальных проблем;  сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;  производственные отношения в нашей стране в государственных учреждениях и бюджетной сфере остаются вялыми, выжидательными. В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточно сформированной юридической базой;  в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабо защищенным категориям населения стали недоступны некоторые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет высокий  уровень, отвечая сиюминутным требованиям.


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.