fs.nashaucheba.ru

группа:1. Молодёжь 2. Люди среднего возраста. 3. Люди пенсионного - Школьные Знания.com

1)Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

2)ой даже не знаю

3)Ситуация, складывающаяся на российском пенсионном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Обычно происходит так, что в периоды, когда недостает рабочих рук или пенсионеры нуждаются в материальной помощи, они продолжают работать даже в пенсионном возрасте. В то же время в эпоху внедрения новых технологий имеет место тенденция к увольнению их с работы, в связи, с чем растут масштабы безработицы среди пенсионеров, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности людей пенсионного возраста и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Например, если говорить о возможностях обучения, то экспериментально доказано, что людям пенсионного возраста обучаться труднее, чем остальным категориям, во всяком случае им нужно большее количество повторений. Различие в возможностях обучения пенсионеров и молодых людей может происходить и оттого, что исследователи чаще всего сравнивают результаты, показываемые 20-летними, с результатами, достигнутыми людьми, прожившими 65 лет. В таких условиях становится очевидным, что молодые достигают в решении задач и обучении лучших результатов, чем люди пенсионного возраста.

znanija.com

Социальные группы и общности

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп 1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы   – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся:

  • пол (мужчины и женщины);
  • уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди);
  • национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.);
  • возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики);
  • семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые);
  • профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.);
  • место жительства (горожане, сельские жители).

У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам   относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы   – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:

  1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
  2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
  3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
  4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
  5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными.  К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

psyera.ru

Молодежь пенсионеры мужчины дети женщины это пример


Тест с ответами: «Социальные отношения»

1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность? А) актер перешел из одного областного театра в другой Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую В) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+

Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности? А) территориальные Б) демографические+ В) этнонациональные

Г) профессиональные

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт. Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп. 1) верно только А + 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов? А) несовпадение характера Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу: А) пол (мужской или женский); Б) профессия;+ В) национальность;

Г) социальное происхождение.

6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»? А) внутренний социальный контроль Б) внешний социальный контроль+ В) самоконтроль

Г) социальные санкции

7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности: А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую. Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека. 1) верно только А + 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Чем характеризуется любая социальная группа? А) малочисленностью состава; Б) родственными связями; В) неформальным контролем за поведением;

Г) общностью социального статуса.+

9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними? А) политика общества Б) структура общества+

В) характер общества

10. Какое утверждение характеризует социальные нормы? А) неизменны на протяжении всей истории человечества Б) одинаковы для всех обществ В) неукоснительно выполняются всеми членами общества

Г) распространяются на всех членов общества.+

11. Что такое нации и народности? А) исторические типы общества Б) этнические общности+ В) демографические группы

Г) поселенческие группы

12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм? А) закрепление в нормативных актах; Б) выражение общественного мнения В) обеспечение принудительной силой государства

Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

13. Какой из данных статусов является приобретенным? А) сын Б) русский В) флегматик

Г) учитель+

14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения? А) презумпцией; Б) санкцией; + В) девиацией;

Г) фикцией

15. Установите соответствие: Социальные группы критерии А) мужчины Б) племена В) народности Г) дети 1) демографический 2) этнический

Ответ: 1221

16. Что не относится к социальным нормам? А) обязанность заботиться о престарелых родителях Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+

Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Что может быть критерием выделения страт? А) уровень дохода+ Б) отношение к религии В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

18. Что делают эстетические нормы? А) закреплены в официальных документах Б) обеспечены силой государственного принуждения В) отражают представления о прекрасном, и безобразном+

Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В): А) профессия; + Б) пол; + В) цвет глаз; Г) следования требованиям моды; Д) уважение к родителям;

Е) семейное положение.+

20. Что такое социальная стратификация? А) наличие в обществе различных сфер; Б) разделение общества на социальные группы;+ В) поддержка малообеспеченных групп населения;

Г) повышение социального статуса.

21. Что такое социальная роль? А) степень признания достоинств личности Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+

Г) социальное перемещение индивида

22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы? А) конформистским; Б) девиантным; В) неформальным;

Г) делинкветным+

23. Формой чего является новаторство? А) негативного отклоняющегося поведения Б) позитивного отклоняющегося поведения+ В) неправомерного поведения

Г) неотклоняющегося поведения

24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением? А) социальная роль Б) социальный статус+ В) семейное положение

Г) социальная стратификация

25. Что не является элементом механизма самоконтроля? А) общественное мнение; Б) индивидуальное сознание; В) совесть;

Г) коммуникация+

26. Какое из данных суждений верное? А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии. Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей. 1) верно только А 2) верно только Б+ 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

liketest.ru

ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС

Часть1 . Задания уровня А.

А 1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие

2) партия

3) предприятие

4) армия

А 2. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) людей либеральных взглядов

3) женщин Москвы

4) бригаду рабочих

А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя­занностями, передающимися по наследству

1) нация

2) сословие

3) класс

4) номенклатура

А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку

2) этническому признаку

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль­зования властью — это признаки

1) этноса

2) нации

3) расы

4) класса

А 6. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер­риториальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность

2) нация

3) горожане

4) класс

А 7. Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность

2) уровень образования

3) уровень доходов

4) род занятий

А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

А 10. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивание политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

4) создании новых производств

А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу­чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую

2) политическую

3) профессиональную

4) демографическую

А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1) социальной мобильностью

2) социальным статусом

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

А 13. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах

2) способностях

3) темпераменте

4) духовных запросах

А 14. Восходящей вертикальной социальной мобильности относит­ся

1) повышение по службе

2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А 15. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации

А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример

1) социальной стратификации

2) социальной адаптации

3) социальной мобильности

4) социализации

А 17. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот

пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации

А 18. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

1) обычаями

2) моральными нормами

3) эстетическими нормами

4) традициями

А 19. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

2) правовые нормы не существуют в писаной форме

3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

А 20. Обычаи и традиции

1) закрепляют привычные образцы поведения

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) имеют формальный характер

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей

А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом

2) социальной мобильностью

3) социальной нормой

4) социальным порядком

А 22. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А 23. Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

4) религиозные

А 24. Вера в сверхъестественные силы — основа

1) этических норм

2) религиозных норм

3) моральных норм

4) эстетических норм

А 25. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме­ждународных договорах,

политических принципах, мо­ральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы

2) моральные нормы

3) социальные нормы

4) обычаи и традиции

А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю­щегося поведения?

1) следование моде

2) конформизм

3) преступление

4) коллекционирование марок

А 28. Отклоняющееся поведение всегда

1) наносит ущерб обществу

2) причиняет вред личности

3) нарушает нормы права

4) не соответствует социальным нормам

А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 30. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А 31. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле­ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен­ностью, — это

1) род

2) сословие

3) семья

4) элита

А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

А 33. Выберите правильное утверждение

1) в истории общества существовали разные виды семьи

2) семейные отношения нормами права не регулируются

3) современная семья включает всех родственников

4) семейные отношения нормами морали не регулируются

А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1) главенствующее положение отца семейства

2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами

4) активное участие женщин в общественном производстве

А 35. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 36. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

1) экономическая

2) досуговая

3) эмоционально-психологическая

4) социально-статусная

А 37. К функциям семьи относится

1) социализация личности

2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования

4) определение размеров коммунальных платежей

А 38. Один из признаков нации —

1) наличие конституции

2) общность исторического пути

3) единое гражданство

4) общность идеологии

А 39. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

А 40. Преодолению национальных противоречий способствует

1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

2) государственная поддержка малого бизнеса

3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности

4) переход к рыночным методам ведения хозяйства

А 41. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде­ление

А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры

Б. Преодолению национальной ограниченности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

Часть 2. Задания уровня В.

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Критерии социальной . . .

культурные ценности

уровень доходов

виды деятельности

уровень образования

Ответ: ______________________________

В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

В 3. Запишите слово пропущенное в схеме

В 4. Запишите слово, пропущенное в схеме

В 5. Запишите словосочетание, пропущенное в схеме

В 6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Род, племя, каста, народность, нация.

В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В 9 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.

В 10. Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический

3) народности

4) дети

В 11. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

В 13. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

ФАКТЫ КУЛЬТУРЫ

1) премьера телесериала А) массовая

2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная

3) празднование дня Ивана Купалы

4) скандал с участием поп-звезды

5) переиздание детектива-бестселлера

В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

СИТУАЦИИ ОБЩЕСТВА

А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая

Б) проведение референдума 2) политическая

В) принятие закона об общественных 3) духовная

организациях

Г) написание приключенческого романа

Д) производство товаров массового спроса

Е) проведение научного исследования

В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ

ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

А) государство 1) экономика

Б) религия 2) политика

В) образование 3) духовная культура

Г) производство 4) социальные отношения

Д) семья

В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство

В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) принадлежность к определенной социальной группе

2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

4) связь с традиционной национальной культурой

5) адресованность самым различным слоям населения

В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) экономические

2) правовые

3) религиозные

4) моральные

5) биологические

В 20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домо­хозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчи­ваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

.

В 21. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А)

фактический характер

Б)

характер оценочных суждений

В 22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про­тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени­тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование Г) общение Ж) роль

Б) различие Д) учение 3) статус

В) труд Е) стереотип И) группа

В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

Б) группы Д) контроль З) управление

В) интеграция Е) эталон И) стабильность

С 1

Прочитайте текст и выполните задания

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

С2. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

С3. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

С4. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений .

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом , глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?

3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

Задание по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об­ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе общест­воведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

№ задания

ответ

А 1

1

А 2

4

А 3

2

А 4

3

А 5

4

А 6

3

А 7

2

А 8

1

А 9

3

А 10

2

А 11

1

А 12

3

А 13

1

А 14

1

А 15

2

А 16

3

А 17

2

А 18

2

А 19

3

А 20

1

А 21

3

А 22

4

А 23

2

А 24

2

А 25

1

А 26

3

А 27

3

А 28

4

А 29

3

А 30

3

А 31

3

А 32

2

А 33

1

А 34

1

А 35

2

А 36

1

А 37

1

А 38

2

А 39

1

А 40

3

А 41

1

А 42

3

Часть 2. Уровень В.

№ задания

ответ

В1

стратификация

В2

экономическая

В3

народность

В4

семьи

В5

социальные статусы

В6

каста

В7

социальная структура

В8

консерваторы

В9

абитуриенты

В10

АББА

В11

БАБАБ

В12

АБАББА

В13

АББАА

В14

122313

В15

23314

В16

126

В17

236

В18

124

В19

234

В20

АААБ

В21

АААБ

В22

БАЕЖЗВ

В23

ВЕБДИЖА

С 5.Текст : Наукой принято называть…

1) Могут быть приведены следующие определения науки:

1) « теоретическое систематизированное представление о мире…»

2) « система знаний и вид духовного производства»;

3) « специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания».

4) «отдельные отрасли научного знания»

2). Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования

3) Могут быть указаны такие проблемы, например:

- проблема социальной сущности человека (изучает психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.)

- процесс социализации личности ( изучает педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др)

- экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы.

4) Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

infourok.ru

Тесты 8 класс социальная сфера

Социальная структура

1 вариант

1.  Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку    

3) демографическому признаку 4) профессиональному признаку

2.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся) 1) народность   2) нация      3) горожане 4) класс

3.  Что из перечисленного относится к предписанному статусу? 1) национальная принадлежность        2) уровень образования         3) уровень доходов 4) род занятий

4.  Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются 1) социальной мобильностью           3) социальным неравенством

2) социальным статусом                     4) социальными отношениями

5.  Восходящей вертикальной социальной мобильности относится 1)  повышение по службе               2) занятие предпринимательской деятельностью 3) понижение по службе 4) выход на пенсии

6.  Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом 3)социальной нормой 2)социальной мобильностью 4)социальным порядком

7. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Критерии статуса: 1) национальность 2) профессия 3) пол 4) образование 5) социальное происхождение

Виды статуса А) достигаемый                                            Б) предписанный

8. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

            СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

        1) маргинал                                                                 А) приобретенный

        2) белорус                                                                    Б) предписанный

        3) председатель профкома

        4) мужчина

        5) 16-летний человек

        6) брат

Социальная структура

Вариант №2

1.  Социальная группа, члены которой   обладают правами и обязанностями,   передающимися по наследству 1) нация        2) сословие         3) класс 4) номенклатура

2.  Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки

1) этноса          2) нации            3) расы 4) класса

3.  Социальный статус — это 1)поведение, ожидаемое от индивида 2)положение человека в обществе   3) форма поощрения индивидов 4) форма осуществления социальных функций

4.  Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением? 1) правовой статус личности 2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности 4) достижимый социальный статус личности

5. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах     2) способностях                 3) темпераменте        4) духовных запросах

6.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример 1) социальной стратификации      2) социальной адаптации                             3) социальной мобильности 4) социализации

7. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Критерии статуса 1) национальность 2) профессия 4) образование 5) социальное происхождение

Виды статуса А) достигаемый                                            Б) предписанный

8  Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) профессия 2) пол 3) цвет глаз 4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям 6) семейное положение

8 класс. Социальная структура

Вариант № 3.

А 1.  Социальная группа, члены которой   обладают правами и обязанностями,   передающимися по наследству

1) нация                                                                

2) сословие                                                          

3) класс

4) номенклатура

А 2.  Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку                          

2) этническому признаку                                    

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А 3.  Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки

1) этноса                          2) нации                       3) расы                          4) классы                                                                                                                        

А 4.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность      2) нация                3)горожане              4) класс                                                

А 5.  Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида              

2) положение человека в обществе                  

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

А 6.  Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность                      

2) уровень образования                                        

3) уровень доходов

4) род занятий

В 1. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ  СТАТУСА                                 ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность                                             А) достигаемый

2) профессия                                                         Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

В2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

            СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

        1) маргинал                                                                 А) приобретенный

        2) белорус                                                                    Б) предписанный

        3) председатель профкома

        4) мужчина

        5) 16-летний человек

        6) брат

8 класс. Социальная структура

Вариант №4

А 1.  Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

А 2.  Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1) социальной мобильностью                                      

2) социальным статусом                                              

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

А 3. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах         2)способностях       3)  темпераменте            4)духовных запросах                                                            

А 4.  Восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1)  повышение по службе                                              

2) занятие предпринимательской деятельностью      

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А 5.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример

1) социальной стратификации                                     3) социальной мобильности

2) социальной адаптации                                             4) социализации

А 6.  Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом                                            3) социальной нормой

2) социальной мобильностью                                   4) социальным порядком

В 1. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

            СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

        1) маргинал                                                                 А) приобретенный

        2) белорус                                                                    Б) предписанный

        3) председатель профкома

        4) мужчина

        5) 16-летний человек

        6) брат

В 2.  Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

8 класс. Социальная структура

                                                                Вариант №5

А 1.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность                                                      

2) нация                                                                

3) горожане

4) класс

А 2.  Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида              

2) положение человека в обществе                  

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

А 3.  Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность                      

2) уровень образования                                        

3) уровень доходов

4) род занятий

А 4.  Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности

2) политический статус личности

3) предписанный социальный статус личности

4) достижимый социальный статус личности

А 5.  Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

1) социальной мобильностью                                      

2) социальным статусом                                              

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

А 6. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах                                                                       3) темпераменте

2) способностях                                                              4) духовных запросах

В 1. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

В2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

            СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

        1) маргинал                                                                 А) приобретенный

        2) белорус                                                                    Б) предписанный

        3) председатель профкома

        4) мужчина

        5) 16-летний человек

          6) брат

Ответы. Социальная структура.

Проверочный тест по теме «Социальная сфера». 8 класс

1Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

  Примеры социальных групп                      Признаки выделения социальных групп

  А) банковские служащие                                 1) территориальный

  Б) петербуржцы                                                  2) профессиональный

  В) избиратели                                                     3) политический

  Г) африканцы

  Д) демократы

2 Верны ли следующие суждения о социальном статусе

А. Социальный статус- это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны.

3.Социальная структура общества- это… А)строение общества в целом

Б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп

В) социальные связи; социальные институты, обеспечивающие социальные связиГ) все перечисленное вы

 4. Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

          1. класс     2. социальный слой     3. семья       4. трудовой коллектив     5. все перечисленное

5Социальная стратификация- это… а)теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

Б) система признаков, определяющих социальную структуру

В) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

6.Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:  а) национальный язык     б) национальность   в) общее гражданство  г) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу

7.Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека: а) национальность, квалификация;    

б) социальное происхождение, национальность; в) образование, квалификация

8.Оценка обществом должности, профессии,  деятельности- это …а) авторитет   б) социальный статус в) престиж

9.Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:

а) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

10. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Участниками социальных отношений могут быть только отдельные личности.

Б. Социальные отношения устанавливаются между социальными группами и общностями.

1) верно только А  2) верно только Б  3) оба суждения верны  4) оба суждения  неверны

11. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль а) избирателя  

б) военнослужащего по контракту   в)  члена семьи   г) заемщика  банка

12. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

 А. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество.

 Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие.

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны.

13.Отличительным признаком нации как этнической общности является а) общность языка и духовной культуры  б) суверенность во внешней политике в) наличие публичной власти   г) многообразие отношений собственности

 14. Какие из перечисленных групп являются этническими? а)мужчины и женщины  

б) менеджеры среднего звена  в) марийцы и удмурты  г)учителя и врачи

15. К этническим группам относятся: а)Подростки     б)  народности         в) рабочие        г) фермеры

16. Одним из способов разрешения национального конфликта в демократическом обществе является:

а) предоставление компактно проживающим национальным меньшинством автономии и самоуправления

б) переход к рыночным методам ведения хозяйства

в) переход от многонациональных государств к  однонациональным

г) насильственное переселение народов в другие районы

17.Социальный статус индивида, полученный от рождения, называется

а) Достигнутый              б) врожденный      в)  предписанный      г) приобретенный

Проверочный тест по теме «Социальная сфера». 8 класс

1.Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?  

а) москвичи     б) инженеры     в) мусульмане     г) землевладельцы.

2 Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

 А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.

Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

3. Что включает в себя понятие «Социальная структура общества»: а). классовую структуру общества      

б). социально- профессиональную структуру общества в). структуру населения        г) все указанное выше

4.Соотнесите конкретные социальные общности и их типы.

       Типы общностей                                                                   Общности

  1). социально- демографическая общность                         А. нации

2). кратковременные, немногочисленные общности          Б. женщины, молодежь, пенсионеры

3). устойчивые, массовые общности                                    В. болельщики хоккейной или футбольной  команды

5.Этнос-это  а). любая социальная группа  б). национальное меньшинство в). совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладающих общими  чертами культуры и психики, сознанием своего единства.

6.Основными признаками нации являются:

а)общность культуры б)самосознание  в)менталитет г)все перечисленное

7.Социальный статус личности- это… а)имущественное положение человека

б)совокупность юридических прав и обязанностей в)общепризнанное влияние какого- либо лица

г) определенное положение в системе общественных отношений

8.Оценка обществом конкретного человека, его качеств- это…

а) престиж  б) уважение в) социальный статус    г) авторитет

9. Какое понятие социального статуса является наиболее верным:

а) социальный статус- это социальное положение человека в обществе

б) социальный статус- это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

в) социальный статус- это положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы    

10.Какой признак, прежде всего, определяет принадлежность человека к большой социальной группе преподавателей? а) величина доходов     б) уровень образования     в) профессия     г) положение в обществе

11.Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликт- естественное закономерное явление общественной жизни.  

Б. Одна из причин возникновения конфликтов- различие жизненных целей и установок людей, социальных групп. 1) верно только А  2) верно только Б   3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

12.Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

             ФАКТЫ                                                            СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг                                        1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»                                         2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

13. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для 13-летнего подростка?

а) избиратель     б) пользователь интернета    в) школьник      г) работник по найму

14 Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, это

 а) статус        б) страта      в) класс     г) нация

15.Социальная группа – это… а) группа людей, выделенных по социально значимым признакам;

б)небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями;

в)объединение людей, основанное на браке или кровном родстве; г) группа живущих вместе родственников.

16. Какой признак отличает молодежь как социальную группу? а)однородность, отсутствие дифференциации    б) общность политических убеждений в)сходные черты поведения       г)  единство уровня доходов

17. Установленные в обществе правила, образцы поведения в социологии называются: а)эталонами поведения     б)   социальной нормой      в)стандартами поведения г)     общественным порядком

Проверочный тест по теме «Социальная сфера». 8 класс

Вариант 1:

Ключ: 1-  А-2 Б-1  В- 3 Г-1 Д-3;  2- 1;  3-4;  4- 5;  5-1;  6-4;  7- 2;    8- 1;  9-2;  10- 2;

                     11-3;   12-3;    13-1;    14-3;   15-2;  16-1;    17- 2

Вариант 2:

Ключ: 1- 4;  2- 1;  3-4;  4- 1-А, 2- В, 3- Б;    5- 3;    6-4;  7- 4;    8- 2;   9-2;   10-3;   11-3;

              12- А-1, Б-2, В-2, Г-1;   13-2;  14-2; 15- 1;  16-3;   17- 2

infourok.ru

А. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности… а территориальные б демографические

Тест по теме «Социальные отношения»

Часть А.

1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности… А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные Г) профессиональные2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это… А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение Г) социальная стратификация3. Критерием выделения страт может быть:

^

Б) отношение к религии В) отношение к политической идеологии Г) уровень развития личных способностей.4. Социальная роль это – А) степень признания достоинств личности Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

^

Г) социальное перемещение индивида5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп? А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения. Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.6. Глубинная причина социальных конфликтов: А) несовпадение характера Б) различные воззрения социальных групп

^

7. С социальной сущностью человека связана потребность: А) приспосабливаться к условиям природной среды Б) заботиться о своем потомстве В) обеспечивать безопасные условия жизни

^

8. Социальная стратификация – это … А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой Б) совместная деятельность людей в различных группах В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

^

9. Приобретенным является статус- А) сын Б) русский В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это… А) политика общества

^

В) характер общества11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов. Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это… А) внутренний социальный контроль

^

В) самоконтроль Г) социальные санкции13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю. А) влияние общественного мнения

^

В) регламентация социальных институтов Г) групповое давление14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это.. А) маргиналы

^

В) сословие Г) социальный класс15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.1) верно только А 2) верно только Б

^

4) оба суждения неверны.16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма. Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп. 1) верно только А 2) верно только Б

^

4) оба суждения неверны.17. Нации и народности – это… А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы Г) поселенческие группы 18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное? А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе. Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе. В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

^

19. Верны ли следующие суждения о социализации? А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни. Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека. 1) верно только А 2) верно только Б

^

4) оба суждения неверны.20. Верны ли суждения о девиантном поведении? А) Новаторство является проявлением девиантного поведения. Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

Часть В.

В1. Назовите науку:

А) о социальных отношениях Б) изучает социальную структуру В) рассматривает социальное неравенство Г) анализирует социальную адаптацию индивида

^

В2. Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры Б) единый экономический механизм В) хозяйственная сплоченность Г) общность исторического пути

^

В3. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения Понятия
А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом 1) социальная мобильность
Б) перемещения из одной социальной группы в другую 2) социальная дифференциация
В) руководящее начало, требование, образец 3) социальная роль
Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение 4) социальная норма
Запишите полученную последовательность.

Ответ:

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

В4. Задание с подстановкой слова.

______________ - люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

^

В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность.

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

^

В6. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕРЫ ^
1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала её победа в конкурсе «Учитель года». А) брак
2. Менеджер, поступивший на работу после окончания учебного заведения, женился на дочери директора фирмы и получил значительное повышение по службе. Б) профессиональная деятельность
3. После окончания престижного учебного заведения молодой специалист был приглашен на работу в очень известную фирму по продаже компьютеров. В) образование
4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Ответ: 1 – Б

2 – А

3 – В

4 - Б

В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

^

Ответ: консерваторы.

В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»Каждое слово может быть использовано только один раз. А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация

Ответ:

В9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Полученные данные внесите в таблицу.

Ответ:

В10. Часть СС1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.