Лишение воинского звания по приговору суда и пенсия


Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Справка

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ПредседательКонституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

www.garant.ru

В каких случаях происходит потеря права на военную пенсию?

Оглавление: [скрыть]

  • Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ
  • Основания для отказа в выплате
  • Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.

Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» от 12.02.1993 №4468-1 (далее – Закон) военнослужащие удостоены получать следующие разновидности пенсионных выплат:

  • начисление за выслугу определенного законом срока;
  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.

Практика показывает, что органы, ответственные осуществлять выплату таких начислений, часто задаются вопросом, как лишить пенсии военного. Они ориентируются на то, что суд примет решение об увольнении лица со службы с применением к нему наказания – освобождения от воинского звания, тогда ему автоматически будет отказано в начислении выплат за выслугу лет.

Вернуться к оглавлению

Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.

Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.

  1. Лица, которым отказали в получении военной пенсии, в законном порядке имеют право на безоговорочное пенсионное обеспечение от государственного фонда в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ».
  2. Законодателем предусмотрено восстановление права за гражданином, служившим в Вооруженных Силах и лишенным своего звания, возврата этого звания без изменения чина, присвоенного до совершения преступления, при условии полного погашения или досрочного снятия судимости. Процесс возврата утраченного звания осуществляется согласно указу президента РФ от 16.09.1999 №1237. Указ закрепил за гражданином, восстановившим утраченное звание, возможность возобновления всех утраченных социальных гарантий, включая право на получение пенсии по выслуге лет.

Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

http:

Вернуться к оглавлению

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

http:

Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.

voensluzhba.ru

Лишение пенсии: могут ли меня лишить военной пенсии если меня посадят в места лишения свободы

В Вашем случае, Конституционный Суд Российской Федерации изложил следующую позицию по данному поводу: заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты возможно только на том основании, если граждане лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы.

Таким образом, часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Таким образом, если Вы не лишены воинского звания по приговору суда, то пенсии Вы не лишитесь.

pravoved.ru

Все нюансы и особенности лишения специального, воинского и почетного звания, а также государственных наград

Помимо основных видов наказаний (вроде ареста или пожизненного заключения) к осужденным также могут применяться дополнительные наказания.

Они не наносят особого ущерба их физическому или материальному состоянию, а воздействуют, прежде всего, на психологическом уровне.

Считается, что совершение ряда преступлений лишает человека права обладать многими преимуществами, в том числе и некоторыми званиями. Какие же именно преступления входят в этот список, согласно ст. 48 УК РФ и как происходит процедура лишения каждого из званий?

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Скрыть содержание

Статья 48 УК РФ. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Специальные звания

Они присваиваются людям, работающим в определенных структурах – государственных, специальных или правоохранительных.

Эти органы, чаще всего, занимаются осуществлением властных функций, и к ним относятся:

  • органы железнодорожного транспорта;
  • налоговая и дипломатическая службы;
  • органы наркоконтроля и внутренних дел и т.д.

После поступления на службу в одну из данных структур лицу присваивается первое специальное звание, которое должно подходить его должности. Далее, по истечении определенного времени (выслуги лет) ему будут присваиваться очередные специальные звания. После выхода в отставку к специальному званию добавляется соответствующая пометка (например, майор полиции в отставке).

Лишение этого звания связано и с материальной стороной, ведь работники данных органов после увольнения из них получают более высокую пенсию.

Такое наказание может применяться к обвиняемым, преступление которых трактуется как тяжкое (то есть со сроком не более 10 лет) и особо тяжкое (больше 10 лет). При этом учитывается личность виновного, его правовой и социальный статус, а также использование для совершения преступления его служебного положения или привилегий.

Процедура лишения специального звания схожа с лишением всех остальных, поэтому она будет рассмотрена более подробно. В остальных случаях останется лишь обозначить присущие только им особенности.

Решение о применении такого дополнительного наказании в отношении виновного лица выносится в судебном порядке.

В основном суд применяет эту меру, когда наличие звания способствовало преступлению или в дальнейшем может использоваться обвиняемым в корыстных целях.

После этого копия приговора отправляется тому должностному лицу, которое и присвоило ранее обвиняемому это звание. В его обязанности войдет внесение пометки о лишении звания во все необходимые документы.

Далее распоряжение о введении приговора в силу отправляется в органы внутренних дел, расположенные по месту прописки осужденного. Сотрудники этих органов должны изъять у него или членов его семьи удостоверения и документы, которые подтверждают наличие специального звания. Все это, вместе с копией приговора, передается в Службу государственных наград Президента РФ.

Если обвиняемый, имея специальное звание, пользовался какими-то льготами или привилегиями, то вместе со званием он лишается и их. Поэтому органы, применяющие эти льготы, тоже должны быть осведомлены о решении суда.

На выполнение приговора обычно дается один месяц, в течение которого суд нужно известить о его исполнении.

Лишение звания может применяться как к работающим сотрудникам органов, так и к тем, которые уже в отставке или находятся в запасе.

Присвоение воинских званий происходит во всех войсках Российской Федерации.

Это могут быть:

  • пограничные и внутренние войска;
  • Вооруженные Силы;
  • ФСБ;
  • войска ФАПСИ;
  • Служба внешней разведки и т.д.

Представителям этих служб присваиваются звания от рядового состава (сержанты, матросы) до офицеров (младшие, старшие и высшие).

Считается, что наиболее целесообразным и логичным является лишение званий у офицеров высокого уровня, поскольку им есть что терять. Эти звания считаются почетными и престижными, и их обладатели пользуются многими преимуществами и льготами. Чаще всего преступления, в которых они обвиняются, происходит с использованием воинского звания, что является решающим основанием для решения суда о таком дополнительном наказании.

Процедура лишения воинского звания схожа с предыдущим случаем. После суда копия приговора отправляется должностному лицу, присвоившему ранее звание, для внесения изменений в документы. Также о решении извещается и командование воинской части, являющееся местом службы подсудимого. Удостоверения и документы о воинском звании также конфискуются и отправляются в Службу госнаград.

После этого подсудимый лишается всех имевшихся у него льгот и привилегий, например, военной пенсии по выслуге лет и т.п.

Суд может лишить лицо любого воинского звания, даже самого высокого, например, адмирала, либо генерала.

Сюда относятся разряды, которые присваиваются отдельным категориям служащих, на основании государственно принятого ранжирования.

Их наличие – это подтверждение того, что человек обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенной работы.

Они применяются в некоторых госструктурах и определяют, какое положение занимает в ней тот или иной человек.

Примеры данных структур:

  • Муниципальная или гражданская служба;
  • Министерство юстиций;
  • Генеральная прокуратура и т.п.

Процедура лишения чина такая же, только копия решения отправляется в ту структуру, которая ранее присвоила подсудимому соответствующий чин.

К государственным наградам относятся почетные звания, а также некоторые другие знаки отличия, ордена или медали.

Они выдаются за особые заслуги перед страной, в том числе и в сфере ее защиты, например, Герой РФ или СССР.

Отличительной особенностью процедуры лишения в этом случае является то, что решение об этом может быть принято только Президентом РФ, о чем после издается соответствующий указ.

После решения о лишении наград они должны быть конфискованы у подсудимого или его семьи представителями местных правоохранительных органов и отправлены в Службу госнаград.

Также в соответствующую службу Президента РФ отправляется копия судебного решения.

Почетные звания

Почетное звание является видом государственных наград. Оно присваивается за особые заслуги в одной из областей общественных знаний.

Это может быть:

  1. медицина;
  2. образование;
  3. юриспруденция;
  4. искусство;
  5. экономика;
  6. культура;
  7. промышленность (пищевая, нефтяная, строительная) и т.д.

Всего установлено 50 званий, в каждой из областей. Основанием для их получения являются высокие профессиональные качества, мастерство, многолетний труд. Примерами званий могут быть «Заслуженный экономист России», «Народный художник РФ» и т.п.

После вынесения обвинительного приговора у обвиняемого забирают документы и нагрудный знак, подтверждающие обладание этим званием.

Сведения об этом заносятся в учетную документацию, а также отправляются в президентскую службу.

Какие звания не подлежат лишению?

Существуют определенные звания, которые не относятся к специальным, поэтому их не могут забрать у обвиняемого.

К перечню специальных званий не относятся:

  • научные звания (такие как профессор или доцент);
  • научные степени (кандидат или доктор наук);
  • звания, связанные с квалификацией или профессиональными качествами (например, рабочие разряды токаря или слесаря);
  • спортивные звания (кандидат или мастер спорта).

По закону обвиняемого нельзя лишить ни одного из этих званий, поскольку они не входят в систему государственных. Считается, что их получение оправдано интеллектуальными, научными, трудовыми или спортивными достижениями человека, поэтому их лишение будет незаслуженным и несправедливым.

Единственная мера, которая в этих случаях применяется – это извещение места, где ранее работал подсудимый.

Туда отправляется информация о предъявлении ему обвинений и вынесении судебного приговора.

Также российские государственные органы не могут лишить человека некоторых наград или орденов, если они были выданы отдельными республиками Советского Союза (которые на данный момент не входят в состав России) или же иностранными государствами.

Поскольку эти государства являются самостоятельными, то принимать решение об изъятии награды могут только представители этих стран.

Возвращение чина и награды

Решение о лишении званий не имеет срока и может действовать до конца жизни подсудимого. Однако в некоторых случаях человек может вернуть обратно звания, награды или чин, которых его лишили.

К этим случаям относятся:

  1. Отмена обвинительного приговора, по которому произошло лишение, или закрытие дела.
  2. При решении Президента о помиловании и восстановлении в звании (чине) или о возвращении награды. Данное решение может быть принято после обращения гражданина, и в том случае, если его преступление перестало считаться общественно опасным. Возвращение всех наград вводится в действие указом Президента.

Применение такого наказания является лишь дополнительной мерой, целесообразность применения которой определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех особенностей дела.

Такая мера направлена воздействовать на человека морально, лишить его преимуществ и льгот, которые он после совершения преступления не заслуживает.

Обязательность ее применения нигде не прописана, и применяется она только в отдельных случаях.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

ug-ur.com

Лишение воинского звания и его последствия для пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)

ЛИШЕНИЕ ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

В статье рассматриваются проблемные вопросы пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, к которым применено дополнительное уголовное наказание в виде лишения воинского звания.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, лишение воинского (специального) звания, уголовное наказание.

The deprivation of the rank and its implications for pensions of those performing military service V. M. Koryakin

In the article are considered the problems of pension provision of persons dismissed from the military service, to which imposed additional criminal punishment in the form of deprivation of military rank.

Key words: pension, deprivation of the military (special) rank, criminal punishment.

В системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, имеется немало проблемных, дискуссионных, недостаточно урегулированных в правовом отношении вопросов. Одним из них является проблема реализации права на пенсионное обеспечение лиц, к которым за совершение преступления применено дополнительное уголовное наказание в виде лишения воинского звания . ——————————— В соответствии со ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения воинского звания может назначаться за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе или в отставке.

В Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»(далее — Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) данный вопрос урегулирован довольно расплывчато: в ч. 3 ст. 2 указывается, что пенсии бывшим военнослужащим, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом. 1. Право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, лишенных воинского звания за преступления, совершенные после увольнения с военной службы. Из буквального толкования приведенной выше формулировки Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, военно-пенсионные органы до недавнего времени повсеместно делали вывод, что если военнослужащий или гражданин, уволенный с военной службы, лишается по приговору суда воинского звания, то он утрачивает право на получение военной пенсии; свое конституционное право на пенсионное обеспечение такой гражданин может реализовать только на общих основаниях в рамках законодательства о трудовых пенсиях. Именно в данном направлении до весны 2005 г. развивалась правоприменительная практика: военно-пенсионные органы при получении вступившего в законную силу приговора суда о лишении военного пенсионера воинского звания прекращали выплату пенсии такому гражданину. А если в военный комиссариат обращался за назначением пенсии гражданин, лишенный воинского звания, то ему отказывалось в назначении пенсии. Правовой основой таких решений являлось то обстоятельство, что в соответствии со ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, при исчислении размера пенсий в обязательном порядке учитывается размер оклада в соответствии с присвоенным воинским званием. Поскольку гражданин приговором суда лишается воинского звания, то соответственно он лишается и права на исчисление ему военной пенсии, так как оклад по воинскому званию — неотъемлемая составная часть денежного довольствия, учитываемого при исчислении размера пенсии. Такова была логика военно-пенсионных органов. Однако в 2005 г. данная правоприменительная практика была существенно скорректирована Конституционным Судом Российской Федерации. Поводом для рассмотрения Конституционным Судом данного вопроса явилась жалоба гр. В. А. Ефимова, который в 1988 г. был уволен с военной службы в запас и получал пенсию за выслугу лет. В 1998 г. данный военный пенсионер был осужден к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и приговором суда лишен воинского звания «майор запаса». С этого времени Псковским областным военным комиссариатом выплата ему пенсии была прекращена со ссылкой на ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, поскольку он, как лишенный воинского звания, утратил право на получение пенсии за выслугу лет и его пенсионное обеспечение должно осуществляться на общих основаниях, установленных для назначения гражданам трудовых пенсий. В. А. Ефимов, будучи несогласным с таким решением, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой указал, что данная норма Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, позволяющая пенсионным органам Минобороны России и судам общей юрисдикции истолковывать ее как предусматривающую прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы, ранее назначенных им пенсий за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания, противоречит ст. 19 (ч. 1), ст. 39 и ст. 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив доводы жалобы и проанализировав действующее военно-пенсионное законодательство, в своем Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О отметил, что оспариваемая норма Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, решает лишь вопросы, связанные с назначением лицам, на которых распространяется действие данного Закона и которые в установленном законодательством порядке лишены воинских или специальных званий, а также их семьям, тех или иных видов трудовых пенсий. Она не содержит каких-либо предписаний относительно прекращения выплаты соответствующим лицам ранее назначенных пенсий, в том числе пенсий за выслугу лет. То обстоятельство, что эта норма истолковывается как предусматривающая прекращение выплаты ранее назначенных пенсий за выслугу лет гражданам, лишенным приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, свидетельствует лишь о ее неправильном применении и не указывает на наличие в ней неконституционных по своей сути положений. ——————————— Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что наказание в виде лишения воинского звания закреплено нормами Общей части УК РФ и при его назначении суд применяет непосредственно ст. 48 УК РФ, в соответствии с которой это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, недопустимо. Ранее Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 16 октября 1995 г. N 11-П и от 15 июня 1998 г. N 18-П сформировал правовую позицию, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, — право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. В силу приведенных правовых позиций Конституционный Суд Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы гр. В. А. Ефимова в Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О пришел к выводу, что ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, не может расцениваться как соответствующее ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии. 2. Право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, лишенных воинского звания за преступления, совершенные в период прохождения военной службы. Несмотря на очевидную ясность и определенность толкования Конституционным Судом Российской Федерации смысла и содержания правовых норм, содержащихся в ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, проблемы пенсионного обеспечения лиц, лишенных воинских званий, не были решены до конца. Дело в том, что в указанном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О идет речь о случаях лишения воинских званий за преступления, совершенные военными пенсионерами после увольнения с военной службы. В отношении же военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, лишенных воинских званий за преступления, совершенные в период прохождения военной службы, неопределенность сохранилась. Военно-пенсионные органы после принятия Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О стали применять дифференцированный подход к вопросу пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, лишенных воинских званий: если гражданин лишен воинского звания за преступление, совершенное после увольнения с военной службы, то выплата ему ранее назначенной пенсии продолжается, если же лишение воинского звания стало следствием преступления, совершенного военным пенсионером в период прохождения военной службы, то выплата пенсии прекращается. Суды общей юрисдикции в данном случае встали на сторону военно-пенсионных органов и повсеместно отказывают бывшим военнослужащим, лишенным воинских званий за преступления, совершенные в период прохождения военной службы, в удовлетворении их требований о признании незаконными действий, связанных с отказом в назначении или с прекращением выплаты им военных пенсий. Данная судебная практика впоследствии была подкреплена авторитетным мнением Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в июле 2011 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гр. А. И. Климовича, в которой он оспаривал конституционность упоминавшейся выше ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 г. по май 1995 г. проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части. Приказом главнокомандующего ВМФ от 27 мая 1995 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А. И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. В связи с тем что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 г. А. И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 г. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 марта 2009 г. А. И. Климовичу отказано в удовлетворении иска к военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 г. и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 г. по 31 декабря 2008 г. По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит ст. 19 (ч. 1), ст. 39 и ст. 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Рассмотрев указанную жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2011 г. N 863-О-О пришел к следующим выводам. ——————————— Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 863-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус. Военнослужащие, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др. Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать, в частности, тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги. Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей. Таким образом, констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку его пенсионное обеспечение в данном случае осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (п. 2 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Согласно п. 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и социальными гарантиями, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Учитывая, что данная правовая позиция коренным образом отличается от рассмотренной выше позиции, изложенной в Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О, Конституционный Суд Российской Федерации пояснил, что ранее сформулированная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы. Это обусловлено тем, что в сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении их уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания, и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории — уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Относительно мнения заявителя о том, что утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным УК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению. С учетом этого утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина. 3. Некоторые выводы и предложения. Таким образом, к настоящему времени сложилась следующая практика пенсионного обеспечения лиц, лишенных приговором суда воинских званий, подкрепленная авторитетом Конституционного Суда Российской Федерации: а) если гражданин лишен воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, то он не имеет права на назначение ему военной пенсии, а если такая пенсия была назначена, то ее выплата прекращается со дня вступления приговора в законную силу; б) если уголовное наказание в виде лишения воинского звания применено к гражданину за преступление, совершенное после увольнения с военной службы, то выплата ранее назначенной ему военной пенсии продолжается. При всем уважении к высшему органу конституционного контроля и надзора следует отметить, что сформулированные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются, по нашему мнению, не вполне безупречными. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Определении от 5 июля 2011 г. N 863-О-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал, по сути, новое, дополнительное условие для приобретения права на пенсию за выслугу лет: помимо наличия установленной законом выслуги лет на военной и (или) правоохранительной службе, право на пенсию за выслугу лет, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, «должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей». Если следовать данной логике, то можно поставить под сомнение легитимность назначения пенсий за выслугу лет всем лицам, уволенным с военной службы в связи с совершением преступлений. Исходя из смысла ст. 48 УК РФ применение судом дополнительного наказания в виде лишения воинского звания носит диспозитивный (необязательный) характер: «С учетом личности виновного суд может лишить его… воинского… звания», т. е. данное наказание применяется во многом по усмотрению суда. На практике это приводит к тому, что за одно и то же преступление (например, мошенничество с использованием должностного положения) один военнослужащий лишается воинского звания, а другой — нет. Примеров тому можно привести немало. Так, например, в 2009 г. за мошенничество в особо крупном размере был осужден к шести годам лишения свободы с лишением воинского звания «генерал-майор» бывший военный комиссар г. Москвы А. Глущенко. В 2011 г. за злоупотребление должностными полномочиями и мошенничество к четырем годам лишения свободы приговорен бывший заместитель начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России генерал-майор В. Знахурко. Однако дополнительную санкцию в виде лишения воинского звания суд счел возможным к данному должностному лицу не применять. В результате бывший генерал А. Глущенко, помимо отбытия срока лишения свободы, одновременно лишен права на пенсию за выслугу лет, а В. Знахурко имеет полное право на назначение ему данной пенсии как генерал-майор запаса или в отставке. В результате приведенная выше позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что право на пенсию за выслугу лет «должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей», превращается в фикцию и фарс. Здесь возникает вопрос о конституционном принципе равенства граждан перед законом, о соразмерности совершенного противоправного деяния и назначенного наказания. Еще одной стороной рассматриваемой проблемы является право лиц, лишенных воинского звания, на пенсию по инвалидности, а семей указанных лиц — на пенсию по случаю потери кормильца. Дело в том, что в рассмотренных выше актах Конституционного Суда Российской Федерации идет речь только о пенсии за выслугу лет. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца носят, в отличие от пенсии за выслугу лет, более ярко выраженный социальный («вспомощественный») характер. Поэтому возникает вопрос: если инвалид вследствие военной травмы, полученной при участии в боевых действиях, будет лишен воинского звания за совершенное преступление, вправе ли он рассчитывать на получение пенсии по инвалидности? А каковы пенсионные права семьи погибшего военнослужащего, лишенного воинского звания? Все эти вопросы требуют своего нормативного разрешения. Кроме того, нуждается в корректировке ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в целях приведения ее содержания в соответствие со сложившейся правоприменительной практикой и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотренными в настоящей статье.

——————————————————————

center-bereg.ru

Лишение сотрудников полиции права на пенсию: история и современность

Раздел 11. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

ТоропкИН с.А., кандидат юридических наук, [email protected] кафедра конституционного и международного права; Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

ToRoPKIN S.A.,

candidate of Legal Sciences,

[email protected]

chair of constitutional and international law;

Nizhny Novgorod Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Ankudinovskoe Highway 3,

Mzhny novgorod, 603144,

Russian Federation

ЛИШЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРАВА НА ПЕНСИЮ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Реферат. социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел обусловливает эффективность их деятельности. Пенсионное обеспечение является одной из основных социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, поэтому возможность лишения пенсии является важным средством воздействия на их поведение. Решение законодателем вопроса о лишении пенсии основывается на традиционном представлении о сущности пенсии как награды за добросовестную службу. Анализируется эволюция законодательства, регулирующего вопросы лишения пенсий сотрудников органов внутренних дел, сравнивается дореволюционное и современное российское законодательство. Рассматриваются правовые позиции конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу. сделан вывод о том, что по сравнению с дореволюционным периодом в действующем российском законодательстве существенно сократился перечень случаев, когда сотрудник органов внутренних дел может быть лишен пенсии. Такая возможность сохраняется лишь в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления в период службы, которое повлечет лишение сотрудника специального звания по приговору суда. Не могут быть лишены пенсионных прав сотрудники полиции, совершившие преступления, но не лишенные специального звания или же ставшие преступниками уже после выхода на пенсию. Не применяются такие основания лишения сотрудников полиции пенсии, как выезд на постоянное место жительства за границу, поступление на службу в иностранном государстве или пострижение в монашество. Подобный подход законодателя демонстрирует общую тенденцию в эволюции представлений о пенсии от идеи пенсии как награды к пониманию ее как гарантированного права, собственности пенсионера.

Ключевые слова: пенсия; пенсионное обеспечение сотрудников полиции; лишение пенсии; лишение специального звания; эволюция пенсионного обеспечения.

FORFEITURE OF THE RIGHT FOR PENSION FOR POLICE OFFICERS:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HISTORY AND THE PRESENT

Abstract. Social welfare of law enforcement officers determines the effectiveness of their activities. Providing pensions is one of the basic social guarantees for police officers, so the possibility of forfeiture of pension is an important means of influencing their behavior. The legislator's decision concerning the issue of forfeiture of pension is based on the traditional view about the nature of the pension as a reward for faithful service. The evolution of the legislation regulating the issues concerning the forfeiture of pensions of law enforcement officers is analyzed. Pre-revolutionary and the current Russian legislation are compared. The legal position of the RF constitutional court on this issue is considered. It's concluded that, in comparison with the pre-revolutionary period, the list of cases when the employee of internal affairs bodies may be deprived of pension is substantially reduced in the current Russian legislation. This is still possible only in case of committing a grave or especially grave crime during the period of service, involving the deprivation of the officer's special rank by court sentence. Police officers who have committed crimes, but were not deprived of special rank, or who have become criminals after their retirement cannot be deprived of their pension rights. Departure for permanent residence abroad, admission to service in a foreign country or becoming a monk cannot be the grounds for forfeiture of police pensions. Such approach of the legislator demonstrates a general trend in the evolution of ideas about retirement from the idea of pension as a reward to understanding it as the guaranteed right, the pensioner property.

Keywords: pension, providing pensions for police officers, forfeiture of pension, deprivation of special rank, evolution of pension provision.

Льготный порядок пенсионного обеспечения является одной из основных социальных гарантий служащих в полиции [1, с. 15-17]. В отличие от обычных граждан сотрудники органов внутренних имеют право на государственную пенсию за выслугу лет. При этом срок службы в полиции для получения пенсии по общему правилу составляет 20 лет, что позволяет полицейским получать пенсию гораздо раньше общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Возможность лишения права на пенсию является важным стимулирующим фактором к правомерному поведению сотрудников полиции и добросовестному исполнению ими своих должностных обязанностей. Однако следует отметить, что многие сотрудники полиции не владеют информацией о возможности лишения их пенсии. Результаты проведенного автором настоящей статьи экспертного опроса действующих сотрудников полиции* показали, что подавляющее большинство сотрудников полиции (86 %) полагают, что не могут быть лишены пенсии ни при каких обстоятельствах. Те же из опрошенных, кто ответил положительно на вопрос о возможности лишения их пенсии, как правило, не могли назвать точные основания, по которым лишение пенсии возможно. В данном случае, по нашему мнению, имеет место ситуация, когда реализация правовых актов и целых направлений правовой политики может тормозиться по причине недостаточных правовых знаний [2, с. 133].

Правила лишения пенсии за выслугу лет отражают сущность данного права. Устанавливая льготный порядок пенсио-нирования для сотрудников полиции, законодатель подчеркнул значимость для государства выполняемых органами внутренних дел функций. На наш взгляд, льготные пенсии в полиции можно рассматривать как поощрительную меру для граждан, посвятивших себя службе в органах внутренних дел. Сотрудник полиции служит государству, которое, в свою очередь, поощряет его предоставлением льготных пенсионных прав. Соответственно, в случае существенного нарушения своих должностных обязанностей, совершения преступления на службе закономерным будет лишение сотрудника полиции пенсии за выслугу лет.

* В опросе приняли участие 150 человек.

Подобная позиция подтверждается историей возникновения и развития государственных пенсий. Так, введенное впервые Петром I право на пенсию закреплялось в главе VI Морского устава 1920 г. с показательным наименованием «О награждении. Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за такую службу награжден будет». В качестве награды пенсия воспринималась и разработчиком общего пенсионного устава 1827 г. - министром финансов Российской империи графом Д.А. Гурьевым, который подчеркивал, что пенсия «есть вознаграждение, даруемое Правительством тем из служащих и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службой в течение установленного числа лет» [3, с. 24]. Сам же Устав о пенсиях и единовременных пособиях от 6 декабря 1827 г., определявший пенсионные права сотрудников полиции в Российской империи, начинается со слов «в награду трудов»**.

Таким образом, с момента возникновения государственное пенсионное обеспечение рассматривалось в России как разновидность поощрения, награды за службу. Анализ истории развития института пенсионного обеспечения сотрудников полиции в России показывает, что пенсии могли назначаться лишь за добросовестную службу. Исходя из этого, сотрудники полиции могли быть лишены пенсии в случае совершения преступлений.

Первым нормативным актом, регулировавшим вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, стал утвержденный Екатериной II в 1764 году доклад Сената «О пенсиях статских чиновников», согласно которому пенсии лишались чиновники, имевшие судимость за «большие и бесчестные преступления»***. Правда, перечня правонарушений «больших» и «бесчестных», влекущих лишение права на пенсию, законодатель не устанавливал.

В Уставе о пенсиях 1827 г. предусматривалось условие прекращения выплаты уже назначенной пенсии. Право на пенсию «уничтожалось», если «чиновник в службе, или в отставке, по суду приговорен будет к наказанию, со внесением онаго в послуж-

** Устав о пенсиях и единовременных пособиях. 6 декабря 1827 г. // ПСЗРИ 2. Т. II. N 1592.

*** О пенсиях статских чиновников: Высочайше утвержденный доклад Сената. 7 июня 1764 г. // ПСЗРИ. Собрание I. Т. XVI. N 12175.

ной список»*. Однако перечень составов преступлений, последствием которых было «уничтожение» права на пенсию, отсутствовал. Имелась лишь оговорка о том, что «выговор», сделанный чиновнику по судебному приговору, с внесением в послужной список, не лишает его права на пенсию.

В дальнейшем вопрос о лишении права на пенсию за противоправные деяния был подвергнут дальнейшей конкретизации в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Лишение пенсионных прав зависело от наказания, которому подвергался чиновник, - различные последствия имели «отрешение», «исключение» и «удаление» от должности. Безусловно лишались права на пенсию те чиновники, которые подвергались уголовным или исправительным наказаниям, соединенным с потерей всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, а также приговоренные к «исключению» со службы. В отношении лиц, «отрешенных» от должности, закон разрешал указанное наказание не считать препятствием к дальнейшему прохождению службы и к получению пенсий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чиновники, приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, как и к исключению со службы, лишались права на пенсию даже в том случае, если по «Высочайшему милосердию» были избавлены от присужденного им наказания. Равным образом лишались права на пенсию чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой наказания, лишающие права на пенсию, но помилованные монархом. Иными словами, монарх освобождал тех или иных лиц от суда и наказания, но не освобождал их от последствий нахождения под судом или присужденного наказания. Для этого требовался особый, дополнительный акт монаршей милости.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержатся составы преступлений, за которые назначались наказания в виде «исключения» со службы, сопряженные с лишением пенсионных прав. Это мог быть подлог по службе, когда «должностное лицо, изобличенное в выдаче заведомо ложного свидетельства о болезни, бедности или хорошем поведении

* Устав о пенсиях и единовременных пособиях. 6 декабря 1827 г. // ПСЗРИ 2. Т. II. N 1592.

другого и тому подобного из корыстных видов...»; «мздоимство и лихоимство» («кто для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы примет в дар деньги, вещи или что иное, сколько бы, впрочем, сумма денег или цена вещей им полученным ни была малозначительна.», «.когда им учинено или допущено что-либо противное обязанностям службы, хотя и не для собственной корысти, но для доставления другому незаконной прибыли.»)**.

Не все взыскания влекли за собой лишение права на пенсию. Такие санкции, как денежные взыскания, налагаемые по суду или в административном порядке, выговоры, замечания, аресты (даже внесенные в послужной список), не сказывались на пенсионных правах сотрудников полиции. кроме того, наказания, налагаемые на чиновника во внесудебном порядке, не лишали его права на пенсию. В частности, Положением Комитета Министров от 29 мая 1834 г. было установлено, что опубликование (повсеместное оповещение путем печатных указов Правительствующего Сената о нарушении закона, с поименованием всех лиц, участвовавших в данном нарушении), которому подвергались чиновники правительственных учреждений, не являлось препятствием к назначению им пенсий***.

Начало XX века характеризуется некоторой либерализацией уголовного законодательства по вопросу лишения пенсионных прав государственных служащих. В Уголовном уложении 1903 года указывалось, что лишение пенсии как дополнительное наказание сопряжено с такими главными наказаниями, как смертная казнь, каторга, ссылка на поселение или заключение в исправительном доме, а также «соединенном с лишением прав состояния заключением в тюрьме»****. Таким образом, лишение пенсии стало применяться лишь в совокупности с

** Высочайше утвержденное Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных. 15 августа 1845 г. // ПСЗРИ. Собрание II. СПб., 1846. Т. XX. N 19283.

*** О пенсиях чиновникам, опубликованным за упущение, медленность и неправильное применение или неисполнение законов: Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров. 29 мая 1834 г. // ПСЗРИ. Собрание II. Т. IX. N 7133.

**** Высочайше утвержденное Уголовное уложение. 22 марта 1903 г. // ПСЗРИ. Собрание III. Т. XXIII. N 22704.

наиболее строгими видами уголовных наказаний. Однако чиновник мог лишиться пенсии, совершив не только должностное, но и иное тяжкое преступление, повлекшее назначение ему соответствующего наказания.

В то же время власть не могла не реагировать на нарастающую политическую нестабильность в обществе. В начале XX века появилась практика отказа в назначении пенсии по мотивам «политической неблагонадежности». Иллюстрацией того, что российское правительство связывало назначение пенсий чиновникам с их полной лояльностью по отношению к существующему строю и политике государства, может служить указ Николая II от 26 декабря 1903 года: «Государь Император... Высочайше указать соизволил, что чиновники. не могут считаться имеющими право на пенсию в случае удаления их... от службы за политическую неблагонадежность, противодействие распоряжениям Правительства и другие несовместные со служебным долгом поступки»*.

Производство пенсии сотруднику органов внутренних дел в царской России могло прекращаться также вследствие пострижения его в монашество, принятия должности или службы «иноземной» без согласия российского правительства или недозволенного пребывания за границей сверх положенного срока (5 лет).

Особая процедура предусматривалась для чиновников, уже уволенных в отставку с пенсией, если они попадали под следствие или под суд по делам прежней службы. В этом случае подследственному или подсудимому лицу выплачивалась половина пенсии. Другая половина выдавалась ему в том случае, если он по суду был оправдан или присужден к наказанию, не лишающему права на пенсию**.

Таким образом, законодательство Российской империи, основывавшееся на

* По поводу Высочайшего разъяснения статьи 2 Высочайшего постановления от 1 (14) августа 1902 года, о порядке удаления от службы должностных лиц административных ведомств: Высочайшее повеление по Великому Княжеству Финляндскому. 26 декабря 1903 г. // ПСЗРИ. Собрание III. Т. XXIII. N 23779.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** О вознаграждении чиновников и их семейств за безвинное нахождение под след-

ствием или судом: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета. 26 июня 1851 г. // ПСЗРИ. Собрание II. Т. XXVI. N 25340.

понимании пенсии как награды за службу, устанавливало перечень случаев, когда сотрудник органов внутренних дел (как и любой гражданский чиновник) мог лишиться права на пенсию. Этот перечень включал в себя как случаи назначения чиновнику определенных уголовных наказаний, так и иные не связанные с уголовной ответственностью основания. При этом не имел существенного значения факт нахождения лица на службе, - пенсии могли быть лишены также и те, кто был уже в отставке. Законодателю того времени представлялось справедливым лишение лица награды в виде пенсии, если оно совершило тяжкое преступление, даже не связанное с его служебной деятельностью. Несмотря на то, что подобный подход являлся строгим, он стимулировал отставных чиновников к правомерному поведению, а также способствовал экономии бюджетных средств.

Несколько иначе вопрос лишения сотрудников полиции пенсии решается в современном российском законодательстве. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-! «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»*** бывшим лицам начальствующего состава органов внутренних дел, лишенным в установленном законодательством порядке специальных званий, пенсии назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях». Иными словами, сотрудники органов внутренних дел теряют право на пенсию лишь в случае лишения их специального звания в установленном законом порядке.

Действующее российское законодательство предусматривает возможность лишения сотрудника полиции специального звания лишь в качестве дополнительного уголовного наказания в случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления. Применение данной меры ответственности относится к усмотрению суда, который должен учитывать личность

*** Рос. газ. 1993. 26 февр.

виновного. При этом в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение подсудимому его специального звания*.

Следует отметить, что действующая норма закона о лишении сотрудников полиции пенсии носит «расплывчатый» характер, оставляя возможность для ее различного толкования. В законе не закреплено такое условие лишения сотрудника полиции специального звания, как время совершения преступления, а именно: в период прохождения службы или в любое другое время, даже после увольнения. Необходимо учитывать, что специальные звания сотрудников органов внутренних дел имеют как действующие сотрудники полиции, так и сотрудники полиции в отставке. В связи с этим споры вызвал вопрос о том, должен ли лишаться пенсии за выслугу лет сотрудник полиции в отставке, совершивший преступление уже после увольнения и лишенный судом специального звания.

Пенсионными органами положения закона были истолкованы буквально, поэтому выплаты государственных пенсий должны прекращаться лицам, лишенным специального звания по приговору суда, независимо от времени совершения ими соответствующих преступлений. Однако такая практика вызвала возражения со стороны пенсионеров, которые совершили преступления уже после выхода на пенсию и были лишены специального звания за преступления, не связанные с их служебной деятельностью. В связи с этим норма закона о лишении государственных пенсий стала предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В постановлениях конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и от 15 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пре-

* О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 янв. 2007 г. N 2: ред. от 3 дек. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

делы Российской Федерации» выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Конституционный Суд РФ при этом подчеркнул, что пенсии за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, - право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями.

В силу приведенных правовых позиций, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не может расцениваться как соответствующее статье 55 (части 3) Конституции Российской Федерации ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы**.

Подобная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации

** Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апр. 2005 г. N 184-О по жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вполне согласуется с практикой Европейского Суда по правам человека, считающего, что назначение человеку пенсии на основании решения уполномоченного органа или суда, вступившего в законную силу, наделяет его «законными ожиданиями» на получение пенсии, поэтому право на назначенную пенсию подлежит защите наравне с правом собственности [4, с. 168-174].

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации определил, что совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей*. Следовательно, сотрудник полиции, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассма-

* Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 863-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

триваться в данном случае как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Таким образом, следует заключить, что по сравнению с дореволюционным периодом в действующем российском законодательстве существенно сократился перечень случаев, когда сотрудник органов внутренних дел может быть лишен пенсии. Такая возможность сохраняется лишь в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления в период службы, которое повлечет лишение сотрудника специального звания по приговору суда. Не могут быть лишены пенсионных прав сотрудники полиции, совершившие преступления, но не лишенные специального звания или же ставшие преступниками уже после выхода на пенсию. Кроме того, сегодня не применяются такие основания лишения сотрудников полиции пенсии, как выезд на постоянное место жительства за границу, поступление на службу в иностранном государстве или пострижение в монашество. Однако институт лишения пенсии по-прежнему является средством позитивной юридической ответственности, поскольку направлен на развитие правомерного поведения субъектов права, влияет на их самоконтроль на информационно-психологическом уровне [5, с. 10].

Подобный подход законодателя демонстрирует общую тенденцию в эволюции представлений о пенсии - от понимания пенсии как награды к представлениям о пенсии как о праве, собственности пенсионера.

Список литературы

1. Быковская Ю.В. Основные направления развития системы социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в 1991-2001 годах // Проблемы экономики. 2014. N 1. С. 9-20.

2. Васильева Ю.В. Становление правовой политики в сфере социального обеспечения: проблемы и подходы // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2014. N 2. С. 129-135.

3. Труды Высочайше утвержденной комиссии для пересмотра правил о служебных преимуществах и пенсионного устава. СПб., 1871. Т. I.

4. Торопкин С.А. Право на пенсию в практике Европейского суда по правам человека // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. N 3 (31). С. 168-174.

5. Цишковский Е.А. Позитивная и перспективная юридическая ответственность в системе социального контроля: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.

cyberleninka.ru


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.