Кто является пенсионером по старости


Кто такой пенсионер по старости

Данный вид материальной помощи предоставляется пенсионерам, у которых размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в нем в процентном отношении составляют более чем 22 % от их общего собственного дохода (либо от совокупного дохода семьи, в которой проживают пенсионеры). Такое правило установлено статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

  1. социальное обслуживание на дому (Помощь пожилым гражданам в приобретении и доставке продуктов питания, медикаментов, уборке квартиры, сопровождение в лечебные организации и т.п.);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни);
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание (разовая помощь нуждающимся гражданам пожилого возраста – обеспечение горячим питанием, одеждой и обувью, предоставление жилья, предоставление юридических услуг и т.п.);
  5. социально-консультативную помощь (правовая помощь, обеспечение досуга и т.п.).

Какие льготы положены пенсионерам в России

Для получения данной материальной помощи необходимо обратиться в орган исполнительной власти региона. Это могут быть региональное министерство или же департамент, а также комитет социальной защиты населения субъектов РФ, который отвечает за исполнения данного закона. Также стоит отметить, что получить такую помощь можно только в том регионе РФ, в котором действует социальная программа по общей газификации на селе. Сумма платежа, которая возвращается пенсионеру, практически никогда не покрывает 100% расходов и рассчитывается каждым регионом самостоятельно. В лучшем случае — это 50 %.

Получить такие выплаты, человек может один раз в 2 года, в территориальном органе ПФР, как в виде определенной денежной суммы, так и в виде получения проездных билетов. Для того чтобы получить данную льготу человеку необходимо обратиться в ПФР именно там где находится его пенсионное и дело с заявлением. Такое же заявление можно подать и в МФЦ. К заявлению необходимо приложить документарное подтверждение того, что пенсионер был в доме отдыха, туристической базе, санатории или другом учреждении. Таким подтверждением может служить договор об оказании услуг, курсовка, путевка или другой документ, который имеет законную силу подтверждений такого рода.

Кто такой работающий пенсионер по старости

А вот что касается социальных льгот — здесь неработающие пенсионеры имеют преимущество над работающими. Среди социальны льгот, какими пользуются обычные пенсионеры по старости, работающие пенсионеры сохраняют за собой право только на покупку льготных проездных билетов (справедливо для Москвы и Санкт-Петербурга, есть ли льготы в вашем регионе — нужно узнавать в СОБЕСе по месту прописки).

Также им полагается ряд различных услуг в здравоохранительных учреждениях. К примеру, ветераны труда могут пройти бесплатное стоматологическое лечение, в рамках которого им могут бесплатно изготовить новый, либо починить старый зубной протез. Военные пенсионеры имеют ряд собственных, дополнительных льгот. Среди них можно выделить:

Интересное:  До какого возраста платятся алименты

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то вам будут даны разъяснения о необходимости их представления не позднее чем через три месяца. Одновременно выдается (направляется) уведомление с указанием в нем перечня документов, представленных одновременно с заявлением, документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в указанный срок, документов, находящихся в распоряжении иных органов, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Увеличение составит то же количество лет, исходя из пола, при этом повышению подлежит именно возраст, с которого может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости соответствующей категории граждан. В отношении лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста (например, педагоги), пенсионный возраст определяется, исходя из даты в соответствующем календарном году, на которую гражданин приобрел требуемый стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента для определения права на страховую пенсию по старости.

Разъяснения Конституционного суда: кто такие пенсионеры по старости

В одних случаях суды не признавали лиц, которым пенсия назначалась с уменьшением пенсионного возраста, пенсионерами по старости и выселяли их из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, а в других случаях — отказывали в удовлетворении исков о выселении таких пенсионеров из предоставленных им в пользование служебных жилых помещений, считая их пенсионерами по старости.

КСУ отмечает, что в законодательстве СССР использовались понятие «пенсия по старости» и «пенсионер по старости», системный анализ которых дает основания утверждать, что пенсионерами по старости считались лица, которым назначалась пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях и с уменьшением пенсионного возраста.

Федеральные и региональные льготы пенсионерам по старости

Пенсионеры освобождаются от ежегодных налоговых выплат за недвижимое имущество, находящееся у них в собственности. При этом размеры и количество необлагаемых имущественным налогом объектов недвижимости, принадлежащих пенсионеру, законодательно не ограничиваются. Эта льгота закреплена в федеральном законе РФ № 2003-1 от 1991 года, регламентирующем основы начисления и взимания налога на имущество граждан.

Все перечисленные налоговые льготы претендентам требуется оформлять самостоятельно в территориальном подразделении ФНС. Пенсионеру, желающему оформить льготное налогообложение, потребуется представить сотрудникам налоговой службы свое пенсионное удостоверение, паспорт, соответствующее заявление на льготу и управомочивающую документацию на объекты недвижимости или автотранспортное средство, находящиеся в собственности у льготника.

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:

Права на получение льготы распространяются на неработающих пенсионеров по возрасту, согласно пенсионному законодательству Российской Федерации (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении»). Для получения данной льготы необходимо подать заявление в отделение налоговой инспекции по месту жительства, где вам разъяснят, какие имеются в вашем регионе налоговые льготы на автомобиль для пенсионеров, и какая из них вам больше подойдет. Размер налоговых льгот варьируется, как правило, в зависимости от характеристик транспортного средства и количества транспортных средств.

Интересное:  Льготы многодетным семьям при поступлении в школу

ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ, ИНФОРМАЦИЯ

Конкретный вид назначаемой пенсии, как правило, зависит от сочетания следующих параметров: возраста застрахованного, общего и специального стажа работы и рода деятельности. С точки зрения последующего анализа принципиальным различием указанных видов пенсий по старости являются различия в возрасте выхода (или возможного выхода) на пенсию. Установленные действующим законодательством основания выхода на пенсию по старости для различных групп пенсионеров по старости могут наступить уже начиная с 33 лет, однако основная масса мужчин выходит на пенсию по старости в возрасте 50, 55 и 60 лет, а женщины – в возрасте 45, 50 и 55 лет.

Среди пенсионеров по старости основную группу составляют получатели пенсии по старости на общих основаниях (68.1%), затем следуют получатели пенсии в связи с условиями труда (16.6%), получатели пенсии в связи с работой на Крайнем Севере (6.4%), получатели пенсии на льготных основаниях, не связанных с условиями труда (6.1%), и получатели пенсии за выслугу лет (2.3%). Получатели прочих видов пенсий по старости в сумме составляющие менее 1% от численности всех пенсионеров по старости.

Какие льготы положены пенсионерам по старости

Пенсионеры в России могут рассчитывать на государственную поддержку в виде компенсации за услуги ЖКХ, если такие платежи составляют 22% и выше от совокупного дохода жильца данной квартиры. Более точные размеры предлагаемых льгот зависят от типа той или иной коммунальной услуги: электроэнергия, газоснабжение и другие.

Следует заметить, что общая система и устремленность всех региональных льгот для пенсионеров как правило неизменна в любом из регионов государства. Существенное отличие можно заметить лишь в количестве выплачиваемых денег и размере скидок, которые предоставляются старикам в том или ином субъекте Российской Федерации. Правда, в некоторых регионах действуют особые льготы, которые больше не существуют ни в одном из субъектов РФ. Такие привилегии устанавливаются по инициативе региональной власти.

Пенсии По Старости (По Возрасту)

ПЕНСИЯ — ежемесячная выплата, производимая пожизненно или в течение длительного срока в целях материального обеспечения в старости, при инвалидности, за выслугу лет и при потере кормильца. Пенсионное обеспечение граждан СССР в старости и в случае потери… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА РАБОТНИКОВ — основание расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, предусмотренное п.1 ст.33 КЗоТ. Лица, с которыми расторгается трудовой договор (контракт) по данному основанию, должны быть предупреждены о предстоящем увольнении… … Энциклопедия трудового права

24 Июл 2018      yslygiur         143      

urist-yslugi.ru

Пенсионеры

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации.

Источник: Краткий глоссарий демографических терминов

в государственной статистике – лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ПЕНСИОНЕР, лицо, получающее пенсию. В зависимости от оснований, по к-рым устанавливается пенсия, различаются П. по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, П., получающие пенсию за выслугу лет. Принято также подразделять П. па работающих и неработающих. Сов. гос-во поощряет посильную трудовую деятельность П., предоставляя им определ. преимущества, касающиеся условий труда, рабочего времени и времени отдыха, режима работы и т. д. Для них предусматриваются также благоприятные условия получения за период работы назначенной пенсии, к-рая выплачивается либо полностью, либо частично. Общая числ. П. в СССР - более 50 млн. ч. (1 янв. 1983).

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Граждане, реализующие право на денежное обеспечение в соответствии с Конституцией РФ и действующим пенсионным законодательством. Пенсионерами в РФ могут быть граждане РФ, граждане стран СНГ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии с пенсионным законодательством имеют право на пенсионное обеспечение: достижение определенного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), инвалидность, выслуга лет, особые условия труда, потеря кормильца и Т.д., а также требуемый период участия в трудовой деятельности (мужчины - не менее 25 лет, женщины - не менее 20 лет). Определенным категориям граждан, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию, в связи с трудовой и иной общественно- полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Право на денежное обеспечение определяется следующими законами РФ: -«О государственных пенсиях в РСФСР»; - «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсии по закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»; - «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военнyю службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

voluntary.ru

Работающий пенсионер - критерии правового статуса

Трудовая деятельность человека в течение жизни определяет сознание занимаемого места в обществе, степень престижности, уровень благополучия, удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью.

Важным является и привычка к постоянной занятости, многие пожилые люди, принимая решение о выходе на пенсию, не оставляют мысли о продолжении прежней профессиональной деятельности. Именно для таких граждан в законодательстве предусмотрен ряд изменений.

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 385- ФЗ,* вступивший в силу с 1 января 2016 года и внесший изменения в пенсионное законодательство,** согласно которым с 2016 года в период работы пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

В рамках реализации данной нормы Отделение разъясняет понятие «работающего» пенсионера.

Пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ,*** являются работающими пенсионерами.    

К данной категории относятся:

-работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения (науки, литературы, искусства);

-самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

-работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- священнослужители;

- осуществление работы и (или) иной деятельности за пределами нашей страны.

Работающими пенсионерами   признаются также граждане Российской Федерации, осуществляющие работу в иностранных организациях за пределами территории Российской Федерации.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Осуществление или прекращение работы за границей   подтверждается справками   установленного образца, выданными компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Пенсионеры,   которые не относятся ни к одной из указанных категорий, являются «неработающими».

Обращаем ваше внимание, что после увольнения с работы размер пенсии гражданина пересматривается с учетом всех индексов, которые были установлены в период его работы.

_____________________________________________

*Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»

**Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

***Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

www.pfrf.ru

§ 12.1. Понятие пенсий по возрасту. Круг лиц, имеющих право на пенсии по возрасту

§ 12.1. Понятие пенсий по возрасту. Круг лиц, имеющих право на пенсии по возрасту

В Республике Беларусь продолжается «старение» населения. Общий удельный вес лиц старших возрастных групп в численности населения республики постоянно из года в год увеличивается. В настоящее время в Беларуси 1 8 % населения — в возрасте старше 60 лет, и эта доля продолжает расти. По прогнозам к 2030 году стар­ше 60 лет будут до 27 % жителей, а число людей старше пенсион­ного возраста (55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин) вырас­тет на 0,5 млн человек. При этом численность трудоспособного населения уменьшится более чем на 800 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в разных странах мира является следующей: Россия — 60,4 лет, Украина — 62,4; Литва — 65,3; Латвия — 65,9; Беларусь — 70,5; Польша — 70,9; Австрия, Германия — 77,2 года5.

В 2009 г. 70,5 % общей численности пенсионеров составляли люди, получавшие пенсию по возрасту. Поэтому пенсия является одним из основных конституционных прав граждан республики. Се­годня этим правом пользуется более чем четвертая часть населения нашего государства. По состоянию на начало 2010 г. количество пенсионеров в республике, получающих пенсии в органах по труду и социальной защите, составляет не многим более 2,6 млн. Из них 2 млн — пенсии по возрасту, около 306 тыс. пенсионеров получают пенсии по инвалидности, 152 тыс. — по случаю потери кормильца, 23 тыс. — за выслугу лет и за особые заслуги перед республикой, 52 тыс. пенсионеров являются получателями социальных пенсий6. В 2009 г. 70 % общей численности пенсионеров составили люди, по­лучившие пенсию по возрасту. Возрастом наступления старости ус­ловно считается достижение физическим лицом 65—74 лет. Однако на конференции геронтологов, состоявшейся в 1963 г., ученые при­шли к выводу, что лица в возрасте 60—74 года являются пожилыми, в возрасте 75—90 лет — старыми, в возрасте 91 год и старше — долгожителями7. Такое мнение ученых-геронтологов вполне обо­снованно, так как большинство пенсионеров по возрасту в первые пять лет после выхода на пенсию являются трудоспособными, мно­гие из них продолжают трудиться в различных формах обществен­ной организации труда, получая и полную пенсию, и полный зарабо­ток. Поэтому пенсионеры по возрасту, хотя и являются лицами старше официального трудоспособного возраста, тем не менее в большин­стве случаев трудоспособны, их нетрудоспособность как бы пред­полагается законом условно. Таким лицам пенсия по возрасту на­значается и выплачивается не потому, что они нетрудоспособны из-за возраста, а потому, что в период до выхода на пенсию они доб­росовестно трудились в общественном производстве, выработали необходимый трудовой стаж и уплачивали страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Именно поэто­му они приобрели право на пенсию по возрасту, а следовательно, и право на заслуженный отдых.

Содержание понятия пенсионного обеспечения по возрасту формировалось в условиях совершенствования пенсионной законо­дательной базы.

Поэтому отдельные авторы пытаются дать понятие пенсии ис­ходя из теории, согласно которой пенсионное обеспечение предос­тавляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распреде­лении произведенного в обществе совокупного продукта или «в свя­зи с признанием обществом уважительности, социальной значимос­ти причин, которые затрудняют или делают нецелесообразным уча­стие в общественном производстве»8.

Другой подход — определение пенсии по возрасту как части функций государства, правовой формы жизнеобеспечения граж­дан, «совокупности распределительных отношений части обществен­ных фондов потребления»9, «выплаты, производимой государством в связи с наступлением определенных обстоятельств»10. Действи­тельно, в основе понимания сущности пенсии по возрасту лежат понятия старости и нетрудоспособности, являющиеся основанием и условием пенсионирования.

В пенсионном законодательстве Республики Беларусь опреде­ление старости связано не с медико-биологическими факторами, а с наступлением определенного возраста. Следовательно, назначе­ние пенсии связано не с наступлением нетрудоспособности по ста­рости в ее биологическом понимании, а с наступлением установлен­ного в законе возраста и освобождением в связи с этим лиц, зани­мавшихся общественно-полезным трудом, от обязанности трудить­ся с назначением пенсии.

В праве произошел отход от понимания старости как формы инвалидности и сформировалась концепция обеспечения по возрас­ту как гарантии заслуженного отдыха. Под старостью, лежащей в основе пенсионирования, в юридическом смысле слова следует по­нимать достижение установленного законодательством возраста, с которым связываются определенные правовые последствия.

Нетрудоспособность является одним из основных понятий, по­зволяющих раскрыть характер и содержание пенсии по возрасту.

При этом пенсии многим категориям граждан назначаются ис­ходя из «презумпции» их нетрудоспособности, независимо от про­верки индивидуальной трудоспособности»11. Права в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, связаны с признанием лично­сти, не способной к труду, или с фактом освобождения ее от обя­занности трудиться.

Ряд ученых, в частности А.Д. Зайкин, придерживаясь концеп­ции пенсионного обеспечения по возрасту как права на обеспече­ние заслуженного отдыха, утверждает, что «цель этого обеспече­ния — в стремлении предотвратить возможное наступление нетру-доспособности»12.

И это, как представляется, действительно является одной из при­чин, по которым вводится юридическое понятие старости — как дос­тижение определенного возраста, за чертой которого сохранение прежнего объема трудовых нагрузок представляет опасность, ра­ботники «становятся неспособными к выполнению трудовых обязан-ностей»13, «затрудняется их регулярная профессиональная деятель-ность»14. Многие ученые, исходя из этого обоснованно считающие законодательно установленный пенсионный возраст юридической гра­ницей трудоспособности, делают вывод о несовпадении ее с факти­ческой границей трудоспособности15. Понятие нетрудоспособности выражается в отношении между потенциальными возможностями человека участвовать в общественном труде (или их отсутствием) и требованиями, условиями труда. Вероятно при этом также ограниче­ние возможностей для занятий той или иной трудовой деятельностью.

Применимость понятия нетрудоспособности к пенсионному обеспечению по возрасту не является правовым критерием оценки состояния трудоспособности пенсионеров при назначении им пен­сии. Но оно необходимо при определении условий и режима труда пожилых людей, стимулировании их трудовой деятельности с уче­том сохранившейся трудоспособности.

Пенсия не является оплатой прошлого труда и в этом случае не является вознаграждением за живой труд, однако она несет на себе социально-оправданный отпечаток трудового вклада, определяя материальное обеспечение человека, его положение в обществе в зависимости от результатов его труда.

Размер назначаемой пенсии находится в прямой зависимости от прошлого заработка работника, количества и качества общественно-полезного труда и устанавливается в процентном соотношении к нему.

Пенсии по возрасту свойственны признаки, характерные как для пенсий вообще, так и специфичные.

Следует согласиться с В.С. Андреевым, выделяющим среди этих признаков:

— пожизненное назначение;

— назначение ее лицам, которые длительное время занима­лись общественно-полезной деятельностью;

— назначение лицам, достигшим установленного в законе возраста16. В науке пенсионного права также остро стоит проблема оптимального учета трудового вклада при определении размера пенсии по возрасту, соотношения пенсии и потребностей в матери­альном обеспечении нетрудоспособных.

Однако нельзя установить жесткую зависимость между пенси­ей и прошлым трудом, ибо часто мера потребления нетрудоспо­собных должна превышать меру их прошлого труда, и в пенсион­ном обеспечении должны учитываться обстоятельства, лежащие вне его сферы.

Объективной основой минимального уровня пенсии должна стать стоимость минимального потребительского бюджета или, как от­мечает ряд ученых, «прожиточного уровня» нетрудоспособного17. Развитие пенсионной системы происходит как в направлении усиле­ния связи пенсии с трудовым вкладом, так и упрочения принципа направленности к эквивалентному распределению. Характер этого развития определяется структурой и динамикой общих и специфи­ческих потребностей нетрудоспособных.

Природа пенсии не может трактоваться однозначно. Ее двой­ственность состоит в том, что наряду со свойствами продукта, рас­пределенного в соответствии с количеством и качеством прошлого труда, она обладает свойствами продукта, распределенного в соот­ветствии с потребностями нетрудоспособных. Поэтому, с одной сто­роны, пенсия — это материальная основа для удовлетворения по­требностей нетрудоспособных, сформировавшихся в период их не­трудоспособности, а также новых потребностей, возникающих по мере старения человека, с другой — пенсию можно рассматривать как меру прошлого трудового вклада нетрудоспособных в обще­ственное производство18. В соответствии со ст. 1 Закона Республи­ки Беларусь «О пенсионном обеспечении» граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспече­ние в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случа­ях, предусмотренных законом.

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, про­живающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государства­ми предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «О пенсионном обеспечении», применяются правила, уста­новленные этими международными соглашениями (договорами).

В Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. действует соглаше­ние о гарантиях прав граждан государств — участников Содруже­ства Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, которое подписали Республика Беларусь, Республика Армения, Рес­публика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Узбекистан и Республика Украина. Эти же государства 15 мая 1992 г. подписали соглашение о порядке пенсионного обес­печения военнослужащих и их семей и государственного страхова­ния военнослужащих государств — участников СНГ.

14 апреля 1994 г. было подписано соглашение между Респуб­ликой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Такие же соглашения были подписаны между Республикой Беларусь и Республикой Молдова 12 сентября 1995 г. и Республикой Беларусь и Украиной 14 декабря 1995 г. В соответствии с этими соглашениями для установления пра­ва на пенсии, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан, переехавших в Республику Беларусь из государств, ранее входивших в состав СССР, стаж, приобретенный на территории лю­бого из государств — участников соглашений учитывается по состо­янию на дату назначения пенсии. Однако стаж, приобретенный на территории государств, ранее входивших в состав СССР, не подпи­савших соглашение от 13 марта 1992 г., учитывается лишь до 1 января 1992 г.19 

Постоянно проживающие на территории Республики Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, временно проживаю­щие в Республике Беларусь, правом на пенсионное обеспечение не пользуются. Иностранные граждане и лица без гражданства счита­ются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоян­ное жительство в Республике Беларусь. Указанным лицам, получив­шим разрешение на постоянное жительство в нашей республике, выдается свидетельство на право жительства (вид на жительство). Переселившиеся в республику граждане считаются постоянно про­живающими при наличии в паспорте штампа о постоянной прописке.

Пенсии по возрасту являются одним из видов трудовых пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам Республики Беларусь по Закону «О пенсионном обеспечении».

Этот вид пенсий имеет следующие признаки: это ежемесячные выплаты; носят алиментарный характер; выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь; назнача­ются в случаях достижения лицом пенсионного возраста; обусловле­ны определенной продолжительностью трудового и страхового ста­жа; выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка.

Пенсии по возрасту — это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжи­тельности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка.

Рассмотрим каждый из признаков, раскрывающих понятие пен­сии по возрасту.

Выплата ежемесячная и денежная — все виды пенсий в Респуб­лике Беларусь выплачиваются гражданам каждый месяц по месту жительства.

Выплата алиментарного характера характеризует пенсию как безвозмездную, бесплатную выплату в порядке социальной алимен-тации государства. В основе заработной платы лежит возмездное начало — за данное количество и качество труда граждане получа­ют вознаграждение.

В основе же пенсии не лежит возмездное начало, она для ра­ботника фактически бесплатная (хотя из его заработка в Фонд соци­альной защиты населения взимается 1 % заработка).

Выплата из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь указывает на источник, из которого выплачивается пенсия.

Выплата в связи с достижением пенсионного возраста является определяющим в понятии пенсии. Назначение пенсии по достижении мужчиной 60 лет, женщиной — 55 лет, независимо от состояния здоровья, создает у граждан уверенность в завтрашнем дне, соци­ально защищает их в условиях рыночных отношений.

Наличие трудового стажа (25 лет — у мужчин, 20 лет — у жен­щин) и зависимость размера пенсий от прошлого заработка также являются важными в раскрытии понятия пенсии. Зависимость разме­ра пенсии от заработка в прошлом очевидна, ибо размер пенсии определяется в процентном отношении от прошлого заработка.

5 Лунева, М. Пенсионеры — наше будущее / М. Лунева // Аргументы и факты Белоруссии. — № 8. — 2010. — С. 18.

6 Писарчик, Л.Я. Социальное страхование в Беларуси / Л.Я. Писарчик. — Молодечно: УП «Тип. «Победа», 2004. — С. 16—17.

7 Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. — Минск: Амалфея, 2002. — С. 167.

8 Азарова, Е.Г. Проблемы равноправия женщин и мужчин в социальном обес­печении в СССР / Е.Г. Азарова. — М., 1989. — С. 26.

9 Батыгин, К.С. Ответственность по законодательству о социальном страхова­нии / К.С. Батыгин. — М., 1974. — С. 12.

10 Захаров, М.Л. Азбука социального обеспечения / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М., 1987. — С. 105.

11 Козлов, А.Е. Социальное обеспечение в СССР / А.Е. Козлов. — М., 1981. — С. 64.

12 Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зайкин. — М., 1974. — С. 114.

13 Ланцев, М.С. Социальное обеспечение в СССР: экономический аспект / М.С. Ланцев. — М., 1976. — С. 11.

14 Ачаркан, В.А. Работающие пенсионеры / В.А. Ачаркан, А.Г. Соловьев. — М., 1975. — С. 13.

15 Советское право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. П.М. Маргиева. — М., 1989. — С. 113.

16 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. — М., 1987. — С. 170.

17 Добровольский, Ю. Социальная защита пенсионеров в условиях перехода к рыночным отношениям / Ю. Добровольский, Г. Игнатов // Социальное обеспечение. — 1991. — № 5. — С. 57—62.

18 Пронина, Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения / Л.И. Пронина. — М., 1990. — С. 17—18.

19 Сборник нормативных актов и разъяснений к Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». — Минск, 1997. — С. 426—447.

ebooks.grsu.by


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.