vuzlit.ru

Понятие накопительной части пенсии, условия получения

Всем гражданам РФ, по достижению преклонного возраста, положена специальная государственная поддержка в виде денежных выплат.

Существует такое понятие, как накопительная доля пенсии, которая формируется у граждан, официально трудящихся на предприятиях, чей работодатель делает взносы на индивидуальные накопления работника. Но не все граждане до конца понимают суть закона о данных начислениях, кому они положены и как выплачиваются.

Консультация юриста (пенсии и право) по телефону

Бесплатно по России

+8 (800) 500-27-29 доб.107

По Москве и Московской области

+7 (499) 653-60-72 доб.696

Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

+7 (812) 426-14-07 доб.726

Понятие накопительной части пенсии

Накопительная пенсия – это денежная выплата, сформированная из взносов работодателя или собственных отчислений физического лица. Накопленные активы будут храниться на счёте пенсионной организации, либо, по желанию гражданина, в резервах коммерческих фондов.

Чтобы начать процесс отчисления средств на пенсионные накопления, физическое лицо должно дать на это своё согласие путём написания соответствующего заявления.

Работодатель регулярно делает отчисления в Фонд Пенсионного страхования (22%). Если работник составил и подписал заявление, в котором дал согласие на начало формирования дополнительной части пенсии в 2017 году и открытие индивидуального счёта, то из 22% будет отправляться 6% на начисление индивидуальных накоплений.

Отличия накопительного пособия от других видов государственной поддержки

Главными отличиями дополнительной доли от страховой принято считать:

  1. Страховая доля положена всем трудящимся гражданам, достигшим соответствующего возраста, и служит денежной компенсацией утраты работоспособности в связи с наступлением полагающегося возраста, инвалидности или смерти спонсирующего лица. Вторая же служит хорошим дополнением и прибавкой к основной компенсации и формируется и выплачивается по желанию пенсионера.
  2. Распоряжаться средствами активов гражданин вправе сам, выбрав для этого компанию, которая будет управлять капиталом в государственном или коммерческом учреждении. Страховой же капитал формируется только у трудящихся людей за счёт взносов руководителя предприятия, и повлиять на эту часть выплат физическое лицо никак не может.
  3. Страховая половина подпадает под ежегодное индексирование, накопления же не индексируются.
  4. Накопительная часть пенсии в 2017 году может быть увеличена за счёт вложения средств в развивающиеся предприятия, отчисления на основной капитал нельзя никуда вложить.
  5. Накопления индивидуальных активов гражданин может передавать по наследству своим родственникам, страховые денежные средства никто не сможет унаследовать.
  6. По желанию владельца средства на индивидуальном счёте могут быть перенаправлены на формирование основного пенсионного капитала, совершить процедуру в обратном порядке невозможно.

Важно! Дополнительный капитал человек имеет право получить раньше наступления возраста для пенсионеров при наступлении определённых обстоятельств. Такими обстоятельствами могут служить наступление смерти кормильца или получение статуса инвалида.

Лицо, имеющее накопленные средства, может самостоятельно выбрать способ их выплаты:

  • В качестве единоразового пособия. Выплачивается вся сумма накоплений за один раз. Начисления делаются, если дополнительное пособие имеет размер 5 % или менее от основного капитала. На такую одноразовую выплату могут рассчитывать и те, кто получает пенсию социального характера из-за отсутствия трудового стажа, или кто получает иные пособия от государства по случаю инвалидности или смерти обеспечивающего лица.
  • В качестве компенсации до конца жизни. В данном случае пенсионеру производятся выплаты денежных активов каждый месяц до наступления смерти пенсионера.
  • В качестве выплаты в срочном порядке. Такая компенсация подразумевает определение срока, на протяжении которого будут производиться расчёты, самим пенсионером. Данный срок не должен быть менее 10 лет. Такую выплату могут заказать лица, уже получающие основной страховой капитал.

Каждый гражданин, имеющий право на получение государственного обеспечения, может сам выбрать, где он хочет получать свои деньги: через отделение почтовой связи, через банковские организации, либо через иные компании, занимающиеся пенсионными выплатами.

Обратиться с заявлением о желании получить свои средства человек может в государственный Пенсионный Фонд, где хранится индивидуальная половина пенсии. Все сведения о личных вкладах, о размерах, обо всех произведённых отчислениях в пользу накоплений предоставляет Пенсионный Фонд.

Внимание! Если физические лица не имеют понятия, где формируются их накопления, то для получения необходимой информации они могут обратиться к сотрудникам Пенсионного  фонда, занимающимся накопительной частью пенсии.

Чтобы человеку начали производить расчёты накопительной части трудовой пенсии, ему следует обратиться с заявлением в организацию, где хранятся его накопления, либо в государственную компанию, либо в частную. Помимо личного заявления о назначении пособия, следует представить сотрудникам удостоверение личности и страховое свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счёта.

Если гражданин получил деньги с индивидуального счёта в виде единоразового пособия, то он имеет право начать заново формировать накопительную часть капитала, но получить средства вновь возможно будет только по истечении 5 лет.

В заключение

Итак, государственные или частные фонды занимаются страхованием пенсионных накоплений населения. Каждый человек вправе обратиться за информацией о состоянии своего индивидуального счёта, где хранятся деньги, и выбрать структурное подразделение, где он намерен хранить свои денежные средства.

Формируя дополнительное пособие пенсионера, человек сможет иметь веру в надёжное будущее, и по наступлению права получать государственную поддержку, обеспечить себе достойное проживание.

pensiolog.ru

Накопительная пенсия

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // «Консультант плюс»

2. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // «Консультант плюс»

3. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 14 декабря 2001 г. №166-ФЗ // «Консультант плюс»

4. Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ // «Консультант плюс»

5. Федеральный закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. №75-ФЗ./ «Консультант плюс»

6. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями) // «Консультант плюс»

7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Российская газета от 30 июля 2002 г. №138-139.

8. Кузнецова О.В. Пенсия 2009: порядок расчета и выплаты / М.: Кнорус, 2009 - 208 с.

9. Кузнецова О.В. Пенсия 2010: порядок расчета и выплаты / М.: Кнорус, 2010 - 208 с.

10. Линева С.А. Пенсионная реформа в вопросах и ответах / М.:Феникс, 2006 - 128 с.

11. Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. - Самиздат., 2007. - 98-103 с.

12. Йермо Х. Развитие накопительной пенсионной системы России. Международный опыт и рекомендации. Париж: Изд. ОЭСР. 2013. 135 с. URL: http://www.oecd.org/pensions/RussaFundedPensionSy stem2013.pdf.

13. Обзор инвестирования средств пенсионных накоплений в 2014 г. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2014/10/Obzor_(2014_03_10_2014).pdf.

14. Barr N. Reforming Pensions: Myths, Truths and Policy Choices // International Social Security Review. 2002. Vol. 55. №2. P. 3-36.

15. Disney R., Whitehouse E. Pension Plan and Retirement Incentives // Pension Reform Primer Series. Social Protection Discussion Paper. №9924. World Bank. Washington. DC. 1999.

16. Feldstein M. Would Privatizing Social Security Raise Economic Welfare? // NBER Working Paper. 1995. №5281.

17. Gonnot J.-P., Keilman N., Prinz C. Social Security, Household and Family Dynamics in Ageing Societies. Dordrecht, Boston: Kluwer Academic Publishers. 1995.

18. Gуra M. Reintroducing International Equilibrium: Key Concepts and the Example of the New Polish Pension System // William Davidson Working Paper. 2004. №574.

19. James E. New Systems for Old Age Security: Experiments, Evidence and Unanswered Questions // World Bank Research Observer. 1998. August.

Размещено на Allbest.ru

  • Понятие и структура трудовой пенсии по инвалидности. Расчет страховой и накопительной части пенсии. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, порядок расчета базовой ее части. Коэффициент индексации, право на льготы, порядок перерасчета.контрольная работа [36,8 K], добавлен 15.12.2010

  • Правоотношения по социальному обеспечению. Порядок наследования накопительной части трудовой пенсии. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Назначения пособия по временной нетрудоспособности. Условия получения помощи в виде набора социальных услуг.контрольная работа [24,2 K], добавлен 04.09.2015

  • Порядок выплаты и перевода пенсии гражданам, выезжающим за пределы России. Условия получения гражданами, проживающими за границей, справки о назначенной им российской пенсии. Единовременная и срочная выплата и накопительная часть страховой пенсии.дипломная работа [62,7 K], добавлен 28.04.2017

  • История развития пенсионной системы в советский и постсоветский периоды, развитие негосударственных пенсионных фондов. Понятие накопительной пенсии, условия и порядок ее назначения. Пенсионные системы в России и за рубежом: модели и опыт реформирования.дипломная работа [70,1 K], добавлен 04.04.2018

  • Методика и основные этапы, принципы определения размера трудовой пенсии, факторы, влияющие на данный процесс. Закономерности и нормативно-правовая база увеличения пенсии, необходимые документы и их оформление. Анализ необходимости и проведение реформ.курсовая работа [48,5 K], добавлен 19.03.2014

  • Исчисление пенсий по действующему законодательству. Размер страховой части трудовой пенсии по старости. Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии. Пенсионное обеспечение граждан. Виды трудового стажа, порядок начисления.контрольная работа [23,0 K], добавлен 18.06.2014

  • Основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности. Основные понятия и виды страховых пенсий. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности.курсовая работа [62,6 K], добавлен 13.05.2017

  • Предпосылки реформирования пенсионной системы. Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии. Пенсия по старости. Особенности назначения льготных пенсий. Пенсия по инвалидности. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства.дипломная работа [78,9 K], добавлен 02.06.2003

  • Характеристика пенсий за выслугу лет, условия и порядок их назначения. Назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации. Пенсии за выслугу лет в сфере образования, здравоохранения, культуры.контрольная работа [33,0 K], добавлен 14.04.2014

  • Основные условия предоставления трудовой пенсии по случаю потери кормильца и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии данного вида, структура, размеры и порядок ее начисления и перерасчета.курсовая работа [28,1 K], добавлен 12.05.2015

knowledge.allbest.ru

Характеристика накопительных систем на примере ряда стран

vuzlit.ru

Дайте общую характеристику накопительной пенсии


§ 3. Накопительная пенсия

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» с 1 января 2015 года введена накопительная пенсия как самостоятельный вид пенсии, выплачиваемой в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года в соответствии с законодательством, действовавшим до дня вступления в силу указанного Закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.

Согласно ст. 3 Закона накопительная пенсия– это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, при соблюдении следующих условий:

- наличие средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица;

- размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты и накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» регулирует порядок и виды выплат накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица. К выплатам, осуществляемым за счет средств пенсионных накоплений, закон относит:

  1. единовременную выплату, предусмотренную лицам:

- получающим страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на страховую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, по достижении пенсионного возраста;

- которым назначена страховая пенсия по старости, если размер накопительной пенсии составляет 5% и менее по отношению ко всей сумме страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты;

2) срочную пенсионную выплату, установленную на срок, указанный по желанию застрахованного, но не менее 10-ти лет, и осуществляемую лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет: дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию; взносов работодателя; взносов государства на софинансирование формирования пенсионных накоплений; средств материнского (семейного) капитала;

3) накопительную пенсию, назначаемую застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом«О страховых пенсиях»;

4) выплату средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. Если смерть гражданина наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства или их остаток выплачиваются правопреемникам. Средства материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части страховой пенсии, подлежат выплате только отцу ребенка (усыновителю), в случае отсутствия такового – самому ребенку.

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты.

Размер накопительной пенсии определяется по формуле:

НП = ПН / Т, где

НП – размер накопительной пенсии;

ПН – сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии.

Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством РФ. С 1 января 2015 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, составлял 19 лет (228 месяцев), а на 2016 г. установлен продолжительностью 234 месяца1.

Контрольные вопросы

  1. Дайте понятие пенсии по старости и назовите общие условия ее назначения.

  2. Раскройте основания назначения досрочных пенсий по старости.

  3. Укажите круг лиц, которым назначается досрочная пенсия по старости в связи занятостью на работах с особыми условиями труда.

  4. Раскройте досрочные пенсии по старости в связи с социально значимыми обстоятельствами.

  5. Назовите основания для назначения досрочной пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

  6. Каков механизм определения размеров государственной и страховой пенсий по старости?

  7. Раскройте формулу исчисления страховой пенсии по старости.

  8. Как определяется размер фиксированной выплаты страховой пенсии по старости?

  9. Назовите условия назначения и порядок исчисления накопительной пенсии.

studfiles.net

Накопительная пенсия

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

- Изучить правовой аспект накопительной части пенсии в РФ и порядок ее формирования;

- Рассмотреть деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению;

- Рассмотреть проблемы государственного регулирования в сфере инвестирования накопительной пенсии;

- Изучить зарубежный опыт пенсионного обеспечения и реформирования пенсионной системы.

1. Сущность накопительной пенсии в России

  • Понятие и структура трудовой пенсии по инвалидности. Расчет страховой и накопительной части пенсии. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности, порядок расчета базовой ее части. Коэффициент индексации, право на льготы, порядок перерасчета.контрольная работа [36,8 K], добавлен 15.12.2010

  • Правоотношения по социальному обеспечению. Порядок наследования накопительной части трудовой пенсии. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Назначения пособия по временной нетрудоспособности. Условия получения помощи в виде набора социальных услуг.контрольная работа [24,2 K], добавлен 04.09.2015

  • Порядок выплаты и перевода пенсии гражданам, выезжающим за пределы России. Условия получения гражданами, проживающими за границей, справки о назначенной им российской пенсии. Единовременная и срочная выплата и накопительная часть страховой пенсии.дипломная работа [62,7 K], добавлен 28.04.2017

  • История развития пенсионной системы в советский и постсоветский периоды, развитие негосударственных пенсионных фондов. Понятие накопительной пенсии, условия и порядок ее назначения. Пенсионные системы в России и за рубежом: модели и опыт реформирования.дипломная работа [70,1 K], добавлен 04.04.2018

  • Методика и основные этапы, принципы определения размера трудовой пенсии, факторы, влияющие на данный процесс. Закономерности и нормативно-правовая база увеличения пенсии, необходимые документы и их оформление. Анализ необходимости и проведение реформ.курсовая работа [48,5 K], добавлен 19.03.2014

  • Исчисление пенсий по действующему законодательству. Размер страховой части трудовой пенсии по старости. Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии. Пенсионное обеспечение граждан. Виды трудового стажа, порядок начисления.контрольная работа [23,0 K], добавлен 18.06.2014

  • Основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности. Основные понятия и виды страховых пенсий. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности.курсовая работа [62,6 K], добавлен 13.05.2017

  • Предпосылки реформирования пенсионной системы. Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии. Пенсия по старости. Особенности назначения льготных пенсий. Пенсия по инвалидности. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства.дипломная работа [78,9 K], добавлен 02.06.2003

  • Характеристика пенсий за выслугу лет, условия и порядок их назначения. Назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации. Пенсии за выслугу лет в сфере образования, здравоохранения, культуры.контрольная работа [33,0 K], добавлен 14.04.2014

  • Основные условия предоставления трудовой пенсии по случаю потери кормильца и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии данного вида, структура, размеры и порядок ее начисления и перерасчета.курсовая работа [28,1 K], добавлен 12.05.2015

knowledge.allbest.ru

Характеристика накопительной пенсионной системы

«В настоящее время в мире существует две классические системы пенсионного обеспечения: распределительная и накопительная. Распределительная (иногда определяемая как система солидарности поколений работников наемного труда) предполагает содержание неработающих пенсионеров за счет страховых взносов более молодых работающих слоев населения. Накопительная система пенсионного страхования состоит в возврате части дохода, изъятого у граждан посредством прямых (страховых взносов трудящихся) и косвенных (взносы работодателей) вычетов на эти цели.

Накопительная пенсионная система по своим экономическим характеристикам ближе к категории кредита, чем к страхованию, так как в работе накопительного пенсионного механизма производится индивидуальное накопление финансовых средств с их передачей в оперативное управление страховщику, на основании чего можно характеризовать накопительный пенсионный вклад как долгосрочный банковский депозит. Исходя из чего в функционировании накопительного пенсионного механизма реализуется практически только один страховой принцип - возвратность страховых платежей способом, характерным для сберегательного страхования, трактующем возвратность страховых платежей конкретному лицу, их производившему, а не абстрактной группе страхователей, как это принято во всех остальных видах страхования.

Накопительная пенсионная система строится на принципах капитализации взносов и персонификации пенсионных счетов. При этом устанавливаются уровни страховых взносов и пенсий (как наемных работников, так и работодателей), которые накапливаются на индивидуальных счетах в пенсионном фонде. На них начисляются проценты в течение трудовой жизни застрахованного, а при выходе последнего на пенсию используются для выплаты пенсий (для выплаты ренты). В системах с установленным уровнем пенсий индивидуальные взносы, накапливаемые с учетом процента приращения (через их капитализацию), вплоть до выхода на пенсию должны соответствовать расчетному уровню затрат на соответствующие пенсионные выплаты. Такие системы в основном не пользуются финансовыми правительственными гарантиями; они делают ставку на финансовые рынки, позволяющие обеспечить при благоприятных экономических условиях уровень дохода. В результате размер пенсий отражает как взносы, так и проценты на сумму взносов трудящихся за их трудовую жизнь, а не только заработки в годы, непосредственно предшествующие их выходу на пенсию. Однако у данных систем нет преимуществ, присущих системам с универсальными и фиксированными пособиями, для которых характерен дух солидарности с малоимущими слоями населения. В то же время им присущ более наглядный и контролируемый характер формирования средств. Застрахованный может в любое время получить информацию об общей сумме своих взносов (по аналогии со счетом в банке) и начисленных на нее процентах или об уровне причитающихся ему пособий.

Накопительные пенсионные системы получили распространение в странах, где в экономической деятельности на первый план выходит частная инициатива (присущая накопительному пенсионному механизму), а государство не оказывает существенное воздействие на регулирование экономических процессов. В частности, обязательное накопительное пенсионное страхование получило распространение в странах Южной Америки и Африки.

Обе рассмотренные пенсионные системы обладают рядом преимуществ, реализуемых в той или иной степени.

К преимуществам распределительной пенсионной системы можно отнести:

  • 1) независимость от уровня инфляции в стране;
  • 2) независимость от уровня инвестиционной активности в государстве;
  • 3) простота организации системы финансирования;
  • 4) экономия на административных расходах (в накопительных пенсионных фондах административные расходы составляют 12-17%, тогда как в распределительных - 1-3%);
  • 5) обычно получение пенсий гарантируется государством.

К преимуществам накопительной пенсионной системы, относятся:

  • 1) независимость от демографических проблем в стране - соотношения числа трудящихся (плательщиков страховых взносов) к числу получателей пенсий (пенсионеров);
  • 2) позволяет аккумулировать значительные финансовые ресурсы для их инвестирования в коммерческие проекты;
  • 3) повышает справедливость в процессе пенсионного страхования, так как возвращает пенсионеру накопленные им самим страховые взносы, капиталы.

Изложенные преимущества данных пенсионных систем по своему применяются в экономических системах различных стран. Одной из важнейших экономических проблем, сдерживающих развитие накопительной пенсионной системы нашей страны, является высокий уровень инфляции (составляющий 10-14% годовых), который, учитывая невысокий уровень доходности современных российских негосударственных пенсионных фондов, предлагающих накопительные пенсионные схемы (около 10% годовых), ощутимо обесценивает пенсионные накопления, за счет чего, через продолжительный период накопления (достигающий 20 лет) они не капитализируются, а наоборот полностью потеряют свою стоимость за весь период обесценения.

Основным же преимуществом накопительной пенсионной системы является независимость от демографических факторов, которые определяют эффективность работы распределительного пенсионного механизма. Качество работы распределительной пенсионной системы определяется отношением числа работающих граждан в стране к численности пенсионеров, эффективность же работы данного пенсионного механизма достигается при превышении данным показателем значения 2, которое соблюдается в развитых странах мира (это также имело место в советский период истории России). Исходя из данных условий два трудящихся вполне могут содержать себя, а так же одного пенсионера.

В современных же отечественных условиях данное отношение составляет около 1,8 (70 млн. работающих и 38 млн. пенсионеров), но реально же данная ситуация искажена ввиду ряда факторов, характерных для кризисной ситуации российской экономики: широкие масштабы уклонения от уплаты обязательных платежей во внебюджетные фонды; низкий уровень оплаты труда, на основе которого определяются суммы взносов в ПФР; наличие у страхователей задолженности по платежам в ПФР из-за недостатка оборотных средств предприятий и т.д. Исходя из чего, наиболее точным значением демографического показателя, по мнению исполнительных органов ПФР, является 1,6, что значительно подрывает финансовую базу пенсионной системы России. Но еще более удручающая ситуация намечается в перспективе, причем Россия стоит в авангарде стран, ожидающих ухудшение пенсионной системы. Если в большинстве развитых стран мира в ближайшие 10 лет прогнозируется снижение демографического показателя вследствие положительных причин - повышение продолжительности жизни, и как следствие рост числа пенсионеров, то в России его снижение прогнозируется по негативным причинам, вызванным спадом рождаемости в перестроечный и реформируемый периоды истории страны, который должен сократить численность трудящихся в нашей стране в ближайшей перспективе.

Перспективные оценки пенсионного будущего нашей страны показывают, что в последние годы, а так же ближайшие два-три года пенсионная система России будет находится в режиме относительного благоприятствования, вызванного выходом на пенсию по старости в данный период граждан, родившихся в период Великой Отечественной войны, характеризовавшимся спадом рождаемости. Однако уже начали выходить на пенсию по старости граждане, родившиеся в послевоенный период, ознаменовавшийся всплеском рождаемости, за счет чего, в ближайшей перспективе отечественную пенсионную систему ждет снижение демографического показателя до значения 1 к 1, по которому один трудящийся должен будет содержать себя, свою семью, а так же одного пенсионера. В таких условиях работа распределительной пенсионной системы практически невозможна, исходя из чего, отказ от одностороннего использования распределительных принципов является практически безальтернативным. А привнесение в российскую пенсионную систему накопительных элементов, несмотря на все ее недостатки в современных российских условиях, является единственным выходом из кризиса пенсионного механизма, что и было предпринято Правительством Российской Федерации с 2002 года».

«Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Краткие сведения о пенсионной системе Великобритании

Структура пенсионного обеспечения Великобритании включает в себя три базовых уровня.

Первый уровень - государственная пенсия по старости (Basic State Pension). Она предоставляется всем гражданам, размер пенсии минимален и дифференцирован в зависимости от семейного статуса пенсионера - одинокого человека (265 Ј.) или семейной пары (417 Ј). В России - это базовая часть обязательной пенсии.

Второй уровень - государственная пенсия по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS). Предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS - увеличение базовой пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. Российский эквивалент - это страховая (в переходной период) и накопительная части обязательной пенсии.

Третий уровень - негосударственная пожизненная пенсия по выслуге лет (Occupation Pension Scheme). Ее особенность - стимулирование государством работодателей в деле производства пенсионных схем путем предоставления существенных налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. В России подобными функциями наделена система негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения.

Пенсионные взносы обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам. Основа формирования базовой государственной пенсии - подоходный налог; государственной пенсии по выслуге лет - налог на фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции.

Для стимулирования развития корпоративных пенсионных программ используется система налоговых льгот:

  • * на взносы самого работника не начисляется подоходный налог. Льгота действует, если все текущие отчисления работника (включая и добровольные пенсионные схемы) не превышают 15% от текущего заработка;
  • * на взносы работодателя не начисляется налог на прибыль. Льгота действует, если размер корпоративной пенсии по данной пенсионной программе не будет превышать 82 200 фунтов в год на одного человека;
  • * инвестиционный доход пенсионных схем освобожден от уплаты всех налогов.

Для получения налоговых льгот необходимо одобрение налоговой службы.

Надзорные функции за системой негосударственного пенсионного обеспечения возложены на Управление по регулированию профессиональных пенсий (OPRA) - независимый орган, отчитывающийся перед парламентом, службу консультаций по профессиональным пенсионным системам (OPAS) - саморегулируемую организацию, предоставляющую частным лицам информацию по пенсионным вопросам - и налоговую службу, что связано с предоставлением фондам значительных налоговых льгот. Пенсионные фонды и схемы функционируют, не получая каких-либо лицензий, управление банковским счетом, ведение финансовой отчетности, проведение аудита и хранение учетной информации (по меньшей мере в течение 6 лет) возлагается на попечительский совет пенсионного фонда. Если фонд инвестирует активы в ценные бумаги, то попечители обязаны назначить профессионального управляющего фондом. Контроль за деятельностью управляющих осуществляется Организацией по регулированию управления инвестициями (IMRO). Защита прав индивидуальных участников (физических лиц) возложена на Управление личных инвестиций (PIA). Защита от банкротств осуществляется Советом по пенсионным компенсациям (РСВ).

Закон о пенсиях предписывает, как следует оценивать обязательства и активы пенсионных схем. Каждый год актуарий должен подписывать справку, что внесенных в схему взносов достаточно для соблюдения минимальных требований по финансированию в течение по меньшей мере 5 лет. Если такую справку выдать невозможно, требуется пересмотреть ставку взносов или произвести полный актуарный расчет. Попечители на основе актуарного расчета составляют график взносов (заверенный актуарием) и предоставляют его работодателю. В случае если работодатель не вносит взносов, достаточных для соблюдения минимальных требований по финансированию, он будет виновен в преступлении и может быть оштрафован. OPRA может дисквалифицировать попечителя, наложить на него штраф или возбудить уголовное дело. Вот несколько примеров нарушений, которые могут повлечь взыскание на попечителя:

  • * не выполняют требований, выдвинутых участниками в отношении попечителей;
  • * не назначен по контракту актуарий, аудитор или управляющий фондом;
  • * отсутствует надлежащий учет или отдельный банковский счет для активов фонда;
  • * не составлена инвестиционная декларация;
  • * нарушены нормативы инвестиционной декларации;
  • * не установлен график взносов или попечители не сообщили в OPRA о неуплате взносов работодателем;
  • * актуарий или аудитор схемы не информирует OPRA о каком-либо нарушении законодательства.

Сумма штрафа для попечителя - частного лица достигает до 5000 фунтов, для юридического лица - до 50000 фунтов.»

Краткие сведения о пенсионной системе США

«В США существует также три уровня пенсионных систем.

Первый уровень - государственное пенсионное обеспечение (Social Security), финансируемое за счет пенсионного налога FICA tax (т.е. налога в соответствии с Federal Insurance Contributions Act), который обязаны платить все лица, работающие по найму (6,2% от доходов), и работодатели (6,2% от фонда заработной платы). Существует две разновидности государственных пенсий:

* государственное пособие SSI (Supplemental Security Income),

выплачиваемое малоимущим гражданам США; при этом размер пенсии минимален и дифференцирован в зависимости от семейного статуса пенсионера - одинокого человека (484 $) или семейной пары (726 $), причем если пенсионер имеет какие-то другие доходы, то размер SSI, соответственно, уменьшается;

* государственная пенсия SSB (Social Security Benefits), размер которой зависит от среднемесячного за N - 5 «лучших» лет стажа (где N - общий стаж пенсионера) индексированного (например, $1 1950 г. приравнивается к $7,51 1990 г.) заработка, размера внесенных налогов и стажа, вычисленных по специальной кусочно-линейной формуле.

Второй уровень - частные (корпоративные) пенсии (Employer-Sponsored Retirement Plans). Конкретные детали таких планов оговариваются с профсоюзом и оформляются коллективным договором. Частные пенсии могут быть построены как по принципу DC, так и по принципу DB. При этом требования по инвестированию активов для пенсионных схем DB более либеральны, чем для схем DC.

Фактически корпоративные пенсии представляют собой разновидность системы бонусного вознаграждения (отложенную заработную плату), широко распространенной в США. Основной мотив создания такой системы для работодателя - укрепление кадровой политики и дисциплины. Пенсионные планы оговариваются между работодателем и участником с глазу на глаз. В случае досрочного ухода работника с предприятия в пенсионном плане работника определяется 1 из 4 вариантов прав на выкупную сумму - работник при уходе может взять накопления работодателя, не может, может иногда - при определенных условиях, взять не может, но будет получать пенсию. Оговаривается также вариант инвестирования накоплений участника. Сегодня управляющими компаниями предлагается в среднем 14 вариантов инвестирования, охватывающих 10 классов финансовых инструментов. Для развития частных пенсионных программ работодателям налоговыми органами штатов могут быть предоставлены льготы.

Реализацией частных пенсионных программ занимается либо работодатель, либо профсоюз. Для непосредственного управления программой «реализатор» может (но не обязан) обратиться к саморегулируемому консультанту, переложив на него свою ответственность. Раскрытие информации о программе возлагается на работодателя.

* государственная пенсия SSB (Social Security Benefits), размер которой зависит от среднемесячного за N - 5 «лучших» лет стажа (где N - общий стаж пенсионера) индексированного (например, $1 1950 г. приравнивается к $7,51 1990 г.) заработка, размера внесенных налогов и стажа, вычисленных по специальной кусочно-линейной формуле.

Второй уровень - частные (корпоративные) пенсии (Employer-Sponsored Retirement Plans). Конкретные детали таких планов оговариваются с профсоюзом и оформляются коллективным договором. Частные пенсии могут быть построены как по принципу DC, так и по принципу DB. При этом требования по инвестированию активов для пенсионных схем DB более либеральны, чем для схем DC.

Фактически корпоративные пенсии представляют собой разновидность системы бонусного вознаграждения (отложенную заработную плату), широко распространенной в США. Основной мотив создания такой системы для работодателя - укрепление кадровой политики и дисциплины. Пенсионные планы оговариваются между работодателем и участником с глазу на глаз. В случае досрочного ухода работника с предприятия в пенсионном плане работника определяется 1 из 4 вариантов прав на выкупную сумму - работник при уходе может взять накопления работодателя, не может, может иногда - при определенных условиях, взять не может, но будет получать пенсию. Оговаривается также вариант инвестирования накоплений участника. Сегодня управляющими компаниями предлагается в среднем 14 вариантов инвестирования, охватывающих 10 классов финансовых инструментов. Для развития частных пенсионных программ работодателям налоговыми органами штатов могут быть предоставлены льготы.

Реализацией частных пенсионных программ занимается либо работодатель, либо профсоюз. Для непосредственного управления программой «реализатор» может (но не обязан) обратиться к саморегулируемому консультанту, переложив на него свою ответственность. Раскрытие информации о программе возлагается на работодателя.

Третий уровень - персональные пенсионные накопления (Personal Savings). У этих видов пенсий существует множество разновидностей, но основных две.

  • * Индивидуальные пенсионные вклады IRA (Individual Retirement Arrangement). Любое лицо с трудовыми доходами может открыть в банке, паевом фонде или у брокера счет IRA и перечислять туда ежегодно до $2000. Подоходный налог при этом не взимается, но он будет востребован по мере получения выплат из этих накоплений. IRA позволяет владельцу счета инвестировать деньги так, как он пожелает.
  • * Накопительные вклады по месту работы (Deferred Compensation Plans), создаваемые компаниями для своих работников в соответствии со статьями 401 (к) Налогового кодекса, поэтому они часто называются планами 401k. Для служащих некоммерческих организаций существует аналогичный план 403. Правительства местного уровня и уровня штатов предлагают планы 457. DCP отличаются от IRA тем, что взносы не вычитаются из налогооблагаемого дохода, зато при снятии денег со вклада в старости подоходный налог, в том числе и на инвестиционный доход, не платится, кроме того, работодатель также может перечислять на DCP часть своих средств в какой-то пропорции.

В последнее время в США наблюдается кризис индивидуальных сбережений, поколение назад американцы откладывали до 9% заработка, сейчас этот показатель снизился до 3%. Поэтому правительство пытается создать большую привлекательность персональных пенсионных программ. Подтверждением тому является Акт о пенсионной реформе H.R.1102 (The Comprehensive Retirement Security and Pensi-onreform Act).

Контроль за взносами и выплатами пенсий первого уровня производит Управление социального обеспечения (Social Security Administration). В качестве субъектов правоотношений по пенсиям второго и третьего уровней выступают консалтинговые компании, кастодианы, управляющие компании, банки, страховщики, актуарии и «учетные» компании, ведущие учет и документооборот по пенсионным схемам. Некоторые из учетных компаний, например Milliman USA, одновременно выступают в качестве актуариев и юрисконсультов. Отчетность в британской и американской пенсионных системах основана на своих национальных стандартах:

  • * стандарт учетной практики (Statement of Standard Accounting Practice - SSAP) института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants in England and Wales) №24, «Бухгалтерский учет пенсионных расходов (Accounting for Pension Costs)» - SSAP24;
  • * стандарты финансового учета (именуемые как: Financial Accounting Standards - FAS; Financial Accounting Standards Board - FASB или Statement of Financial Accounting Standards - SFAS) - FASB87.»

Краткие сведения о пенсионной системе Германии

«Главный принцип немецкой системы - это принцип солидарности поколений, при которой граждане страны оплачивают содержание нынешних пенсионеров, при этом Система спроектирована так, чтобы работающим гражданам было бы выгодно и интересно участвовать в их содержании. (Чем больше взносов платят граждане, тем больше пенсионных прав они получают при выходе на пенсию).

Формула расчета размера пенсии выглядит следующим образом:

Сумма индивидуальных коэффициентов

Годовой коэффициент равен отношению Зарплаты, с которой уплачивались взносы, к средней зарплате по стране.

Средняя зарплата по стране публикуется органами статистики ежегодно 1 июля за предыдущий год.

Если зарплата, с которой уплачиваются взносы, равна средней зарплате по стране, то гражданин получает годовой индивидуальный коэффициент 1. Если зарплата, с которой уплачиваются взносы в 2 раза меньше средней зарплаты по стране, то гражданин получает годовой индивидуальный коэффициент 0,5 и т.д.

Однако существует максимальный индивидуальный коэффициент (в отдельные годы составлял 1,7), который работник может приобретать за год, при этом сами пенсионные взносы уплачиваются со всей зарплаты. (с апреля 1991 по 1992 г. тариф составлял 17,7%).

Таким образом, взносы платятся со всей зарплаты, однако накопленные обязательства государства перед работником в течение года не могут быть выше определенного уровня. Данный принцип продиктован тем, что молодое поколение не должно вкалывать на пенсию «олигарху», который в конце своей жизни изволил вложиться в собственное пенсионное обеспечение, а до итого «забивал» на всю систему.

Сумма индивидуальных коэффициентов - это сумма всех накопленных годовых индивидуальных коэффициентов от момента начала трудовой деятельности до момента выхода на пенсию (в Германии пенсионный возраст составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин).

Пример: если Застрахованный имел стаж 30 лет и каждый год платил взносы с зарплаты, которая являлась средней по стране, то сумма индивидуальных коэффициентов равна 30.

Считается, что гражданин за свою жизнь должен в среднем заработать 45 индивидуальных коэффициентов (от 20 лет до 65 лет), т.е. за год в среднем получить коэффициент 1.

Студентам, военнослужащим, безработным женам дипломатов, матерям во время ухода за ребенком, военнопленным и прочим социальным группам граждан, имеющим уважительные причины в части отсутствия заработка, полагается зачисление коэффициентов в соответствии с законодательством (как правило, указанный засчитываемый коэффициент колеблется в пределах: 0,5-0,8).


Смотрите также

 


СодержаниеКарта сайта

Пенсионный консультант © 2020 Все права защищены.