КАКИМИ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ БУДУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОССИЯНЕ?

 
 

ПРЕСС-ВЫПУСК

 

В июне 2007 г. «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ)запустило проект, посвященный исследованию актуальных аспектов и проблем финансовой сферы России. В рамках этого проекта предполагается проводить еженедельные экспресс-опросы населения России на предмет отношения к тем или иным финансовым институтам, уровня финансовой активности и вовлеченности в современные механизмы управления денежными средствами, финансовой грамотности и осведомленности.

Первый подобный опрос касался перспективного финансового поведения населения России. Целью исследования было выявить, какими видами финансовых услуг россияне намерены воспользоваться в ближайшие несколько лет.

 

В ходе исследования респондентам был задан вопрос «Какой финансовой услугой вы собираетесь воспользоваться в ближайшие год-два»? Ответы на него свидетельствуют о все еще сохраняющемся недостаточном уровне финансовой активности и грамотности населения России.

 

Таб. 1. Какой финансовой услугой вы собираетесь воспользоваться в ближайшие год-два?

Вид финансовых услуг Доля респондентов, %
Ничего из перечисленного 54,3%
Брать кредит в банке потребительский, на неотложные нужды, автокредит (за исключением кредита на покупку недвижимости) 13,1%
Делать вклад или депозит в банк под процент  9,8%
Покупать или продавать наличную иностранную валюту  8,1%
Расплачиваться за товары и/или услуги при помощи пластиковой карты  3,9%
Кредит на покупку недвижимости 3,1%
Купить полис добровольного страхования (страхование жизни, имущества, здоровья, автомобиля) 1,6%
Собираюсь вложить деньги в собственный бизнес или бизнес друзей, знакомых 1,9%
Самостоятельно покупать или продавать акции или другие ценные бумаги 0,7%
Делать вклады в негосударственные пенсионные фонды 0,6%
Покупать паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов) 0,4%
Пользоваться услугами общих фондов банковского управления (ОФБУ) 0,3%
Торговать на рынке Форекс 0,3%
Другое 0,4%
Затрудняюсь ответить 10,1%

 

 Подавляющее большинство респондентов – 54% - не намерены воспользоваться никакими из перечисленных финансовых услуг. Доля респондентов, затруднившихся дать какой-либо прогноз относительно форм своего будущего участия в финансовой сфере, также оказалась довольно значительна – 10% граждан.

Наиболее распространенная форма участия россиян в финансовых отношениях – это пользование различными видами банковского кредитования (потребительские кредиты, кредиты на неотложные нужды, автокредиты). 13% респондентов заявили о своем намерении воспользоваться этой услугой банков.

9,8% респондентов готовы воспользоваться банковскими депозитными вкладами. Довольно низкие показатели наблюдаются по таким видам финансовых услуг как ПИФы, ОФБУ, Форекс (менее 1%).

Заметную активность респонденты демонстрируют в том, что касается валютообменных операций: 8% респондентов намерены в ближайшем будущем покупать или продавать наличную иностранную валюту. Но напрямую, это не является показателем финансовой активности населения. Во-первых, граждане покупают/продают личные сбережения в валюте в зависимости от колебаний курсов. И, во-вторых, рост валютообменных операций населения может иметь сезонный характер – уходя в отпуска и уезжая в турпоездки, россияне покупают иностранную валюту.

Невысокий показатель демонстрируют пластиковые карты, как способ безналичного расчета: 3,9% респондентов планируют при помощи «пластика» расплачиваться за товары или услуги. При этом, по данным исследований НАФИ в 2006 г., доля населения, имеющая банковские пластиковые карты составляла значительно больше - 21,4%. Т.е. показатель в 3,9% респондентов, собирающихся использовать карту для проведения безналичных платежей, сам по себе мал. Однако он подтверждает макростатистику, по которой 90% платежей приходятся на снятие наличных, и всего 10% - на безналичные платежи.

3% участников опроса готовы воспользоваться ипотечным кредитом (или иными видами жилищного кредитования). Эти цифры иллюстрируют общий сравнительно невысокий уровень развития ипотеки в России и ее недоступность для широких слоев населения. Вместе с тем, очевидны тенденции развития этого сектора финансовых услуг.

Летом 2006 г., в ходе всероссийского опроса населения, проводившегося НАФИ, респондентам был задан вопрос «Какими банковскими услугами вы пользуетесь и какими планируете воспользоваться?». Как видно из формулировки вопроса, предполагалось выяснить намерение граждан воспользоваться теми или иными финансовыми услугами в неопределенном будущем, без конкретизации какого-то временного срока (в течение года, двух, трех и т.д.).

 

Рис. 1. Банковские услуги: потребление и потенциал роста (2006 год)

Банковские услуги: потребление и потенциал роста (2006 год)

Синим цветом – пользуются; серым - планируют пользоваться.

 

Как показано на рисунке 1, ипотечным кредитом в 2006 г. уже пользовались около 2% респондентов. В 2007 г., по данным последнего экспресс-опроса, 3% опрошенных заявили о намерении воспользоваться ипотечным кредитом в ближайшие один - два года. Таким образом, можно прогнозировать, что доля граждан, пользующихся ипотекой, возрастет практически в 2 раза – до 5%.

Но также очевидна и довольно значительная разница между «потенциальной» готовностью воспользоваться какой-либо финансовой услугой в неопределенном будущем, и готовностью сделать это в конкретно указанные сроки, в ближайшие годы.

Так, например, ипотечным кредитованием в 2006 г. планировали воспользоваться более 20% респондентов. Однако экспресс-опрос-2007 (который предлагал респондентам назвать услугу, которой они планируют воспользоваться не «вообще», а именно в ближайшие 1-2 года) показал, что кредитами на покупку жилья в ближайшие год-два планируют воспользоваться лишь немногим более 3-х % респондентов. Аналогично и с другими видами финансовых услуг. Покупкой страховых полисов в 2006 году планировали воспользоваться 22% опрошенных, в 2007 году ее как услугу, которой планируют воспользоваться в перспективе ближайших лет, расценили для себя всего 1,6% респондентов. Кредитом на неотложные нужды планировали воспользоваться 27%, но в перспективе ближайших 1-2-х лет ею готовы и планируют воспользоваться уже 13%.

Исходя из сравнения этих данных, напрашивается вывод: в настоящий период времени многие финансовые услуги все еще недоступны для широких слоев населения. Это может быть обусловлено разными факторами – недостаточной осведомленностью, изменениями в предпочтениях или мотивации граждан, непривлекательными/труднодоступными условиями отдельных услуг (той же самой ипотеки). Очевидно одно – из довольно большой доли желающих воспользоваться финансовой услугой, в ближайшей временной перспективе это планируют сделать (т.е. могут себе позволить) лишь немногие.

Рассмотрим финансовые услуги, которыми намерены воспользоваться наиболее значимые доли респондентов, подробнее.

 

1. Банковское кредитование

Среди различных возрастных групп респондентов, намеревающихся воспользоваться кредитами банков, наибольшую долю составляют респонденты в возрасте 25-34 года. 21% из этой группы намерены взять в ближайшие годы кредит в банке. Вторая по значимости доля – респонденты в возрасте 35-44 года (18%).

 

Рис. 2. Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся воспользоваться банковским кредитом

Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся воспользоваться банковским кредитом

 

Если рассматривать потенциальных заемщиков по банковским кредитам через род занятий/профессию, то чаще всех намерены брать кредиты в банках госслужащие, работники административных органов – 33%. Далее следуют «силовики» - военнослужащие, работники силовых ведомств, спецслужб, - 22%, специалисты с высшим образованием на производстве (21%), квалифицированные рабочие (18%), специалисты с высшим образованием вне производства (17%).

 

Рис. 3. Доли респондентов различных родов занятий, намеревающиеся воспользоваться банковским кредитом

Доли респондентов различных родов занятий, намеревающиеся воспользоваться банковским кредитом

 

2. Банковские депозиты

Намерение размещать депозитные вклады в банках наиболее активно продемонстрировали респонденты в возрасте 35-44 лет (14%), и 45-59 лет (12%).

 

Рис. 4. Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся разместить вклады в банках

Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся разместить вклады в банках

 

С точки зрения профессии, открывать банковские вклады больше других намерены специалисты с высшим образованием (27%), бизнесмены (24%). Наименьшие показатели - в категориях «пенсионеры» (6%), «учащиеся» (5%), неквалифицированные рабочие (2%).

 

Рис. 5. Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся разместить вклады в банках

Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся разместить вклады в банках

 

3. Купля-продажа наличной иностранной валюты

Совершать операции, связанные с куплей-продажей личных сбережений в иностранной валюте, больше других намерены респонденты возрастной категории 25-34 года (12%). Остальные возрастные группы не демонстрируют значимых отличий, исключение составляет лишь группа «60 и старше» (4% респондентов намерены совершать операции с личными сбережениями в валюте).

 

Рис. 6. Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся совершать операции с наличной валютой

Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся совершать операции с наличной валютой

 

С точки зрения профессии, большинство респондентов, намеревающихся в ближайшие годы совершать операции по купле-продаже иностранной наличной валюты, наблюдается среди специалистов с высшим образованием (вне производства – 23%, на производстве – 21%) и служащих (13%).

 

Рис. 7. Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся совершать операции с наличной валютой

Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся совершать операции с наличной валютой

 

4. Использование пластиковых карт при оплате товаров и услуг

Применительно к данной финансовой услуге не наблюдается сколько-нибудь значительной в соотношении респондентов разных возрастных групп, намеренных пользоваться пластиковыми картами. По 6% - в группах «25-34» и «35-44», 4% в группе «18-24», в более старших группах количество респондентов, намеревающихся пользоваться услугой еще меньше 3% в группе «45-59» и 1% в группе «60 и старше».

 

Рис. 8. Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся использовать пластиковые карты

Доли респондентов различных возрастных групп, намеревающиеся использовать пластиковые карты

 

Рассматривая будущих пользователей пластиковых карт через род занятий, можно увидеть, что наибольшее количество граждан, намеревающихся использовать карты, наблюдается в группах «госслужащие» (9%) и специалисты с высшим образованием на производстве и вне производства (7 и 9% соответственно).

 

Рис. 9. Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся использовать пластиковые карты

Доли респондентов различных профессий, намеревающиеся использовать пластиковые карты

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта