Вопросы миграции населения всегда были одними из важнейших в демографии новейшей истории России. Миграция оказывает непосредственное влияние на народонаселение страны и соответственно на экономику и финансы. Поэтому финансовым институтам, проводящим долгосрочную финансовую политику в т.ч. негосударственным пенсионным фондам чрезвычайно важно учитывать фактор миграции.
Миграцию, а в частности иммиграцию можно рассматривать как фактор увеличения населения страны. По данным Минэкономразвития России уровень привлечения мигрантов должен приближаться к 1 млн. человек в год, чтобы обеспечить стабилизация численности все уменьшающегося населения России. Причем ее стабилизация путем естественного прироста уже не возможна.
Иммиграция является источником пополнения трудовых ресурсов в таких областях, как строительство, промышленность, транспорт, сельское, лесное и коммунальное хозяйство.
Хотя Россия, по данным ООН, вышла на третье место в мире по миграционному притоку, в последние годы мы начинаем наблюдать снижение иммиграционных процессов. В тоже время в России стабилизируется такой показатель как мобильность рабочей силы влияющий на потенциал экономического роста.
В тоже время количество легальных мигрантов в общем объеме трудовой миграции в Россию составляет лишь 10-15%. По данным Федеральной миграционной службы, в страну за 2003 год прибыло около 350 тысяч легальных мигрантов, было выдано 24 тысячи разрешений предприятиям на использование иностранной рабочей силы. При этом объем нелегальной миграции за прошлый год составил 3,5 миллиона человек. Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина (30%), Китай (20%), Турция (10%), Молдавия (6%), Узбекистан и Таджикистан (по 1%). На территории России проживают 5 миллионов иностранных граждан, из которых 3,5 миллиона не имеют легального статуса. В 2003 году миграционное сальдо составило 35 тысяч человек (в страну въехало 129 тысяч мигрантов, а уехало - 94 тысячи). За восемь месяцев 2004 года миграционное сальдо составило 13 тысяч человек.
В частности, через Москву в год проезжает около 5 миллионов рабочих-нелегалов из 120 стран мира. На 1 легального гастарбайтера приходится 10-15 нелегалов. Больше всего нелегальных рабочих приезжают в столицу из Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, а также Турции, Китая, Вьетнама и Кореи.
Посмотрим табличные данные.
Таблица 1:МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
(человек)
1997
1998
1999
2000
2001
Прибывшие – всего из них: в пределах России в том числе: внутри регионов из других регионов из других стран в том числе: из стран СНГ и Балтии из стран вне СНГ и Балтии Выбывшие – всего из них: в пределах России в том числе: внутри регионов в другие регионы в другие страны в том числе: в страны СНГ и Балтии в страны вне СНГ и Балтии Миграционный прирост – всего из него в результате: передвижений в пределах России в том числе: внутри регионов между регионов обмена населением с другими странами в том числе: со странами СНГ и Балтии со странами вне СНГ и Балтии
3322593
2724942
1484063 1240879 597651
582829 14822 2931466
2698479
1484063 1214416 232987
149461 83526 391127
26463
- 26463 364664
433368 - 68704
3095508
2581957
1416824 1165133 513551
494819 18732 2774310
2560933
1416824 1144109 213377
133017 80360 321198
21024
- 21024 300174
361802 - 61628
2856730
2477004
1366137 1110867 379726
366655 13071 2672708
2457745
1366137 1091608 214963
129704 85259 184022
19259
- 19259 164763
236951 - 72188
2662329
2302999
1284592 1018407 359330
350290 9040 2420574
2274854
1284592 990262 145720
83438 62282 241755
28145
- 28145 213610
266852 - 53242
2334034
2140584
1204846 935738 193450
186226 7224 2252253
2131087
1204846 926241 121166
62545 58621 81781
9497
- 9497 72284
123681 - 51397
Для наглядности происходящего построим графики миграционных процессов в России.
График 1: ПРИБЫВШИЕ
По данным Госкомстата России
График 2: ВЫБЫВШИЕ
По данным Госкомстата России
Как мы видим миграционные процессы имеют тенденцию к уменьшению, однако миграционный прирост с другими странами остается в России положительным за счет иммиграции из стран СНГ. В тоже время его показатели снижаются.
График 3: МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ
По данным Госкомстата России
График 4: ПРИБЫВШИЕ
По данным Госкомстата России
График 5: ВЫБЫВШИЕ
По данным Госкомстата России
Как мы видим из вышеприведенных таблицы и графиков основные миграционные процессы происходят между Россией и странами СНГ и Балтии. При этом, если с этими странами динамика для России положительна, то со странами вне СНГ и Балтии динамика носит явно отрицательных характер.
Необходимо также отметить, что положительным фактором является то, что с конца 90-х годов в России уменьшается количество беженцев и вынужденных переселенцев.
Таблица 2: ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
(человек)
1997
1998
1999
2000
2001
Беженцы и вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины - всего
131130
118227
79126
59196
41958
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
34544
32947
21754
16724
10782
трудоспособном
75192
67643
45251
33427
25422
старше трудоспособного
21394
17637
12121
9045
5754
Мужчины
60461
54541
36006
26694
18681
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
17409
16644
10930
8291
5330
трудоспособном
36240
31933
20967
15354
11551
старше трудоспособного
6812
5964
4109
3049
1800
Женщины
70669
63686
43120
32502
23277
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
17135
16303
10924
8433
5452
трудоспособном
39952
35710
24284
18073
13871
старше трудоспособного
14582
11673
8012
5996
3954
Беженцы
Мужчины и женщины - всего
5751
510
381
277
134
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
1544
143
140
98
44
трудоспособном
3543
297
217
170
83
старше трудоспособного
664
70
24
9
7
Мужчины
2699
259
204
154
82
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
738
78
76
48
22
трудоспособном
1728
159
119
102
56
старше трудоспособного
233
22
9
4
4
Женщины
3052
251
177
123
52
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
806
65
64
50
22
трудоспособном
1315
138
98
68
27
старше трудоспособного
431
48
15
5
3
Вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины - всего
125379
117717
78745
58919
41824
в том числе в возрасте:
\
Моложе трудоспособного
33000
32804
21614
16626
10738
трудоспособном
71649
67346
45034
33257
25339
старше трудоспособного
20730
17567
12097
9036
5747
Мужчины
57762
54282
35802
26540
18599
в том числе в возрасте
моложе трудоспособного
16671
16566
10854
8243
5308
трудоспособном
34512
31774
20648
15252
11495
старше трудоспособного
6579
5942
4100
3045
1796
Женщины
67617
63435
42943
32379
23225
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
16329
16238
10760
8383
5430
трудоспособном
37137
35572
24186
18005
13844
старше трудоспособного
14151
11625
7997
5991
3951
Следующая таблица является сравнением рассматриваемых показателей в странах СНГ и Балтии.
Таблица 3: ЧИСЛЕННОСТЬ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ
(человек)
Всего
в том числе
2001
с начала регистрации (на 1 января 2002 г.)
вынужденные переселенцы (с 1 июля 1992 г.)
Беженцы (с 20 марта 1993 г.)
Всего
41958
643541
625639
17902
из них постоянно проживали
на территории:
Азербайджана
238
21196
20740
456
Армении
36
1720
1616
104
Белоруссии
-
102
102
.
Грузии
2768
45193
30361
14832
Казахстана
22054
260299
259827
472
Киргизии
1307
23991
23907
84
Латвии
51
7702
7679
23
Литвы
34
1105
1093
12
Молдавии
540
7058
6989
69
России
4440
112367
112367
.
Таджикистана
1794
59949
59190
759
Туркмении
216
9697
9588
109
Узбекистана
7952
80759
80306
453
Украины
328
5370
5365
5
Эстонии
56
6333
6320
13
на другой территории или
территория не указана
144
700
189
511
По данным Госкомстата России
В целом Россия занимает второе место после Казахстана по численности вынужденных переселенцев и беженцев. Причем большая часть их количества является людьми до трудоспособого возраста и трудоспособного возраста.
В России последнее время усиливается контроль над миграционными процессами. Уже приняты следующие законодательные акты: Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве РФ», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Федеральный закон о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы, Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 1663-р, Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.)”, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой РФ, 1999 г.), Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой в составе МВД РФ, 2002 г.). В скором времени будут приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за миграционные правонарушения. В соответствии с этими поправками будет усилена административная ответственность за миграционные правонарушения, а также установлена административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства за незаконное нахождение на территории страны. Под незаконным нахождением на территории РФ законопроектом устанавливается въезд иностранцев или лиц без гражданства на территорию страны с нарушением установленных правил, либо без необходимых документов, подтверждающих право на пребывание в стране. Административные санкции распространяются и на лиц, утративших такие документы и не оповестивших об этом соответствующие органы исполнительной власти, либо уклоняющихся от выезда из страны по истечении установленного срока пребывания.
В Москве зарегистрирован Межотраслевой профсоюз работников предприятий и организаций, использующих труд мигрантов. Предполагается, что новая организация поможет искоренить нелегальную миграцию и заставить работодателей соблюдать законы и платить налоги. Профсоюз обязуется следить, чтобы контракты с иностранцами заключались правильно. Если контракт расторгнут по вине работодателя - тот должен платить неустойку, если же по вине рабочего - ему грозит немедленная депортация. Планируется создать электронную базу данных мигрантов, в которую будут вносить все сведения: есть ли нарекания по работе, не нарушает ли человек закон, какую зарплату получает и т.д. Профсоюз также намерен сформировать "черный список" недобросовестных фирм и рекрутинговых агентств. Аналогичная работа идет уже и в странах СНГ.
МВД России выступает с инициативой создания Миграционного кодекса. В Подмосковье началось строительство четырех депортационных центров для нелегальных мигрантов.
В целом вопросами иммиграции озабочена и мировая общественность. Организацией Объединенных Наций были приняты Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, Конвенция о статусе беженцев, Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.
Принято достаточно много международных соглашений, касающиеся вопросов гражданства: Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (София, 12 декабря 1975 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.), Конвенция о сокращении без гражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.),, Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 6 мая 1963 г.), Протокол о внесении изменений в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 24 ноября 1977 г.) , Дополнительный Протокол к Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 24 ноября 1977 г.), Второй протокол, вносящий поправки в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 2 февраля 1993 г.), Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) , Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (12 апреля 1930 г.), Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 19 января 1996 г.) (не вступила в силу),Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию (Москва, 20 января 1995 г.), Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.), Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 г.), Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерации и Азербайджанской Республикой (Москва, 3 июля 1997 г.), Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики (Таллинн, 12 января 1991 г.), Договор об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой (Москва, 29 июля 1991 г.), Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Латвийской Республики (Таллинн, 13 января 1991 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 июня 1978 г.), Межгосударственный совет республики Беларусь, республики Казахстан, Кыргызской республики и Российской Федерации. Решение № 28 о договоре о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства - участника договора от 29 марта 1996 года (Москва, 28 апреля 1998 г.), Конвенция между Советским Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства (София, 6 июля 1966 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 июня 1978 г.) , Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Венгерской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства действующий (Москва, 21 января 1963 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Улан-Батор, 25 августа 1958 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Варшава, 21 января 1958 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Прага, 5 октября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Тирана, 18 сентября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Бухарест, 4 сентября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Будапешт, 24 августа 1957 г.), Федеральный Закон о прекращении в отношениях Российской Федерации и Венгерской Республики конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Венгерской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 декабря 1995 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Варшава, 31 марта 1965 г.), Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о прекращении действия в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Польша Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства, подписанной в Варшаве 31 марта 1965 года (Варшава, 27 июля 1999 г.), Факультативный протокол о приобретении гражданства (Вена, 18 апреля 1961 г.)
Факультативный протокол о приобретении гражданства (Вена, 24 апреля 1963 г.).
По данным Российской Газеты Европейские страны стали вводить более жесткие меры по ограничению притока нелегальных мигрантов еще с середины 1990-х годов. Бельгийские власти, например, первыми узаконили крупные штрафы в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего. А Франция, Германия и Люксембург применяют штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации). Особенно жесткие законы по ограничению миграции были приняты в Дании. Эти санкции коснулись и политических беженцев. В Датском королевстве теперь существует "квотовый режим" - 500 беженцев в год.
Программа VISIT, предусматривающая взятие отпечатков пальцев у всех въезжающих в страну иностранцев, начала действовать в США с 5 января нынешнего года. Жесткий контроль был введен в 115 аэропортах и 14 крупнейших морских портах. Отпечатки пальцев и фотография иностранца поступают в компьютерную базу данных, где сравниваются с биометрическими досье террористов и преступников. Хотя за время действия программы никого из опасных террористов пограничникам США задержать пока не удалось, в ходе проверок были выявлены несколько сотен преступников, находящихся в розыске.
Основным условием амнистии нелегальных мигрантов в большинстве стран является наличие у них постоянного места работы или источника дохода. Так, в Греции заявитель должен продемонстрировать уплату взносов в фонд социального страхования не менее чем за 40 рабочих дней. В Италии требуется предъявить трудовой договор или лицензию на занятие частной практикой или деятельностью. Иногда, как в Италии, заявитель должен подтвердить возможность приобрести или арендовать жилое помещение.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Миграционные процессы, происходящие на территории России являются важнейшим источником положения трудовых ресурсов страны, а, следовательно, должны привлекать особое внимание со стороны государства. Миграция на территорию России поддерживают отрасли экономики, испытывают особый дефицит трудящихся.
Государство должно обратить внимание на остающийся на высоком уровне отток трудовых ресурсов в наукоемких отраслях, т.к. это влияет за собой замедление экономического роста в дальнейшем.
Необходимо сделать особое внимание пресечению незаконной миграции, т.к. последняя не способствует развитию экономики и повышает криминогенную ситуацию в стране. Необходимо уделять внимание мобильности рабочей силы, т. к. этот показатель является индикатором стабильно развивающейся экономики.
Финансовым институтам в своей работе необходимо уделять внимание такой целевой группе, как мигранты, т.к. эта группа имеет тенденцию к росту, а ее мобильность находится на высоком уровне.