МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 

Вопросы миграции населения всегда были одними из важнейших в демографии новейшей истории России. Миграция оказывает непосредственное влияние на народонаселение страны и соответственно на экономику и финансы. Поэтому финансовым институтам, проводящим долгосрочную финансовую политику в т.ч. негосударственным пенсионным фондам чрезвычайно важно учитывать фактор миграции.

Миграцию, а в частности иммиграцию можно рассматривать как фактор увеличения населения страны. По данным Минэкономразвития России уровень привлечения мигрантов должен приближаться к 1 млн. человек в год, чтобы обеспечить стабилизация численности все уменьшающегося населения России. Причем ее стабилизация путем естественного прироста уже не возможна.

Иммиграция является источником пополнения трудовых ресурсов в таких областях, как строительство, промышленность, транспорт, сельское, лесное и коммунальное хозяйство.

Хотя Россия, по данным ООН, вышла на третье место в мире по миграционному притоку, в последние годы мы начинаем наблюдать снижение иммиграционных процессов. В тоже время в России стабилизируется такой показатель как мобильность рабочей силы влияющий на потенциал экономического роста.

В тоже время количество легальных мигрантов в общем объеме трудовой миграции в Россию составляет лишь 10-15%. По данным Федеральной миграционной службы, в страну за 2003 год прибыло около 350 тысяч легальных мигрантов, было выдано 24 тысячи разрешений предприятиям на использование иностранной рабочей силы. При этом объем нелегальной миграции за прошлый год составил 3,5 миллиона человек. Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина (30%), Китай (20%), Турция (10%), Молдавия (6%), Узбекистан и Таджикистан (по 1%). На территории России проживают 5 миллионов иностранных граждан, из которых 3,5 миллиона не имеют легального статуса. В 2003 году миграционное сальдо составило 35 тысяч человек (в страну въехало 129 тысяч мигрантов, а уехало - 94 тысячи). За восемь месяцев 2004 года миграционное сальдо составило 13 тысяч человек.

В частности, через Москву в год проезжает около 5 миллионов рабочих-нелегалов из 120 стран мира. На 1 легального гастарбайтера приходится 10-15 нелегалов. Больше всего нелегальных рабочих приезжают в столицу из Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, а также Турции, Китая, Вьетнама и Кореи.

Посмотрим табличные данные.

 

Таблица 1:МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

(человек)

  1997 1998 1999 2000 2001
Прибывшие – всего
из них:
в пределах России
в том числе:
внутри регионов
из других регионов
из других стран
в том числе:
из стран СНГ и Балтии
из стран вне СНГ и Балтии
Выбывшие – всего
из них:
в пределах России
в том числе:
внутри регионов
в другие регионы
в другие страны
в том числе:
в страны СНГ и Балтии
в страны вне СНГ и Балтии
Миграционный прирост – всего
из него в результате:
передвижений в пределах России
в том числе:
внутри регионов
между регионов
обмена населением с другими странами
в том числе:
со странами СНГ и Балтии
со странами вне СНГ и Балтии
3322593

2724942

1484063
1240879
597651

582829
14822
2931466

2698479

1484063
1214416
232987

149461
83526
391127

26463

-
26463
364664

433368
- 68704
3095508

2581957

1416824
1165133
513551

494819
18732
2774310

2560933

1416824
1144109
213377

133017
80360
321198

21024

-
21024
300174

361802
- 61628
2856730

2477004

1366137
1110867
379726

366655
13071
2672708

2457745

1366137
1091608
214963

129704
85259
184022

19259

-
19259
164763

236951
- 72188
2662329

2302999

1284592
1018407
359330

350290
9040
2420574

2274854

1284592
990262
145720

83438
62282
241755

28145

-
28145
213610

266852
- 53242
2334034

2140584

1204846
935738
193450

186226
7224
2252253

2131087

1204846
926241
121166

62545
58621
81781

9497

-
9497
72284

123681
- 51397

 

Для наглядности происходящего построим графики миграционных процессов в России.

 

График 1: ПРИБЫВШИЕ

График 1: ПРИБЫВШИЕ

По данным Госкомстата России

 

График 2: ВЫБЫВШИЕ

График 2: ВЫБЫВШИЕ

По данным Госкомстата России

 

Как мы видим миграционные процессы имеют тенденцию к уменьшению, однако миграционный прирост с другими странами остается в России положительным за счет иммиграции из стран СНГ. В тоже время его показатели снижаются.

 

График 3: МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ

МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ

По данным Госкомстата России

 

График 4: ПРИБЫВШИЕ

График 4: ПРИБЫВШИЕ

По данным Госкомстата России

 

График 5: ВЫБЫВШИЕ

График 5: ВЫБЫВШИЕ

По данным Госкомстата России

 

Как мы видим из вышеприведенных таблицы и графиков основные миграционные процессы происходят между Россией и странами СНГ и Балтии. При этом, если с этими странами динамика для России положительна, то со странами вне СНГ и Балтии динамика носит явно отрицательных характер.

Необходимо также отметить, что положительным фактором является то, что с конца 90-х годов в России уменьшается количество беженцев и вынужденных переселенцев.

 

Таблица 2: ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

(человек)

   1997  1998  1999  2000  2001
Беженцы и вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины - всего  131130  118227  79126  59196  41958
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного  34544  32947  21754  16724  10782
трудоспособном  75192  67643  45251  33427  25422
старше трудоспособного  21394  17637  12121  9045  5754
Мужчины  60461  54541  36006  26694  18681
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного  17409  16644  10930  8291  5330
трудоспособном  36240  31933  20967  15354  11551
старше трудоспособного  6812  5964  4109  3049  1800
Женщины  70669  63686  43120  32502  23277
в том числе в возрасте:          
моложе трудоспособного  17135  16303  10924  8433  5452
трудоспособном  39952  35710  24284  18073  13871
старше трудоспособного  14582  11673  8012  5996  3954
Беженцы
Мужчины и женщины - всего  5751  510  381  277  134
в том числе в возрасте:          
моложе трудоспособного  1544  143  140  98  44
трудоспособном  3543  297  217  170  83
старше трудоспособного  664  70  24  9  7
Мужчины  2699  259  204  154  82
в том числе в возрасте:          
моложе трудоспособного  738  78  76  48  22
трудоспособном  1728  159  119  102  56
старше трудоспособного  233  22  9  4  4
Женщины  3052  251  177  123  52
в том числе в возрасте:          
моложе трудоспособного  806  65  64  50  22
трудоспособном  1315  138  98  68  27
старше трудоспособного  431  48  15  5  3
Вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины - всего  125379  117717  78745  58919  41824
в том числе в возрасте:          \
Моложе трудоспособного  33000  32804  21614  16626  10738
трудоспособном  71649  67346  45034  33257  25339
старше трудоспособного  20730  17567  12097  9036  5747
Мужчины  57762  54282  35802  26540  18599
в том числе в возрасте
моложе трудоспособного  16671  16566  10854  8243  5308
трудоспособном  34512  31774  20648  15252  11495
старше трудоспособного  6579  5942  4100  3045  1796
Женщины  67617  63435  42943  32379  23225
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного  16329  16238  10760  8383  5430
трудоспособном  37137  35572  24186  18005  13844
старше трудоспособного  14151  11625  7997  5991  3951

 

Следующая таблица является сравнением рассматриваемых показателей в странах СНГ и Балтии.

 

Таблица 3: ЧИСЛЕННОСТЬ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ

(человек)

    Всего в том числе
2001 с начала регистрации (на 1 января 2002 г.) вынужденные переселенцы (с 1 июля 1992 г.) Беженцы (с 20 марта 1993 г.)
Всего 41958  643541  625639  17902
из них постоянно проживали        
на территории:        
         
Азербайджана  238  21196  20740  456
Армении  36  1720  1616  104
Белоруссии  -  102  102  .
Грузии  2768  45193  30361  14832
Казахстана  22054  260299  259827  472
Киргизии  1307  23991  23907  84
Латвии  51  7702  7679  23
Литвы  34  1105  1093  12
Молдавии  540  7058  6989  69
России  4440  112367  112367  .
Таджикистана  1794  59949  59190  759
Туркмении  216  9697  9588  109
Узбекистана  7952  80759  80306  453
Украины  328  5370  5365  5
Эстонии  56  6333  6320  13
на другой территории или        
территория не указана        
   144  700  189  511

По данным Госкомстата России

 

В целом Россия занимает второе место после Казахстана по численности вынужденных переселенцев и беженцев. Причем большая часть их количества является людьми до трудоспособого возраста и трудоспособного возраста.

В России последнее время усиливается контроль над миграционными процессами. Уже приняты следующие законодательные акты: Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве РФ», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Федеральный закон о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы, Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 1663-р, Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.)”, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой РФ, 1999 г.), Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой в составе МВД РФ, 2002 г.). В скором времени будут приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за миграционные правонарушения. В соответствии с этими поправками будет усилена административная ответственность за миграционные правонарушения, а также установлена административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства за незаконное нахождение на территории страны. Под незаконным нахождением на территории РФ законопроектом устанавливается въезд иностранцев или лиц без гражданства на территорию страны с нарушением установленных правил, либо без необходимых документов, подтверждающих право на пребывание в стране. Административные санкции распространяются и на лиц, утративших такие документы и не оповестивших об этом соответствующие органы исполнительной власти, либо уклоняющихся от выезда из страны по истечении установленного срока пребывания.

В Москве зарегистрирован Межотраслевой профсоюз работников предприятий и организаций, использующих труд мигрантов. Предполагается, что новая организация поможет искоренить нелегальную миграцию и заставить работодателей соблюдать законы и платить налоги. Профсоюз обязуется следить, чтобы контракты с иностранцами заключались правильно. Если контракт расторгнут по вине работодателя - тот должен платить неустойку, если же по вине рабочего - ему грозит немедленная депортация. Планируется создать электронную базу данных мигрантов, в которую будут вносить все сведения: есть ли нарекания по работе, не нарушает ли человек закон, какую зарплату получает и т.д. Профсоюз также намерен сформировать "черный список" недобросовестных фирм и рекрутинговых агентств. Аналогичная работа идет уже и в странах СНГ.

МВД России выступает с инициативой создания Миграционного кодекса. В Подмосковье началось строительство четырех депортационных центров для нелегальных мигрантов.

В целом вопросами иммиграции озабочена и мировая общественность. Организацией Объединенных Наций были приняты Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, Конвенция о статусе беженцев, Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

Принято достаточно много международных соглашений, касающиеся вопросов гражданства: Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (София, 12 декабря 1975 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.), Конвенция о сокращении без гражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.),, Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 6 мая 1963 г.), Протокол о внесении изменений в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 24 ноября 1977 г.) , Дополнительный Протокол к Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 24 ноября 1977 г.), Второй протокол, вносящий поправки в Конвенцию о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства (Страсбург, 2 февраля 1993 г.), Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) , Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (12 апреля 1930 г.), Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 19 января 1996 г.) (не вступила в силу),Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию (Москва, 20 января 1995 г.), Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.), Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.), Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 г.), Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерации и Азербайджанской Республикой (Москва, 3 июля 1997 г.), Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики (Таллинн, 12 января 1991 г.), Договор об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой (Москва, 29 июля 1991 г.), Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Латвийской Республики (Таллинн, 13 января 1991 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 июня 1978 г.), Межгосударственный совет республики Беларусь, республики Казахстан, Кыргызской республики и Российской Федерации. Решение № 28 о договоре о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства - участника договора от 29 марта 1996 года (Москва, 28 апреля 1998 г.), Конвенция между Советским Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства (София, 6 июля 1966 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 июня 1978 г.) , Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Венгерской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства действующий (Москва, 21 января 1963 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Улан-Батор, 25 августа 1958 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Варшава, 21 января 1958 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Прага, 5 октября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Тирана, 18 сентября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Бухарест, 4 сентября 1957 г.), Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством (Будапешт, 24 августа 1957 г.), Федеральный Закон о прекращении в отношениях Российской Федерации и Венгерской Республики конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Венгерской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Москва, 28 декабря 1995 г.), Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства (Варшава, 31 марта 1965 г.), Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о прекращении действия в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Польша Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской народной Республики о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства, подписанной в Варшаве 31 марта 1965 года (Варшава, 27 июля 1999 г.), Факультативный протокол о приобретении гражданства (Вена, 18 апреля 1961 г.)

Факультативный протокол о приобретении гражданства (Вена, 24 апреля 1963 г.).

По данным Российской Газеты Европейские страны стали вводить более жесткие меры по ограничению притока нелегальных мигрантов еще с середины 1990-х годов. Бельгийские власти, например, первыми узаконили крупные штрафы в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего. А Франция, Германия и Люксембург применяют штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации). Особенно жесткие законы по ограничению миграции были приняты в Дании. Эти санкции коснулись и политических беженцев. В Датском королевстве теперь существует "квотовый режим" - 500 беженцев в год.

Программа VISIT, предусматривающая взятие отпечатков пальцев у всех въезжающих в страну иностранцев, начала действовать в США с 5 января нынешнего года. Жесткий контроль был введен в 115 аэропортах и 14 крупнейших морских портах. Отпечатки пальцев и фотография иностранца поступают в компьютерную базу данных, где сравниваются с биометрическими досье террористов и преступников. Хотя за время действия программы никого из опасных террористов пограничникам США задержать пока не удалось, в ходе проверок были выявлены несколько сотен преступников, находящихся в розыске.

Основным условием амнистии нелегальных мигрантов в большинстве стран является наличие у них постоянного места работы или источника дохода. Так, в Греции заявитель должен продемонстрировать уплату взносов в фонд социального страхования не менее чем за 40 рабочих дней. В Италии требуется предъявить трудовой договор или лицензию на занятие частной практикой или деятельностью. Иногда, как в Италии, заявитель должен подтвердить возможность приобрести или арендовать жилое помещение.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Миграционные процессы, происходящие на территории России являются важнейшим источником положения трудовых ресурсов страны, а, следовательно, должны привлекать особое внимание со стороны государства. Миграция на территорию России поддерживают отрасли экономики, испытывают особый дефицит трудящихся.

Государство должно обратить внимание на остающийся на высоком уровне отток трудовых ресурсов в наукоемких отраслях, т.к. это влияет за собой замедление экономического роста в дальнейшем.

Необходимо сделать особое внимание пресечению незаконной миграции, т.к. последняя не способствует развитию экономики и повышает криминогенную ситуацию в стране. Необходимо уделять внимание мобильности рабочей силы, т. к. этот показатель является индикатором стабильно развивающейся экономики.

Финансовым институтам в своей работе необходимо уделять внимание такой целевой группе, как мигранты, т.к. эта группа имеет тенденцию к росту, а ее мобильность находится на высоком уровне.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта