ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

 
 

В соответствии с принятыми в 2001-2003 гг. Федеральными законами (№ 166-ФЗ от 15.12.01 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», № 167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 111-ФЗ от 24.07.02 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», № 14-ФЗ от 10.01.03 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах») в Российской Федерации проходит пенсионная реформа, основная цель которой переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к введению накопительных механизмов при формировании пенсий граждан Российской Федерации.

Согласно реформе, ежемесячные взносы работодателя в ПФР (28% от фонда оплаты труда) будут разделены на три части. Ставка в размере 14% идет на финансирование гарантированной государством минимальной пенсии. Оставшиеся 14% делятся на страховую (права на эти отчисления будут дифференцированно учитываться на персонифицированном счете работающего) и на накопительную составляющие.

Для мужчин до 1952 года рождения, и для женщин до 1956 года рождения, накопительные принципы пенсионной реформы задействованы не будут, и они смогут получать пенсию только на ныне действующих основаниях. Правда, есть вариант работы с негосударственным пенсионным фондом с последующим получением негосударственной пенсии.

Для тех, кто родился до 1966 года включительно, на накопительный счет будет направляться 2 процента, и эта ставка останется неизменной. Для тех, кто родился после 1967 года, в 2002-2003 годах ставка будет равна 3 процентам, в 2004 году – 4, в 2005-м – 5, в 2006 – 6 процентов. В дальнейшем 6 процентов будут постоянной ставкой отчислений в накопительную составляющую будущей пенсии.

Начиная с 2003 года, гражданину можно выбирать уполномоченные управляющие компании при Пенсионном фонде Российской Федерации для инвестирования накопительной части пенсии. С 2004 года разрешение на работу с накопительной частью пенсии получила большая часть негосударственных пенсионных фондов.

Необходимость проведения пенсионной реформы связана с несколькими факторами. И первый из них – демографический.

Численность населения России в 2002 году составляла 143954,4 тыс. человек и за год уменьшилась. Естественная убыль, рассчитываемая как разница между числом умерших и родившихся, составила 934,6 тыс. человек. Начиная с 1992 года, идет сокращение населения (так за последние 10 лет оно постоянно сокращалось вследствие общей и естественной убыли). При этом сельское население сокращалось более быстрыми темпами, чем городское.

Всего за 2002 г. в России родились 1 млн. 396,8 тыс. человек и умерли 2 млн. 331,4 тыс. человек, что соответственно на 85,2 тыс. человек и 76,5 тыс. человек больше по сравнению с показателями 2001г. Число браков увеличилось на 17,6 тыс. до 1 млн. 19,2 тыс. случаев, а число разводов - на 90 тыс. - до 853,5 тыс. случаев. Городское население составило 105078,8 тыс. человек. Сельское население – 38875, 6 тыс. человек. Мужчин было 67287 тыс. человек (47%), женщин – 76667 тыс. человек (53%).

Мужчин и женщин трудоспособного возраста в 2002 году насчитывалось 87329,1 тыс. человек, пенсионеров – 29859,9 тыс. человек. По сравнению с 1989 годом выросло количество и тех и других (83746,4 тыс. и 27195,6 тыс. человек соответственно). Однако за указанный период упало количество мужчин и женщин младше трудоспособного возраста: 26 765,3 тыс. человек в 2002 году против 35 995,1 тыс. человек в 1989 году.

Начиная с 1970 года, существенно упало количество мужчин и женщин в возрасте до15 лет (с 28,6% до 20,7%) и возросло количество пенсионеров (с 15,4% до 18,6%), что само по себе является отрицательной динамикой формирования возрастной структуры населения и приводит к «старению» нации. И если раньше большую часть коэффициента демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного возраста) составляло количество лиц, не достигших трудоспособного возраста, то сейчас большую часть составляют лица пенсионного возраста.

Начиная с 1986 года, рождаемость падала и начала опять расти только в 2000 году. Уровень смертности в последние десятилетия продолжает расти. Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) в 2001 году составлял 9,1, а общий коэффициент смертности – 15,6.

Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100000 человек населения соответствующего возраста) – 747,8, что выше, чем в предыдущие годы. Положительным фактом является падение младенческой и детской смертности.

Период дожития – актуарный параметр, означающий средний срок продолжительности жизни после выхода на пенсию. В России в настоящее время этот период составляет 17 лет. Существовали предложения по его увеличению до 19,5 лет, но не были поддержаны. По пенсионному законодательству в новой системе предполагается гибкая модель (для увеличения привлекательности новой системы): в 2002 году этот показатель устанавливается на уровне 12 лет, затем каждый год будет прирост показателя на 0,5 года, а последние 4 года с темпом год за год. Таким образом, к 2012 году этот показатель должен составить 19 лет. В идеале период дожития должен определяться на основании реального срока продолжительности жизни. В тоже время замещение естественной убыли миграционным приростом, испытавшее определенный бум в 1994 году, за последние десять лет продолжает падать. В 2001 году оно составило только10% при реальном выражении миграционного прироста в 81781 тыс. человек.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2002 году составляла 65,3 года, что ниже показателей прошлых лет. Причем, у мужчин он составлял 59,0 лет, у женщин – 72,3 года.

В 2000 году принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Концепция анализирует демографическую ситуацию в России и представляет собой план действий по выходу из демографического кризиса на долгосрочную перспективу. Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Среди задач демографического развития Российской Федерации являются:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • укрепление института семьи;
  • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

Основываясь на оценке демографической ситуации в России, ввод новой системы пенсионного обеспечения граждан представляется вполне закономерным.

Причины: уменьшение количества граждан трудоспособного возраста, содержащих своими социальными налогами граждан пенсионного возраста, количество которых растет.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта