ИНТЕРВЬЮ ПЕТРОВОЙ ОЛЬГИ ЛЕОНИДОВНЫ

 
 

Петрова Ольга Леонидовна

 

 

Как можно оценить состояние рынка услуг спецдепозитариев на начало 2005 года?

На сегодняшний день лицензии имеют около 50 спецдепозитариев, из них больше половины(28) – это банки, 14 – инвестиционные компании, и всего 8 депозитариев являются специализированными организациями, осуществляющими только два вида лицензируемой деятельности: депозитарную и специализированного депозитария. Причем все 8 специализированных организаций получили лицензии спецдепозитария до 2001 года, а активное лицензирование банков началось в 2002-2004 годах.

С негосударственными пенсионными фондами наиболее активно работают как раз специализированные организации (ОАО “Спецдеп”: 64 клиента - НПФ, ЗАО “ОДК”-43, ЗАО “ПРСД”-13, ООО “Депозитарий Иркол”-13, ООО “СДК “Гарант” – 9, ЗАО “Депозитарная компания Уралсиб” - 6).

Рынок услуг спецдепозитариев растет вместе с рынком коллективных инвестиций. Получают лицензии новые управляющие компании, появляются новые типы паевых фондов. Несмотря на ряд проблем в 2004 году активно рос сегмент закрытых инвестиционных фондов недвижимости (за год был зарегистрирован 31 ЗПИФ). Суммарная СЧА ЗПИФ на конец 2004 года составила 6,5 млрд. руб. Суммарная СЧА всех ПИФ в 2004 году выросла в 3 раза.

 

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития рынка спецдепозитарных услуг в рамках пенсионной реформы?

На основании ФЗ №75 “О негосударственных пенсионных фондах” специализированные депозитарии имеют право участвовать в пенсионной реформе, обслуживая негосударственные пенсионные фонды, выступающие в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

При этом, согласно пункту 2 статьи 26 Федерального Закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 02.12.2004) услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться НПФ только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии. Кроме того, в ст.36.18 указано, что спецдепозитарий при обслуживании НПФ, выступающих в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, не может совмещать свою деятельность с депозитарной и банковской. Но банки в большинстве своем имеют также брокерские и дилерские лицензии и, соответственно, не удовлетворяют требованиям закона по совмещению. То есть теоретически с НПФ, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, могут работать только восемь спецдепозитариев, не являющихся совместителями.

Перспективы участия спецдепозитариев в пенсионной реформе пока видятся достаточно пессимистичными, а деятельность по обслуживанию пенсионных накоплений - убыточной на достаточно долгий срок. Не считая глобальных проблем в масштабах страны, связанных с развитием пенсионной реформы в целом, существует ряд специфических проблем, связанных непосредственно с деятельностью спецдепозитариев.

 

А какие именно проблемы Вы имеете в виду?

Во-первых, отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. Пенсионные накопления должны были быть переведены из НПФ в доверительное управление с 1 февраля 2005 года. А типовые формы договоров со спецдепозитарием и управляющими компаниями утверждены Постановлением правительства №65 только 9 февраля 2005 года. Федеральной комиссией по финансовым рынкам не утверждены еще требования к собственному капиталу спецдепозитариев. Отсутствуют также нормативно-правовые акты, регулирующие отчетность спецдепозитария перед управляющими компаниями, НПФ и ФСФР и ряд других аспектов деятельности.

Во-вторых, существует принципиальная проблема подхода к расчету вознаграждения спецдепозитария и возмещения необходимых расходов.

В тексте типового договора негосударственного пенсионного фонда со специализированным депозитарием, утвержденного Правительством РФ, указано, что “расходы, превышающие размер оплаты необходимых расходов, предусмотренный Федеральным законом, оплачиваются специализированным депозитарием за счет собственных средств.” Многие фонды получили из ПФ РФ суммы, составляющие несколько миллионов или даже несколько десятков тысяч рублей. При таких незначительных суммах при любом сценарии инвестирования специализированный депозитарий будет вынужден возмещать из собственных средств необходимые расходы на оплату услуг вышестоящих депозитариев и регистраторов. Но ведь спецдепозитарий не имеет возможности влиять на инвестиционную политику управляющей компании, если она проводится в рамках действующего законодательства! Кроме того, такой подход к оплате возмещаемых расходов противоречит принципам расчетов на фондовом рынке и практике делового оборота.

Суммарно все НПФ получили из ПФ РФ около 1,2 млрд. руб. Соответственно, собственное вознаграждение в сумме на все спецдепозитарии, обслуживающие НПФ, составит максимум 0,1% в год или 100 000 руб. в месяц. Теоретически работать с НПФ, обсуживая пенсионные накопления, могут 8 спецдепозитариев. То есть каждый из них получит в среднем 12 500 в месяц, и деятельность по обслуживанию пенсионных накоплений не окупится еще несколько лет, а спецдепозитарии будут нести убытки.

В третьих, проблема требований к собственному капиталу спецдепозитариев. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 853 от 27 декабря 2004 года показатель достаточности собственных средств рассчитывается в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам, исходя из соотношения размера собственных средств специализированного депозитария и стоимости обслуживаемых активов, составляющих инвестиционные портфели управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, с которыми специализированным депозитарием заключены договоры об оказании услуг. Порядок расчета размера собственных средств специализированного депозитария определяется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Аналогично для специализированного депозитария, обслуживающего ПФ РФ (на сегодняшний день – это ЗАО “Объединенная депозитарная компания”, выигравшая конкурс на заключение договора с ПФ РФ в 2004 году), Постановлением ФКЦБ РФ №04-2/пс от 10.02.2004 были установлены следующие требования к собственному капиталу.

 

Объем (стоимость) активов, обслуживаемых специализированным депозитарием (млрд. руб.) Минимальный показатель норматива достаточности собственных средств (капитала) специализированного депозитария (млн. руб.)
до 700 включительно 600
свыше 700 до 800 включительно 700
свыше 800 до 900 включительно 800
свыше 900 до 1000 включительно 900
свыше 1000 1000

 

То есть достаточным в соответствии с требованиями законодательства в данном случае признается собственный капитал, составляющий 1/1000 часть (или 0,1%) от объема (стоимости) обслуживаемых активов.

В отличие от размера пенсионных накоплений, аккумулированных в ПФ РФ, в негосударственные пенсионные фонды в 2005 году было перечислено всего около 1,2 млрд. руб.

Соответственно, следуя логике вышеуказанного постановления Правительства, в 2005 году для спецдепозитариев, обслуживающих НПФ – страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, достаточным являлся бы собственный капитал в размере 1 200 000 руб. И то, если предположить, что все негосударственные пенсионные фонды, работающие с пенсионными накоплениями, обслуживаются в одном спецдепозитарии. Если учесть, что основное количество крупных НПФ обслуживаются в 8 спецдепозитариях, достаточно было бы требований к собственному капиталу 150 000 руб.

На 01.01.2005 одним из лицензионных требований, установленных Постановлением ФКЦБ №03-22/ПС от 23.04.2003 для специализированных депозитариев, является собственный капитал в размере 25 000 000 руб.

То есть текущие лицензионные требования в 20 раз превышают необходимое покрытие для обслуживания пенсионных накоплений. Соответственно, на 2005 год (а также, с учетом низкой вероятности увеличения объема пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ, в 20 раз, и на ближайшие 2-3 года) не должно быть установлено дополнительных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев, превышающих лицензионные требования.

Установление экономически необоснованных значительно завышенных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев будет препятствовать рыночной конкуренции на рынке спецдепозитарных услуг, а также приведет к значительному сужению рынка услуг специализированного депозитария для НПФ и возможно, к монополизации данного рынка. При этом будет нарушены требования статьи 12 Федерального закона от 23.06.99г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещается издание нормативных правовых актов, необоснованно препятствующих созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивающих иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устраняющих с него финансовые организации; препятствующих деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг; устанавливающих нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют; предоставляющих одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же сегменте рынка финансовых услуг.

 

В заключение хотелось бы сказать, что только разумный подход к решению вышеуказанных проблем, участие в этом процессе Федерального органа исполнительной власти, саморегулируемых организаций, а также государственная поддержка деятельности спецдепозитариев на начальном этапе развития пенсионной реформы позволят сформировать конкурентный рынок услуг спецдепозитариев и позволит установить высокое качество контроля за инвестированием пенсионных накоплений.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта