ИНТЕРВЬЮ СОЛОВЬЕВА АРКАДИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА

 
 

- Аркадий Константинович, Вы являетесь начальником управления актуарных расчетов Пенсионного фонда РФ. Не могли бы Вы рассказать о Вашем управлении, о его деятельности?

Данное управление выделено как самостоятельное подразделения с начала пенсионной реформы, то есть с 2002 года. К тому моменту у нас был уже весь необходимый инструментарий, чтобы оценивать интересы государственных пенсионных обязательств.
Основной функцией актуарного оценивания пенсионного фонда является расчет будущих пенсионных прав и, соответственно государственных пенсионных обязательств на весь период существования пенсионной системы. В настоящий момент такой период мы оцениваем в 70 лет, и все наши прогнозы актуарных оценок осуществляются до 2070 года. На основании наших прогнозов были сделаны расчеты по проведенной пенсионной реформе и делаются оценки текущих бюджетов, их влияние на будущие пенсионные обязательства до 2070 года. Сейчас мы работаем над проектом трехлетнего бюджета на 2006 – 2008 годы, над актуарной оценкой этого бюджета.

 

- А что используется в таких оценках?

Первое что сделано, у нас разработана формализованная модель развития пенсионной системы, которая позволяет учитывать сложное Российское законодательство по обязательному пенсионному страхованию. Это модель показала свою наиболее высокую эффективность из всех существующих ныне моделей, которые сделаны для Российской Федерации, и только по этой модели делались все расчеты по пенсионной реформе и по текущим бюджетам каждого года. Экспертизы всех законодательных актов по пенсионным вопросам, принятые в нашей стране, так же рассчитывались по нашей модели.

Второй элемент, который мы используем это актуарные базы данных, которые специально созданы в рамках пенсионной системы. Она основана на данных персонифицированного учета. Это уникальная актуарная база, такой базы нет в нашей стране не у кого, и она позволяет наиболее полно реализовывать актуарные технологии для соответствующих прогнозных расчетов. Кроме того, разработан специальный методологический инструментарий, который учитывает не только вероятностные методы, но и макроэкономические особенности нашей страны, особенности рынка труда и соответственно демографической ситуации. Это наше ноу–хау, которое позволяет, и уже период использования показал, что именно наш инструментарий обеспечивает максимально возможную достоверность и точность оценок по системе обязательного пенсионного страхования.

 

- Скажите, с какими проблемами в своей работе сталкивается Управление?

Ну, из имеющихся проблем, у нас, как и у большинства других, отсутствие или ограниченность информации, страховой истории в нашем пенсионном фонде. Информация у нас имеется только с 2000 года в системе персонифицированного учета, если по демографии у нас имеются данные за прошедший период, то по рынку труда, по макроэкономическим показателям здесь конечно приходится достраивать методом математического моделирования и теории вероятности.

Тем не менее, мы уже адаптировались к выпадающей части информации и умеем ее замещать другими данными. Другим источником являются серии единовременных обследований, которые целевым образом проводятся у нас ежегодно, по разным проблемным направлениям выпадающей информации. Таким образом, к настоящему моменту фактически вся выпадающая информация у нас восстановлена в минимально необходимом объеме, для того чтобы проводить достаточно достоверные актуарные расчеты по всему кругу проблем обязательного пенсионного страхования.

 

- Каково Ваше мнение об актуарном оценивании негосударственных пенсионных фондов, насколько они в нем нуждаются?

Если они являются пенсионными фондами, то, безусловно, нуждаются, но нынешний уровень развития и требований к НПФ недостаточно высок, и в принципе их актуарное оценивание находится на довольно низком уровне и не позволяет решать задачу, оценить финансовую обеспеченность долгосрочных пенсионных обязательств НПФ. Сейчас актуарное оценивание НПФ сводится только к оценке текущих обязательств, а сможет ли этот фонд обеспечить обязательства через 70 лет, конечно, таких задач в актуарном заключении даже не ставится. Неслучайно в нормативных документах, горизонт актуарного оценивания даже не упоминается. По сути, актуарная оценка сводится к упрощенной схеме аудита, и совершенно не соответствует требованиям международных стандартов финансовой отчетности, на которые надо ориентироваться. В этом отношении актуарное оценивание, которое делается для Пенсионного Фонда России на несколько порядков выше и больше соответствует международным стандартам.

 

- То есть актуарное оценивание НПФ практически фикция?

Да нет, просто не соответствует задаче. Что такое актуарная оценка – это экономическая оценка будущих обязательств. В каком актуарном заключении вы видели оценку этих обязательств? Вот у меня проект постановления правительства о структуре актуарного заключения, слов нет о будущих обязательствах. Это даже не аудит, слабое подобие… Для государственного фонда это объективная необходимость, у нас нет закона о актуарной оценки. Это делается только потому, что есть потребность в знании этих обязательств, сколько государство нам должно давать средств, какую нагрузку планировать на экономику, какой будет уровень пенсий – это объективные потребности.

 

- Аркадий Константинович, а какова ситуация с подготовкой профессиональных актуариев?

Специалисты будут только тогда, когда будет соответствующий уровень требований к актуарному оцениванию и будет повышен уровень требований, ответственность к этой оценке, а сейчас эта оценка по сути ничего не стоит и никому не нужна.

 

- Значит, любой аудитор свободно может быть актуарием?

Тут даже аудита не надо, потому что актуарное оценивание в нынешнем виде это маленькое, жалкое подобие аудита. Частные вопросы – ну есть деньги на выплаты – значит, есть, только одно название.

 

- Большое спасибо, за интересную беседу!

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта