ИНТЕРВЬЮ ВАЛЕНТИНА ДЕМЕНТЬЕВИЧА РОИКА

 
 

Роик Валентин Дементьевич

Доктор экономических наук, профессор

 

 

- В последнее время в средствах массовой информации все более активно обсуждается вопрос: что принесла россиянам третья по счету за последние 15 лет пенсионная реформа? Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Преобразования в этой сфере касаются всего населения страны: пенсионеров, работающих и членов их семей. Меняются не только размеры текущих пенсий, но и правила по которым зарабатываются права на будущие пенсии. Реформирование столь сложных социальных, экономических и правовых систем, к которым относится пенсионная система, дело сложное, а поэтому реформируют их достаточно редко, после тщательно продуманных и обсужденных с народом возможных вариантов ее проведения. Поэтому три реформы за 15 лет это многовато для нашей страны, а вот продуманности и взвешенности все еще не достаточно. Об этом свидетельствуют и результаты преобразований в этой сфере, и мнения самих реформаторов. В основной своей массе пенсии удручающе малы по размерам и не позволяют достойно жить большинству пенсионеров, которые после 30-40 и более лет трудовой деятельности надеялись получить пенсию, сопоставимую хотя бы на 50-60 процентов со своей заработной платой. В лучшем случае, если заработная плата была близка средней по стране, пенсионер получает пенсию равную ее трети. Понятно, что прожить на такую пенсию весьма сложно. Если же заработная плата была в два-три раза выше средней, то ситуация еще плачевней: размер пенсии составляет только пятую, а то и десятую часть от заработной платы. Столь несправедливой пенсионной системы, пожалуй, нет ни в одной из развитых стран мира. Таким образом, пенсионная реформа не смогла реализовать важнейшие заявляемые цели: повысить уровень пенсий и обеспечить тесную связь страховых платежей с размером пенсий. Более того, специалисты оценивают дальнейшее ухудшение в этой сфере в связи с законодательным уменьшением размера платежей (так называемого единого социального налога) в Пенсионный фонд России. Уже через два-три года размеры пенсий по отношению к заработной плате будут еще на 10-15 процентов ниже.

 

- В чем суть сложившейся ситуации, ведь реформаторы всего три года тому назад уверяли в «обреченности» пенсионной реформы на успех?

Эффективность функционирования экономических механизмов пенсионной системы зависит от ряда факторов. Главнейшие из них заключаются в увязке финансовых ресурсов с той или иной пенсионной системой. Если вычленить главное, то используются два вида пенсионной системы: страховая, заработанная самим работником пенсия, и социальная, которая выплачивается тем лицам, которые не смогли ее сами заработать и могут рассчитывать только на помощь всего общества. Для страховой пенсии финансовым ресурсом служат страховые взносы, которые по своей сути являются резервируемой частью заработной платы работников, а для социальной пенсии финансовым ресурсом выступают бюджетные средства, которые выделяет государство. По этой причине финансы двух пенсионных систем ни в коем случае нельзя смешивать, например, в федеральном бюджете. Иначе будет размыта ответственность самих работников (их работодателей) и государства. Это безусловное (императивное) требование для пенсионных систем. У нас в стране оно в значительной мере не соблюдается и можно привести много примеров, когда государство использует страховые пенсионные ресурсы для других (важных), но не пенсионных целей. В этой связи первым шагом для выстраивания цивилизованной пенсионной системы является вывод единого социального налога из состава федерального бюджета и финансирование социальных пенсий, а также некоторых других пенсионных платежей из федерального бюджета, например, периодов прохождения воинской службы и воспитания детей. Вторым шагом могут служить меры по совершенствованию пенсионных страховых механизмов с учетом различных размеров заработной платы. Низкий размер страховых пенсий обусловлен тем, что на их финансовое обеспечение направляется только 12 процентных пунктов из 20%, а в перспективе эта доля снизится до 6-8 процентных пунктов.

 

- То есть оптимизм и надежды по поводу пенсионный системы все же остаются. Какие первоочередные вопросы в этой связи предстоит решить?

Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Важнейшая проблема для пенсионной системы состоит в крайне низкой доле заработной платы в структуре ВВП, которая в два раза ниже от требуемой по международным меркам. В этой связи требуется последовательная и неуклонно проводимая государственная политика по повышению и регулированию заработной платы. В противном случае успеха нам не видать. Помимо этой стратегической линии развития пенсионной системы требуется решить ряд других вопросов: повышения уровня пенсий для работников северных регионах, принятия пакета законов о профессиональных пенсионных системах, а также формирования законодательной базы, гарантирующей сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Острой проблемой является низкий размер базовой (минимальной) трудовой пенсии по старости, который по состоянию на конец 2004 года составил приблизительно 50 прожиточного минимума пенсионера. Несмотря на то, что средний размер пенсий несколько его превысил (и составляет 103%), а максимальный размер пенсии равен 125% прожиточного минимума, абсолютные размеры пенсий не обеспечивают основные потребности пенсионеров, не говоря уже о “приемлемой и достойной жизни”. Приближение размеров базовой пенсии к уровню прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Вторая не менее актуальная задача - повысить размер средней пенсии до 50-60 % от размера средней заработной плата по стране, с тем, чтобы ее покупательная способность позволяла приобретать два, а то и три набора потребительской корзины пенсионера.

 

- Валентин Дементьевич, спасибо за интересную беседу!

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта