ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ ПРОГРАММЫ

 
 

Бровчак Сергей Валентинович

кандидат экономических наук

Агаркова Юлия Викторовна

 

 

Перспективы развития действующих и создания новых пенсионных фондов во многом зависят от стабильности и темпов экономического роста, демографических тенденций, динамики заработной платы, ситуации на рынке труда и других факторов. В данной статье авторы представляют результаты своего анализа ситуации и предложения по продвижению пенсионных продуктов в регионах на примере Ростовской области.

Среди крупных территориальных образований Российской Федерации Ростовская область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом. Ее экономика развивается под воздействием таких ффакторов, как выгодное экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет область занимает одну из ведущих позиций как в Южном федеральном округе, так и по России в целом.

Основной целью региональной инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям.

Инвестиционный потенциал определяется насыщенностью территории факторами производства, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. По данным рейтингового агенства «Эксперт - РА», у Ростовской области средний инвестиционный потенциал и высокий уровень инвестиционного риска. По последнему показателю Ростовская область занимает 14 место среди субъектов Российсцой Федерации.

Совершенствуется правовая база и принимаются другие меры, стимулирующие привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику. Это позволило достичь профицита областного бюджета, более 50% которого направляется на решение социальных вопросов. В области очень низкий уровень регистрируемой безработицы (0,8%), нет серьезных социальных конфликтов.

Население области составляет 4404,013 тыс. человек (данные переписи 2002 года), более 2/3 которого – городские жители. Крупными городами являются: Ростов-на-Дону (свыше 1 млн. чел.), Таганрог (281,9 тыс. чел.), Шахты (254,7 тыс. чел), Новочеркасск (184,47 тыс. чел), Волгодонск (172,4 тыс. чел.) и Новошахтинск (117,6 тыс. чел.).

Наблюдается снижение общей численности населения, обусловленное есстетвенной убылью и сокращением миграции. Возрастная структура такова: 56,5 % составлдяют граждане трудоспособного возраста, 22,6 % лица пенсионного возраста, дети до 16 лет составляют 20,9 % . Продолжительность жизни в городе у мужчин в среднем до 60,5 лет, у женщин до 72,8 лет, в сельской местности - у мужчин до 59,7 лет, у женщин до 72,6 лет.

 

Диаграмма № 1

Удельный вес отраслей народного хозяйстваРостовской области

Удельный вес отраслей народного хозяйства Ростовской области

По данным Ростовского облкомстата

 

Диаграмма № 2

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА,ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ в 2003 г.

(в процентах)

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА,ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ в 2003

По данным Ростовского облкомстата

 

В 2003 году социальные выплаты населению по обязательному пенсионному страхованию составили 27 097 млн. руб. Из них на выплату пенсий направлено 81,2%, на пособия и социальную помощь 10,6%, на стипендии 0,9%, страховые возмещения – 7,2%. Число пенсионеров достигает 1279 тыс. челевек. Получают пенсию по старости 945 тыс. человек, по инвалидности 208 тыс. человек, по случаю потери кормильца 75 тыс. человек и социальную пенсию получают 51 тыс. человек.

 

Диаграмма № 3

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НАСЕЛЕНИЮ.

(в процентах)

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НАСЕЛЕНИЮ

По данным Ростовского облкомстата

 

Наблюдаются разнонаправленные тенденции в деле погашения задолжностей по заработной плате в отраслях и сферах экономики. При этом номинальная заработная плпта и другие доходы населения увеличиваются высокими темпами, с опережением инфляциию. Уменьшилось количество граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Тем не менее каждый гражданин живет за чертой бедности. Самыми высокооплачиваемыми работниками являются финансисты, работники предприятий энергетики, строители и транспортники. А вот заработки в сельском и лесном хозяйстве, в организациях и учреждениях культуры гораздо ниже прожиточного минимумаю. Самыми зажиточными городами области названы Волгодонск, Ростов-нв-Дону и Таганрог.

Власти области считают выжнейшей задачей обеспечение достойного уровня жизни людей.

Определены пути решения этой сложной проблемы: полная ликвидация долгов по заработной плате в реальном секторе экономики, повышение цены квалифицированного труда и, как следствие, обеспечение притока кадров в промышленность, сельское хозяйство и в сферу обслуживания, укрепление материального положения работников бюджетных организаций, улучшение ситуации на рынке труда.

Если удастся успешно реализовать программы экономического и социального развития области, то будет дан глвый импульс и для развития различных форм добровольного и обязательного пенсионного страхования, которые в настоящее время задействованы не в полной мере.

По состоянию на 01 октября 2004 г. в Ростовской области осуществляют свою деятельность по добровольному пенсионному обеспечению шесть негосударственных пенсионных фондов, два из них получили лицензию на участие в обязательном пенсионном страховании. Основные данные о результатах их деятельности приведены в таблице 1.

 

Таблица № 1

Основные данные о деятельности НПФ Ростовской областипо состоянию на 1 октября 2004

(по данным Федеральной службу по финансовым рынкам)

Краткое название НПФ Собственное имущество фонда(тыс. руб.) Имущество для ОУД (тыс. руб.) Совокупный вклад Учредителей (тыс. руб.) Пенсионный резерв (тыс. руб.) Общая сумма инвестиций (тыс. руб.) Численностьучастников (человек) Получают пенсию (человек) Пенсионные выплаты за 9 месяцев(тыс. руб.)
НПФ "Дорога" 273 312,00 51 912,00 31 700,00 219 050,00 250 345,00 40976 1495 14 722,00
НПФ "Ресурс" 134 984,00 32 002,00 30 021,00 102 607,00 133 123,00 10993 1141 4 011,00
НПФ "Роствертол" 76 270,00 8 354,00 3 000,00 50 916,00 50 345,00 19554 370 791,20
НПФ"Тихий Дон" 6 295,00 3 186,00 3 100,00 3 105,00 6 035,00 5134 0 0,00
Таганрогский НПФ 24 559,00 3 505,00 1 300,00 16 270,00 17 893,00 7048 1982 3 385,00
НПФ "Донской народный" 10 25200 8 180,00 8 168,00 2 030,00 10 161,00 5954 1 1,00
ИТОГО по области 524 672,00 107 139,00 77289 393 978,00 467 902,00 89659 4989 22 910,20

 

Учитывая изложенные выше характеристики Ростовской области, следует признать достаточным для качественного обслуживания населения количество действующих здесь НПФ. В то же время число их учатников составляет всего 2% от общей численности населения области. Значит, наличествуют большой незадействованный потенциал и благоприятные перспективы для развития и внедрения здесь пенсионных продуктов.

Анализируя условия формирования системы негосударственнного пенсионного обеспечения в том или ином субекте Российской Федерации,следует обратить внимание на следующие особенности:

1. Развитие отраслей промышленности и обслуживающих их производств на территории субъекта Федерации, т. к. именно сотрудники этой сферы занятости составляют основную часть клиентов НПФ.

2. Динамику объемов и структуру производства, определяющего финансовое благополучие работодателей и доходы работников.

3. Инвестиционную привлекательность региона, т.к. этот показатель влияет на увеличение рабочих мест и соответственно на рост потенциальных клиентов негосударственных пенсионных фондов.

4. Демографические показатели, определяющие важные характеристики и тенденции развития рынка пенсионных услуг.

5. Уровень жизни населения и социальную политику областных органов законодательной и исполнительной власти.

6. Рост реальной заработной платы, обусловливающий возможности участия работников в финансировании своей будущей пенсии.

7. Уровень конкуренции на пенсионном, финансовом и других рынках.

8. Отношение органов власти субъекта РФ к развитию региональных пенсионных программ.

На основе вышеприведенных факторов можно составить следующую таблицу 2. Каждый фактор может иметь одну из трех оценок: отрицательную (0 баллов), нейтральную (1 балл) и положительную (2 балла).

Оптимальными для развития продуктов негосударственных пенсионных фондов будет считаться показателями положительной оценки 12-16- баллов, нейтральной – 8-11 баллов, отрицательной 0-7 балла.

 

Таблица 2

Оценка факторов развития негосударственного пенсионного обеспечения в Ростовской области

№ п/п Название фактора Оценка Баллы
1 Развитие промышленности и обслуживающих их производств положительная 2
2 Динамика объемов и структуры производства положительная 2
3 Инвестиционная привлекательность региона нейтральная 1
4 Демографические показатели нейтральная 1
5 Уровень жизни населения и социальная политика нейтральная 1
6 Рост реальной заработной платы нейтральная 1
7 Уровень конкуренции положительная 2
8 Отношение органов власти к развитию региональных пенсионных программ положительная 2
ИТОГО 12

 

Итак, общая оценка по всем учитываемым факторам позволяет сделать вывод о том, что Ростовская область располагает оптимальными возможностями для развития негосударственного пенсионного обеспечения, внедрения новых пенсионных продуктов, способствующих решению важных экономических и социальных региональных проблем.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта