ПЕНСИИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В РОССИИ В ХОДЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

 
 

С 2002 г. Россия перешла на новую пенсионную систему. Она сохранила часть прежних правил, но большую часть трансформировала. Сохранился различный возраст выхода на пенсию у женщин и мужчин (55 и 60 лет), сохранилась структура бенефициаров (пожилые, инвалиды, дети-инвалиды, семьи, потерявшие кормильца), льготы по возрасту выхода на пенсию (тяжелые и вредные условия труда, учителя и медики с большим стажем, многодетные матери с детьми), подтверждены обязательства государства по ряду категорий государственных иждивенцев (социальные пенсии неработавшим, лица, пострадавшие от радиации, участники Великой Отечественной войны и пр.), принцип индексации пенсий на рост цен.

В то же время отменена категория минимальной пенсии, необходимого стажа работ для назначения пенсии (20 лет у женщин и 25 у мужчин), принцип исчисления пенсии (55% от заработка плюс надбавки за стаж в пределах 75%), ограничение по индивидуальному коэффициенту пенсионера в 1,2 от средней заработной платы по народному хозяйству.

Право на новую пенсию получает каждый работник со страховым стажем от 5 лет, исходная государственная гарантия устанавливается в форме базовой пенсии, которая выступает как ее первая составляющая. Вторая формируется как страховая, исходя из отчислений работодателя от заработка работника в Пенсионный фонд по установленным страховым тарифам, которые расходятся по двум каналам – на трудовую пенсию и на накопительную. Накопительная часть пенсии представляет собой инвестиционный доход на вложенные в экономику отчисления на будущую пенсию. Накопительная система нынче распространяется на лиц 1967 года рождения и моложе.

При выходе на пенсию все пенсионные права до реформы и накопленный капитал после реформы делятся на возраст дожития, единый для мужчин и женщин, хотя в этот период различия в пользу женщин составляют примерно 7 лет. Такой подход способствует определенному выравниванию и определяет решающую долю женщин в общем пенсионном капитале. С другой стороны, эта доля женщин снижается за счет того, что они получают и ныне (и в обозримой перспективе) более низкую заработную плату, а потому выходят и на более низкие пенсии. Не забудем, что сейчас и в предстоящие 30 лет, пока не выйдет полностью на пенсию поколение, вступившее в трудовые отношения с 2002г., пенсия будет формироваться по сути на двух основах - по старому и новому порядку, в зависимости от страта профессиональной деятельности. Это у нас принято называть переходным периодом, в течение которого будут отрабатываться элементы пенсионной системы с позиции их эффективного применения.

В настоящее время структура пенсии такова: из общего тарифа в 20% на базовую пенсию отчисляется 6%, на страховую 14%, в том числе 4% (далее будет 6%) – на накопительную. Уже сейчас видно, что доля гарантированной, базовой части в пенсии выше у женщин и ниже у мужчин. Напротив, страховая часть в пенсии выше у мужчин и ниже у женщин.


Реформа разделила всех пенсионеров на получающих пенсию по социальному страхованию (трудовая пенсия наемных работников) и социальному обеспечению (пенсия госслужащих, военных, социальных категорий - чернобыльцы, участники ВОВ, не застрахованные). По этому делению, учитывая мужской состав военнослужащих и приравненных к ним категорий, видна гендерная специфика в социальном обеспечении.

Новым явилось также установление выплат без ограничений всем работающим пенсионерам. Вопреки традиционному мнению, последняя мера оказалась полезной не только женщинам, но и мужчинам, среди которых, по данным Росстатата (2003 г.), относительно больше работающих пенсионеров (20,5%), чем среди женщин (17,5%).

С 2005 г. Пенсионный фонд осуществляет так называемую единовременную денежную выплату в связи с переводом натуральных льгот для ветеранов в денежную форму (мера, получившая название монетизации льгот). И хотя эти суммы не включаются в пенсию, тем не менее, пенсионеры – подавляющий контингент их получателей. При этом государство разделило льготников на две категории: федеральные, которые финансируются из федерального бюджета, и региональные, выплаты которым производят бюджеты субъектов. В числе федеральных льготников - участники войны, инвалиды, дети-инвалиды, чернобыльцы, блокадники Ленинграда и т.п., в числе региональных - ветераны трудового фронта, ветераны труда. Объем средств единовременной денежной федеральной выплаты выше примерно в 5-10 раз по категориям получающих. Исходя из разных финансовых возможностей федерального бюджета и бюджета территорий и указанного распределения ответственности по уровням власти за категории получателей, более высокий уровень обеспечения получили пенсионеры - федеральные льготники, среди которых доля мужчин выше, чем среди региональных пенсионеров - женщин-ветеранов.

Проведенный анализ пенсий в современных условиях показал полигендерность различий в пенсионном обеспечении по полу. Эта полигендерность связана с различным эффектом одних и тех же применяемых норм и правил. Эти нормы и правила внешне максимально нейтральны по полу, но фактически имеют существенно отличные последствия, что обычно для темы гендерной экспертизы и гендерного бюджета. Попробуем их определить в структурном виде:

 

Гендерные отличия в пользовании пенсионной системой

 

Женщины

 

1. Подавляющая часть 66% численности пенсионеров в связи с более высокой продолжительностью жизни

2. Более продолжительная жизнь на пенсии, поэтому более высокая окупаемость их отчислений на пенсию.

3. Более низкие размеры пенсий, чем у мужчин, хотя несущественно (в 2004 г. он - 9%), по фактору отставания в заработках, но по той же причине - более высокий коэффициент замещения пенсией заработной платы, что означает меньшее падение уровня жизни при оставлении работы

4. Можно говорить о феминизации пенсионной бедности (среди живущих ниже прожиточного минимума 10% женщин старше 55 лет и 4% мужчин старше 60 лет). Однако, этот тезис не проверен исследователями с учетом доходов работающих пенсионерок, которые составляют большинство среди работающих пенсионеров обоего пола.

5. Государственные гарантии базовой пенсии, пенсии потерявшим кормильца, социальной пенсии для женщин чувствительнее, поэтому всякие трансформации в государственных финансах (сокращение единого социального налога, направляемого в бюджет) сказываются на них в первую очередь, отсюда - повышенная зависимость от государства и бюджета.

6. Большая доля одиноких пенсионеров, а для семейных - повышенная роль в "экономике заботы" относительно других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, больных и т.п.

7. Не самые лучшие перспективы в накопительной части пенсий и в получении дополнительного инвестиционного дохода, который ограничивается опять-таки исходным отставанием в отчислениях за счет собственного дохода, но возможность получить накопления супруга в связи с повышенной смертностью мужчин.

 


В итоге, главное для улучшения положения женщин в пенсионной сфере - преимущественный рост оплаты труда, переход на принцип равной оплаты за равный труд на фоне общего повышения цены труда, в том числе в государственном секторе занятости, смягчения профессиональной сегрегации и улучшения продвижения по службе.


 

Мужчины

 

1. Сверхсмертность в трудоспособном возрасте, сроки выхода на пенсию приводят к тому, что их меньшинство в численности пенсионеров и в пенсионном капитале.

2. Порядок формирования пенсии, который продолжает применяться в переходный период с его отсечением высоких заработных плат, которые получают мужчины, по сути, означают их реальную дискриминацию в области пенсионного обеспечения, когда у их заработка коэффициент замещения пенсии ниже, чем у женщин (в 2004 г. соответственно 24% и 34%).

3. У мужчин есть сферы высоких пенсий по государственному социальному обеспечению, прежде всего военные пенсии, которые не включаются обычно в общий гендерный расклад пенсий по полу.

4. Значительная часть мужчин выходят на пенсию раньше общего срока (по условиям труда, военнослужащие, северяне и т.п.), что позволяет им продолжать работать, получая пенсию, - доля мужчин больше у работающих пенсионерах.

5. Здесь больше доля страховой пенсии (больший страховой стаж, выше оплата труда, больше страховые отчисления), поэтому влияние сокращения страховых взносов у них выше, чем единого социального налога, в связи с последним сокращением страхового тарифа, таким образом, пострадали больше мужчины.

6. Для мужских пенсий перспективнее накопительная система опять-таки по фактору более высокой оплаты труда и стажа, но у них и больший риск не получить инвестиционный доход в связи с ранней смертностью.

 


В итоге – главный фактор улучшения пенсий у мужчин - переход от ограничений прежней системы к новому порядку пенсионного страхования с опорой на собственные силы на фоне снижения сверхсмертности и увеличения продолжительности жизни.


 

Ниже приводится иллюстрация к проблеме гендерной дискриминации в области трудовых пенсий.

 

Табл. 1. Положение женщин в системе трудовых пенсий

Годы Зарплата женщин - руб. в месяц Пенсия женщин - руб. в месяц Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин Зарплата мужчин - руб. в месяц Пенсия мужчин - руб. в месяц Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин
1998 885 388 44 1258 431 34
2001 2656 1100 41 4203 1225 29
2004 5692 1962 34 8915 2155 24

 

Как видим, доля женщин в пенсионной системе постоянно повышается в основном по количественному фактору - растет их доля в населении, ибо мужская смертность выше, хотя и женская в последнее время "подрастает". При этом увеличение числа пенсионеров происходит не столько по старости, сколько по инвалидности.

Есть проблема недостаточной дифференциации пенсий в зависимости от заработной платы, как у женщин, так и у мужчин, в особенности. Это свидетельствует о том, что в России пока нет действительного пенсионного страхования, которое должно возмещать утраченный заработок при выходе на пенсию у застрахованного. К тому же этот коэффициент падает у обоих полов и, судя по правительственным планам на предстоящее трехлетие, будет снижаться и далее. Не очень положительно, если страна хочет ратифицировать Европейскую социальную хартию, где минимальный коэффициент замещения составляет 40%.

 

Табл. 2. Коэффициент замещения пенсией заработной платы по полу

Годы Зарплата женщин - руб. в месяц Пенсия женщин - руб. в месяц Коэффициент замещения пенсией зарплаты женщин Зарплата мужчин - руб. в месяц Пенсия мужчин - руб. в месяц Коэффициент замещения пенсией зарплаты мужчин
1998 885 388 44 1258 431 34
2001 2656 1100 41 4203 1225 29
2004 5692 1962 34 8915 2155 24

 

Следует отметить еще один аспект пенсионного обеспечения регионально-гендерный. Россия – страна с огромной и разнообразной территорией. Разница в средней заработной плате по регионам достигает 10-12 раз. Пенсия практически одинакова, где бы ни жил пенсионер: в южном или центральном регионе, где цены пониже и потребительская корзина полегче, или в Сибири, где цены выше и потребности сложнее по климатическому фактору и по профессиональному (больше добывающей промышленности, тяжелее труд, выше потребности в калорийном питании, больше надо одежды, больше коммунальных услуг, энергоснабжения и пр.).

 

Табл. 3. Регионально-половые различия в заработках и пенсиях
(2004 г., руб. в месяц)

Федеральные округа Зарплата женщин Зарплата мужчин Соотношение по полу -% Пенсии женщин Пенсии мужчин Соотношение по полу %
Центральный 6616 9800 68 1975 2152 92
Северо-Западный 6668 10481 64 2226 2334 95
Южный 3947 5932 67 1750 2033 86
Приволжский 4295 6671 64 1853 2074 89
Уральский 7031 12857 55 2076 2217 94
Сибирский 5419 8440 64 1958 2157 91
Дальневосточный 7769 11762 66 2333 2468 95

 

Как видим, дифференциация в заработной плате по округам в 2 раза, по пенсиям - только 20-30%. По максимуму, если взять самый высокооплачиваемый - Ханты-Мансийский национальный округ - главный газодобывающий анклав, где получают максимальную для российских регионов заработную плату 15 тыс. руб. женщины и 24 тыс. руб. - мужчины (2004 г.), все равно пенсии у тех и других чуть выше 3 тыс. руб. (3019 у женщин и 3058 у мужчин).

Следовательно, в сфере пенсий есть задача общего кардинального повышения пенсий и вывод их на достойный человека уровень, независимо от пола, и есть гендерноориентированная ее часть - более справедливая пенсия у мужчин с учетом их трудового вклада в тяжелых и вредных отраслях экономики.

Решение указанных проблем имеет в виду часть общих мер, а часть различных механизмов. В том числе постоянную гендерную оценку происходящего, которая возможна на базе чисто математического мониторинга, ныне весьма затруднительного из-за узкого круга учета статистикой Пенсионного фонда необходимых показателей по мужчинам и женщинам.

Предлагается ввести в отчетность данные о численности и размерах пенсий по полу не только в среднем по всем пенсионерам, но и по их категориям.

 

Список показателей гендерного мониторинга пенсий и других денежных выплат пенсионерам

 

Первый раздел " Показатели контингента по видам выплат и полу получателя"

  • Пенсионеры по старости - мужчины и женщины, численность, пенсии.
  • Пенсионеры по инвалидности - мужчины и женщины, численность, пенсии, всего и по группам инвалидности.
  • Пенсионеры за потерю кормильца - мужчины и женщины, семьи с детьми и без детей
  • Работающие пенсионеры - мужчины и женщины, численность, пенсии.
  • Распределение пенсионеров по прежней профессии, с выделением бюджетных отраслей - женщины, мужчины.
  • Распределение по трудовому и страховому стажу - женщины, мужчины.
  • Социальные пенсионеры - мужчины, женщины, численность, пенсии, занятость по отраслям, с выделением бюджетных отраслей, женщины, мужчины
  • Пенсионеры, получающие профессиональные пенсии – женщины, мужчины, численность, размеры пенсий.
  • Многодетные матери, раньше выходящие на пенсию, численность, размер пенсии.
  • Распределение численности пенсионеров по размерам пенсии - женщины, мужчины.
  • Пенсионеры, получающие единовременную денежную выплату по монетизации льгот, женщины, мужчины, численность, размер выплаты, в том числе федеральные льготники, региональные льготники.

 

Раздел второй " Финансовые показатели расходов на пенсии и другие выплаты пенсионерам"

  • Бюджет Пенсионного фонда по категориям пенсионеров и по полу.
  • Расходы, проходящие через Пенсионный фонд на единовременную выплату федеральным льготникам, в том числе по полу.
  • Расходы на доплаты пенсионерам из бюджетов субъектов Федерации, в том числе по полу.
  • Единовременные денежные выплаты региональным льготникам, в том числе по полу.
  • Расходы из региональных и местных бюджетов на социальное обслуживание пенсионеров по полу.
  • Расходы из региональных и местных бюджетов на социальную помощь бедным пенсионерам, в том числе на жилищные субсидии и пособия по бедности по полу, помощь на детей-инвалидов.

 

События 2005 г. для пенсионного реформирования оказались катастрофическими. Дело в том, что государство сократило источник формирования трудовых пенсий, снизив выплачиваемый работодателями тариф с 28% к фонду заработной платы до 20% по мотивам снижения налогов с предпринимателей в целях стимулирования их экономической деятельности. Результатом такого действия явился дефицит Пенсионного фонда, который пришлось дотировать из бюджета. Расчеты на будущее показывают, что если не произойдут определенные изменения в условиях начисления пенсий, этот дефицит будет нарастать и достигнет к 2010 г. 500 млрд. руб., и к 2015 г.800 млрд. руб.

 

В связи с этим неизбежны изменения в действующих условиях пенсионного страхования, среди которых:

  • повышение пенсионного возраста;
  • введение нормативного стажа для назначения пенсии в полном объеме (по сути, опять учет стажа работы, но по страховым выплатам);
  • увеличение стоимости страхового года, в том числе возмещения нестраховых периодов (деторождение у женщин, армия у мужчин);
  • увеличение стимулов к участию в пенсионных взносах самих работников, либо в виде их дополнительного обложения, либо на фоне включения в заработную плату (цену труда) приходящегося на индивида взноса;
  • рационализация выплат работающим пенсионерам с учетом грядущих демографических трансформаций, включая сокращение численности учащихся - детей и молодежи, а с ним и сокращение работающих пенсионеров, прежде всего учителей и преподавателей, также врачей на базе реформы здравоохранения, это предусматривающей;
  • расширение круга плательщиков пенсионных взносов за счет субъектов самозанятости, микробизнеса, неформальной занятости, возможно, путем перехода от социальной пенсии к пособию по бедности для нуждающихся из бюджета социальной защиты на местах и др.

Нетрудно заметить, что первым объектом трансформаций в поисках улучшения финансового положения Пенсионного фонда окажутся женщины.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта