СПЕЦДЕПОЗИТАРИЙ НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ

 
 

Журнал "Рынок ценных бумаг" №10 2003 год

 

 

Петрова Ольга

Генеральный директор ООО “Депозитарий Иркол»

 

Не секрет, что инфраструктура российского фондового рынка все еще находится на этапе своего становления. О контрольных функциях спецдепозитариев было написано немало, однако есть все основания вернуться к этой теме. Действительно, сегодня, когда полным ходом идет пенсионная реформа, а интерес вкладчиков к ПИФам постоянно растет и в связи с тем, что доходности по банковским депозитам стремительно падают, как никогда важно обеспечить объективный и надежный контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Анализ доходностей по депозитам, размещенным в российской банковской системе, показывает, что по итогам первого квартала средняя реальная (с учетом инфляции) рублевая доходность годовых вкладов в евро составила плюс 2,05%, в долларах - минус 1,23%, в рублях всего лишь плюс 0,14%. В такой ситуации можно с полным основанием предположить рост интереса инвесторов к паям ПИФ, что лишний раз подчеркивает то, что система «спецдепозитарного контроля» требует оперативного и качественного совершенствования.

 

Необходимость унификации системы контроля

Число спецдепозитариев и их клиентов год от года растет. Например, на начало года, лицензии имело более 40 спецдепозитариев и 90 управляющих компаний. Причем количество и спецдепозитариев, и управляющих компаний, и ПИФов возрастает за год практически вдвое. И если на сегодняшний день по всем ПИФам проводится до 3 000 операций в день, то через год их будет как минимум вдвое больше, это без учета повышения активности на фондовом рынке, примерно такое же количество операций в сумме проводят и НПФы. На практике это означает, что от правильного исполнения всеми субъектами системы коллективных инвестиций своих прав и обязанностей в значительной степени зависит и устойчивость фондового рынка в целом, так как коллективные инвестиции сегодня составляют значительную его часть. Действительно, возрастание числа проводимых транзакций происходит практически в геометрической последовательности. И если для 5 клиентов и 10 операций можно было бы обеспечить приемлемый контроль при различных подходах к выполнению контрольных функций, то для 100 клиентов с 3 000 операций это сделать сложнее, а при дальнейшем увеличении станет и вовсе невозможно или как минимум нерентабельно.

Что же мешает реализовать единый поход к решению этой проблемы? Прежде всего, приходится признать, что пока различные формы коллективных инвестиций регулируются различными органами исполнительной власти, спецдепозитарии вынуждены работать по различным стандартам и требованиям. Это неизбежно повышает операционные риски, повышает вероятность потери данных при взаимодействии между субъектами фондов, увеличивает себестоимость обслуживания инфраструктурными организациями и, следовательно, ведет к росту их тарифов, которые, в конечном счете, снижают доходность инвесторов. Поэтому одной из основных проблем в сфере коллективных инвестиций все еще остается необходимость приведения всех форм коллективных инвестиций к единым требованиям и стандартам.

В качестве возможного варианта решения, который потребует минимум временных и материальных затрат, возможно приведение требований к ответственности всех форм коллективного инвестирования (инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов) к уровню не ниже того, который установлен для паевых инвестиционных фондов. Важным положительным результатом указанного подходя является то, что при этом обеспечиваются единые требования и должный уровень защиты прав инвесторов. Альтернативой могло бы стать изменение нормативных актов, регулирующих работу ПИФов, однако, это вряд ли целесообразно, так как она уже хорошо себя зарекомендовали на практике и в полной мере соответствуют всем международным требованиям. Если же все оставить как есть, мы получим не только наличие необоснованных конкурентных преимуществ одного вида коллективных инвестиций над другим, но и что самое неприятное- неравнозначную инфраструктурную надежность для различных инструментов одного инвестиционного вида.

 

Первоочередные проблемы и пути решения

Принятие в 2001 году Федерального закона “Об инвестиционных фондах” и в 2002 году Постановления ФКЦБ России “О регулировании деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов” значительно сблизило требования к АИФ, ПИФ и НПФ, но существенные принципиальные отличия все же остаются. Какие же моменты вызывают наибольшие вопросы?

Закон №156-ФЗ от 29.11.2001 “Об инвестиционных фондах” содержит требование к специализированному депозитарию осуществлять контроль за соблюдением:

  • управляющей компанией АИФ “…настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, положений устава и инвестиционной декларации акционерного инвестиционного фонда, договора между акционерным инвестиционным фондом и управляющей компанией”;
  • управляющей компанией ПИФ “ настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом”.

Что касается контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, Постановление Правительства №383 от 28.04.2000 содержит дополнительные требования к депозитарному договору и предписывает специализированным депозитариям, обслуживающим НПФ, “в целях реализации Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах…" осуществлять ежедневный контроль только за “…соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов…”.

В соответствии с изменениями, внесенными в закон “О негосударственных пенсионных фондах” 10.01.2003 (Федеральным законом №14- ФЗ) при осуществлении фондами деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию (с 1 января 2004 года) специализированный депозитарий обязан:

  • “…осуществлять ежедневный контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям, осуществляющим инвестирование средств пенсионных накоплений, требованиям настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, инвестиционной декларации;
  • осуществлять контроль за определением стоимости чистых активов, находящихся в управлении управляющих компаний, в целях настоящего Федерального закона;
  •  осуществлять контроль за перечислением в фонд средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений…”.

В результате получается, что соблюдение требований сложившейся нормативной базы для АИФ, ПИФ и НПФ (при осуществлении деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию) спецдепозитарием должен осуществляться контроль за соответствием деятельности фондов действующему законодательству в целом, а для НПФ (при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению) - только за соблюдением ограничений по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов!

Так как для НПФ и в том, и в другом случае потенциальными клиентами (инвесторами) являются наименее социально защищенные слои населения – пенсионеры, этого допустить крайне не желательно. Контроль за любым из видов деятельности НПФ должен строиться на одних и тех же принципах и подходах.

Вторым важным моментом является то, что введенная Федеральным законом от 10.01.2003 №14- ФЗ обязанность спецдепозитария осуществлять контроль за перечислением в фонд средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений будет весьма труднореализуема на практике. Действительно, в самом законе “О негосударственных пенсионных фондах” (ст.15) информация, полученная в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, а также при выплате накопительной части трудовой пенсии относится к конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам. При этом контроль за перечислением каких-либо средств включает в себя контроль размера, сроков и порядка перечисления, а для этого спецдепозитарию будет необходима конфиденциальная информация. Следовательно, в закон заложено противоречие, осложняющее спецдепозитариям выполнение своих обязанностей, а пострадавшей стороной в итоге может стать инвестор.

Следует обратить внимание и на то, что требования к конфиденциальности информации позволяют специализированным депозитариям полноценно осуществлять по отношению к негосударственным пенсионным фондам только последнее из трех основных направлений контроля:

  • Контроль за денежными потоками, включающий контроль за операциями по банковским счетам, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, расходами фонда, в том числе и вознаграждением субъектов и контрагентов фондов.
  • Контроль за пассивными операциями (выдачей и погашением паев – для ПИФ, размещением и выдачей акций – для АИФ).
  • Контроль за активными операциями – за инвестиционной деятельностью, составом и структурой активов.

Для АИФ и ПИФ требуются действующим законодательством и, соответственно, осуществляются все три направления контроля. При этом контроль должен быть предварительным, то есть специализированный депозитарий и для НПФ, также как для ПИФ и АИФ, не должен давать разрешение на сделку, которая нарушит ограничения по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава пенсионных резервов, что должно быть закреплено законодательно.

Как же этот вопрос решается на практике? Для ПИФ и АИФ предварительный контроль осуществляется в соответствии с требованиями Постановления ФКЦБ России от 09.10.2002 №40/ПС “О регулировании деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов”, которое подробно определило условия и порядок дачи спецдепозитарием согласия на списание денежных средств или проведение операций с имуществом фондов. Исключение составляют случаи распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Таким образом получается, что при существующих на сегодняшний день требованиях законодательства и технологиях работы контроль деятельности НПФ весьма сложно осуществлять предварительно. Ведь специализированный депозитарий вправе лишь не принимать к исполнению поручение о передаче ценных бумаг, в которые размещены пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда, в случаях, если его исполнение нарушает требования законов и иных нормативных правовых актов.

Последнее, на чем хотелось бы остановиться - то, что направления контроля НПФ и управляющих компаний при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию пока регламентируются только законом “О негосударственных пенсионных фондах”, который возлагает на спецдепозитарий функции, сходные по форме, но отличающиеся по содержанию от того, что реализуется им в отношении ПИФ и НПФ (при осуществлении им деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению). Например, в нем предусмотрены следующие обязанности спецдепозитария:

«…ежедневно рассчитывать текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении в целях настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг по согласованию с уполномоченным федеральным органом;

продавать ценные бумаги, находящиеся в управлении, как правило, по цене не ниже рыночной, а также покупать ценные бумаги, как правило, по цене не выше рыночной. Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен, представляется в уполномоченный федеральный орган по установленной им форме. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной ценой понимается цена, определенная в соответствии с правилами торговли данным фондовым инструментом…»

Для профессионалов, работающих на этом рынке понятно, что и эти вопросы требуют согласования. Спецдепозитарий должен иметь четкие критерии контроля, исключающие неоднозначные понятия, например “как правило”. В связи с этим без дополнительных разъяснений нормативно-правового характера все спецдепозитарии будут трактовать подобные термины по-разному.

Кроме того, реестры пайщиков ПИФ ведутся спецдепозитариями или спецрегистраторами, реестр акционеров АИФ – спецрегистраторами. В целях унификации технологий коллективных инвестиций и защиты прав пенсионеров было бы целесообразно законодательно ввести требование ведения независимой специализированной организацией реестра владельцев пенсионных счетов.

Осложняет ситуацию и то, что в отличие от единственной управляющей компании ПИФ и АИФ, управляющих компаний у одного НПФ может быть несколько. При наличии нескольких управляющих компаний, увеличивается риск выйти за рамки разрешенной структуры при инвестировании всеми управляющими компаниями в одни и те же объекты, так как спецдепозитарий контролирует суммарный состав и структуру активов, в которые размещены пенсионные резервы НПФ. При этом для НПФ было бы целесообразно либо разделить между управляющими компаниями объекты инвестирования, либо установить для каждой УК свои лимиты и передать ответствующую информацию спецдепозитарию, при этом спецдепозитарий должен иметь возможность контролировать не только суммарный состав и структуру, но и лимиты каждой управляющей компании.

К контролю НПФ при осуществлении деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию уже законодательно (Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах”) закреплен как раз такой подход – ограничения установлены для инвестиционного портфеля каждой управляющей компании в отдельности, следовательно, спецдепозитарий должен будет обеспечить соответствующий контроль.

Для решения перечисленных проблем, необходимо внедрение технологий, направленных на оптимизацию схем документооборота между субъектами системы НПФ, в том числе между фондом, управляющей компанией и спецдепозитарием, а также между фондом, его филиалами(для НПФ) и спецдепозитарием. Причем соответствующие технологии должны учитывать реальные возможности субъектов системы НПФ. Большие перспективы в связи с этим предоставляет вступление в силу закона “Об электронно-цифровой подписи”. Да и для саморегулируемых организаций, прежде всего ПАРТАД, это могло стать хорошей точкой приложения своих усилий. Профучастникам, видимо, самое время вспомнить о том, что еще далеко не все проблемы решены, а роль «профсоюзов фондового рынка» в этой связи только растет!

В рамках короткой статьи невозможно остановиться на всех проблемах с которыми сталкиваются спецдепы, но даже проведенный краткий анализ показывает, что если мы хотим должным образом защитить нашего и без того недоверчивого инвестора, необходимо с самого начала максимально приводить систему регулирования, контроля и технологии различных форм коллективных инвестиций к единым принципам, правилам и стандартам. Причем в процессе разработки этих правил и стандартов должны участвовать все заинтересованные субъекты рынка ценных бумаг – сами профучастники, регулирующие и контролирующие органы, и, конечно же, саморегулируемые организации.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта