ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦДЕПОЗИТАРИЕВ В РОССИИ

 
 

Журнал "Рынок ценных бумаг" №2 2001 год

 

 

Петрова Ольга

Генеральный директор ООО “Депозитарий Иркол”

 

В 2000-2001гг. число специализированных депозитариев значительно возросло. Причинами этого стали новые требования законодательства к негосударственным пенсионным фондам (НПФ), появление новых и повышение активности существующих паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Если до последнего времени специализированные депозитарии обслуживали только паевые инвестиционные фонды, то с появлением требований к НПФ по заключению договоров с ними у многих специализированных депозитариев среди клиентов появились негосударственные пенсионные фонды. Как известно, для ПИФ, и для НПФ спецдепозитарий выполняет два основных вида функций: депозитарные и контрольные. Однако, выполнение депозитарных функций для этих видов клиентов не сопровождается возникновением особых проблем, отличных от тех, которые сопутствуют деятельности депозитариев как профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Каковы же перспективы дальнейшего развития спецдепозитариев? Ответ на этот вопрос зависит от перспектив развития фондового рынка в целом и от того, насколько совершенные механизмы коллективного инвестирования будут закреплены законодательством.

 

I. ПИФ

В отношении контрольных функций деятельность ПИФов регулируется достаточно четко постановлениями ФКЦБ. Нормативно-правовая база, регулирующая это направление в отношении специализированных депозитариев, конечно, не лишена недостатков, но на сегодняшний день практически сформирована.

Регулирование деятельности паевых инвестиционных фондов в России является наиболее эффективным среди структур коллективных инвестиций и строится на основе принципов коллективного инвестирования, существующего в странах с развитыми рынками капиталов, а именно:

  • отделение деятельности по управлению активами от деятельности по их хранению и обеспечение жесткого перекрестного контроля за деятельностью по управлению активами;
  • обеспечение информационной прозрачности и раскрытие информации о деятельности по управлению активами и по их хранению;
  • жесткий государственный контроль за осуществлением коллективных инвестиций и жесткая система отчетности перед государственными органами.

На сегодняшний день открытым остается, пожалуй, один серьезный вопрос – порядок вторичного обращения паев, которое планируется ввести федеральным законом “Об инвестиционных фондах”.

Необходимость принятия закона, регулирующего деятельность акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, предусматривала еще Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998-1999 годы (утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785). Однако закон прошел второе чтение в Государственной думе только 27.06.2001.

Для управляющих компаний паевых инвестиционных фондов введение вторичного обращения паев означает возможность продвинуть свои ценные бумаги на региональных рынках, обладающих достаточно высокими потенциальными инвестиционными возможностями. Региональные инвесторы через своих брокеров смогут приобретать паи, как и любой другой биржевой инструмент, а также продавать и приобретать их на небиржевом рынке.

С точки зрения инфраструктуры это нововведение затронет практически всех профессиональных участников рынка ценных бумаг: биржи, расчетные депозитарии, специализированные депозитарии, специализированные регистраторы и обычные депозитарии, брокеры.

Введение вторичного обращения требует решения трех задач.

1. Технологическое обеспечение.

Пай – это особая ценная бумага. Правила учета и, в частности, ведения реестра пайщиков, отличаются от учета эмиссионных ценных бумаг и ведения реестра акционеров и облигационеров. Особыми операциями являются размещение и выкуп паев. Ни технологии, ни программное обеспечение спецдепозитариев и спецрегистраторов до сих пор не предусматривало операций купли-продажи паев, института номинального держания. Несмотря на то, что эти вопросы достаточно проработаны и отлажены при ведении реестров акционеров, потребуется некоторое время для переноса технологий ведения реестра акционеров на ведение реестра пайщиков, учета особенностей, неизбежно возникающих по причине уникальности пая как ценной бумаги.

Вот основные проблемы, которые требуют своего решения:

  • Организация документооборота при выкупе паев, если паи учитываются в депозитарии, а депозитарий не является агентом по размещению и выкупу паев. В проекте закона предусматривается, что агентами могут быть только брокеры.
  • Порядок проведения процедуры конвертации, если паи учитываются в депозитарии.
  • Проверка в каждом случае отчуждения паев на вторичном рынке аффилированности приобретателя.
  • Учет специализированным регистратором сроков владения паями при расчете надбавки и скидки.

При решении этих вопросов потребуется принятие правил и стандартов не только на законодательном уровне, но и на уровне саморегулируемой организации.

2.Нормативно-правовое обеспечение.

Все вышеперечисленное должно найти отражение либо как изменения к существующим актам Федеральной комиссии, либо как комплекс новых постановлений. Помимо закона и Постановления, отражающего общие принципы учета и обращения паев, потребуют изменений и дополнений и Типовые правила ПИФ, и Положение о ведении реестра владельцев инвестиционных паев ПИФ, и ряд иных документов. Кроме технологических изменений потребуется принятие ряда документов, направленных на борьбу с мошенничеством на этом сегменте рынка.

3.Недопущение манипуляций на рынке инвестиционных паев.

В принятом на втором чтении проекте закона предусматривается возможность вторичного обращения паев и интервальных и открытых ПИФ. Открытые фонды не ограничены в размещении паев, поэтому теоретически существует опасность игры на повышение их стоимости. Но такая же возможность существует и для других ценных бумаг. Поэтому существующие опасения могут развеяться только на практике.

 

II. НПФ

Постановление Правительства Российской Федерации №383 “О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды”, обязывающее НПФ хранить ценные бумаги только в специализированных депозитариях, вышло 28.04.2000. Несмотря на то, что прошло уже больше года, нормативно-правовая база, регулирующая особенности работы специализированных депозитариев при обслуживании НПФ еще не сложилась.

В соответствии с указанным Постановлением, юридические лица, осуществляющие депозитарное обслуживание НПФ должны иметь две лицензии:

  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности;
  • лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов.
    Также Постановление Правительства содержит дополнительные требования к депозитарному договору и предписывает специализированным депозитариям, обслуживающим НПФ:
  • осуществлять ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и актами Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации;
  • сообщать Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, фонду и управляющей компании о нарушениях, выявленных при осуществлении вышеуказанного контроля, не позднее следующего дня после их обнаружения.

При этом контроль должен быть действительно ежедневным и упреждающим, то есть специализированный депозитарий не должен давать разрешение на сделку, которая нарушит ограничения по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов. Конечно, в процедурах упреждающего контроля будут и исключения (например, по государственным ценным бумагам). При существующих на сегодняшний день технологиях работы спецдепозитария и всей инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом, специализированными депозитариями может осуществляться и осуществляется только пост-фактум контроль. Причем в связи с особенностями порядка и периодичности получения фондами информации и документов, связанных с управлением активами от брокеров и управляющих компаний, и передачей копий этих документов специализированным депозитариям, возникают проблемы именно с возможностью ежедневного контроля.

В связи с этим необходимо внедрение технологий, направленных на оптимизацию схем документооборота между субъектами системы НПФ, в том числе между фондом, управляющей компанией и спецдепозитарием, а также между фондом, его структурными подразделениями (филиалами) и спецдепозитарием. Причем соответствующие технологии должны учитывать реальные возможности субъектов системы НПФ.

Кроме Постановления Правительства №383 регулирования деятельности спецдепозитариев касается только Постановление ФКЦБ №4 от 05.07.2000 “О предельном размере вознаграждения депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды” и Совместное разъяснение ФКЦБ России Инспекции НПФ при Минтруда России об отдельных вопросах обслуживания негосударственных пенсионных фондов.

Проблема оплаты услуг спецдепозитария также является на сегодняшний день нерешенной. В соответствии с указанным Постановлением, “предельный размер вознаграждения, выплачиваемого депозитариям, обслуживающим негосударственные пенсионные фонды, за счет дохода, полученного от размещения пенсионных резервов, составляет 2,5 процента указанного дохода.”. Однако, расчет вознаграждения субъекта учетной системы, который не имеет возможности влиять на уменьшение или увеличение доходов фонда, и, с другой стороны, несущего определенные затраты, также не связанные с размером дохода, выглядит, по крайней мере, нелогичным. С учетом незначительного размера пенсионных резервов и получаемого дохода от их размещения у подавляющего большинства фондов, выполнение функций спецдепозитария для НПФ становится нерентабельным. Кроме этого, вполне реальной является ситуация с отсутствием доходов, при этом договор между НПФ и спецдепозитарием становится безвозмездным, что противоречит существующему законодательству. В отличие от некоторых противоречий при организации документооборота, которые могут быть решены и в рамках саморегулируемой организации путем разработки типовых правил и процедур, проблема оплаты услуг спецдепозитария должна быть решена с участием регулирующих и контролирующих органов: ФКЦБ и Инспекции негосударственных пенсионных фондов. По аналогии с ПИФ расчет вознаграждения спецдепозитариев можно вести в процентах от объема пенсионных резервов.

Представляется, что изложенный выше подход к регулированию паевых инвестиционных фондов, позволяющий снизить риски и гарантировать права инвесторов, должен быть закреплен для всех схем коллективного инвестирования, в том числе и для негосударственных пенсионных фондов. В частности:

  • установить запрет на совмещение деятельности по управлению активами с иными видами деятельности, что позволит избежать совмещения с нею рисков, присущих иным рынкам;
  • установить запрет на совмещение деятельности специализированного депозитария с иными видами деятельности, что позволит избежать совмещения с нею рисков;
  • закрепить возможность осуществления эффективного контроля за распоряжением активами инвестиционных фондов со стороны специализированного депозитария;
  • установить обязательность лицензирования деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов.

Для негосударственных пенсионных фондов, по аналогии с паевыми инвестиционными фондами, следовало бы ввести также контроль за денежными средствами, составляющими пенсионные резервы, а так же за поступлением пенсионных взносов и выплатой негосударственных пенсий. Цель - достижение прозрачности деятельности фонда как субъекта социальной сферы, а также более корректного и полного контроля размещенных пенсионных резервов.

На сегодняшний день организовать такой контроль не позволяет ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, в соответствии с которым фонд не вправе передавать третьим лицам сведения, составляющие коммерческую тайну. А к таким сведениям относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий.

Дополнительно осуществление функций спецдепозитария для НПФ может включать:

  • ежемесячную оценку рыночной стоимости котируемых ценных бумаг;
  • разработку и предоставление фонду любых форм специальной отчетности;
  • участие формирование отчетности фонда, связанной с инвестиционной деятельностью, для предоставления в контролирующие органы.

 

III. Страховые компании.

За последний год обострилась конкуренция между НПФ и страховыми компаниями за рынок негосударственного пенсионного страхования (по оценкам страховщиков, его объем составляет 200 млрд руб.). Если страховщики добьются таких же льгот по налогообложению, как и НПФ, они, скорее всего, получат такую же систему контроля, включающую управляющие компании и специализированные депозитарии. А спецдепозитарии, в свою очередь, получат новый класс клиентов уже с другими требованиями, технологиями и отчетностью, так как страховые компании регулируются и контролируются департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

 

IV. Акционерные инвестиционные фонды.

Проектом закона “Об инвестиционных фондах” для акционерных инвестиционных фондов также предусматривается обязательное обслуживание в специализированных депозитариях. Технологически, и с учетом существующей практики, выполнение контрольных функций будет аналогично технологии обслуживания НПФ и, скорее всего, столкнется с теми же проблемами.

 

V. Выводы

Деятельность инвестиционных паевых и акционерных фондов регулируется ФКЦБ, Деятельность НПФ регламентируется и контролируется другой организацией — Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ, страховых компаний - департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

Следовательно, все существующие схемы и механизмы коллективных инвестиций функционируют на основе различных стандартов. Это может привести к возникновению дополнительных операционных рисков, риску потери данных при взаимодействии между субъектами фондов (в перспективе, возможно, и страховых компаний), увеличению себестоимости обслуживания инфраструктурными организациями и, следовательно, их тарифов, а также к ряду других негативных последствий. Поэтому одной из основных проблем в сфере коллективных инвестиций является отсутствие единства требований и стандартов применительно ко всем формам коллективных инвестиций.

В итоге требования к ответственности всех форм коллективного инвестирования (инвестиционных фондов, НПФ и страховых организаций) не должны быть ниже уровня, установленного для паевых инвестиционных фондов. При этом необходимо установить единые требования, обеспечивающие должный уровень защиты прав инвесторов. В ином случае различия в сфере нормативного регулирования форм коллективного инвестирования приведут к возникновению необоснованных конкурентных преимуществ.

В последнее время на проблемы инфраструктуры рынка ценных бумаг при обслуживании схем коллективных инвестиций стали обращать больше внимания. Эти вопросы поднимались на круглых столах, проведенных ИД “Рынок ценных бумаг”: “Инвестиционные фонды в России: проблемы и перспективы” и “Тенденции и проблемы развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг”; в ФКЦБ прошло совещание с участием руководителей и специалистов специализированных депозитариев; в ПАРТАД организована рабочая группа специализированных депозитариев, ставящая перед собой следующие цели:

  • разработка предложений законодательным органам по разработке и совершенствованию нормативных документов, регламентирующих деятельность специализированных депозитариев и института коллективных инвестиций в целом;
  • представления интересов специализированных депозитариев и специализированных регистраторов в законодательных и контролирующих органах;
  • оказание методической помощи и консультаций специализированным депозитариям, специализированным регистраторам, иным участникам инфраструктуры коллективных инвестиций и заинтересованным лицам по вопросам обслуживания институтов коллективных инвестиций.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Происходит активный выход паевых фондов в регионы как за счет организации новых фондов на местах, так и за счет развития региональной агентской сети крупнейших фондов. В связи с территориальной рассредоточенностью существующих и потенциальных инвесторов возникнет потребность дальнейшего развития инфраструктуры рынка коллективных инвестиций c возможностью работы в регионах и развития новых технологий работы с удаленными агентскими пунктами.

Несмотря на все проблемы и трудности, продолжают развиваться негосударственные пенсионные фонды, и нормативно-правовая база, регулирующая это направление, должна совершенствоваться.

Необходимо с самого начала максимально приводить регулирование, контроль и технологии различных форм коллективных инвестиций к единым принципам, правилам и стандартам. Причем в процессе разработки этих правил и стандартов должны участвовать все заинтересованные субъекты рынка ценных бумаг – сами профучастники, регулирующие и контролирующие органы, саморегулируемые организации.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта