ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ НА РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 
 

Журнал "Рынок ценных бумаг" №18 2001 год

 

 

Петрова Ольга

генеральный директор ООО «Депозитарий Иркол»

 

В конце июня 2001 г. в Государственной думе прошел второе чтение федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

Какие основные нововведения ждут инфраструктуру фондового рынка в случае принятия закона? Это вторичное обращение паев и требования к учету имущества, принадлежащего акционерным инвестиционным фондам, в специализированном депозитарии.

Если еще в 2000 г. специализированные депозитарии обслуживали только ПИФы, то с появлением требований по заключению договоров с негосударственными пенсионными фондами у многих специализированных депозитариев среди клиентов появились НПФ. А в связи с перспективой принятия закона «Об инвестиционных фондах» возможно появление еще одного типа клиентов — акционерных инвестиционных фондов.

Перспективы дальнейшего развития спецдепозитариев зависят в первую очередь от развития и совершенствования законодательства РФ в области коллективных инвестиций.

На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством спецдепозитарий для паевых инвестиционных фондов, и для негосударственных пенсионных фондов выполняет две основные функции: депозитарные и контрольные.
При выполнении депозитарных функций не возникает особых проблем, отличных от тех, которые сопутствуют деятельности депозитариев как профессиональных участников рынка ценных бумаг. Отдельные вопросы возникающие при обслуживании НПФ были решены совместным разъяснением ФКЦБ РФ России Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ (далее — Инспекция НПФ).

Наибольшее число проблем возникает при выполнении спецдепозитариями контрольных функций.

 

ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Контрольные функции спецдепозитариев достаточно четко регулируется в отношении паевых фондов постановлениями ФКЦБ России. Нормативно-правовая база этого направления, конечно, не лишена недостатков, но на сегодняшний день практически сформирована.

Среди структур коллективных инвестиций в России регулирование деятельности ПИФов является наиболее эффективным и строится на основе принципов коллективного инвестирования, существующих в странах с развитыми рынками капиталов, а именно:

  • отделение деятельности по управлению активами от деятельности по их хранению и обеспечение глубокого перекрестного контроля за деятельностью по управлению активами;
  • обеспечение информационной прозрачности и раскрытие информации о деятельности по управлению активами и по их хранению;
  • жесткий государственный контроль за осуществлением инвестиционной деятельности и строгая система отчетности перед государственными органами.

Вторичное обращение паев ПИФов

На сегодняшний день открытым остается, пожалуй, один серьезный вопрос — порядок вторичного обращения паев, которое планируется ввести федеральным законом «Об инвестиционных фондах».

Необходимость принятия закона, регулирующего деятельность акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, была предусмотрена еще Государственной программой защиты прав инвесторов на 1998—1999 гг. (утвержденной постановлением Правительства РФ № 785 от 17 июля 1998 г.). Однако закон прошел второе чтение в Государственной думе только 27 июня 2001 г.

Для управляющих компаний паевых инвестиционных фондов введение вторичного обращения паев означает возможность продвинуть свои ценные бумаги на региональные рынки, обладающие достаточно высокими потенциальными инвестиционными возможностями. Региональные инвесторы через своих брокеров смогут приобретать паи, как и любой другой биржевой инструмент, а также получат возможность продавать и приобретать их на внебиржевом рынке.

С точки зрения инфраструктуры рынка ценных бумаг это нововведение затронет практически всех его профессиональных участников: биржи, расчетные депозитарии, специализированные депозитарии, специализированных регистраторов и обычных депозитариев, брокеров.

Введение вторичного обращения потребует решения трех задач.

Технологическое обеспечение

В связи с тем, что пай — это особая ценная бумага, правила учета и, в частности, ведения реестра пайщиков отличаются от учета эмиссионных ценных бумаг и ведения реестра акционеров и облигационеров.

Особыми операциями в реестре пайщиков являются размещение и выкуп паев. Ни технологии, ни программное обеспечение спецдепозитариев и спецрегистраторов ПИФов до сих пор не предусматривали ни операций купли/продажи паев, ни института номинального держания.

Несмотря на то, что эти вопросы достаточно проработаны и отлажены при ведении реестров акционеров, потребуются ощутимые временные и трудовые затраты для переноса технологий ведения реестра акционеров на ведение реестра пайщиков с учетом особенностей и уникальности пая как ценной бумаги.

Основными проблемами, требующими решения, являются:

  • организация документооборота при выкупе паев, если паи учитываются в депозитарии, а депозитарий не является агентом по размещению и выкупу паев (в проекте закона предусматривается, что агентами могут быть только брокеры);
  • порядок проведения процедуры конвертации, когда паи учитываются на счетах депо в депозитарии;
  • проверка аффилированности приобретателя в каждом случае отчуждения паев на вторичном рынке в соответствии с требованиями законодательства.
  • учет специализированным регистратором сроков владения паями при расчете надбавки и скидки.

Нормативно-правовое обеспечение

Все вышеперечисленное должно найти отражение либо как изменения к существующим актам ФКЦБ России, либо как комплекс новых постановлений.

Помимо принятия закона и соответствующего постановления, отражающих общие принципы учета и обращения паев, потребуются изменения и дополнения к существующим документам, Типовым правилам ПИФ, Положению о ведении реестра владельцев инвестиционных паев ПИФ и ряд других нормативов. Потребуется также принятие ряда документов, направленных на борьбу с мошенничеством на этом сегменте рынка, а также правил и стандартов на уровне саморегулируемых организаций.

Недопущение манипуляций на рынке инвестиционных паев

В принятом во втором чтении проекте закона предусматривается возможность вторичного обращения паев и интервальных, и открытых ПИФов.

Открытые фонды не ограничены в размещении паев, поэтому теоретически существует опасность игры на повышение их биржевых котировок. Но такая же возможность существует и для других ценных бумаг, поэтому возникшие опасения могут развеяться только на практике.

 

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Постановление Правительства РФ № 383 от 28 апреля 2000 г. «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды» (далее — Постановление № 383) обязало НПФ хранить ценные бумаги только в специализированных депозитариях. Несмотря на то, что прошло уже достаточное время, нормативно-правовая база, регулирующая особенности работы специализированных депозитариев при обслуживании НПФ, еще не сложилась.

В соответствии с этим постановлением юридические лица, осуществляющие депозитарное обслуживание НПФ, должны иметь две лицензии:

  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности;
  • лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов.
  • Постановление содержит также дополнительные требования к депозитарному договору и предписывает специализированным депозитариям, обслуживающим НПФ:
  • осуществлять ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями: ограничений по инвестированию пенсионных резервов; правил размещения пенсионных резервов; состава и структуры пенсионных резервов, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ и актами Инспекции НПФ;
  • сообщать Инспекции НПФ, фонду и управляющей компании о нарушениях, выявленных при осуществлении вышеуказанного контроля, не позднее следующего дня после их обнаружения.

При этом контроль должен быть действительно ежедневным и упреждающим, т.е. специализированный депозитарий не должен давать разрешение на сделку, которая нарушит ограничения по инвестированию пенсионных резервов, правила размещения пенсионных резервов, состав и структуру пенсионных резервов. Конечно, в процедурах упреждающего контроля будут и исключения (например, по государственным ценным бумагам).

При существующих на сегодняшний день технологиях работы спецдепозитария и всей инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом специализированными депозитариями реально может осуществляться и осуществляется только контроль пост-фактум. Причем, в связи с особенностями порядка и периодичности получения фондами информации и документов, связанных с управлением активами, от брокеров и управляющих компаний и передачей копий этих документов специализированным депозитариям, возникают проблемы именно с возможностью ежедневного контроля. Поэтому необходимо внедрять технологии, направленные на оптимизацию схем документооборота между субъектами системы НПФ, в том числе между фондом, управляющей компанией и спецдепозитарием, а также между фондом, его структурными подразделениями (филиалами) и спецдепозитарием, причем соответствующие технологии должны учитывать реальные возможности субъектов системы НПФ.

Кроме Постановления № 383 деятельность спецдепозитариев регулируют только постановление ФКЦБ № 4 от 5 июля 2000 г. «О предельном размере вознаграждения депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды» и совместное разъяснение ФКЦБ России и Инспекции НПФ об отдельных вопросах обслуживания негосударственных пенсионных фондов, которые, естественно, не охватывают всех проблем.

Оплата услуг спецдепозитария для НПФ

Проблема оплаты услуг спецдепозитария на сегодняшний день также не решена. В соответствии с Постановлением № 383 «предельный размер вознаграждения, выплачиваемого депозитариям, обслуживающим негосударственные пенсионные фонды, за счет дохода, полученного от размещения пенсионных резервов, составляет 2,5% указанного дохода». Однако расчет вознаграждения субъекта учетной системы, который, с одной стороны, не имеет возможности влиять на уменьшение или увеличение доходов фонда, и, с другой стороны, несущего определенные затраты, также не связанные с размером дохода, выглядит, по крайней мере, нелогичным.

С учетом незначительного размера пенсионных резервов и получаемого дохода от их размещения у подавляющего большинства фондов выполнение функций спецдепозитария для НПФ становится нерентабельным. Кроме того, вполне реальной является ситуация с отсутствием доходов, при этом договор между НПФ и спецдепозитарием становится безвозмездным, а спецдепозитарий будет вынужден перечислить в бюджет НДС, исходя из рыночной стоимости услуги.

В отличие от некоторых противоречий при организации документооборота, которые могут быть решены и в рамках СРО путем разработки типовых правил и процедур, проблема оплаты услуг спецдепозитария должна быть решена с участием регулирующих и контролирующих органов: ФКЦБ России и Инспекции НПФ. По аналогии с ПИФами расчет вознаграждения спецдепозитариев можно вести в процентах от объема пенсионных резервов, с ограничением максимально возможного размера вознаграждения.

Представляется, что изложенный выше подход к регулированию паевых инвестиционных фондов, позволяющий снизить риски и гарантировать права инвесторов, должен быть закреплен для всех схем коллективного инвестирования, в том числе и для негосударственных пенсионных фондов.

По аналогии с ПИФами для негосударственных пенсионных фондов следовало бы ввести также контроль за денежными средствами, составляющими пенсионные резервы, за поступлением пенсионных взносов и выплатой негосударственных пенсий. Цель такого контроля — достижение прозрачности для потенциальных клиентов деятельности фонда как одного из важнейших субъектов социальной сферы, а также более корректного и полного контроля размещенных пенсионных резервов.

На сегодняшний день организовать такой контроль не позволяет федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которым фонд не вправе передавать третьим лицам сведения, составляющие коммерческую тайну, в том числе информацию о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий.

Дополнительно функции спецдепозитария для НПФ могут включать:

  • ежемесячную оценку рыночной стоимости котируемых ценных бумаг;
  • разработку и предоставление фонду дополнительных форм специальной отчетности;
  • участие в формировании отчетности фонда, связанной с инвестиционной деятельностью, для предоставления в контролирующие органы.

 

СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

За последний год обострилась конкуренция между НПФ и страховыми компаниями за рынок негосударственного пенсионного страхования (по оценкам страховщиков, его объем составляет 200 млрд руб.).

Если страховые компании добьются таких же льгот по налогообложению, как и НПФ, они, скорее всего, получат такую же систему контроля, включающую требования к управлению активами посредством заключения договоров с лицензированными управляющими компаниями, а также требования по обслуживанию в специализированных депозитариях.

Спецдепозитарии, в свою очередь, получат новый класс клиентов уже с другими требованиями, технологиями и отчетностью, так как страховые компании регулируются и контролируются департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, работают по собственным технологиям и имеют свои особенности бухгалтерского учета и учета активов.

 

АКЦИОНЕРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Проектом закона «Об инвестиционных фондах» для акционерных инвестиционных фондов также предусматривается обязательное обслуживание в специализированных депозитариях. Технологически и с учетом существующей практики выполнение контрольных функций будет аналогично технологии обслуживания НПФ и, скорее всего, столкнется с теми же проблемами.

 

ВЫВОДЫ

Деятельность инвестиционных паевых и акционерных фондов регулируется ФКЦБ России. Деятельность НПФ регламентируется и контролируется другой организацией — Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ, страховых компаний — департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

Таким образом, все существующие схемы и механизмы коллективных инвестиций функционируют на основе различных стандартов. Это может привести к возникновению дополнительных рисков, увеличению себестоимости обслуживания инфраструктурными организациями и, следовательно, к росту их тарифов, а также к ряду других негативных последствий. Поэтому одной из основных проблем в сфере инфраструктуры коллективных инвестиций является установление единства требований и стандартов применительно ко всем формам коллективных инвестиций.

Требования к ответственности всех форм коллективного инвестирования (паевых и акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций) не должны быть ниже уровня, установленного для паевых инвестиционных фондов. При этом нужны также единые требования, обеспечивающие необходимый и достаточный уровень защиты прав инвесторов. В противном случае различия в сфере нормативного регулирования форм коллективного инвестирования приведут к возникновению необоснованных конкурентных преимуществ.

В последнее время проблемам инфраструктуры рынка ценных бумаг при обслуживании схем коллективных инвестиций стало уделяться больше внимания. Эти вопросы поднимались на «круглых столах», проведенных журналом «Рынок ценных бумаг», — «Инвестиционные фонды в России: проблемы и перспективы» и «Тенденции и проблемы развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг» (См. РЦБ. 2000. №2) в ФКЦБ России прошло совещание с участием руководителей и специалистов специализированных депозитариев; в ПАРТАД организована рабочая группа специализированных депозитариев.

Подводя итог, можно подчеркнуть следующее:

  • Происходит активный выход управляющих компаний паевых фондов в регионы как за счет организации новых региональных фондов, так и за счет развития региональной агентской сети. С выходом закона «Об инвестиционных фондах» дополнительной возможностью для продвижения в регионы станет вторичное обращение паев. При этом для снижения технологических и операционных рисков потребуется принятие ряда нормативно-правовых актов, а также разработка типовых стандартов и процедур.
  • Несмотря на все проблемы и трудности, продолжают развиваться негосударственные пенсионные фонды, и нормативно-правовая база, регулирующая это направление, должна совершенствоваться.
  • Необходимо с самого начала максимально приводить регулирование, контроль и технологии различных форм коллективных инвестиций к единым принципам, правилам и стандартам. Причем в процессе разработки этих правил и стандартов должны участвовать все заинтересованные субъекты рынка ценных бумаг — сами профучастники рынка ценных бумаг, регулирующие и контролирующие органы, саморегулируемые организации.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта