СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДЕПОЗИТАРИИ. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

 
 

Журнал "Рынок ценных бумаг" №10(289) 2005 год

 

 

Петрова Ольга.

Генеральный директор ООО “Депозитарий Иркол”.

 

В связи с принятием и вступлением в силу ряда законов, таких как №117-ФЗ от 20.08.2004 “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”, №14-ФЗ от 10.01.2003 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О негосударственных пенсионных фондах”, №152-ФЗ от 11.11.2003 “Об ипотечных ценных бумагах” перед спецдепозитариями открылись новые перспективы. Однако, связанные с развитием новых направлений основные проблемы остались прежними. Отсутствие позитивных сдвигов в решении этих проблем может привести к ухудшению качества контроля специализированного депозитария за институтами коллективных инвестиций. Выходом из сложившейся ситуации может служить расширение взаимодействия ФСФР, ПАРТАД и профессиональных участников рынка ценных бумаг в развитии нормативно-правовой и технологической базы для деятельности специализированных депозитариев.

 

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих. Новый конкурс.

1 января 2005 года вступил в силу ФЗ №117 “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”. В законе закреплен новый подход к обеспечению жильем военнослужащих путем формирования системы постепенного накопления средств для приобретения жилья в собственность.

Основными задачами перехода к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих являются:

• переход от натуральной формы обеспечения увольняемых военнослужащих постоянным жильем к денежной;

• создание условий для приобретения жилья в собственность в период прохождения военной службы с использованием ипотечного кредита.

Формирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих производится за счет ежегодного перечисления государственных средств на персональные счета военнослужащих для приобретения жилья (накопление денежных средств осуществляется персонально путем ежегодного начисления бюджетных ассигнований на именной накопительный счет военнослужащего). Учет денежных средств ведется уполномоченным федеральным органом.

В соответствии с вышеуказанным законом средства накоплений для жилищного обеспечения должны быть переданы в доверительное управление. К управлению накоплениями для жилищного обеспечения допускаются только отобранные по результатам конкурса управляющие компании.

Хранение и учет прав на ценные бумаги, а также контроль за распоряжением накоплениями для жилищного обеспечения может осуществлять только отобранный по результатам конкурса специализированный депозитарий. Требования к спецдепозитарию по накоплениям для жилищного обеспечения составлены по аналогии с требованиями к спецдепозитарию ПФР по пенсионным накоплениям, хотя есть и некоторые отличия. Перечень обязанностей спецдепозитария, перечень требований к участникам конкурса, перечень документов, входящих в состав конкурсной документации, установленный законодательно, полностью совпадает.

Остается предположить, что в соответствующих Постановлениях Правительства РФ и ФСФР будут установлены конкретные требования к спецдепозитарию, по крайней мере, не выше, чем для спецдепозитария ПФР. Судя по снижению требований к страховой сумме в 10 раз, предполагаемый объем средств накоплений для жилищного обеспечения будет, как минимум, в 10 раз меньше средств пенсионных накоплений, аккумулируемых в ПФР. По информации Министерства обороны потребность на финансирование накопительно-ипотечной системы в 2005 году из федерального бюджета составляет всего 1,03 млрд.руб., в 2006 году – около 3 млрд. руб. Соответственно, и другие финансовые требования (например, к собственному капиталу) для специализированных депозитариев также должны быть ниже не менее чем в 10 раз.

Для спецдепозитария, обслуживающего ПФР и УК, осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений, Постановлением ФКЦБ РФ №04-2/пс от 10.02.2004 были установлены следующие требования.

 

Таблица 1. Требования к собственному капиталу специализированного депозитария, обслуживающего ПФ РФ и УК, осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений

Объем (стоимость) активов, обслуживаемых специализированным депозитарием
(млрд. руб.)
Минимальный показатель норматива достаточности собственных средств (капитала) специализированного депозитария (млн. руб.)
до 700 включительно 600
свыше 700 до 800 включительно 700
свыше 800 до 900 включительно 800
свыше 900 до 1000 включительно 900
свыше 1000 1000

 

То есть достаточным в соответствии с требованиями законодательства признается капитал, составляющий 1/1000 часть (или 0,1%) от обслуживаемых активов. Значит, логичными будут выглядеть требования к собственному капиталу спецдепозитария по накопительно-ипотечной системе на ближайшие два года от 25 до 60 млн. руб.

 

Таблица 2. Сравнительная таблица требований к спецдепозитарию ПФР и спецдепозитарию по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Критерии Значение
Лицензии На осуществление депозитарной деятельности.
На осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Обязательное страхование 30 000 000 руб. 300 000 000 руб.
Безотзывная банковская гарантия Информации нет. 3 млрд.руб.
Достаточность собственных средств относительно объема обслуживаемых активов Правила поддержания достаточности собственных средств устанавливаются Правительством РФ, показатели нормативов достаточности устанавливаются ФСФР.
Минимальный размер собственных средств Информации нет. 600 млн. руб. при объеме пенсионных накоплений до 700 млрд. руб.
Требование отсутствия аффилированности с УК + +
Регистрация в ФСФР Регламента и кодекса профессиональной этики. + +
Требование отсутствия оффшорных компаний в составе акционеров (участников) спецдепозитария + +
Требования к совмещению деятельности Не совмещать свою деятельность специализированного депозитария с другими видами лицензируемой деятельности, за исключением депозитарной или банковской, кроме того, не совмещать свою деятельность с депозитарной деятельностью, если последняя связана с проведением депозитарных операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организатора торговли на рынке ценных бумаг на основании договоров, заключенных с таким организатором торговли и (или) клиринговой организацией, а также с клиринговой деятельностью и деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Аудит Обязательный.

 

Будем надеяться, что при построении накопительно-ипотечной системы в части регламентации работы управляющих компаний и специализированного депозитария будет учтен накопленный не только положительный, но и отрицательный опыт работы по построению системы по обслуживанию пенсионных накоплений в рамках пенсионной реформы.

 

Перспективы спецдепозитариев в свете реализации ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”.

В соответствии с ФЗ № 152 “Об ипотечных ценных бумагах” учет требований и иного имущества, составляющих ипотечное покрытие, осуществляется путем ведения специализированным депозитарием реестра ипотечного покрытия. Если для ПФР и накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по конкурсу выбирается один спецдепозитарий, к которому предъявляются дополнительный требования, то реестры ипотечного покрытия могут вести все спецдепозитарии, удовлетворяющие лицензионным требованиям, которые устанавливаются ФСФР.

Однако, в случае реализации проектов по созданию ипотечных агентств (выпуску облигаций с ипотечным покрытием) или учреждению доверительного управления ипотечным покрытием (выдаче ипотечных сертификатов) у спецдепозитариев, рискнувших быть первыми на пути ведения реестров ипотечного покрытия возникнут следующие вопросы.

• Депозитарный учет закладных и ипотечных сертификатов участия. И закладные, и ипотечные сертификаты участия не являются эмиссионными ценными бумагами, следовательно, не подлежит обязательному депозитарному учету. В законе “Об ипотечных ценных бумагах” есть требование “учета имущества, составляющего ипотечное покрытие,… путем ведения реестра ипотечного покрытия”, а также хранения ценных бумаг в документарной форме в специализированном депозитарии. То есть законодательно депозитарного учета документарных ценных бумаг, составляющих ипотечное покрытие, не требуется.

• Хранение документарных ценных бумаг. В соответствии с требованиями Постановления ФКЦБ РФ №36 от 16.10.1997 “О депозитарной деятельности”, если депозитарий самостоятельно осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг, он обязан иметь специальное хранилище для хранения сертификатов ценных бумаг, отвечающее требованиям нормативных правовых актов. При этом таких требований для небанковских депозитариев не существует. Однако, хранение сертификатов ценных бумаг, не сопровождающееся учетом и удостоверением прав на ценные бумаги, не является депозитарной деятельностью и осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации о хранении. Следовательно, на сегодняшний день не требуется сертификации хранилищ для хранения документов, которыми подтверждены обеспеченные ипотекой требования и права на иное имущество, учитывающееся в реестре ипотечного покрытия, и документарных ценных бумаг, составляющих ипотечное покрытие.

• Подготовка технологии ведения реестра ипотечного покрытия и контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие, в том числе разработка или приобретение соответствующего программного обеспечения. Судя по положениям закона “Об ипотечных ценных бумагах” ведение реестра ипотечного покрытия и контроль будут значительно отличаться от учета и контроля активов ПИФ, пенсионных резервов НПФ и пенсионных накоплений, переданных в НПФ. При этом пока на рынке программного обеспечения для спецдепозитариев не предлагаются модули для ведения реестра ипотечного покрытия.

 

Обслуживание специализированными депозитариями пенсионных накоплений, переданных в НПФ. Первые шаги. Первые трудности.

На основании ФЗ №75 “О негосударственных пенсионных фондах” специализированные депозитарии имеют право участвовать в пенсионной реформе, обслуживая негосударственные пенсионные фонды, выступающие в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

При этом, согласно пункту 2 статьи 26 Федерального Закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 02.12.2004) услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться НПФ только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии. Кроме того, в ст.36.18 указано, что спецдепозитарий при обслуживании НПФ, выступающих в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, не может совмещать свою деятельность с другими видами лицензируемой деятельности, кроме депозитарной и банковской. Но банки в большинстве своем имеют также лицензии брокера/дилера и, соответственно, не удовлетворяют требованиям закона по совмещению видов деятельности на рынке ценных бумаг. Следовательно, теоретически с НПФ, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, могут работать только около десятка (из сорока восьми) спецдепозитариев, не являющихся совместителями.

Перспективы участия спецдепозитариев в пенсионной реформе при обслуживании пенсионных накоплений, переданных в НПФ, пока представляются достаточно пессимистичными, а деятельность спецдепозитария по обслуживанию пенсионных накоплений, переданных в НПФ - убыточной как минимум в среднесрочном периоде (до 5 лет). Не считая глобальных проблем в масштабах страны, связанных с идеологией и реализацией пенсионной реформы в целом, существует и ряд специфических проблем, касающихся непосредственно спецдепозитариев.

Во-первых, значительное отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. Пенсионные накопления были переведены на счета НПФ 30 декабря 2004 года, и должны были быть переданы в доверительное управление с 1 февраля 2005 года. А типовые формы договоров со спецдепозитарием и управляющими компаниями утверждены Постановлением правительства №65 только 9 февраля 2005 года.

Отсутствуют также нормативно-правовые акты, регулирующие отчетность спецдепозитария перед управляющими компаниями, НПФ и ФСФР и ряд других аспектов деятельности, на которые есть ссылки в типовых договорах. Например, в соответствии с типовыми формами договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора со спецдепозитарием ФСФР не установлены:

• порядок расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющей компании;

• порядок предоставления спецдепозитарием в НПФ, управляющую компанию и ФСФР информации о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, и о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель НПФ;

• порядок и сроки информирования НПФ, управляющих компаний и ФСФР об изменении учредительных документов спецдепозитария; об изменении численного и персонального состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов; об изменении численного и персонального состава работников, непосредственно обеспечивающих деятельность спецдепозитария по обслуживанию пенсионных накоплений; об изменении состава аффилированных лиц;

• порядок и сроки представления спецдепозитарием в ФСФР, НПФ и управляющие компании отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании.

Во-вторых, существует принципиальная проблема подхода к расчету вознаграждения спецдепозитария и возмещения необходимых расходов.

В тексте типового договора негосударственного пенсионного фонда со специализированным депозитарием, утвержденного Правительством РФ, указано, что “расходы, превышающие размер оплаты необходимых расходов, предусмотренный Федеральным законом (максимум 1% от стоимости чистых активов, в сумме с расходами управляющих компаний), оплачиваются специализированным депозитарием за счет собственных средств.” Ряд НПФ получили из ПФР пенсионные накопления, составляющие всего несколько десятков тысяч рублей. При таких незначительных суммах при любом сценарии инвестирования специализированный депозитарий будет вынужден возмещать из собственных средств необходимые расходы на оплату услуг вышестоящих депозитариев и регистраторов. Но ведь спецдепозитарий не имеет возможности влиять на инвестиционную политику управляющей компании, если она проводится в рамках действующего законодательства. Кроме того, такой подход к оплате возмещаемых расходов противоречит принципам расчетов на фондовом рынке и практике делового оборота, когда возмещаемые расходы оплачиваются клиентами депозитария.

Суммарно все НПФ получили из ПФ РФ около 1,2 млрд. руб. Соответственно, собственное вознаграждение в сумме на все спецдепозитарии, обслуживающие НПФ, составит максимум 0,1% в год (ст.36.23 ФЗ №75 “О негосударственных пенсионных фондах”) или 100 000 руб. в месяц. То есть каждый спецдепозитарий из 10, имеющих возможность работать с пенсионными накоплениями, в среднем получит 10 000 в месяц, и деятельность по обслуживанию пенсионных накоплений не окупится еще несколько лет, а спецдепозитарии будут нести убытки, в результате чего неминуемо снизится и качество контроля.

В-третьих, проблема требований к собственному капиталу спецдепозитариев. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 853 от 27 декабря 2004 года показатель достаточности собственных средств рассчитывается в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам, исходя из соотношения размера собственных средств специализированного депозитария и стоимости обслуживаемых активов, составляющих инвестиционные портфели управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, с которыми специализированным депозитарием заключены договоры об оказании услуг. Порядок расчета размера собственных средств специализированного депозитария определяется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Аналогично для специализированного депозитария, обслуживающего ПФ РФ (на сегодняшний день – это ЗАО “Объединенная депозитарная компания”, выигравшая конкурс на заключение договора с ПФ РФ в 2004 году), Постановлением ФКЦБ РФ №04-2/пс от 10.02.2004 были установлены требования к собственному капиталу, приведенные в Таблице 1. В соответствии с этими требованиями законодательства достаточным в данном случае признается собственный капитал, составляющий 1/1000 часть (или 0,1%) от объема (стоимости) обслуживаемых активов.

В отличие от размера пенсионных накоплений, аккумулированных в ПФР, в негосударственные пенсионные фонды в 2005 году было перечислено всего около 1,2 млрд. руб.

Соответственно, следуя логике вышеуказанного постановления Правительства, в 2005 году для спецдепозитариев, обслуживающих НПФ – страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, достаточным являлся бы собственный капитал в размере 1 200 000 руб., и то, если предположить, что все негосударственные пенсионные фонды, работающие с пенсионными накоплениями, обслуживаются в одном спецдепозитарии.

На 01.01.2005 одним из лицензионных требований, установленных Постановлением ФКЦБ №03-22/ПС от 23.04.2003 для специализированных депозитариев, является собственный капитал в размере 25 000 000 руб.

То есть текущие лицензионные требования в 20 раз превышают необходимое покрытие для обслуживания пенсионных накоплений. Соответственно, на 2005 год (а также, с учетом низкой вероятности увеличения объема пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ, в 20 раз, и на ближайшие 2-3 года) не должно быть установлено дополнительных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев, превышающих лицензионные требования.

Установление экономически необоснованных значительно завышенных требований к собственному капиталу специализированных депозитариев будет препятствовать рыночной конкуренции на рынке спецдепозитарных услуг, а также приведет к значительному сужению рынка услуг специализированного депозитария для НПФ и возможно, к монополизации данного рынка. При этом будет нарушены требования статьи 12 Федерального закона от 23.06.99г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещается издание нормативных правовых актов, необоснованно препятствующих созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивающих иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устраняющих с него финансовые организации; препятствующих деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг; устанавливающих нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют; предоставляющих одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же сегменте рынка финансовых услуг.

В-четвертых, критерии контроля процесса инвестирования средств пенсионных накоплений значительно шире, чем для активов ПИФ или пенсионных резервов НПФ, в результате чего спецдепозитарию требуется значительный объем дополнительной информации из официальных источников. Стоимость подобного полного блока информации у бирж составляет несколько тысяч долларов. С учетом вышеуказанных ограничений на возмещение необходимых расходов приобретение такой информации будет полностью относиться на убытки спецдепозитария. Сбор информации в целях экономии из неофициальных источников увеличит трудозатраты и вероятность операционных ошибок при учете и контроле. Для решения проблемы необходимо достижение соглашения с ФСФР с биржами о льготном порядке предоставлении информации спецдепозитариям для целей контроля (или условиях раскрытия указанной информации).

 

Подводя итог, можно подчеркнуть следующее. В процессе осуществления деятельности в качестве специализированного депозитария, особенно при развитии новых направлений, для решения, а лучше - для предупреждения возникновения технологических проблем необходимо активное участие в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся отрасли коллективных инвестиций, всех заинтересованных сторон – федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемых организаций и непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта