ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПРОТИВОРЕЧИЯ НОВОГО ЭТАПА.

 
 

Человек и труд. 2004. - № 8. – с. 31.

 

Проводимая в стране налоговая реформа коснулась и новой пенсионной системы. В связи со снижением ставки единого социального налога до 26% меняются и подходы финансирования трудовой пенсии. В первую очередь это касается лиц старше 1967 года рождения ранее формировавших накопительную часть трудовой пенсии. Планируется перевести их на добровольное накопительное пенсионное страхование, правда, с установленной ставкой страхового взноса. Для стимулирования добровольного накопления предлагается за счет средств федерального бюджета пополнять данные счета средствами в размере 2% от заработной платы данного застрахованного. В связи с этими изменениями возникает множество вопросов, как теории пенсионного страхования, так и лежащих в практической плоскости функционирования многоуровневой пенсионной системы в Российской Федерации. Но, в первую очередь, необходимо разобраться являются ли предпринимаемые шаги объективно необходимыми в процессе совершенствования строящейся пенсионной системы или это, как уже окрестили некоторые оппоненты, очередная «шутка» или даже «обман».

Исходя из логики пенсионной реформы условия обязательного накопительного пенсионного страхования рассчитаны на вынужденное, в силу недостаточности финансовых ресурсов, сокращение дифференциации трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе (то есть за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета). Предполагается, что по мере возрастания пенсионных накоплений доля накопительной части трудовой пенсии в общем объеме трудовой пенсии будет возрастать и в среднем в перспективе составит не менее 50% суммарной трудовой пенсии. Именно за счет накопительной компоненты в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться основная дифференциация трудовых пенсий.

Но введение накопительной компоненты в российскую пенсионную систему объективно влечет расходы на формирование накопительного резерва, поскольку средства пенсионных накоплений изымаются из доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства из которой предназначены для текущей выплаты пенсии. Однако, предполагалось, что укрепление финансовой базы пенсионной системы, относительно благоприятная демографическая ситуация, а так же дополнительные доходы Пенсионного фонда Российской Федерации за счет перевода льготных пенсий по условиям труда в профессиональные пенсионные системы, введения фиксированного платежа с самозанятого населения и использования профицита бюджета позволяют поддержать достаточный уровень пенсионного обеспечения.

Логика расчетов1 принятых в финансово-экономическом обосновании введения накопительного компонента обязательного пенсионного страхования исходила из того, что средняя ставка замещения по всей системе не должна быть ниже определенного приемлемого уровня, соответствующего средней расчетной ставке за 1999 - 2001 гг., составляющей 32%. Схема введения накопительного элемента так же ориентирована на эту величину коэффициента замещения.

Также, предполагается, что инвестиционный доход для накопительного резерва составит 7% в реальном выражении (сверх инфляции). Однако, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых и специалистов применение в столь крупных масштабах обязательных накопительных (капитализируемых) пенсионных систем, как это предусмотрено в новом российском пенсионном законодательстве, сопряжено с высокими финансовыми рисками. Авторы реформы об этом упоминали, но, однако не аргументировали столь высокий уровень доходов капитализируемых пенсионных ресурсов (семь процентных пункта без учета инфляционных ожиданий), который использует в приведенных выше расчетах. В то же время для специалистов в области пенсионного обеспечения известна и существующая закономерность, которая заключается в том, что для крупных инвестиционных ресурсов уровень процентной банковской ставки практически совпадает с темпами роста ВВП. Например, по США с их устойчивыми финансовыми институтами в долгосрочной перспективе этот совокупный средний процент составил только около 6-7 %. Поэтому непонятно почему авторы реформы завысили предполагаемую норму доходности в 1,5 - 1,8 раза.

Тариф страховых взносов на накопительную часть обязательного пенсионного страхования устанавливался на таком уровне, чтобы, с одной стороны, не привести к увеличению налогового бремени на налогоплательщиков, а с другой, - не вызвать дефицит средств на выплаты текущих пенсий. Исходя из возникающего дефицита средств распределительной составляющей пенсионной системы, следует, что для поколения, которым в 2002 году меньше 35 лет, необходимо отчислять не менее 6% в накопительную часть, чтобы поддержать впоследствии их ставку замещения.

Тариф страховых взносов для финансирования накопительного компонента пенсии устанавливается дифференцировано в зависимости от возраста застрахованного лица и определяется в начальном интервале регрессивной шкалы в размере 2% - для мужчин с 1953 по 1966 годы рождения и женщин с 1957 по 1966 годы рождения и 3% (с увеличением с 2004 г. на 1% в год до 6% в 2006 г.) - для лиц 1967 года рождения и моложе. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года и старше не участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии, поскольку период накопления для этих категорий мал, что не позволит сформировать необходимую сумму накоплений (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Ставка взноса на финансирование накопительной составляющей трудовой пенсии (для заработков в нижнем интервале шкалы регрессии)

Ставка взноса на финансирование накопительной составляющей трудовой пенсии (для заработков в нижнем интервале шкалы регрессии)

 

Учитывая указанный тезис, а также предположение, что по мере возрастания пенсионных накоплений доля накопительной части трудовой пенсии в общем объеме трудовой пенсии будет возрастать, а доля страховой части трудовой пенсии, соответственно – уменьшаться, необходимо провести соответствующие расчеты, которые подтвердят или опровергнут изложенные выше тезисы.

На основании прогнозных данных использованных при обосновании эффективности выбранного пути реформирования, объем взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии составит к 2025 г. 278,35 млрд. руб. в год (в 2050 г. возрастут в 1,7 раза). Совокупный объем средств пенсионных накоплений, с учетом инвестиционного дохода составит 7199,86 млрд. руб. (2050 г. – 36908,87 млрд. руб.) (Диаграмма 2).

 

Диаграмма 2. Рост пенсионных накоплений в % к ВВП

Рост пенсионных накоплений в % к ВВП

 

Объем выплат для 20061,51тыс. получателей пенсии превысит 56 млрд. руб. (2050 г. увеличение в 29,7 раз). Ставка замещения накопительной части трудовой пенсии для наемных работников в зависимости от возраста приведены в диаграмме 3. Используя относительно благоприятную демографическую ситуацию в 2002-2012 гг., а так же дополнительные доходы Пенсионного фонда, за счет указанных выше источников, появляется возможность формирования переходящего пенсионного резерва, инвестиционный доход для которого составит 3% в реальных ценах. При этом необходимо напомнить, что средняя ставка замещения по всей системе не должна быть ниже 32%.

 

Диаграмма 3. Ставка замещения накопительной пенсии для разных возрастных групп с учетом установленного пенсионного возраста

Ставка замещения накопительной пенсии для разных возрастных групп с учетом установленного пенсионного возраста

 

Однако, необходимо учитывать, что поскольку пенсия является отложенной частью заработной платы, то и размер ее зависит от уровня доходов работающего населения, которые в различных отраслях российской экономики сильно дифференцированы. Поэтому, вспоминая об общепринятой шутке о «средней температуре по больнице» для проведения более тщательного анализа перспектив формирования накопительной части трудовой пенсии с учетом дифференциации заработной платы, а также половозрастной структуры застрахованных лиц проведем расчет примерных сумм пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц занятым в различных секторах экономики. Расчет проводится в ценах 2002 г.2 на основании данных Госкомстата России по уровню заработной платы в отраслях экономики по трем половозрастным группам (диаграмма 4).

 

Диаграмма 4. Суммы пенсионных накоплений различных половозрастных категорий работников по отраслям экономики (рублей)

Суммы пенсионных накоплений различных половозрастных категорий работников по отраслям экономики

* год наступления оснований для назначения трудовой пенсии по старости

** 1-промышленность; 2-сельское хозяйство; 3-лесное хозяйство; 4-строительство; 5-транспорт; 6-связь; 7-оптовая и розничная торговля, общественное питание; 8-информационно-вычислительное обслуживание; 9-геология и разведка недр, геодезия и гидрометеослужба; 10-ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения; 11-здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; 12-образование; 13-культура и искусство; 14-наука и научное обслуживание; 15-финансы, кредит, страхование; 16-управление.

 

Учитывая, что максимальный коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, пенсионные права сформированные в страховой части трудовой пенсии будут неизменно обесцениваться, и компенсировать данные потери возможно через увеличение доли накопительной составляющей трудовой пенсии. Но, как видно из приведенных расчетов, абсолютный уровень накопительной части трудовой пенсии повысится у небольшого числа занятых в экономике граждан. Кроме того, как указано выше, вывод средств пенсионных накоплений неизбежно приведет к возникновению некоторого дефицита средств на текущие выплаты пенсий, финансируемых на распределительных принципах.

Теперь более подробно коснемся накопленных прав различных половозрастных категорий. Как видно из диаграммы 3 коэффициент замещения накопительной части трудовой пенсии у застрахованных, родившихся до 1967 года достаточно низкий, т.е. учитывая снижения реального наполнения страховой части трудовой пенсии они не смогут сформировать каких-либо значительных пенсионных прав. Для более полной картины были проведены расчеты средств пенсионных накоплений в абсолютном выражении сформированных в пользу мужчин и женщин 1962 года рождения занятых в различных отраслях экономики. Расчет проведен в ценах 2002 года, а предполагаемая доходность взята 2% сверх инфляции, что, как было показано выше, более соответствует реальному положению вещей (Диаграмма 5).

 

Диаграмма 5. Суммы пенсионных накоплений мужчин и женщин 1962 года рождения по отраслям экономики (рублей)

Суммы пенсионных накоплений мужчин и женщин 1962 года рождения по отраслям экономики

 

Если взять для расчета накопительной части трудовой пенсии методику расчета страховой части трудовой пенсии, применяемую Пенсионным фондом Российской Федерации, то накопленные и отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета средства необходимо разделить на предполагаемый период дожития, на 1 января 2004 года – 156 месяцев. Таким образом, у женщин, занятых в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании и т.п. средний размер накопительной части трудовой пенсии должен быть равен около 45 рублей.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что включение в систему обязательного накопительного страхования пенсии лиц старше 1967 года рождения было заранее обречено на провал. Хотя в целом введение накопительного компонента и передача части функций, а также и ответственности государства в частный сектор, в принципе, соответствует задачам перехода экономики на рыночные рельсы. Так что шаги, предлагаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации выглядят достаточно логичными при дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.

Поэтому необходимо разобраться кому из субъектов и в какой степени была выгодна такая система. А получается то, что в результате экономического исследования выясняется, что построенная накопительная система выгодна государству как длительный финансовый ресурс, поскольку одной из заявленных задач введения в пенсионную систему накопительных механизмов, было общее оздоровление экономики за счет существенного увеличения объема долгосрочных инвестиций. Но еще больше она дает операторам и инфраструктуре финансового рынка. И это было видно при проведении конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющей компании для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Существуют разные точки зрения на введение накопительной компоненты пенсионной системы, ее организации и т.д., причем прямо противоположные. Ведь главными задачами при проведении пенсионной реформы были увеличение реального размера пенсии и борьба с теневой заработной платой. Увы, этого не произошло. Эти задачи решаются в течение пройденного периода достаточно вяло, и видимо не будет решены никогда, потому что фактически происходит фактически подрыв доверия населения к самой реформе и государству. Чего стоит тот факт, что базовая часть пенсии составляет только 40% прожиточного минимума, хотя в программе пенсионной реформы заявлено, что она будет приближаться к величине прожиточного минимума пенсионера. Это, прежде всего, происходит по тому, как была организована накопительная система, и что она дала населению. Кроме сказанного выше можно остановиться на том, что, получив уведомления о накопленных средствах, застрахованные не увидели инвестиционного дохода, а обещанная дополнительная рассылка уведомлений, между прочим, не бесплатная и оплачивается за счет средств пенсионных накоплений. Это тоже подрывает доверие к новой систему. Кроме того, необходимо больше внимания уделять тому, как новая пенсионная система отразится на работающих пенсионерах, ведь часть средств, позволяющих повысить пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров выведена из государственных ресурсов.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что отмена формирования накопительной части трудовой пенсии для застрахованных 1953-1967 гг. рождения вызвана объективными причинами, и является естественным шагом в ходе совершенствования новой пенсионной системы. Но, при этом, на поверхности лежат вопрос, как будут учитываться и что делать с их средствами пенсионных накоплений, которые, кстати, могут быть переведены по соответствующему заявлению в доверительное управление частным управляющим компаниям. Так что остается выразить надежду, что предполагаемые изменения, связанные с порядком формирования трудовой пенсии приведут к решению затронутых в настоящей статье вопросов. Однако, при этом необходимо напомнить, что снижение единого социального налога существенно сократит ресурсы на индексацию базовой части трудовой пенсии. Вместе с тем, настораживает озвученная цель данной реформы – эта мера позволит дополнительно высвободить для экономики около 280 млрд. рублей. А как насчет того, чтобы увеличить благосостояние пенсионеров?

 


1 В расчетах 2001 года использовался макроэкономический прогноз, соответствующий среднему варианту демографического прогноза. Согласно ему, за период с 2002 по 2020 год доля фонда оплаты труда в ВВП увеличивается в 1,5 раза (с 20% до 30%). Таким образом, доходы Пенсионного фонда Российской Федерации за тот же период увеличиваются с 6% ВВП до 9% ВВП. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий растут с 5% ВВП до 7% ВВП, без учета формирования накопительного резерва; и с 6% до 9% с учетом отвлечения средств на накопление.

2 С 1 января 2002 года вступили в силу основополагающие Федеральные законы реализующие положения пенсионной реформы.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта