НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕНСИОНИРОВАНИЯ.

 
 

Человек и труд. 2003. - № 11. – с. 62.

 

Согласно действующей Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В рамках этой политики формируется новая модель обязательного социального страхования всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Реальным шагом социальной реформы стал Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования”, где установлено, что система обязательного страхования социальных рисков должна строиться на страховой основе и определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, которыми являются устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов, условий назначения и размеров страхового обеспечения. Одним из направлений является реформирование пенсионной системы, являющейся частью системы социального страхования в Российской Федерации и осуществляемого рамках программы пенсионной реформы.

С началом проведения пенсионной реформы сделан значительный шаг в реализации страховых принципов пенсионирования, реализация которых обеспечивает соответствие между размером выплачиваемых пенсий и суммой внесенных страховых взносов. В первую очередь это связано с введением накопительной составляющей пенсионной системы, где совмещаются сберегательные и страховые механизмы. Это нашло отражение в федеральных законах “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”. Но достаточно ли обеспечения соответствия между размером выплачиваемых пенсий и суммой внесенных страховых взносов для реализации страховых принципов в новой пенсионной системе?

В соответствии с новым пенсионным законодательством, в частности федеральными законами “Об основах обязательного социального страхования” и “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” определено, что страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов из части доходов. Начисление страховых взносов производится на все виды начисленных работнику выплат. Эти вынужденные сбережения часто объясняются тем, что у многих работающих не получается отложить достаточное количество средств на свое пенсионное обеспечение. Данные взносы направляются исключительно на формирование и выплату пенсии, и не является частью государственной налоговой системы. Таким образом, работник принуждается к сбережению средств, для того, чтобы к моменту выхода на пенсию у него оказалась отложенной достаточная сумма накоплений. А государство, поручая делать эти сбережения, берет на себя функцию резервирования, и обеспечивает их расходование по назначению при наступлении неизбежных для человека рисков, осуществляя регулирующий надзор.

Как известно, в прежней пенсионной системе средства Пенсионного фонда были объявлены федеральной собственностью. При переходе к нынешней пенсионной системе, поскольку она совмещает в себе систему коллективного и индивидуального страхования, подобное несоответствие юридической формы экономическому содержанию отношений становится мало понятным. Когда пенсия становится результатом личных накоплений работников роли субъектов процесса пенсионирования логично определить иным образом.

Трудовая пенсия, как известно, - это зарезервированная часть нашей заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору. Таким образом, пенсия входит важной составляющей в более емкую категорию – цену рабочей силы. Из этого следует ответ на вопрос: кто же является собственником этих средств?– застрахованное лицо. Кроме того, с ведением накопительной составляющей трудовой пенсии права застрахованных объективно расширяются. Таким образом, поскольку государство должно регулировать и гарантировать обеспечение пенсионных выплат, то логично было бы наделить будущего пенсионера (собственника пенсионных накоплений) правом передавать их на определенных условиях в доверительное управление государству. Но государство при этом должно обеспечивать реализацию права застрахованного лица лично участвовать в процессе управления средствами пенсионных накоплений.

Несмотря на то, что нормами нового законодательства право собственности закреплено за государством и даже в соответствующих случаях за негосударственными пенсионными фондами, в целом законодатель следует этой логике. Исходя из норм указанных законов, граждане должны иметь право самостоятельно решать, где выгоднее накапливать эту часть пенсии. Здесь законодатель закрепил за каждым застрахованным лицом право выбора, как инвестиционного портфеля (управляющей компании), так и страховщика, создав в лице негосударственных пенсионных фондов альтернативу Пенсионному фонду Российской Федерации.

В этой связи много говорится о том, как будут собираться, учитываться, переводиться и инвестироваться средства пенсионных накоплений. Но, когда работник достигает возраста выхода на пенсию, запас накопленных активов должен быть использован для обеспечения пенсионных выплат после прекращения работы. И, к сожалению, когда в обществе идет незатухающая дискуссия о новой пенсионной системе, основная задача, для которой, собственно, и создаются различные модели и системы пенсионного обеспечения - как будут организованы пенсионные выплаты, пока остается в стороне.

Проведение пенсионной реформы требует перехода к оптимизации условий предоставления пенсий и новому порядку исчисления ее размеров. Общие правила выплаты пенсии должны быть ориентированы на соблюдение интересов граждан, а организационно-правовая модель выплаты пенсий в Российской Федерации должна строиться на принципиальном сохранении отношений между субъектами пенсионного процесса. Пожилые люди сталкиваются с целым рядом финансовых рисков, от которых трудно полностью застраховаться. Это может быть риск того, что пожилым людям придется расходовать существенные суммы на склоне лет, риск роста цен, который будет расти быстрее покупательной способности пожизненных накоплений, риск низкого коэффициента замещения, когда после выхода на пенсию средств для поддержания разумного уровня жизни будет недостаточно или риск того, что лицо выходящее на пенсию израсходует до своей смерти сумму, накопленную за трудовую жизнь. Поэтому могут быть введены более гибкие технологии личного распоряжения накопленными средствами, чтобы были действительно реализованы имущественные права пенсионеров. В связи с этим, по нашему мнению, при наступлении пенсионных оснований необходимо обратить внимание на дифференцируемый подход к предложению вида и порядка пенсионных выплат, т.е. застрахованные лица должны иметь право на выбор одного из альтернативных видов выплат. Таким образом, личное страхование граждан в новой пенсионной системе (накопительная составляющая трудовой пенсии) будет приведена в полное соответствие с принципами и практикой осуществления индивидуального страхования.

В соответствии с пенсионным законодательством накопительная часть трудовой пенсии должна составлять сумму определяемую, как отношение накопленных сумм страховых взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и ожидаемого периода выплаты пенсии. Поскольку в указанном алгоритме накопленная сумма является величиной постоянной, для обеспечения альтернативности выбора пенсионной схемы, возможно, переменной величиной является именно ожидаемый период выплаты пенсий. Различные виды аннуитетов, предлагающие различные степени покрытия от инвестиционных, инфляционных рисков и фактора долголетия, могут быть эффективным средством в управлении этими рисками для лица, выходящего на пенсию. Безусловно, это не значит, что выбор должен быть между единовременной и пожизненными выплатами, так как возможность единовременного получения всей накопленной суммы противоречит самой сути пенсионного страхования. Анализ различных факторов, обусловливающих необходимую величину пенсионных выплат показывает, что одинокому пенсионеру не нужно будет выбирать пенсионные выплаты (или их варианты) с наследованием, больному тяжелым заболеванием не нужна пожизненная рента, а женщине с хорошим здоровьем – напротив лучше выбрать пожизненную ренту. Соответственно этим различным потребностям и должен создаваться набор финансовых механизмов пенсионных выплат. Помимо прочего, такой модели выплат способствует и демографическая ситуация в стране. Так, из общего количества получающих пенсии около 65% женщины и их доля продолжает увеличиваться.

Таким образом, необходимо, чтобы каждый застрахованный сам определял свой пенсионный режим (естественно только для накопительной части): это может быть пожизненный аннуитет, по которому выплата ренты прекращается со смертью застрахованного, а размер выплат устанавливается исходя из статистики смертности населения; это может быть срочный аннуитет, в соответствии с которым по достижению пенсионных оснований застрахованный берет на себя риск страхования долгожительства, а выплаты ренты производятся в течение обусловленного периода и могут переводиться на третье лицо; это может быть передача управления данным риском какой-либо страховой компании и определение вместе с ней размера ренты; наконец, застрахованный может выбрать комбинацию обеих систем: до определенного возраста – срочные выплаты, а затем, исходя из заранее оговоренной суммы, получение пожизненной ренты. Соответственно, в последнем случае требуется некоторая неприкосновенная сумма, необходимая для обеспечения пожизненных выплат. Перечисленные проблемы пенсионных выплат вожможно рассматривать в контексте и других существенных факторов, объективно влияющих на финансовую составляющую пенсионной системы. К примеру, необходимо учитывать существующий в России низкий возраст дожития у мужчин.

В развитие данного тезиса, необходимо предусмотреть и гибкий пенсионный возраст (к примеру, как в шведской модели). Особенно это актуально при условии перевода застрахованным своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд. Решение о выходе на пенсию должен самостоятельно принимать каждый гражданин по достижении периода начала выплат по старости. По действующему законодательству трудовая пенсия может быть назначена по достижению законодательно определенного возраста. При этом нет никаких ограничений по выбору момента выхода на пенсию после достижения этого возраста. Тем более, что трудовая пенсия по своей сути является страховым возмещением утраченного заработка в связи с наступление определенных страховых случаев (в рассматриваемой нами ситуации - достижение определенного возраста). Таким образом, каждый человек сам может определить момент, когда ему необходима указанная компенсация. Проблема лишь в том, что закреплен принцип “неразделения” частей трудовой пенсии. Но, по нашему мнению, при улучшении общего финансового состояния пенсионной системы возможен более гибкий подход к определению границы сроков для различных частей трудовой пенсии и, в первую очередь, для ее накопительной составляющей. Например, учитывая, что пенсионер может работать и не испытывать потребности в средствах, выплата накопительной части пенсии (при условии ее перевода в негосударственный пенсионный фонд или покупки аннуитета в страховой компании) может начинаться позже назначения трудовой пенсии (вернее оставшихся ее частей). Конечно, все это при условии, что застрахованный имеет определенный страховой стаж и его накопления позволяют обеспечить достаточный размер пенсии по отношению к его заработной плате фиксируемой в системе индивидуального (персонифицированного) учета и средним уровнем пенсий в стране. Таким образом, применяя механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане при уходе на пенсию по достижению общеустановленного возраста, застрахованные получают пенсионные выплаты в сокращенном размере. В этом случае, при продолжении работы размер накопленных пенсионных средств будет ежегодно увеличиваться.

Безусловно, что в целях сохранности пенсионных накоплений для реализации права застрахованных на получение в полном объеме накопительной пенсии, целесообразно предусмотреть специальную схему пенсионных выплат, отличающуюся меньшей рискованностью инвестиций. В нее-то, по желанию участников, и должны переводятся их накопления при наступлении пенсионных оснований. Таким образом, необходимым условием является существование соответствующей инвестиционной схемы, обеспечивающей выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Еще одним важным вопросом, который хотелось бы затронуть в настоящей статье, является наследование средств пенсионных накоплений. Признание застрахованных собственниками средств пенсионных накоплений вынуждает пересмотреть подходы к вопросу права наследованная накопительной части трудовой пенсий, которое сейчас законодатель полностью ликвидировал на стадии выплаты пенсии. Подобные ограничения наследования в случае смерти пенсионера после назначения пенсии - должны быть изменены, потому что могут служить поводом для возникновения конфликтных ситуаций в будущем. По нашему мнению, для более полной реализации принципов социальной справедливости, повышения привлекательности нового накопительного уровня для населения и создании предпосылок для мотивации своевременной и полной уплаты страховых взносов необходимо законодательно обеспечить права наследования накопленных пенсионных средств пережившим супругом и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного лица, как это было предусмотрено в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463. Что касается накопленных и неиспользованных средств умерших пенсионеров, то Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” определено, что накопительная часть трудовой пенсии наследуется только до момента наступления пенсионных выплат. Таким образом, фактически введена частичная солидарность, что вполне точно соответствует схеме пожизненного аннуитета, поскольку при условии дожития до определенного возраста у одних происходит заимствование средств на выплату страхового покрытия у тех, кто не исчерпал свои накопленные средства полностью в силу более ранней смерти. Но, к сожалению, не предусмотрен механизм фондирования средств пенсионных накоплений, оставшихся у страховщика после смерти застрахованного. Более того, абсолютно непонятно куда пойдут указанные средства. В связи с этим представляется целесообразным создание некоего обособленного резервного фонда выплат, из которого будут покрываться расходы на выплату “долгожителям”.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на наш взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

 

 

Орлов-Карба П.А.

Кандидат экономических наук,

 

Выборных М.М.

Советник государственной службы 2 класса

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта