АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ.

 
 

Пенсионное обеспечение. 2002. - № 8 (82). – с. 3.

 

Еще совсем недавно велись жаркие дискуссии о правильности выбранной модели реформирования пенсионной системы Российской Федерации. А сегодня пенсионная реформа в самом разгаре. И перед научным сообществом стоит важнейшая задача перевода в практическую плоскость конкретных путей и механизмов теоретических разработок по усовершенствованию новой пенсионной системы. Это особенно актуально для такой сложной ее компоненте, как накопительная составляющая.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Это широкая программа, предполагающая решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные.

Согласно действующей Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В рамках этой политики формируется новая модель обязательного социального страхования всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Цель – страхование с помощью коллективных (массовых) форм страхования социальных рисков поддержания жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде жизни. Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. В настоящее время создана законодательная основа новой пенсионной системы. Обязательное пенсионное страхование предполагает уплату экономически активной частью населения обязательных страховых взносов из части доходов, а государство берет на себя функцию резервирования и обеспечивает их расходование по назначению при наступлении неизбежных для человека рисков Данные взносы направляются исключительно на формирование и выплату пенсии. Работник принуждается к сбережению средств, для того, чтобы к моменту выхода на пенсию у него оказалась отложенной достаточная сумма накоплений. Начисление страховых взносов обычно производится на все виды начисленных работнику выплат. Эти вынужденные сбережения часто объясняются тем, что у многих работающих не получается отложить достаточное количество средств на свое пенсионное обеспечение.

Трудовая пенсия, как известно, - это зарезервированная часть нашей заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору. Таким образом, пенсия входит важной составляющей в более емкую категорию – цену рабочей силы. Государство как бы поручает делать эти сбережения и осуществляет регулирующий надзор. Из этого следует вопрос: кто же является собственником этих средств? Ответ должен быть однозначным – застрахованное лицо. Таким образом, поскольку государство должно регулировать и гарантировать обеспечение пенсионных выплат, то логично было бы наделить будущего пенсионера (собственника пенсионных накоплений) правом передавать их на определенных условиях в доверительное управление государству. Но государство при этом должно обеспечивать реализацию права застрахованного лица лично участвовать в процессе управления средствами пенсионных накоплений.

Этой логике в целом и следует законодатель. Большое значение имеет внедрение индивидуального (персонифицированного) учета уплаты страховых взносов. Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, было законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С началом проведения пенсионной реформы сделан значительный шаг в реализации страховых принципов пенсионного обеспечения. Введена накопительная составляющая пенсионной системы, где совмещаются сберегательные и страховые механизмы. В первую очередь это нашло отражение в федеральных законах “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”. Исходя из логики указанных законов, граждане должны иметь право самостоятельно решать, где выгоднее накапливать эту часть пенсии. Здесь законодатель закрепил за каждым застрахованным лицом право выбора, как инвестиционного портфеля (управляющей компании), так и страховщика, создав в лице негосударственных пенсионных фондов альтернативу Пенсионному фонду Российской Федерации.

В этой связи много говорится о том, как будут собираться, учитываться и инвестироваться средства пенсионных накоплений. Но, когда работник достигает возраста выхода на пенсию, запас накопленных активов должен быть использован для обеспечения постоянных пенсионных выплат после прекращения работы. И, к сожалению, о том, как будут организованы выплаты, пока говорится мало. Выплата пенсий всегда была предметом дискуссий и неоднозначных решений в нашей стране. Проведение пенсионной реформы требует перехода к транспорентности и оптимальности условий предоставления пенсий и новому порядку исчисления ее размеров. Общие правила выплаты пенсии должны быть ориентированы на соблюдение интересов граждан, а организационно-правовая модель выплаты пенсий в Российской Федерации должна строиться на принципиальном сохранении отношений между участниками пенсионного процесса. Пожилые люди сталкиваются с целым рядом финансовых рисков, от которых трудно полностью застраховаться. Это может быть риск того, что пожилым людям придется расходовать существенные суммы на склоне лет, риск роста цен, который будет расти быстрее покупательной способности пожизненных накоплений, риск низкого коэффициента замещения, когда после выхода на пенсию средств для поддержания разумного уровня жизни будет недостаточно или риск того, что лицо выходящее на пенсию израсходует до своей смерти сумму, накопленную за трудовую жизнь. В связи с этим, по нашему мнению, при наступлении пенсионных оснований необходимо обратить внимание на дифференцируемый подход к предложению вида и порядка пенсионных выплат, т.е. застрахованные лица должны иметь право на выбор одного из альтернативных видов выплат. Таким образом, будет сделан еще один шаг к реализации страховых принципов в новой пенсионной системе.

В соответствии с пенсионным законодательством накопительная часть трудовой пенсии должна исчисляться из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и ожидаемого периода выплаты пенсии. Значит, для обеспечения альтернативности выбора пенсионной схемы, возможно, варьировать именно ожидаемый период выплаты пенсий. Различные виды аннуитетов, предлагающие различные степени покрытия от инвестиционных, инфляционных рисков и фактора долголетия, могут быть эффективным средством в управлении этими рисками для лица, выходящего на пенсию. Безусловно, это не значит, что выбор должен быть между единовременной и пожизненными выплатами, так как возможность единовременного получения всей накопленной суммы противоречит самой сути пенсионного страхования. Анализ различных факторов, обусловливающих необходимую величину пенсионных выплат показывает, что одинокому пенсионеру не нужно будет выбирать аннуитет с наследованием, больному тяжелым заболеванием не нужна пожизненная рента, а женщине с хорошим здоровьем – напротив лучше выбрать пожизненную ренту. Соответственно этим различным потребностям и должен создаваться набор финансовых механизмов пенсионных выплат. Помимо прочего, такой модели выплат способствует и демографическая ситуация в стране. Так из общего количества получающих пенсии около 65% женщины и их доля продолжает увеличиваться.

Таким образом, необходимо, чтобы каждый застрахованный сам определял свой пенсионный режим (естественно только для накопительной части): это может быть пожизненный аннуитет, по которому выплата ренты прекращается со смертью застрахованного, а размер выплат устанавливается исходя из статистики смертности населения; это может быть срочный аннуитет, в соответствии с которым по достижению пенсионных оснований застрахованный берет на себя риск страхования долгожительства, а выплаты ренты производятся в течение обусловленного периода и могут переводиться на третье лицо; это может быть передача управления данным риском какой-либо страховой компании и определение вместе с ней размера ренты; наконец, застрахованный может выбрать комбинацию обеих систем: до определенного возраста – срочные выплаты, а затем, исходя из заранее оговоренной суммы, получение пожизненной ренты. Соответственно, в последнем случае требуется некоторая неприкосновенная сумма, необходимая для обеспечения пожизненных выплат.

В развитие данного тезиса, необходимо предусмотреть и гибкий пенсионный возраст (к примеру, как в шведской модели). Решение о выходе на пенсию должен самостоятельно принимать каждый гражданин по достижении периода начала выплат по старости. По действующему законодательству трудовая пенсия может быть назначена по достижению законодательно определенного возраста. При этом нет никаких ограничений по выбору момента выхода на пенсию после достижения этого возраста. Сам человек решает, когда начать получение пенсии. Проблема лишь в том, что закреплен принцип “неразделения” частей трудовой пенсии. Но, по нашему мнению, при улучшении общего финансового состояния пенсионной системы возможен более гибкий подход к определению границы сроков для различных частей трудовой пенсии и, в первую очередь, для ее накопительной составляющей. Например, учитывая, что пенсионер может работать и не испытывать потребности в средствах, выплата накопительной части пенсий (при условии ее перевода в негосударственный пенсионный фонд или покупки аннуитета в страховой компании) может начинаться позже назначения трудовой пенсии (вернее оставшихся ее частей). Конечно, все это при условии, что застрахованный имеет определенный страховой стаж и его накопления позволяют обеспечить достаточный размер пенсии по отношению к его заработной плате фиксируемой в системе индивидуального (персонифицированного) учета и средним уровнем пенсий в стране. Таким образом, применяя механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане при уходе на пенсию по достижению общеустановленного возраста, застрахованные получают пенсионные выплаты в сокращенном размере. В этом случае, при продолжении работы размер накопленных пенсионных средств будет ежегодно увеличиваться.

Безусловно, что в целях сохранности пенсионных накоплений для реализации права застрахованных на получение в полном объеме накопительной пенсии, целесообразно предусмотреть специальную схему пенсионных выплат, отличающуюся меньшей рискованностью инвестиций. В нее-то, по желанию участников, и должны переводятся их накопления при наступлении пенсионных оснований. Таким образом, необходимым условием является существование соответствующей инвестиционной схемы, обеспечивающей выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Еще одним важным вопросом, который хотелось бы затронуть в настоящей статье, является наследование средств пенсионных накоплений. Федеральным законом №173-ФЗ ведена частичная солидарность, что точно соответствует схеме пожизненного аннуитета. Но, к сожалению, не предусмотрен механизм фондирования средств пенсионных накоплений, оставшихся у страховщика после смерти застрахованного, к тому же законодатель полностью ликвидировал право наследования на стадии выплаты пенсии, что является поводом для возникновения конфликтов в будущем. По нашему мнению, для более полной реализации принципов социальной справедливости, повышения привлекательности нового накопительного уровня для населения и создании предпосылок для мотивации своевременной и полной уплаты страховых взносов необходимо законодательно обеспечить права наследования накопленных пенсионных средств пережившим супругом и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного лица, как это было предусмотрено в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463. Что касается накопленных и неиспользованных средств умерших пенсионеров, представляется целесообразным создание некоего резервного фонда выплат, из которого будут покрываться расходы на выплату “долгожителям”.

Одним из направлений в достижении задач пенсионной реформы должно стать то, что новая система будет обеспечивать гарантию реализации страховых принципов, адекватно отвечающих сложившимся социально-экономическим условиям. С учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта