НАКОПИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 
 

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2001. №15 (45). – с. 31.

 

Сегодня, когда проблема реформирования пенсионной системы широко обсуждается в обществе, в первую очередь необходимо, чтобы у граждан Российской Федерации сложилось объективное представление по данному вопросу. Часто приходится встречаться с публикациями в прессе, которые не совсем верно трактуют происходящее в сфере пенсионного обеспечения, а иногда и вовсе искажают суть предлагаемых преобразований. Часть публикаций имеют узкую специализацию и, соответственно, не дают полной картины, не всегда понятны широкой общественности. Автор предлагает свое объяснение происходящему.

 

Нормальное социальное положение существует не иначе, как в виде неравного положения людей, социальных групп, общностей. Одной из основополагающих задач общества является его социальное регулирование. И это основной результат, который отражают результаты социальной политики. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов, которые образуют общественные условия развития благосостояния социальных групп общества. В этой связи наиболее остро стоит вопрос о положении наименее защищенных слоев населения, в частности пенсионеров.

Структура социальной защиты, характерная для гражданского общества, не складывается тотчас же, как обнародованы, намерения реформировать сложившуюся систему. Требуются усилия и время для возникновения новых элементов и механизмов социальной защиты, тем более что реформирование пенсионной системы относится к числу наиболее сложных проблем социальной сферы. Современная Россия продолжает прилагать усилия к выходу из кризиса. В стране осуществляются экономические и социальные реформы, относящиеся к типу революционных. И одним из приоритетных направлений реформ признана именно социальная сфера, в частности глубокое реформирование системы пенсионного обеспечения.

 

Причины кризиса и пути выхода из него

Сложившаяся в России система пенсионного обеспечения обладает целым рядом существенных недостатков, и главное, не может обеспечить стабильное исполнение обязательств государства перед пенсионерами в ближайшей перспективе. И если вопрос задержки выплат государственных пенсий в какой-то степени был решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. Для некоторых категорий пенсионеров пенсии не достигают даже уровня прожиточного минимума.

Нынешняя пенсионная система создавалась в иных социально-политических и экономических условиях, предполагавших абсолютное господство государственной собственности на средства производства и продукты труда. В этих условиях разрыв, между вкладом каждого застрахованного в финансирование пенсионной системы и объемами получаемых за ее счет выплат, рассматривался как несущественный, поскольку весь национальный доход находились в одних руках, и мог распределяться в пользу той или иной группы населения в зависимости от политических и иных потребностей.

В современных условиях такая система перестала удовлетворять потребностям застрахованных, которые фактически осуществляют финансирование системы в пользу нынешнего поколения пенсионеров. Неудовлетворенность большинства плательщиков данными принципами нашла свое отражение в уклонении от уплаты страховых взносов, снижении заинтересованности в участии в пенсионной системе со стороны застрахованных.

Кроме того, проблемы пенсионного обеспечения обусловлены и другими экономическими факторами. Основной из них – низкий уровень заработной платы у большинства работающих, который служит базой для создания пенсионного резерва для последующих страховых выплат пенсионерам. Именно по этой причине объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в тридцати процентах случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне прожиточного минимума, лишь в половине случаев гарантирует пенсию в диапазоне от 100 до 200 процентов прожиточного минимума, и только за двадцать процентов работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.

Отсюда следует, что значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы используется для перераспределения с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. В итоге функции существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей и не отвечает страховым принципам, по сути, сводятся к выравниванию доходов пенсионеров.

Ситуация усложняется явно выраженной демографической тенденцией старения нации в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни. В настоящее время на одного пенсионера приходится менее 2-х работающих, в то время как, например, в 60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера, и именно такое соотношение является необходимым условием для нормального функционирования распределительной системы. В настоящее время, в связи с ростом числа пенсионеров и снижении численности работающих в народном хозяйстве, существенно увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества для покрытия расходов на текущие пенсионные выплаты.1

Рассмотрение экономических проблем пенсионной системы, несмотря на ее бюджетно-финансовую автономность, будет неполным в отрыве от других системных экономических параметров: инфляционных процессов, изменения объемов производства, институциональных изменений и кризиса неплатежей, размер государственного долга и т.д.

Временная нормализация финансовой ситуации в период относительно благоприятного соотношения в силу демографических причин в 2000-2007 годы не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Можно конечно прибегнуть к повышению налогов, но, как показывает опыт ряда европейских стран, увеличение ставок отчислений негативно влияет на уровень занятости, а значит, в нынешних условиях неприемлемо. Законодательное увеличение пенсионного возраста в период реформ противоречит ожиданиям людей и может вызвать резкую негативную реакцию.

Вывод таков: старение населения при отсутствии реформаторских действий приведет к взрывному росту государственного долга.

Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты - пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых избирателей возрастает.2

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют различные модели пенсионных систем. Причем модели, построенные по “распределительному” или “накопительному” принципу в чистом виде встречаются крайне редко. Пенсионные системы большинства стран включают в себя различные институты социальной защиты: государственное социальное обеспечение, личное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и т.д. Между собой эти системы различаются тем, какой из этих институтов доминирует.3

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно путем поэтапного перехода от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения. В сегодняшних условиях требуется новая модель отношений субъектов пенсионной системы, основанная на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан и финансовую устойчивость пенсионной системы.

 

Новое – это хорошо забытое старое

Первоначально определим, что же представляет собой накопительная система пенсионного обеспечения.

В накопительной системе, являющейся дополнением к установленной государством социальной или базовой, ресурсы, обеспечивающие выплату пенсии, формируются из взносов застрахованного лица и приращенного капитала. Средства, которые накапливаются на протяжении активной деятельности работающего, а также доходы от инвестиций, будут использованы для выплаты пенсий. Данную систему можно разделить на три составляющие: аккумулирование взносов, размещения их на рынке для получения инвестиционного дохода и, наконец, выплата пенсии. Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от пенсионного вклада застрахованного и от правильного управления данными средствами.

Накопительные механизмы при формировании накопительной пенсии широко применяются во всем цивилизованном мире, в том числе в бывших странах “социалистического лагеря” и даже некоторых бывших союзных республиках.

Кстати, и в самой России есть немалый исторический опыт такой системы пенсионного обеспечения. Еще в восьмидесятые годы прошлого столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной пенсионной кассы для трудящихся.4 В дореволюционной России существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности и норм роста капитала.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

  • пенсия по выслуге лет;
  • пенсии по инвалидности;
  • вдовьи и сиротские пенсии;
  • пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

Характерен следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.5

Как уже отмечалось ранее, нынешняя система является распределительной и базируется на принципах “солидарности поколений”. Следует также отметить, что принимаемые меры по реформированию пенсионной системы обеспечили лишь устойчивость системы на текущий период, но не устранили принципиальные ее недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей.

В 1995 г. была разработана первая редакция Концепции реформирования пенсионной системы в Российской Федерации, затем она концептуально изменялась в 1997 г. и, наконец, 17 апреля 2001 г. была одобрена Правительством Российской Федерации. В данном документе предполагается принципиально изменить позиции, на которых основывалась вся система пенсионного обеспечения, или, иначе говоря, система социальной защищенности граждан после выхода на пенсию. Основные цели Концепции реформы выражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, финансовая стабильность, создание предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, адаптация системы к развивающимся рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсии и повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления.

Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить следующие:

  • в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих, при формировании расчетного пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством;
  • индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране и темпов инфляции.

В новой пенсионной системе единая государственная пенсия будет выполнять роль социальной гарантии в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности средства, причем сумма заработка, учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности.

 

Проблемы сохранности пенсионного резерва

Учитывая особенности переходного периода реформирования пенсионной системы с введением накопительных механизмов финансирования пенсии в первую очередь необходимо решить следующие задачи: реализация прав граждан на получение пенсии в полном объеме, эффективное управление средствами пенсионного резерва и обеспечение гарантий со стороны государства путем жесткого контроля за системой, как государственного, так и негосударственного обязательного пенсионного обеспечения. Регулирование и надзор является вопросом критической важности для обеспечения доверия к накопительной пенсионной системе. Регулирование деятельности системы предполагает формулирование прозрачных, устойчивых и поддающихся проверке правил функционирования участников рынка. Обе функции могут исполняться как одним, так и различными органами, так как существуют аргументы как "за", так и "против" организации уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору за деятельностью накопительных пенсионных фондов. Но следует отметить, что страны, проводившие в последние годы реформы пенсионных систем, как правило, шли по пути создания нового регулирующего государственного органа.

Таким образом, государство обеспечивает постоянный контроль через особые условия сохранности пенсионных резервов: строго определённые направления инвестирования, хранение ценных бумаг в специальных депозитариях под контролем Правительства, ежегодных заключений независимых аудиторов и актуариев.

Поскольку государство должно регулировать и гарантировать обеспечение пенсионных выплат, то логично было бы наделить будущего пенсионера (собственника пенсионных накоплений) правом передавать их на определенных условиях в доверительное управление государству. Но, при этом, пенсионные сбережения должны быть отделены от бюджета и не могут быть использованы в каких-либо иных целях.

В условиях повышения гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами целесообразно предусмотреть особые условия минимизации инвестиционных рисков путем создания страхового резерва или страхования различных рисков страховыми компаниями.

Кроме того, поскольку будущая пенсия будет непосредственно связана с личным вкладом работника, деятельность системы должна быть открытой и прозрачной для любого застрахованного, который должен получать информацию о состоянии своего лицевого счета. Видный английский психолог Дж. Браун утверждает, что отсутствие информации о результатах собственной работы часто становится причиной инфантильности.6

 

Вопросы инвестирования пенсионных резервов

Как было указано выше, одной из главных проблем будет инвестирование средств пенсионного резерва, поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

Поскольку пенсионные резервы представляют собой совокупность средств, образующихся из сумм уплаченного за весь страховой период обязательных страховых взносов и начисленного инвестиционного дохода, важнейшим вопросом является их правильное использование.

Целью инвестирования пенсионных резервов является обеспечение прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Поэтому формируемые активы должны обеспечить нормальный доход, быть в достаточной степени ликвидны, и защищены от рисков обесценения. Кроме того, как отмечалось выше, должно быть уделено особое внимание контролю и надзору за деятельностью участников инвестиционного процесса.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Эффективность инвестиционной деятельности при размещении средств пенсионных накоплений определяется двумя факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т.д., и увеличении реального наполнения пенсий, т.е. покупательной способности денег на момент выплат в сравнении с моментом времен, когда производились пенсионные взносы.

При введении накопительного элемента важной задачей использования средств пенсионных накоплений является создание надежной системы управления всем инвестиционным процессом, включающей управление средствами, обеспечение сохранности и контроль за их использованием.

Исходя из того, что накопительная составляющая, может вводиться только поэтапно (с ограничениями по возрасту), то в ближайшей перспективе (около 8-10 лет), пенсионный резерв будет только увеличиваться, поскольку за данный период не будет производиться плановых пенсионных выплат. Кроме того, полученный в результате инвестирования доход не может изыматься из объема инвестиционного резерва. Это позволит инвестировать их в долгосрочные инвестиционные инструменты, что в свою очередь должно серьезно скажется на динамике развития экономики страны, т.к. значительно увеличит рост капитальных инвестиций и стимулирует развитие финансового рынка. В свою очередь увеличение инвестиционной активности окажет положительное влияние на инвестиционный климат в стране и стимулирует приток частных инвестиций, значительно увеличив рост капитальных инвестиций в экономику страны.

По прошествии периода первоначального накопления и возникающей периодической потребностью в обеспечении пенсионных выплат, инвестиционная стратегия должна быть несколько пересмотрена с точки зрения высокой степени ликвидности и защищенности.

Поскольку основной задачей при инвестировании пенсионных резервов является обеспечении доходности вложений и их надежности или минимизация рисков, то вложения должны строиться на принципах диверсификации инвестиционного портфеля, высокой ликвидности инвестиционных инструментов и установления жестких рамок на классы активов и лимита инвестирования, что представляется особенно важным в странах, рынки которых отличаются неустойчивостью. Вместе с тем для ограничения влияния негативных факторов при размещении средств пенсионных накоплений, а также для получения оптимальной доходности необходимо регулировать инвестиционный процесс рыночными механизмами.

Как наименее рисковые инструменты инвестирования могут рассматриваться ценные бумаги, эмитированные и гарантированные государством. В России это, прежде всего ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ и еврооблигации, чей рынок достаточно развит и прозрачен. Также достаточно интересны планы Минфина России по выпуску бумаг с корректируемой в зависимости от инфляции доходностью.

С точки зрения доходности наиболее привлекательно выглядят облигации внутреннего валютного займа и внешних облигационных займов, имеющие "длинные" сроки погашения и, кроме того, наминированые в твердой валюте. Это представляется важным на первоначальном этапе, как дополнительные гарантии сохранности средств пенсионного резерва.

С одной стороны, такие “длинные” ресурсы будут способствовать улучшению структуры государственного долга, переводя его на рыночную основу без заметного инфляционного эффекта. Долгосрочный характер инвестируемых средств пенсионного резерва позволяет упростить задачу управления государственным долгом, а также решить проблему повышенных выплат по внешнему долгу страны.

В то же время опасность кроется в том, что увеличение государственного внутреннего долга повлечет в будущем повышение налоговой нагрузки на товары и услуги, тем самым будет продолжать действовать несколько трансформированный принцип “солидарности поколений”. Таким образом, при всей привлекательности инвестирования в государственные ценные бумаги недопустимо значительно увеличивать внутреннюю задолженность за счет средств пенсионного резерва, т.к. это приведет к созданию государственной “пирамиды”. Кроме того, в условиях экономического роста и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры перспектива роста рынка внутренних государственных обязательств видится весьма ограниченной.

Пенсионные накопления должны быть обеспечены реальным имуществом. Поэтому средства пенсионного резерва должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта, т.е. инвестированы в реальный сектор, что позволит в значительной степени преодолеть дефицит частных инвестиционных ресурсов в экономике страны. Значит, основой инвестиционного портфеля могут и должны стать корпоративные ценные бумаги, а именно акции и облигации.

Акции, являясь, по сути, долей в капитале компании, обеспечивают, в случае ее успешной работы, наиболее высокую доходность, т. к. их стоимость напрямую зависит от увеличения капитала компании. Кроме того, учитывая долгосрочность вложения в акции, доходность по ним много выше чем в государственные ценные бумаги. Выход столь значительных объемов “длинных” ресурсов на фондовый рынок будет способствовать его стабилизации и развитию, особенно если учесть реальную недооцененность российских предприятий и их низкую эмиссионную активность. Наконец, как уже отмечалось, инвестирование части пенсионных сбережений в акции дополнительно стимулирует работников путем участия в доходах предприятия, и, в конечном счете, обеспечивает рост пенсий. Препятствием этому пока является, полное отсутствие в России дивидендной практики – компании предпочитают скрывать свои доходы.

Как уже отмечалось, пенсионные накопления должны обеспечивать, в первую очередь, реальный прирост товаров и услуг, а значительным источником роста производства являются малые и средние предприятия, производящие товары и услуги, потребляемые пенсионерами. Таким образом, вложения в акции компаний с относительно низкой капитализацией в перспективе представляются также целесообразным. Кроме того, ситуация на мировых рынках практически не отражается на стоимости небольших компании, хотя такие вложения и представляются высоко рисковыми, учитывая специфику национальной экономики и неразвитость рынка данного вида ценных бумаг, что значительно уменьшает их ликвидность.

Среди ценных корпоративных бумаг, с точки зрения надежности, выделяются облигации, которые являются наиболее подходящим инструментом для инвестирования средств пенсионного резерва. Средства, вложенные в корпоративные облигации, направляются непосредственно в реальный сектор, минуя вторичный рынок. К тому же, это во много повысит и привлекательность метода внутренних заимствований для крупных российских компаний. Вместе с тем, для повышения надежности необходим новый тип корпоративных облигаций, застрахованных от риска или обеспеченных гарантиями третьей стороны, возможно и государством.

Хотя банковский сектор в России находится в стадии реформирования, и его инструменты не выглядят достаточно привлекательными, тем не менее, наряду с прочими инвестиционными инструментами следует ориентироваться и на банковские депозиты. Тем более что это в значительной степени укрепит банковскую систему, поможет ей динамично развиваться и, скорее всего, к моменту начала выплат пенсии выйти по уровню надежности на высокие международные стандарты.

Жилищный вопрос в Росси всегда был и остается наиболее острым и востребованным. Поэтому ипотечное финансирование покупки жилья, фактически за счет пенсионных накоплений выглядит весьма привлекательным. По такому пути пошли в Чили, где на закладные приходится 18% пенсионного резерва. Но для инвестиций в недвижимость и закладные, при всей их привлекательности, необходимо задействовать соответствующую инфраструктуру, обеспечить наличие развитого прозрачного ипотечного рынка с его инструментами.

Предварительные оценки показывают, что за счет пенсионных резервов объем инвестиций в экономику России к 2010 года может, увеличится более чем на 70%. Таким образом, введение накопительной составляющей пенсионной системы и разумное инвестирование средств пенсионных резервов, направленное на увеличение валового внутреннего продукта, в значительной степени позволит решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики страны. Кроме того, увеличение доли государственных инвестиций в экономику неизбежно приведет к конкуренции с частным капиталом и увеличению активности частных инвесторов, что соответственно увеличит и долю инвестиций в ВВП. К тому же непосредственное финансирование производственного процесса, по сути, является антиинфляционной мерой, а прирост производства товаров и услуг увеличит в конечном итоге и денежное содержание самих пенсий.

 

Реформирование системы льготных пенсий

На кризис нынешней системы пенсионного обеспечения также существенно влияет большое число льготных пенсий (право выхода на пенсию раньше общеустановленного срока, льготные условия или размеры пенсий - их доля доходит до 20% от числа всех выплачиваемых пенсий). Так, в настоящее время взносы, уплачиваемые за работающих в тяжелых условиях труда и относящихся к льготной категории граждан, по объему тождественны взносам, уплачиваемым за нельготные категории граждан. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходятся на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.7 Подчеркнем, что эти льготы не носят страхового характера.

Поэтому в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, предусматривается сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста путем создание обязательных профессиональных пенсионных систем. Обязательное профессиональное пенсионное страхование планируется осуществлять также на накопительной основе за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем.

Проблему неоправданно раздутого перечня работников, имеющих право на получение льготных нестраховых пенсий, необходимо решать путем отмены неоправданных льгот, которые не ведут к потере трудоспособности к моменту достижения льготного возраста. В качестве альтернативы может быть предусмотрена возможность замены льготных пенсий равной по размеру компенсационной надбавкой к заработной плате работников.

Напомним, что государство берет на себя защиту того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Такова политическая функция государства в системе социальной защите. Наряду с этим необходима реализация негосударственных способов и форм социальной защиты одно из важных и перспективных направлений становления новой эффективной системы социальной защиты, соответствующей природе демократического гражданского общества. Данные формы должны быть дополняющими по отношению к государственным, и составлять единую органичную систему.

Из этого вытекает, что формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействия социальных партнеров. Эти системы могут быть созданы с участием негосударственных пенсионных фондов.

 

Дополнительное пенсионное обеспечение

Важным механизмом, уже накопившем в России реальный опыт накопительного финансирования пенсий, являются негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, занимающиеся накопительным страхованием жизни. Поэтому в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, должно предусматриваться развитие дополнительного пенсионного обеспечения и страхования в направлении передачи существенного объема прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии позволяют гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности. Более того, при реализации программы по внедрению накопительных механизмов в государственной системе пенсионного обеспечения необходимо использовать опыт частных компаний.

Дополнительное или негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации - относительно новый сегмент в области социального обеспечения населения, который занимают негосударственные пенсионные фонды. В экономически развитых странах пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. Повсеместно дополнительно к государственным используются корпоративные пенсионные планы, финансируемые за счет работодателей и работников, причем в последнее время прослеживается явная тенденция к перекладыванию основной нагрузки именно на корпоративные системы. С другой стороны, важным направлением является индивидуальное негосударственное пенсионное обеспечение, когда каждый его участник, исходя из своих возможностей и потребностей, сам определяет параметры своей будущей дополнительной пенсии.

Негосударственные фонды являются некоммерческими организациями, их главная цель - сбор средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с "длинными" деньгами, они обязаны заботиться об их сохранении и приросте. Фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах будущих пенсионеров.

О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах вкладчиками в частные (негосударственные) пенсионные фонды являются около 70 % работающего населения. Российские негосударственные пенсионные фонды, при должном налоговом и правовом регулировании, и стабильном развитии национальной экономики в ближайшее десятилетие могут также рассчитывать на высокий процент участия в пенсионной системе страны.

Статистика утверждает, что численность работающего населения в конце августа 2001г. составила 71 млн. человек, или около 50% от общей численности населения страны.8 Без учета работающих пенсионеров (уже получающих пенсию) эта цифра сократится до 65 млн. человек. Таким образом, около 35-37 млн. человек являются потенциальными вкладчиками в негосударственные пенсионные фонды России. Пока же вкладчиками негосударственных пенсионных фондов являются лишь 5,35 % от потенциально возможного количества.

Из этого следует, что нужен комплекс мер по дальнейшему развитию данного сегмента финансового рынка для стимулирования роста числа участников и объема пенсионных накоплений. Важно также усиление гарантий их сохранности, в том числе государственных. Кроме того, необходимо пересмотреть подход к налогообложению в системе негосударственного пенсионного обеспечения, путем перенесения налоговой нагрузки с взносов на выплаты, как это практикуется в мире. Одной из мер должно стать создание такой инвестиционной инфраструктуры и правил, при которых будут обеспечены надежность, сохранность, ликвидность и доходность инвестированного пенсионного резерва.

Необходимо также создать условия для развития отраслевых и региональных (территориальных) пенсионных систем, на базе негосударственных пенсионных фондов закрытого типа, формирующихся за счет добровольных отчислений работодателей или местных внебюджетных ресурсов в соответствующие структуры. Но, наиболее перспективным видится развитие индивидуального пенсионного обеспечения граждан в независимых фондах открытого типа.

В будущем развитие системы капитализированных пенсий объективно должно идти по нарастающей, поскольку личные пенсионные сбережения могут обеспечить свободу выбора и защиту перед лицом снижения уровня гарантированных пенсий. При условии передачи части функций по обеспечению пенсиями в негосударственный сектор, во-первых, государство снимет с себя часть обязательств, а во-вторых, у граждан появиться возможность выбора собственных пенсионных планов.

 

Подводя итоги, можно отметить, что при определенных макроэкономических условиях, структура будущего пенсионного обеспечения в Российской Федерации, базирующаяся на накопительных принципах финансирования пенсии может и должна выглядеть следующим образом:

  • накопительная пенсия по старости;
  • накопительная профессиональная (льготная) пенсия;
  • дополнительная индивидуальная или корпоративная пенсия.

Введение накопительных механизмов формирования пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур, наряду с государственным контролем за всем процессом, позволит существенно изменить состояние пенсионной системы в Российской Федерации, дав ее гражданам, возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, разумное инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего продукта в значительной степени позволит решить проблему нехватки инвестиционных ресурсов и даст стимул развитию реального сектора экономики страны.

 


1 демографическая нагрузка определяется как соотношение численности населения в возрасте 65 лет и старше и численности населения в возрасте 15- 64 лет.

2 Сорокина Е. Г. Зарубежный опыт моделирования пенсионных систем

3 Аналитический вестник Государственной Думы Российской федерации. Выпуск N16. Зарубежные пенсионные системы: опыт для России. Москва 2001 г.

4 Яроцкий В.Г. Страхование рабочих в России. Опыт истории страхования рабочих в связи с некоторыми мерами их обеспечения

5 Михайлов А.Н., Мудраков В.И. Все, что вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах

6 Старобинский Э. Мотивация. Журнал "Управление персоналом" № 5, 1999 г.

7 Карагодин М.М. О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий

8 Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Краткосрочные социально-экономические показатели 2001 г.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта