НА ПОРОГЕ ОЧЕРЕДНОЙ “ПИРАМИДЫ”.

 
 

Пенсионное обеспечение. 2002. - № 8 (70). – с. 3.

 

На пороге очередной “пирамиды”.

 

2001 год стал переломным для проведения пенсионной реформы, поскольку часть соответствующих законов была принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. С 1 января 2002 г. вступили в силу 4 пенсионных закона, определяющие основные параметры новой системы обязательного пенсионного страхования с учетом введения накопительной составляющей, а также устанавливающие источник ее финансирования. В соответствии с временными правилами Пенсионный фонд Российской Федерации начал размещать поступившие средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в государственные долгосрочные облигации. Как будет развиваться данный процесс и насколько временными останутся данные правила инвестирования? Автор предлагает свое видение происходящего.

 

Краеугольный камень накопительной системы

Основное отличие системы, основанной на накопительных механизмах финансирования пенсий, от распределительной заключается в том, что взносы каждого застрахованного образуют его собственный пенсионный капитал, т.е. взносы, не расходуются на выплаты нынешним пенсионерам, а капитализируются, и в дальнейшем используются для последующей выплаты пенсии. Однако наряду с позитивными факторами существует и ряд проблем. В первую очередь степень финансового риска подобных систем неизмеримо выше, особенно в условиях неустойчивой экономики, т.к. для обеспечения прироста пенсионных средств в накопительных пенсионных системах пенсионные взносы используются для приобретения финансовых активов. Таким образом, кроме формирования средств пенсионных накоплений данная система позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочных инвестиционных проектов. Но, поскольку средства пенсионных накоплений капитализируются на длительное время, на этот процесс оказывают сильное влияние и политические риски. При этом размер пенсии определяется в зависимости от того, сколько сумел накопить человек, и насколько эффективно были инвестированы его накопления. В связи с этим, в процессе реформирования пенсионной системы с введением накопительных механизмов финансирования пенсии в первую очередь необходимо решить следующие задачи: реализация прав граждан на получение пенсии, эффективное управление средствами пенсионного резерва и обеспечение гарантий со стороны государства путем жесткого контроля за системой обязательного пенсионного страхования.

Мировой опыт показывает, что государственная система пенсионного страхования должна быть централизованной с достаточным уровнем финансовой и административной независимости. Поэтому для реализации прав граждан на получение пенсии, важной задачей является создание надежной системы управления всем процессом накопления пенсионного капитала, включающей управление средствами, обеспечение сохранности и контроль за их использованием.

Обеспечение сохранности пенсионных накоплений – ключевой момент во всей накопительной пенсионной системе, от которого зависит ее эффективность. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы введение накопительной компоненты пенсионной системы осуществлялось в координации с другими экономическими реформами, а за процессом инвестирования пенсионных сбережений был организован эффективный государственный надзор.

 

Вопросы сохранности пенсионных накоплений

Данная проблема может быть успешно решена созданием эффективной системы сдержек и противовесов при управлении средствами накопительной составляющей пенсионной системы. Так административная составляющая должна быть организационно отделена от процесса управления средствами пенсионных накоплений, что в свою очередь несовместимо с собственно финансовыми операциями, как это принято в международной практике. Обособление процесса инвестирования и управления активами накопительной составляющей пенсионной системы, с одной стороны, позволит организовать его на профессиональной основе и сделать отбор субъектов инвестирования и принятие решений более прозрачными. С другой – эти субъекты отделены от информации о застрахованных лицах, носящей персональный характер. При этом налаживается эффективный многоуровневый государственный и общественный контроль и надзор за деятельность участников инвестиционного процесса. Для чего, в частности, необходима разработка механизмов регулирования деятельности субъектов инвестиционного процесса, включая разработку стандартов, применяемых к управляющим компаниям и специализированным депозитариям, претендующим и получившим право на работу со средствами пенсионных накоплений, контроля за их деятельностью, механизмов инвестирования в различные классы разрешенных активов. Балансированием полномочий в принятии обязательных решений достигается максимальная независимость инвестиционного процесса от возможности принятия государственными органами заведомо необоснованных, несогласованных решений. При этом обеспечение прозрачности и подконтрольность процесса инвестирования и управления пенсионными накоплениями должно, по мнению автора, рассматриваться как один из важнейших способов обеспечения сохранности пенсионных накоплений.

Среди мер, направленных на обеспечение сохранности пенсионных накоплений должен предусматриваться выбор инструментов инвестирования, гарантии диверсификации, недопущение излишней концентрации рисков. Но вместе с тем основой гарантирования прав застрахованных лиц и пенсионеров в рамках накопительной составляющей пенсионной системы является максимальное использование экономических механизмов уменьшения внутренних и внешних рисков процесса инвестирования пенсионных резервов.

 

Готов ли рынок?

Размещение пенсионных резервов на финансовых рынках - абсолютно новая проблема для пенсионной системы России, возникающая в связи с переходом к накопительным механизмам пенсионного обеспечения. Как мы уже говорили инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Значит первостепенное значение при условии профессионального управления инвестиционным процессом, должно быть уделено проблеме создания такой инвестиционной инфраструктуры и правил, при которых будут обеспечены надежность, сохранность, ликвидность и доходность инвестированного пенсионного резерва.

В то же время сами финансовые рынки находятся в России еще в стадии формирования, и размещение на них таких социально-ответственных активов, какими являются пенсионные накопления, связано с разрешением ряда проблем. Так, некоторые противники ввода накопительной компоненты заявляют, что рынок не готов к выводу на него средств пенсионных накоплений. Но исходя из расчетов мы видим, что к концу 2004 года пенсионный резерв составит 1 млрд. долл., в то время, как только рынок акций российских предприятий оценивается в диапазоне от 50 до 70 млрд. долл. К этому добавим рынок государственных ценных бумаг (около 50 млрд. долл.). К 2010 году пенсионных средств будет уже порядка 25 млрд. долл., но к этому времени и российская экономика вырастет, по оценкам, в два раза. Капитализация фондового рынка достигнет 200-400 млрд. долл.1

Как было сказано ранее, государство должно устанавливать ограничения на допустимые инструменты инвестирования, требования к качеству ценных бумаг, ограничения на долю тех или иных инструментов и эмитентов в портфеле пенсионных накоплений. Но для определения допустимых объектов инвестирования, при размещении средств пенсионных накоплений, должна предшествовать работа по выявлению готовности соответствующих секторов финансовых рынков к выводу на них данных капиталов. Поэтому рассмотрим различные классы активов, в которые может осуществляться размещение средств пенсионных накоплений.

Как наименее рискованные обычно рассматриваются ценные бумаги, эмитированные и гарантированные государством. В России это, прежде всего ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ и еврооблигации, чей рынок достаточно развит и прозрачен. С точки зрения доходности, наиболее привлекательно выглядят облигации внутреннего валютного займа и внешних облигационных займов, имеющие длинные сроки погашения и, кроме того, номинированные в твердой валюте. Это представляется важным на первоначальном этапе, как дополнительные гарантии сохранности средств пенсионного резерва. Но для ограничения негативных факторов при размещении на данном сегменте финансового рынка, а также для получения реальной доходности необходимо, как было определено выше, организовать процесс инвестирования на рыночных условиях.

Среди корпоративных ценных бумаг, с точки зрения надежности, выделяются облигации. Ресурсы, вложенные в корпоративные облигации, направляются непосредственно в реальный сектор, минуя вторичный рынок. Вместе с тем, для повышения надежности необходим новый тип корпоративных облигаций, застрахованных от риска или обеспеченных гарантиями третьей стороны, возможно и государством, что широко используется в мировой практике.

Акции, являясь, по сути, долей в капитале компании, обеспечивают наиболее высокую доходность, т. к. их стоимость напрямую зависит от увеличения капитала компании. Учитывая долгосрочность вложения в акции, доходность по ним будет много выше, чем в государственные ценные бумаги. Кроме того, выход столь значительных “длинных” финансовых ресурсов на фондовый рынок будет способствовать его стабилизации, капитализации и дальнейшему развитию.

Хотя банковский сектор в России находится в стадии реформирования, и его инструменты не выглядят достаточно привлекательными, тем не менее, наряду с прочими инвестиционными инструментами следует ориентироваться и на банковские депозиты. Тем более что это в значительной степени укрепит банковскую систему, поможет ей динамично развиваться и, скорее всего, к моменту начала выплат пенсии выйти по уровню надежности на высокие международные стандарты.

Жилищный вопрос в России всегда был и остается наиболее острым и востребованным. Поэтому ипотечное финансирование покупки жилья, фактически за счет пенсионных накоплений выглядит весьма привлекательным. По такому пути пошли в Чили, где на закладные приходится 18% пенсионного резерва. Но для инвестиций в недвижимость и закладные, при всей их привлекательности, необходимо задействовать соответствующую инфраструктуру, обеспечить наличие развитого прозрачного ипотечного рынка с его инструментами.

 

На пороге очередной пирамиды

Целью инвестирования пенсионных резервов для финансирования накопительной пенсии является обеспечение прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Основной принцип при этом - необходимость защиты законных прав и интересов застрахованных лиц, поскольку именно в этих интересах государство является инвестором средств пенсионных накоплений. Поскольку формируемые активы должны обеспечить доход, и быть защищены от рисков обесценения, важнейшим вопросом является их правильное использование. Эффективность инвестиционной деятельности при размещении средств пенсионных накоплений определяется двумя факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов, дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т.д., и увеличении реального наполнения пенсий, т.е. покупательной способности денег на момент выплат в сравнении с моментом времен, когда производились пенсионные взносы.

В соответствии с временными правилами размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступающих на накопительную часть трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2002 г. № 165 средства страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, могут быть вложены в:

государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Безусловно, как отмечалось ранее, данный вид активов достаточно надежен. Кроме того, такие “длинные” ресурсы будут способствовать улучшению структуры государственного долга, перевода его на рыночную основу (если будет соблюдено условие осуществления инвестиций на основе рыночных процедур) без заметного инфляционного эффекта. Долгосрочный характер инвестируемых средств пенсионного резерва позволяет упростить задачу управления государственным долгом, а также решить проблему повышенных выплат по внешнему долгу страны.

Но при этом не надо забывать, что если стоимость перехода столь высока, что все средства должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги, накопительная система не будет работать, т.к. опасность состоит в том, что увеличение государственного долга повлечет в будущем повышение налоговой нагрузки на производителей товаров и услуг, тем самым будет продолжать действовать несколько трансформированный принцип “солидарности поколений”. Кроме того, при условии экономического роста и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры перспектива роста рынка внутренних государственных обязательств видится весьма ограниченной.

И это притом, что противники введения накопительного элемента утверждают, что в обозримом будущем не ожидается существенных инвестиционных доходов, и пенсионные средства рассматриваются сугубо как долгосрочные кредиты с неопределенной перспективой2. Таким образом, при всей привлекательности инвестирования в государственные ценные бумаги недопустимо за счет средств пенсионного резерва значительно увеличивать внутреннюю задолженность.

Кроме того, даже если Правительство Российской Федерации будет являться крупнейшим заемщиком, то крайне важно воздвигнуть защитный барьер между Минфином и органами надзора. Но, возвращаясь к временным правилам, мы видим, что решение об объемах и структуре вложений принимается Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. А агентом Пенсионного фонда Российской Федерации по приобретению на организованном рынке (?) ценных бумаг государственных ценных бумаг Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации, выступает Центральный банк Российской Федерации, по приобретению государственных ценных бумаг Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, - Внешэкономбанк. Таким образом, о развитии рынка и его инфраструктуры не может быть и речи, и мы имеем модернизированную систему перераспределения, что приведет, в конечном итоге к выстраиванию очередной государственной “пирамиды”.

 

Где выход?

Как отмечалось выше, самым действенным механизмом гарантий является осуществление инвестиций на основе рыночных процедур. Диверсификация же инвестиционного портфеля и каждой из его составляющих позволяет значительно снизить систематический риск, связанный с индивидуальным объектом инвестирования. Типичным ограничением такого рода является лимит на инвестиции в ценные бумаги одного эмитента на уровне около 5%.

Конечно мы не должны отказываться от приобретения государственных ценных бумаг, более того, они должны составлять значительную часть инвестиционного портфеля, но вместе с тем, по мнению автора, пенсионные накопления должны быть обеспечены реальным имуществом. Поэтому средства пенсионного резерва должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта, т.е. инвестированы в реальный сектор, что позволит в значительной степени преодолеть дефицит частных инвестиционных ресурсов в экономике страны. Значит, основой инвестиционного портфеля могут и должны стать корпоративные ценные бумаги, а именно акции и облигации. Таким образом, введение накопительной составляющей пенсионной системы и разумное инвестирование средств пенсионных резервов направленное на увеличение валового внутреннего продукта в значительной степени позволит решить проблему размещения инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики страны. К тому же, это во много повысит и привлекательность метода внутренних заимствований для российских компаний. Кроме того, непосредственное финансирование производственного процесса, по сути, является антиинфляционной мерой. И, наконец, как отмечалось ранее, обеспечение прироста производства товаров и услуг увеличит в конечном итоге и денежное содержание самих пенсий.

 


1 М.Э. Дмитриев. Пенсии по уму

2 Открытое письмо председателю Пенсионного фонда РФ г-ну Зурабову М.Ю.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта