ОТ УРАВНИЛОВКИ К СМЕШАННОЙ СИСТЕМЕ.

 
 

Профессиональные и льготные пенсии. 2001. - № 11 (27). – с. 2.

 

Одной из основополагающих задач общества является формирование и изменение социального положения людей и социальных групп. Социальное положение – основной показатель, который отражают результаты социальной политики. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов, которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. В этой связи наиболее остро стоит вопрос о положении наименее защищенных слоев населения, в частности пенсионеров.

Современная Россия продолжает прилагать усилия к выходу из кризиса. В стране осуществляются экономические и социальные реформы, относящиеся к типу революционных реформ. И одним из приоритетных направлений признана именно социальная сфера, в частности глубокое реформирование системы пенсионного обеспечения.

Сложившаяся в России система пенсионного обеспечения обладает целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивает исполнение обязательств государства перед пенсионерами. И если вопрос задержки выплат государственных пенсий в какой-то степени был решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. В большинстве случаев страховые пенсии не достигают даже уровня прожиточного минимума пенсионера.

Нынешняя пенсионная система создавалась в иных социально-политических и экономических условиях, предполагавших абсолютное господство государственной собственности на средства производства и продукты труда. В этих условиях, разрыв, между вкладом каждого застрахованного в финансирование пенсионной системы и объемами получаемых за ее счет выплат рассматривался как несущественный, поскольку весь национальный доход находились в одних руках, и мог распределяться в пользу той или иной группы населения в зависимости от политических и иных потребностей.

В современных условиях такая система перестала удовлетворять потребностям застрахованных, которые фактически осуществляют финансирование системы в пользу нынешнего поколения пенсионеров. Неудовлетворенность большинства плательщиков данным принципами нашла свое отражение в росте уклонения от уплаты страховых взносов, снижении заинтересованности в участии в данной системе со стороны застрахованных.

Ситуация усложняется явно выраженной тенденцией старения нации – растет число пенсионеров, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В настоящее время на одного пенсионера приходится менее 2-х работающих, в то время как, например, в “благополучные” 60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера.

Неблагоприятные демографические и экономические тенденции усиливаются также наличием большого числа льготных категорий, получающих право на пенсию раньше общеустановленного срока или на льготных условиях (их доля доходит до 20% от числа всех пенсионеров). К примеру, в настоящее время взносы, уплачиваемые за людей работающих в особых условиях труда и относящимся к льготной категории, тождественны взносам уплачиваемые за другие не льготные категории граждан.

С другой стороны, сама существующая пенсионная система в силу объективных обстоятельств за последние годы “выродилась” в систему налогового типа, имеющую тенденцию к “уравниловке”. Это проявилось в сокращении разрыва между минимальной и максимальной пенсией, который составляет на сегодня всего 17 % и имеет отчетливую тенденцию к сокращению. Значительный объем финансовых ресурсов пенсионной системы используется для перераспределения с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. В итоге функции существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей, по сути, сводятся к выравниванию доходов пенсионеров.

Рассмотрение экономических проблем пенсионной системы, несмотря на ее бюджетно-финансовую автономность, будет неполным в отрыве от других системных экономических параметров: инфляционных процессов, изменения объемов производства, институциональных изменений и кризиса неплатежей, невыплаты заработной платы и т.д.

Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и работающими гражданами (2000-2007 годы) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следует также отметить, что принимаемые меры по реформированию пенсионной системы обеспечили лишь устойчивость системы на текущий период, но не устранили принципиальные ее недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей.

Тенденции развития существующей в России пенсионной системы создают предпосылки для ее реформирования на базе господствующего в современных развитых экономиках принципа “трех колонн”, где единая государственная пенсия выполняет роль социальной гарантии в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составляют фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности средства.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения. В сегодняшних условиях требуется переход к новой модели отношений субъектов пенсионной системы, основанной на накопительных механизмах, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан на основе повышения финансовой устойчивости пенсионной системы.

Система пенсионного обеспечения должна решать ряд системообразующих вопросов, связанных с формированием целей и перспектив развития страны. Вывод на финансовый рынок значительных средств пенсионных накоплений, во-первых, стимулирует его рост, а во-вторых, заметно увеличит рост капитальных инвестиций в экономику страны. Кроме того, инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего продукта, обеспечит прирост производства товаров и услуг и, в конечном итоге, существенно повысит реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров.

Государство берет на себя защиту того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Такова политическая функция государства в системе социальной защите.

Вместе с тем, развертывание негосударственных способов и форм социальной защиты одно из важных и перспективных направлений становления новой эффективной системы социальной защиты, соответствующей природе демократического гражданского общества. Данные формы должны быть дополняющими по отношению к государственным, и составлять единую органичную систему.

Одним из элементов, реализующих накопительные механизмы финансирования пенсий, являются негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, занимающиеся накопительным страхованием жизни. Негосударственные пенсии позволят гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности. К тому же у них уже накоплен достаточно богатый опыт в данной сфере социального обеспечения.

Дополнительное или негосударственное пенсионное обеспечение относительно новый сегмент в области социальной защиты населения. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему его развитию путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных. Одной из мер видится создание такого инвестиционного климата, при котором будут обеспечены надежность, сохранность, ликвидность и доходность при размещении пенсионного резерва.

Необходимо также создать условия для поэтапного перехода к профессиональным пенсионным системам на производствах с особыми условиями труда, где формирование пенсионного резерва будет происходить за счет дополнительных отчислений работодателей в соответствующие структуры занимающиеся как государственным, так и негосударственным пенсионным обеспечением.

Таким образом, введение накопительных механизмов формирования пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур, наряду с государственным контролем за всем процессом, позволит существенно изменить ситуацию, дав людям, возможность получать именно ту пенсию, которую они заработали. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, разумное инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего продукта в значительной степени позволит решить проблему инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики страны.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта