ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ.

 
 

Ваше право. 2002. - № 7 (390). – с. 5.

 

Дореформенная система пенсионного обеспечения в Российской Федерации обладала целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивала исполнение обязательств государства перед пенсионерами. Тому было много причин, и публикации на эту тему неоднократно появлялись и появляются в средствах массовой информации. Одной из них является большое число льготных пенсий (право выхода на пенсию раньше общеустановленного срока, льготные условия или размеры пенсий - их доля доходит до 20% от числа всех выплачиваемых пенсий). Так, до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” взносы, уплачиваемые за работающих в тяжелых условиях труда и относящихся к льготной категории граждан, по объему тождественны взносам, уплачиваемым за нельготные категории граждан. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Численность получающих эти пенсии составляет более 6 млн. человек. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходятся на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест вполне могут иметь относительно нормальные условия труда, и льготные пенсии, в большинстве случаев (по некоторым оценкам – до 70%), используются как существенная прибавка к заработной плате продолжающих трудовую деятельность работников. Кроме того, подчеркнем, что эти льготы не носят страхового характера. Проблему неоправданно раздутого перечня работников, имеющих право на получение льготных нестраховых пенсий, необходимо решать путем отмены неоправданных льгот, которые не ведут к потере трудоспособности к моменту достижения льготного возраста. Поэтому перевод части льготных категорий граждан на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение обусловлен объективной реальностью.

В соответствии с нормами указанного закона лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, предусматривается сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профессиональные пенсии, сформированные в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем. Обязательное профессиональное пенсионное страхование и обеспечение планируется осуществлять на накопительной основе за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Важным институтом, уже обладающим реальным опытом накопительного финансирования пенсий в современной России, являются именно негосударственные формы коллективных инвестиций. Кроме того, напомним, что политическая функция государства обеспечение защиты того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Наряду с этим необходима реализация негосударственных способов и форм социальной защиты одно из важных и перспективных направлений становления новой эффективной системы социальной защиты, соответствующей природе демократического гражданского общества. Данные формы должны быть дополняющими по отношению к государственным, и составлять единую органичную систему. Поэтому логично, что профессиональные пенсионные системы могут создаваться работодателем с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственного пенсионного фонда, а в дальнейшем и иных финансовых структур (вероятнее всего страховые компании и ПИФы), таким образом передавая существенный объем прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников.

Данные тенденции, направленные на усиление внимания к негосударственным накопительным схемам вызывают у многих определенные опасения. Действительно, рынок пенсионных услуг в Российской Федерации в силу ряда объективных причин развит недостаточно, участниками пенсионных фондов является около 6% населения Российской Федерации, и большинство из них работает на предприятиях, обеспечивающих дополнительные пенсии своим работникам. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70 % работающего населения. Таким образом, постепенное внедрение негосударственных институтов в комплексную систему пенсионного обеспечения, является общей тенденцией для всех развитых государств. Во всех экономически развитых странах пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами корпоративные и личные пенсионные планы начинают играть все более важную роль и в России. Эти планы становятся составной частью коллективных договоров регулирующих отношения между работодателем и работником. Вне зависимости от того, какую степень ответственности в негосударственных пенсионных схемах берет на себя государство, главная его задача - создание институциональных основ и регулирование всей совокупности этих схем. Важно усиление гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, в том числе государственных. Первостепенное значение должно быть уделено проблеме создания такой инвестиционной инфраструктуры и правил, при которых будут обеспечены надежность, сохранность, ликвидность и доходность инвестированного пенсионного резерва.

 

Кому нужны карманные структуры

С этим же связан и другой немаловажный вопрос, бурно обсуждаемый в последнее время - возможность аффилированности субъектов участвующих в создании профессиональных пенсионных систем. Главный довод одних - наличие аффилированности данных субъектов повышает риск финансовых потерь, который будет возрастать в долгосрочной перспективе в связи с возможным изменением их финансового положения и наличия конфликта интересов. При привлечении негосударственных структур к системе обязательного пенсионного страхования, задача государства состоит в жестком регулировании деятельности системы, формулировании прозрачных, устойчивых и поддающихся проверке правил функционирования участников рынка. Для повышения надежности вложений законодатели в других странах стараются запретить или строго контролировать какие-либо финансовые отношения с заинтересованными лицами. Данную практику необходимо реализовать и в нашей стране. Вопрос по поводу аффилированности правомерно снимать лишь при добровольном создании корпоративных профессиональных пенсионных систем. И поэтому необходимо ввести ограничение на участие аффилированных между собой работодателя, негосударственного пенсионного фонда (иных организаций), управляющей компании и специализированного депозитария.

Противники данного подхода, в первую очередь, работодатели, имеющие аффилированные с ними фонды, ссылаются на сложившуюся в нашей стране практику. Не секрет, что в настоящее время львиная доля привлеченных средств в общем объеме пенсионных резервов принадлежит так называемым корпоративным пенсионным фондам, что является следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы, в основном, направляются на финансирование корпоративных проектов. Но поскольку предприятия имеют прямые риски они не могут нести дополнительные финансовые риски, связанные с пенсионным обеспечением своих работников. Кроме того, в перспективе планируется реорганизация крупных образований как РАО “ЕЭС России”, РАО “Газпром” и т.д., что безусловно может повлечь кризис данных систем.

 

Кто на новенького

Другая важная тема, справедливо, но несколько однобоко обсуждаемая на многочисленных встречах, конференциях и круглых столах, а также в средствах массовой информации заключается в проблеме выбора организаций, с участием которых должны создаваться профессиональные пенсионные системы. Не углубляясь в историю становления рынка негосударственных пенсионных услуг, автор предлагает вниманию некоторые выводы о тенденциях развития данного сектора финансового рынка, как в рамках обязательного, так и добровольного обеспечения и страхования. Главными субъектами здесь выступают, в первую очередь, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании (ПИФы и общества взаимного страхования на сегодняшний день всерьез рассматриваться не могут).

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, которые являются социальными некоммерческими институтами, регулируется Федеральным законом от 07.05.98 г. “О негосударственных пенсионных фондах”. Исключительный вид деятельности НПФ определен, как негосударственное пенсионное обеспечение населения. Благодаря детально разработанной нормативной правовой базе сегодня ни один финансовый институт в Российской Федерации не подвергается настолько пристальному надзору со стороны государства. Кроме того, такого количества обширных и разнообразных гарантий, как у НПФ, нет ни у одного финансового института, включая страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.д. Так размещение пенсионных резервов осуществляется через управляющие компании, а контроль за деятельностью по размещению пенсионных резервов осуществляет специализированный депозитарий. Кроме того, на основании “Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением” (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.99 г. № 1432) жестко регламентированы условия инвестирования по размеру и классам активов, а также предусмотрено создание обязательного страхового резерва, обеспечивающего дополнительные гарантии при “ошибочной инвестиционной политике фонда”. Вместе с тем, разумное инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего продукта в значительной степени позволит решить проблему нехватки инвестиционных ресурсов и даст стимул развитию реального сектора экономики страны. И, наконец, НПФ не может быть ликвидирован до момента всех выплат по своим обязательствам, т. е. выплат всех пенсий и выкупных сумм.

В 2000 году реально действующих НПФ насчитывалось 256, которые обслуживают 3 млн. 282 тыс. участников, проживающих в 80 субъектах Российской Федерации. Средства пенсионных резервов превысили 15,5 млрд. рублей, причем взносы за 2000 год составили 4 млрд. 55 млн. рублей, а инвестиционный доход составил 1 млрд. 992 млн. рублей. Пенсионные выплаты производили 147 НПФ (более 64% общего числа фондов), а получали дополнительную пенсию около 300 тыс. человек, а общая сумма выплат составила 575,8 млн. рублей1. И при этом Инспекция НПФ при Минтруда России, являющаяся контролирующим органом, не зафиксировала ни один случай срыва выплат по обязательствам.

Другой участник рынка пенсионных услуг – страховые организации. В 1989 году Госстрах вводит дополнительную услугу по страхованию пенсий, а 27.11.92 г. был принят Федеральный закон “О страховании”, который регулирует страховую деятельность, в том числе и частное пенсионное страхование. В соответствии с данным законом страхование жизни не является исключительным видом деятельности страховых компаний и не отделено от имущественных видов страхования. Опасность этого доказали трагические события в Нью-Йорке в сентябре нынешнего года. Кроме того, страхование пенсий не выделено в отдельный вид страхования, а является составной частью страхования жизни наравне с рисковым страхованием жизни, что создает возможности для использования так называемых “зарплатных схем”. Вот показатели деятельности страховых компаний по страхованию жизни за 2000 год по всем формам собственности: страховые взносы, собранные страховыми организациями, 35,8 млрд. рублей, страховые выплаты в страховых организациях, 40,7 млрд. рублей, страховые взносы по видам страхования в общем объеме страховых взносов, 21,10 %, Страховые выплаты по видам страхования в общем объеме страховых выплат, 29,40 %, Количество заключенных договоров страхования страховыми организациями, 4431772. Кроме того, страховые компании сами размещают привлеченные средства без какого-либо контроля со стороны регулирующих органов, к тому же поскольку они являются коммерческими организациями, весь инвестиционный доход работает на учредителей. Конечно, у страховых компаний существует своя система гарантий, как, например частичное перестрахование рисков. Но поскольку крупнейшие перестраховочные общества, имеющие рейтинги признанных международных рейтинговых агентств не ниже ААА (Ааа) являются зарубежными перестраховочными обществами, и, соответственно размещают эти средства за рубежом, происходит выведение денежных средств из российской экономики.

Безусловно, что проводимые реформы в области социальной политики государства являются революционными. Введение накопительных механизмов формирования пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур, наряду с государственным контролем за всем процессом, позволит существенно изменить ситуацию, дав людям, возможность получать именно ту пенсию, которую они заработали. Поэтому в проектах законов по реализации программы пенсионной реформы, и в частности в законопроекте “Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации” есть место и для Пенсионного фонда Российской Федерации, и для НПФ и для других форм коллективных инвестиций. Но как показывает практика, необходима детальная доработка существующего законодательства, регулирующего деятельность данных институтов и, конечно же, доработка подготовленных документов реализующих положения новой национальной пенсионной системы.

 


1 По данным Инспекции НПФ при Минтруде России.

2 К сожалению, данные не полные и не могут быть приведены в динамике, т.к. Минфин России относит показатели деятельности страховых компаний к закрытой информации, что является еще одним из факторов влияющих на решение в пользу негосударственных пенсионных фондов.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта