БУДЕТ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ.

 
 

Пенсионное обеспечение. 2002. - № 4 (66). – с. 3.

 

В настоящее время много говориться о проблемах в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации и путях реформирования существующей системы. Рассматриваются вопросы реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, и, адаптации этой системы к развивающимся рыночным отношениям. Специалисты спорят о рационализации и оптимизации условий предоставления и размерах пенсионных выплат, повышении эффективности пенсионной системы путем совершенствования ее управления. Особое внимание привлекают вопросы введения накопительных механизмов формирования пенсий и включения негосударственных институтов в систему обязательного пенсионного страхования.

Первые законы из пакета федеральных правовых документов (“О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и др.), реализующие положения программы пенсионной реформы приняты в конце 2001 г. и уже вступили в силу. В них в качестве страховщика наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации выделяются и негосударственные институты, работающие в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, в первую очередь негосударственные пенсионные фонды. Готовятся к принятию законопроекты, регулирующие отношения субъектов обеспечивающих формирование накопительной составляющей пенсии (“Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, “Об обязательных профессиональных пенсионных системах” и др.). В связи с этим вопрос включения негосударственных институтов пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования приобретает все большую актуальность.

Безусловно, что, создав альтернативу Пенсионному фонду Российской Федерации в лице негосударственных структур, государство наделяет граждан России правом самостоятельного выбора путей формирования своей пенсии. Негосударственные формы пенсионного обеспечения и страхования являются важным механизмом российской пенсионной системы, к тому же они обладают реальным опытом накопительного финансирования пенсий. И именно по этой причине при внедрении накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования, опыт негосударственных структур будет иметь огромное значение.

И хотя сегодня еще рано говорить о развитой системе негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране, перспективы развития негосударственных пенсионных систем выглядят довольно оптимистично. Усиление внимания к негосударственным накопительным схемам постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного обеспечения является общей тенденцией для многих государств. Во всех экономически развитых странах пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. Но вне зависимости от того, какую степень ответственности берет на себя государство, главная его задача - создание институциональных основ и жесткое регулирование всей совокупности пенсионных схем. Регулирование и надзор является вопросом критической важности для обеспечения доверия к накопительной составляющей пенсионной системы. Регулирование деятельности системы предполагает формулирование прозрачных, устойчивых и поддающихся проверке правил функционирования участников рынка. И было бы весьма логично, что при условии привлечения в качестве страховщика негосударственных структур, условия формирования накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию были бы идентичны для всех организационных форм субъектов, осуществляющих данный вид страхования.

 

Равные возможности при равных условиях

Деятельность по накопительному пенсионному обеспечению или страхованию включает в себя как финансовую, так и административную составляющие. Финансовая составляющая – это, в первую очередь, инвестирование средств пенсионных резервов с целью обеспечение прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Поэтому формируемые активы должны обеспечить нормальный доход, быть в достаточной степени ликвидны, и защищены от рисков обесценения. Важно также усиление гарантий их сохранности, в первую очередь государственных. Первостепенное значение должно быть уделено проблеме создания такой инвестиционной инфраструктуры и правил, при которых будут обеспечены данные принципы инвестирования пенсионных резервов. Кроме того, должно быть уделено особое внимание контролю и надзору за деятельностью участников инвестиционного процесса. Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Эффективность инвестиционной деятельности при размещении средств пенсионных накоплений определяется двумя факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов, дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т.д., и увеличением реального наполнения пенсий, т.е. покупательной способности денег на момент выплат в сравнении с моментом времен, когда производились пенсионные взносы.

Администрирование системы обязательного пенсионного страхования включает организацию порядка внесения пенсионных взносов и осуществления пенсионных выплат, ведение пенсионной документации и системы учета пенсионных счетов, а также иные текущие обязанности по осуществлению данной деятельности. И если унификация принципов осуществления финансовой деятельности выглядит более-менее ясно, то на второй части следует остановиться более подробно.

Первое, с чего начинается процесс формирования пенсии, в том числе и накопительной, является сбор взносов. Практические проблемы сбора взносов во всем мире включают в себя, с одной стороны, недостатки налоговой системы, что уменьшает реальные объемы сборов государством, а с другой, недостатки механизмов правового воздействия, что снижает реальные объемы сборов негосударственными структурами. Ряд экспертов видят решение данных вопросов в следующем:

  • создание альтернативных механизмов контроля сборов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование государством, либо уполномоченными негосударственными структурами, либо общественными (профсоюзными) организациями;
  • принятие радикальных принудительных мер при возникновении проблемы неплатежей;
  • принятие риска неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как определяющего фактора при осуществлении процедуры банкротства.

Вопрос ведения пенсионных счетов как основы полного и достоверного учета накопленных прав является поистине краеугольным. Ведь при условии, если вовремя уплаченные страховые взносы будут грамотно проинвестированы, а система ведения пенсионных счетов не справиться с задачей правильного разнесения полученного дохода по счетам застрахованных, то вся деятельность по формированию накопительной составляющей пенсии будет сведена к нулю. Кроме того, нормально действующая система учета может использоваться и для контроля за уплатой страховых взносов, осуществляя учет наряду с начисленными, фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Какой бы ни была система учета, будь это модернизированная действующая система индивидуального (персонифицированного) учета, адаптированная к новым накопительным механизмам формирования пенсий, или же более современный высокотехнологичный программный комплекс, очевидно, что она должна отвечать повышенным требованиям. Прежде всего, в новой системе (или подсистеме) ведения индивидуальных пенсионных счетов, должны отражаться все операции с данными счетами: открытие, пополнение, распределение инвестиционного дохода, пенсионные выплаты, закрытия. Система должна гарантировать конфиденциальность хранимой информации. По мнению некоторых специалистов, необходимо предусмотреть механизм архивного и зеркального дублирования, который бы обеспечивал стопроцентную сохранность данных. Программное обеспечение системы должно позволять быстро получать любую необходимую информацию, проводить анализ обязательств, собирать и обрабатывать требуемые статистические данные. Необходимо, чтобы новая система ведения индивидуальных пенсионных счетов позволяла работать в режиме реального времени, что подразумевает использование скоростных коммуникаций, дающих возможность мгновенно проводить операции, или обмениваться необходимой информацией. Немаловажно чтобы при переходе от одного страховщика к другому автоматически решалась проблема миграции счетов застрахованных лиц или участников.

Заключительная стадия, для которой, собственно, и создаются различные модели и системы пенсионного обеспечения - это наступление периода выплат пенсий. В идеале застрахованные (или участники) должны иметь право на выбор одного из альтернативных видов выплат. Это не означает, что выбор должен быть сделан между единовременной выплатой и пожизненными выплатами, так как возможность единовременного получения всей накопленной суммы противоречит самой сути пенсионного страхования. В различных пенсионных системах пенсионные выплаты по накопительному страхованию производятся по разному. В Чили, например, каждый сам определяет свой пенсионный режим: это может быть "запрограммированное снятие со счета", в соответствии с которым при достижении пенсионного возраста застрахованный принимает на себя риск страхования долгожительства и ежемесячно снимает со своего лицевого счета определенную сумму; он может передать управление данным риском какой-либо страховой компании и определить вместе с ней размер пожизненной ренты; наконец, он может выбрать комбинацию обеих систем: до определенного возраста - "запрограммированное снятие со счета", а затем - получение пожизненной ренты. В Польше присутствует обязательный перевод в аннуитет, а в Аргентине участники могут либо приобретать аннуитет, либо воспользоваться вариантом упорядоченного снятия средств. Соответственно, большинство систем требуют, по крайней мере, некоторой суммы, используемой для пожизненных выплат.

 

Проблемные вопросы радужной перспективы

Другая важная тема заключается в проблеме выбора негосударственных структур – страховщиков по обязательному накопительному пенсионному страхованию. В первую очередь это, как отмечалось выше, негосударственные пенсионные фонды - специализированные финансовые институты социальной защиты, исключительным видом деятельности которых является организация негосударственного пенсионного обеспечения. Исходя из социального характера деятельности данных институтов, к ним предъявляются повышенные требования со стороны государства, детально разработанная нормативная правовая база обеспечивает гарантии, которых нет ни у одного финансового института. Кроме того, система формирования негосударственных пенсий в рамках негосударственных пенсионных фондов сочетается с идеологией осуществления обязательного накопительного пенсионного страхования. Это, прежде всего, участие в инвестиционном процессе таких субъектов, как управляющие компании и специализированные депозитарии, наличие контролирующего общественного органа - попечительского совета, обязательная аудиторская проверка и актуарное оценивание обязательств фонда перед участниками. Но, вместе с тем, одной из основных проблем развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерация, в силу объективных причин сложившихся в отечественной экономике, является некоторая их “закрытость”. Т.е. в основной массе фонды не ориентированы на человека “с улицы”, являются корпоративными и развиваются самодостаточно в рамках предприятий объединений и даже отраслей. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы, в основном, направляются на финансирование корпоративных проектов. Для повышения надежности вложений, основываясь на мировом опыте, необходимо предотвращать возникновение конфликта интересов.

Безусловно, что для обеспечения более широкого выбора схем необходимо привлечение и иных финансовых структур, как страховые организации и т.д., но необходима детальная доработка существующего законодательства, регулирующего деятельность данных институтов.

Осуществление мер по минимизации рисков привлечения негосударственных структур в систему обязательного пенсионного страхования и одновременно жесткий государственный контроль за целостной системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации, позволит существенно улучшить ее состояние, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Новая система предоставляет возможность свободы выбора модели пенсионного обеспечения, которая формирует, при активном участии самих застрахованных, оптимальные размеры пенсии при более высокой степени надежности и качестве.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта