ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ.

 
 

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2002. № 8 (56). – с. 25.

 

В настоящее время много говориться о проблемах в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации и путях реформирования существующей системы. Рассматриваются вопросы перехода к смешанной системе пенсионного обеспечения, основанной на механизмах и технологиях реального страхования, вопросы введения накопительных механизмов финансирования пенсий и включения негосударственных институтов в систему обязательного пенсионного страхования. Существующая же в настоящее время, основанная на накопительных механизмах система негосударственного пенсионного обеспечения как-то отошла в тень. Негосударственный сектор пенсионного обеспечения, который в дополнение к государственному обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов вкладчиков. Таким образом, использование механизмов дополнительного пенсионного обеспечения позволяет реально влиять на размер своей будущей пенсии. Но как показывает практика, в силу ряда объективных причин, как крайне низкая информированность населения, неадекватная налоговая политика, некоторая “закрытость” структур занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением и т.д. не способствует развитию данного сегмента финансового рынка. Поэтому система негосударственного дополнительного пенсионного обеспечения также нуждается в соответствующей модернизации.

Во всех экономически развитых странах пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. Государство берет на себя защиту того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Таким образом, роль государства в обеспечении социальных гарантий в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составляют фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности средства. Таким образом, постепенное внедрение негосударственных институтов в комплексную систему пенсионного обеспечения, является общей тенденцией для всех развитых государств. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами корпоративные и личные пенсионные планы начинают играть все более важную роль, причем в последнее время прослеживается явная тенденция к перекладыванию основной нагрузки именно на корпоративные системы. Эти планы становятся составной частью коллективных договоров регулирующих отношения между работодателем и работником. С другой стороны, средства пенсионных накоплений вкладываются в долгосрочные инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, а не используются для краткосрочных спекулятивных операций на рынке, что, безусловно, способствует экономическому росту.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, которые являются социальными некоммерческими институтами, регулируется Федеральным законом от 07.05.98 “О негосударственных пенсионных фондах”. Исключительный вид деятельности НПФ определен, как негосударственное пенсионное обеспечение населения. Размещение пенсионных резервов осуществляется через управляющие компании. Благодаря детально разработанной нормативной правовой базе сегодня ни один финансовый институт в Российской Федерации не подвергается настолько пристальному надзору со стороны государства. Кроме того, такого количества обширных и разнообразных гарантий, как у НПФ, нет ни у одного финансового института, включая страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.д. Так контроль за деятельностью по размещению пенсионных резервов осуществляет специализированный депозитарий. Кроме того, на основании “Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением” (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.99 г. № 1432) жестко регламентированы условия инвестирования по размеру и классам активов, а также предусмотрено создание обязательного страхового резерва, обеспечивающего дополнительные гарантии при “ошибочной инвестиционной политике фонда”. И, наконец, НПФ не может быть ликвидирован до момента всех выплат по своим обязательствам, т. е. выплат всех пенсий и выкупных сумм.

В 2000 году реально действующих НПФ насчитывалось 2561, которые обслуживают 3 млн. 282 тыс. участников, проживающих в 80 субъектах Российской Федерации. Средства пенсионных резервов превысили 15,5 млрд. рублей, причем взносы за 2000 год составили 4 млрд. 55 млн. рублей, а инвестиционный доход составил 1 млрд. 992 млн. рублей. Пенсионные выплаты производили 147 НПФ (более 64% общего числа фондов), а получали дополнительную пенсию около 300 тыс. человек, а общая сумма выплат составила 575,8 млн. рублей. И при этом Инспекция НПФ при Минтруда России, являющаяся контролирующим органом, не зафиксировала ни один случай срыва выплат по обязательствам.

О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70 % работающего населения. Статистика утверждает, что численность работающего населения в Российской Федерации в конце августа 2001г. составила 71 млн. человек, или около 50% от общей численности населения страны2. Без учета работающих пенсионеров (уже получающих пенсию) эта цифра сократится до 65 млн. человек. Таким образом, около 35-37 млн. человек являются потенциальными вкладчиками в негосударственные пенсионные фонды России. Пока же вкладчиками негосударственных пенсионных фондов являются лишь 5,35 % от потенциально возможного количества.

В Программе пенсионной реформы в Российской Федерации заявлено, что в дополнение к трудовым пенсиям должно развиваться дополнительное пенсионное обеспечение и страхование в направлении передачи большего объема прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии позволят гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.

Дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами, признано неотъемлемой частью всей пенсионной системы Российской Федерации. В программе пенсионной реформы в Российской Федерации указывается, что негосударственные пенсии позволяют гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.

Несмотря на это, рынок пенсионных услуг в Российской Федерации развит недостаточно, участниками пенсионных фондов является около 6% населения Российской Федерации, и большинство из них работает на предприятиях, обеспечивающих дополнительные пенсии своим работникам. Это, как сказано ранее, происходит в силу ряда причин. Из этого следует, что нужен комплекс мер по дальнейшему развитию данного сегмента финансового рынка для стимулирования роста числа участников и объема пенсионных накоплений. И если проблемы открытости и информированности, т.е. продвижения услуг, должны быть решены самим сообществом негосударственных пенсионных фондов, то решение вопросов связанных с несовершенством налогового законодательства, безусловно, должно быть политическим.

Как показывает мировой опыт, пересмотр подходов к налогообложению в системе негосударственного пенсионного обеспечения крайне необходим, т.к. создание системы дополнительного пенсионного обеспечения эффективно только при наличии налоговых льгот. Льготное налогообложение является весьма распространенной ставшей уже обычной практикой стимулирования развития негосударственной пенсионной инициативы. В ряде стран, стремясь к активизации внутренних финансовых резервов и к увеличению объема промышленных инвестиций, прибегали к полному освобождению негосударственных пенсионных фондов от налога, в частности в ФРГ такие меры были применены в 1949 г., в Японии – в 1952 г. Кстати, в Японии только за период с 1952 по 1959 гг. это мероприятие способствовало увеличению доли собственных капиталов японских монополий в среднем более чем на 16%3. Таким образом, частное пенсионное страхование бурно развивалось при активном содействии со стороны властных структур. С одной стороны государство всемерно поощряло деятельность частных пенсионных фондов, стремясь к активизации внутренних резервов финансирования, и к увеличению объема промышленных инвестиций. С другой стороны государство вводит элементы законодательного регулирования вопросов частного пенсионного обеспечения, тем самым, в известной мере, ограничивая этот институт и вводя его деятельность в рамки определенных условий.

К сожалению, в нашей стране происходят обратные процессы. Система налогообложения при работе с негосударственными пенсионными фондами изменилась в худшею сторону после принятия Второй части Налогового кодекса. И ухудшилась она именно для юридических лиц – основных клиентов НПФ. Если до 2001 года взносы в НПФ в размере 1% можно было включить в себестоимость работ без какого-либо налогообложения, то теперь – 12% от ФОТ, но с этой суммы должен взиматься единый социальный налог. Льготы по подоходному налогу с 2002 года составляют 2000 рублей на одного сотрудника, тогда как ранее – 10000 рублей. С обобщенной информацией по налогообложения участников системы негосударственного пенсионного обеспечения (Вкладчиков и Участников) Вы можете ознакомиться в нижеприведенной таблице.

 

Таблица

Вид начисления, налога на 2002 г.
Налог на прибыль Для юр. лиц – нет (Глава 25 2 части НК РФ - пенсионные взносы в НПФ до 12% расходов на оплату труда относятся к расходам организации и уменьшают базу по налогу на прибыль)
Для физ. лиц – нет (Так как нет оснований)
Единый социальный налог Для юр. лиц – по шкале - (НК часть 2 гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" ст.237)
Для физ. лиц – нет (Так как нет оснований)
Подоходный налог с физических лиц пенсионные взносы Для юр. лиц – льгота (НК часть 2 ст.213 - не облагаются пенсионные взносы, уплачиваемые работодателем в сумме 2000 руб. в год на одного работника)
Для физ. лиц – нет (Так как налог уже уплачен)
пенсионные выплаты Для юр. лиц – нет (НК часть 2 ст.213 - при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде выплат по договорам ДПО, заключенным с НПФ)
 Для физ. лиц – нет (НК часть 2 ст.213 - при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде выплат по договорам ДПО, заключенным с НПФ)
выкупная сумма, выплачиваемая при расторжении договора Для юр. лиц – да (НК часть 2 ст.213 - при расторжении договора до наступления у участника пенсионного оснований облагается вся выкупная сумма)
Для физ. лиц – да (НК часть 2 ст.213 - при расторжении договора до наступления у участника пенсионного оснований облагается полученный инвест. доход)

 

С 2002 года с НПФ стал взиматься налог на прибыль с сумм инвестиционного дохода, превышающих ставку рефинансирования ЦБ.

Из вышеприведенной информации можно сделать вывод, что основные потребители услуг негосударственных пенсионных фондов – юридические лица не заинтересованы в формировании пенсионных систем из-за большого налогообложения.

Таким образом, без определенного стимулирования система негосударственного пенсионного обеспечения может оказаться в кризисном состоянии, и люди лишенные возможности регулировать свой пенсионный доход будут поставлены в зависимость исключительно от государственного пенсионного обеспечения. По мнению многих экспертов, таким стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов может быть перенос налогообложения взносов в негосударственные пенсионные фонды на пенсионные выплаты, а освобождение от налогообложения взносов и доходов от инвестирования будет способствовать увеличению пенсионных выплат. К тому же в перспективе развитие негосударственного пенсионного обеспечения будет способствовать расширению облагаемой подоходным налогом базы. Так в Великобритании взносы работников и работодателей в корпоративные схемы, одобренные налоговым законодательством, являются освобожденными от уплаты налогов, инвестиционный доход также освобожден от налогообложения, а пенсия облагается налогом как обычный доход. Примерно такие же схемы налогообложения существуют и в других развитых странах таких как Франция, Япония и др. Поэтому необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы для дальнейшего развития негосударственного сектора в свете реформирования всей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Безусловно, введение накопительных элементов формирования пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур в систему обязательного пенсионного страхования, наряду с жестким государственным контролем за всем процессом, позволит существенно изменить состояние пенсионной системы в Российской Федерации, дав ее гражданам, возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Но как показывает опыт экономически развитых стран, большое значение для формирования пенсий имеют именно добровольные системы пенсионного обеспечения.

 


1 по материалам Инспекции НПФ

2 Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Краткосрочные социально-экономические показатели 2001 г.

3 Мория Фумио. Нихон сихонсюги хаттацуси

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта