ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ПЛАТИТЬ ХОТИМ МАЛО, А ПОЛУЧАТЬ МНОГО.

 
 

Вестник государственного социального страхования. 2003. - № 11 (35). – с. 20.

 

К серьезным недостаткам и особенностям действовавшей в последние годы в Российской Федерации системе пенсионного обеспечения необходимо отнести большое число «льготных» пенсий (право выхода на пенсию ранее общеустановленного срока, льготные условия или размеры пенсий) - их доля превышает 12% от числа всех выплачиваемых пенсий1 (доля получающих пенсию до общеустановленного возраста и на льготных основаниях составляет более 4,5 млн. человек)2 . Досрочная или льготная пенсия устанавливается ежегодно каждому пятому вновь выходящему на пенсию работнику3. Основной категорией выходящей на льготную пенсию являются работники занятые на местах с особыми условиями труда. В настоящее время действует порядка 14 списков, которые насчитывают около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Численность пенсионеров, состоящих в органах социальной защиты населения и получающих пенсии на льготных условиях и льготных основаниях составляет около 7 млн. человек (все пенсионеры – 38,4 млн. человек)4 , из них получающих пенсию до общеустановленного возраста только по Спискам № 1 и 2 – около 1,3 млн. человек (3,5%)5. Примерно такую же численность составляют работники, которые имеют право на пенсионные льготы, но еще не достигли установленного специального трудового стажа.

Важным фактором является то, что многие работники, занятые на работах с особыми условиями труда, получали низкую пенсию по сравнению со своей заработной платой. По существующей статистике есть ряд вредных производств, где пенсия составляет 10-15% от заработной платы. А в среднем по стране в те же годы пенсия составляла 35-40% от доходов наемных работников6.

Из получателей пенсии в связи с особыми условиями труда, по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест вполне могут иметь нормальные условия труда, и досрочные пенсии, в большинстве случаев (по некоторым оценкам – до 70%), используются как прибавка к заработной плате продолжающих трудовую деятельность работников7. Поэтому, переход к страховому принципу потребует поэтапного устранения сложившихся противоречий и несоответствий в льготном пенсионном обеспечении и, в первую очередь, установления критериев профессионального риска для отнесения определенных профессий и должностей к категориям работников, которым профессиональные пенсии должны в обязательном порядке назначаться со снижением общеустановленного пенсионного возраста. По мнению ведущих специалистов и ученых В.Д. Роика, Н.Ф. Измерова, Н.Н. Молодкиной, А.И. Корбаковой, Ю.Г. Сорокина, В.В. Хлопкова и др. при переходе от гипертрофированного состояния пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда к страховому принципу профессионального пенсионного обеспечения речь может идти лишь о 30-50 видах производств и соответственно 300-500 наименованиях профессий работников, где сверхвысокие уровни профессиональных рисков обусловлены исключительно объективными причинами и где одним из институтов защиты от профессиональных рисков должна явиться профессиональная пенсионная система.

Трудовая пенсия, в том числе и профессиональная, как известно, - это зарезервированная часть нашей заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору. Таким образом, пенсия входит важной составляющей в более емкую категорию – цену рабочей силы. Вместе с тем, на сегодняшний день, досрочные пенсии по условиям труда не носят страхового характера, т.е. льготные пенсии являются бесплатными для работодателей. Это в значительной степени связано с отсутствием отдельного источника финансирования этих дополнительных пенсионных прав и предоставлением указанных пенсий в рамках единых ставок социального налога. Так, в настоящее время взносы, уплачиваемые за работающих в тяжелых условиях труда и относящихся к льготной категории граждан, по объему в лучшем случае тождественны взносам, уплачиваемым за «нельготные» категории граждан. Для обоснования данного тезиса проведем сравнительный анализ суммы единого социального налога (14% на базовую часть пенсии), уплаченные за работников одной отрасли: за работника, занятого в особых условиях труда до срока досрочного выхода на пенсию (на 10 и 5 лет), с учетом надбавки 25% и 15% соответственно, и работника «не списочника» за срок до общеустановленного возраста выхода на пенсию (таблица 1).

Таблица 1. Поступления сумм единого социального налога

Поступления сумм единого социального налога

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что при определенных сценарных условиях сумма единого социального налога, уплаченная за работников занятых в особых условиях труда, не достаточна для финансирования досрочных пенсий. Кроме того, она меньше той, которая уплачена за работника работающего в одной с ним отрасли в нормальных условиях труда, и поступающая в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии назначаемой при достижении общеустановленного возраста. Таким образом, сегодня эта дополнительная услуга, получаемая работниками после достижения соответствующего возраста, оплачивается за счет общих взносов. Такой подход безусловно приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и использованию средств пенсионной системы на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.

Таким образом, в настоящее время наиболее важной дискуссионной проблемой является источник финансирования обязательных профессиональных пенсионных систем. Правильность такого сценария реформирования системы досрочных пенсий уже давно не вызывает сомнений у специалистов. В последнем союзном законе от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», который по ряду причин так и не стал действовать, содержалась схема введения платности льготных пенсий. Тогда предполагалось в течение пяти лет переложить нагрузку по финансированию некоторых льготных пенсий на работодателей (увеличивая ее на 20% ежегодно).

При всей своей простоте и очевидности схема была не очень эффективна. Прежде всего, в связи с тем, что оставляла отношения в плоскости государства и работодателя. В условиях рыночной экономики такое положение вещей неестественно, т.к. в полной мере не защищены интересы работника, поскольку работник и его представители не включены в процесс реализации своих прав на профессиональную пенсию. Поэтому, по нашему мнению, в сегодняшних условиях формирование досрочных пенсий должно быть передано в сферу взаимодействия социальных партнеров.

Страховой взнос в профессиональную пенсионную систему является инструментом мобилизации средств для реализации прав работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, на получение соответствующих выплат из данной системы. Исходя из представленного выше анализа, очевидно, что страховые взносы на финансирование профессиональных пенсий, должны выплачиваться сверх установленного страхового пенсионного тарифа на обязательное пенсионное страхование, в объемах, соответствующих реальной актуарной оценке возникающих обязательств. При этом, величина вноса рассчитывается исходя из того, что профессиональные пенсии, должны быть эквивалентны нынешним, а при избыточности тарифов на формирование профессиональных пенсий тарифная ставка может пересматриваться.

Поскольку мы определили, что в процессе формирование обязательных профессиональных пенсий участвуют государство, работодатель и работник, то при определении страхового тарифа возникает определенный конфликт сторон социального партнерства. Представители работников говорят о то, что данный тариф не обеспечит достаточного страхового возмещения, в то время как работодатели утверждают, что дополнительные отчисления негативно скажутся на развитии производства, и даже приведет к закрытию ряда предприятий. В связи с тем, что мнения полярны и те, и другие обвиняют государство в форсировании процесса реформирования досрочных пенсий с особыми условиями труда, что, по нашему мнению, не очень конструктивно, т.к. откладывание данного вопроса в долгий ящик не ведет к сближению позиций сторон.

Очевидно, что рост налоговой нагрузки в связи с введением дополнительного взноса на финансирование профессиональных пенсий вызывает резко негативную реакцию со стороны работодателей. Для снижения нагрузки на работодателя предлагается использовать солидарные схемы накоплений. Но, по нашему мнению, для целей формирования обязательных профессиональных пенсий все же более приемлема индивидуальная схема пенсионного страхования с установленными взносами, применяемая, в настоящий момент, и в системе обязательного пенсионного страхования. Данная пенсионная схема, во-первых, обеспечивает большую надежность и прозрачность (хотя и несколько удорожает систему) во-вторых, решает проблему мобильности (переход работника из одной пенсионной системы в другую), и, в-третьих, в дальнейшем обеспечит возможность слияния с системой страхования от несчастных случаев на производстве.

По мнению многих экспертов, существует два сценарных условия, корректировка которых может существенно повлиять на величину страхового тарифа. Это увеличение среднего профессионального стажа и исключение возможности получения страхового покрытия из нескольких источников социального страхования при наступлении взаимоисключающих страховых случаях.

Увеличения профессионального стажа для расчета тарифа дополнительного страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем представляется, на наш взгляд, весьма сомнительным, т.к. в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия ранее достижения общеустановленного возраста назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, а также мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Соответственно, искусственно увеличивая стаж работы в особых условиях труда, мы вынуждаем работника либо получать нищенскую пенсию, либо продолжать трудиться на вредном производстве, что явно противоречит Конституции Российской Федерации.

Второй вопрос, по нашему мнению, может и должен обсуждаться. Страховой риск по профессиональному пенсионному страхованию - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан, в случае наступления которого осуществляется страхование, т.е. указанный вид страхового обеспечения направлен на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до наступления страхового случая. Таким образом, возникает ряд противоречий, поскольку работники, которым назначены пенсия либо страховое возмещение по законодательству о трудовых пенсиях, о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязательных профессиональных пенсионных система, получают страховое обеспечение по указанным видам обязательного социального страхования, и должны исключаться из профессиональных пенсионных систем, а суммы их пенсионных накоплений должны перераспределяться между всеми застрахованными. Кроме того, данный подход предполагает частичную солидарность накоплений, что, в свою очередь, позволяет быстро и безболезненно «запустить» систему.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что самым действенным средством снижения налоговой нагрузки на работодателя, использующего рабочие места с особыми условиями труда, является их объективное сокращение, путем улучшения данных условий посредством модернизации и материально-технического переоснащения производства.

Таким образом, формирование системы обязательного профессионального пенсионного обеспечения, при условии прозрачности и понятности процесса накопления, позволит решить ряд важнейших задач в области развития социальной направленности трудовых отношений, как укрепление системы социального партнерства, улучшение условий труда работников, повышение уровня их профессионального пенсионного обеспечения. Кроме того, передача формирования части досрочных пенсий в обязательных профессиональных пенсионных системах в сферу взаимодействия социальных партнеров позволит существенно снизить нагрузку на бюджет Пенсионного фонда, что, в определенной степени, обеспечит устойчивость всей пенсионной системы, создав предпосылки для увеличения размера пенсионных выплат пенсионерам (в том числе и «льготникам»), получающим пенсии по общим основаниям.

 


1 Российский статистический ежегодник, 2001

2 на основе анализа форм 94-собес

3 там же

4 Российский статистический ежегодник, 2000

5 на основе анализа сведений о численности пенсионеров по данным Госкомстата России и форм 94-собес, с учетом дожития по состоянию на 31 декабря 2000 г.

6 Дмитриев М.Э. Мы готовы искать компромиссы с работодателями

7 Карагодин М.М. О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта