НУЖЕН ЛИ ТАКОЙ КОНКУРС.

 
 

Ваше право. 2002. - № 32 (463). – с. 4.

 

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка. С введением накопительной компоненты общество разделено на сторонников и противников данного подхода формирования пенсии. И поэтому возможные неудачи определят на многие годы отношение населения к реформам в целом.

Самым весомым аргументом противников является то, что степень финансового риска подобных систем неизмеримо выше, особенно в условиях неустойчивой экономики, т.к. для обеспечения прироста пенсионных средств в накопительных пенсионных системах пенсионные взносы используются для приобретения финансовых активов. Поэтому основополагающим в процессе накопления пенсионных средств является их инвестирование для защиты от риска обесценения.

Инвестирование средств пенсионных накоплений на финансовых рынках - абсолютно новая проблема для пенсионной системы России. В то же время сами финансовые рынки находятся в России еще в стадии формирования, и размещение на них таких социально-ответственных активов, какими являются пенсионные накопления, связано с разрешением ряда проблем. Учитывая огромную социальную важность и ответственность пенсионной системы, инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Обычно государства, осуществляющие пенсионную реформу, компенсируют слабость финансового сектора тем, что ограничивают первоначальные инвестиции, в основном, государственными ценными бумагами. Россия тоже пошла по этому пути. На первый взгляд данная проблема успешно решается в строящейся пенсионной системе, поскольку с одной стороны государство отвечает за сохранность средств пенсионных накоплений, а с другой государственные ценные бумаги, приобретаемые государственной управляющей компанией. Но, как неоднократно отмечалось автором, опасность состоит в том, что увеличение государственного долга повлечет в будущем повышение налоговой нагрузки на производителей товаров и услуг, тем самым будет продолжать действовать несколько трансформированный принцип “солидарности поколений”. Кроме того, при условии экономического роста и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры перспектива роста рынка внутренних государственных обязательств видится весьма ограниченной. И не стоит забывать, что у данной концепции реформирования пенсионной системы много противников, которые, в частности, утверждают, что в обозримом будущем не ожидается существенных инвестиционных доходов, и пенсионные средства рассматриваются сугубо как долгосрочные кредиты с неопределенной перспективой1. Таким образом, при всей привлекательности инвестирования в государственные ценные бумаги недопустимо за счет средств пенсионных накоплений значительно увеличивать внутреннюю задолженность. К тому же, международная практика свидетельствует о том, что такая система обуславливает более низкую доходность, чем система, предоставляющая работникам возможность выбора и способствующая усилению рыночной конкуренции за управление пенсионными активами.

До сих пор их размещением средств пенсионных накоплений занимались Банк России и Внешэкономбанк. с 1 января 2004 года этим будет заниматься государственная управляющая компания в качестве которой был выбран Внешэкономбанк обеспечены бюджетом. В соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в целях повышения прозрачности и укрепления доверия к новым принципам пенсионирования, заложено право застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании). Таким образом, тем, кто не захочет приращивать пенсионные накопления с помощью государства, законодательство дает право с нынешнего года доверить управление своими пенсионными накоплениями одной из частных компаний. Таким образом, в накопительной схеме смогут принять участие частные управляющие компании, которых будут выбирать сами застрахованные и которые составят конкуренцию Внешэкономбанку.

Но первоначально застрахованные лица должны знать сколько средств у них накопилось за время, прошедшее с момента запуска новой пенсионной системы, а это 38 млн. мужчин старше 1953 г.р. и женщин старше 1958 г.р. Рассылку уведомлений о размере пенсионных накоплений, поступивших на лицевые счета застрахованных в прошлом году Пенсионный фонд Российской Федерации начал 1 июля и продлится она до 1 августа. Вместе с выпиской со счета, в письмо Пенсионного фонда Российской Федерации вложен бланк заявления на выбор управляющей компании, которой с 1 января 2004 года застрахованный может доверить инвестировать свои средства пенсионных накоплений.

Поскольку обеспечение сохранности пенсионных накоплений – ключевой момент во всей накопительной пенсионной системе, от которого зависит ее эффективность, логично, что допуск управляющих компаний к работе со средствами пенсионных накоплений осуществляется на конкурсной основе. По решению Правительства Российской Федерации определены два типа требований к управляющим компаниям. Первый - это основные, базовые требования, которые утверждены в мае и являющиеся постоянными. Но, поскольку конкурс по отбору управляющих компаний будет ежегодным, дополнительные, более конкретные требования Правительство Российской Федерации может устанавливать и корректировать ежегодно - в зависимости от конъюнктуры рынка, накопленного опыта и т.д.

Для реализации этих принципов были подготовлены нормативные правовые акты, в которых определены условия проведения конкурса, а также критерии отбора кандидатов. Однако, если Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2003 г. № 266 “О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющей компании для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений” носит больше формальный характер, то последствия принятие последовавшего за ним Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 390 “Об утверждении методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария и требований к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений” выглядят весьма сомнительными.

В соответствии с разработанной концепцией, конкурсом, проводимую процедуру можно назвать условно: к управлению аккумулированными в Пенсионном фонде РФ деньгами допустят все компании, удовлетворяющие утвержденным правительством критериям. И при этом было важно определить те требования, которые позволили бы включить в систему управления средствами пенсионных накоплений самых достойных кандидатов. Однако, основная дискуссия развернулась в процессе согласования указанных требований. Насколько жестким должен быть отбор? Чтобы на рынке остались единичные управляющие компании? Или, наоборот, допустить к нему практически всех желающих (если, конечно, они отвечают основным требованиям)? В результате, как отмечают некоторые, возобладала более “либеральная” точка зрения: в первый год дать шанс возможно более широкому кругу компаний.

В итоговом документе, с одной стороны требования к финансовым показателям претендентов стали весьма “жесткими”, с другой, исчезли качественные характеристики позволяющие реально оценить возможности компании по управлению активами. Большинство экспертов сходятся во мнении, что указанные критерии никак не соотносятся с мировым опытом. Особенно удивляет отсутствие требования к опыту работы по управлению аналогичными активами. Основные же требования не являются существенными, поскольку нарастить до нужных размеров капитал для компаний дело довольно простое, и кроме того, необязательно иметь его впоследствии, так как таких обязательств на компанию не накладывается.

Как отмечалось, застрахованные лица смогут передать функции управления своими активами частному сектору. Это важный шаг к повышению эффективности системы за счет внедрения конкуренции и укреплению доверия к самой системе. Однако, чтобы предотвратить отрицательные последствия участия частного сектора, в системе необходимо предусмотреть защитные финансовые механизмы, которых, как мы видим, сейчас нет. Таким образом, слабость нормативного регулирования, устанавливающие неоправданно мягкие требования к управляющим активами в сочетании с отсутствием опыта размещения на рынке средств пенсионных накоплений у частных управляющих компаний представляет очевидную угрозу для успешной реализации накопительного компонента пенсионной системы.

Другим существенным вопросом при реализации права застрахованных на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) представляется невозможность большей частью застрахованных этого выбора. Для того, чтобы застрахованный имел возможность такого выбора, сначала должен быть определен перечень управляющих компаний, допущенных к пенсионным деньгам. Хотя на сегодняшний день Министерство финансов уже объявило о конкурсе среди управляющих компаний, сроки проведения указанного конкурса таковы, что россиянам, по сути дела, не остается ничего, кроме как оставить свои пенсионные накопления во Внешэкономбанке.

Согласно опубликованным условиям, заявки на конкурс от управляющих компаний будут приниматься с 8 по 25 августа, а сам конкурс состоится с 1 по 4 сентября текущего года. Список допущенных к управлению средствами пенсионных накоплений управляющих компаний, из которого застрахованные лица смогут выбирать, будет объявлен седьмого сентября. С этого момента правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) застрахованные могут воспользоваться до 15 октября 2003 года.

В такие сжатые сроки реально оценить и выбрать управляющую компанию сложно не только простому обывателю, но даже специалисту. По логике Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” застрахованным предполагалось дать на размышление чуть ли не полгода (если бы конкурс состоялся, как и было запланировано, весной или в начале лета), а теперь на разъяснительную рекламную кампанию управляющим остается всего месяц. К тому же выбор усугубляется тем, что список отобранных по конкурсу компаний, в силу изложенных выше факторов, окажется слишком велик. Кроме того, пока не ясно, будут ли официально публиковаться инвестиционные декларации управляющих компаний - то есть что они конкретно предлагают каждому человеку, куда они будут вкладывать доверенные им средства пенсионных накоплений.

Еще одним существенным препятствием для реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) является то, что даже после появления списка компаний не всем застрахованным удастся правильно заполнить бланк уведомления о своем выборе. Дело в том, что любая неточность в написании наименования управляющей компании приведет к аннулированию заявления и переводу средств во Внешэкономбанк.

Подводя итоги, можно отметить, что подавляющее большинство застрахованных, которым предстоит определяться с выбором управляющей компании, до сих пор точно не сталкивались с настоящими финансовыми институтами. В лучшем случае они будут делать выбор, ориентируясь на известность “марки”, или по указке сверху переведут свои пенсионные накопления в аффилированную с его работодателем управляющую компанию. А, скорее всего, просто оставят свои средства в государственной управляющей компании. Хотя в сложившейся ситуации, при настоящем “тщательном отборе” допущенных на пенсионный рынок управляющих компаний, практически неизбежна ситуация, когда кто-то из них покажет нежелательные результаты (вплоть до убытков), что станет дополнительным поводом для противников накопительного компонента пенсионной системы. И наконец, как уже неоднократно отмечалось автором, относительно вложений в государственные ценные бумаги, нет ничего более постоянного, чем временное, и о развитии финансового рынка и его инфраструктуры не может быть и речи, и, кроме того, мы имеем в перспективе модернизированную систему перераспределения, что приведет, в конечном итоге к выстраиванию очередной государственной “пирамиды”, которую рано или поздно ожидает дефолт.

 


1 Открытое письмо председателю Пенсионного фонда РФ г-ну Зурабову М.Ю.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта