РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 

Деструкция экономических связей, проведение экономической политики «шоковой терапии», не целевое растрачивание бюджетных средств и иные детерминанты, обусловили возникновение кризиса в области социальной защиты населения, и в первую очередь пенсионной системы. С другой стороны сама пенсионная система оказалась неприспособленной к условиям радикальных экономических преобразований. В силу объективных обстоятельств за последние годы она превратилась в систему налогового типа, имеющую тенденцию к «уравниловке». Это проявилось в сокращении разрыва между минимальной и максимальной пенсией, который составляет на сегодня всего 17 %. Другими словами, имеющиеся элементы социального страхования пенсионной системы уступили место привычным командным методам управления со стороны государства по принципам социальной помощи.

Если настаивать на том, что минимальная пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, не принимая во внимание размер заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, то неизбежно надо признать необходимость осуществления так называемого перекрестного субсидирования низкооплачиваемых категорий пенсионеров. Это происходит в отношении пенсионеров, проживающих на селе и работающих в сельском хозяйстве. В течение 2000 г. сельхозпроизводители должны были перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации 8,1 млрд. руб. страховых взносов, фактически же поступило 3,4 млрд. руб. А объем выплат пенсионерам, заработавшим свой трудовой стаж в сельском хозяйстве, - более 50 млрд. руб. То же касается льготных и ряда других видов пенсий. Пенсионная система фактически стала системой социального вспомоществования. Учитывать трудовой вклад она не может именно потому, что для значительной части пенсионеров размер пенсии остается ниже прожиточного минимума.

С 1993 года обострились проблемы с финансированием пенсионных выплат. Это объясняется рядом причин: ростом задолжности предприятий по выплате заработной платы; уклонением различных негосударственных структур от уплаты страховых взносов; невозможностью уплаты взносов агропромышленным комплексом из-за того, что государство не рассчиталось за сданную продукцию; кризисом неплатежей многих отраслей народного хозяйства; широкомасштабным использованием денежных наличных средств в экономической деятельности; выдачей заработной платы работникам произведенной продукцией; увеличением безработицы и ростом численности граждан, досрочно вышедших на пенсию.

Важным фактором является низкий уровень оплаты труда у большинства работающих, которая служит базой для создания пенсионного резерва для последующих пенсионных выплат пенсионерам. При общем объеме страховых взносов 350-360 млрд. руб. и размере просроченной задолженности — около 14 млрд. (5 млрд. - сельское хозяйство, 2,5 млрд. – предприятия оборонного комплекса, 2 млрд. - бюджетные организации и остальное - хозяйствующие субъекты) средств на выплаты пенсии не хватает, потому, что фонд заработной платы очень низкий.

Кроме того, неудовлетворенность большинства плательщиков сложившейся уравнительной пенсионной системой, нашла свое отражение в уклонении от уплаты страховых взносов, снижении заинтересованности в участии в пенсионной системе со стороны застрахованных. По этим причинам объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в тридцати процентах случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне, установленного Правительством Российской Федерации, прожиточного минимума, лишь в половине случаев гарантирует пенсию в диапазоне от 100 до 200 процентов прожиточного минимума, и только за двадцать процентов работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.

 

 

Таблица 4. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации* (миллиардов рублей; с 1998 г. – млн. руб.)

  1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Остатоксредствнаначалогода 7 1510 1742 1584 3308 3000 8097 98322
Поступление 1274 88260 131748 178329 166714 276519 439378 564208
в том числе:
страховыевзносы,налоговыеплатежи 1203 73709 115109 151073 149102 250436 359126 403021
изфедеральногобюджета 53 6048 9466 23172 14905 17700 26800 34040
средстваизФондазанятостинаселенияРоссийскойФедерации** 0,1 275 380 287 280 291 284 241
кредиты,ссуды 16 4815 2288 - - - - -
прочиепоступления 2 3413 4505 3797 2427 8092 45071 28584
Расходование 918 88709 129625 176605 167022 271422 341056 504929
в том числе на:
финансированиевыплатнаселениюпенсий,пособий 885 85078 125346 172767 160450 254710 331258 493539
возвраткредитов,ссуд 15 2368 - - 2665 702 424 -
прочиерасходы 18 1263 4279 3838 3907 16010 9374 11390

*Без отчета по Чеченской Республике

** с 2001 г. средства, передаваемые Минтруда России

 

Кроме того, нынешняя пенсионная система весьма дорогостоящая. При этом собственно административные расходы (в частности, из-за крайне неэффективной системы доставки пенсий) выходят за рамки международных стандартов (таблица 4). Накопительная система для обеспечения того же самого уровня пенсий по отношению к заработной плате может позволить снизить тариф пенсионных взносов, за счет доходов полученных от размещения пенсионных накоплений (по некоторым оценкам, зрелая накопительная система уже сейчас была бы в два с половиной раза дешевле, чем нынешняя распределительная). А лет через пятнадцать — в три раза, через двадцать пять — тридцать лет, может быть, и в четыре.

Ситуация, как и во всем мире, усложняется явно выраженной демографической тенденцией старения нации в результате снижения рождаемости и увеличения смертности в трудоспособном возрасте. В настоящее время соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров, от которого зависит финансовая устойчивость распределительной пенсионной системы, в России менее благоприятное, чем в большинстве развитых стран (за исключением Франции и Италии), несмотря на то, что мы существенно отстаем от них по средней продолжительности жизни. На 100 работающих в некоторых из этих государств приходится 41-45 пенсионеров, в то время как, например, в 60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера, и именно такое соотношение является необходимым условием для нормального функционирования распределительной системы. В России на 71 млн. человек занятых в экономике1 (и только 50,2 млн. являются плательщиками взносов, из которых около 6 млн. – работающие пенсионеры)2, приходится 38,5 млн. пенсионеров3.

Основой для прогноза численности пенсионеров в России служат прогнозы населения России, рассчитываемые по полу и возрасту, а на ближайшие 15 - 20 лет - по регионам страны. К сожалению, существующая в России статистика пенсионной системы не вполне приспособлена к задачам прогнозирования, что делает прогнозы числа пенсионеров существенно менее точными, чем прогнозы населения. В период между переписями численность населения по возрастам рассчитывается на основе последней переписи и данных о движении населения за период после переписи. Перепись населения предполагалось провести в 1999 году (через 10 лет после переписи 1989 года), но из-за финансовых трудностей ее перенесли на осень 2002 года. Столь значительный временной интервал между переписями ведет к накоплению ошибок в данных о численности и составе населения, но на наш взгляд, в большинстве регионов точность расчетов еще вполне удовлетворительна, что крайне важно для прогноза вообще и, особенно, для прогноза пенсионеров и других социальных групп.

 

Таблица 5. Прогноз числа лиц пенсионного возраста и пенсионеров в России от базы 1999 г. (млн. человек)4

годы Средний вариант Высокий вариант Низкий вариант
лица пенсионноговозраста пенсионеры по старости лица пенсионноговозраста пенсионеры по старости лица пенсионноговозраста пенсионеры по старости
2005 29,5 29,3 30,2 30,0 29,5 29,3
2010 30,9 31,0 32,4 32,4 30,7 30,8
2020 36,9 35,2 39,9 38,0 35,3 33,8
2030 38,8 36,9 43,1 40,7 35,5 33,9
2040 40,4 38,6 45,7 43,4 36,0 34,6
2050 40,7 37,1 46,8 42,5 35,6 32,5

 

В основу большинства демографических расчетов положен трехвариантный прогноз. Сценарии обычно называют "высоким", "средним" и "низким" (таблица 5). Высокий сценарий предполагает, что в ближайшем будущем социально-политическая и экономическая ситуация в Российской Федерации стабилизируется и начнется устойчивый рост качества (уровня) жизни населения, начнется реализация оптимистического варианта социально-экономического развития. Ему соответствуют увеличение средней продолжительности жизни, более высокий уровень рождаемости и большая миграционная подвижность. Повышение качества жизни - необходимое условие снижения смертности, а рост экономической активности - миграционной подвижности внутри страны. Среди многочисленных индикаторов качества жизни именно ожидаемая продолжительность жизни представляется наиболее объективным индикатором и менее других зависящим от статистической системы или общественного мнения. В то же время, повышение качества жизни не означает автоматического роста уровня рождаемости, а пессимистический экономический прогноз не исключает ее повышения, хотя и делает его еще менее вероятным. В целом, высокий вариант - это не верхняя оценка уровня соответствующих индикаторов, но достаточно вероятный, при определенных условиях, сценарий развития событий.

 

Диаграмма 5. Прогноз численности населения на 2001-2016 гг. (тыс. чел.)

Прогноз численности населения на 2001-2016 гг.

 

Низкий сценарий демографического прогноза имеет симметричный смысл. Он сочетается с пессимистическим социально-экономическим сценарием (т.е. исходит из предположения сохранения существующего или некоторого снижения качества жизни, что, однако, не приведет к серьезным социальным потрясениям). Сохранение сложившейся или ухудшение экономической ситуации означает продолжение негативных тенденций в области смертности и миграции, но, в принципе, не исключает повышения рождаемости.

Средний сценарий прогноза также предполагает стабилизацию социально-политической ситуации в Российской Федерации, но значительно более медленный, чем при высоком сценарии, выход страны из экономического кризиса. С точки зрения разработчиков прогноза, которую разделяет автор, это наиболее вероятный вариант демографического развития страны.

С точки зрения пенсионного страхования, весьма важно, что по всем вариантам прогноза старение населения России продолжится. Хотя вплоть до 2006 года численность населения в рабочих возрастах будет возрастать, затем начнется ее быстрое снижение (диаграмма 5). В этот период на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение, родившихся во время и сразу после войны. Таким образом, нагрузка на трудоспособное население в ближайшие 5 лет будет снижаться. По данным Госкомстата России, на 1000 человек в трудоспособном возрасте в 2001г. приходилось 343 лица старше трудоспособного возраста. К 2006 году число лиц пенсионного возраста по среднему варианту этого прогноза уменьшится до 324 на 1000 лиц работающих возрастов, а к 2015 году вновь увеличится до 415 на 1000.5 Согласно прогнозу Госкомстата России, к 2016 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться уже 415 человек в возрасте старше трудоспособного (диаграмма 6). Эти тенденции накладываются на достаточно старую возрастную структуру населения в трудоспособных возрастах: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и старше. К увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения приведут низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни.

 

Диаграмма 6. Прогноз изменение демографической нагрузки

Прогноз изменение демографической нагрузки

 

Демографический фактор является одним, наряду с другими, и отнюдь не доминирующим фактором, который следует учитывать, при подготовке и проведении пенсионной реформы. Одним из основных недостатков девальвированной пенсионной системы, сложившейся к концу 2001 г., являлся крайне низкий минимальный размер минимальной пенсии - пенсии по старости (185-222 руб.), что практически привело к занижению уровня всех пенсий. Указом Президента Российской Федерации введена совокупная минимальная пенсионная выплата, ее размер к концу 2001 г. составил 660 руб. Такая выплата установлена для пенсионеров, имеющих полный трудовой стаж. Их пенсия, со всеми надбавками и компенсационными выплатами, не могла быть менее указанной суммы. Для всех остальных пенсионеров минимальная пенсия вместе с компенсационной выплатой была, как правило, несколько ниже.

В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и ВВП. Данный показатель в экономической теории называется коэффициентом монетизации. Россия имеет уровень, один из самых низких в мире, насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становится финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и еще меньшей степени – инвестиций.

Таким образом, структурная перестройка экономики осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, а ограниченность инвестиционных программ может отрицательно сказаться на общей динамике народного хозяйства.

В Российской Федерации неблагоприятные демографические и экономические тенденции усиливаются также наличием большого числа льготных категорий, получающих право на пенсию раньше общеустановленного срока или на льготных условиях (их доля доходит до 20% от числа всех пенсионеров). При этом в настоящее время взносы, уплачиваемые за людей, работающих в особых условиях труда и относящихся к льготной категории, тождественны взносам, уплачиваемым за все остальные категории граждан. Фактически сегодня это дополнительная услуга, получаемая работниками после достижения соответствующего возраста и оплачиваемая за счет общих взносов, за счет всех плательщиков. То есть по сути дела, для конкретного работодателя, использующего рабочую силу в особых условиях труда, эта дополнительная услуга не имеет цены. Естественно, ею широко пользуются.

Таким образом, мы определили основные экономические, демографические и социальные факторы, влияющие на стабильность пенсионной системы и системы социальной защиты в целом. Учитывая приведенные факты, и опираясь на прогнозные данные, можно сделать вывод, что, действующая пенсионная система, если ее не реформировать, по разным оценкам, уже в 2015 - 2020 годах6 окажется неспособной обеспечивать стабильный общественно необходимый уровень пенсионного обеспечения граждан.

 


1 Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Краткосрочные социально-экономические показатели 2001 г.

2 по прогнозным данным МНС России на 2002 г.

3 по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на I квартал 2002 г.

4 Госкомстат России. Обследование населения по проблемам занятости. Февраль 1999 г. (Статистический бюллетень). М. 1999.

5 Андреев Е.М. Демографические прогнозы и пенсионное страхование

6 Баскаков В.Н. Три кита пенсионной реформы.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта