МОДЕЛИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 
 

В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе «Предупреждение кризиса старения населения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту» (1994г.)1 содержится оценка функционирующих в мире пенсионных схем и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев.

На сегодняшний день существует три базовых института пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить различные комбинации моделей пенсионных систем:

1. Социальная помощь. В развитых государствах она играет роль механизма борьбы с бедностью.

2. Обязательное пенсионное страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Цель – страхование с помощью коллективных (массовых) форм страхования рисков жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде жизни.
3. Личное добровольное страхование пенсии, с помощью накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты. В некоторых странах оно играет роль основного механизма самозащиты работников и мелких предпринимателей в период прекращения ими трудовой деятельности.

Сочетание данных институтов предполагает разделение двух основных функций государственной пенсионной системы: перераспределения доходов и сбережения средств на выплату пенсий.

Гарантированная государством программа, обеспечивающая всем пенсионерам базовую пенсию, независимо от вклада каждого конкретного человека в эту систему, является первой опорой этой системы. Фактически это государственная программа перераспределения, имеющая целью сократить масштабы бедности среди пожилого населения. Источником финансирования этой программы являются налоги, и виды этих налогов зависят от условий каждой конкретной страны.

Второй составляющей являются сбережения на выплату пенсий. Обязательное страхование предполагает уплату экономически активной частью населения обязательных страховых взносов. Начисление страховых взносов обычно производится на все виды выплат начисленных работнику. Работающий получает возможность и даже принуждается к тому, чтобы делать сбережения, чтобы у него к моменту его выхода на пенсию оказалась отложенной определенная сумма денег. Эти вынужденные сбережения часто объясняются тем, что у многих работающих не получается отложить достаточное количество средств на свое пенсионное обеспечение. Данные взносы направляются исключительно на формирование и выплату пенсии.

Государство как бы поручает делать эти сбережения, осуществляет некоторый регулирующий надзор и в некоторых случаях дает гарантии, но сами денежные средства оказываются в системе, управление которой находится в частных руках.

Третья часть является просто расширением или в некоторых случаях заменой второй, так как она подталкивает работающих делать, добровольные сбережения, откладывая себе на пенсию. Хотя эти сбережения и не являются обязательными, государство должно предусмотреть соответствующие стимулы. Размер отчисления средств является гораздо более мягким, и нет необходимости в каких-либо гарантиях со стороны государства.

По мнению специалистов, использование всех трех составляющих в рамках единой системы пенсионного обеспечения позволяет наиболее надежно страховать от различных рисков, в том числе от правительственных или рыночных кризисов. Таким образом, одним из путей предотвращения углубления кризиса пенсионной системы и создания предпосылок для экономического роста является поэтапный переход к смешанной пенсионной системе.

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют различные модели пенсионных систем. Пенсионные системы большинства стран включают в себя различные институты социальной защиты. Между собой эти системы различаются тем, какой из этих институтов доминирует.2

Как отмечалось выше, в США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Основу составляет Общая федеральная программа (ОФП), которая является распределительной. Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, построены по накопительному принципу. Они выполняют не только социальную, но и инвестиционную роль. Более того, именно накопления в пенсионных фондах, созданных в рамках накопительной системы, служат одним из главных источников инвестиций в американскую экономику.

 

Диаграмма 4. Динамика роста пенсий в США (млрд. долл.)

Динамика роста пенсий в США

 

Пенсионные системы штатов и местных органов власти охватывают примерно три четверти из 16,5 млн. занятых в этом секторе экономики, включая учителей, полицейских, пожарных, работников местного здравоохранения, социального обеспечения и прочих. Накопления в соответствующих пенсионных фондах возросли со 197 млрд. долл. в 1980 г. до 1735 млрд. долл. в 1996 г. Свыше 5 млн. человек получают пенсионные выплаты из этих фондов. К середине 90-х годов частными корпоративными и индивидуальными пенсионными программами было охвачено свыше 41% рабочей силы страны. С 1980 по 1993 г. объем выплат по ОФП увеличился со 117 до 302 млрд. долл., или в 2,6 раза, в то время как объем выплат в рамках частных пенсионных программ возрос с 35 до 156 млрд. долл., или в 4,5 раза. Таким образом, все большее число американцев обеспечивает себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную (диаграмма 4).3

Последняя пенсионная реформа в Великобритании была проведена в 1995 году. Было введено комплексное пенсионное законодательство, регулирующее выплаты при раннем уходе на пенсию, перевод средств пенсионных накоплений, раскрытие информации, заключение контрактов и стандарты финансирования. Структура пенсионного обеспечения Великобритании включает в себя три уровня:

Государственный пенсионный возраст в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 для женщин, но к 6 апреля 2020 г. пенсионный возраст для всех будет составлять 65 лет.

первый уровень — государственная пенсия по старости (Basic State Pension).

второй уровень — государственная пенсия за выслугу лет State Earnings Related Pension Scheme (SERPS).

третий уровень — негосударственная пожизненная пенсия (Occupation Pension Scheme).

Уплата взносов в систему Национального страхования в полном объеме дает право работникам на «дополнительную» государственную пенсию из SERPS. Пенсия за выслугу лет предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS — увеличение средней пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. В данной системе участвуют приблизительно 8 млн. человек. Эта пенсия накапливается в зависимости от разности между максимальной и минимальной зарплатой, по ставке, зависящей от достижения общеустановленного пенсионного возраста. Индексация «дополнительной» государственной пенсии, также производится в соответствии с индексом роста потребительских цен.

Договоры с SERPS подразумевают создание как корпоративных, так и индивидуальных пенсионных планов. В этом случае взносы работника или работодателя в систему Национального страхования либо уменьшаются, либо перераспределяются. Применяются пенсионные схемы как с установленными взносами, так и с установленными выплатами.

 

Таблица 2. Ставки страховых взносов для финансирования индивидуальной накопительной пенсии в Великобритании

Возраст застрахованных лиц (лет) % от пенсионных выплат
35 и менее 17,5
36-45 20
46-50 25
51-55 30
56-60 35
61 и более 40

 

Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения в Великобритании является стимулирование государством работодателей, при создании корпоративных пенсионных схем путем предоставления налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. Корпоративные пенсионные планы довольно развиты в Великобритании, и в настоящее время охватывают около половины работающих. Общий объем взносов составляет около 10 млрд. фунтов стерлингов в год. Право на дополнительную пенсию по старости общие для мужчин и женщин (обычно 60-65 лет). Также Правительством поощряется обеспечение пенсий средствами индивидуальных пенсионных планов, как альтернативных корпоративным (таблица 2).

Освобождение от уплаты налогов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, включая и получаемый инвестиционный доход, было осуществлено в 1989 г. Негосударственная пенсия облагается налогом как обычный доход, за исключением суммы единовременной выплаты, которая может составлять 1,5 последней зарплаты.4

Пенсионная реформа в Германии, проводимая в настоящее время правительством Шрёдера, в значительной степени сохраняет пока перераспределительную систему. Однако для поддержания ее работоспособности был изменен ряд принципов, чтобы вместо (или помимо) государственного попечения и пенсионного обеспечения по возрасту в рамках предприятия формировалась система собственной заботы людей о своей будущей старости.

Данная реформа будет носить продолжительный характер и, по расчетам, продлится до 2030 г. Установлен максимальный размер страхового взноса: до 2020 г. он не должен превысить 20% брутто-зарплаты, до 2030 – 22% (до 2003 г. предполагалось его предварительное снижение до 17,2%, причем уменьшение поступлений должно быть компенсировано доходами от “экологического налога”). Чтобы не допустить превышения этого максимума, размер пенсии будет сокращен в среднем с 70% до 67% от уровня заработной платы в стране (первоначально планировалось, как и в законе 1997 г., снижение до 64%).

По мысли Ристера и других разработчиков нового закона, снижение размера пенсии должно компенсироваться самими трудящимися путем частного страхования. Можно сказать, что перераспределительный принцип тем самым дополняется накопительной компонентой. В соответствии с Законом о государственной поддержке частного пенсионного страхования - Аltersvermogensgеsetz действует программа государственной поддержки частных пенсионных договоров объёмом 20,8 миллиарда DM, рассчитанная на 21 миллион трудящихся (на индивидуальных предпринимателей и государственных служащих новый Закон не распространяется), подлежащих обязательному государственному пенсионному страхованию. В новом Законе предусмотрены два вида государственной поддержки: система прямых доплат к частным договорам пенсионного обеспечения – Zulagen и списание с облагаемого подоходным налогом заработка в рамках особых расходов – Sonderausgabenabzug определённых сумм, потраченных работником на создание пенсионного частного капитала. Какая из систем государственного поощрения или обе системы в комплексе могут быть применены к конкретному работнику, решит местный Finanzamt, исходя из принципа финансовой выгоды для работника при сдаче им ежегодной декларации о доходах. Таким образом, предполагается затормозить резкое снижение пенсий и одновременно восполнить процент снижения государственных пенсий за счёт частных накоплений.

Однако не исключено, что это не просто “дополнение” и в ходе длительной реформы будет реализовываться постепенный переход от преобладающей страховой солидарной системы к преимущественно накопительной через частные пенсионные фонды. При этом государство намерено стимулировать частные накопления путем налоговых льгот и трансфертов в частные фонды. Но, чтобы не допустить бедности в старости, могут быть введены базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Кроме того, индексация пенсий не будет производиться в зависимости от динамики заработной платы (хотя, возможно, сохранится индексация по инфляции).

Пенсионный возраст был поднят до 65 лет соответствующими законодательными актами еще в 1996-97 годах. Несмотря на явную непопулярность этой меры, она встретила понимание у населения, тем более что политики всерьез обсуждали вопрос о выплате пенсий по возрасту только с 67 и даже с 70 лет. В последнем проекте реформы предусмотрен более жесткий контроль за досрочным выходом на пенсию. Дело в том, что в последние десять лет происходило “размывание” пенсионного возраста. В результате того, что многие выходили на пенсию досрочно, пользуясь разного рода “дырами” в законодательстве, средний возраст выхода на пенсию оказался фактически даже несколько ниже 60 лет. Теперь, при сохранении прежних льготных правил выхода на пенсию, досрочное оформление нетрудоспособности сопровождается урезанием размера ежемесячных выплат. Тем самым помимо ужесточения контроля введен экономический стимул, делающий досрочное прекращение трудовой жизни менее выгодным. Тем, для кого работа в прежнем объеме кажется достаточно тяжелой, предоставляется возможность частичной занятости с оформлением неполной пенсии.

Увеличение численности плательщиков позволило снизить размер страхового взноса с 20,3% в 1998-м до 19,1% в 2001 г. и заложить основу для дальнейшего поддержания этого уровня в рамках, обозначенных в правительственной программе.5

В Японии последняя пенсионная реформа была проведена в 1985 году. Она коснулась только лиц, родившихся после 2 апреля 1926 года. Ее главным итогом стало введение базовых пенсий. Сейчас пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй образуют государственные и профессиональные.

Применяется механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. При продолжении работы после достижения 65 лет размер пенсии увеличивается ежегодно. Минимальная продолжительность страхового стажа, дающего право на базовую пенсию по старости, равна 25 годам, а максимальная - 40.

Размер базовой пенсии по старости устанавливается ежегодно в твердой сумме, достаточной для удовлетворения основных жизненных потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских цен за прошедший год.

Источником финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства. Государство покрывает около трети затрат на базовые пенсии.

Все наемные работники подлежат обязательному пенсионному страхованию для приобретения права на государственную дополнительную пенсию. Размеры взносов и пенсий исчисляются пропорционально среднемесячному заработку, ограниченному определенным максимумом. При определении его размера во внимание принимаются заработная плата, жалованье, пособия в денежной или натуральной форме и другие виды вознаграждения за труд, за исключением единовременных премий, имеющих характер поощрения.

Право на дополнительную пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 65 лет, при наличии страхового стажа такой же продолжительности, как и для базовой пенсии по старости.

Источником финансирования дополнительных пенсий служат взносы работодателей и лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Ставка взноса делится в равных долях между работодателем и застрахованным. Для моряков, шахтеров и представителей некоторых других отраслей устанавливаются специальные ставки пенсионных взносов.6

Швеция начала пенсионную реформу в 1995 году. Согласно концепции, источники пенсионных выплат должны быть диверсифицированы. Как сами граждане, так и рынки капиталов должны быть вовлечены в систему пенсионного обеспечения через распределительную и накопительную ее части. Исходя из этого, новая система является многоуровневой:

  • обязательная распределительная система, основанная на принципе установленного взноса;
  • обязательная накопительная система;
  • дополнительные профессиональные и индивидуальные пенсионные сбережения.

Переход к новой системе осуществляется поэтапно. Лица с 1938 по 1953 год рождения участвуют и в старой и в новой системе, причем с увеличением доли новой. Возрастные группы 1954 года рождения участвуют только в новой системе.

Реформа предполагает гарантированный минимум пенсии за счет общих налоговых поступлений в зависимости от другого пенсионного дохода.7 Взносы, на финансирование пенсии, связанной с размером заработка, платятся как работодателями, так и работниками. 16% направляются в распределительную систему (таблица 3). Взносы фиксируются на условных пенсионных счетах и индексируются в соответствии со средним ростом заработной платы. Пенсии начисляются по актуарной формуле без учета различий в уровне смертности среди мужчин и женщин. Пенсионный возраст для мужчин и для женщин равен 65 годам, хотя некоторые могут получать накопительную часть пенсии с 61 года.

Накопительная система начала работать в 1999 г., первые взносы по новым правилам были сделаны 1 января 2001 г. Ставка взноса в накопительную систему установлена на уровне 2.5%. взносы собираются централизовано. Налоговыми органами, и направляются в правительственное управление. Общие активы накопительной системы распределяются между несколькими фондами с разным инвестиционными политиками. Каждый участник системы может помещать свой взнос в различные фонды, их число не ограничивается.

 

Таблица 3. Ставки взносов для пенсионных сбережений в Швеции, установленные с 1999 года

Совокупная ставка взноса  18.5%
в распределительную систему 16.0%
в накопительную систему 2.5%

 

Переход на новую систему осуществляется постепенно. Полностью под ее действие попадают работники 1954 г. рождения и моложе. Те, кто родились в 1938 г. будут получать 20% пенсии из новой системы и 80% - из старой. Пропорция изменяется ежегодно с шагом 5%.

Шведская система не имеет никаких дополнительных гарантий в отношении доходности инвестиций. Нет и каких-либо особых форм регулирования, кроме тех, которые уже существуют на финансовом рынке. Такой подход обусловлен целью предоставить участникам большой выбор фондов. Те же, кто хочет гарантировать свои доходы, например, инвестируя в индексный фонд, могут выбрать соответствующий их взглядам фонд или группу индексных фондов.

Поскольку система второго уровня является обязательной, то возникает вопрос, как поступать со взносами тех лиц, которые не хотят выбирать конкретный фонд. Для этой группы был организован отдельный фонд со смешанным портфелем облигаций и акций как национальных, так и зарубежных компаний.8

В декабре 2001 г. произведены первые выплаты из новой накопительной системы. К сожалению, это весьма незначительные суммы порядка 350 шведских крон на пенсионера (35 долларов США). Основная причина этого – неблагоприятное развитие ситуации на мировых биржах. Исходя из этого, специалисты делают вывод, что новая накопительная система была «запущена» в достаточно неудобное с точки зрения развития экономики время.

Из всех пенсионных фондов наиболее удачными были так называемые «российские фонды», в частности HQ. SE Rysslandsfond, накопления в котором возросли по стоимости на 25%, что не удалось никому. По мнению руководства фонда: «Российский рынок идет вверх благодаря улучшению экономической ситуации в стране. Рост в этом году составит порядка 6%, и это единственная страна, из которой поступают хорошие новости. Как следствие этого – повышение курса акций».9

Руководитель Европейского Центрального банка В. Дюйсенберг отметил, что «Швеция находится впереди ряда стран со своей новой государственной пенсионной системой, однако на этом фоне должно быть расширено пространство для частных решений по пенсии, которые должны привести к увеличению накоплений. Это должно происходить в более высоком темпе на фоне стареющего населения в Европе».10 По этому же пути пошли и многие страны Восточной Европы.

И, наконец, нельзя обойти вниманием чилийскую систему пенсионного страхования, которая послужила примером для многих развивающихся государств. Новшества, введенные в пенсионную систему в 1980 г., составили в совокупности одну из самых радикальных реформ в социальной сфере. По сути, это была полная замена старой системы перераспределения новой, основанной на накопительных принципах. Новая схема, основанная на капитализации личных взносов, позволяла застрахованным выбирать между Компанией управления пенсионными фондами (КУПФ) и той модель пенсионного обеспечения, которая предоставляла наиболее высокие пенсии при наименьших затратах и при более качественном обслуживании.

По прошествии времени можно подвести определенные итоги ее функционирования. Размеры пенсий, которые получают застрахованные в новой системе, как правило, больше, чем в старой. Говоря о макроэкономическом аспекте, нельзя не заметить очевидный рост рынка капитала, и, как следствие этого, появление значительных свободных средств для новых капиталовложений. Возникновение в экономике новых долгосрочных инвесторов открыло для предприятий новые источники финансирования инвестиционных программ, в большинстве случаев на более выгодных (в смысле сроков и процентов) условиях по сравнению с услугами прочих финансовых учреждений. Таким образом, не вызывает сомнения, что пенсионная реформа имела положительное влияние на объем инвестиций в стране и, следовательно, на развитие экономики.

Многие другие страны, от Мексики до Казахстана, представили обязательные программы пенсионного страхования, основанного на накопительных принципах, как это впервые было сделано в Чили в 1981 г. Бедные страны заинтересованы в развитии внутренних источников долгосрочных сбережений, а не в том, чтобы подвергать себя превратностям капитала или неустойчивым потокам международных инвестиций. Если такие улучшения рынка капитала ускорят экономический рост, то пенсии станут более доступны.11

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в мире существуют три модели реформирования пенсионных систем с использованием базовых институтов:

- системы, где реформы идут по пути совершенствования характера распределения в рамках систем обязательного пенсионного страхования, а накопительная составляющая носит дополнительный и добровольный характер;

- смешанные системы, совмещающие преимущества принципа перераспределения с преимуществами схемы обязательных долгосрочных накопительных счетов (Швеция и страны Восточной Европы);

- система претерпевшие радикальную реформу, где накопительные принципы финансирования пенсий полностью сменяют распределительные, и применяющаяся в основном в латиноамериканских странах, и, в первую очередь в Чили.

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионные системы постоянно развиваются адекватно политическим и социально-экономическим условиям страны. И поэтому в нашей стране было необходимо выстроить новую модель отношений субъектов пенсионной системы, основанную как на перераспределении доходов для предотвращения нищеты среди престарелых, так и на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан, а также финансовую устойчивость пенсионной системы.

 


1 Adverting the Old Age Crisis: Policies to Protect the Old and Promote Growth. World Bank Policy Research Report.

2 Аналитический вестник Государственной Думы Российской федерации. Выпуск N16. Зарубежные пенсионные системы: опыт для России. Москва 2001 г.

3 по материалам аналитических вестников Государственной Думы Российской федерации за 2001 г.

4 по материалам William M. Mercer’s и Coopers & Lybrand и Cadogan Financlal за 2000 г..

5 Н. Гергерт (Нетфен). "Partner" © Dortmund. Июнь 2001

6 по материалам аналитических вестников Государственной Думы Российской федерации за 2001 г.

7 Финансовое обеспечение пенсионных систем. МОТ. Выпуск 11

8 E. Palmer. The Swedish Reform Model. Framework and Issues

9 по материалам Администрации премиального накопительного пенсионного страхования за 2001

10по материалам Второго Всешведского пенсионного фонда. Гетеборг. 2001

11 Hernan Cheyre V. La Prevision en Chile Ayer y Hoy. Impaco de una Reforma.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта