МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМАХ

 
 

Изменение демографических, экономических, социальных, политических факторов объективно предопределило необходимость разработки и внедрения в практику пенсионного страхования иных механизмов финансирования пенсии. Поскольку при включении в процесс формирования пенсий рыночных механизмов прирост, кроме ставки взноса, определяется дополнительным доходом, полученным от инвестирования пенсионных средств, во многих странах стал применяться метод капитализации пенсионных накоплений, или накопительный механизм финансирования пенсии. В данном механизме нет особой новации, т.к. здесь совмещены страховые и сберегательные принципы.

Система, основанная на накопительных принципах финансирования, принципиально отличается от распределительной. Основное отличие от распределительной системы заключается в том, что каждый застрахованный формирует себе пенсию сам. То есть работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а капитализируются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление. В накопительных пенсионных системах пенсионные взносы используются для приобретения финансовых активов. Общая сумма таких активов, предназначенных для финансирования пенсий по старости конкретных работников, будет со временем возрастать не только за счет поступающих взносов, но и благодаря отдаче в форме процента от финансовых средств активов или дивидендов на вложенный капитал. Когда работник достигает возраста выхода на пенсию, запас накопленных активов может быть использован для обеспечения постоянных пенсионных выплат после прекращения работы.

Накопительная система имеет ряд существенных преимуществ. Она не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя, в определенной мере, она тоже зависит от темпов экономического роста. Однако, в отличие от распределительной, накопительная система сама является фактором, способствующим стабилизации и развитию экономики, поскольку позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования. При накопительном финансировании пенсии обеспечивается ее дифференциация в зависимости от того, сколько сумел накопить человек, и насколько эффективно были инвестированы его накопления. Кроме того, накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйствования, и использует их для своего развития. В частности, она хорошо сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

Однако наряду с позитивными факторами при использовании накопительных механизмов существует и ряд проблем, которые необходимо учитывать, рассматривая возможность их применения в условиях нашей страны. В первую очередь, степень финансового риска подобных систем неизмеримо выше, особенно в условиях неустойчивой экономики. К финансовым рискам можно отнести, в том числе, и риск банкротства организации, активы которой приняты в покрытие пенсионных резервов. Кроме того, на процесс формирования накопительной пенсии оказывают сильное влияние и политические риски, поскольку средства пенсионных накоплений капитализируются на длительное время. Поэтому не случайно, в экономически развитых странах, как мы увидим далее, доля накопительных пенсий невелика и реформы, осуществляемые в настоящее время, не предполагают ее существенного увеличения. Причем необходимо особо отметить, что инфляция оказывает негативное влияние, как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае, необходимость индексации пенсий является дополнительным финансовым бременем; во втором – высокая инфляция является причиной обесценения пенсионных сбережений, приводит к отрицательной реальной доходности.

Математические расчеты ставки пенсионных взносов в условиях накопительной пенсионной системы отражают гораздо более сложные отношения, чем те, что существуют в солидарной системе. Ставки взносов зависят от нормы отдачи активов, продолжительности и периода их аккумулирования (т.е. периода и продолжительности работы физических лиц), количества лет, в течение которые должна выплачиваться пенсия (т.е. продолжительность жизни после выхода не пенсию), размера пенсии по сравнению с предыдущей заработной платой работника.

Пенсионные системы, построенные по накопительному принципу, начали развиваться в США в послевоенный период. За последние 20 лет наблюдался их бурный рост, и соответственно рос их вклад в экономику страны. В основном это были дополнительные пенсионные планы, разрабатываемые для сотрудников организаций, или личные накопления застрахованных. В дальнейшем получили развитие как государственные, так и частные пенсионные программы, основанные на накопительных механизмах финансирования пенсий. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения работающих на правительство и местные органы власти (хотя часть занятых в госсекторе получает пенсионное обеспечение по Общей федеральной программе). Федеральные программы охватывают главным образом правительственных чиновников, а также военнослужащих. В 1996 г. пенсии по этим программам получали 2,3 млн. бывших правительственных чиновников и 1,8 млн. отставных военных. Главным источником поступлений в эти фонды служат ежегодные взносы Федерального правительства, а также инвестиционный доход фондов.

Другую часть составляют пенсионные системы штатов и муниципальных образований. Эти пенсионные системы развиваются особенно быстрыми темпами.

Основная масса занятых в частном секторе экономики также имеет возможность участвовать в дополнительных негосударственных пенсионных системах, организуемых по месту работы – так называемых корпоративных пенсионных планах. Работники большинства предприятий и организаций могут участвовать в одной или нескольких пенсионных программах, существующих в данной компании. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свои персональный счет в пенсионном фонде и имеет право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. К середине 90-х годов частными пенсионными программами было охвачено свыше 41% рабочей силы страны.

Помимо участия в корпоративных пенсионных планах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет (individual retirement account). Порядок открытия и ведение этих счетов также строго регулируется американским законодательством. Личные пенсионные счета становятся все более распространенной формой пенсионного обеспечения. Только за 11 лет - с 1985 по 1996 г. - накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 млрд. долл.1

В 80-90-е годы в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли программы с установленными взносами. Такие схемы, особенно так называемые планы 401 (к), приобрели особую популярность в США за последние 10-15 лет. Популярность фондов с установленными взносами способствовала процессу стимулирования инвестиций в экономику. В это же время активно дебатировались планы принципиального реформирования ОФП в направлении ее частичной приватизации и усиления инвестиционной составляющей, то есть переход к накопительным механизмам.

Поскольку американское влияние было сильно в послевоенной Европе и Японии, это не могло не отразиться и на национальных пенсионных системах. Частное пенсионное страхование бурно развивалось при активном содействии со стороны властных структур. В частности применялся комплекс мер по полному освобождению частных пенсионных фондов от налогов. Так в ФРГ такие меры были приняты в 1949 г.2 , а в Японии – в 1952 г. Кстати, в Японии только за период с 1952 по 1959 гг. это мероприятие способствовало увеличению доли собственных капиталов японских монополий в среднем более чем на 16%.3

Многие другие страны, от Мексики до Казахстана, представили обязательные программы пенсионного страхования, основанного на накопительных принципах, как это впервые было сделано в Чили в 1981 г. Бедные страны заинтересованы в развитии внутренних источников долгосрочных сбережений, а не в том, чтобы подвергать себя превратностям капитала или неустойчивым потокам международных инвестиций. Если такие улучшения рынка капитала ускорят экономический рост, то пенсии станут более доступны.

Главное, что граждане ищут в пенсионной системе, - уверенности, что по выходе на пенсию они смогут получать пенсию в размере, по возможности приближенном к их прежней зарплате. Для достижения этой цели пенсионная система должна быть относительно устойчивой и не подверженной различным негативным факторам, описанным выше. Поэтому в одних государствах накопительная система является лишь незначительным "довеском" к распределительной, в других - накопительный механизм совершенно вытесняет распределительный. Принимая решение о коренном реформировании распределительной системы, необходимо осознавать, что обратного пути нет. И если общество по каким-то причинам «передумает» в процессе реформы, такой важнейший социально-экономический механизм, каким является система пенсионного обеспечения, может оказаться практически разрушенным.

Многие специалисты обращают внимание на то, что переход к накопительной системе связан с серьезными трудностями финансового и организационного плана. Независимость от демографических тенденций оборачивается зависимостью от темпов экономического роста страны. Существует и политический риск, поскольку средства пенсионных накоплений капитализируются на длительное время. Некоторые авторы выделяют и другие проблемы, свойственные на их взгляд, накопительной системе: риск в этой системе возлагается полностью на его участников; система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые способны накопить достаточную для получения пенсии сумму денег; система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции.4

Вместе с тем важное влияние имеет инвестиционная политика государства, которая должна быть направлена на стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. Без решения проблемы эффективного использования инвестиций, которые представят экономике накопительные пенсионные схемы, пенсионная реформа не сможет послужить действенным фактором повышения уровня жизни граждан страны. Одной из важнейших задач является принятие институциональных мер для организации надзора и контроля за каждым субъектом процесса формирования накопительного элемента пенсионной системы.

Для обоснования проведения пенсионной реформы с внедрением накопительных элементов финансирования пенсии недостаточно одного только макроэкономического обоснования, ведь пенсионная система является не только частью экономической, но и частью социальной системы страны. Именно поэтому ее нельзя рассматривать в отрыве от социальной стороны дела.

Так в биографии любого человека, считающегося трудоспособным, могут возникать очень разные по своей природе перерывы в трудовой деятельности, во время которых финансирование его жизнедеятельности происходит не за счет заработной платы, а из иных источников. К этим перерывам относятся как вынужденные перерывы в трудовой деятельности, связанные с безработицей и с временной нетрудоспособностью работающих граждан, так и периоды добровольной незанятости. В периоды добровольной незанятости государство материальной поддержки гражданам не оказывает и, естественно, это время не входит в их трудовой стаж. Очевидно, что реформа пенсионной системы не может заменять меры демографической, образовательной и оборонной политики, но в то же время не должна противоречить им.

Наряду с вопросом стажа существует важная проблема дифференциации размеров пенсии по полу, связанная с существованием гендерных стереотипов поведения и отсутствием равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда. В связи с этим в промышленно развитых странах вокруг гендерных проблем пенсионного обеспечения развернулись активные дискуссии. Исследователями все чаще высказываются идеи о необходимости реформирования систем пенсионного обеспечения для достижения их гендерной нейтральности.

В развитых странах для женщин характерна высокая концентрация на низкооплачиваемых, временных работах, работах в режиме неполной рабочей недели, перерывы в занятости, связанные с уходом за детьми, престарелыми и нетрудоспособными. На перечисленные особенности женской занятости накладываются особенности устройства современной системы пенсионного обеспечения, что приводит в результате к недостаточному охвату женщин пенсионным обеспечением, низкому уровню пенсионных выплат.5 Безусловно, эти и другие проблемы необходимо учитывать в процессе реформы.

Таким образом, на нынешнем этапе развития пенсионного обеспечения имеется две альтернативные пенсионные системы: распределительная и накопительная. Распределительная система появилась и развивалась на фоне беспрецедентного в истории человечества роста численности населения и, в частности, наемных работников. Главным механизмом обеспечения гарантированных пенсионных выплат в данной системе является солидарность и перераспределение доходов между отдельными участниками пенсионной системы и целыми поколениями. Накопительная система дает возможность в условиях демографической революции сохранить приемлемый для современного общества уровень пенсионного обеспечения за счет капитализации пенсионных накоплений. При этом значительные средства инвестируются в экономику страны. На сегодняшний день не существует единого мнения о том, какой же путь реформирования пенсионной системы является наилучшим для нашей страны. И распределительная, и накопительная модели имеют свои недостатки и преимущества, которые, в свою очередь, не всегда бывают бесспорными.

 


1 по материалам аналитических вестников Государственной Думы Российской федерации за 2001 г.

2 Сальковский О.В. Социальная политика буржуазии и пролетариата

3 Баскакова М.Е. Государственно-монополистическое вмешательство в процесс накопления основного капитала в послевоенной Японии.

4 Роик В.Д. Чернышев С.Д. Социальное страхование – основной путь формирования досрочных профессиональных пенсий.

5 Баскаков. В.Н., Баскакова М.Е. Гендерные аспекты пенсионного страхования в России

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта