ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕФОРМИРОВАНИИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ

 
 

Но что же заставило политиков и экспертов ведущих мировых держав говорить о необходимости серьезной реформы столь привлекательной системы пенсионного страхования? Дело в том, что становление и развитие распределительной модели финансирования пенсии пришлось на период бурного демографического роста. За счет увеличения количества участников данные системы фактически работали по принципу финансовых «пирамид». Однако в последние десятилетия наблюдается демографический переход от роста к стабилизации и по оценке некоторых ученых человечество переходит в качественно иное состояние. Рассмотрение экономических проблем пенсионной системы, несмотря на ее бюджетно-финансовую автономность, будет неполным в отрыве от других системных экономических параметров: инфляционных процессов, изменения объемов производства, институциональных изменений. Кроме того, во многих странах развитие получают такие негативные факторы, как усиление иждивенчества, ослабление склонности к сбережениям.

Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пособий в полном размере. В то же время, население «состарилось», доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается. По многим пенсионным схемам характерен дефицит по текущим платежам (по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250% ВВП). Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся в мире систем пенсионного обеспечения. Финансовый «стресс», который испытывают эти системы, таит в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий занимают политические аспекты – при старении населения, пенсионеры составляют значительную часть электората, т.к. доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых людей возрастает.

Все та же немецкая система пенсионного обеспечения является ярким примером демографических и финансовых проблем, с которыми сталкиваются большинство развитых стран, где ожидается существенное увеличение числа пенсионеров относительно числа плательщиков взносов (так называемый коэффициент зависимости). Несмотря на ряд реформ в ведущих странах Европы и Америки, сложившаяся система накопила немало недостатков и проблем, и возникла необходимость искать новые решения.

С начала 80-х годов проблемы пенсионного обеспечения выдвинулись в центр внимания научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Происходят демографические сдвиги, приводящие к быстрому увеличению доли пожилых людей в общей численности населения. Этот процесс затрагивает все общества, и в первую очередь развитые государства. Когда Бисмарк вводил социальное страхование в 1889 г., средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет, лишь четверть застрахованных доживала до семидесяти лет. По данным Всемирного банка, в начале 90-х гг. в возрасте старше 60 лет находилось 9% всего населения мира и эта цифра стремительно увеличивается. Демографические прогнозы показывают, что старение населения в развитых странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий, в конце которых будет достигнут пик процесса.1 А, по мнению С.П. Капицы и других видных ученых примерно через 100 лет население старше трудоспособного возраста будет превалировать, притом, что рост численности населения прекратиться. Эти данные можно сравнить с расчетами ООН и Международного Института прикладного системного анализа (IIASA). Прогноз ООН основан на суммировании ряда сценариев для рождаемости и смертности по девяти регионам мира и доведен до 2150 г. По оптимальному сценарию ООН население Земли к этому сроку выйдет на постоянный предел 11,6 млрд, который затем экстраполируется до 2200 г.2

 

Диаграмма 3 . Проекции населения мира согласно прогнозам ООН и IIASA

Проекции населения мира согласно прогнозам ООН и IIASA

 

1- постоянная рождаемость, 2 - постоянная скорость роста, 3 - кризис третьего мира, 4 - высокий вариант ООН, 5 - средневысокий вариант ООН, 6 - медленный спад рождаемости, 7 - средний спад рождаемости, 8 - медленное снижение смертности, 9 - постоянная смертность, 10 - средненизкий вариант ООН, 11 - низкий вариант ООН, 12 - быстрое снижение рождаемости, M - модельный расчет, o -- настоящее время. Область неизбежного роста заштрихована.

 

Эти тенденции оказывают негативное влияние на пенсионные системы, особенно в Европе, где система пенсионных отчислений из текущих доходов давно и успешно используются, и во многих странах пенсионеры получают довольно солидные пенсии. В специальном докладе ООН, опубликованном в Нью-Йорке в феврале 2002 года, к 2050 году будет больше людей старше 60 лет, чем тех, кто старше 15.3 Как видно из таблицы 1 уже в ближайшие десятилетия прирост населения во многих странах не только сократится, но и смениться уменьшением численности. Это означает, что нагрузка на трудоспособных членов общества, которая определяется как соотношение численности населения в возрасте 65 лет и старше и численности населения в возрасте 15- 64 лет существенно увеличивается.

 

Таблица 1. Прогноз численности населения и демографической нагрузки в отдельных странах (1995 г. = 100%)

страны 1995 2000 2010 2020 2030 2050
* ** * ** * ** * ** * ** * **
США 100,0 19,2 104,8 19,0 113,0 20,4 119,8 27,6 124,7 36,8 127,2 38,4
Япония 100,0 20,3 101,3 24,3 102,2 33,0 100,6 43,0 97,6 44,5 91,6 54,0
Германия 100,0 22,3 100,0 23,8 97,2 30,3 94,2 35,4 90,6 49,2 81,2 51,9
Франция 100,0 22,1 102,2 23,6 104,9 24,6 106,9 32,3 107,8 39,1 106,1 43,5
Италия 100,0 23,8 100,1 26,5 98,2 31,2 95,3 37,5 91,9 48,3 82,6 60,0
Великобритания 100,0 24,3 101,0 24,4 102,2 25,8 103,5 31,2 103,9 38,7 102,0 41,2
Канада 100,0 17,5 105,0 18,2 113,2 20,4 119,7 28,4 123,1 39,1 122,7 41,8
Швеция 100,0 27,4 101,8 26,9 103,8 29,1 105,7 35,6 107,0 39,4 107,0 38,6

* - население

** - демографическая нагрузка

по данным МВФ.


В связи с ростом числа пенсионеров и снижением численности работающих в народном хозяйстве растет доля государственных расходов в ВВП, для покрытия расходов на текущие пенсионные выплаты. Поэтому большинство стран стоит перед неизбежным вопросом: как преодолеть последствия радикального демографического сдвига? Поскольку благоприятное изменение демографической ситуации не предвидится, резервы для поддержания приемлемого уровня пенсий приходится искать внутри самой пенсионной системы.

Анализ показывает, что в рамках распределительной модели пенсионной системы рычагов, которыми можно управлять в процессе ее реформирования не так уж и много. Наиболее значимыми являются всего три: регулирование пенсионного возраста; изменение системы досрочных пенсий; повышение доходности. Главный способ такой защиты – индексация пенсий. Для распределительной пенсионной системы применяется систематическая (автоматическая) индексация, индексация «в принципе», разовая индексация. Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты труда, либо с динамикой обоих факторов. Индексация «в принципе» означает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществления. Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий.

Источниками средств для индексации пенсий могут быть: увеличение величины страховых взносов, введение специальных взносов, поступления из бюджета, доходы от инвестирования свободных средств пенсионных фондов, возрастание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.4

Таким образом, в основном, доходность определяется ставкой взноса в органы пенсионного обеспечения, т.е. работающее население оплачивает возрастающие затраты на обеспечение пенсий с помощью повышенных налогов или взносов на социальное страхование. По мнению специалистов, тарифы обязательных отчислений на пенсионное обеспечение в большинстве развитых стран достигли критического уровня и их дальнейшее увеличение может привести серьёзный вред развитию экономики. Дефицитность социальных программ ставит под угрозу и государственные финансы. В этой ситуации размер пенсий, неизбежно, придется сокращать (что, впрочем, и так уже делается).

Кроме указанных выше, система пенсионных отчислений из текущих доходов имеет еще один внутренний недостаток, особенно явно проявляющийся в последние десятилетия, – она не может пересекать границы. Мир с каждым днем становится всё мобильнее, что особенно актуально для Европы, где предполагается наличие единого рынка труда, и дальнейшая обособленность национальных пенсионных программ особенно огорчает население и действует разрушающе на развитие мультинациональных компаний-работодателей.

 


1 Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. ИМЭПИ РАН. М., 1999

2 .П. Капица. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. - М.: Международная программа образования, 1999

3 по данным информационного агентства ИНТЕРФАКС. Февраль 2002

4 Современная экономика труда. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М., 2001

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта