ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 
 

Пенсии по старости, выплачиваемые государством, – это продукт индустриализации. В доиндустриальную эпоху о стариках заботилось молодое поколение в больших семьях, либо источником их существования были личные накопления (что явилось прототипом двух форм финансирования пенсий).

Первая система обязательного пенсионного обеспечения была введена Отто Бисмарком более 100 лет тому назад (по болезни – с 1883 года, в случае увечья – с 1884, и по старости - с 1889 года). Он охватывал всех рабочих, а также производственных служащих с годовым доходом до 2 000 рейхсмарок в год и предусматривал выход на пенсию по достижении семидесятилетнего возраста. На первом этапе существования обязательного пенсионного страхования, застрахованные лица получали пенсию в случае продолжительной утраты трудоспособности или при наступлении пенсионного возраста — 70 лет. При этом не делалось различий между мужчинами и женщинами, а также между рабочими и государственными служащими.

Бисмарк преследовал почти исключительно политические цели, иммунизируя население от социализма и, добиваясь интеграции граждан в государство (поэтому, кстати, он был против прямых отчислений в пенсионные фонды, а настаивал на выплате пенсий государством работнику). Однако эта пенсия не обеспечивала соответствующего уровня жизни застрахованным лицам, вышедшим на пенсию, а представляла собой скорее "добавку к средствам существования". В 1900 году, в системе пенсионного страхования и страхования на случай инвалидности выплачивалось приблизительно 600 000 пенсий. Около 14% лиц, достигших 60-летнего возраста, получали в то время пенсию, т. е. даже ни каждый седьмой человек. При этом более двух третей пенсий составляли пенсии на случай инвалидности и только приблизительно одну треть — пенсии по старости. В этих числах отражается, с одной стороны, пенсионное законодательство того времени с учетом возраста выхода на пенсию в 70 лет, а с другой стороны, вышеназванные показатели связаны с тем, что средняя продолжительность жизни в Германии в то время оставляла для мужчин 40,6 года, для женщин — 44 года. Застрахованные лица, как правило, не достигали пенсионного возраста, поэтому получение пенсии по старости было весьма редким исключением. К тому же в результате реформы 1913 г. для чиновников была создана отдельная система с более льготными условиями по сравнению со страхованием прочих занятых.

В течение последующих десяти лет вышеописанная ситуация принципиально изменилась. Уже в 1925 году в конце Первой Мировой войны и во время наступившей после войны инфляции количество пенсионеров, получающих пенсию, увеличилось и количество страховых пенсий достигло 1,6 млн. К ним добавились порядка 230 000 вдовьих и свыше 1,7 млн. сиротских пенсий. Если брать во внимание лиц в возрасте 60 лет, то только 30% из них были получателями пенсии. Причина этого заключалась в том, что средняя продолжительность жизни мужчин в это время возросла, а возраст выхода на пенсию понизился до 65 лет. После Второй Мировой войны, последующими за ней новой инфляции, денежной реформы и образования Федеративной Республики Германии многое изменилось. Из 4,4 млн. выплачиваемых страховых пенсий две трети составляли пенсии по старости и только около одной трети — пенсии по инвалидности.1

Однако в общих чертах такая централизованная схема, как в отношении сбора взносов, так и распределения пенсионных выплат, просуществовала до 1945 года, когда было распущено Имперское страховое ведомство. Идея создания системы всеобщего пенсионного обеспечения сначала распространилась в Европе, а со временем на американском и других континентах. Поэтому немецкую систему считают прототипом.

В ходе реформы 1957 г. были в основном устранены различия в условиях пенсионного обеспечения государственных служащих и прочих занятых в части размера и способа расчета пенсионных выплат и взносов. Важным положением реформы явилось то, что обязательному страхованию не подлежали предприниматели, фермеры и люди творческих профессий. Тем самым наряду с экономической свободой провозглашалась “свободолюбивая социальная политика”. Лицам, не работающим по найму, то есть обладающим большей экономической свободой, предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о страховании экономических и социальных рисков. Рабочие и служащие, работающие по найму, не должны нести ответственность за экономический риск или недобросовестность хозяина-предпринимателя, поэтому они нуждаются в защите, в том числе государственной страховой. Вовлечение предпринимателей в систему принудительного страхования выглядело бы нелогичным: с одной стороны государство предоставляет человеку свободу создать свое дело, расширить его, но исключительно под личную ответственность, а с другой стороны – эту же ответственность за экономический и социальный риск с предпринимателя снимает путем принудительного страхования.

Таким образом, предприниматель может застраховать себя добровольно. Если же он этого не делает, то и не может претендовать на страховую пенсию за счет средств пенсионного фонда, и тем самым, уклоняясь от уплаты взносов, лишается права получать пенсию за счет средств сформированных добросовестными налогоплательщиками.2

На современном этапе система пенсионного обеспечения в Германии осуществляется в рамках отдельных государственных программ пенсионного страхования для рабочих и служащих, нормы обеспечения по которым являются идентичными. Помимо указанных государственных программ общего характера, имеются специальные государственные программы, действующие в отношении государственных служащих, шахтеров, художников, фермеров и других лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Указанные программы составляют систему обязательного пенсионного страхования.

Кроме обязательных программ пенсионного страхования, имеются также программы пенсионного обеспечения от предприятий, по которым предоставляются некоторые пенсионные льготы работникам предприятий, охваченных такими программами.3

Немецкая пенсионная система была построена по распределительному принципу или принципу солидарности поколений, когда работники (и/или их работодатели) выплачивают часть зарплаты на финансирование социальных программ, которые обеспечивают доход для пенсионеров в обмен на обещание правительства о гарантированном доходе этим работникам при выходе на пенсию. При этом не осуществляется накоплений для будущих выплат. Эта система опирается на трансферт между поколениями - от младшего поколения к старшему, поэтому эта система называется распределительной или солидарной. Применительно к распределительной пенсионной модели в мире используется термин Pay-as-you-go system (PAYG).

Такая система отражает принципы социальной справедливости. Главное достоинство распределительной системы – значительное сокращение нищеты среди пенсионеров, поскольку в ней сильны перераспределительные элементы. Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной системы низкий уровень взносов был достаточным для обеспечения выплат относительно небольшому числу получателей, но по мере возрастания степени зрелости системы выплаты имеют тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов .4

Следуя данной модели пенсионного обеспечения, страны Европы, а затем и США внедрили подобные системы, на протяжении ХХ столетия им последовали многие другие страны. Модель пенсионного обеспечения, действующая в Великобритании, характерна также для Австралии, Японии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное социальное обеспечение - государственная пенсия по старости (Basic State Pension). Она предоставляется всем гражданам. Размер пенсии минимален, на сегодня он составляет 3179 фунтов в год для одинокого человека и 5003 фунта для семейной пары. Основная государственная пенсия по старости выплачивается по базовой ставке, увеличивающейся ежегодно в соответствии с индексом роста потребительских цен. Пенсионные взносы обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам.

Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года. Сегодня порядка 90% пенсионеров в Америке получают государственную пенсию. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа - ОФП (Social Security), охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу.

Общая федеральная программа испытывала серьезные трудности в 70-х годах, когда выплаты стали превышать поступления, что грозило истощением государственных пенсионных фондов. Этого удалось избежать, только повысив ставку взноса на социальное страхование. Однако, со второй половины 80-х годов ситуация существенно изменилась к лучшему в результате начавшегося экономического подъема и стабилизации (предполагается, что до 2005 г. соотношение между работающими и пенсионерами сохранится на уровне 3,2:1), и накопления в фондах ОФП возросли с 44 млрд. долл. США в 1985 г. до 493 млрд. долл. в 1995 г.

За более чем столетнюю историю распределительная система зарекомендовала себя как достаточно эффективно выполняющая свои функции. Надежность этих систем обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом средства всех застрахованных как бы перераспределяются между ними, в том числе и те, которые оказались неизрасходованными в связи с невостребованностью отдельными застрахованными тех или иных видов обеспечения в порядке обязательного социального страхования (в силу, например, смерти застрахованного до достижения им пенсионного возраста).

 


1 Анне Мойрер. Влияние времени на Германскую систему обязательного пенсионного страхования

2 Владимир Гутник, Андрей Зимаков. Пенсионная реформа в Германии

3 Л.П. Якушев. Социальное обеспечение в зарубежных странах

4 Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. ИМЭПИ РАН. М., 1999

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта