ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 
 

К числу важнейших проблем цивилизованных обществ относится формирование и изменение социального положения населения, состояние и динамика, которого выражают результаты социальной политики государства. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов, которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Следовательно, невозможно говорить о создании цивилизованного общества без создания соответствующих предпосылок формирования и дальнейшего поддержания динамически развивающейся эффективной системы социального обеспечения и вытекающего из неё устойчивого общественного (социального) положения людей и социальных групп. При этом каждый тип общества формирует свой тип нормального социального положения.

В частности, положение граждан в обществе зависит от их социальной защищенности, поскольку это есть необходимая мера, обеспечивающая минимизацию социальных опасностей неустойчивости и ухудшения общественного положения населения, называемые социальными рисками.

Социальная защищенность есть свойство, присущее общественной форме жизни как таковой. Отсюда возникает необходимость организовывать системы социальной защиты, охватывающие всех без исключения граждан, все общности, все социальные группы. Однако общество структурно, и каждый из элементов общественной структуры выступает не только как объект, но и как субъект социальной защиты.

Таким образом, защита от социальных рисков является объективно закономерной функцией современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами, то есть с элементами общественной инфраструктуры. Смысл этой функции – обеспечение необходимых условий существования каждого гражданина и устойчивости общества как целостного образования.

По вероятности возникновения социальные риски можно разделить на случайные и неизбежные. Неизбежные риски легко предвидеть, к их наступлению можно заранее подготовиться. Подготовка состоит в резервировании части доходов. За счет этого резерва и происходит в определенные периоды необходимое потребление.

Широко распространена практика, когда общество берет на себя резервирование части доходов и обеспечивает их расходование по назначению при наступлении неизбежных для человека рисков. Источником ресурсов в данном выступает социальное резервирование.

Другой вид защиты возникает, когда риски случайны для отдельного человека, но закономерны для сообщества. Здесь, как и в первом случае также возникает объединение усилий в ожидании опасности. Это солидарная защита, страхование.

Есть третий тип формирования ресурсов. Это бюджетные ассигнования и благотворительность. И хотя разница между двумя этими понятиями велика, их природа схожа. Это ассигнования на социальную помощь.

Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь – три разновидности социальной защиты, в которых защищаемые занимают разное положение. Это различие отражает с одной стороны, различие потребностей (как отражение структуры объективных потребностей в социальной защите) и, с другой, - различие источников их обеспечения. Наличие всех трех типов формирования ресурсов для социальной защиты, а также необходимая и достаточная полнота каждого из трех потоков – надежный признак развитости и благополучия общества.

Во всех развитых странах государство активно регулирует не только собственную экономику, но и теснейшим, неразрывным образом связанные с ней социальные процессы. Для решения определенных социальных проблем создаются социальные институты. Одним из важнейших факторов развития данного института является озабоченность правительств неустойчивым политическим состоянием общества, связанным с социальной необеспеченностью отдельных категорий граждан и возможностью социальных взрывов. При прямом участии государства или, под его регулирующим и контролирующим воздействием в этих странах созданы, достаточно эффективно функционируют и продолжают развиваться системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице. На развитие системы социальной защиты большое влияние оказывают факторы, связанные с более глубоким пониманием ее роли в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических и политических отношений в обществе. Все эти факторы в определенной мере опосредуются господствующей политической доктриной, через призму которой преломляются все указанные выше политические и экономические факторы, а также факторы имманентной логики совершенствования системы социальной защиты.1

Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.

Сам термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» - платеж и означает в нашем изложении регулярные периодические денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в установленных законодательством случаях (обычно, по старости, инвалидности и потере кормильца).

Исходя из случаев, при возникновении которых выплата пенсии обеспечивает указанную компенсацию, сложились и категории пенсионеров. В настоящее время различаются следующие виды пенсии:

социальная – гарантированная государством минимальная пенсия, для лиц, не участвовавших в финансировании общегосударственной пенсионной системы, и формируется за счет перераспределения доходов внутри системы;

трудовая – обязательная общегосударственная пенсия, которая формируется за счет зарезервированной части заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору, и ее размер обычно зависит от уровня заработной платы;

профессиональная – досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда, может быть как обязательной, так и добровольной и формируется за счет страховых взносов работодателей;

добровольная – форма пенсионного обеспечения (страхования), являющаяся дополнительной к общегосударственной, а в ряде стран основным механизмом самозащиты работников и мелких предпринимателей, и которая подразделяется на корпоративную (формируемая для работников предприятия, за счет взносов работодателя, хотя нередко встречаются корпоративные системы с участием в финансировании будущих пенсий и работника) и индивидуальная (формируемая физическим лицом для обеспечения приемлемого уровня пенсии).

В данной работе будут рассмотрены все виды части пенсионных систем, но, конечно же, наибольший интерес представляет обязательная часть, поскольку она затрагивает вес население страны. Исторический опыт показывает, что государственная пенсионная система должна быть централизованной с достаточным уровнем финансовой и административной независимости при наличии общегосударственного закона о пенсиях, обязательного выполнения на всей территории страны.

Как отмечалось выше, общество берет на себя резервирование части доходов. Эти вынужденные сбережения часто объясняются тем, что у многих работающих не получается отложить достаточное количество средств для обеспечения своей жизни в нетрудоспособном возрасте. Таким образом, работник принуждается к сбережению средств, для того, чтобы к моменту выхода на пенсию у него оказалась отложенной достаточная сумма накоплений. А общество, в лице государственных структур, поручая делать эти сбережения, берет на себя функцию резервирования, и обеспечивает их расходование по назначению при наступлении неизбежных для человека рисков, осуществляя регулирующий надзор.

В рыночной экономике заработная плата - это доля работника в доходе предприятия. Зарплата, выступая, как часть цены рабочей силы, формируется на рынке труда, где и определяются размеры ее дифференциации. Цена рабочей силы включает в себя денежную оценку всего личного потребления экономически активного населения, обусловленного заработной платой, ресурсами работодателя и государства. Таким образом, пенсия входит важной составляющей в более емкую категорию – цену рабочей силы.

По своей сути пенсия многофункциональна. Все присущие ей функции представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность и содержание пенсии, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования государственных пенсионных систем. Это важно подчеркнуть, потому что нередко противопоставления указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводит к нарушению их единства.

 


1 Якушев Л.П. Социальная защита

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта