НЕМНОГО О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

 
 

Уважаемые посетители сайта! Те из Вас, кто читает эти строки наверное ознакомились с предыдущим материалом, посвященным проблемам пенсионной реформы .На этой странице мы с Вами продолжим ознакомление с вопросами налогообложения в Российской Федерации.

Кому-то из Вас эта тема покажется не интересной и не актуальной. Вы и правы, и не правы.

Во-первых авторы раздела задумали этот подраздел не для специалистов, работающих с финансовыми документами и не собираемся Вас утомлять излишней информацией о налогах.

Во-вторых, молодым, кто задумывается о своем будущем и активно занимаются или задумались об инвестировании накопительной части трудовой пенсии, а именно им мы в первую очередь посвятили наш раздел, просто необходимо знать как устроена налоговая система страны, хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в вопросах функционирования фондового рынка и инвестирования накопительной части трудовой пенсии.

Налоговая система Российской Федерации вступила в период налоговых реформ с распадом СССР. В настоящее время она обусловлена действием Налогового кодекса, согласно которому ведется налогообложение юридических и физических лиц.

Налоговый кодекс (НК) состоит из двух частей:

- часть первая НК введена в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г., 9 июля 2002 г.,7 июля 2003 г., 29 июля 2004 г.,1 июля, 4 ноября 2005 г.,2 февраля,27 июля, 30 декабря 2006 г.,26 апреля,17 мая 2007 г.);

- часть вторая НК введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ( с изменениями от 27 декабря 2000 г., 24 марта, 6 августа, 15, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 24 июля, 24, 31 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июля, 18 августа, 28 декабря 2004 г., 21,22 июля, 20 октября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3 ноября, 4, 5, 30 декабря 2006 г., 23 марта, 16 мая, 24 июля 2007 г.).

С содержанием Налогового кодекса Вы можете ознакомиться в «Гаранте».

Ранее налогообложение в РФ осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который утратил свое действие с введением части первой Налогового кодекса.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

Каждое юридическое и физическое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Вашему вниманию предложены основные понятия в редакции Налогового кодекса. Современный россиянин имеет право и должен разбираться в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, при этом оптимально лучшим считается мыслить именно категориями законов.

Поговорим об участниках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Налоговым кодексом к ним отнесены:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты;

6) органы государственных внебюджетных фондов, в т.ч. Пенсионный фонд РФ.

Для целей реализации Налогового кодекса применяются следующие понятия:

организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; следует обратить внимание, что статья 11 НК четко устанавливает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования физического лица, но не зарегистрированные в качестве предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней;

лица (лицо) – организация и (или) физические лица;

бюджеты (бюджет) – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

внебюджетные фонды – государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

банки (банк) – коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;

источник выплаты доходов налогоплательщику – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налогом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе;

место жительства физического лица – адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Все эти налоги обязательны к уплате, кроме случаев, по которым Налоговым кодексом, а также законами субъектов РФ и муниципальными образованиями устанавливаются специальные налоговые режимы уплаты.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) единый социальный налог (в том числе страховые взносы в ПФР);

5) налог на прибыль предприятий;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Часть первая НК устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, а также гарантирует административную и судебную защиту их прав и законных интересов. В этой части НК также определены обязанности налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов, порядок открытия и закрытия расчетных и иных счетов, участия в создании совместных предприятий и открытия обособленных подразделений. По каждому такому основанию устанавливаются НК конкретные сроки информирования территориальных налоговых органов юридическим или физическим лицом.

Кроме налогоплательщиков участниками системы налогообложения могут выступать налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Сборщики налогов и (или) сборов могут быть государственные органы, в первую очередь это Федеральная налоговая служба ( адрес сайта www.nalog.ru) и ее территориальные органы, иные госорганы, а также органы местного самоуправления.

Налоговые органы в соответствии с НК имеют право проводить налоговые проверки, проводя выемку документов, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на имущество должника, взимать недоимку, вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков в налоговые органы, контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам, требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, привлекать для проведения налогового контроля экспертов, вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значения для проведения налогового контроля, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.,

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите,

о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с ними в проводимых выездных налоговых проверках.

Налогоплательщик (юридические лица, индивидуальные предприниматели) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. При этом он самостоятельно обязан исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливается Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления, либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования по уплате налога.

Инкассовое поручении (распоряжение) налогового органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

Под налоговым периодом, как правило, понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Взыскание налога может производится за счет имущества должника, как правило, при отсутствии достаточных средств на расчетном или ином счете должника. При этом налоговым органом принимается решение об обращение на имущество должника и в течении трех дней судебному приставу-исполнителю направляется постановление о взыскании недоимки. О порядке взыскания недоимки авторы достаточно подробно рассказывали выше при изложении материала о взыскании недоимки по страховым взносам в ПФР. По взысканию налогов порядок аналогичен, так как далее после направления постановления о взыскании недоимки служба судебных приставов принимает постановление о привлечении должника к ответственности в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В зависимости от суммы недоимки и начисленных на нее пеней, а также при взыскании штрафов налоговые органы могут обращаться в Арбитражный суд или суды общей юрисдикции. При принятии положительного решения исполнительный лист направляется в службу судебных приставов, полномочия которых достаточно широкие для взыскания задолженности с юридического или физического лица.

Налоговый кодекс устанавливает отдельные налоговые льготы.

Авторы привели для сведения некоторые понятия из Налогового кодекса. Подробно описать все статьи из НК не представляется возможным, он состоит из нескольких томов, да и не является задачей этого раздела ознакомление Вас подробно с налоговым законодательством. А вот на отдельных видах налогов авторы считают возможным и необходимым заострить Ваше внимание. В предыдущем материале об уплате страховых взносов в ПФР мы Вам подробно рассказали об уплате единого социального налога (ЕСН), его структуре и размере процентной ставки, в том числе о страховых взносах в ПФР ( 6% на базовую часть и 14% на страховую часть трудовой пенсии или соответственно на страховую и накопительную часть трудовой пенсии для определенной возрастной категории застрахованных лиц).

Налоговая ставка устанавливается в размере 13% , если иное не предусмотрено статьей 224 НК, в том числе налог на доходы физических лиц (НДФЛ, ранее называемый подоходным налогом).

На стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, услуг и работ при доходе, превышающем 4000 рублей устанавливается налоговая ставка 35%.,

Устанавливается налоговая ставка 35% по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ в течении периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам, за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики, в том числе физические лица, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица (по месту постоянной и (или) временной регистрации (прописки), а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. При этом им присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и выдается свидетельство о постановке на учет в инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС).

Юридические лица (налогоплательщики) регистрируются в территориальных органах ФНС в режиме «одного окна», им присваивается ИНН и вводится информация о них в Единый Государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность также регистрируются в ИФНС по месту регистрации (прописки) в режиме «одного окна» и информация о них вводится в единый банк данных налоговых органов в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Информация из «одного окна» передается в негосударственные фонды (ФСС – Фонд социального страхования, ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР – Пенсионный фонд Российской Федерации), где юридическим лицам- страхователям и индивидуальным предпринимателям присваивается регистрационный номер по технологии соответствующего фонда. При этом в ИФНС индивидуальный предприниматель как ИП и как работодатель регистрируется и осуществляет постановку на учет одновременно. В ПФР индивидуальному предпринимателю присваивается регистрационный номер, а если он при этом является страхователем (работодателем), применяющим для осуществления своей предпринимательской деятельности труд наемных работников, то его регистрируют как страхователя-работодателя дополнительно. Это обусловлено тем, что индивидуальный предприниматель за себя уплачивает фиксированный платеж, а за работников как страхователь по установленным тарифам уплачивает страховые взносы (об этом мы Вам рассказывали раньше).

Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов в ПФР в соответствии с законом, а взыскание недоимки по страховым взносам возложено на территориальные органы ПФР.

На этом авторы завершают рассказ о налоговой системе РФ.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта