О РОДОВОМ СЕРТИФИКАТЕ И МАТЕРИНСКОМ (СЕМЕЙНОМ) КАПИТАЛЕ

 
 

Авторы обращали Ваше внимание на то, что в нашей стране, особенно в последние годы проводится социально ориентированная политика. В рамках этого разработаны приоритетные национальные проекты, одним из которых успешно реализуется проект «Здоровье». В рамках этого проекта одним из наиболее значимых мероприятий в части охраны материнства и детства является дополнительная оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в период беременности и родов, реализуемой по программе родовых сертификатов.

Родовой сертификат (учетный документ) выдается беременным женщинам с 1 января 2006 года с целью повышения материальной заинтересованности

учреждений родовспоможения в предоставлении медицинской помощи женщинам и новорожденным детям, повышения доступности и качества этой помощи.

Средства на оплату родовых сертификатов ежемесячно перечисляются в учреждения здравоохранения региональными отделениями Фонда социального страхования России на основании счетов на оплату услуг по оказанию медицинской помощи с приложением талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов из расчета в 2006 году - 2000 руб. по каждому родовому сертификату в женские консультации и 5000 руб. по каждому родовому сертификату в родильные дома (отделения). В 2007 году стоимость родового сертификата в женской консультации была повышена до 3000 руб., в родильном доме – до 6000 руб. и 1000 руб.направляется при рождении ребенка в детскую консультацию.

Реализация программы родовых сертификатов явилась важнейшей составляющей приоритетного национального проекта «Здоровье».

Во исполнение этой программы были приняты ряд основных нормативных документов, регламентирующих деятельность участников по реализации этой программы:

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждением здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов»;

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 869 «О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения ( а при отсутствии – медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течении первого года жизни»;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» (с изменениями от 25 октября 2006 года);

- письмо Фонда социального страхования РФ от 21 февраля 2007 г. № 02-18/07-1565 с разъяснениями о порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениями здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течении первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов.

Все эти документы при необходимости Вы можете найти в «Гаранте», либо обратиться за дополнительными разъяснениями в Фонд социального страхования (адрес сайта www.fss.ru) или в Министерство здравоохранения и социального развития РФ (адрес сайта www.mzsrrf.ru).

Почему в разделе о пенсиях авторы привели эти сведения? Все просто – наша задача по возможности информировать застрахованных лиц об их пенсионных правах, в том числе в областях пограничных с рассматриваемой в этом разделе темой. А пограничной темой авторы считают – решение государственных программ улучшения демографической ситуации в стране по естественному приросту работников, которые своим вкладом через работодателя формируют увеличение отчислений на базовую и страховую части трудовой пенсии.

Далее расскажем Вам о материнском ( семейном) капитале, который предоставляется с января 2007 года с рождением второго и последующих детей. Поэтому мы и рассказали Вам о родовом сертификате, какими документами обусловлен его ввод в практику родовспоможения и где Вы можете получить дополнительную консультацию по его содержанию.

Обращаем внимание женщин, заинтересованных в этом документе – наличие страхового свидетельства при оформлении родового сертификата является обязательным, подумайте об этом заранее.

В целях установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей и создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, как отмечено в преамбуле Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был принят к реализации указанный закон.

Согласно части 1 статьи 3 право на дополнительные меры государственной поддержки имеют:

- женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

- женщины, родившие (усыновившие) третьего и последующих детей, начиная с января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

- мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки и решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Этой же статьей предусмотрены иные основания по реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, а именно в части 2 статьи 3 указано, что «при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 3, не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление , а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

В частях 3,4,5,6 статьи 3 названного закона излагаются иные случаи, связанные с усыновлением второго и последующих детей, смертью женщины или мужчины-усыновителя не реализовавших свое право на дополнительные меры государственной поддержки, либо смерти ребенка. Предлагаем Вам самостоятельно ознакомиться с этими частями в редакции закона, полный текст которого размещен на нашем сайте в разделе «Законодательство», либо в «Гаранте» с соответствующими ссылками на подзаконные нормативные акты.

Согласно части 7 статьи 3 закона «право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) и может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей».

Частью 1 статьи 2 определено, что дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей является возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным законом.

Реализация этих дополнительных мер государственной поддержки осуществляется путем предоставления материнского (семейного) капитала – средств федерального бюджета, передаваемых согласно части 2 статьи 2 закона в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Для организации этой работы пенсионные отделы территориальных управлений ПФР по месту постоянной регистрации (прописки) лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал ведут прием в установленные дни документов от этой категории граждан.

Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Вам необходимо представить:

- заявление установленного образца;

- паспорт заявителя;

- документ, подтверждающий гражданство 2-го и последующих детей;

- свидетельство о рождении детей;

- иные документы, которые могут быть использованы как доказательные для реализации права на материнский (семейный) капитал.

Заявление на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается согласно части 1 статьи 5 закона в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.

Решение о выдаче, либо об отказе в выдаче сертификата согласно части 3 статьи 5 закона выносится территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Не позднее, чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения лицу подавшему заявление о выдаче сертификата направляется уведомление об удовлетворении его заявления и назначается день, на который заявитель приглашается в пенсионный отдел для получения сертификата, либо направляется уведомление об отказе в удовлетворении такого заявления с указанием причин, явившихся основанием для отказа. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ или в установленном порядке в суд.

Согласно статьи 8 закона лица, подавшие заявление о выдаче сертификата , несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в представленных ими документах.

Согласно части 4 статьи 5 территориальные органы ПФР наделены полномочиями проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах и при необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, которые обязаны во исполнение указанной статьи закона в четырнадцатидневный срок с даты их поступления рассмотреть поступивший запрос.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3,4 и 6 статьи 3 рассматриваемого закона ( смерти матери или отца-усыновителя, лишение матери или отца-усыновителя родительских прав, возникновение права на материнский капитал в связи с предыдущими обстоятельствами, в связи со смертью ребенка);

- представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием материнского (семейного) капитала в полном объеме.

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия, либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители согласно статьи 10 закона обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Материнский (семейный) капитал установлен согласно части 1 статьи 6 закона в размере 250 000 рублей.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Следует обратить Ваше внимание, что согласно части 2 статьи 6 закона пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ на основании составленной по заявлениям о распоряжении заявке. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал имеют право распоряжаться этим капиталом не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Для этого в пенсионный отдел по месту получения сертификата, либо по месту нового места регистрации (прописки) при соответствующем уведомлении об изменении места регистрации (прописки) подается заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, но не ранее наступления права на распоряжение. В этом заявление распорядитель указывает направления использования материнского (семейного) капитала.

Лица, получившие сертификат согласно части 3статьи 7, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) каптала по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части1 статьи 3 закона.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по всем перечисленным в законе направлениям.

При этом согласно части 6 статьи 7 заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, но не позднее 1 мая текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении.

Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года ПФР информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала, либо в случае распоряжения частью материнского семейного капитала – о размере его оставшейся части.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган ПФР уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет ПФР по заявке ПФР, сформированной на основании поданных и рассмотренных заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Рассмотрим более подробно предусмотренные данным законом направления использования средств материнского капитала.

 

Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий:

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находится на территории Российской Федерации.

Жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей ( в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством РФ.

 

Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

- на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

- на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

- на оплату иных связанных с образованием расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства ( часть) средств материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе согласно части 3 статьи 11 закона не должен превышать 25 лет.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливается Правительством РФ.

 

Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по заявлению о распоряжении, поданному женщинами, родившими (усыновившими) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, а также женщинами, родившими (усыновившими) третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ( о реализации этих законов авторы рассказывали в предыдущем материале, а законы Вы можете прочитать на нашем сайте в разделе «Законодательство», либо в «Гаранте»).

Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному статьями 10 и 11 закона ( на улучшение жилищных условий или на получение образования ребенком или детьми).

Женщины, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 3 закона (см.предыдущий абзац) , не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений (это положение части 5 статьи 12 закона касается женщин 1967 года и моложе, в 2002-2004 г.г.накопительную часть имели женщины 1957 года и моложе).

Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выше в изложении материала о материнском (семейном) капитале авторы давали поясняющие ссылки на соответствующие статьи Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.»

Заключительная статья этого закона устанавливает порядок введения в действие и переходные положения закона:

- рассматриваемый закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года (часть 1 статья 13);

- закон устанавливает, что заявление о распоряжении средствами ( частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года (часть 2 статьи 13).

 

На этом авторы завершают рассказ о материнском (семейном) капитале и желают Вам реализации мероприятий, направленных на государственную поддержку семей, имеющих детей.

 


В началоКонтактыПоискКарта сайта


Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.
 
Счетчик посещаемости и статистика сайта